ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ
консультация (1 класс) на тему
Духовное становление человека – процесс длительный и сложный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dukhovno.docx | 35.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ
Духовное становление человека – процесс длительный и сложный. Начинается он с внутриутробного существования младенца и продолжается всю жизнь. Каждый год, каждый этап духовного становления ребенка связан с новыми запечатлениями отношений к социальным ценностям, которые и являются подготовкой к определенным действиям во взрослом мире. Этот процесс последователен и необратим. Главный принцип, заложенный природой в процессе духовного развития человека, можно выразить фразой: «Душа обязана трудиться». В противном случае ее развитие может приостановиться и деградировать. Задача воспитателя – помочь ребенку в этом нелегком процессе духовного становления.
Ответственным периодом в воспитании душевных свойств человека является младенческий, дошкольный и младший школьный возраст. Тонкий духовный мир ребенка в этот период определяется общим духовным климатом семьи, характером взаимоотношений с родителями.
Первый очень значимый в духовном развитии детей возрастной этап включает отрезок времени от зарождения плода до трех лет. Известно, что чувственный аппарат плода достаточно совершенен: он слышит звуки, чувствует прикосновения снаружи, реагирует на настроение матери. Поскольку этот информационный канал для ребенка пока единственный, а отношения, в которых находится мать, чаще всего достаточно стабильны, можно утверждать, что именно внутриутробные запечатления будут наиболее сильными и в значительной мере определяющими характер человека.
Психологическим содержанием этого периода является запечатление резерва душевных сил матери, которые в дальнейшем могут умножаться или оскудевать в зависимости от того, как поведут воспитание родители и как будет относиться к полученному богатству сам человек. Именно во внутриутробный период развития закладывается тот резерв духовных сил, который будет затем поддерживать человека до самой смерти, стимулируя его в поисках правды, добра, любви к людям. Точнее будет сказать, что ребенок в утробе матери запечатлевает способность опираться на тот или иной объем духовных сил.
Следовательно, первостепенным является уровень духовной зрелости матери, ее каждодневное духовное состояние, содержание переживаний, которыми проникнута ее жизнь. Если будущая мать любима, о ней заботятся окружающие и особенно муж, если она желает ребенка, испытывает к нему глубокие нежные чувства, то она исполнена внутренних сил, обращенных к ребенку. Появляется возможность передать это состояние развивающемуся младенцу, заложить богатый душевный резерв в основу всей его будущей жизни.
Именно поэтому в народной педагогике периоду вынашивания ребенка всегда придавалось и придается особое значение, в частности утверждается, что о будущей матери надо заботиться, что беременная женщина должна красиво одеваться, слушать музыку, любоваться красотами природы, видеть красивое вокруг себя, испытывать красоту человеческих отношений. Тогда и ребенок у нее родится красивым. Понятно, что имеется в виду духовная красота, которую ребенок сможет запечатлеть через состояние матери.
Однако нередко в период вынашивания ребенка жизнь уготавливает будущей маме серьезные испытания. И то, как она переносит жизненные невзгоды, бесспорно сказывается на психическом состоянии будущего ребенка.
Нетрудно представить себе, какие запечатления закрепляются в ребенке, если в определенной ситуации будущая мама на протяжении длительного периода нервничает и находится в тяжелых раздумьях о том, как лучше поступить в ее положении: сохранить беременность или прервать ее.
Часто возникают и такие ситуации, когда в период беременности будущая мама оказывается в состоянии озлобленности. Ответить на это можно по-разному: ответной злобой или терпением, прощением или любовью. Если женщина терпела, пока были силы, а потом сорвалась в состоянии душевного дискомфорта, бессилия и отчаяния, что выразилось в досаде, обиде, раздражении, сильном гневе, то это состояние скудности сил, неспособности любить также запечатлевается плодом.
Регулярные срывы матери при недостатке душевных сил приводят к тому, что младенцы после рождения часто капризничают, легко впадают в истерику, проявляют раздражение.
Эти реакции могут закрепляться как норма поведения человека. В возрасте 5–7 лет такие дети проявляют обиду, гнев, часто пребывают в нервном состоянии. В 12–14 лет они быстро приходят в состояние внутреннего разлада, проявляют тягу к жестокости. Еще раз это выражается в возрасте 19 лет, в момент внутренней перестройки и переоценки ценностей. Причина этого явления заключается в необеспеченности ребенка необходимыми душевными силами, которые мать недодала своему младенцу, поскольку сама их не имела, находясь в конфликте с окружающим миром.
Таким образом, начальный этап духовного становления ребенка начинается еще внутриутробно. Не случайно в Северной Корее возраст родившегося ребенка определяется в 9 месяцев, а после рождения ему идет уже десятый.
Сразу после рождения очень значимым для становления будущих отношений растущего человека является характер эмоционального общения с ним матери и отца, в процессе которого и запечатлевается душевное состояние близких ему людей. Неслучайно мама, подолгу разговаривая с новорожденным, замечает, что малыш не просто смотрит на взрослого, а смотрит серьезно, куда-то вглубь человека.
Неоднократно также было замечено, что дети по-разному реагируют на душевное состояние людей, которые находятся рядом с ними: одних встречают плачем, а к другим тянутся, хотя и видят впервые.
Народная педагогика также утверждает, что спокойный ребенок может быть на руках спокойной матери, если же у нее на душе неспокойно, младенец тоже начинает нервничать, улавливая это состояние и соответственно реагируя на него.
Характерно, что первые три года девочки схватывают женский способ отношения к миру, а мальчики – мужской. Неслучайно в народной педагогике существует правило: «Хочешь все узнать о своей невесте или женихе, познакомься с родителями, понаблюдай за их отношением к детям, родственникам, друзьям».
При благоприятных воспитательных условиях у девочек запечатливается истинное женское, а у мальчиков – мужское отношение к миру. Отсутствие одного из родителей, а также присутствие в воспитательном окружении только женщин может привести к искаженному запечатлению женского и мужского отношения к миру.
Таким образом, первый и очень значимый этап духовного становления человека от зарождения до 3 лет ответствен за запечатление образа отношений к человеку, а также способа общения с окружающим.
Поскольку отношения всегда полярны, то и запечатления этого периода могут быть прямо противоположными. Если ребенок находится в педагогически целесообразных воспитательных отношениях, воспитывается доверие к людям, доброе расположение к окружающим, любовь к родственникам. Если же люди, которые ухаживают за младенцем, часто меняются, по-разному к нему относятся, то характер отношений к ребенку становится нестабильным. Доминировать в этом случае могут и педагогически неоправданные воспитательные отношения, способствующие закреплению неспособности к искреннему чувству, недоверию к людям, настороженному отношению к взрослым, чувства опасения в случае присутствия незнакомых людей, что обязательно отразиться на процессе социализации в старшем возрасте.
Возраст от 3 до 5 лет – это очередной этап нравственного и духовного становления ребенка, когда внешней доминантой психического развития ребенка является игра, а внутренней – обретение взрослых смыслов жизни.
Главным психологическим содержанием этого возрастного этапа становится запечатление сценариев жизненных отношений в процессе ролевых игр. Запечатлев ранее принятые в семье нормы общения с окружающими, ребенок через игру начинает активно постигать смысл жизни. Недаром именно в 3–5 лет дети играют во взрослые игры: «дочки-матери», «продавцы-покупатели» и т. п. Они улавливают то, чем живут взрослые, причем схватывают саму суть – проявляемые отношения к окружающим людям, предметам, процессам. Смыслы, запечатленные ими в этом возрасте, становятся во многом определяющими их ценностные ориентиры, мысли, действия и поступки в дальнейшей жизни.
Так, например, в первом классе школьникам было предложено придумать задачу на вычитание в пределах первого десятка. Один мальчик предложил для решения следующую задачу: «Бабушка принесла в ведре с молокозавода 8 литров сыворотки для поросенка. Она вынула оттуда 3 килограмма масла. Сколько сыворотки осталось поросенку?»
Подобная задача привела в смятение учителя и значительную часть учащихся класса. Сам же автор не понимал, что подобные явления предосудительны, что про них неудобно говорить вслух. Он считал их нормальными, даже гордился ими, потому что подобные поступки родственников вызывали одобрение и поддержку близких и дорогих ему людей, стали нормой поведения членов его семьи, нормой, определяющей ценностные ориентиры ребенка.
В более позднем возрасте трудно бывает перестроиться человеку, даже когда он сам пытается переустроить себя, понимая сознанием, что так поступать нельзя. Внутреннее запечатление будет долго удерживать человека в прежних рамках. Поэтому очень важно, чтобы запечатления этого периода были наполнены духовным содержанием, истинными ценностями, учили гуманному, чистому и честному отношению к человеку.
Если в возрасте до трех лет ребенку для создания благоприятных воспитательных условий целесообразно находиться с матерью (именно поэтому в цивилизованных странах отсутствуют воспитательные учреждения для маленьких детей), то старше трех лет для полноценного развития ребенку необходимо эпизодическое общение со сверстниками в детских садах.
Неоднократно было подмечено, что если дети в возрасте от 3 до 5 лет запечатлели своевольную, властную, командующую воспитательницу, то в первом классе, как правило, особенно среди девочек, немедленно обнаруживаются ябедники, властолюбцы и верховоды, поскольку именно такой образ женщины запечатлевается девочками. Далее это проявляется в облике повзрослевших девушек, а затем в образе хозяек, жен, матерей.
Если же уровень духовно-нравственных отношений воспитателя с детьми был достаточно высок, выстраивался на гуманных отношениях соучастия, сотрудничества, то как норма запечатлевается внимательное, чуткое отношение к окружающим, проявление заботы и взаимопомощи тем, кто нуждается в этом.
Остается только надеяться, что авторитарность уйдет как из практики работы воспитательных учреждений, так и из семьи, и образ властной, все решающей женщины не будет запечатлеваться маленькими детьми. Способ же гуманного отношения к человеку как единственно правильный с самого раннего детства будет прочно запечатлен подрастающим поколением.
Возраст от 5 до 7 лет, по представлению психологов, – это время, когда все телесное находится в строгом послушании у духовного начала. Причем активное духовное развитие ребенка в этом возрасте обеспечивается через труд. Внутреннее психологическое содержание трудового действия становится определяющим в воспитании характера человека.
Чрезвычайно важно, чтобы в поле внимания воспитателей в этот возрастной период значимым было не просто включение ребенка в трудовое действие, а стимулирование восприятия труда как отклика на нужду другого человека, ибо духовность воспитывает не труд-работа, а труд-забота.
В этот ответственный период только от родителей зависит, что будет закрепляться в сознании ребенка, куда направится резерв его душевных сил: на позитивное усвоение понятия труда, формирование способности к труду, желания им заниматься или закрепление негативного отношения к труду как к повинности.
Существуют многовековые традиции и обычаи у всех народов, в том числе и у русского, смысл которых сводится к тому, что детей в возрасте от 5 до 7 лет понуждали 2/3 свободного времени заниматься трудовыми действиями, связанными с откликом на нужду другого человека и имеющими практический результат. Утверждалось, что, если ребенок положенное в этом возрасте время находится в трудовом действии, в заботе о близких людях, он запечатлевает труд как явление позитивное и многогранное. При этом происходит обеспечение трудового процесса душевными силами, направленными на благо людям, что и становится в будущем кредо его жизни.
Глубинный психологический смысл труда-заботы, сопереживания нужде другого человека, отклика на эту нужду заключается в закреплении в этом возрасте совестливого отношения к людям, стимулировании движения совести, поскольку совестливое поведение – это всегда действие прежде всего для блага других, а не для себя.
Трудность решения этой проблемы в воспитательной практике многих семей заключается также в том, что в условиях большого города не всегда удается организовать реальный труд детей. Родители часто подменяют труд детей занятиями по интересам. Они отправляют их в студии, где дети занимаются музыкой, изобразительным искусством, пластикой, иностранными языками. Взрослые считают, что если дети увлечены тем, что им интересно, то должно происходить и запечатление труда вообще. На самом деле происходит запечатление не труда вообще, не труда как отклика на нужду близких людей, а чувства удовлетворения от реализации своих способностей.
Душевные силы в этом случае направляются только на интенсивное энергетическое обеспечение занятий по способностям. В 17–19 лет и более позднем возрасте это запечатление детства начнет активно проявляться в человеке.
Так, если пронаблюдать сегодняшних 40–45-летних родителей, воспитанных в условиях, когда их больше ублажали, чем воспитывали, можно заметить, что значительная их часть много и долго работает, если речь идет о реализации способностей, но с большим трудом откликается на просьбу о помощи и содействия в реальном деле несложного бытового характера.
Например, математик готов отдавать работе по интересам более 12 часов в день. То есть силы есть, их много. Но если жена просит вдруг помочь ей по дому, он часто чувствует, что никаких сил браться за эти дела у него нет. Он садится за стол и еще до двух часов ночи занимается математикой. Получается, что время и силы на работу ради собственных интересов у него есть, а на другую работу – на помощь близкому человеку – сил нет.
Достаточно часты случаи, когда значительную часть свободного времени подростки отдают праздному досугу. Одних родителей это раздражает, у других – вызывает сильное беспокойство. Им же часто невдомек, что такой образ жизни повзрослевших детей они спровоцировали сами.
Так, например, на консультацию к психологу пришла мама восьмиклассника, которая не могла справиться с волновавшей ее проблемой: «Не знаю, что и делать с сыном, – сказала она. – Приходит из школы, включает магнитофон, ложится на диван и 4–5 часов подряд слушает музыку».
После разговора с мамой выяснилось, что в возрасте 5–7 лет она постоянно сажала сына перед телевизором, пока сама занималась домашними делами, – ей так было удобно. Нет ничего удивительного в том, что душевные силы подростка направлены больше всего на пассивное восприятие информации со стороны, а на трудовые дела их почти не остается.
Такой ребенок приходит домой, а мама его просит: «Сходи за хлебом, десять минут – туда и обратно». А у подростка в душе все словно упало, руки опустились, чувство разочарования и конченной жизни захватило его всего. Мама же сердится, ей кажется, что сын упрямится, вредничает. Ей невдомек, что в сыне действительно нет сил для выполнения действия по необходимости. Для него это труд, который требует огромного усилия над собой.
Возникшее затруднение объясняется тем, что в возрасте 5–7 лет не были созданы необходимые условия для запечатления труда. Время сын провел в праздности, в беззаботных играх или в занятиях по интересам. Самого главного в этот период жизни – труда как отклика на нужду другого человека – не было. Естественно, что в ребенке запечатлен праздный образ поведения. В результате в старшем возрасте, а затем и во взрослом состоянии ищется «легкая жизнь», развлечения. Поэтому нынешние «телевизионные» дети в подростковом возрасте с удовольствием часами слушают магнитофонные записи и с большим трудом откликаются на просьбу
о помощи даже близких людей.
Следует понять, что это не вина, а беда детей, которая будет систематически проявляться на протяжении всей их жизни. Возникла она вследствие того, что родители могли не знать о необходимости трудового воспитания в этом возрасте или не захотели придать этому должного значения. Ребенок не был включен в систему трудовых отношений, не использовал имеющиеся энергетические ресурсы для обеспечения трудового процесса, не направил их на любимые занятия.
Следует понять, что восстановить опыт истинных трудовых отношений будет непросто, тем более что значительная часть молодых людей пытается обрести его впервые только после окончания школы в 18–19 лет или после армии, окончания вуза – в 23–25 лет, что вызывает большие внутренние затруднения.
Человек, впервые соприкасающийся с трудом в этом возрасте, просто не может понять, чего от него хотят. От него ждут работы, а у него внутреннего движения к ней нет. Поэтому к нему приходится применять жесткие внешние материальные стимулы в сочетании с угрозой наказания.
Все это приводит к тому, что связка «работа – человек» практически не действует, потому что она не сформирована. Понимается только связка «работа – деньги», не всегда позволяющая добиться высокого качества продукции. Определенного эффекта можно достичь, если за плохое качество наказывать деньгами, вынуждая качественно работать, но душевными силами в этом случае деятельность не обеспечивается, а потому всегда будет восприниматься человеком как непосильная ноша. Этот порок сегодня относится не только к молодежи, но и к значительной части взрослых людей, которые тоже нередко избегают работы, потому что в детстве были нарушены традиции трудового воспитания.
В случае, если потребность в труде у ребенка на этом возрастном этапе не проявляется, какие бы попытки ни предпринимали воспитатели, можно организовать выполнение трудового действия из любви к родителям, апеллируя к воле ребенка. Возраст от 5 до 7 лет представляет особый этап духовно-нравственного развития человека, поскольку связан с началом формирования у растущего человека воли.
В этот период ребенок учится различать послушание и своеволие, любовь и хотение, совестливого человека и бессовестного. Подсказать и помочь провести эти различения должны родители, поскольку воля ребенка воспитывается через послушание, которое должно исходить из искренней любви к матери и отцу, а не из страха наказания или желания что-то взамен послушания получить.
Процесс духовного развития ребенка не всегда проходит гладко. Поэтому в детях к этому возрасту могут быть посеяны и образ любви, послушания, и образ своеволия. Во внешнем плане может проявляться требование «я сам», дерзость, упрямство, а во внутреннем – стремление к любви и желание слушаться родителей. Значительного успеха в воспитании детей от 5 до 7 лет с учетом всех противоречий этого возраста достигают те родители, которые обращаются сразу к более значимому – внутреннему содержанию ребенка, а не акцентируют свое внимание на внешнем поведении. Это помогает избегать нежелательных конфликтов в отношениях взрослых и детей, а запечатления, которые происходят в детях, наполняются поддержанием образа духовного.
Если же родители обращают внимание только на внешние поступки детей, не поддерживают их духовный выбор, а придавливают его авторитетом или принуждением, то духовное начало в ребенке перестает развиваться.
Отсюда следует правило: «Старшее поколение не может рассчитывать на почитание со стороны младшего, если само попирало у подрастающего поколения образы духовного».
Доминирующим запечатлением детей в возрасте от 7 до 10 лет становится почтительное отношение к взрослым. Если до 7 лет запечатлевалось почитание родителей, то с 7 лет на его основе зарождается почитание людей с богатым жизненным опытом, которые слышат ребенка, поддерживают в нем живой огонек духовного начала.
В ребенке этого возраста активно проявляется желание посоветоваться и получить у старших напутствие на всякое начинание. Вместе с этим обостряется способность к научению у более опытных людей, без чего в дальнейшем обретение мастерства невозможно.
Ведущей деятельностью становится ученичество. Отношение к ученичеству – это отношение ребенка как ученика к учителям, то есть тем людям, которые несут для него новую информацию, позволяющую сформировать благодарное отношение к жизни и к тому, что в ней будет происходить в последующие годы.
Особое значение имеет и собственно учение ребенка в начальных классах школы, главным образом возникающее в этом возрасте отношение к учебному труду, учителю, которое сыграет в дальнейшей учебной деятельности человека определяющую роль.
Замечена характерная особенность: если в возрасте от 7 до 10 лет запечатлели чувство радости и удовлетворения от учебного труда, то тогда происходит накопление резерва душевных сил на учебную деятельность вообще, и этот резерв действует до конца жизни. Дети с таким запечатлением способны учиться всю жизнь. Они и институт, и повышение квалификации в любом возрасте воспринимают с легкостью, поскольку у них есть для этого необходимый резерв душевных сил.
Если же в начальной школе ребенку было трудно, происходили срывы в учебе, если он не испытывал радости учения, то необходимого запечатления душевных сил на учебную деятельность не произошло. Более того, запечатлевается упадок душевных сил при попытке заняться учебным трудом. Дети с таким запечатлением, как правило, не способны к самообразованию, процесс переподготовки и повышения квалификации у них всегда вызывает большие затруднения.
Зафиксированы следующие наблюдения: если ребенок в первом классе потерял интерес к учению, то и в восьмом классе он будет в учении испытывать трудности; если это произошло во втором классе, то он собьется в учебе в девятом классе; если потеря интереса имела место в третьем классе, то сбой произойдет в десятом классе.
В целом же большинство детей с 7 до 10 лет искренне хотят учиться и обладают для этого необходимым резервом душевных сил. Психологически ребенок настроен на организующих учение (родителей, учителей), что должно помочь ему обучаться с радостью. И все же согласно исследованиям ученых душевные силы для учения отсутствуют сегодня у 40–60 % семиклассников, не меньший процент – в восьмом классе, встречаются такие школьники и в старших классах. Единственный способ в этом случае – уповать на способности детей. Если у них есть интеллектуальные способности, тогда, используя этот резерв энергии, ребята закончат школу.
Особого внимания требуют школьники, которые стараются учиться, но должного результата не получают. Важно заботиться о сохранении у них нормального внутреннего самочувствия при том малом резерве душевных сил, который остался.
Если же взрослые акцентируют все внимание на неудачах в учебе, то подросток начинает воспринимать себя только через учебу: «Я состоюсь как личность только тогда, когда состоюсь в учебе». Такое переживание в подростке связано с уничтожением сути его человеческого «Я». Подросток в этом случае может дотянуть до окончания школы, но выйдет в жизнь с серьезными комплексами, потому что период своей жизни от 7 до 10 лет он провел при переизбытке внешнего воздействия и недостатке внутренних сил. Он вряд ли сможет работать в полную силу в процессе собственной трудовой деятельности, поскольку комплекс, сложившийся в процессе учебы, сохраняется надолго.
Скорее всего школьникам, у которых интеллектуальные способности ниже средних и сил учиться в старших классах мало, лучше обучаться профессиональным умениям и приступать к работе. Обществу не меньше, чем специалисты с высшим образованием, нужны хорошие сантехники, мастера сапожного дела, парикмахеры. Взрослые же более всего должны быть обеспокоены не подтягиванием всех до одинакового уровня интеллектуального развития, что в принципе невозможно, а сохранением психического здоровья подрастающего поколения.
После того как способности к научению развернуты и радость интеллектуального труда дает душе силы, открываются другие способности: ремесленные, технические, организаторские, сельскохозяйственные и прочие.
Следует помнить, что достижение цели всегда должно сопровождаться чувством радости, удовлетворения от выполненной работы.
Если же при этом успешное трудовое действие связано с мотивом заботы и радения друг о друге, тогда возраст (10–12 лет) становится чрезвычайно продуктивным этапом в духовном становлении человека. Именно в этом возрасте может закрепиться, а затем проявляться на протяжении всей жизни чуткая заботливость, основанная на мастерстве, проявляемая в умении не просто посочувствовать, а сделать что-то полезное людям своими руками.
Подводя итог, следует подчеркнуть, что определяющую роль в процессе становления духовных основ человека в возрасте от рождения до 12 лет играют запечатления наблюдаемых жизненных отношений окружающих людей.
С начального периода жизни ребенка просматривается определенная логика в содержании запечатлеваемых отношений. Самым первым запечатлевается отношение ребенка к взрослому человеку как отношение ко всему окружающему. Затем происходит более широкое запечатление сценариев жизненных отношений и «проживание» их в ролевых играх. Далее следует запечатления отношения к труду и учению, которые завершаются запечатлением отношений к профессиональной деятельности.
Логику духовно-нравственной подготовки подрастающего поколения к самостоятельной трудовой жизни можно проследить и с другой позиции. Поскольку деятельность – это игра, учение, труд, то сначала духовные ценности проявляются и закрепляются в игре, затем в учении, а далее происходит реализация запечатленного отношения в трудовой практике.
Одним словом, природой все предусмотрено для того, чтобы в определенной последовательности развить духовность в растущем человеке, подготовить его к наполненной глубоким духовно-нравственным содержанием самостоятельной жизни. Результативность этого процесса зависит от того, насколько глубоко и серьезно реализуются задачи каждого этапа семейного воспитания детей, какими по содержанию, характеру и глубине оказываются запечатления детства, а также насколько своевременно происходят необходимые запечатления и происходят ли они вообще в ответственный период до 12 лет.
Условно и метафорически представим такое восхождение человека к счастью и проживанию всех его разновидностей следующим рисунком2:
«Счастье бытия» – слабо осознанное, мало ценимое людьми, так как оно присуще всем и воспринимается как само собой разумеющееся состояние, изначально данное человеку природой свойство жить: есть, спать, отдыхать, выполнять жизненные функции. Обыденное человеческое существование определяет «счастье бытия». Сама жизнь настолько ценна, что спокойное проживание без горестных событий может восприниматься как счастье. Как правило, человек лишь в зрелые годы начинает понимать и ценить счастье от ощущения гармонии бытия, от красоты жизни и природы, физического здоровья.
Л. Н. Толстой в письме к Фету так описывал эту разновидность счастья: «Теперь лето – и прелестное лето, и я, как обыкновенно, ошалеваю от радости плотской жизни… Я радуюсь жизни и больше почти ничего не делаю…»3
«Счастье бытия» играет особую роль в процессе «привязывания» человека к жизни. Любить жизнь мы начинаем в этой первой ступени. Ее миновать нельзя: она базовая, фундаментальная, потому что проживание счастья жизни здесь целостное, органическое, острое и всестороннее. Если удается развить в ребенке такого рода счастливое ощущение жизни, можно считать, что вы предопределили дальнейшее духовное становление личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного воспитания "ДОМ" (дети,отец, мать)
Данная программа для учащихся начальной школы....
консультация для воспитателей "Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру"
дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их б...
СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"
Статья "Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательном процессе" подготовлена для выступления и публикации в рамках проведения I Епархиальных Рож...
Статья "Роль книги в формировании духовно-нравственных качеств у детей с отклонениями в интеллектуальном развитии"
Статья актульна для педагогов начальных классов коррекционной школы, так как иновационные технологии вытесняют книги....
Статья "Роль книги в формировании духовно-нравственных качеств у детей с отклонениями в интеллектуальном развитии"
Статья актульна для педагогов начальных классов коррекционной школы, так как иновационные технологии вытесняют книги....
Воспитание духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста
Тезисы доклада "Воспитание духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста"...
Статья "Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста"
Статья раскрывает проблему духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в дошкольном возрасте....