Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Путешествие по Стране этикета»
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Путешестие по Стране этикета" включает в себя описание нормативно правовой базы, цели и задач, ценностных ориентиров, формируемых универсальных учебных действий, учебно-методического и материально-технического обеспечения, а также календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предлагаемая рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Путешествие по Стране этикета» – это практический педагогический курс для развития навыков межличностного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми. Знания, полученные детьми на таких занятиях, дадут им представление об искусстве человеческих взаимоотношений.
Данная рабочая программа была составлена на основе программы А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Нормативно - правовой базой для составления программы явились:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. N 413 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Общая характеристика курса
Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.
Вербальное и невербальное общение при привитии культуры поведения дают возможность адаптироваться и социализироваться учащимся не только в стенах школы, но и за её пределами. Введение курса «Путешествие по Стране этикета» необходимо на первой ступени обучения и непрерывное его продолжение течение всего пребывания детей в образовательном учреждении.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность это осуществить.
Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Поэтому для реализации этой цели был разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям.
Подражая взрослым, ребёнок без труда усвоит все правила приличия. Самое важное, чтобы норма поведения взрослых во всех ситуациях была верной. В младшем школьном возрасте ребёнок сам готов постепенно учиться тому, что и как нужно делать, чтобы не попасть впросак. Следует показать пример нормальных человеческих отношений, дать ребёнку знания об основных принципах, на которых эти отношения строятся, и контролировать, как ведёт себя ребёнок. Самый лучший способ прививать детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример. Прав был А.С. Макаренко, говоря: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни».
Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.
Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, определяемого как уклад школьной жизни интегрированного в урочную (окружающий мир, литературное чтение, русский язык), внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся.
Сегодня требуется новый тип образованности личности. Для будущего гражданина России необходимо знать курс этической грамматики. Являясь неотъемлемой частью духовной культуры, она способствует нравственному совершенствованию человека. Поэтому в гимназии так необходимы уроки, посвящённые этическому воспитанию личности человека и способные сохранить и развить в ребёнке стремление к духовным ценностям человеческой жизни, которые могут сохранить душу его от разъедающего практицизма окружающей среды.
Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей.
Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.
Хорошие манеры - характерный признак хорошего воспитания. Поэтому обучение хорошим манерам является такой же важной частью воспитательного процесса, как и обучение грамоте, музыке, иностранному языку.
Главная цель обучения заключается в том, чтобы ребенок не только знал как надо вести себя в обществе, но и умел это делать. Понятие “хорошие манеры” связано с воспитанием у ребенка таких достоинств, как чувство такта, деликатности, душевной чуткости и безыскусственности. Игра, обыгрывание жизненных ситуаций, выполнение некоторых упражнений и заданий - это практические методы, широко используемые на уроках культуры общения. На уроках культуры общения можно задавать домашнее задание: “Скажи доброе слово близким, друзьям, знакомым”, “Уходя домой, попрощайся с учителями, одноклассниками, вахтером”, “Поблагодари маму или бабушку ...”, “Попроси прощение у того, кого нечаянно обидел” и т.д. Нарисовать в тетради улыбку, добро, маму, подарок, гимназию и т.д.
Цель программы:
-формирование норм культурного общения и поведения в различных жизненных ситуациях.
Задачи:
- формировать нравственные понятия;
- познакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;
- развивать коммуникативные способности школьников;
- воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека;
- развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих;
- предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;
- научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения.
Программа состоит из 5 разделов:
1. История развития этикета
2. Речевой этикет
3. Этические нормы отношений с окружающими близкими (семейный этикет).
4. Столовый этикет
5. Этика отношений в коллективе (деловой этикет)
Основными методами и приемами по реализации программы являются изучение различных видов этикета (больший акцент делается на речевой этикет), приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций. Знания и навыки, которые приобретут учащиеся на данных занятиях, позволят им быть полноценной личностью, вежливой, способной свободно общаться в обществе с окружающими его людьми.
Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение); практический; наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций).
Формы и виды деятельности
- игровая;
- познавательная;
- краеведческая;
- проектная;
- сюжетно - ролевые игры;
- просмотр фильмов, мультфильмов;
- походы в театр;
- конкурсы;
- викторины;
- посещение библиотек;
- праздники
- инсценирование.
Планируемые результаты освоения учащимися
программы внеурочной деятельности
В результате реализации программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
- сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой
- ознакомить с этическими нормами взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
- воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
- учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для его достижения необходимо:
-сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образова-тельного учреждения, в открытой общественной среде.
- создать необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
- начальные представления и понятия о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
- умения правильно и грамотно вести себя в обществе;
знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- морального сознания , способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
- Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
- Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Место курса в учебном плане
По учебному плану внеурочной деятельности на 2014-2015 учебный год в школе на изучение курса в 3-м классе отводится
1 час в неделю (всего 34 часа в год).
Формы учета оценки планируемых результатов
- Опрос
- Наблюдение
- Диагностика:
- нравственной самооценки;
- этики поведения;
- отношения к жизненным ценностям;
- нравственной мотивации.
- Анкетирование учащихся и родителей
Описание ценностных ориентиров
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание курса способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Содержание программы курса (34 ч)
- История развития этикета. 2 ч.
Изучение сущности этикета. Основные постулаты хороших манер и вежливости. История этикета в Древнем Риме: прогулки, выступление перед аудиторией, беседы, одежда. Особенности рабочего дня древних римлян, их застольного этикета, гостеприимства, жестов.
- Речевой этикет. 8 ч.
Правила поведения во время знакомства. Представление людей друг другу. Формы проявления интереса к человеку, предупредительность и вежливость. Обращение по фамилии, имени, отчеству, уменьшительному и полному имени. Значение речи в жизни человека. Речь письменная и устная. Грамотность, как свойство устной речи. Общение людей. Связь поведения и речи. Слова - чувства.
- Столовый этикет. 2 ч
Коллективное чаепитие. Обыгрывание ситуаций поведения за столом.
- Этические нормы отношений с окружающими и близкими (семейный этикет). 10ч.
Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не произошла ссора, чтобы не было крика, чтобы нравилось быть дома
Поведение в коллективе, в семье, в кругу друзей. Умение встать на место другого человека. Речевые формы, помогающие избежать конфликтов между друзьями, родителями, одноклассниками. Контактные этикетные формулы: совет, извинение, согласие, одобрение.
Взаимоотношение школьников в ситуации урока, прогулки. Вежливое и доброжелательное отношение к сверстникам. Типичные этикетные ошибки (грубость, ябедничество и т.д.)
- Этика отношений в коллективе (деловой этикет). 12 ч.
Как жить в коллективе, будучи очень разными? Что считать хорошим в коллективе, что плохим? Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Качества, которыми надо обладать, чтобы: считаться твоим другом; заслужить твое уважение; вызвать симпатию.
Взаимодействие школьников в ситуации урока. Вежливое и доброжелательное отношение к сверстникам. Типичные этикетные ошибки (грубость, ябедничество и др.).
Составление поздравлений. Пожелание друзьям. Слова благодарности. Соотношение представления о праздничных днях и словах. Индивидуальные и коллективные поздравления. Контактные речевые формулы: уважение, благодарность.
Заключительный праздник со всеми элементами этической направленности.
Календарно - тематическое планирование «Путешествие по Стране этикета»
3 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Планируемые результаты УУД | Деятельность учащихся | Дата | ||||
Личностные | Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные | План | Факт | ||||
1. История развития этикета. 2 ч. | |||||||||
1-2 | История развития этикета в Древнем Риме. | 2 | Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; . | Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; | Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | Познавательная беседа. Просмотр документального фильма (отрывок) | 3.09 10.09 | |
2. Речевой этикет. 8 ч. | |||||||||
3. | Знакомство | 1 | развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения | строить сообщения в устной и письменной форме | допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; | учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | Познавательная беседа. Дискуссия | 17.09 | |
4. | Здравствуйте все! | 1 | Практическое занятие | 24.09 | |||||
5. | Дружим с добрыми словами | 1 | Дискуссия. Просмотр мультфильма. Рисунки | 1.10 | |||||
6-7 | Речь | 2 | Познавательная беседа. Ролевая игра. | 15.10 22.10 | |||||
8-9 | Умеем общаться | 2 | Познавательная беседа. Викторина. Конкурсы. | 29.10 5.11 | |||||
10 | Подарок коллективу (итоговое занятие) | 1 | Творческий проект | 12.11 | |||||
3. Столовый этикет. 2 ч | |||||||||
11 | Премудрости мистера Этикета | 1 | знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение | осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов | учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | Познавательная беседа. Сценки-миниатюры. Игра. | 26.11 | |
12 | За столом с мистером Этикетом | 1 | Ролевая игра | 3.12 | |||||
| |||||||||
13-14 | Когда рядом много людей | 2 | эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им | строить сообщения в устной и письменной форме | договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок | Познавательная беседа. Практическое занятие (библиотека). Проект | 10.12 17.12 | |
15 | Как решать семейные проблемы | 1 | Дискуссия. Ролевая игра | 24.12 | |||||
16-17 | Об уступчивости | 2 | Познавательная беседа. Сценки-миниатюры. | 14.01 21.01 | |||||
18 | Не ссориться и не обижать друг друга. | 1 | Познавательная беседа. Просмотр док. фильма. Викторина | 28.01 | |||||
19 | Помоги понять себя | 1 | Рассказы учащихся | 4.02 | |||||
20 | Тепло родного дома | 1 | Беседа. Ролевая игра. | 11.02 | |||||
21-22 | Поздравляем наших мам | 2 | Рисунок. Праздник | 25.02 4.03 | |||||
| |||||||||
23 | Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались | 1 | знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение | строить сообщения в устной и письменной форме | допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии | учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | Познавательная беседа. Творческая работа | 11.03 | |
24 | Чтобы быть коллективом | 1 | Беседа. Игра. | 18.03 | |||||
25 | Коллектив начинается с меня | 1 | Познавательная беседа. Дискуссия. | 25.03 | |||||
26-27 | Подарок коллективу | 2 | Работа в парах. Проект | 1.04 15.04 | |||||
28-29 | Не ссориться и не обижать друг друга | 2 | Беседа. Дискуссия | 22.04 29.04 | |||||
30-31 | Пожелания | 2 | Работа в парах. Творческая работа | 6.05 13.05 | |||||
32-34 | Школе посвящается | 3 | Выступления учащихся. Праздник. | 20.05 27.05 |
Описание учебно-методического и
материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности
Список литературы
Для учителя:
- Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.
- Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
- Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
- Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
- Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
- Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
- Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2006
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Совсем не обычный урок”. Практ. пос. для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.
- Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.
- Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.
- Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1986.
- Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.
- Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
- Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983.
- “Сказка как источник творчества детей”. Пособие для педагогов дошкольного учреждения. М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.
- Симановский А.Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996.
- Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
- Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990.
- Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. - М.: Школа-Пресс, 1999.
- Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.:
ТЦ Сфера, 2010.
- Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996.
- Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.
- Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.
Для обучающихся:
- Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.
- Барто А.Л. В театре.
- Волков А. М. Волшебник Изумрудного города/ Худож. М. Светланов. – Т.: Укитувчи. 1989.
- Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.
- Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.
- Маршак С.Я. Вот какой рассеянный.
- Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо.
- Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.
- Некрасов А. С. Приключения капитана Врунгеля: Повесть. Рассказы: Для сред. шк. возраста/Худож. А. Момуналиев. – Ф.: Адабият, 1990.Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.
- Осеева В.А. Волшебное слово
- Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
- Русская народная сказка. Лиса и Журавль
- Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000.
- Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2004.Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991.
- Толстой Л.Н. Волк и собака.
- Чуковский К. И. Федорино горе.
- Чуковский К.И. Мойдодыр.
- Чуковский К.И. Телефон.
- Чуковский К.И. Краденое солнце.
- Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.
- Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010.
- Шалаева Г.П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ., 2010.
- Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. – Издательская группа АСТ., 2010.
Используемые сайты:
· www.lseptembter.ru –Издательский дом «Первое сентября»;
· www.edu.ru –Федеральный портал «Российское образования»;
· www.km.ru- Образовательные сайты компании «Кирилл и Мефодий»;
· www.college.ru –«Открытый колледж»-сайт дистанционного обучения школьников;
· http://new.teacher.fio.ru/ -Cайт «Учитель.RU»;
· www.museum.ru – Портал «Музеи России»;
· www.hermitage.ru –государственный Эрмитаж.
· www. Shtrih-33.ucoz. штрих-школа творчества
· www. Videoresursy.ru – медиаресурсы для образования и просвещения
· www. Pedagogy.ucoz.ru – учителю ИЗО и черчения
· www. Cd-izo.narod.ru – «Комплекс уроков по ИЗО» - готовые уроки, презентации и др.
К реализации программы художественного творчества привлечены следующие материально-технические ресурсы:
· помещение (учебный кабинет со столами, место для выставки);
· компьютер– универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности;
· проектор - подсоединяемый к компьютеру; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений;
· принтер - подсоединяемый к компьютеру; дает возможность вывести на печать контрольно-измерительный и наглядный материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Декоративно-прикладное искусство "Маленький мастер"
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к поним...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению. Кружок "Декоративно - прикладное искусство". 1 класс.
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Декоративно - прикладное искусство" для 1 класса разработана на основе примерной программы художественно - эстетического направл...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Мастерская « Умелые ручки »
В основу программы положены типовые программы по дополнительному образованию для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, а также собственный опыт работы с детьми по программе «Лепка и...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Страна этикета" для обучающихся 2 класса.
Данная рабочая программа "Страна этикета" по внеурочной деятельности составлена по всем требования ФГОС. Она направлена на общекультурное воспитание обучающихся 2 класса. Рабочая программа имеет не то...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по общекультурному направлению «Путешествие в мир этикета»
Программа внеурочной деятельности «Путешествие в мир этикета» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся. Знакомство...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов "Путешествие по стране этикета"
Программа ВД "Путешествие по стране этикета"...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Веселый этикет»
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Веселый этикет»...