программа кружка "Логические игры"
рабочая программа (3 класс) на тему
В течении учебного года можно познакомить детей с различными популярными логическими играми, устраивать турниры и первенства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_logicheskikh_igr.docx | 20.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка
«ЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ»
Для учеников 3 классов
2012 – 2013 уч.г.
Руководитель –
Латкина Мария Леонардовна
Логические игры помогают развить мыслительные способности и интеллектуальный потенциала школьников, воспитывают у детей навыки волевой регуляции характера.
Актуальность программы обусловлена тем, что помогает учащимся воспитать в себе усидчивость, силу воли, характер, уверенность в себе, развить свои индивидуальные способности (внимание, логическое мышление, память), расширить кругозор, уметь находить выход в нестандартных ситуациях, дает возможность проявить себя.
Цели и задачи.
Целью данной кружковой работы является знакомство учащихся с основами логических игр, формирование интереса к логическим играм, обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системы умений и навыков игры, необходимых в повседневной жизни.
Педагогические задачи, довольно широки и разнообразны:
- образовательная - расширение кругозора, пополнение знаний учащихся, активизация мыслительной деятельности школьников, развивает умение ориентироваться на плоскости, формирует умение логически мыслить, тренирует память, внимание и наблюдательность.
- воспитательная – вырабатывает у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер.
- эстетическая – играя, учащийся попадает в мир превращений обыкновенной доски и фигур в изящные по красоте отдельные ходы, шахматные и шашечные комбинации доставляют ему истинное удовольствие, а умение находить необычные выходы в различных ситуациях приносит эстетическое наслаждение и обогащает детскую фантазию.
Знания и умения, которые должны приобрести учащиеся, в результате изучения дисциплины: знать основные правила логических игр, уметь грамотно записывать ходы шахматных и шашечных партий, уметь логически строить стратегию своей игры, владеть терминологией.
Возраст учащихся: 9 – 10 (учащиеся 3 классов).
Всего: 30 часов (1 час в неделю).
Процесс овладения приемами логических игр строится на ряде методических принципов:
1). Принцип регулярности: основная работа происходит не только на еженедельных занятиях, но и при выполнении домашнего задания (закрепление приобретенных навыков).
2). Принцип параллельности: следует изучать темы не последовательно одну за другой, а держать в поле зрения несколько (две – три) темы, двигаясь по ним вперед и в глубь.
3). Принцип смены приоритетов: приоритет идеи – главное – правильная идея решения, которая может привести к выгодной позиции в партии; приоритет хода – при отработке уже известных идей, а также при решении простых, стандартных ситуаций, т.к. никакие сверхкрасивые и сверхоригинальные идеи не могут компенсировать наличие неверного хода.
4). Принцип вариативности: полезно на примере одной ситуации различные приемы и методы решения, а затем сравнить получившиеся решения с различных точек зрения: стандартность и оригинальность.
5). Принцип самоконтроля: регулярный и систематический анализ своих ошибок как непременный элемент самостоятельно работы.
6). Принцип быстрого повторения: по мере накопления теоретических знаний по предмету, следует регулярно повторять материал и по необходимости подкреплять его решением практических задач по теме.
7). Принцип моделирования ситуаций: полезно моделировать критические ситуации, которые могут возникнуть в партии, и отрабатывать стереотипы поведения.
Основные виды занятий: лекция, беседа, практические игровые занятия.
Программа интегрирована с графиком соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а так же выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей форме – помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры различного типа.
Тематический план:
№ | тема | дата | ||
1. | Организационное занятие | 26.09 | Вводная беседа. | Учащиеся знакомятся с целями и задачами и содержанием кружка |
2. | Знакомство с шахматной доской | 3.10 | Лекция и практическое занятие | Уметь записывать ходы, пользуясь шахматной терминологией. Ориентировка на шахматной доске |
3. | История игры в шашки. Основные правила игры | 10.10 | Лекция и игровая форма | Знакомство с историей игры в шашки, знать основные правила игры |
4. | Шашечный турнир. | 17.10 | Игровая форма. Работа в парах | Отработка основных правил игры и беспроигрышной стратегии |
5. | История шахмат. Знакомство с шахматными фигурами | 24.10 | Лекция | Знать основные правила игры в шахматы, основные ходы шахматных фигур |
6. | Шахматный турнир. Понятия МАТ, ШАХ, ПАТ | 31.10 | Игровая форма. Работа в парах | Уметь записывать ходы, пользуясь шахматной терминологией, знать основные правила игры в шахматы |
7. | История игры РЕВЕРСИ. Изготовление набора для игры | 14.11 | Лекция и практическая работа | Знакомятся с историей появления игры РЕВЕРСИ, самостоятельно изготавливают материал для игры |
8. | Правила игры РЕВЕРСИ. | 21.11 | Игровая форма. Работа в парах | Отработка основных правил игры и беспроигрышной стратегии |
9. | Турнир по «РЕВЕРСИ» | 28.11 | Игровая форма. Конкурс. | Отработка основных правил игры и беспроигрышной стратегии |
10. | История появления игры «Диагональные шашки». Правила игры. | 5.12 | Лекция и работа в парах | Отработка основных правил игры, стратегия |
11. | Турнир по «Диагональным шашкам» | 12.12 | Игровая форма. Конкурс. | Отработка основных правил игры, стратегия |
12. | Турнир по «Диагональным шашкам» | 19.12 | Игровая форма. Конкурс. | Отработка основных правил игры, стратегия |
13. | Знакомство с различными головоломками мира | 26.12 | Игровая форма. диспут | Уметь решать и разгадывать необычные головоломки, находить решение в необычных заданиях |
14. | История возникновения игры «Домино», основные правила игры. | 16.01 | Лекция, игровая форма | Знать основные правила игры в «Домино», терминология |
15. | Турнир «Домино» | 23.01 | Игровая форма. Конкурс. | Отработка основных правил игры, стратегия |
16. | История появления головоломки «Пифагор» Изготовление головоломки | 30.01 | Лекция и практическая работа | Знакомство с историей головоломки, уметь самостоятельно её изготовить |
17. | Составление различных фигур из головоломки «Пифагор» | 6.02 | Игровая форма | Уметь решать и разгадывать необычные головоломки, находить решение в необычных заданиях |
18. | Знакомство с игрой «Шашки – уголки». Основные правила игры | 13.02 | Лекция, игровая форма | Отработка основных правил игры, стратегия |
19. | Турнир «Шашки – уголки» | 20.02 | Игровая форма | Отработка основных правил игры, стратегия |
20. | Турнир «Шашки – уголки» | 27.02 | Игровая форма | Отработка основных правил игры, стратегия |
21. | История появления головоломки «Танграм» Изготовление головоломки | 6.03 | Лекция и практическая работа | Знакомство с историей головоломки, уметь самостоятельно её изготовить |
22. | Составление различных фигур из головоломки «Танграм» | 13.03 | Игровая форма | Уметь решать и разгадывать необычные головоломки, находить решение в необычных заданиях |
23. | Знакомство с историей и правилами игры в «Нарды» | 20.03 | Лекция, игровая форма | Знать основные правила игры в «НАРДЫ», терминология |
24. | Турнир по «Нардам» | 3.04 | Игровая форма | Отработка основных правил игры, стратегия |
25. | Турнир по «Нардам» | 10.04 | Игровая форма | Отработка основных правил игры, стратегия |
26. | Знакомство с объёмными головоломками – игрушками (3Д пазлы) | 17.04 | Игровая форма | Уметь решать и разгадывать необычные головоломки, находить решение в необычных заданиях |
27. | Знакомство с логическими играми Никитиных. История этой семьи | 24.04 | Лекция и игровая форма | Уметь решать и разгадывать необычные головоломки, находить решение в необычных заданиях |
28. | Изобретение собственной головоломки | 8.05 | Творческая группа Тематический диспут. | Научиться придумывать различные головоломки |
29. | Знакомство с различными головоломками мира | 26.12 | Игровая форма. диспут | Уметь решать и разгадывать необычные головоломки, находить решение в необычных заданиях |
30. | Подведение итогов года. Награждение победителей. | 22.05 | Тематический диспут |
Средства обучения: комплекты шахмат, шашек, нард (желательно комплект на каждую играющую пару), демонстративна магнитная шахматная доска с комплектом шахматных фигур и шашек (сделанная руками самих учащихся), коллекция головоломок различных народов мира, использование компьютера.
Оформление стенда «В мире шахмат», «Шашки», «Реверси» и т.д. где подобрана информация о каждой логической игре, а так же иллюстрируется материал, разбираемый на занятиях кружка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН – ПРОГРАММА СТУДИИ « ИГРАЕМ В СКАЗКУ»
План- программа студии "Играем в сказку".Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи в группе кратковременного пребывания детей дошкольного возраста....
Рабочая программа "Спортивные игры"
Рабочая программа рассчитана для 2 класса. Требования ФГОС соблюдены....
Программа "Подвижные игры" 1 класс.
Программа разработана для учащихся 1 класса....
Авторская программа "Развивающие игры"
Созданная мной программа "Развивающие игры" ставит перед собой задачу развитие умственных способностей: развитие памяти, внимания, наблюдательности, развитие речи, логического мышления и доказательнос...
Рабочая программа "Подвижные игры" 1 класс
Рабочая программа на 2012-2013 уч.год по Подвижным играм. УМК "Школа России"Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, содержание, требования к уровню подготовки обучающихся,...
Методическая разработка "Игровая программа «В игру играй и дело знай!»
laquo;Старые добрые» подвижные игры, проверенные десятилетиями, а то и веками, могут развивать не только физические способности, но и память, логику, внимание и при этом способствуют межл...
Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 3 - 4 классов. Проводится в виде ТВ программы «Своя игра»
Игра даёт учащимся возможность продемонстрировать свои знания по русскому языку, умение следовать правилам игры, слушать и слышать друг друга, создавать в коллективе атмосферу дружелюбия, эмоцион...