Внеклассное мероприятие для 4 класса по теме "Разговор о милосердии"
план-конспект занятия (4 класс) по теме
Подробная разработка завершающего мероприятия по теме "Чем я богат".
Цель данного мероприятия: воспитание милосердия, сострадания, отзывчивости, чувства патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План мероприятия "Чем я богат" | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Верейкина Нина Анатольевна
МБОУ ВМР «Сосновская средняя общеобразовательная школа»
Чем я богат? (Разговор о милосердии).
( Это завершающий классный час по теме: Чем я богат?)
Уже прошли: Разговор о доброте; Разговор о дружбе и любви; Разговор о честности и верности
Цель: воспитание милосердия, сострадания, отзывчивости, чувства патриотизма.
Задачи:
- Через обсуждение статьи Даниила Гранина «О милосердии» показать, насколько равнодушными могут быть люди – наши современники.
- Через события Великой Отечественной войны показать национальные черты русского человека – сострадание, милосердие.
- Вызвать эмоциональный отклик на историческую эпоху, связанную с Великой Отечественной войной.
Подготовка:
Проведение анкет:
- Отношение к жизненным ценностям;
- Нравственная мотивация
Ход классного часа
- На прошлом классном часе мы читали сказку Андрианова «Сокровища пирата» О чем она? (…)
- Чуть раньше я проводила анкету, в ходе которой узнала ваше отношение к жизненным ценностям и вашу нравственную мотивацию.
Я очень рада, что большинство из вас ценят не материальные блага, а именно богатство человеческого сердца и в большинстве ситуаций, которые были предложены, будут вести себя достойно.
Сегодня продолжаем наш разговор.
Тема: «Чем я богат? (2 слайд)
- О каком богатстве пойдет речь? (о богатстве человеческого сердца)
Какие же сокровища вы знаете? (любовь, доброта, радость, …) (3 слайд)
Совсем недавно я прочитала удивительный очерк, который тронул меня до глубины души. Хотелось бы поделиться с вами, услышать ваше мнение о произошедших в заметке событиях.
Чтение отрывка из очерка:
«В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал... Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.
С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что нахожусь в шоковом состоянии, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу — рот разбит. Решил повернуть назад, домой.
Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей, — видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи... Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог».
(Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли и производил такое впечатление. Но даже если и принимали за пьяного — они же видели, что я весь в крови, что-то случилось — упал, ударили, — почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, меня это не касается» стало чувством привычным?
С горечью вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное — желание отойти, уклониться, не ввязываться — и со мной было. Уличая себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.
Я не собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов. Уровень снижения нашей отзывчивости заставил, однако, призадуматься. Персонально виноватых нет. Кого винить? Оглянулся — и причин видимых не нашел).
- Автор этого очерка – советский писатель, участник Великой Отечественной войны Даниил Гранин (4 слайд, портрет).
- Скажите, какая главная проблема волнует писателя? (бездушие людей, равнодушие общества, безучастность к горю другого большинства современников, независимо от возраста и пола: проходили мимо и взрослые, и дети, и молодые, и женщины, и мужчины)
- Какого человеческого качества не хватило людям, встретившим несчастного (сострадания, милосердия, отзывчивости). ( +) (название очерка)
- Что такое милосердие?
- Какие слова – синонимы есть? (сострадание, сочувствие, сопереживание)
- И противоположное ему качество? (равнодушие)
- Как вы думаете, ситуация, произошедшая с писателем, исключительная?
- Часто ли вы сталкиваетесь с равнодушием, отсутствием сострадания?
(С такими ситуациями мы встречаемся зачастую)
Я хочу прочитать вам стихотворение
М. Семенов. Стена равнодушия.
Равнодушие равно удушью,
Не обвал оно и не цунами,
Закоулками оно крадется, глушью,
Нависает темными крылами.
Тихо, не спеша, ведет осаду,
Цепкие объятия сплетает.
Нету с равнодушьем просто сладу:
Милосердия совсем не знает.
Равнодушье вроде бы нейтрально,
Не суй свой нос куда не надо,
Хвори не сочувствует повальной
И здоровью не бывает радо.
Человек в беде. Не докричится!
Ослабевшего не ждет подмога.
В дверь глухую робко постучится-
Тут же остановят у порога.
Равнодушие отгородилось
От людей стеной непроходимой.
Зря бедняги просят: «Сделай милость!»-
Равнодушие проходит мимо.
Ни на чем свой взгляд не остановит,
Никого от боли не спасет.
Если жизнь тебя однажды сломит-
Равнодушье обязательно добьет!
От равнодушия до подлости - один шаг. Во время землетрясения или пожара, когда все люди бросаются на помощь пострадавшим, находятся люди, которые занимаются мародерством. Все это далеко от понятия «милосердие»…
Равнодушие ускоряет шаг, услышав крик о помощи, «не видит», как в соседнем дворе толпа бьет мальчишку, инвалид не может спуститься во двор, так как лестница не приспособлена для спуска коляски…, какие – то ребята издеваются над котенком, ломают дерево…
Каждый конкретный случай подскажет вам, как поступить, главное - внутренняя готовность не проходить мимо и «пусть чутье будет вашим учителем», как говорил у Шекспира Гамлет.
Главное - научится сопереживать, сочувствовать другому, а неумение сопереживать, опустошает человеческую душу.
- Почему писатель раздумывая, вспомнил фронтовое время? (…)
- Какие ассоциации вызывает слово война? (боль, отчаяние, страдание, смерть, разруха, голод, страх)
- Давайте прикоснемся к этой эпохе. ( 5 слайд – щелчки по мыши)
Зрительный ряд “Ужасы войны”
- Мы много раз говорили о тех страшных событиях в истории нашей страны, событиях, потрясших весь мир. Эта война, самая народная и поистине самая священная из всех войн на земле, навсегда останется великим уроком человеческого мужества. Но еще большим уроком проявления милосердия, дружбы, взаимовыручки, добра.
- Почему? Было ли место на войне милосердию, состраданию? (…)
- Воинская дружба, взаимовыручка, поддержка, были на войне нужны не меньше, чем патроны и снаряды. Один из моих самых любимых фильмов о войне – фильм Васильева « А зори здесь тихие». Кто смотрел его?
Давайте посмотрим фрагмент этого фильма (фрагмент смерть Женьки Комельковой) и подумаем, как были проявлены милосердие, взаимовыручка, мужество?
(слайд 6 - видео)
Вопросы к анализу фрагмента:
- Что вас особенно потрясло?
- Кем было проявлено милосердие?
Только подумайте, девчонки, 19-20 лет. Они еще и жизни - то толком не видели, а тут война, смерть самых близких. Но не ожесточилось сердце, не стало равнодушным. Для Женьки иначе было невозможно, только пожертвовать собой ради подруги.
- Тема “Женщина и война – особая”. Почему? (…)
Особые тяготы легли на их плечи: не только воевать наравне с мужчинами, но и оказывать помощь, спасать раненых – был их удел. Сестра, сестричка, так называли санитарок, или сестёр милосердия.
Ю.Друнина «Бинты».
Глаза бойца слезами налиты,
Лежит он, напружиненный и белый,
А я должна приросшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.
Одним движеньем - так учили нас.
Одним движеньем - только в этом жалость...
Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,
Стараясь отмочить его без боли.
А фельдшерица становилась зла
И повторяла: "Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться - беда.
Да и ему лишь прибавляешь муки".
Но раненые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки.
Не надо рвать приросшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли.
Я это поняла, поймешь и ты...
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе!
- Посмотрим фрагмент фильма Бондарчука “Они сражались за Родину”, чтобы понять, почему их так звали? (слайд 7 – видео)
Обсуждение фрагмента:
- Что вас потрясло?
(Да, сестричка – совсем ещё ребенок. Немного старше вас. Вокруг рвутся снаряды, ей страшно, но об этом она не думает. Нечеловеческие усилия ей приходится прилагать, чтобы как-то вытащить раненого бойца с поля боя. Но она не падает духом, а наоборот, старается убедить его в том, что это ей по силам.
А сам боец, боясь напугать медсестру, стискивает от боли зубы и старается ей помочь.
Такие люди не могли не победить! Они выстояли, выдержали войну, вынесли на своих плечах все ее тяготы и дошли до Берлина.
Страшные бои развернулись на улицах перед Рейхстагом. Во время боя на улице, сержант Масалов услышал детский крик. Двинувшись ему навстречу, солдат обнаружил в полуразрушенном здании трехлетнюю немецкую девочку и, прикрывая ее своим телом, под пулями вынес малышку в безопасное место. Что это, как не подвиг милосердия? (слайд 8 )
Подумайте - немецкая девочка, возможно, дочь того, кто шел убивать русских детей, калечил их матерей, угонял в рабство сестер. Но перед советским солдатом был ребенок, ему необходима была помощь. Рискуя своей жизнью, не задумываясь ни на минуту, солдат спасает его.
Это потрясло даже немцев.
И в Берлине в праздничную дату
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник советскому солдату
С девочкой, спасенной на руках В Берлине, в Трептов-парке стоит памятник Советскому воину-освободителю! Посмотрите на этот монумент. (Слайд 9)
Это фигура советского солдата, в одной руке которого – меч, разрубающий фашистскую свастику, на другой – спасенная из развалин поверженного Берлина маленькая немецкая девочка.
- Какие сокровища человеческого сердца проявились в людях, прошедших войну? (сострадание, милосердие, стойкость, мужество…)
- Мы ответили на вопрос, почему Даниил Гранин в сложившейся ситуации вспоминал фронтовое время. (Слайд10)
Чтение статьи до конца:
“ … Раздумывая, вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. Из твоей части, из другой — было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили...
Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. Один человек — я, например, — может только бить в этот колокол тревоги и просить всех проникнуться ею и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь»
- А есть ли место милосердию в повседневной жизни?
Кто нуждается в вашем сострадании, помощи, поддержке, в вашем участии? (видеоряд) (Слайды 11 - 25)
- Наш разговор сегодня подходит к концу, но мы еще не раз вернемся к этой теме.
Какие же качества мы будем выращивать в своем сердце?
Давайте дополним искры. (Слайд 26) (…)
(слайд27) У милосердия порою много лиц…
И странно видеть, в чем оно одето…
Но, главное ведь в нем не это,
И удивительно, что нет ему границ.
- Каким был для вас этот классный час? (слайд28)
- О чем он заставил вас задуматься?
- Как изменилось ваше отношение к жизненным ценностям?
- Протяните руку помощи тем, кто в этом нуждается. Ведь самая главная профессия в жизни - это быть человеком. (слайд 29)
Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живет в нас сострадание,
Пока мечтаем мы и буйствуем,
Есть в нашей жизни оправдание.
Использованные ресурсы:
1. Сборник «Жизнь не переделать» Д.А. Гранин, Москва: Центрполиграф, 2004 год
2. Стихи о войне. Юлия Друнина, Москва: Эксмо-Пресс, 1998 год
3. Фрагмент фильма Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие», 1972 год
4. Фрагмент фильма Бондарчука «Они сражались за Родину». 1976 год
5.Интернетресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие(1 класс) С днем рождения
Внеклассное мероприяти в первом классе.Цель: формирование коллектива, развитие умения договариваться через познавательные задания в нестандартной ситуации, воспитание внимательного отношения к товарищ...
"Все работы хороши - выбирай на вкус!" (внеклассное мероприятие 1 класс)
Внеклассное мероприятие "Все работы хороши - выбирай на вкус!" поможет дать общее представление учащимся об основных видах профессий, формировать первоначальный интерес к профессиям....
Конспект внеклассного мероприятия 4 класс «Осенняя смешинка»
Концертно-юмористическая программа носит развлекательный характер....
Внеклассное мероприятие 1 класс "Про тетрадь и карту, карандаш и парту"
Учащиеся узнают об истории возникновения школьных принадлежностей....
Внеклассное мероприятие 1 класс: "Путешествие в сказку".
Мероприятие в форме викторины, с участием сказочных героев....
"Мистер класс" внеклассное мероприятие 3 класс
Конкурсная программа для мальчиков 3 класса "Мистер класс" к Дню защитника отечества....
Внеклассное мероприятие: "Идеальный класс" 2 класс
Внеклассное мероприятие: "Идеальный класс"...