Учитель и родители: система взаимоотношений. Психолого-педагогические правила и способы установления контактов с семьей
презентация к уроку по теме
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Текст выступления | 63.5 КБ |
Презентация выступления | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Чернская средняя общеобразовательная школа №2»
Выступление на МО классных руководителей
«Учитель и родители: система взаимоотношений.
Психолого-педагогические правила и способы установления контактов с семьей».
Подготовила:
Ю.Ю. Аржанкова,
учитель начальных классов,
первой квалификационной категории
п.Воропаевский
2015 г.
Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега. . .
Л. А. Кассиль
Важным звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие педагога с родителями школьника. Семья – естественная среда жизни и развития ребенка. Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка. Семья – ячейка школьного коллектива. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья, выполняя следующие важнейшие функции:
- регулирование физического и эмоционального развития;
- влияние на развитие психологического пола;
- влияние на умственное развитие;
- ознакомление ребенка с социальными нормами;
- формирование ценностных ориентаций;
- социальная поддержка.
Выполнение этих функций способствуют климат семейных отношений, режим семейной жизни, содержание деятельности, присущее различным поколениям членов семьи.
Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, приводящие к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение материального уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отделяется от родителей.
Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника, повлияв на пространства ребёнка.
Школа и семья – естественные союзники, два основных фактора в воспитании учащихся. Объединить их усилия – значит, во многом решить проблему воспитания подрастающего поколения. Для учителей и родителей необходимо единство взглядов на воспитание детей, единство воздействия на их формирование. Главное для них – условия для нормального обучения, развития и воспитания. Во-первых, школа и родители заинтересованы в том, чтобы дети были здоровы, жизнедеятельны и активны. Во-вторых, школа и родители заинтересованы в хорошей успеваемости учащихся. Очень важно, чтобы школы, родители и общественность объединили свои усилия по созданию условий для нормального обучения и воспитания учащихся. Здесь необходимо единство взглядов и воздействий на формирование личности учащихся
Доверие – главная цель в педагогическом общении с родителями. Его можно достичь с помощью определенных методических приемов. Прежде всего, педагог должен «транслировать» родителям положительный образ ребенка. Повседневное общение в семье часто лишает возможности замечать какие-то стороны личности или не дает им проявиться. Педагог видит ребенка в разнообразных ситуациях учебной и другой деятельности, в среде сверстников и может предоставить родителям эту информацию. Кроме того, важно, чтобы родители увидели позитивное отношение педагога к их ребенку, и могли быть уверены в том, что педагог действует именно в интересах ребенка. Важен диалог между родителями и педагогом, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка.
Однако взаимодействие с семьями воспитанников складываются по-разному. Выяснить воспитательные возможности семьи помогает педагогическая диагностика, которая обеспечивает обратную связь в педагогической системе и просто необходима для более оптимальной организации педагогического процесса. Диагностика может проходить на любую тематику, используя наиболее подходящие на тот момент для классного руководителя методы. Выявлено 4 группы методов и методик педагогической диагностики:
1. Обычное наблюдение в условиях организации отдельных дел.
2. Через оценку того или иного мероприятия.
3. Выявление эмоционального отношения непосредственно в поступках, поведении детей. Происходит выбор поступка или поведения. Сделанный выбор является показателем эмоционально-нравственной сформированности личности учащегося или классного коллектива.
4. Выявление эмоционального отношения посредством опросов, интервью, ранжирования, анкетирования и другие.
Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.
Основа взаимодействия классного руководителя и семьи состоит в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств
Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. По своему статусу классный руководитель в школе – основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника; будучи специалистом в области педагогики и психологии, помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания, в корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды. Классный руководитель должен выступать в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой.
Общение классного руководителя с родителями будет конструктивным когда:
- учитель вникает в проблемы родителей, проявляет симпатию по отношению к их детям;
- учитывает реальные проблемы, которые имеют место в семье и проявляются в школе;
- не "оценивает" родителя, не общается директивным тоном, не прерывает в беседе;
- учитель и родитель не обвиняют друг друга, а находят разные выходы из сложившейся ситуации;
- учитель не допускает оскорбления родительских чувств необоснованной оценкой способностей, успеваемости и поведения детей
Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, обусловлено необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания. Классный руководитель должен знакомить родителей с собственной жизненной и педагогической позицией, с целью, задачами и программой своей будущей деятельности, с планом воспитательной работы, со спецификой, задачами и проблемами предстоящего года.
Психолого-педагогическое просвещение родителей. Р.М. Капралова выделяет требования, которые должны обеспечить высокую эффективность психолого-педагогического просвещения:
1.Вооружение родителей знанием научных основ теории воспитания.
2.Психолого-педагогическое просвещение должно носить опережающий, предупредительный характер.
3.Психолого-педагогическое просвещение должно рассматриваться только как функция всего педагогического коллектива школы: в соответствии с программой, с учетом подготовленности и желания учителя или другого работника школы в конце учебного года распределяются темы для подготовки к чтению лекций.
4.Психолого-педагогическое просвещение должно рассматриваться как обязательное и принимать форму всеобуча родителей.
5.Психолого-педагогическое просвещение должно сочетать теоретическую подготовку родителей с практической направленностью всех занятий, нацеленностью всех форм и методов работы на раскрытие диалектики воспитания, т.е. на обучение родителей методам активного воздействия на психику ребенка.
6.Каждое занятие должно сопровождаться ярким, убедительно раскрытым с психологической и педагогической точки зрения показом методов, средств и приемов воспитания в той или иной семье, имеющей устойчивые положительные воспитательные результаты
Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность. Данная функция мотивируется задачами расширения воспитывающей внеурочной деятельности, улучшения взаимоотношений учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности
Еще одна функция работы школы и классного руководителя с родителями – это корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся. Первый аспект – оказание психолого-педагогической помощи учащимся (одаренным, проявляющим интерес к каким-либо формам внеурочной деятельности и т.д.). Другое направление заботы классного руководителя – это оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания.
Последняя функция работы школы с родителями – это взаимодействие с общественными организациями родителей: родительскими комитетами школы и класса, школьными Советами, Советами по месту жительства и т.д. В их компетенцию входит:
– помощи школе и классам в проведении воспитательной работы с учащимися;
– коллегиальное решение отдельных вопросов жизни школы;
– связь с административными и правоохранительными органами;
– участие в работе с родителями учащихся (проведение родительских собраний, конференций; оказание материальной помощи и правовое воздействие на родителей).
Таким образом, можно сказать, что данные функции способствуют созданию нормальной воспитывающей среды для организации школьного воспитательного процесса.
Что касается основных способов общения родителей и классных руководителей, то Ф.П.Черноусова выделяет следующие способы взаимодействия:
· организация родительских конференций, собраний, индивидуальных встреч родителей и учителей;
· организация работы телефонной линии, по которой родители могут связаться с учителем или получить консультацию по поводу домашнего задания и способов его выполнения;
· использование средств телекоммуникации и регулярной почты;
· разработка домашних заданий, в ходе выполнения которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними исследовательский проект;
· создание родительского клубы или центра в школе;
· проведение неформальных встреч родителей, детей, и учителей( праздники и т.д.)
· уважительное общение с учетом культурной, религиозной и этнической принадлежности родителей
Таким образом, можно сказать, что в основе работы классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Должно быть доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей. От согласованности действий школы и семьи зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Школа обязана помочь родителям, став для них центром психолого-педагогического просвещения и консультирования – организуя при школе родительские университеты, лектории, конференции, семинары, объединения родителей.
Чтобы связи школы с родителями были дружескими и взаимно уважительными, учителям следует соблюдать такие правила:
1. Никогда не жаловаться родителям на их детей, требуя принятия «соответствующих мер». Встреча с родителями должна проходить только как деловое, дружеское обсуждение некоторых проблем, связанных с поведением ученика или с необходимостью развития его личностных качеств. Учителя не должны писать замечания в дневники учащихся, не следует и выставлять там «двойки», даже если ученик их получил.
2. Родительские собрания нужно проводить как встречи соратников. Учителя должны рассказать, что было сделано в классе за прошедший месяц, что пройдено по каждому учебному предмету, с какими проблемами или трудностями встретились ученики и чем родители могут помочь своим детям. Следует сообщить, какие учебные темы будут изучаться в ближайшее время, какие мероприятия намечены, и какое участие в их проведении могут принять родители.
Вопросы, касающиеся личности отдельных учеников на этих встречах не затрагиваются. Они могут обсуждаться только в личной беседе учителя с родителями. Только наедине можно сообщать родителям результаты ученика, обсуждать его личные трудности, пути их преодоления и развития нужных качеств.
3. Учителя должны знать условия жизни ребенка, характер взаимоотношений в семье, особенности их родителей.
4. Необходимо воспитывать у детей уважение к своим родителям к родным, близким, развивать интерес к изучению своей родословной, к предкам, их делам и свершениям.
Весьма полезно участие родителей в проведении внеучебных занятий детей по их интересам. Хорошо привлекать родителей для проведения праздников, бесед, экскурсий, походов на природу, для работы в педагогическом совете, в Совете школы. Сделать родителей своими соучастниками – важная и ответственная задача, требующая от классного руководителя большого терпения, такта и преданности делу. Правильно понимающий свои обязанности родительский коллектив – это большая опора, союзник и помощник учителя в учебно-воспитательной работе.
Каждое мероприятие, проводимое родителями, каждая встреча их с детьми требуют определенный минимум педагогических знаний, умений. Вот здесь то и нужна поддержка, доброжелательность классного руководителя. Перед каждым мероприятием, проводимым родителями, необходимо организовать консультации, составление плана мероприятия, распределение обязанностей, что является одним из важных условий слаженности и взаимопонимания в совместной деятельности.
Литература:
- Болдырев Н. И. Методика работы классного руководителя: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1984. – 258с.
- Воликова Т.В. Учитель и семья. – М.: Просвещение, 1980. – 111с.
- Газман О.С. Содержание деятельности и опыт работы классного руководителя. – М.: Научно-методическое объединение «Творческая педагогика», 1992. – 114 с.
- Дик Н.Ф., Горожанкина З.Н. Методы семейного воспитания. Методические рекомендации. Ростов, 1991
- Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М.: ЦГЛ, 2002
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега. . . Л. А. Кассиль
Семья – естественная среда жизни и развития ребенка. Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка.
Семья, выполняя следующие важнейшие функции: регулирование физического и эмоционального развития; влияние на развитие психологического пола; влияние на умственное развитие; ознакомление ребенка с социальными нормами; формирование ценностных ориентаций; социальная поддержка.
Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
отношения с родителями Пространства ребенка, на которые может влиять взаимодействие учителя и родителя: образовательное пространство (учебная и внеучебная деятельность) отношения с учителями
Школа и семья – естественные союзники, два основных фактора в воспитании учащихся.
Доверие — главная цель в педагогическом общении с родителями.
Выявлено 4 группы методов и методик педагогической диагностики: - Обычное наблюдение в условиях организации отдельных дел. -Через оценку того или иного мероприятия. - Выявление эмоционального отношения непосредственно в поступках, поведении детей. Происходит выбор поступка или поведения. Сделанный выбор является показателем эмоционально-нравственной сформированности личности учащегося или классного коллектива. - Выявление эмоционального отношения посредством опросов, интервью, ранжирования, анкетирования и др.
Взаимоотношения с родителями укрепляются, когда: - учитель не забывает, что родители должны смотреть на школу глазами детьми (сначала устанавливает контакт с детьми, а затем с их родителями); - учитель стремится раскрыть способности родителей в отдельных областях воспитания детей; - учитель родителям старается дать то, что требуется и от них (выслушивает их проблемы, высказывает понимание и доброжелательность по отношению к их детям); - учитель помнит, что нельзя родителям указывать, а тем более ругать их детей; - учитель надеется на победу добра в душе ребенка; - учитель делится накопленным педагогическим опытом
Общение конструктивно , когда: - учитель вникает в проблемы родителей, проявляет симпатию по отношению к их детям; - учитывает реальные проблемы, которые имеют место в семье и проявляются в школе; - не "оценивает" родителя, не общается директивным тоном, не прерывает в беседе; - учитель и родитель не обвиняют друг друга, а находят разные выходы из сложившейся ситуации; - учитель не допускает оскорбления родительских чувств необоснованной оценкой способностей, успеваемости и поведения детей
Причины нежелания встречаться учителей и родителей - сложность первого контакта - настороженность, скованность при следующих встречах - амбициозность и авторитарность - разобщённость между учителем и родителями - различная информированность о ребёнке - внутренняя враждебность и агрессивность участников
Для конструктивного взаимодействия существуют различные формы работы: - индивидуальные консультации; - круглые столы; - деловые игры; - психологические тренинги; - походы, чаепития; - дискуссии; - дебаты
Говорят, что у каждого родителя – своя правда… Но ведь это неправда! Просто каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив, А мы по роду профессии к этому причастны. А правда у нас – общая, и правда наша – хорошая, Она в том, чтобы смеялись, росли И развивались дети, И чтобы были за них спокойны Все родители на свете. Это очень просто. Это очень здорово! Нужно только смотреть нам Не столько друг на друга, Сколько в одну сторону!
Литература: 1. Болдырев Н. И. Методика работы классного руководителя: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1984. – 258с. 2. Воликова Т.В. Учитель и семья. – М.: Просвещение, 1980. – 111с. 3. Газман О.С. Содержание деятельности и опыт работы классного руководителя. – М.: Научно-методическое объединение «Творческая педагогика», 1992. – 114 с. 4. Дик Н.Ф., Горожанкина З.Н. Методы семейного воспитания. Методические рекомендации. Ростов, 1991 5. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М.: ЦГЛ, 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Психолого - педагогические методы и подходы в работе с неблагополучными семьями
Проект имеет большое практическое значение, так как многие дети современной России оказываются в асоциальной, зачастую криминальной среде....
«Формы участия родителей в психолого-педагогической помощи слабоуспевающим ученикам».
Этот материал может помочь учителю в проведении родительского собрания....
Консультация для родителей учащихся "Формы участия родителей в психолого-педагогической помощи слабо успевающим ученикам"
Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей ...
Психолого-педагогические условия использования современных способов оценивания учебных достижений младших школьников
В образовательной системе, на сегодняшний день, соблюдаются общие условия оценивания, которые являются необходимыми для результативного осуществления процесса обучения. Но наряду с ними, важны и конкр...
Деятельность учителя - дефектолога в рамках психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.
Одним из главных направлений деятельности учителя-дефектолога в образовательной организации является решение задач по вопросам обучения и воспитания детей, трудности которых требуют постоянной специал...
Консультация для родителей учащихся по теме «Формы участия родителей в психолого-педагогической помощи слабоуспевающим ученикам».
Повышения педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье...
Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника.
Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника....