Внеклассное мероприятие 1 класс "Про тетрадь и карту, карандаш и парту"
книга (1 класс) по теме
Учащиеся узнают об истории возникновения школьных принадлежностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pro_tetrad_i_kartu_karandash_i_partu.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
«Про тетрадь и карту, карандаш и парту».
Цели: 1.Познакомить учащихся с первыми печатными книгами.
Рассказать об истории возникновения школьных принадлеж-
ностей.
2.Развивать познавательные способности,интерес к школьным
предметам.
Буратино : Здравствуйте, ребята! Папа Карло купил мне новую курточку, краси-
вую Азбуку с картинками и велел отправляться в школу, учиться уму
разуму. Но я не знаю, что такое школа. Зачем мне туда идти и что де-
лать?
Ведущий 1: Буратино, мы постараемся тебе помочь, расскажем о школе, погово-
рим о добрых помощниках, которые тебе очень пригодятся: об азбу-
ке, тетради, карандаше, ручке, линейке и прочих школьных вещах.
Все вместе узнаем сколько лет от рождения ластику, чем люди поль-
зовались, когда не было промокашки, что означает слово «пенал»,
почему «каникулы» называются «каникулами».
Буратино : Тогда скажите мне, пожалуйста, что же такое школа?
Ведущий 2 : (Слайды) В нашей стране сейчас много различных учебных заведе –
ний для детей: школы, гимназии, лицеи. Первый лицей (тогда гово -
рили «ликей») появился в Афинах более 2000 лет назад. Основал его
философ Аристотель неподалёку от храма Апполона Ликейского.
Отсюда и название «ликей». Обучение было устным. В лицее учи -
лись прогуливаясь и беседуя.
Ведущий 1: А слово «школа» произошло от древнегреческого «ехоле» - друг, от-
дых. Считали, что человек отдыхает, когда обогащает свой ум, т.е.
учится.
Буратино : Вот бы нам побывать в древней школе, посмотреть, как учились рань
ше.
Ведущий 2 : (Слайды) Ну что ж, давайте перенесёмся на 250 лет назад и узнаем,
какой была школа раньше. В русских школах могли получать знания
поначалу только юноши. Разных классов, как теперь, не было. Все -
и большие, и маленькие – сидели на уроках в одной просторной избе.
В семь часов утра школьный колокол возвещал о начале занятий.
Ученики были одеты в длинные рубахи. Первый урок – азбука. «Аз,
буки, веди…» - тянули на распев ученики. Так назывались первые
буквы А, Б, В. После азбуки все принимались читать книгу молитв
«Часослов». После полудня был перерыв на 2 часа. Затем снова заня-
тия: арифметика и письмо. Для письма использовали гусиные перья,
которые обмакивали в чернила. Но за ученье надо было платить, а
деньги были не у всех.
Буратино : Это что же получается – древние предки учились почти целыми дня-
ми? Нет такая школа мне не подходит. Совсем не останется времени
попрыгать, побегать.
Ведущий 1: Знаешь, Буратино, порядки в школах тогда были очень строгие. В од-
ной из тогдашних книг ребятам давался такой наказ: (слайд) «Пхание
друг друга и битиё и резвого бегания да не водворится у вас…»
И ещё: «Не шуметь, не глумиться, не дразнить товарищей, шапку и
одежду снимать.». Но правила правилами, а всё же детские шалости
порой случались. И тогда в ход шла розга.
Буратино : Да, строгие были порядки. А вы не знаете, для чего Папа Карло дал
мне Азбуку?
Ведущий 2 : По этой книге ребята учатся грамоте. А в древние времена азбук ещё
не было, но люди всё-таки умели передавать друг другу сообщения с
помощью рисунков. Древние Египтяне составили из рисунков что-то
вроде азбуки, в которой каждое изображение обозначало какое-ни -
будь слово. Но один и тот же рисунок, например «нога», мог озна -
чать «иду», «пришёл», «поскорей уходи или приходи».
Ведущий 1: Первую в нашей стране «Азбуку» 400 лет назад напечатал для детей
Иван Фёдоров. Он был и первым в нашей стране, кто стал печатать
книги. В его «Азбуке» было много картинок, и детям стало легче
учиться письму и чтению.
1-й ученик: Ты в азбуку впервые вник,
Читая по слогам,
Потом прочтёшь ты сотни книг
К сознательным годам.
И ты поймёшь: без азбуки
Вся жизнь прошла бы зря.
Ведущий 2 : Совсем недавно наши ребята уже попрощались с Азбукой. Она на -
учила их хорошо читать, дружить с книгой. Правда…бывает и такое.
(Сценка )
Ведущий 2 : Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой:
Новая: Ну как твои делишки?
Ведущий 2 : Одна спросила у другой.
Старая: Ох милая, мне стыдно перед классом.
Хозяин мой обложку вырвал с мясом.
Да что обложка, оборвал листы,
Из них он делает кораблики, плоты,
И голубей (плачет).
Боюсь листы мои пойдут на змей,
Тогда лететь мне в облака!
А у тебя целы бока?
Новая: Твои мне не знакомы муки,
Не помню я такого дня
Чтобы , не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня!
А посмотри-ка на мои листочки.
На них ты не увидишь точки.
Про кляксы я молчу – о них
И говорить-то не прилично…
Зато и я его учу не как-нибудь,
А на отлично!
Старая: Ну, мой на тройках едет еле-еле,
И даже двойку получил на той неделе.
Ведущий 2 : В басне нет загадки
Расскажут напрямик
И книжки, и тетрадки
Какой ты ученик.
Чтобы среди вас не было таких нерадивых учеников, мы дарим вам
памятки общения с книгой. И тебе, Буратино, тоже.
Буратино : А бывает ли у школьников отдых, или они учатся постоянно?
Ведущий 1: Конечно, бывают каникулы, и все ребята ждут не дождутся их наступ
ления.
Буратино : Что ещё за каникулы?
Ведущий 1: Все ребята знакомы со словом каникулы. Оно означает желанный от-
дых, заслуженный отпуск после многих месяцев учёбы. Но не вся -
кий знает, что это простое, такое привычное для каждого слово про-
изошло от названия звезды. Каникулой называли когда-то самую яр-
кую звезду в созвездии Большого Пса – Сириус. И появлялась она в
один и тот же день – 26 июня, в самое жаркое время, когда школьни-
кам из-за жары давали передышку. И в честь звезды Каникулы эти
дни прозвали каникулярными, т.е. каникулами. Сейчас каникулы у
школьников бывают не только летом, и тут уж звезда Каникула вов-
се не при чём.
2-й ученик: В пункте А и пункте Б
Встали поезда.
В два бассейна по трубе
Не течёт вода.
Пешеходы не идут
В город Б из А.
В двух мешках подсчёта ждут
Груши и айва.
Не известно, сколько плыть
В пункты Б и А.
Лишь одно известно нам,
В школу не бежать.
Мы подольше по утрам
Можем полежать.
Погоняться за котом
Куклам платье сшить.
А задачи и потом
Можно дорешить.
Ведущий 2 : А теперь, Буратино, отгадай загадку.
3-й ученик: Я жёлтый, чёрный, красный, синий,
С начинкой твёрдой в середине.
Я с острым ножиком дружу,
И что хочу изображу.
Буратино : Знаю, знаю, это тоже деревянный человечек с длинным носом, толь-
ко в разноцветной курточке, правильно?
Ведущий 2 : Нет, неправильно. Ребята, а вы знаете ответ?
4-й ученик: Я, друзья, приятель ваш,
Простой проворный карандаш.
В тетрадях палочек ряды -
Мои упорные труды.
Чем вы со мной дружнее,
Тем палочки ровнее.
Ведущий 2 : А знаете. Карандашей раньше не было, и люди писали свинцовыми
палочками, которые оставляли на бумаге слабый след, сильно пачка-
ли руки. Потом люди открыли графит и придумали карандаш. Каран
даш переводится с тюрского языка как «чёрный камень».
А теперь, Буратино, отгадай ещё одну загадку.
5-й ученик: По тетради я пошла,
Все ошибки подмела.
Буратино : Знаю, знаю! Это веник! Папа Карло всегда им подметает.
Ведущий 1: А вот и неверно! Что это, ребята? (ластик)
А знаете сколько лет ластику? Уже почти 300 лет. У ластика два име
ни! Первое – ластик, второе – резинка. Ластики изготавливают из ис-
кусственного каучука, который в свою очередь получают из опилок
или нефти. Стирать ластиком, значит сдирать верхний слой бумаги.
Поэтому стирать резинкой нужно осторожно, иначе получится дыр-
ка.
Ведущий 2 : Вообще-то, Буратино, в школе тебе понадобится много разных ве-
щей. Ни один школьник не обойдётся без линейки.
(Выходят ребята)
6-й ученик: Я – линейка,
Прямота – главная моя черта.
Ведущий 2 : Без неё не отмерить линию, не подчеркнуть карандашом. Линейки
бывают разные: треугольные, прямые, чертёжные. А ещё, Буратино,
тебе ну никак не обойтись без ручки.
7-й ученик: Я школьная ручка
Знакомьтесь со мной.
Писать умею на бегу
Но жить без вас я не могу.
Кто дружить со мной готов
Тот не пожалеет -
Сколько он хороших слов
Написать сумеет.
Ведущий 1: Чем только не пишут современные школьники. Ручки шариковые, ка-
пиллярные, гелевые, фломастеры.А ведь совсем недавно писали
стальным пером: его вставляли в специальную ручку, макали в чер-
нила и писали. А ещё раньше писали гусиными перьями. Писать
ими было не просто6 часто получались кляксы. А сейчас мы пишем
шариковыми ручками.
8-й ученик: На доске мы пишем мелом
Ручкой пишем мы в тетради
Несерьёзным занят делом
Тот, кто пишет на ограде.
Буратино : А я тоже знаю одну загадку. Можно я её загадаю ребятам?
В этой узенькой коробке
Ты найдёшь карандаши.
Ручки, перья, скрепки, кнопки -
Что угодно для души. (пенал)
9-й ученик: Расскажу я, чтоб ты знал
Для чего тебе пенал.
У тебя своя кроватка
Где ты выспался в тиши,
А в пенале дремлют сладко
Ручки и карандаши.
Наработаются слишком -
Залезают спать под крышку.
Карандаш в пенале мается,
Но зато он не ломается.
Ручка в темноте лежит,
Но зато не «убежит».
Ведущий 2 : А назвали пенал так в честь пёрышек, которые в него раньше прята-
ли. По латыни перо – «пена», т.е. пенал – перохранилище.
Ну а теперь ещё одна загадка.
Тоя в клетку, то в линейку,
Написать во мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (тетрадь)
Буратино : Какие умненькие, благоразумненькие. И откуда они про всё знают?
Ведущий 1: Ведь ребята учатся в школе, а ещё читают книги. Вот пойдёшь в шко-
лу, и тоже будешь умненьким-благоразумненьким. А сейчас послу -
шай про историю тетрадки.
10-й ученик: В далёкие времена ученики писали в «восковых» тетрадях. Это бы-
ли деревянные дощечки, связанные шнурком в книжицу. Деревян-
ный листок был залит сверху воском. Но воск, как известно, от жа-
ры тает. Бедные школьники! Каково им было готовить уроки. При-
дёшь в школу, а домашнее задание растаяло. Современные школьни
ки пишут в удобных тетрадках. Из-за листов, сложенных вчетверо,
тетрадь и получила своё название: «тетрадье» - сложенный вчетверо.
11-й ученик: Сейчас мы сидим в школе за удобными партами. А было время, ког-
да не было даже простых табуреток. До сих пор у индейцев племе -
ни «чикосоу» в школах и домах кроме звериных шкур ничего нет.
Индейцы считают, что мальчики от этого становятся сильными, как
пантера, а девочки – грациозными, как лань.
Ведущий 2 : Ну как, Буратино, теперь тебе понятно, для чего ходят в школу, для
чего нужна азбука, и какие интересные вещи есть у каждого школь-
ника?
Буратино : Я теперь всё это знаю,
Стать учеником мечтаю.
Примите меня учиться?
Обещаю не лениться.
12-й ученик: Чтоб учиться в нашей школе,
Нужно выполнить условие:
Трудолюбивым быть, старательным,
Аккуратным и внимательным.
Буратино : Ох, как я хочу учиться!
Обещаю не лениться.
И всегда к семи часам
Просыпаться буду сам.
Ведущий 1: Буратино, в честь нашей встречи, мы дарим тебе те предметы, кото-
рые пригодятся в школе, помимо твоей «Азбуки». Вот возьми – тет-
радки, ручки, карандаши, пенал, линейку. Но куда, ребята, Буратино
сложит всё это? (в портфель)
Ведущий 2 : Да, слово портфель не случайно переводится с французского языка
как «листонос».
13-й ученик: Портфель – помощник мой и друг.
Я без портфеля, как без рук.
Повсюду вместе видят нас.
Портфель со мной приходит в класс.
А то откуда ж буду брать
Учебник, ручку и тетрадь?
Буратино : Ой, спасибо вам , друзья,
Постараюсь очень я
Стать таким же умненьким
И благоразумненьким.
Ну, я побежал собираться в школу. До свидания!
Ведущий 1: Дорогие первоклассники! Заканчивается наше путешествие. Завтра
мы снова встретимся с вами на уроках в нашем классе.
Вот пришёл желанный час:
Ты зачислен в первый класс.
Ты, дружок, послушай нас,
Мы даём тебе наказ.
Ведущий 2 : Утром рано просыпайся,
Хорошенько умывайся,
Чтобы в школе не зевать,
Носом парту не клевать.
Ведущий 1: Приучай себя к порядку,
Не играй с вещами в прятки,
Каждой книжкой дорожи,
В чистоте портфель держи.
Ведущий 2 : Одевайся аккуратно,
Чтоб смотреть было приятно.
На уроках не хихикай,
Стул туда-сюда не двигай.
Ведущий 1: Не дразнись, не зазнавайся,
В школе всем помочь старайся.
Зря не хмурься, будь смелей,
И найдёшь себе друзей.
Ведущий 2 : Всем о школе расскажи,
Честью школы дорожи,
Учись писать, читать, считать,
Чтоб получать отметку «пять».
Ведущий 1: Вот и все наши советы.
Их мудрей и проще нету.
Ты, дружок, их не забудь,
До свиданья! В добрый путь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта внеклассного мероприятия по предмету "Окружающий мир"
"Праздник здоровья" проводится в каждой школе....
Внеклассное мероприятие "Музыка в сказках, стихах, картинках и играх" 2 класс
Очень хороший материал для знакомства детей с нотной грамотой! Объяснение на занятии в игровой соревновательной форме, используя ИКТ и ЭОР....
Технологическая карта внеклассного мероприятия"В гостях у Морского царя"
Внеклассное мероприятие "В гостях у Морского царя" проводится в предверии Нового года. Сценарий для учащихся начальных классов. Данная разработка составлена в виде технологической карты....
Технологическая карта открытого внеклассного мероприятия «Безопасное колесо»
Цель урока: формировать умение прогнозировать поведение всех участников движения Задачи: Закрепление знаний правил дорожного движения...
Технологическая карта внеклассного мероприятия 3 класс «Что такое толерантность?»
Сюжетная игра (занятие строится в виде путешествия).Ожидаемые результаты:В ходе проведения классного часа дети должны получить первоначальное понятие, что такое толерантность, какими качествами характ...
Технологическая карта урока ОРКСЭ или внеклассного мероприятия по теме"Правда и ложь"
Познакомить учащихся с ценностью "правда" и понятием ложь. Ориентироваться в определении своего отношения к понятиям на основе общечеловеческих правил поведения, культурных традиций....
Технологическая карта открытого внеклассного мероприятия к 23 февраля для 2-4 классов «Вперед, мальчишки!» Сценарий внеклассного турнира - викторины к 23 февраля .
Данное мероприятие способствует воспитанию у учащихся любви к Родине, уважения к ее защитникам, стремления служить Отечеству; формирование позитивного нравственного климата в коллективе....