Методическая разработка. "Родительское собрание на тему "Агрессия ребенка - причины и профилактика""
методическая разработка (1 класс)
Обсуждение причин агрессии ребенка и её профилактика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
agressiya_rebyonka_-_prichiny_i_profilaktika.docx | 121.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект родительского собрания
Тема: «Агрессия ребенка –причины и профилактика»
Учитель ГБОУ СОШ № 90
Чаус Ирина Алексеевна
Санкт-Петербург
2021 год
Цель. Обсуждение проблемы обучения и воспитания агрессивного ребёнка.
Задачи.
- Познакомить родителей с причинами, которые приводят к агрессивному поведению детей.
- Помочь родителям находить способы преодоления агрессивности у детей.
Предварительная подготовка. Анкетирование родителей.
План:
- Вступительное слово воспитателя.
- Что такое агрессия? Её формы.
- Портрет агрессивного ребёнка.
- Причины появления агрессии у детей.
- Показ презентации.
- Принципы общения родителей с агрессивными детьми.
7. Ознакомление со способами выражения (выплёскивания) гнева.
8. «Золотые правила» воспитания, связанные с темой данного собрания.
9. Итоги собрания. Обмен мнениями по теме собрания.
Ход собрания.
- Вступительное слово.
- Уважаемые мамы, папы!
Тема нашей встречи серьезна и трудна. Она актуальна всегда. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей, о чём свидетельствуют ваши анкеты. Что же это за явление и стоит ли о нем говорить? Давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь ее преодолеть.
На интерактивной доске слова Эриха Фромма, прочитайте их, они помогут нам раскрыть тему нашего собрания:
«Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется от собственной душевной боли»
Знакомство с планом собрания.
- Что такое агрессия?
Сочетание социальных, семейных, психологических неблагоприятных факторов негативно влияет на развитие детей, вызывая, нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Сегодня мы обсудим лишь одну из форм проявления отклоняющегося поведения - агрессию. Давайте попробуем разобраться в причинах детской агрессивности и рассмотрим пути коррекции поведения детей.
Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. Различают агрессию как специфическую форму поведения и агрессивность как психическое свойство личности. Агрессия - осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному. Несмотря на различия в определении понятия агрессии у разных авторов, идея причинения ущерба (вреда) другому субъекту присутствует практически всегда.
Агрессия – это такое поведение, которое противоречит нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический и моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Агрессия – проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда какому-либо лицу.
Агрессивность – свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных действий для реализации своих целей.
Эмоциональные переживания, такие, как недоброжелательность, злость, мстительность, гнев не всегда приводят к агрессии. Важно учить детей осознавать и регулировать эмоции, приводящие к агрессивному поведению.
Агрессивность присуща любому человеку. Иногда агрессивность помогает ребёнку адаптироваться к новой среде, достичь цели, познать новое. Такой тип агрессивности необходим для выживания. Если агрессивность выражается в форме ненависти и враждебности, то она может нанести вред.
Формы проявления агрессии:
- физическая – проявляющаяся в конкретных физических действиях, направленных против какого-либо лица, либо наносящие вред предметам (ребенок дерется, кусается, ломает, швыряет предметы);
- вербальная – агрессия выражается словами (ребёнок кричит, угрожает, оскорбляет других);
- косвенная – непрямая агрессия (ребёнок сплетничает, ябедничает, провоцирует сверстников).
Психологи выделяют аутоагрессию, когда агрессия направлена на самого себя, выражается в нанесении вреда самому себе (обкусывает ногти, выдирает волосы, травмирует себя).
К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип поведения, который культивируется в семье и средствах массовой информации. Однако в настоящее время и у девочек все чаще проявляются разные формы агрессии.
- Каков же портрет агрессивного ребенка
Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому, что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому ненужным. Он использует любую возможность, стремиться разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку.
Взрослым не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых наказание. В действительности, это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем».
Агрессивные дети часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.
Детям с агрессивным поведением свойственны некоторые общие черты: эмоциональная грубость, озлобленность, как в отношении сверстников, так и окружающих взрослых, неадекватная самооценка, повышенная тревожность, неумение находить правильный выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов.
- Причины появления агрессии у детей.
Причины проявления агрессии у детей могут быть разными: соматические и психические заболевания, недостаточное развитие интеллекта, низкий уровень самоконтроля, повышенная возбудимость нервной системы, неразвитость коммуникативных навыков. Раздражительные, склонные к эмоциональным вспышкам дети нуждаются в помощи специалиста – психоневролога.
Часто причиной детской агрессивности являются отношения в семье. Ребёнок копирует агрессивное поведение членов семьи – хамство, ругань, унижения, оскорбления. В таком случае агрессивность становится нормой его жизни.
Непоследовательность родителей в формировании нравственных ценностей озлобляют детей, настраивают их против родителей и окружающих людей. Таким родителям сегодня удобны одни нормы в поведении ребёнка, а завтра другие. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.
Безразличное отношение к ребёнку, нежелание общаться, нетерпимость, характер наказаний, властность родителей способствуют формированию детской агрессивности.
Противоречивое поведение в отношении к ребёнку, когда папа и мама предъявляют к нему противоположные требования, также может спровоцировать проявления агрессивности.
В последние годы психологи рассматривают отдельно такую причину возникновения детской агрессии, как СМИ. Способствуют этому компьютерные игры. Совершая в них виртуальные акты насилия, ребёнок перестает видеть грань между игрой и реальностью.
- Показ презентации.
6.Принципы общения с агрессивными детьми для родителей.
Педагог просит родителей высказать своё мнение по поводу общения с агрессивными детьми и обобщает высказывания следующими рекомендациями:
- Не будьте равнодушными к проблемам ребенка. Спокойно и тактично разговаривайте с педагогами, постарайтесь выяснить истинные причины проблем (версия педагога) и только потом предъявляйте свои претензии и требования (версия ребенка и родителей).
- Старайтесь избегать скандалов и публичных ссор при ребенке, так это может сформировать у него модель конфликтного поведения, которое он будет переносить на окружающий социум.
- Родителям необходимо учиться распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми, а также приемам регуляции психического равновесия.
- Родителям необходимо учиться навыкам «ненасильственного» общения, «активному» слушанию, в процессе общения необходимо исключать оценочные высказывания, использовать в общении с ребенком «Я-послания» вместо «Ты – посланий»:
Я думаю, что...
Я недоволен тем, что...
Мне не нравится, что...
Я очень расстроился, когда увидел, что ты толкнул девочку.
Мне кажется, что в данной ситуации ты не прав.
5. Родителям необходимо выработать единые требования и правила
воспитания в семье, а если возникают затруднения, то обратиться за помощью к педагогам и специалистам ГБОУ.
6.Родителям необходимо отказаться от наказаний как основного метода воспитания, переход к методам убеждения и поощрения.
Внимательно следите за тем, что смотрит ваш ребенок по телевизору и в смартфоне, в какие компьютерные игры играет. Переключите на другую программу или выключите телевизор, если считаете программу вредной и опасной для его психики.
7. Ознакомление со способами выражения (выплёскивания) гнева.
Родителям предлагается памятка «Как избавиться от гнева»
1.Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы начинаете заводиться, раздражаться:
- намеренно сбавьте громкость и тон голоса, не делайте резких движений;
- используйте технику глубокого дыхания – сделайте три коротких вздоха и один длинный выдох.
2. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии («Извини, я очень расстроена, у меня ужасное настроение. Давай поговорим чуть позже» или «Извини, я сейчас очень раздражена»)
3. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия.
Именно ваш пример того, как адекватно справляться с раздражением поможет вашему ребёнку освоить приемлемые формы выражения гнева и использовать их в сложных ситуациях:
- старайтесь не прикасаться к ребёнку в минуты раздражения;
- посчитайте до 10;
- напрягайте и расслабляйте кисти рук, дышите медленно и глубоко;
- разорвите или сомните бумагу, ненужную газету;
- потопайте ногами, побейте подушку;
- сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить (примите теплую ванну, душ; выпейте воды мелкими глотками, позвоните друзьям; просто расслабьтесь, лёжа на диване; послушайте любимую музыку; переключите мысли, подумав о чём-то хорошем).
Способы выражения гнева у детей:
Громко спеть любимую песню.
Пометать дротики в мишень.
Попрыгать на одной ноге.
Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом.
Пускать мыльные пузыри.
Устроить бой с боксерской грушей или подушкой.
Полить цветы.
Погоняться за кошкой (собакой).
Пробежать несколько кругов вокруг дома.
Поиграть в настольный футбол (баскетбол, хоккей).
Сломать несколько ненужных игрушек.
Устроить соревнование «Кто громче крикнет. Кто выше прыгнет. Кто быстрее пробежит».
Стучать карандашом по столу.
Скомкать или помять несколько листов бумаги, а затем их выбросить.
Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем замалевать его.
Слепить из бумаги фигуру обидчика и сломать ее.
Послушать музыку.
8. «Золотые правила» воспитания, связанные с темой данного собрания.
Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
Не ставьте своему ребёнку каких бы то не было условий.
Будьте тактичны в проявлении воздействия на ребёнка.
Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать себе.
Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребёнку в угоду чему – либо.
Не шантажируйте ребёнка своими отношениями друг с другом.
Не бойтесь поделиться с ребёнком своими чувствами и слабостями.
Не ставьте свои отношения с собственным ребёнком в зависимость от его успехов.
При общении с детьми рекомендуется употреблять следующие выражения:
Ты у меня самый умный, (красивый ит.д.)
Как хорошо, что ты у меня есть.
Ты у меня молодец!
Я тебя очень люблю.
Как ты хорошо это сделал, научи и меня этому.
Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
9.Итоги собрания. Обмен мнениями по теме собрания.
Предлагаю высказаться родителям по проведению данного собрания: актуальна ли тема, понятны ли причины возникновения агрессии у детей, воспользуются ли родители советами по преодолению агрессии. Какие вопросы ещё интересуют родителей, благодарю за участие.
Спасибо за внимание!
Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности.
- Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
- Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
- Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.
- Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.
- Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.
- Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку и в угоду чему-либо.
- Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.
- Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.
- Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его успехов.
Памятка по причине которой может проявляться детская агрессия
Агрессивность ребенка проявляется, если:
• ребенка бьют;
• над ребенком издеваются;
• над ребенком зло шутят;
• ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
• родители заведомо лгут;
• родители пьют и устраивают дебоши;
• родители воспитывают ребенка двойной моралью;
• родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;
• родители не умеют любить одинаково своих детей;
• родители ребенку не доверяют;
• родители настраивают ребенка друг против друга;
• родители не общаются со своим ребенком;
• вход в дом закрыт для друзей ребенка;
• родители проявляют по отношению к ребенку мелочную опеку и заботу;
• родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребенку;
• ребенок чувствует, что его не любят.
Для преодоления детской агрессии в своем педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, сопереживание, терпение, требовательность, честность, откровенность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, сердечность, понимание, чувство юмора, ответственность, такт, дружелюбие, умение удивляться, надежду и любовь.
Памятка «Как избавиться от гнева»
1.Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы начинаете заводиться, раздражаться:
- намеренно сбавьте громкость и тон голоса, не делайте резких движений;
- используйте технику глубокого дыхания – сделайте три коротких вздоха и один длинный выдох.
2. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии («Извини, я очень расстроена, у меня ужасное настроение. Давай поговорим чуть позже» или «Извини, я сейчас очень раздражена»)
3. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия.
Именно ваш пример того, как адекватно справляться с раздражением поможет вашему ребёнку освоить приемлемые формы выражения гнева и использовать их в сложных ситуациях:
- старайтесь не прикасаться к ребёнку в минуты раздражения;
- посчитайте до 10;
- напрягайте и расслабляйте кисти рук, дышите медленно и глубоко;
- разорвите или сомните бумагу, ненужную газету;
- потопайте ногами, побейте подушку;
- сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить (примите теплую ванну, душ; выпейте воды мелкими глотками, позвоните друзьям; просто расслабьтесь, лёжа на диване; послушайте любимую музыку; переключите мысли, подумав о чём-то хорошем).
Анкета для родителей «Агрессивен ли Ваш ребёнок?»
Как же выявить агрессивного ребёнка? Существуют определённые критерии агрессивности. Воспользуемся тестовым материалом, предложенным в книге А.Г. Долговой «Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция»
Прочитайте вопросы теста и ответьте на них «да» или «нет». Если вопрос вызывает затруднение, то вспомните, как бывает чаще.
Каждый родитель получает материалы теста в напечатанном виде.
Тест для родителей «Агрессивен ли ваш ребёнок?»
- Можно ли сказать, что ваш ребёнок не агрессивнее других детей?
- Верно ли, что ваш ребёнок не ломает игрушки?
- Верно ли, что ваш ребёнок не ломает вещи (он исследует их, а не портит)?
- Правда ли, что даже в плохом настроении ваш ребёнок не бросает предметы на пол?
- Бывает ли, что в раздражении ваш ребёнок может замахнуться и ударить кого-либо?
- Верно ли, что ваш ребёнок никогда не оторвёт листочек или цветок у комнатного растения?
- Можно ли быть уверенным, что на улице ваш ребёнок нарочно не наступит на хвост дворовой кошке?
- Правда ли, что он никогда не обидит насекомое?
- Может ли ребёнок, играя с близким человеком (бабушкой, сестрой), причинить ему нечаянную боль?
- Всегда ли, играя с более слабыми детьми, ваш ребёнок соизмеряет силы?
- Правда ли, что играя с куклами, ваш ребёнок может выколоть им глаза, оторвать ручки или ножки?
- Правда ли, что характерным игровым приёмом вашего ребёнка бывает стрижка волос и удаление других «лишних» деталей у кукол (или других игрушек)?
- Верно ли, что ваш ребёнок даже в гневе или раздражении не разбивает посуду?
- Бывает ли, что ваш ребёнок незаметно щиплет, дергает за волосы или кусает другого ребёнка?
- Верно ли, что рассматривая книжку, он может вырвать страницу?
- Верно ли, что ваш ребёнок во время рисования нередко ломает грифель карандаша сильным нажатием?
- Случается ли, что находясь рядом с другими детьми, ваш ребёнок толкает и пихает их?
- Случается ли, что в ответ на замечания взрослых, ваш ребёнок употребляет бранные слова?
- Случается ли ему употреблять ненормативную лексику в ссорах с другими детьми?
- Бывает ли, что от обиды ваш ребёнок уходит в другую комнату, бьёт подушку, стены, мебель?
А теперь сравните ваши ответы с КЛЮЧОМ, приведённым ниже, и подсчитайте, сколько ответов совпало: 1 – нет, 2 – нет, 3 – нет, 4 – нет, 5 – да, 6 – нет, 7 – нет, 8 – нет, 9 – да, 10 – нет, 11 – да, 12 – да, 13 – нет, 14 – да, 15 – да, 16 – да, 17 – да, 18 – да, 19 – да, 20 – да.
За каждый совпавший ответ вы получаете 1 балл.
0-5 баллов. По поводу агрессии вашего ребёнка можете не беспокоится. Подумайте лучше о том, всегда ли ваш ребёнок может защитить себя в сложных ситуациях, не оказывается ли он мишенью агрессивности других детей.
6-12 баллов. Это средний показатель агрессии. Постарайтесь понять, в каких именно ситуациях она проявляется, и исключить или видоизменить эти ситуации.
13 и более баллов. Скорее всего, вы не совсем правильно общаетесь с ребёнком. Если не удастся понять, что именно вызывает агрессивность вашего ребёнка, то лучше разобраться в этом вместе с психологом.
«Памятка для родителей по профилактике детской агрессивности»
- Не ругайте ребёнка, не угрожайте ему, даже если он говорит бранные слова.
- Сделайте так, чтобы он был откровенен с Вами.
- Обескуражьте ребёнка, когда он произносит бранные слова. Ласковое обращение сразу снимет детскую агрессивность.
- Привлечь внимание всех к бранной реплике ребёнка «Вы послушайте, что он говорит!»
- Кратко, не наказывая, объясните ему, что говорить бранные слова неприлично, так же, как ковыряться в носу.
- Если в присутствии посторонних ребёнок обронил бранное слово, необходимо извиниться за него и сразу же сменить тему разговора.
- Длительно прочитать ему нравоучения.
Профилактика детской агрессивности.
1. Сделайте так, чтобы избавить ребёнка от переживаний, стрессов, конфликтов и неуверенности в своих силах в семье.
2. Будьте примером поведения для ребёнка: не допускайте вспышек гнева, не говорите плохо о людях, не стройте при нём планов мести.
3. Обсуждайте с ребёнком возможные варианты его поведения. Пусть он сам скажет, когда был не прав, и почему возникла ссора или драка.
4. Не забывайте лишний раз пожалеть, приласкать и похвалить ребёнка.
5. Ребёнок должен расти с уверенностью в том, что его любят, что он самый дорогой, что в трудную минуту жизни он может прийти к Вам за помощью и поддержкой.
6. Предложите ребёнку игры и упражнения на снятие напряжения, эмоциональное расслабление, на расширение поведенческого репертуара.
Игры и упражнения на снятие напряжения, эмоциональное расслабление.
- «Воздушный шарик». – Ты шарик. Вот ты сердишься, всё больше и больше (надувается шарик). Злости всё больше, ты уже весь ею заполнен – вот как этот шарик, такой же надутый. Что произойдёт? Ещё немного злости, и шарик лопнет (продемонстрировать ребёнку, как лопнет шарик). А если осторожно выпускать воздух, то он останется целым, не лопнет.
- «Брыкание». – Малыш, лёжа на ковре, брыкается, как жеребёночек, как большая лошадка.
- Прыгать, как кузнечик, козлёнок, лев, кенгуру, дождевые капельки.
- Посиди, как бабочка на цветке, бабушка в кресле, наседка на гнезде, цветок на клумбе.
- Походи, как медведь по лесу, хитрая лиса, котёнок, черепаха…
- Поплавай, как золотая рыбка, злая акула, огромный кит, зубастый крокодил…
- Полетай, как снежинки, гуси-лебеди, Баба-яга на метле, маленький воробей, большой орёл, лёгкое облачко, пчёлка над цветами…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка родительского собрания «Значение в жизни ребенка развития положительных эмоций»
Данная разработка родительского собрания предназначена для родителей учеников 1-4 классы. Главная задача - совместно с родителями обсудить проблему значения положительных эмоций в жизни ребенка,...
Методическая разработка родительского собрания "Как помочь ребенку хорошо учиться"
Разработка предназначена для проведения родительского собрания в 1 классе....
Методическая разработка родительского собрания по профилактике табакокурения Тема: «Семья без табака: за или против»
Для родителей...
Профилактика насилия в семье в контексте духовно-нравственного воспитания детей. Экология души. (методическая разработка родительского собрания)
В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек любит природу и охраняет её. Добрый человек – это тот, кто любит людей и п...
Методическая разработка родительского собрания Детская агрессивность и её причины".
Методическая разработка родительского собрания Детская агрессивность и её причины". Лекция, презентация, памятка для родителей....
Методическая разработка: "Родительское собрание на тему: "Агрессия ребёнка - причины и профилактика"
Обсуждение причин агрессии ребёнка и её профилактики...
Методическая разработка родительского собрания на тему: «Причины и последствия детской агрессии».
Материал поможет объяснить родителям причины детской агрессии, её влияние на поведение ребёнка. Способствует формированию у родителей культуры понимания проблемы агрессивности и возможных ...