Программа внеурочной деятельности "Дерево жизни"
рабочая программа (4 класс) на тему
Данная программа разработана для реализации духовно-нравственного направления во внеурочной деятельности для учащихся 4 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения. Отличительной особенностью данной программы является синтез типовых образовательных программ и современных образовательных технологий.Программа способствует углубленному изучению программы ОРКСЭ, а также плавному переходу к курсу обществознания в среднем звене.Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предусматривает согласование усилий социальных субъектов: школы и семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 99.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
«Дерево жизни»
Направление: духовно-нравственное
Возраст школьников: 4 класс
Период реализации: 1 год
Разработчик: Якуб Маргарита Викторовна
учитель начальных классов
Муниципального общеобразовательного автономного учреждения
средней общеобразовательной школы № 200 с углубленным изучением отдельных предметов.
2014
Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают
будущую историю нынешней страны,
а значит, и историю мира.
А.С.Макаренко
Пояснительная записка
Данная программа разработана для реализации духовно-нравственного направления во внеурочной деятельности для учащихся 4 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения.
Отличительной особенностью данной программы является синтез типовых образовательных программ и современных образовательных технологий.
Программа способствует углубленному изучению программы ОРКСЭ, а также плавному переходу к курсу обществознания в среднем звене.
Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предусматривает согласование усилий социальных субъектов: школы и семьи.
Актуальность
Важной проблемой современного общества является духовно-нравственное воспитание детей. В настоящее время наблюдается дефицит добра, любви, сострадания в детской среде. Одной из причин этих явлений является утрата обществом семейных ценностей и традиций, которые на протяжении многих поколений сохранялись и преумножались. Восстановление традиционного уклада жизни семьи, основанного на традициях семейного воспитания, поможет решить проблему духовно-нравственного воспитания детей.
Для чего же нужно изучать семейные праздники и традиции? Изучение родословной способствуют более близкому общению членов семьи, и помощниками в исследованиях детей будут родители, бабушки и дедушки. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень.
Все эти факторы обусловили необходимость создания программы, в которой выработаны механизмы взаимодействия семьи и школы.
Цель программы
Способствовать формированию условий для личностного роста и развития ребенка через возрождение семейных традиций, укрепление духовных ценностей семьи, основанных на нравственных ориентирах.
Участники программы :
Дети в возрасте 9-10 лет, родители, педагог.
Сроки реализации программы: 1 учебный год.
Программа рассчитана на 34 часа аудиторных и внеаудиторных занятий: одно занятие в неделю.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части.
Задачи программы:
- - раскрывать сущность важной роли в семье традиций и ценностей, приобщаться к этим ценностям, закладывать новые и культивировать старые семейные традиции;
- - способствовать формированию бережного отношения к семейным традициям и реликвиям, расширению знаний о семейных ценностях, правилах взаимоотношений;
- формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;
- - организация и проведение совместного творчества в семьях учащихся.
Планируемые результаты:
- активизация совместной деятельности семьи и классного руководителя по формированию у детей потребностей получать знания и развиваться творчески;
- пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям;
- формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, родословной своей семьи;
- устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России;
- формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами;
- возрождение духовно-нравственных традиций семейного воспитания.
Основные виды деятельности :
- элементы исследовательской деятельности, направленные на самостоятельное добывание знаний по истории своей семьи, края;
- сбор и анализ информации;
- элементы проектной деятельности;
- КТД совместно с родителями, демонстрирующие отношение учащихся к истории своей семьи, знание истории.
Формы контроля :
- текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
- промежуточный – занятия-зачеты, выставки ;
- итоговый – совместные праздники, защита проектов.
Формы подведения итогов:
- выступления на классных часах;
- на родительских собраниях.
Материально-техническое обеспечение:
- выбор оптимальных условий для проведения различных мероприятий;
- материалы для оформления и творчества детей;
- наличие канцелярских принадлежностей;
- компьютеры;
- проектор
- экран
Методическое обеспечение:
- художественная литература о семейных отношениях;
- DVD-диски «Гора самоцветов».
Для реализации программы предлагаются следующие
методы :
словесной передачи информации
- беседы с элементами диалога
- рассказы детей по схемам
- сообщение дополнительного материала
наглядной передачи информации
- фотографии, иллюстрации
- мультимедиа, презентации
- экскурсии в музей, целевые прогулки
передача информации с помощью практической деятельности
- проведение, конкурсов;
- презентаций своих проектов,
- классных часов;
- организация встреч с родителями, для родителей.
Методы стимулирования и мотивации:
эмоциональные
- поощрение
- создание игровой ситуации
познавательные
- побуждение к поиску решений
- выполнение заданий
социальные
- создание ситуации групповой работы
Методы самоконтроля:
- устные
- групповы
Формы работы ориентированы на :
- игровые,
- коллективно-творческие формы,
- проектную деятельность,
- беседы,
- диспуты,
- викторины,
- экскурсии
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
- доступность;
- системность;
- научность;
- преемственность;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- доброжелательный психологический климат на занятиях;
- оптимальное сочетание форм деятельности
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий:
Личностные результаты.
- потребность сотрудничества со сверстниками и взрослыми, целостность взгляда на мир;
Регулятивные УУД:
- понимать и принимать учебную задачу;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы ;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха.
Познавательные УУД:
- понимать, применять и систематизировать полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности при создании проектов.
Коммуникативные УУД:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- формулировать собственное мнение и позицию
Формы учета оценки планируемых результатов:
- Опрос
- Наблюдение.
- Диагностика:
- нравственной самооценки;
-отношения к семейным ценностям;
- Анкетирование учащихся и родителей
- Банк семейных проектов.
Структура программы
Учебный план
№ | Разделы | Кол-во часов |
1 | Семейные ценности и традиции | 10 |
2 | Наши бабушки и дедушки | 2 |
3 | «Чтобы вспомнить, какими мы были, загляните в семейный альбом» | 4 |
4 | Семейные реликвии | 3 |
5 | «След войны в моей семье» | 3 |
6 | «Моё родовое древо» | 7 |
7 | Настоящее и будущее моей семьи | 5 |
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Формы |
Семейные ценности и традиции | |||
1 | Вводное занятие «Расскажу вам о себе и о своей семье». | 1 | Познавательная беседа. Игры. Анкетирование. |
2 | Символы семьи в славянской культуре. Проект « Герб моей семьи». | 1 | Познавательная беседа. Обсуждение работы над проектом. |
3 | Выставка работ, защита проектов. | 1 | Защита проектов. |
4 | Традиции семьи в песнях, играх и обрядах. | 1 | Познавательная беседа. Просмотр фильма о песнях и обрядах в славянской культуре. |
5 | Проект «Семейные праздники и традиции». Организация и сбор материала. | 1 | Беседа. Рассказ обучающихся о любимых семейных праздниках и их проведении. |
6 | Изучение и обобщение собранного материала по теме: «Семейные праздники и традиции». | 1 | Совместная работа обучающихся и родителей. |
7 | Презентация проекта «Семейные праздники и традиции». | 1 | Защита проектов. |
8 | «Традиции нашей семьи» — выпуск буклетов. | 1 | Конкурс. Совместное занятие с родителями и детьми. |
9 | День рождения в моей семье. | 1 | Коллективное творческое дело по подготовке и проведению семейного праздника. |
10 | Любимые блюда моей семьи. | 1 | Ярмарка рецептов. |
Наши бабушки и дедушки | |||
11 | Устный журнал «Я с бабушкой своею дружу давным-давно». Подготовка, сбор информации. | 1 | Нравственная беседа. Рисунки, фотографии. |
12 | Презентация устного журнала «Я с бабушкой своею дружу давным-давно». | 1 | Рассказы и презентации учащихся. |
«Чтобы вспомнить, какими мы были, загляните в семейный альбом» | |||
13 | «Семейный альбом». Сбор материалов для создания семейного архива. | 1 | Рассказ. Беседа. Подготовка к проекту. |
14 | «Семейный альбом». Сбор материалов для создания семейного архива. | 1 | Коллективное творческое дело по подготовке с участием родителей. |
15 | Изучение и систематизация собранного материала. Выбор эскиза, создание альбомов. | 1 | Творческая работа по созданию эскизов. |
16 | Презентация семейных альбомов. | 1 | Защита презентаций. |
Семейные реликвии | |||
17 | Экскурсия в городской музей с целью изучения быта наших предков. | 1 | Познавательная беседа. Посещение музея. |
18 | «Из бабушкиного сундучка». Семейные реликвии. Сбор старинных вещей. | 1 | Презентация. Просмотр мультфильма. |
19 | История моего города в истории моей семьи. Экскурсия в музей. | 1 | Посещение музея. |
«След войны в моей семье» | |||
20 | Проект «След войны в моей семье». Сбор и анализ информации, документов, фотографий и т.д. | 1 | Познавательная беседа. Обсуждение форм работы над проектом. |
21 | «След войны в моей семье». Сочинения. | 1 | Коллективное творческое дело по подготовке с участием родителей. |
22 | Презентация проекта «След войны в моей семье» на классном часе. | 1 | Совместное занятие с родителями и детьми. |
«Моё родовое древо» | |||
23 | Проект «Моё родовое древо». Организация и сбор материала. | 1 | Просмотр мультфильмов из цикла «Гора самоцветов», презентация. |
24 | Создание и оформление эскиза. «Моё родовое древо». | 1 | Коллективное творческое дело по подготовке с участием родителей. |
25 | Презентация проектов «Моё родовое древо» на родительском собрании. | 1 | Выступление с проектами. |
26 | Профессии в моей родословной. | 1 | Конкурс рисунков |
27 | Тайны имён и фамилий. | 1 | Познавательно-игровая программа. |
28 | Проект «Мой личный герб» | 1 | Конкурс. Рисунки. Творческая работа. |
29 | Презентация проектов «Мой личный герб». | 1 | Защита презентаций. |
Настоящее и будущее моей семьи | |||
30 | «Один счастливый день моей семьи» | 1 | Выставка рисунков. |
31 | «Моя семья – моя радость» Сочинение. | 1 | Нравственная беседа. |
32 | Проект «Заглянем в будущее». Подготовка. | 1 | Рисунки и сочинения. Творческая работа. |
33 | Защита проектов «Заглянем в будущее». | 1 | Защита проектов. Диагностика. |
34 | КТД «День семьи». | 1 | Праздник. |
Содержание программы
На занятиях школьники
- знакомятся с понятиями семейные ценности и традиции;
- с процессом сохранения и сбора информации о своей семье;
- установление имен и фамилий своих предков;
- сбор воспоминаний родственников, фотографий, реликвий, заметок различного характера;
- осваивают компьютерные программы, позволяющие самостоятельно создавать семейные архивы;
- проводят исследования по сбору статистики о семьях и их традициях; изучают и сравнивают устои семей с давних времён и современности;
- учатся создавать проекты, посвящённые своей семье.
Семейные ценности и традиции (10 часов)
- «Расскажу вам о себе и о своей семье».
Знакомство с содержанием программы. Игры на знакомство. Анкетирование детей.
- Символы семьи в славянской культуре. Проект « Герб моей семьи».
Знакомство с символами семьи и семейных ценностей в славянской культуре.
Раскрытие понятий семейные ценности и традиции. Обучение работе с источниками. Игра «Какие ценности есть у твоей семьи?».
- Выставка работ, защита проектов.
Рассказы обучающихся о своей семье, увлечениях, достижениях, памятных событиях с использованием альбомов, презентаций. Рисунки своего герба.
- Традиции семьи в песнях, играх и обрядах.
Понятие «традиции». Просмотр мультфильмов цикла «Гора самоцветов».
Знакомство с семейными традициями в культуре славян. Осуждение, сравнение с современными традициями.
- Проект «Семейные праздники и традиции».
Понятие «праздник». Классификация праздников.
Рассказ обучающихся о любимых семейных праздниках и их проведении. Обсуждение форм работы над проектом.
- Изучение и обобщение собранного материала по теме: «Семейные праздники и традиции».
Значение семейного предания для воспитания личности. Совместная работа обучающихся и родителей.
- Презентация проектов «Семейные праздники и традиции».
Защита семейных проектов. Показ семьями номеров, характеризующих увлечение семьи.
- «Традиции нашей семьи» — выпуск буклетов.
Проведение игр обучающимися , подготовка к коллективно-творческому делу, к выставке буклетов.
- День рождения в моей семье.
Как подготовить оформление праздника. Сюрпризы и подарки своими руками.
- Любимые блюда моей семьи.
Семейный обед – традиция народов. Гостеприимство. Рассказы обучающихся о любимых семейных блюдах.
Наши бабушки и дедушки ( 2 часа)
- Устный журнал «Я с бабушкой своею дружу давным-давно». Подготовка, сбор информации.
Значение детей в жизни семьи. Положение детей в семье. Старшие члены семьи. Игры на сплочение.
- Презентация устного журнала «Я с бабушкой своею дружу давным-давно».
Рассказы и презентации учащихся.
«Чтобы вспомнить, какими мы были, загляните в семейный альбом» (4 часа)
- «Семейный альбом». Сбор материалов для создания семейного архива.
Что такое родословная? Понятия «архив», «источник». Обучение работе с источниками.
- «Семейный альбом». Сбор материалов для создания семейного архива.
Правила составления родословной. Систематизация и хронологическая последовательность в создании семейного архива. Знакомство с компьютерным приложением по созданию альбома.
- Изучение и систематизация собранного материала. Выбор эскиза, создание альбомов.
Совместная работа обучающихся и родителей.
- Презентация семейных альбомов.
Рассказы обучающихся по семейным фотоальбомам о своей семье, увлечениях, традициях, отношениях в семье.
Семейные реликвии (3 часа)
- Экскурсия в городской музей с целью изучения быта наших предков.
- «Из бабушкиного сундучка».
Семейные реликвии. Сбор старинных вещей. Рассказ о самой старинной вещи семьи.
- История моего города в истории моей семьи. Экскурсия в музей.
Поход в краеведческий музей, рассказ экскурсовода о первых жителях нашего города, о происхождении их фамилий.
«След войны в моей семье» (3 часа)
- Проект «След войны в моей семье».
Сбор и анализ информации, документов, фотографий и т.д.
Просмотр мультфильма из цикла «Гора самоцветов». Интервью с бабушками, родителями о героических членах своей семьи: ветеранах военных действий.
- «След войны в моей семье». Сочинения.
Совместная работа обучающихся и родителей.
- Презентация проектов «След войны в моей семье» на классном часе.
«Моё родовое древо» (7 часов)
1.Проект «Моё родовое древо». Организация и сбор материала.
Раскрытие понятия «семья», «родственные отношения». Знакомство со словами «деверь», «невестка», «свекровь», «теща» и т.д. Игра «Установи родственные связи».
- Создание и оформление эскиза. «Моё родовое древо».
Совместная работа обучающихся и родителей.
- Презентация проектов «Моё родовое древо» на родительском собрании.
Защита семейных проектов.
- Профессии в моей родословной.
Знакомство с понятием «династия». Рассказ учителя о династии учителей школы.
Сбор информации о профессии предков.
5. Тайны имён и фамилий.
История появления имен, семейные традиции по выбору имен. Роль имени в судьбе человека. Исследование имён и фамилий обучающихся.
6.Проект «Мой личный герб»
Отражение значения своих имени и фамилии в чертах характера, привычках. Рисунки своего герба.
7. Презентация проектов «Мой личный герб».
Защита проектов.
Настоящее и будущее моей семьи ( 5 часов)
- КТД «Один счастливый день моей семьи».
Конкурс рисунков. Подготовка экскурсии по выставке рисунков.
- «Моя семья – моя радость» сочинение.
Значение семьи в жизни человека. Семейное счастье – миф или реальность? Радость семейной жизни. Совместная работа обучающихся и родителей.
- Проект «Заглянем в будущее». Подготовка.
Раскрытие содержание понятия «ответственность»; формирование у детей ответственности за свои мысли, поступки и действия; сочинение и иллюстрирование рассказов. Ролевая игра «Поменяемся местами».
- Защита проектов «Заглянем в будущее».
Защита проектов. Анкетирование детей и родителей «Семейные ценности моей семьи»
- КТД «День семьи».
Проведение семейного праздника с участием родителей, бабушек, дедушек. Использование инсценировок, песен, оформления за весь год.
Литература и источники:
1.Данелюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Москва «Просвещение», 2011.
2.Агафонова А.В. «Классные часы на темы этики» Москва, 2009.
3. Амонашвили Ш.А. «Школа жизни». Москва, 2007.
4. Андреев А.А. Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,1991.
5. Волкова Т.В. «Наука быть человеком» Волгоград, 2008.
6. Ляхов И.И. Проектная деятельность. М. 1996.
7. Максимцева Т.А., Кузьмина О.В. Воспитываем гражданина: система гражданского образования в школе. «Панорама», ООО «Глобус», 2007Моляко В.А. Психология творческой деятельности. Киев,1978
8. Стандарты второго поколения. Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа под ред. А.М. Кондакова, Л.П. Кезина. Москва «Просвещение», 2010
9. Степанов Е.Н. « Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения». Москва, 1991.
10. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов:Кн. для учителя /Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. — М.: Просвещение, 1988.
11. Шилова М.И.Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 1990.
12. Щуркова Н.Е. Тест. «Размышления о жизненном опыте». Москва,1991.
13. http://vashechudo.ru/roditeljam/kak-vospitat-uvazhenie-rebenka-k-seme-i-semeinym-tradicijam.html Сайт для родителей.
14. http://lemeshenko.ucoz.ru/index/quot_semejnye_cennosti_i_tradicii_quot/0-36 Семейные ценности и традиции.
15. http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/03/02/semeynye-traditsii-zalog-druzhnoy-semi Семейные традиции – залог дружной семьи. Консультация для родителей.
Малаева Ольга Борисовна.
16. «Семейные ценности»»Рабочая программа внеурочной деятельностипо духовно - нравственному направлению для обучающихся 3-4 классов Смирнова Татьяна Петровна
Андреева Олеся Александровна, Сизикова Марина Викторовна, учителя начальных классов
МБОУ «Гимназия №12» Ленинск – Кузнецкий
17. http://www.pandia.ru/text/78/151/82454.php программа кружка «Моя родословная» Татаркина Тамара Александровна.
Содержание:
- Заявка на участие
- Рецензия
- Программа по внеурочной деятельности
«Дерево жизни»
- Отзывы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Вода - это жизнь".
Программа экологического воспитания для начальной школы...
Формирование представлений о нормах здорового образа жизни у младших школьников средствами программы внеурочной деятельности «Растём здоровыми и сильными» (Развивающая система Л.В.Занкова)
Описываемый в данной работе курс выполняет не только просветительскую, воспитательную функции, но имеет и практическую направленность. Так, беседа о необходимости соблюдения режима дня подкрепля...
Программа по внеурочной деятельности «Жизнь без вредных привычек: полезные навыки» (1-4 классы)
Цель программы: овладение обучающимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ...
программа внеурочной деятельности по ФГОС "Спорт - это жизнь"
программа внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС по физической культуре в начальной школе....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Жизнь нашего класса"
Рабочая программа социального направления...
Презентация Программа внеурочной деятельности "Жизнь замечательных людей казачий элемент Кадеты-Казаки"
Данная программа помогает приобщать детей к мировому историко-культурному наследию, к представлению об общечеловеческих ценностях, к знакомству с мировым художественным наследием, к освоению отечестве...
Программа внеурочной деятельности "Жизнь без опасностей"
Программа состоит из нескольких тематических разделов....