программа кружка "Логические игры"
рабочая программа (3 класс) на тему

Латкина Мария Леонардовна

В течении учебного года можно познакомить детей с различными популярными логическими играми, устраивать турниры и первенства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_logicheskikh_igr.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка

«ЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ»

Для учеников 3 классов

2012 – 2013 уч.г.

Руководитель –

Латкина Мария Леонардовна

Логические игры помогают развить мыслительные способности и интеллектуальный потенциала школьников, воспитывают у детей навыки волевой регуляции характера.

Актуальность программы обусловлена тем, что помогает учащимся воспитать в себе усидчивость, силу воли, характер, уверенность в себе, развить свои индивидуальные способности (внимание, логическое мышление, память), расширить кругозор, уметь находить выход в нестандартных ситуациях, дает возможность проявить себя.

Цели и задачи.

Целью данной кружковой работы является знакомство учащихся с основами логических игр, формирование интереса к логическим играм, обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися   системы умений и навыков игры, необходимых  в повседневной жизни.  

Педагогические задачи,  довольно широки и разнообразны:

  1. образовательная - расширение кругозора, пополнение знаний учащихся, активизация мыслительной деятельности школьников, развивает умение ориентироваться на плоскости, формирует умение логически мыслить, тренирует память, внимание и наблюдательность.
  2.  воспитательная – вырабатывает у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер.
  3. эстетическая – играя, учащийся попадает в мир превращений обыкновенной доски и фигур в изящные по красоте отдельные ходы, шахматные и  шашечные  комбинации доставляют ему истинное удовольствие, а умение находить необычные выходы в различных ситуациях приносит эстетическое наслаждение и обогащает детскую фантазию.

Знания и умения, которые должны приобрести учащиеся, в результате изучения дисциплины: знать основные правила логических игр, уметь грамотно записывать ходы шахматных и шашечных партий, уметь логически строить стратегию своей игры,  владеть терминологией.

Возраст учащихся: 9 – 10 (учащиеся 3 классов).

Всего: 30 часов  (1 час в неделю).

Процесс овладения приемами логических игр строится на ряде методических принципов:

1). Принцип регулярности: основная работа происходит не только на еженедельных занятиях, но и при выполнении домашнего задания (закрепление приобретенных навыков).

2). Принцип параллельности: следует изучать темы не последовательно одну за другой, а держать в поле зрения несколько (две – три) темы, двигаясь по ним вперед и в глубь.

3). Принцип смены приоритетов: приоритет идеи – главное – правильная идея решения, которая может привести к выгодной позиции в партии; приоритет хода – при отработке уже известных идей, а также при решении простых, стандартных ситуаций, т.к. никакие сверхкрасивые и сверхоригинальные идеи не могут компенсировать наличие неверного хода.

4). Принцип вариативности: полезно на примере одной ситуации различные  приемы и методы решения, а затем сравнить получившиеся решения с различных точек зрения: стандартность и оригинальность.

5). Принцип самоконтроля: регулярный и систематический анализ своих ошибок как непременный элемент самостоятельно работы.

6). Принцип быстрого повторения: по мере накопления теоретических знаний по предмету, следует регулярно повторять материал и по необходимости подкреплять его решением практических задач по теме.

7). Принцип моделирования ситуаций: полезно моделировать критические ситуации, которые могут возникнуть в партии, и отрабатывать стереотипы поведения.

Основные виды занятий: лекция, беседа, практические игровые занятия.

Программа интегрирована с графиком соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а так же выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей форме – помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры различного типа.

Тематический план:

тема

дата

1.

Организационное занятие

26.09

Вводная беседа.

Учащиеся знакомятся с целями и задачами и

содержанием кружка

2.

Знакомство с  шахматной доской

3.10

Лекция и практическое занятие

Уметь записывать ходы, пользуясь шахматной

терминологией. Ориентировка на шахматной доске

3.

История игры в шашки. Основные правила игры

10.10

Лекция и игровая форма

Знакомство с историей игры в шашки, знать основные правила игры

4.

Шашечный турнир.

17.10

Игровая форма. Работа в парах

Отработка основных правил игры и беспроигрышной стратегии

5.

История шахмат. Знакомство с шахматными фигурами

24.10

Лекция

Знать основные правила игры в шахматы, основные ходы шахматных фигур

6.

Шахматный турнир. Понятия МАТ, ШАХ, ПАТ

31.10

Игровая форма. Работа в парах

Уметь записывать ходы, пользуясь шахматной

терминологией, знать основные правила игры в шахматы

7.

История игры РЕВЕРСИ. Изготовление набора для игры

14.11

Лекция и практическая работа

Знакомятся с историей появления игры РЕВЕРСИ, самостоятельно изготавливают материал для игры

8.

Правила игры РЕВЕРСИ.

21.11

Игровая форма. Работа в парах

Отработка основных правил игры и беспроигрышной стратегии

9.

Турнир по «РЕВЕРСИ»

28.11

Игровая форма. Конкурс.

Отработка основных правил игры и беспроигрышной стратегии

10.

История появления игры «Диагональные шашки». Правила игры.

5.12

Лекция и работа в парах

Отработка основных правил игры, стратегия

11.

Турнир по «Диагональным шашкам»

12.12

Игровая форма. Конкурс.

Отработка основных правил игры, стратегия

12.

Турнир по «Диагональным шашкам»

19.12

Игровая форма. Конкурс.

Отработка основных правил игры, стратегия

13.

Знакомство с различными головоломками мира

26.12

Игровая форма. диспут

Уметь решать и разгадывать необычные головоломки, находить решение в необычных заданиях

14.

История возникновения игры «Домино», основные правила игры.

16.01

Лекция, игровая форма

Знать основные правила игры в «Домино», терминология

15.

Турнир «Домино»

23.01

Игровая форма. Конкурс.

Отработка основных правил игры, стратегия

16.

История появления головоломки «Пифагор» Изготовление головоломки

30.01

Лекция и практическая работа

Знакомство с историей головоломки, уметь самостоятельно её изготовить

17.

Составление различных фигур из головоломки «Пифагор»

6.02

Игровая форма

Уметь решать и разгадывать необычные головоломки, находить решение в необычных заданиях

18.

Знакомство с игрой «Шашки – уголки». Основные правила игры

13.02

Лекция, игровая форма

Отработка основных правил игры, стратегия

19.

Турнир «Шашки – уголки»

20.02

Игровая форма

Отработка основных правил игры, стратегия

20.

Турнир «Шашки – уголки»

27.02

Игровая форма

Отработка основных правил игры, стратегия

21.

История появления головоломки «Танграм» Изготовление головоломки

6.03

Лекция и практическая работа

Знакомство с историей головоломки, уметь самостоятельно её изготовить

22.

Составление различных фигур из головоломки «Танграм»

13.03

Игровая форма

Уметь решать и разгадывать необычные головоломки, находить решение в необычных заданиях

23.

Знакомство с историей и правилами игры в «Нарды»

20.03

Лекция, игровая форма

Знать основные правила игры в «НАРДЫ», терминология

24.

Турнир по «Нардам»

3.04

Игровая форма

Отработка основных правил игры, стратегия

25.

Турнир по «Нардам»

10.04

Игровая форма

Отработка основных правил игры, стратегия

26.

Знакомство с объёмными головоломками – игрушками (3Д пазлы)

17.04

Игровая форма

Уметь решать и разгадывать необычные головоломки, находить решение в необычных заданиях

27.

Знакомство с логическими играми Никитиных. История этой семьи

24.04

Лекция и игровая форма

Уметь решать и разгадывать необычные головоломки, находить решение в необычных заданиях

28.

Изобретение собственной головоломки

8.05

Творческая группа

Тематический диспут.

Научиться придумывать различные головоломки

29.

Знакомство с различными головоломками мира

26.12

Игровая форма. диспут

Уметь решать и разгадывать необычные головоломки, находить решение в необычных заданиях

30.

Подведение итогов года. Награждение победителей.

22.05

Тематический диспут

Средства обучения: комплекты шахмат, шашек, нард  (желательно комплект на каждую играющую пару), демонстративна магнитная шахматная доска с комплектом шахматных фигур и шашек (сделанная руками самих учащихся), коллекция головоломок различных народов мира, использование  компьютера.

Оформление стенда «В мире шахмат», «Шашки», «Реверси» и т.д. где подобрана информация о каждой логической игре, а так же иллюстрируется материал, разбираемый на занятиях кружка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН – ПРОГРАММА СТУДИИ « ИГРАЕМ В СКАЗКУ»

План- программа студии "Играем в сказку".Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи в группе кратковременного пребывания детей дошкольного возраста....

Рабочая программа "Спортивные игры"

Рабочая программа рассчитана для 2 класса. Требования ФГОС соблюдены....

Программа "Подвижные игры" 1 класс.

Программа разработана для учащихся 1 класса....

Авторская программа "Развивающие игры"

Созданная мной программа "Развивающие игры" ставит перед собой задачу развитие умственных способностей: развитие памяти, внимания, наблюдательности, развитие речи, логического мышления и доказательнос...

Рабочая программа "Подвижные игры" 1 класс

Рабочая программа на 2012-2013 уч.год по Подвижным играм. УМК "Школа России"Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, содержание, требования к уровню подготовки обучающихся,...

Методическая разработка "Игровая программа «В игру играй и дело знай!»

laquo;Старые добрые» подвижные игры, проверенные десятилетиями, а то и веками,  могут развивать не только физические способности, но и память, логику, внимание и при этом способствуют межл...

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 3 - 4 классов. Проводится в виде ТВ программы «Своя игра»

Игра даёт учащимся возможность продемонстрировать свои знания по русскому языку, умение следовать правилам игры, слушать и слышать друг друга, создавать в коллективе атмосферу дружелюбия, эмоцион...