Внеурочное занятие "Что такое толерантность" 2 класс.
методическая разработка (2 класс) на тему
Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Стандарты ФГОС НОО ставят задачу подготовки ответственного гражданина, способного строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Актуальность вопросов толерантности приобрела в настоящее время небывалую остроту.
В связи с этим появился социальный запрос на воспитание в человеке качеств толерантного поведения.. Вашему вниманию предоставляю материал одного занятия по внеурочной деятельности социального направления "Тропинка к своему Я" для учащихся 2 класса.
Цель занятия:
- формирование понятия толерантности среди учащихся и уважительного отношения к другим людям;
Задачи:
- Изучение понятий, связанных с проблемой толерантности.
- Выстраивание содержания действий направленных на устойчивое понимание значения толерантности для всех живущих рядом.
- Развитие умения применять полученные знания в повседневной жизни.
Познавательная ценность :
- знакомство с новым термином;
- формирование новых знаний , навыков и умение применять их в социуме (в повседневной жизни)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tolerantnost_moya.zip | 627.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Ожегова Елена Анатольевна
Должность:Учитель начальных классов
Место работы:МКОУ СОШ с УИОП пгт. Кильмезь Кировской области
Название работы : « Что такое толерантность».
Направление: занятие по внеурочной деятельности духовно – нравственного направления
Возраст: 8-9 лет (2 класс)
Цели:
- Формирование понятия толерантности среди учащихся и уважительного отношения к другим людям;
Задачи:
- Изучение понятий, связанных с проблемой толерантности.
- Выстраивание содержания действий направленных на устойчивое понимание значения толерантности для всех живущих рядом.
- Развитие умения применять полученные знания в повседневной жизни.
Тип занятия: «открытие» новых знаний
Познавательная ценность :
- знакомство с новым термином;
- формирование новых знаний , навыков и умение применять их в социуме (в повседневной жизни)
Формы работы:
- Коллективные, групповые, игровые, наглядные, словесные;
Методы обучения:
- Самостоятельный, проблемно- поисковый(на этапе самоопределение к деятельности ), исследовательский, репродуктивный(объяснение, практика) и проектная деятельность.
Универсальные учебные действия (УУД):
- Познавательные УУД – дети самостоятельно формулируют цели, ищут информацию, проводят анализ, осознанно строят речевые высказывания, опираясь на своё субъективное мнение, обобщают.
- Личностные УУД – используют знания своего жизненного опыта, высказывают свое субъективное мнение, устанавливают значимость познавательной деятельности, оценивают полезность усвоенного содержания материала.
- Коммуникативные УУД – применяют метод сотрудничества в поиске информации, оценивают действия окружающих, учатся уважать мнение партнера и учитывать позицию собеседника – учатся толерантности.
- Регулятивные УУД – учатся мобилизовать силы и энергию к преодолению препятствий, находить пути их решения , проводят анализ, делают выводы.
Аннотация: Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Стандарты ФГОС НОО ставят задачу подготовки ответственного гражданина, способного строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Актуальность вопросов толерантности приобрела в настоящее время небывалую остроту.
В связи с этим появился социальный запрос на воспитание в человеке качеств толерантного поведения..
Технологическая карта занятия
внеурочной деятельности духовно - нравственного направления.
Класс: 2
Учитель: Ожегова Елена Анатольевна
Тема: Что такое толерантность.
Цель: Формирование понятия толерантности среди учащихся и уважительного отношения к другим людям;
Данная цель реализуются посредством следующих задач:
- Изучение понятий, связанных с проблемой толерантности.
- Выстраивание содержания действий направленных на устойчивое понимание значения толерантности для всех живущих рядом.
- Развитие умения применять полученные знания в повседневной жизни.
Основные этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Мобилизующий этап. | Создает комфортную обстановку и помогает учащимся включиться в работу. | Настраиваются на работу. | Коммуникативные УУД, волевая саморегуляция. |
Этап самоопределения к деятельности. | 1) Подводит детей к самостоятельному формулированию темы занятия через разгадывание ребуса. 2) Организует работу в группах. 3) Знакомит с понятием толерантность и раскрывает его смысловое значение. | 1) Высказывают предположение, свое субъективное мнение. 2) Работают в группах. 3) Ищут в разных информационных источниках понятие – толерантность. 4) Строят речевые высказывания, анализируют и обобщают . | Познавательные ,коммуникативные, регулятивные, личностные УУД – сотрудничество в поиске информации. |
Практическая работа. | Создает условия для практической работы. Консультирует детей. Помогает в выборе правильного решения поставленной задачи. Проводит физкультминутку. | Участвуют в показе мини-спектакля. Работают в группах. Обсуждают в группах свое мнение. Учатся формулировать устное высказывание и обдумывают порядок монологического выступления. Активный отдых. | Нравственно-этические нормы поведения при работе в группе. Коммуникативные, регулятивные УУД. |
Этап включения знаний в систему. | Создает условия для практической работы. Консультирует детей по работе над мини-проектом. | Самостоятельное оформляют «Дерево толерантности». | Коммуникативные, регулятивные, личностные УУД. Волевая саморегуляция, сотрудничество, взаимопомощь, умение слушать других уважительное отношении к иному мнению. |
Рефлексия. | Подводит ребят к оценке своей деятельности на занятии. | Оценивают свои знания. | Личностные УУД – самооценка своей деятельности. |
Ход занятия.
I
Мобилизующий этап.
Это третье занятие по теме «Твои поступки». Цель этого этапа – повторить ранее полученные знания и применить их в повседневной жизни.. Коммуникативные УУД. Игровой метод. Коллективная форма работы.
- Возьмите со стола по 1 лучику и присядьте за стол с солнышком такого же цвета.
( Под музыку «От улыбки» дети входят в класс и берут со стола 1 лучик, садятся за стол с таким же солнышком)
- Расселись? Улыбнитесь друг другу, гостям, подарите мне свои улыбки! Спасибо. (Учитель читает стихотворение )
-Дарите друг другу тепло и
улыбки!
Прощайте обиды, чужие
ошибки.
Улыбка всесильна и стоит
награды.
Всего лишь улыбка – и Вам
будут рады!
Слайд 1,2 (приложение)
- Для чего люди улыбаются? (Ответы детей )
II
Этап самоопределения к деятельности.
Задача этого этапа актуализация изученных способов действия, достаточных для построения новых знаний, актуализация мыслительных операций, для расширения активности в режиме занятия.
Я предложила ребятам выполнить упражнение, мобилизующие интеллектуальные
возможности каждого.
Познавательные УУД. Метод – проблемно-поисковый. Коллективная форма работы.
- Сегодня мы продолжим говорить на тему «Твои поступки». А о чем пойдет речь на этом занятии, вы узнаете, разгадав ребус.
Слайд 3 –
Слайд 4 –
Слайд 5 – (приложение)
- Прочтите это слово по слогам. Попробуем предположить, что такое толерантность? (ответы детей)
III
Этап самоопределения к деятельности.
Используя исследовательский метод и групповую форму работы, на этом этапе занятия, я призвала на помощь коммуникативные, познавательные и регулятивные УУД, для раскрытия смысла слова – толерантность.
- Где можно узнать информацию об этом слове? (ответы детей)
- Работать будем в группах. Вспомним правила работы в группах. Если вы закончите работу покажите нам особым сигналом.
1 группа – работает со словарем.
2 группа - работает с интернетом.
3 группа – работает с периодическими изданиями (журналами)
Слушаем ответы детей.
Итог работы подводит учитель:
-Это слово в разных культурах , в разных странах, разных народов понимается по разному. Вот послушайте…
Слайд 6-9 (приложение)
-Сделаем вывод:
- Как можно одним словом сказать, что же такое толерантность?
Слайд 10 (приложение)
IV
Практическая работа.
На примере сказки раскрываем значение толерантности для каждого живущего в обществе. Репродуктивный метод (практика).Личностные УУД (устанавливают значимость познавательной деятельности, оценивают усвоение содержания материала).
- Посмотрите мини-спектакль «Два козлика»
и подумайте – чему нас учит автор этого произведения?
Мини- спектакль «Два козлика» по произведению К.Д.Ушинского.
Слайд 11 (приложение)
-Итак, чему же нас учит автор этого произведения?
- В чем главная мысль этого произведения?
- Можно ли сказать , что им не хватило толерантности или терпимости?
- Что же такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ?
-У вас на столах пословицы. А мы с вами знаем , что пословица –это народная мудрость. Ваша задача – выбрать пословицу, которая ярко отражает главную мысль произведения.
Добрый человек – мир несет.
Без дружбы горести не миновать, радости не видать.
Одна минута терпенья - десять лет мира.
Жизнь дана на добрые дела.
Нашла коса на камень.
V
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
VI
Продолжение практико-ориентированного этапа.
Личностные и регулятивные УУД помогают детям решить предлагаемые ситуации из жизни.
- Какая цель сегодня стоит перед нами?
- У вас на столах несколько проблемных жизненных ситуаций, которые встречаются среди школьников. Ваша задача– найти правильный выход из сложившейся обстановки. Как закончите не забывайте показать, что вы готовы отвечать.
Ситуации.
- Твой друг-одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал её.
Учитель решил проверить её. Предположите возможное развитие событий: как поведешь себя ты? Твой друг? Учитель? Ваш совет.
- После каникул одноклассник в первые два дня получил три двойки. Кто-то из детей говорит , что он «дурачок», не будем с ним дружить!». Твои действия. Ваш совет.
- Во время перемены поссорились два одноклассника: один другого оскорбил, а тот в ответ толкнул его. Предположите, что может произойти дальше. Ваш совет.
- Давайте обсудим, что вы предлагаете.
ВЫВОД
- Не забывайте – мы все разные, не похожи друг на друга и это ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!
- А вот смеяться над людьми отличными от нас не надо. Если посмотреть на наш класс, то мы ведь тоже все разные, а что же нас объединяет? (Ответы детей).
- Класс - это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье царили покой, уважение, мир. Что же для этого нужно?Послушайте притчу (древнее сказание), и все поймете.(музыка)
«Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она все село. Вы скажете : ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело было в том, что была эта семья особая – мир да лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни драк, раздоров или споров. Дошел слух об этой семье до самого царя. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно и старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились этого. Пришел к главе семейства: расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и что-то долго писал. Затем передал лист царю. Он взял лист и стал с трудом разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на листке: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 терпение.
Почесал владыка за ухом и спросил: «И всё?». «Да, - ответил старик, - это и есть ОСНОВА жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».
-Итак, какие качества характера в себе надо развивать, чтобы наш класс был похож на такую семью, как в притче? (Любовь, прощение, терпение, уважение , понимание, – или одним словом ТОЛЕРАНТНОСТЬ )
VII
Этап включения знаний в систему.
Регулятивные, коммуникативные УУД. Форма работы- индивидуальная. Метод проектной деятельности.
-Разработаем мини-проект «Качества характера толерантного человека»
На столах лежат зеленые листочки, ваша задача записать красивыми, печатными буквами, крупно на нем 1 из качеств толерантного человека и прикрепить на веточки ДЕРЕВА ТОЛЕРАНТНОСТИ.
-МОЛОДЦЫ! Какие замечательные слова…,…,…. .
- Приведите мне примеры из вашей жизни, где по-вашему, человек использовал качества толерантного поведения (ответы детей)
-На следующем занятии, используя полученные сегодня знания, мы составим правила толерантного поведения и повесим их в наш классный уголок.
VIII
Рефлексия.
- Итак, подводим итог нашего занятия:
-Что же такое толерантность?
-Как, по-вашему, мы добились поставленной цели?
- Что надо сделать, чтобы наша школа, наш класс стали пространством толерантности?
-А сейчас подумайте и встаньте те, кому захотелось применить полученные знания в жизни.
-Я хочу подарить на память эти улыбающиеся солнышки, которые будут напоминать вам о нашем занятии и о том, что каждый человек должен быть толерантным или терпимым по отношению к другим людям. Благодарю за работу.
Слайд 12 (приложение)
Литература.
- Погодина А.А. толерантность: термин, позиция, смысл, программа // http: www.Iseptember.ru|ru|his|2002|II|2.htm
- Мегис Т.А. Внеклассное мероприятие: «Планета толерантности» nsportal.ru|…|libraly|vneklassnoe-meropriytie-planeta-tolerantnosti
- Фотлер Светлана Владимировна внеклассное мероприятие в 1 классе «Страна толерантности» http:// ped-kopilka.ru /fotler-swetlana-vladimirovna/strana-tolerantnosti.html
- Словарь иностранных слов.Издание
Технологическая карта занятия
внеурочной деятельности духовно - нравственного направления.
Класс: 2-г
Учитель: Ожегова Елена Анатольевна
Тема: Что такое толерантность.
Цель: Формирование понятия толерантности среди учащихся и уважительного отношения к другим людям;
Данная цель реализуются посредством следующих задач:
- Изучение понятий, связанных с проблемой толерантности.
- Выстраивание содержания действий направленных на устойчивое понимание значения толерантности для всех живущих рядом.
- Развитие умения применять полученные знания в повседневной жизни.
Основные этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Мобилизующий этап. | Создает комфортную обстановку и помогает учащимся включиться в работу. | Настраиваются на работу. | Коммуникативные УУД, волевая саморегуляция. |
Этап самоопределения к деятельности. | 1) Подводит детей к самостоятельному формулированию темы занятия через разгадывание ребуса. 2) Организует работу в группах. 3) Знакомит с понятием толерантность и раскрывает его смысловое значение. | 1) Высказывают предположение, свое субъективное мнение. 2) Работают в группах. 3) Ищут в разных информационных источниках понятие – толерантность. 4) Строят речевые высказывания, анализируют и обобщают . | Познавательные ,коммуникативные, регулятивные, личностные УУД – сотрудничество в поиске информации. |
Практическая работа. | Создает условия для практической работы. Консультирует детей. Помогает в выборе правильного решения поставленной задачи. Проводит физкультминутку. | Участвуют в показе мини-спектакля. Работают в группах. Обсуждают в группах свое мнение. Учатся формулировать устное высказывание и обдумывают порядок монологического выступления. Активный отдых. | Нравственно-этические нормы поведения при работе в группе. Коммуникативные, регулятивные УУД. |
Этап включения знаний в систему. | Создает условия для практической работы. Консультирует детей по работе над мини-проектом. | Самостоятельное оформляют «Дерево толерантности». | Коммуникативные, регулятивные, личностные УУД. Волевая саморегуляция, сотрудничество, взаимопомощь, умение слушать других уважительное отношении к иному мнению. |
Рефлексия. | Подводит ребят к оценке своей деятельности на занятии. | Оценивают свои знания. | Личностные УУД – самооценка своей деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: Что такое мастер- класс?"
В докладе даётся объяснение понятия " мастер - класс" и как его применять на практике....
Что такое мастер-класс.
В данной статье даны значения слова "мастер-класс", а также отличие от других форм трансляции педагогического опыта....
Технологическая карта урока. Окружающий мир. "Что такое БеНиЛюкс?" Класс: 3.
Технологическая карта урока по окружающему миру. УМК "Школа России". Тема урока: "Что такое БеНиЛюкс?" Класс: 3....
Конспект внеурочного занятия для 3 класса "Что такое толерантность?"
Конспект внеурочного занятия для 3 класса "Что такое толерантность?"...
План-конспект внеурочного занятия для 4 классов на тему: "Кто такие эгоисты?"
Цели и задачи:формирование умения аргументировать свою точку зрения;развитие умения учащихся вести дискуссию;формирование нравственных качеств: умения дружить, беречь дружбу;формировать у учащихся кул...
Классный час для инклюзивного класса (2 класс) "Что такое дружный класс"
Классный час "Что такое дружный класс" разработан дефектологом (учителем ресурсного класса) для проведения во 2-м инклюзивном классе, где обучается ребенок с расстройством аутистического спе...