рабочие программы по внеурочной деятельности 4 класс
рабочая программа (4 класс) по теме

Ефимова Елена Викторовна

Рабочие программы по внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №229 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Согласовано                                                                           Принято

 Зам.директора по УВР (ВР)                                                 педагогическим советом

                                                                                           Протокол  от _____ №_____                                        

____________ /__________________/

                                 Утверждено

Директор ГБОУ средней школы№229

___________________Петрова Н.А.

                                                                                         Приказ от  __________№______              

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Я -исследователь»

на 2014-2015 учебный год

                                                    Составила учитель высшей

                                                       квалификационной категории

                                                           Ефимова Елена Викторовна

Санкт-Петербург

2014

Содержание:

  1. Паспорт рабочей программы
  2. Пояснительная записка
  3. Содержание    курса внеурочной деятельности
  4. Календарно-тематическое  планирование
  5. Перечень   учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)
  6. Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися
  7. Список литературы

  1. Паспорт рабочей программы

Тип программы

 Дополнительная общеразвивающая программа

Статус программы

Рабочая программа   курса  внеурочной деятельности

Название, автор и год издания образовательной программы (модифицированной, авторской), на основе которой разработана рабочая программа;

На основе авторской программы «Исследовательское обучение младших школьников» автора А.И.Савенковой. Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», Самара 2009

Категория обучающихся

Учащиеся___4__  класса ГБОУ средней школы №229 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга и других ОУ

Сроки освоения программы

1 год

Объём учебного времени

__34_часа

Форма обучения

очная

Режим занятий

1час в неделю

  1. Пояснительная записка

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.  

 Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.     Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.       

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

Задачи программы:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  •  обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
  • развивать познавательные потребности и способности, креативность.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Основные понятия:

Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС  определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.

         Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.

      Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные. По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.

        Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.

Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.

       Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.

Формы  организации учебного процесса.

       Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках. Проектная деятельность  включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, викторин, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Основные методы и технологии.

           Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

          Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

         Технологии, методики:

  •         уровневая дифференциация;
  •         проблемное обучение;
  •         моделирующая деятельность;
  •         поисковая деятельность;
  •         информационно-коммуникационные технологии;
  •         здоровьесберегающие технологии;

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

        • с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;        

        • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих         работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;        

Личностные   и   метапредметные результаты

результаты

формируемые  умения

средства формирования

личностные

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные  результаты

регулятивные

•        учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•        планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

•        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

•        формулировать собственное мнение и позицию;

•        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

  1. Содержание   образовательной программы:

Тема1.  Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.

Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами».

Тема2-3.  Культура мышления.

Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ».

Тема 4-5. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.

Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии.

Тема6-7.  Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.

Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы.

Тема 8-9. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.

Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования.

Тема 10-11. Предмет и объект исследования.

Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.

Тема 12. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования – 1ч.

Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы.

Тема 13-14. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала -2ч.

Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы.

Тема15-16.  Наблюдение и экспериментирование -2ч.

Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой.

Тема 17-18.  Техника экспериментирования -2ч.

Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем».

Тема19-20.  Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования – 2ч.

Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента.

Тема21-22.  Правильное мышление и логика – 2ч.

Задания на развитие мышления и логики.

Тема 23-24.   Обработка и анализ всех полученных данных - 2ч.

Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта.

Тема25-27.  Что такое парадоксы -3ч.

Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах.

Тема28-30.  Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 3ч.

Выполнение презентации  к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок.

Тема 31.  Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите -1ч.

Составление плана выступления.

 Тема32.   Защита исследования перед одноклассниками – 1ч.

Выступление с проектами перед одноклассниками.

Тема33.   Итоговое занятие – 1ч.

Тема34.  Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.

Анализ исследовательской деятельности. Выводы.


4.Календарно-тематическое планирование

п/п

Планируемая дата проведения(по учебным неделям)

Фактическая дата проведения

 Тема занятия

Ожидаемые результаты

Корректировка  

1

1-2 неделя

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.

Научится использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

 высказываться в устной и письменной формах;

 ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

 владеть основами смыслового чтения текста;

 анализировать объекты, выделять главное;

 осуществлять синтез (целое из частей);

2-3

2-3 неделя

Культура мышления.

4-5

4-5 неделя

Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.

6-7

6-7 неделя

Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.

Познакомится с такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод ;

 Научится видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи.

8-9

8-9 неделя

Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.

10-11

10-11 неделя

Предмет и объект исследования.

12

12 неделя

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования.

13-14

13-14 неделя

Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала.

15-16

15-16 неделя

Наблюдение и экспериментирование.

17-18

17-18 неделя

Техника экспериментирования

19-20

19-20 неделя

Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования.

 Научится видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи;

планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

адекватно воспринимать оценку учителя;

 различать способ и результат действия;

 

оценивать свои действия на уровне оценки;

вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

выполнять учебные действия в материале, речи.

21-22

21-22 неделя

Правильное мышление и логика.

23-24

23-24 неделя

Что такое парадоксы

25-27

25-27 неделя

Обработка и анализ всех полученных данных.

Научиться осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи

28-30

28-30 неделя

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

31

31 неделя

Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите.

32

32 неделя

Защита исследования перед одноклассниками.

33

33 неделя

Подведём итоги

34

34 неделя

Подведём итоги


5. Перечень   учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)

Учебные и методические пособия:

Савенков А.И. Я _ исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. _ Самара : Издательство «Учебная литература», 2010. _ 32 с.

Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2011. _ 32 с.

Савенков А.И. Развитие познавательных способностей.

6_8 лет. _ Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2010. _ 32 с.

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. _ Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011. _ 224 с.

Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. _ М.: Академия, 2005.

Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

6.Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

_ положительное отношение к исследовательской деятельности;

_ широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

_ интерес к новому содержанию и новым способам познания;

_ ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

_ способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

_ внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

_ выраженной познавательной мотивации;

_ устойчивого интереса к новым способам познания;

_ адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;

_ морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

_ принимать и сохранять учебную задачу;

_ учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

_ планировать свои действия;

_ осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

_ адекватно воспринимать оценку учителя;

_ различать способ и результат действия;

 

_ оценивать свои действия на уровне ретро_оценки;

_ вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

_ выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

_ проявлять познавательную инициативу;

_ самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

_ преобразовывать практическую задачу в познавательную;

_ самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

_ осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

_ использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

_ высказываться в устной и письменной формах;

_ ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

_ владеть основами смыслового чтения текста;

_ анализировать объекты, выделять главное;

_ осуществлять синтез (целое из частей);

_ проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

_ устанавливать причинно-следственные связи;

_ строить рассуждения об объекте;

_ обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

_ подводить под понятие;

_ устанавливать аналогии;

_ оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

_ видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

_ осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

_ фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

_ осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

_ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

_ оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость,

возможность, невозможность и др.;  использованию исследовательских методов обучения

в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

_ допускать существование различных точек зрения;

_ учитывать разные мнения, стремиться к координации;

_ формулировать собственное мнение и позицию;

_ договариваться, приходить к общему решению;

_ соблюдать корректность в высказываниях;

_ задавать вопросы по существу;

_ использовать речь для регуляции своего действия;

_ контролировать действия партнера;

_ владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

_ учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

_ аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

_ с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

_ допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

_ осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

_ адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

7.Список литературы

Савенков А.И. Я _ исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. _ Самара : Издательство «Учебная литература», 2010. _ 32 с.

Савенков А.И. Развитие логического мышления. 6_7 лет. _

Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2010. _ 32 с.

Савенков А.И. Развитие логического мышления. 7_8 лет. _

Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2010. _ 32 с.

Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 6_7 лет. _

Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2011. _ 32 с.

Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 7_8 лет. _

Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2011. _ 32 с.

Савенков А.И. Развитие познавательных способностей.

6_8 лет. _ Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2010. _ 32 с.

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. _ Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011. _ 224 с.

Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. _ М.: Академия, 2005.

Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010.  321с.

Гузеев В.В.         Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.

Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками.: / Зверкова П.К.  М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.

Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.

Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И.  М.: Академия, 2005-  345с.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №229 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Согласовано                                                                                                           Принято Зам.директора по УВР (ВР)                                                                педагогическим советом

                                                                                                         Протокол  от _____ №_____                                        

____________ /__________________/

                                 Утверждено

Директор ГБОУ средней школы№229

___________________Петрова Н.А.

                                                                                                     Приказ от  __________№______              

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Юный эколог»

на 2014-2015 учебный год

                                                    Составил(а) учитель высшей

                                                       квалификационной категории

                                                           Ефимова Елена Викторовна

Санкт-Петербург

2014


Содержание:

  1. Паспорт рабочей программы
  2. Пояснительная записка
  3. Содержание    курса внеурочной деятельности
  4. Календарно-тематическое  планирование
  5. Перечень   учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)
  6. Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися
  7. Список литературы

                                                                                             


1. Паспорт рабочей программы

Тип программы

 Дополнительная общеразвивающая программа

Статус программы

Рабочая программа   курса  внеурочной деятельности

Название, автор и год издания образовательной программы (модифицированной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;

Программа «Юный эколог» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для обучающихся первых  классов в рамках ФГОС-2.

Категория обучающихся

Учащиеся_4  класса ГБОУ средней школы №229 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Сроки освоения программы

1год

Объём учебного времени

34 часа

Форма обучения

очная

Режим занятий

1 час в неделю


 2. Пояснительная записка

        Программа предназначена для организации внеурочной деятельности, ориентирована на эмоционально-нравственное, творческое и интеллектуальное развитие ребенка. Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста. Содержание материала программы распределено по годам обучения. В приложении описывается содержание занятий по годам обучения. Программа может быть использована учителями начальных классов для реализации во внеурочной либо внеклассной деятельности.

       В России существует многовековая традиция: украшать жилища, строения не только резьбой, коваными балконами, витьеватой изгородью, но и великолепными цветниками. Такую традицию русские заимствовали у европейских государств.

Сад считался защитником дома, его добрым духом.

Цветы – это взрыв красоты, фантазии, чувств. Ребёнок, не умеющий говорить, обязательно тянется ручкой к цветку.

А взрослый обязательно скажет: «Рвать нельзя, он живой!»

        Так ребёнок постигает красоту окружающего мира. А потом очень важно не только научить беречь всё прекрасное, созданное природой и человеком, но и научить самому создавать красоту. Человек, вырастивший цветок, никогда уже не причинит вреда живому. Создавая клумбы, цветники, дети на опыте смогут понять, что каждый цветок уникален, неповторим, как, впрочем, и все живые организмы.

        Общение с растениями  непременно оставят неизгладимое впечатление на духовный мир ребёнка, его интеллектуальное развитие, творческое воображение.

          Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы духовного развития личности, творческих способностей детей.

          Необходимость введения курса  проектной деятельности обусловлена  деятельностным подходом в обучении, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.

 В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является создание условий для развития и  применения творческого потенциала в области цветоводства

В ходе её достижения решаются задачи:

     - освоить первоначальные знания о строении растений, способах выращивания и ухода за ними, правилах использования инвентаря; пробудить познавательный интерес к творческой деятельности;

     - овладеть умениями выращивать растения, ухаживать за ними;

    - воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе, результатам своего и чужого труда, чувства сопричастности к созданию и сохранению уникальных объектов природы;  стремление создавать прекрасное

         Особенность изучаемого курса состоит в тесном общении с природой, что является  благодатной почвой для воспитания любви, доброты к окружающему миру, человеку;  развития  творческого потенциала.

        Каждый ребёнок готов творить. Направить его интересы в нужное русло, помочь проявить фантазию, понять важные законы творчества, помочь проникнуть в тайны природы - вот предназначение курса «В мире прекрасного»

Украсить цветами открытку, сумочку, изготовить прекрасный букет, создать макет детского городка и украсить его цветущим садом.  Интересно придумать  и соорудить  детский дворик  с клумбами разных форм, дорожками, причудливыми аллеями. А можно создать мир сказки, например, «Садик для феи», «Королевство цветов». Дети научатся не только ухаживать за  растениями,  но и  выращивать их, различать сорта цветов, их разновидности.

        Программа предназначена для организации разнообразной внеурочной деятельности, ориентирована на эмоционально – нравственное, творческое и интеллектуальное развитие ребёнка.

       Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как изобразительное искусство, окружающий мир, технология.

         Программа «Юный эколог» разработана и  предназначена для обучающихся 1-4 классов общеобразовательной школы в соответствии с требованиями государственного стандарта начального образования второго  поколения.

Программа соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования. Это:

-  гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, здоровья человека, свободного развития личности;

-  воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к природе, Родине;

-  создание условий для самореализации;

-  интеграция личности в национальную культуру;

-  учёт разнообразия  творческих подходов, способствование реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

        Программа предполагает систему занятий для каждого класса, педагогические средства, обозначены виды деятельности, спрогнозирован результат и уровень полученных знаний, умений и навыков.


3. Содержание курса внеурочной деятельности

I года обучения (34 часов)

                                    Цветы-краски природы (6 часов)

Что мы знаем о цветах (рисование любимого цветка). Цветы в нашей жизни (просмотр слайдов, загадки). Аппликация «Мой любимый цветок». Коллективное панно «Цветочная поляна». Цветочные узоры. Декорирование платка, сумочки.

Экскурсия: Цветы вокруг нас.

                            Строение цветущего растения (4 часов)

Строение цветущего растения. Живи, цветок (что необходимо для жизни растений).  Практическое определение части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами).

                                 Уход за растениями (5 часов)

Комплексный уход за растениями. Правильный полив. Рыхление. Подкормки. Уход за листьями.

                           Эти удивительные растения (6 часов)

Эти удивительные растения (просмотр слайдов, иллюстраций).Цветы – синоптики. Цветы – доктора. Цветы – хищники. Игра – практикум «Что мы знаем о цветах.

                           Растения в доме и в саду (6 часов)

Комнатные растения (просмотр слайдов). Какие цветы в нашем доме? Условия выращивания. Цветы на празднике. Открытки. Техника оригами «Розы»,»Тюльпаны». Игровая программа «Во саду ли в огороде». Конкурсная программа «Угадай цветок»

                             Школа цветовода (7 часов)

Практикум «Комнатные цветы» (наблюдение). Подготовка почвы к посадке. Отбор семян. Проверка семян на всхожесть. Правильный посев. Цветочное местечко (определение места  посева семян цветов).  Уход за ростками. Коллективный коллаж из разных материалов «Цените красоту». Выпуск школьной газеты «Зелёная страничка».

Экскурсии: весенняя экскурсия «Рождение жизни», экскурсия в сад (наблюдение за появлением растений)

4. Календарно-тематическое планирование

I год обучения

п/п

Планируемая дата проведения(по учебным неделям)

Фактическая дата проведения

Тема занятия

Ожидаемые результаты

Корректировка

Раздел 1 «Цветы – краски природы» (6часов)

1

неделя

Что мы знаем о цветах.  Рисование любимого цветка.

строение цветкового растения;

- несколько видов комнатных растений;

- способы ухода за комнатными  растениями;

- распознавать виды некоторых цветковых растений;

- роль цветковых растений в жизни человека.

2    

неделя

Цветы в нашей жизни. (просмотр слайдов, загадки)

3

неделя

Экскурсия «Цветы вокруг нас»

4

неделя

Аппликация  «Мой любимый цветок».

5

неделя

 Коллективное панно «Цветочная поляна»

6

неделя

Цветочные узоры.

Раздел 2 «Строение цветущего растения» (4 часов)

7 неделя

Строение  цветущего растения

строение цветкового растения

- несколько видов комнатных растений

- способы ухода за комнатными  растениями

8 неделя

Живи цветок (что необходимо для жизни растений).

9 неделя

Строение цветущего растения.

10 неделя

Части растения (корень, стебель, листья). Практическое определение

Раздел 3 «Уход за растениями» ( 5 часов)

11 неделя

Уход за растениями

выполнять правильный полив , очистку листьев;

12 неделя

Правильный полив.

- проверять семена на всхожесть;

13 неделя

Рыхление. Подкормки.

- выполнять правильную посадку и пересадку  комнатных  растений

14-15 неделя

Уход за листьями.

выполнять правильный полив , очистку листьев;

Раздел  4 «Эти удивительные растения» ( 12 часов)

16неделя

Эти удивительные растения

Создание благоприятной базы для развития творчества, воспитание любви к живому через интерес к растительному миру.

17 неделя

Эти удивительные растения (слайды).

18 неделя

Цветы-синоптики.

19 неделя

Цветы- доктора

20 неделя

Цветы-хищники.

21неделя

Игра- практикум  «Что мы знаем о цветах»

Раздел 5 «Растения в доме и в саду» (6 часов)

22 неделя

Комнатные растения (просмотр слайдов)

умение применять полученные знания в различных видах деятельности, в научных дисциплинах, проводить связи между различными фактами из разных областей, различной направленности.

23 неделя

Какие цветы в нашем доме.

24 неделя

Условия выращивания.

25 неделя

 Цветы на праздник. Открытки. Техника оригами «Розы», «Тюльпаны»

26 неделя

 Игровая  программа «Во саду ли , в огороде»

27 неделя

Конкурсная программа «Угадай цветок».  

Раздел 6 «Школа цветовода» ( 7 часов)

28 неделя

Практикум «Комнатные цветы» (наблюдение)

проверять семена на всхожесть;

- выполнять правильную посадку и пересадку  комнатных  растений

29 неделя

Подготовка почвы к посадке. Отбор семян. Проверка семян на всхожесть, посев.

30 неделя

Весенняя экскурсия «Рождение жизни»

30 неделя

Экскурсия в сад. Наблюдение за появлением  первых всходов растений.

31-32 неделя

 Цветочное местечко.  Уход за ростками.

33 неделя

Коллективный коллаж из разных материалов «Цените красоту»

34 неделя

Выпуск школьной газеты « Зелёная  страничка»

         

                                 

                                       

5. Перечень учебно-методических средств обучения ЭОР

Для успешной реализации программы необходимы следующие средства обучения:

-компьютерный класс, медиаустановка;

- аудио- и видеоматериалы,

-аудиоаппаратура,

- наглядные пособия.

Принципы построения программы «Юный эколог»

Программа  «Юный эколог»  основывается на принципах.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного  процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили.  Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе.  Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения.

Принцип системно - деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников.

6. Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися

             В результате реализации программы 1 года  обучающиеся должны

Знать/понимать:

-  строение цветкового растения;

- несколько видов комнатных растений;

- способы ухода за комнатными  растениями;

- распознавать виды некоторых цветковых растений;

- роль цветковых растений в жизни человека.

Уметь:

- выполнять правильный полив , очистку листьев;

- проверять семена на всхожесть;

- выполнять правильную посадку и пересадку  комнатных  растений

Эмоциональный уровень:

Создание благоприятной базы для развития творчества, воспитание любви к живому через интерес к растительному миру.

 Универсальные учебные действия, которыми должен овладеть       обучающийся I года обучения:

Познавательные: умение организовать свою деятельность на получение необходимой информации,  находить и запоминать ключевые моменты, расставлять акценты, запоминать материал и воспроизводить его при необходимости.

Регулятивные: умение    выбирать различные пути для самореализации, пользоваться различными способами работы, выбирая оптимальные, пользоваться приёмами  самоконтроля, самооценки.

Личные: умение выражать собственное видение мира, вносить личный вклад в общую работу, развивать те способности, которые в большей степени имеют проявления: художественные, конструктивные, аналитические.

Межпредметные:  умение применять полученные знания в различных видах деятельности, в научных дисциплинах, проводить связи между различными фактами из разных областей, различной направленности.

Коммуникативные: умение работать в парах, в группах,  в коллективе.

В результате реализации программы 2 года обучающиеся должны знать/понимать:

-  виды и названия некоторых садовых и клумбовых растений, различать по характерным признакам;

-  особенности посадки и способы  высадки растений в открытый грунт;

-  особенности комбинированной посадки ;

-  требования декоративных растений к среде обитания;

-  сезонные изменения растений

Уметь:

-  составлять правильно цветочные композиции;

-  изготавливать простейшие макеты цветника из разных материалов;

-  пользоваться простейшим садовым инвентарём;

-  соблюдать  санитарно-гигиенические  при работе с растениями, инвентарём;

-  осуществлять правильный уход за цветами: полив, орошение,

Прополка;

-  прогнозировать результат

7. Список литературы

         Для учителя:

1. Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова М.Д. Современный дизайн участка. Шаг за шагом. [Текст]: Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова М.Д.// Современный дизайн участка. Шаг за шагом.- М: Лада. - 2008.

2. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/114882.html

                                       

3. Бофорт М., Николас Д., Гловер Д. Клумбы в вашем саду. [Текст]:  Бофорт М., Николас Д., Гловер Д.// Клумбы в вашем саду. – М: Мир книг.-2009.

4. Дишук Н.И. В цветнике. [Текст]: Дишук Н.И.//  Календарь - справочник садовода и огородника.- 2009. - №7. – с.49-53.

5. Кузеванов В.Я. Ботанические сады как  экологические ресурсы развития цивилизации. [Текст]: Кузеванов В.Я //Труды Томского государственного университета Томск.- 2010.- с. 218 -220.                                                                

6. Кузеванов В.Я.  Ботанические сады как экологические ресурсы  в глобальной системе социальных координат. [Текст]: Кузеванов В.Я.//  Ландшафтная архитектура и дизайн – 2010.- № 2 .- с. 7 – 11.

                                       

7.  Митт Л. Приусадебное декоративное цветоводство. [Текст]:  Митт Л. //Приусадебное декоративное цветоводство.- М: - Колосс.- 1973.

8. Тавлинова Г.К. Приусадебное цветоводство. [Текст]:  Тавлинова Г.К. //Приусадебное цветоводство. Санкт-Петербург.- Агропромиздат.-1996.

9. Тулинцев В.Г., Белый А.И. Цветоводство для всех.  [Текст]:  Тулинцев В.Г., Белый А.И. // Цветоводство для всех.-Санкт-Петербург.-Стройиздат.-2003.

10. Хессайон Д.Г. Всё о клумбовых растениях. Исчерпывающее руководство по выбору и уходу за клумбовыми растениями. [Текст]:  Хессайон Д.Г.// Всё о клумбовых растениях. Исчерпывающее руководство по выбору и уходу за клумбовыми растениями.- М: - Кладезь –Букс.- 2009.

Для обучающихся:                           

1. Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова М.Д. Современный дизайн участка. Шаг за шагом. [Текст]: Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова М.Д.// Современный дизайн участка. Шаг за шагом.- М: Лада.- 2008

2. Тулинцев В.Г., Белый А.И. Цветоводство для всех.  [Текст]:  Тулинцев В.Г., Белый А.И.// Цветоводство для всех.- Санкт-Петербург.-Стройиздат.-2003.

3. Ляхов П.Р. Всё о растениях. [Текст]: детская энциклопедия / П.Р. Ляхов.  Я познаю мир. М: АСТ, 2005. -  С. 252.


 



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №229 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Согласовано                                                                           Принято

 Зам.директора по УВР (ВР)                                                 педагогическим советом

Протокол  от _____ №_____                                        

____________ /__________________/

                                 Утверждено

Директор ГБОУ средней школы№229

___________________Петрова Н.А.

Приказ от  __________№______              

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Праздники, традиции и ремёсла народов России»

на 2014-2015 учебный год

Составила учитель высшей

                                                       квалификационной категории

Ефимова Елена Викторовна

Санкт-Петербург

2014

Содержание:

  1. Паспорт рабочей программы
  2. Пояснительная записка
  3. Содержание    курса внеурочной деятельности
  4. Календарно-тематическое  планирование
  5. Перечень   учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)
  6. Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися
  7. Список литературы


1. Паспорт рабочей программы

Тип программы

 Дополнительная общеразвивающая программа

Статус программы

Рабочая программа  курса  внеурочной деятельности

Название, автор и год издания образовательной программы (модифицированной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;

Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» для 1-4  класса  разработана  на основе авторской программы Михеева Л.Н. (Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой.- М. :Вентана-Граф, 2013)

Категория обучающихся

Учащиеся 4  класса ГБОУ средней школы №229 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Сроки освоения программы

1 год

Объём учебного времени

__34_часов

Форма обучения

очная

Режим занятий

1часов в неделю


2. Пояснительная записка

Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» для 1-4  класса  разработана  на основе авторской программы Михеева Л.Н. (Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой.- М. : Вентана-Граф, 2013) и соответствует федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования 2009 года.

Общая характеристика курса.В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию народов России, тем богатствам народной культуры, изучать которые — первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения, уважение к историии традициям разных народов, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности.

Поставленная «Основной образовательной программой начального общего образования» цель — «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования» реализуется (как один из путей) «организацией внеклассной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей». Организация данной деятельности направлена на развитие у учащихся «умений добывать знания» путём «метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче». Достижение цели предполагает также «целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.)», «развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов». Сформированные универсальные учебные действия являются предпосылкой развития достаточного уровня общеучебных умений.

Особенности содержания курса.

Содержание данной программы внеурочной  деятельности школьников подчиняется следующим принципам:

—личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);

—природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям

детей младшего школьного возраста);

—педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных

действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);

—культуросообразность (познание лучших объектов культуры из сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные

связи учебной и внеучебной деятельности школьника).

Цель программы:приобщение детей к творчеству различных народов; привитие любви к традициям народов, населяющих Россию; расширение их представлений о культуре народов России(в том числе малочисленных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока); развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

Задачи программы:

  • Знакомство обучающихся с праздниками, традициями и ремёслами народов России, со старинным бытом(со времён Петра I)  и новым бытом.
  • Воспитание интереса и любви к национальной культуре разных народов, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм жителей России(в том числе малочисленных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока)
  • Воспитание толерантности, чувства патриотизма и гражданственности.
  • Развитие познавательных интересов, внутренней мотивации и художественного вкуса.
  • Формирование чувства национального достоинства. 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

      В результате освоения программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

  • Принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны.
  • Формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма.
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов России.
  • Формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

3. Содержание курса внеурочной деятельности

Вводное занятие (1ч)

Знакомство с курсом программы. Инструктаж по технике безопасности.

Национальная одежда и обувь народов России (7 ч)

История появления русского народного костюма. Традиционные костюмы народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, народов Кавказа и средней Азии.

Национальные жилища народов России (6 ч)

Знакомство с обустройством русской избы, боярскими хоромами, царскими палатами, чума, яранги, алачука, сакли и др.

Ремёсла и промыслы народов России (5 ч)

Знакомство с ремёслами и промыслами Центральной России

Керамика Гжели

Хохлома и  Жостово

Павловопосадские шали

Вятская и богородская игрушка

Знакомство с промыслами и ремёслами народов Крайнего Севера; Сибири и Дальнего Востока

Художественная обработка кости; изготовление одежды и обуви из шкур животных; украшение национальных костюмов; бисероплетение и др.

Традиционные кухни народов России (6 ч)

Знакомство с продуктами питания русских крестьян; с современными национальными продуктами и кухнями народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, Кавказа и Средней Азии.

Праздники  и обычаи народов России (4 ч)

Учащиеся познакомятся с традиционными христианскими праздниками: «Масленица», « Рождество Христово», « Пасха»; мусульманскими праздниками: « Навруз», «Курбан- байрам»; праздниками малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: «Молодого оленя», « Джылгайак» (праздник осени и урожая),«Харнаяля» (день Ворона), «Нургэнэк» (Встреча Нового года по эвенскому календарю) и др.

Игры и забавы народов России (2 ч)

Разучивание некоторых игр разных народностей : « Горелки», « Колечко», « Хейро», « Каюр и собаки», « Куропатки и охотники»

Проектная деятельность (2 ч)

Создание групповых или парных проектов по пройденным темам.


4. Календарно- тематическое планирование


п/п

Планируемая дата проведения(по учебным неделям)

Фактическая дата проведения

Тема занятия

Ожидаемые результаты

Корректировка

1 год обучения

1

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Принятие и освоение традиций, духовных ценностей

Формирование гражданского самосознания.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории

Формирование нравственных ценностей, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

Национальная одежда и обувь народов России

2

2

История одежды.

дети познакомятся с особенностями крестьянской одежды;

сравнят одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду;

познакомятся с национальными костюмами разных народов;

выполнят эскизы к  понравившимся национальным костюмам, а так же создадут свои проекты народных костюмов

3

3

История обуви

4

4

Обувь крестьян и бояр

5

5

Традиционный русский костюм

6

6

Традиционные костюмы народов Крайнего Севера; Сибири и Дальнего Востока

7

7

Традиционные костюмы народовКавказа  и Средней Азии

8

8

Проект « Создай свой народный костюм»

Национальные жилища народов России

9

9

Первые постройки на Руси

увидят устройство крестьянской избы (печь; полати; лавки; клеть; сени; крестьянский двор; хозяйственные постройки);

сравнят особенности боярских хором, с крестьянкой избой;

познакомятся с особенностями обустройства жилищ народов России.

\

10

10

Русская изба. Быт русских крестьян

11

11

Быт крестьянской и городской семьи

12

12

Боярские хоромы, царские палаты

13

13

Как изменялось жилище людей

14

14

Национальные жилища народов России

Ремёсла и промыслы народов России

15

15

Ремесла крестьян.

познакомятся с крестьянскими ремёслами; узнают как нашлиотражение эти ремёсла в современной жизни; познакомятся с промыслами других народов России; выполнят эскизы понравившихся народных промыслов

16

16

Крестьянские ремёсла в современной жизни.

18

18

Народные промыслы и ремёсла народов Центральной России

19

19

Народные промыслы и ремёсла народов Крайнего Севера; Сибири и Дальнего Востока

20

20

Народные промыслы и ремёсла народовКавказа и Средней Азии

Традиционные кухни народов России

21

21

Продукты питания русского народа

познакомятся и сравнят национальные кухни некоторых народов России;

попробуют сами приготовить одно из национальных блюд

22

22

Традиционные продукты и блюда русской кухни

23

23

Традиционные продукты и блюда народов Крайнего Севера; Сибири и Дальнего Востока

24

24

Традиционные продукты и блюда народов Кавказа

25

25

Традиционные продукты и блюда народов Средней Азии

26

26

Проект « Приготовь своё блюдо»

Праздники и обычаи народов России

27

27

Праздники и обычаи русского народа

Познакомятся с традициями русского народа; узнают обычаи, традиции и праздники некоторых народов России

28

28

Праздники и обычаи народов

Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока

29

29

Праздники и обычаи народов

Кавказа

30

30

Праздники и обычаи народов

Средней Азии

Игры и забавы народов России

31

31

Игры и забавы детей.

разучат несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, хейро, каюр и собаки, охотник и куропатки)

32

32

Игры и забавы детей.

33

33

Защита проектов

34

34

Защита проектов


5. Перечень   учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)

Учебно–методическое обеспечение

  1. Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М. :Вентана-Граф, 2011.
  2. Бронштейн М.М., Жуковская Н.Л. и др. Народы России. Праздники, обычаи, обряды: Энциклопедия. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008.
  3. Ворошилова О.В. Русские фольклорные традиции: внеклассные мероприятия с младшими школьниками. - Волгоград: Учитель, 2007.
  4. Фольклорные посиделки.ред.-сост. Л.И. Жук. – Минск: Красико-Принт, 2008.

Ресурсы сети интернет:

  1. http://www.rodina-portal.ru/articles/details/id/8
  2. http://dereven-ka.ru/tradicii.html

6.Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися

К концусрока обучения учащиеся должны:

  • Иметь четкие представления о быте народов России;
  • Знать некоторые национальныенародные праздники, промыслы, игры;
  • Различать национальные костюмы некоторых народов России
  • Осознавать необходимость духовно- нравственного развития человека.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива

      В результате освоения программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

•Принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны.

•Формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма.

•Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России.

•Формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

Особенности содержания факультатива

     Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:

•личностно-ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);

•природосообразность (соответствие содержания форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);

•педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных  действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);

•культуросообразность (познание лучших объектов культуры их сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности ребёнка).

7.Список литературы

Литература:

Бакланова Т.Н. Народная художественная культура. – М., 1995. – С. 5.

Беловинский Л.В. История русской материальной культуры. – М., 1995.

Степанов Н.П. Народные праздники на Святой руси. – М., 1998.

Детская Энциклопедия "Я познаю мир". "Праздники народов мира". Москва. Изд. «АСТ». 1999г.

Детская Энциклопедия"Я познаю мир". "Русский народ. Традиции и обычаи." Москва. Изд. «АСТ». 1999г

Сказки народов России Москва. Издательство «АСТ» 2007

Бронштейн М.М., Жуковская Н.Л. и др. Народы России. Праздники, обычаи, обряды: Энциклопедия. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №229 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Согласовано

Заместитель директора по УВР

ГБОУ средней школы №229

___________ /_____________/

Принято

Протокол педагогического совета

от________№__________

Утверждено

Директор ГБОУ средней                               школы №229                                                  

____________Петрова Н.А.

Приказ от_________№______              

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Занимательная информатика»

на 2014-2015 учебный год

Составила учитель высшей

                                                       квалификационной категории

Ефимова Елена Викторовна

Санкт-Петербург

2014

Содержание:

  1. Паспорт рабочей программы
  2. Пояснительная записка
  3. Содержание    курса внеурочной деятельности
  4. Календарно-тематическое  планирование
  5. Перечень   учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)
  6. Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися
  7. Список литературы


1. Паспорт рабочей программы

Тип программы

 Дополнительная общеразвивающая программа

Статус программы

Рабочая программа   курса  внеурочной деятельности

Название, автор и год издания образовательной программы (модифицированной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;

на основе: «Информатика. Основы компьютерной грамоты. Начальный курс» под ред. Н.В. Макаровой, Питер, 2009 г.

Категория обучающихся

Учащиеся_4_ класса ГБОУ средней школы №229 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Сроки освоения программы

1год

Объём учебного времени

34 часа

Форма обучения

очная

Режим занятий

1 час в неделю


2. Пояснительная записка

Актуальность программы

В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модификации образования» отмечено, что современные тенденции требуют более раннего внедрения изучения компьютеров и компьютерных технологий в учебный процесс и внеурочную деятельность.

На сегодняшний день компьютерная грамотность нужна любому современному человеку, компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Чтобы приобрести навыки работы на компьютере,  необходимы начальные, базовые знания. Без них любой пользователь персонального компьютера будет чувствовать себя неуверенно, пытаться выполнять действия наугад. Работа такого пользователя очень часто является непродуктивной и приводит к ошибкам.

Ребенок в современном информационном обществе должен уметь работать на компьютере, находить нужную информацию в различных информационных источниках (электронных энциклопедиях, Интернете), обрабатывать ее и использовать приобретенные знания и навыки в жизни.

В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игры к учебе. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. Поэтому значительное место на занятиях занимают игры. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет сделать интересными и осмысленными любую учебную деятельность. Дети при восприятии материала обращают внимание на яркую подачу его, эмоциональную окраску, в связи с этим основной формой объяснения материала является демонстрация, игра.

При прохождении данного курса рассматриваем следующий аспект изучения информатики:

общеобразовательный, когдаинформатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.

Данная программа по информатике носит пропедевтический характер и активизацию воспитательной деятельности. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек. Развивает коммутативные и интеллектуальные способности учащихся. Создает мотивацию для участия во внеклассных мероприятиях.

Цели и задачи курса «Занимательная информатика»

Главная цель курса – дать ученикам начальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества;

— развить умение проведения анализа действительности для построения информационной модели и ее изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка.

 Задачи курса «Занимательная информатика»:

  1. Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой, что должно помочь учащимся овладению компьютерных технологий, первоначальным основам программирования.
  2. Развивать логическое мышление, умение рассуждать и применять полученные  знания в повседневной жизни.
  3. Развивать творческое воображение, математическое и образное  мышление, речь, память умение работать с компьютерными программами и дополнительными источниками информации.
  4. Воспитывать интерес к урокам информатики и новым информационным технологиям.
  5. Познакомить школьников с видами и основными свойствами информации, научить их приёмам организации информации и планирования деятельности.
  6. Дать школьникам первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях.
  7. Научить учащихся работе на компьютере с использованием интегрированной графической среды ПервоЛого.
  8. Научить учащихся находить информацию в Интернете и обрабатывать ее.
  9. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, используя знания компьютерных технологий.
  10. Приобщить к проектно-творческой деятельности.

3. Содержание курса внеурочной деятельности

1 год обучения  (34 урока)

Знакомство с миром информатики(9 часов)

Знакомство учащихся с возможностями персонального компьютера, применение ПК, его основные устройства, знание техники безопасности при работе в компьютерном классе. Умение работать компьютерной мышкой, работать  на клавиатуре, с клавишами управления курсором.

Программа графический редактор  Paint.(6 часов)

Знакомство с графическим редактором Paint, умение использовать графические примитивы, применять инструменты: карандаш, ластик, кисть, палитра, создавать и сохранять  рисунки.

Отличительные признаки и составные части предметов (9 часов)

Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов. Множества и его элементы, сравнение и отображение  множеств. Способы задания множеств.

Введение в логику (10 часов)

Решение задач на развитие внимания, логического мышления. Элементы логики. Конструирование. Суждение истинное и ложное. Сопоставление. Отрицание. Введение понятий «дерево», «графы».


4. Календарно- тематическое планирование

1 год обучения

п/п

Планируемая дата проведения(по учебным неделям)

Фактическая дата проведения

Тема занятия

Ожидаемые результаты

Корректировка

1 неделя

Правила техники безопасности при работе на компьютере

знать правила безопасности при работе на компьютере.

2 неделя

А что может компьютер?

знать основные применения компьютеров;

3 неделя

Из чего же состоит компьютер?

Уметь различать основные устройства компьютера

4 неделя

Для чего нужен компьютер?

Знать и понимать, где  и для чего применяют компьютер

5 неделя

Компьютерная «мышь». Игра: « Включи в домах свет»

Уметь пользоваться мышью

6 неделя

Тренируем наши пальчики

работа на клавиатуре

7 неделя

Игра:«вверх, вниз, вправо, влево».

уметь видеть курсор и правильно им владеть

8 неделя

Что мы узнали о компьютере?

где применяют компьютер, работа на клавиатуре, для чего нужна мышь

9 неделя

Что мы узнали  о компьютере? Игра «Собери компьютер»

10 неделя

«Давайте порисуем!»  Волшебные инструменты.

уметь создавать рисунки в программе графический редактор Paint;

уметь применять инструменты графического редактора

11 неделя

Давайте порисуем! Волшебные инструменты

Уметь создавать рисунки в программе графического редактора Paint. Применять инструменты графического редактора

12 неделя

«Оставим на память».

создавать и сохранять рисунки

13 неделя

Проект « Прекрасное,  вокруг нас»

Уметь создавать собственные рисунки и композиции.

Уметь работать в группах, в парах

Уметь использовать все инструменты редактора Paint

14 неделя

Проект « Город, которого нет» (создание собственных композиций)

15 неделя

Игра:  « Найди главное» (Выявление существенного признака предметов).

Выявлять главные свойства предметов и его признаки

уметь работать по алгоритму, создавать план действий

16 неделя

Игра: « Найди главное» (Выявление существенного признака предметов).

17 неделя

Работаем по правилам. (Что такое алгоритм?)

18 неделя

Игра: «Возрастание, убывание».

19 неделя

Игра «Множества. Создай свои множества».

задавать множества, его элементы, знать понятие множеств, сравнение и отображение множеств

20 неделя

Игра «Множества. Создай свои множества».

21 неделя

Игра « Найди отличие»

22 неделя

Игра: «Создай по образцу»

23 неделя

Игра « Больше-меньше»

24 неделя

Логика и конструирование.

владеть понятием логика и конструирование

25 неделя

Учимся мыслить логически

Игры « Выбери главное», «Верю - не верю»

знать элементы логики, уметь строить суждения истинные и ложные уметь проводить примеры множеств предметов и располагать их в порядке расширения или в порядке сужения объёма понятий, сравнивать множества;

уметь находить общий признак предмета и группы предметов;

уметь конструировать фигуру из её частей;

уметь находить истинное и ложное суждение;

уметь классифицировать предметы по нескольким свойствам

26 неделя

Учимся мыслить логически.

Игра «На что похоже?»,

« Собери пазлы»

27 неделя

Учимся мыслить логически.

Игра « Построй дом своей мечты», « Фантастический автомобиль»

28 неделя

 Игра « Верю – не верю» (Наша жизнь и отрицания)

29 неделя

Игра « Делаю покупки», «Как вырастить дерево?»

уметь проводить анализ при решении логических задач и задач на внимание;

иметь понятие о множестве; уметь классифицировать предметы по нескольким свойствам;

уметь классифицировать предметы по нескольким свойствам; самостоятельно находить информации для создания презентации; создавать самостоятельно слайды в программе PowerPoint.

30 неделя

Игры с графическими диктантами

31 неделя

Как найти правильное решение различных задач на логику и внимание.

( Игры на развитие логики и внимания)

32 неделя

« Волшебство анимации»

( создание слайдов в программе PowerPoint)

33 неделя

« Волшебство анимации»

( создание слайдов в программе PowerPoint)

34 неделя

« Волшебство анимации»

( создание слайдов в программе PowerPoint)


5. Перечень   учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)

.  

Методический материал по курсу «Мир информатики» состоит из цифровых образовательных программ:

- MicrosoftWindows (Word, PowerPoint, Paint), компьютерная среда ПервоЛого.

- «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия 1-2 год обучения – 1 СD;

- «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия 3-4 год обучения – 1 СD

- Методическое пособие для учителей 1-4 класс  «Первые шаги в мире  информатики»,

 СD – ROM содержит  пакет педагогических программных средств «Страна  «Фантазия»

Методическое обеспечение:

1. «Информатика. Основы компьютерной грамоты. Начальный курс» под ред. Н.В. Макаровой, Питер, 2009 г.

2. С.Н.Тур, Т.П.Бокучаева «Первые шаги в мире информатики» Методическое пособие для учителей 1-4 классов – издательство Санкт-Петербург «БХВ – Петербург» 2009 г.;

3. «Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев – издательство Москва «Баласс» - 2002 г.

Интернет – ресурсы.

 www.bezpeka.com/ru – портал БЕЗПЕКА все об  информационной безопасности ИНТ. Программные продукты Лого (http://www.int-edu.ru/logo/)

Технические средства

Мультимедийный проектор; компьютеры или ноутбуки; CD-диски, Интернет.

6.Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися

Требования к уровню освоения курса внеурочной деятельности:

должны знать:

  • правила техники безопасности;
  • основные устройства ПК;
  • правила работы за компьютером;
  • назначение и возможности графического редактора PAINT;
  • возможности текстового редактора WORD;
  • назначение и работу программы PowerPoint;
  • основы Интернет;

-  назначение и возможности при работе в интегрированной графической среде ПервоЛого.

должны  уметь:

  • соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
  • включить, выключить компьютер;
  • работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);
  • набирать информацию на русском  и английском регистре;
  • запускать нужные программы, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу.
  • работать с программами   Word, Paint, , PowerPoint;
  • создавать презентацию, используя возможности PowerPoint;
  • уметь самостоятельно работать в интегрированной мультимедийной среде ПервоЛого;

Ожидаемый результат:

  1. По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы на компьютере и применять их в практической деятельности и повседневной жизни.
  2. Умение самостоятельно работать в интегрированной мультимедийной среде ПервоЛого.
  3. Создание банка данных детских работ (статей, рисунков, презентаций) для использования в учебно-воспитательном процессе.

К концу первого года обучения учащиеся должны:

  • знать правила поведения в компьютерном классе;
  • знать основные применения компьютеров;
  • знать основные устройства компьютеров;
  • уметь создавать рисунки в программе графический редактор Paint;
  • уметь проводить анализ при решении логических задач и задач на внимание;
  • иметь понятие о множестве;
  • уметь проводить примеры множеств,предметов и располагать их в порядке расширения или в порядке сужения объёма понятий, сравнивать множества;
  • уметь находить общий признак предмета и группы предметов;
  • уметь конструировать фигуру из её частей;
  • уметь находить истинное и ложное суждение;
  • уметь классифицировать предметы по нескольким свойствам;
  • уметь использовать клавиатуру и мышь при работе с прикладными программами «Страна «Фантазия» и «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия, графическом редакторе Paint.

7.Список литературы

  1. Богомолова ЕМ. Занимательные задания по базовому курсу информатики. // Информатика и образование. – 2004. –№ 2. –С. 52-60.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
  3. Брыксина О.Ф. Планируем урок информационной культуры в начальных классах. // Информатика и образование. – 2001. – 2. – С. 86-93.
  4. Горячев А.В. О понятии “Информационная грамотность. // Информатика и образование. – 2001. –№8 – С. 14-17.
  5. Грязнова ЕМ. Занимательная информатика в начальной школе // Информатика и образование. – 2006. –№6. – С.77 - 87.
  6. Журова СМ. Внеурочные занятия по информатике // Информатика и образование. – 2006. –5. – С. 8-13.
  7. Кузнецов А.А., Самовольнова Л.Е., Угринович Н.Д. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по информатике. – М.: Дрофа, 2001. – 48 с.
  8. Макарова Н. В. Информатика, практикум по информационным технологиям, 7 – 9 класс //Питер. – 2005. – 288 с.
  9. Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые уроки информатики. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 352 с.
  10. Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Специальная информатика: учебное пособие. – М.: АСТ-ГГРЕСС: ИнфоркомПресс, 2000. – 400 с.
  11. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: примерное поурочное планирование с применением интерактивных средств обучения. – 2-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2001. – 48 с.
  12. Швачко Н.В. Основные аспекты преподавания темы “Информация” в начальной школе // Информатика и образование. – 2006. –№9. –С. 29- 43.
  13. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе – М.: Сентябрь, 1996. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...