программа кружка "Рукодельница"
рабочая программа (4 класс) на тему

Борисова Ольга Родионовна

для внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ruk-tsa_2015.docx34.79 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка              

Программа «Рукодельница» разработана для занятий с учащимися 4-х классов для работы во внеурочное время в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. Направленность образовательной программы:

  • данная программа относится к научно-технической направленности и призвана развивать творческое мышление, творческие способности обучающихся на основе моделирования и конструирования различных моделей, игрушек, поделок из различного материала;
  • новизна, актуальность и целесообразность:

Новизна. Спроектированные цели и задачи образовательной программы  направлены на учет и актуализацию психофизиологических  особенностей детей данного возраста (9-11лет) в сенсорном, когнитивном (познавательном), речевом, социально-личностном, эстетическом и эмоциональном развитии.

  1. Общая характеристика учебного предмета.

Практическая реализация этих задач осуществляется в процессе:

•        предметной и игровой деятельности,

•        продуктивных видов деятельности (конструирования, аппликации, элементарного труда, рисования, лепки, и т.д ),

•        ознакомления с окружающим миром,

•        развития речи через расширение словарного запаса специальной терминологией,

•        сказкотерапии.

Актуальность.

Работа по обогащению общего развития детей осуществляется в процессе творческой деятельности на основе социально-интеллектуального партнерства, что  позволяет детям приобретать жизненный опыт, познавать окружающий мир, учиться человеческим отношениям.

       Тематика содержания программы предусматривает возрастной подход, учитывает диапазон интересов и потребностей детей и ориентирована на приобщение их к ценностям гуманитарной и духовной культуры, искусства; предполагает включение детей в творческую деятельность и диалоговое общение, развивает субкультуру в рамках создания единого культуротворческого процесса, обогащает знания по истории и этническим особенностям.

      Основными положениями программы являются:

• реализация разнообразных детских интересов;

• развитие в каждом ребенке желания стать лучше, знать больше, познать себя;

• сотрудничество ребят и взрослых при подготовке и проведении общественно-полезных дел;

• определение результативности образовательного процесса.

       В основе программы лежит дидактический принцип от простого к сложному.

Педагогическая целесообразность.

В содержание программы включен ряд занятий по развитию мышления и речи детей, составленных на основе рекомендаций специалистов, работающих в этом направлении  (логопед, психолог, педагог - словесник).

 Тематика занятий подобрана так, чтобы учебный материал раскрывался более широко, с опережающими образовательными  элементами из других предметных областей   изучаемого курса образовательной программы.

Цель:   развитие творческих способностей детей на занятиях по техническому моделированию и конструированию.

Задачи:

•        Расширить и закрепить  знания, полученные на  уроках, способствовать их систематизации.  

•        Сформировать  трудовые знания, умения и навыки, закрепить их на практике.

•        Дать знание основ творческого мастерства.

•        Совершенствовать умения и формировать навыки работы с наиболее распространенными инструментами и приспособлениями ручного труда при обработке различных материалов.

•        Совершенствовать навыки коммуникативности и коллективизма

•        Воспитывать способность воспринимать и чувствовать красоту, умение создавать красивое изделие.

•        Воспитывать бережное отношение к природе, способствовать сохранению и умножению ее богатств.

•        Воспитывать доброту, доброжелательность, умение работать в коллективе.

•        Воспитывать у детей экономию в расходовании материалов, аккуратность в работе.

Место курса «Рукодельница»  в учебном плане:

Предлагаемая программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся во внеурочное время один раз в неделю протяжённостью 1 час. Всего за учебный год – 34 часа. Возраст занимающихся 8 – 10 лет.

Общая характеристика учебного курса:

Учитывая возрастные особенности детей, занятия необходимо строить следующим образом:

- в середине занятия обязательно  должна   быть физкультминутка;

-        на каждом занятии проговариваются все производимые действия;

-        большое внимание уделяется теоретическому материалу (т. е. учащиеся начинают работу тогда, когда  усвоена последовательность операций,    новый прием труда, знают, какие материалы нужны для работы);

- при проведении практических работ используются следующие организационные формы:

•        индивидуальная работа с детьми;

•        фронтальная;

•        самостоятельная работа;

•        коллективная.

Реализация программы предполагает со¬блюдение следующих условий:

• создание специальной обстановки для ус¬пешной социализации ребенка;

• учет уровня развития и воспитанности ре¬бенка, организация воспитательного простран¬ства в соответствии с этим уровнем;

• обогащение содержательной деятельнос¬ти путем включения в духовно-нравственного,  социально-психологи¬ческого и других компонентов;

• динамичность работы;

• учет  психофизиологи¬ческих особенностей ребенка;

• становление высоконравственных, этичес¬ких норм поведения.

         

        Образовательный процесс по программе базируется на максимальном использовании:

•        педагогической технологии содействия;

•        игровой технологиии.

                  Технология содействия предусматривает поддержку развития психофизиологического потенциала детей в трех сферах: когнитивной, физической (крупная и мелкая моторика рук) и социально-эмоциональной, в которых осуществляются все текущие процессы взаимодействия ребенка с природой и социальной средой.

Педагогическая технология содействия обеспечивает:

•        ценностно-смысловое понимание и восприятие ребенка на уровне индивидуальности, развивающейся в ходе педагогического взаимодействии;

•        осознанную актуализацию и реализацию сущностных родовых человеческих качеств ребенка – его субъективности и социальности, позволяющих сформировать базис личностной культуры;

•        целевую установку на развитие личности креативного типа, для которой творчество, «выход за свои пределы» становится способом бытия.

            Осуществление образовательного процесса по программе предполагает последовательное, системати¬ческое и разностороннее взаимодействие обучающихся с окружающим миром на базе деятельностного подхода и эмоционального вос¬приятия. Отбор содержания программы осно¬вывался на современных тенденциях личностно-ориентированного образования и на следу¬ющих главных педагогических принципах:

• Целостности.

Содержание программы построено с учетом единства обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системности, с другой.

• Гуманизации.

Личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания.

• Деятельностного подхода.  

Любые знания приобретаются ребенком во время активной дея¬тельности.

• Интеграции  

Этот принцип позволяет со¬вместить в одной программе аспекты таких на-учных и общечеловеческих знаний, как естествознание, математика, языкознание, родная речь и др.

• Культуросообразности,

который основывает¬ся на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к орга¬низации деятельности в детском объединении

• Возрастного и индивидуального подходов,

предполагающий выбор тематики, приемов ра¬боты в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей.

               Принципы, направленные на поддержку индивидуального развития ребёнка:

•        Принцип самоактуализации.

•        Принцип индивидуальности.

•        Принцип субъективности.

•        Принцип выбора.

•        Принцип творчества и успеха.

•        Принцип доверия и поддержки.

 Принципы обучения:

•        Принцип развивающего обучения.

•        Принцип систематичности и последовательности.

•        Принцип наглядности.

•        Принцип доступности.

•        Принцип научности.

•        Принцип связи обучения с жизнью.

•        Принцип организованного самообразования .

             Гуманистической основой программы является ее личностный характер, который создает живую мотивацию деятельности ребенка, обеспечивает саморазвитие и совершенствование личности.

         В процессе реализации программы внима¬ние акцентируется на решении следующих со¬циально важных проблем:

         внешний и внутренний «портреты» ребен¬ка, физическое и духовное начало в нем;

         достоинство, смысл и величие жизни чело¬века;

         человек в общении с другими людьми, зна¬чение языка как основы человеческих взаимо¬отношений;

         деятельность как способ выражения себя, стремление приносить пользу;

        подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

                 Основные формы и методы работы.

Для достижения поставленных целей и задач предусматривается отбор основных форм и методов совместной деятельности с учетом спиралеобразного процесса обучения.

Формы работы:

•        практическая работа;

•        творческие задания;

•        беседы;

•        ролевые, артикуляционные и дидактические игры;

•        сказкотерапия

Методы работы:

        обучения: монологический, диалогический, показательный;

        преподавания: объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный;

        воспитания: убеждение, упражнение, личный пример;

        учения: репродуктивный, исполнительский, творческий.

Основополагающее место в методике обучения по данной программе занимают специфические приемы работы: рассматривание и определение качеств материала, сравнение, ощупывание, осязание, обговаривание и проигрывание всего нового, узнанного на занятии.

К числу интересных и эмоционально насыщенных методических приемов можно отнести: творческие мастерские, участие в различных праздниках, конкурсы по  изготовлению сувениров, игры-соревнования с изготовленными моделями и т.д..

Во время практических работ ведется следующая коррекционно-педагогическая работа по развитию творческих способностей: стимуляция развития высших психических функций через специальные занятия по укреплению мышц кисти рук, мелкой моторики (пальцев рук).

Эта работа осуществляется путем:

прокалывания картона по контуру, по трафарету, через прозрачную бумагу, раскрашивания, вырезания; обрывной аппликации, изготовления моделей из мятой бумаги, сгибания бумаги, лепки и т. д.; конструирования моделей на основе геометрических фигур:   цилиндра, конуса, куба и других объемных тел и т.д.

Для развития ориентирования в пространстве проводятся следующие упражнения: определение левой-правой стороны у предметов на плоскости; определение местоположения предметов (т. е. изготовленных поделок) по отношению к другим предметам; ориентирование на плоскости листа бумаги (слева, справа, вверх, вниз, посередине и умение правильно расположить шаблоны);  симметричное дорисовывание предмета;  составление фигур из палочек, полосок (по образцу, по памяти).

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения данного курса:

Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций. Формирование рефлексии.

Регулятивные УУД: умение классифицировать  объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя; устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать  психологическую инерцию мышления.

Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.

Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника;  умение разрешать конфликты на основе договорённости.

Предметные результаты: находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность; называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывать свой выбор; уметь определять причинно-следственные связи, исправлять ошибки, обосновывать своё мнение.

Содержание программы.

Вводное занятие

Знакомство с детьми. Знакомство детей с названием творческого объединения, общим планом работы творческого объединения. Показ готовых изделий,  технических моделей. Техника безопасности при работе с ножницами, колющими, режущими и другими предметами.

Бумагопластика

Понятие о материалах и инструментах. Общие понятия об используемых материалах. Знакомство  с инструментами и оборудованием: ножницы, кисточки для клея, проволока, клей, режущие предметы  и т.п. Общие сведения о бумаге. Производство бумаги и её виды. Свойства бумаги: рвется вдоль и поперек волокон, мнется, сгибается, режется, сворачивается в спирали, образует пластичные формы.

Сюжет, выбор сюжета, составление эскиза, композиционное решение. Сочетание цветов: теплые и холодные цвета. Выбор фона и способ его изготовления методом аппликации: простой - единый цветовой фон (небо); сложный - два и более цветов (река); мозаичный простой и сложный - отрывные кусочки бумаги приклеиваются на основу (земля, горы и поляны);   зернистый простой и сложный  - из насыпных комочков бумаги  одного или нескольких цветов; насыпной простой и сложный – из мелко нарезанных кусочков бумаги: стружкой, квадратиками или отходами от дырокола (листья, трава, облака).

Оригами

Знакомство детей с основными рабочими операциями: сгибание (сгибать на себя, сгибать от себя), складывание (перегнуть, тянуть, вогнуть внутрь, раскрыть и расплющить).

Знакомство с условными изображениями рабочих линий: линия сгиба, линия перегиба, линия отреза, края, прорезей, надреза. Закрепление, углубление и расширение знаний о чертежных инструментах и принадлежностях: линейке, угольнике, карандаше. Их назначения  правила пользования. Первоначальные понятия о техническом рисунке, чертеже. Различие этих графических изображений.

Понятие «Оригами» («Оригами» - японское искусство складывания бумаги). Знакомство с условными обозначениями, принятыми в оригами. Знакомство с основными базовыми формами.

Практическая работа:

научить детей путем применения приема «Оригами», изготавливать игрушки, технические поделки. Закрепление в процессе длительных занятий основных операций.

Силуэтные модели и элементы черчения

Повторение условных обозначений: контура, линия сгиба, линия надреза, обозначение мест для клея. Выполнение простейших технических рисунков и чертежей профиля технических моделей, с нанесением линий вырезывания и сгиба по собственному замыслу.

Конструирование моделей из объемных деталей

Знакомство с разнообразием поделочного материала (бросовый материал). Способы обработки бросового материала и тарных коробок, способ соединения деталей, умение дорабатывать сырой материал.  Простейшие геометрические тела: куб, параллелепипед, цилиндр, конус. Элементы геометрических тел: ребро, вершина, боковая поверхность. Геометрические тела как основа технических объектов.

Практическая работа: разработка и изготовление макетов и моделей технических объектов на основе манипулирования готовыми формами. Изготовление макетов и моделей технических объектов на основе выполнения разверток.

Изготовление моделей игрушек на основе объёмных геометрических фигур

Знакомство детей с геометрическими фигурами. Цилиндры различной высоты и ширины. Конусы и кубы. Изготовление шаблонов  для простейших изделий, научить обозначать места нанесения клея. Выполнение простейших технических рисунков и чертежей геометрических фигур с нанесение линий вырезания и сгиба.

Изготовление подарков и сувениров

Изготовление подарков и сувениров к праздникам. Способы изготовления поделок и сувениров из бумаги, картона, фольги. Способы и приемы отделочных работ.

Заключительное занятие

Подведение итогов работы за год. Беседа с детьми о проделанной работе. Отбор лучших поделок на итоговую выставку.

Практическая работа:

подготовка поделок и моделей к отчетной выставке творчества младших школьников. Рекомендации по работе время летних каникул: самостоятельное изготовление различных поделок и моделей, наблюдение окружающей природы.

         В конце учебного года, в качестве подведения итогов проводится выставка  работ в базовом учебном заведении, а лучшие, традиционно участвуют в различных выставка городского и областного уровня.

Календарно-тематическое планирование

занятий курса «Рукодельница»

3класс

№ п/п        дата                                  Тема        Кол-во    часов              Характеристика учебной деятельности

1                Вводное занятие. Техника безопасности при работе с ножницами, колющими, режущими и другими предметами.        1        Различать главное и существенное на основе выполняемых заданий и упражнений.

2(2,3)                Модульное оригами. Изготовление поделки «Шар».        2        Излагать свои мысли ясно и последовательно. Выражать словами чувства.

3(4,5)                Изготовление открытки «Тюльпан»        2        Анализировать ситуацию, устанавливать причинно- следственные связи. Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

4(6,7)                Поделка из бумаги «Яблоко»        2        Излагать свои мысли ясно и последовательно. Выражать словами чувства. Выполнять задания по аналогии.

5(8,9)                Поделка из бумаги «Лебедь»        2        Излагать свои мысли и чувства в выполняемой работе. Обосновывать выбор цвета, материала.  Выполнять задания по аналогии.

6(10,11)                Изготовление браслета из бусин и лент.        2        Запоминать местоположение различных предметов. Выделять существенные признаки предметов, объяснять свой выбор.

7(12)                Поделки к Новому году. «Снежинка из бумаги»        1        Излагать свои мысли ясно и последовательно. Выражать словами чувства. Выполнять задания по аналогии.

8(13, 14)                Новогодняя ёлка из картона.        2        Выделять закономерности, завершать работу. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Выполнять задания по аналогии.

9(15,16)                Поделки из фольги. Кольцо на ёлку.        2        Излагать свои мысли и чувства в выполняемой работе. Обосновывать выбор цвета, материала.  Выполнять задания по аналогии.

10(17,18)                Оригами. «Собака»        2        Излагать свои мысли ясно и последовательно. Выражать словами чувства.

11(19,20)                Поделки из бросового материала «Корзиночка»        2        Самостоятельно решать разного вида вопросы по изготовлению работы, составлять свои композиции. Выполнять задания по аналогии.

12(21-26)                Букет из конфет. Работа с бумагой.        6        Излагать свои мысли и чувства в выполняемой работе. Обосновывать выбор цвета, материала.  Выполнять задания по аналогии.

13(27,28)                Пасхальные поделки. Подставка для яиц.        2        Излагать свои мысли и чувства в выполняемой работе. Обосновывать выбор цвета, материала.  Выполнять задания по аналогии.

14(29,30)                Пасхальные поделки. Цыпленок из бумаги.        2        Излагать свои мысли и чувства в выполняемой работе. Обосновывать выбор цвета, материала.  Выполнять задания по аналогии.

15(31-33)                Изготовление цветочного панно. Работа с бумагой, пряжей.        3        Коллективная работа по изготовлению панно с использованием   различных элементов бумагопластики.

16(34)                Выставка работ.        1        Подготовка поделок и моделей к отчетной выставке творчества младших школьников. Самостоятельное изготовление различных поделок и моделей, наблюдение окружающей природы.

Планируемые результаты изучения учебного курса

3 класс

Личностные  результаты

Освоение курса «Рукодельница» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального об¬разования, а именно:

У обучающегося  будут сформированы:

        умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;

        понимание причин успеха в учебной деятельности;

        умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью учителя;

        положительное отношение к исследовательской деятельности;

        интерес к новому содержанию и новым способам познания.

Обучающийся получит возможность для формирования:

        устойчивого учебно-познавательного интереса к новым способам познания;

        адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

        морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учёта позиций партнёров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Метапредметные  результаты

Изучение курса «Рукодельница» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

        принимать и сохранять учебную задачу;

        планировать свои действия, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

        осуществлять пошаговый  и итоговый контроль по результату под руководством  учителя.

Обучающийся получит возможность научиться:

        прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;

        проявлять познавательную инициативу;

        преобразовывать практическую задачу в познавательную;

        самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

        овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна¬кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

        активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

        строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

        различать обоснованные и необоснованные суждения;

        преобразовывать практическую задачу в познавательную;

        фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

        принимать участие в совместной работе, вести диалог;

        допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;

        корректно высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию.

 Обучающийся получит возможность научиться:

        критически относиться к своему и чужому мнению;

        учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

        принимать самостоятельно решения;

         аргументировать свою позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные результаты

В ходе изучения курса «Рукодельница» обучающимся на ступени начального общего образования обеспечиваются условия для достижения следующих предметных результатов:

Обучающийся научится:

        находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность;

        находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным группам;

        выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор

Обучающийся получит возможность научиться:

        проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных;

        подбирать синонимы и антонимы к словам;

        называть положительные и отрицательные качества характера;

        пользоваться приёмом театрализации: разыгрывать предложенные ситуации, «перевоплощаться», используя жесты, мимику, пластику и другие актёрские способности.

Перечень учебно-методического обеспечения:

1.        П.Н. Андронова, М.А. Галагузова. «Развитие технического творчества младших школьников». 2010.

2.        Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. –М.; Просвещение, 2003г.

3.        Т.М. Геронимус. «150 уроков труда для 1 – 4 классов». Методические рекомендации по планированию уроков.

4.        Геронимус Р.М. Мастерская трудового обучения в 1 – 4 классах. – М.; Новая школа, 1999г.

5.        Горский В.А. Техническое конструирование. – М, 2009г.

6.        Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед.училищ. –М.; Просвещение, 2012г.

7.        Э.К. Гульянц «Учите детей мастерить». Москва, «Просвещение», 1984.

8.        Дидактический материал по трудовому обучению 1, 2, 3 – классы. Москва, «Просвещение» 2012.

9.        А.П. Журавлёва. «Что нам стоит флот построить».2012

10.        Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль.; Академия развития, 2002г.

11.        Игрушки забавные и ужасные. – М.; Росмэн, 1996г.

12.        «Игрушки-самоделки для детей». Комбинат игрушек «Горизонт». Москва, 2009.

13.        И.А. Коротеев. «Как долететь до Оригами». 2008.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...