Воспитательный час, посвященный 110 -летию со дня рождения детского писателя Н. Н. Носова
методическая разработка

Кошан Ирина Владимировна

Методическая разработка воспитательного часа, посвящённого юбилею детского писателя Н.Н. Носова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nosov.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка воспитательного часа, посвященного

110 -летию со дня рождения  детского писателя  Н. Н. Носова

Цель:  Вспомнить знакомые  произведения Николая Николаевича Носова, помочь детям осмыслить происходящие события, предоставить  возможность ощутить и пережить состояние радости при соприкосновении с творчеством писателя через различные виды деятельности (художественно-эстетические, познавательные, речевые).

Задачи:

Познакомить детей с творчеством знаменитого детского писателя Н.Н. Носова.

Развивать индивидуальные творческие способности, речь, умение мыслить. Расширять   представления о художественной литературе.

Воспитывать интерес к художественной литературе, любовь к книгам.

Предварительная работа:

Организация выставки произведений Н. Носова

Чтение и обсуждение произведений.

Подготовка к инсценировке отрывка из произведения Н. Носова.

Оборудование:  

Выставка книг, портрет писателя, атрибуты к инсценировке, аудио запись произведения «Живая шляпа», «Заплатка», фильм «Огурцы»

Ход мероприятия:

Ведущий. Ребята, а вы любите фантазировать? (да)

- А зачем, как вы думаете, люди фантазируют? (Чтобы развеселить другого. Чтобы сделать  ему приятно )

Стук в дверь.

- Ребята, послушайте, кто-то стучится. К нам в гости пришли настоящие Фантазеры. Давайте встретим их.

Сценка «Фантазеры»

Ведущий.  Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет.

Дети. – Сколько тебе лет? – спрашивает Мишутка.

-Девяносто пять. А тебе? …

Ведущий. Вы посмотрели сценку «Фантазеры» (слайд 1)

- А кто из вас знает, кто автор этого произведения?

-Да, верно, это Николай Николаевич Носов.

- Сегодня мы с вами поговорим об этом необыкновенном человеке и талантливом писателе. Его книги с огромным удовольствием читают дети и перечитывают взрослые. (слайд 2)

- Писатель соответствовал своей фамилии. У Носова действительно был нос и совсем не маленький, а крупный такой, заметный, и большая голова, и широкие плечи… Роста он был невысокого, имел тихий глуховатый голос. Николай Носов был молчаливым, замкнутым человеком. Но писал очень веселые, смешные рассказы, и с детства был большим выдумщиком, и очень многим увлекался.

Родился Николай Носов в Киеве 23 ноября 1908г. (слайд 3). В этом году мы отмечаем 110 лет со дня рождения этого замечательного писателя.

Какое-то время семья жила в маленьком поселке Ирпень. А потом снова вернулась в Киев.

- А сейчас давайте поближе познакомимся с семьей писателя. (слайд 4)

        В детстве, Николая Носова мама и папа ласково называли Кока. Мама – Варвара Петровна была рукодельница и певунья, а папа –Николай Петрович актером и кинематографистом. В семье было четверо детей. Николаю очень нравились выступления отца. В семье думали, что он пойдет по стопам родителя. (слайд 5)

         В школьные годы мальчик решил научиться играть на скрипке, представляя себя музыкантом. Но, оказалось, что это не так-то просто. И Коля забросил скрипку.

        Потом он увлекся химией, мечтая уже видеть ученым в белом халате, делающим потрясающие открытия в области науки. Эта наука настолько увлекла Николая, что он делает дома на чердаке настоящую лабораторию.

        Увлекался он и фотографией, шахматами, игрой на мандолине. Даже собак дрессировал, но к 20 годам уже поступил на режиссерский факультет, где учился его старший брат Петя.

        Маленький Николай не был идеальным учеником или идеальным ребенком. Было время, когда гимназист Николай бросил делать уроки, получил двойки и остался на второй год. После чего он числился в самых отстающих учениках. (слайд 6)

        Чтобы прокормить семью Николай с 14 лет был вынужден работать: был газетным торговцем, землекопом, косарем, работал чернорабочим на бетонном заводе в Ирпене, потом на частном кирпичном заводе в городе Буча – мусорщиком.

        Все шло к тому, что Николай явно должен был бы пойти учиться в политехнический институт, но поступает на киноотделение Киевского училища живописи и ваяния.

        А через 2 года, Николай Носов перевелся в Московский институт кинематографии. Закончив этот институт, Николай стал постановщиком и режиссером научных, мультипликационных и учебных фильмов. (слайд 7).

        В годы Великой Отечественной войны он снимал фильмы на линии фронта. (слайд 8)

        Знаменательно, что за ленту об устройстве и управлении английского танка «Черчилль», Носов был награжден в 1943 году ордером Красной Звезды: в работе над этим проектом ему пришлось не только вникнуть в устройство танка, но даже исправить некоторые ошибки механика-инструктора. (слайд 9)

        В литературу, как говорил и писал Носов, пришел он случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные рассказы. (слайд 10)

        Самый первый рассказ Носова «Затейники» был издан в журнале «Мурзилка» в 1938 году. Тогда Носову исполнилось 30 лет.

Это рассказ о двух ребятах, брате и сестре, которые остались одни дома и решили затеять игру в «Трех поросят». Для этого они сделали домик из одеяла и …

А как закончилась эта игра вы узнаете сами, прочитав рассказ до конца.

За этим рассказом последовали другие, которые печатались в детских журналах «Мурзилка», «Костер», «Затейники» и в газете «Пионерская правда».

Первый сборник детских рассказов Николая Носова вышел в 1945 году. Внего вошли рассказы «Живая шляпа», «Мишкина каша», «Фантазеры», «Тук-тук-тук», «Огородники» и другие. ( слайд 11)

- Как же Носов сочинял рассказы? Он очень внимательно прислушивался к разговорам вокруг, и даже незначительный факт мог подсказать ему очередной сюжет.

Например, рассказ «Огурцы» Носов написал. Основываясь на истории, которая произошла с его пятилетним племянником.

 Однажды мальчик гулял рядом с домом на площадке, где была овощная палатка. Он увидел за палаткой бочку с солеными огурцами, залез в нее обеими руками, ухватил в каждую руку по огурцу и, довольный, пошел к маме.

- О чем рассказ «Огурцы» и чему он нас учит мы сейчас с вами увидим и подумаем? А также вы постараетесь ответить мне на вопрос, чем схожи две истории, которая произошла с племянником писателя и главным героем рассказа «Огурцы».

Просмотр видео 7 мин.10 сек. (слайд 12)

- Мы свами разделились на 2 команды «ФАНТАЗЕРЫ» и «ЗАТЕЙНИКИ». Победит та команда, которая продемонстрирует сегодня свое умение работать в команде, слушать воспитателя, отвечать на вопросы и конечно надо знать произведения Носова. Вы готовы к работе?

- Тогда команда «Вперед». За каждый правильный ответ команда будет получать ЛЕДЕНЕЦ. А почему леденец вы узнаете в конце викторины? Чья команда соберет больше леденцов та и победит.

ВИКТОРИНА.

- Проверим, как вы внимательно смотрели видео. Прочитайте вопросы, выберите правильные ответы.

1. Куда ходили Павлик и Котька?

А) на рыбалку

Б) на огород

В) в лес

2. В каком настроении пришел Котька домой?

А) грустном

Б) радостном

В) задумчивом

3. Как встретила сына мама?

А) просила вернуть огурцы

Б) засолила огурцы

В) отдала огурцы соседям

4. Почему  Котька  не хотел возвращаться на огород?

А) было стыдно

Б) было далеко идти

В) боялся сторожа

5. Как повел себя сторож с мальчиком?

А) отругал, накричал

Б) спокойно поговорил

В) ничего не сказал

6.  Какое душевное состояние было у Котьки по пути домой?

А) грустное

Б) безразличное

В) радостное

- Проведите самопроверку. (слайд 13-18)

(А,Б,А,В,Б,В)

Игра «Огурец»

Выбирается один ведущий, а все остальные становятся в очень тесный круг (плечом к плечу). Причем руки игроков должны находиться сзади. Суть игры: нужно незаметно передавать за спинами огурец и при каждом удобном случае откусывать от него по кусочку. А задача ведущего – отгадать, в чьих руках находится огурец. Если ведущий отгадал, то пойманный им игрок становится на его место. Игра продолжается до тех пор, пока не съеден огурец.

- А сейчас мы прослушаем еще один рассказ Николая Носова и ответим на вопросы викторины. ( слайд 19)

Аудио рассказ. 3 мин. 37 сек.

- Проверим, как вы внимательно слушали. Прочитайте вопросы, выберите правильные ответы.

1. Перед тем как упасть на котенка, шляпа лежала на комоде?

А) да

Б) нет

2. Вовка и Вадик делали уроки, когда позади их что-то плюхнулось?

А) да

Б) нет

3. Мальчики убежали от шляпы в спальню?

А) да

Б) нет

4. Мальчики, чтобы обороняться от шляпы взяли лопату и кочергу?

А) да

Б) нет

5. Ребята бросали в шляпу картошку?

А) да

Б) нет

6. Рассказ называется «Живая шляпа» потому, что шляпа умела ползать?

А) да

Б) нет

(слайд 20-26)

Игра «Попади в шляпу»

- А сейчас мы проверим какие вы меткие? Но сначала давайте вспомним чем Володя швырял в шляпу?

Шляпа из бумаги + яйца от киндеров (картошка).

Молодцы !!!

- А сейчас мы прослушаем еще один рассказ Николай Носов и поиграем в игру «Найди зашифрованные слова» (слайд 27).

Аудио рассказ «Заплатка». 3 мин. 53 сек.

Игра «Найди зашифрованные слова»

к

з

а

п

л

а

т

к

а

ш

т

а

н

ы

п

ы

и

р

н

р

з

а

б

о

р

я

и

в

и

г

о

л

к

а

ы

в

л

л

о

с

к

у

т

о

к

ф

о

м

Б

о

б

к

а

м

Ответы: заплатка, штаны, забор, иголка, лоскуток, Бобка.

- А сейчас я опишу героя одной из книг Носова, а вы постарайтесь угадать, о ком идет речь. Он «… носил яркую голубую шляпу. Желтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он любил яркие краски. Нарядившись таким попугаем, он по целым дням слонялся по городу …У него  был друг Гунька, который жил на улице Маргариток и с которым он по двадцать раз на день ссорился и мирился…» (Незнайка)

- Кто из вас знает, сколько всего книг о Незнайке написал  Николай Носов ?  (Три: «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне») (слайд 28).

- Сказочная трилогия о Незнайке – второй этап творчества Николая Носова. В основе каждой из сказок трилогии – история путешествия. Путешествуя на воздушном шаре, его герои буквально сваливались с неба на Зеленый город, где обитают одни малышки ( «Приключения Незнайки и его друзей»); на волшебном автомобиле катят они в край благоденствия и фантастической техники( «Незнайка в Солнечном городе» ); наконец, на космическом корабле навещают лунных жителей («Незнайка на Луне»).

Коллективная игра «Узнай имя человечка и назови профессию коротышки»

Детям раздаются конверты с карточками. Нужно соотнести имя коротышки с картинкой и определить профессию.

- Незнайка на столько любим детьми и популярен, что в 2013 году в городе Прокопьевск в Кузбассе был установлен памятник этому персонажу с кистью и палитрой в руках. (слайд 29)

В 2008 году государственный Банк Росси выпустил юбилейную монету достоинством в два рубля в честь 100-летия со дня рождения замечательного детского писателя Н. Н. Носова.

В истории Росси первая цветная монета. (слайд 30)

- Николай Носов умер в Москве 26 июля 1976 года. Писателю было 68 лет. Похоронен он на Кунцевском кладбище в Москве.

Творческая деятельность Аппликация «Солнечный город»

Дети вклеивают свои фотографии в окошки домов.

- Подведем итог и по количеству леденцов узнаем чья команда победила «Фантазеры» или «Затейники».

 Сегодня мы с вами вспоминали произведения Н. Носова и за правильные ответы вы получали Леденец. И это не спроста, так как у Николая Носова есть рассказ с таким названием «Леденец». Советую вам его прочесть. Он интересный и занимательный, как и все рассказы Н. Носова. Всем спасибо за работу. Все молодцы!!!

        

        

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по воспитательной работе, посвященное Международному женскому дню «ТЫ – ПРИНЦЕССА!»

Внеклассное мероприятие по воспитательной работе, посвященное Международному женскому дню ​«ТЫ – ПРИНЦЕССА!» предназначена для учащихся начальных классов.  Ее цель - сформи...

ЗАТЕЙНИКИ И ФАНТАЗЕРЫ К 100-летию со дня рождения Николая Николаевича Носова (23.11.1908–1976)

Однажды Николай Николаевич Носов, отвечая на вопрос о том, как он стал детским писателем, сказал так: "Детским писателем я стал потому, что, когда я вырос, мне вообще захотелось стать писателем. А ста...

Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвященного году экологии «Встреча весны и птиц»

Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвященного году экологии «Встреча весны и птиц»...

Воспитательное мероприятие, посвященное Дню защитников Отечества.

Разработка сценария  «Праздник Защитников Отечества настоящих и будущих» подходит для учащихся 3 и 4  классов. В нем используются стихи, сценки,частушки и конкурсы....

Воспитательное мероприятие "Краски лета"

Воспитательное мероприятие "Краски лета"...

Презентация к воспитательному мероприятию "Краски лета"

Презентация к воспитательному мероприятию "Краски лета"...

Воспитательный час «Здравствуй, лето безопасное!» 20.05.2024

Цель: подготовить учеников к опасным ситуациям, включающим в себя выработкуправильной реакции и способности успешно действовать для сохранения иукрепления своего здоровья...