Программа внеурочной деятельности 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности 4 класс "психологическая азбука"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka4_kl.doc | 85 КБ |
kalendarno-tematicheskoe_4kl.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА»
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Психологическая азбука» разработана на основе авторской программы Т.А. Аржакаевой, И.В. Вачкова и А.Х. Поповой «Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 4-м классе. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2014. – 144с.
Актуальность. Современная система образования ставит приоритетную задачу полноценного развития ребенка, которую возможно решить только при наличии у ребенка психологических знаний о себе, своих личных и возрастных особенностях и правилах грамотного взаимодействия с социумом.
Школьные годы являются сенситивным периодом для приобщения человека к психологической культуре. В современного парадигме образования акцент сделан на социализацию подрастающего поколения, но социализация как процесс освоения социально-культурного опыта и формирования социальной компетентности будет продуктивным и полноценным только в особом культурно-образовательном пространстве, способствующему психологическому здоровью личности. Ибо только здоровая личность способна проявлять познавательную активность и адекватно реагировать на изменения в нашем быстроменяющемся мире.
Новизна. В связи с вышесказанным, считается целесообразным психолого-педагогическое сопровождение ФГОС, основанное на практике психологического просвещения и возможно даже обучения с 1 класса школы.
Нормативные документы для разработки программы
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
- ФГОС. Утвержденный приказом Министерства образования и науки от 6 октября 2009 года
- Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-51-433/16)
- О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Минобразования России от 11.02.2000г. №101/28-16)
- Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (проект)
Основная цель - научить ребенка использовать психологические знания для быстрой и максимально безболезненной адаптации и адекватного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в социуме.
Задачи:
- Формирование позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки
- Снижение уровня школьной тревожности
- Создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых требований
- Формирование психологической готовности к обучению, работа над личностными, регулятивными и коммуникативными УУД
- Развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностых отношений со сверстниками и взрослыми
- Формирование социально приемлемых форм поведения в обществе.
Программа внеурочной деятельности «Психологическая азбука для младших школьников» (4 класс) рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю). Продолжительность занятия 40 минут.
Данный курс включает в себя 6 разделов:
- Введение в психологию общения
- Психология отношений
- Сокровища и тайны дружбы
- Поддержка в общении
- Сочувствие и сопереживание
- Диагностический
Структура занятия
1. Вводная часть. Задачей ввводной части занятия является создание у учащихся определенного положительного эмоционального фона. Важным моментом вводной части является выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности. Для каждого урока подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном занятии.
2. Основная часть. Задания подбирались с учетом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур и с точки зрения удобства для коллективной работы в классе. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий. Однако для предотвращения снижения интереса учащихся к повторным выполнениям одного и тогоже задания обеспечивается разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий, но сохраняется единство их внутренней психологической направленности. Реализуется принцип «спирали» т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.
3. Заключительная часть. Задача: подведение итогов занятия, обсуждение результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопрос, чем же они занимались и чему научились.
Педагогические средства
- Специально организованная среда
- Специально организованные занятия.
- Физкультминутки.
- Игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, с куклами и игрушками)
- Работа с книгой.
- Инсценировки
- Праздники и соревнования.
- Диагностика и контроль.
Формы работы.
- Тренинги
- Беседы и дискуссии
- Игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, с куклами и игрушками)
- Релаксационные упражнения
- Психигимностические этюды и элементы.
- Работа с книгой
- Работа с притчами
Тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов и тем, содержание уроков | Кол-во часов | Вид урока | № недели |
Раздел 1.Введение в психологию общения | 4 | |||
1 | Новая встреча с психологией | 1 | урок познания нового | 1 |
2 | Начало путешествия в Страну Общения. Что взять с собой в путешествие? Качества, важные для общения. | 1 | урок познания нового | 2 |
3 | Мое-чужое-общее | 1 | урок познания нового | 3 |
4 | Я в ответе за свой выбор | 1 | урок познания нового | 4 |
Раздел 2. Психология отношений: ТЫ-Я-ОН/ОНА=МЫ | 10 | |||
5 | Какие мы в общении? Я - общительный или замкнутый? | 1 | урок самопознания | 5 |
6 | Как и почему начинаются ссоры? | 1 | комбинированный | 6 |
7 | Сказка о конфликте и контакте | 1 | комбинированный | 7 |
8 | Королевство Разорванных Связей | 1 | комбинированный | 8 |
9 | Свои и чужие | 1 | комбинированный | 9 |
10 | Как расстаются люди | 1 | комбинированный | 10 |
11 | Лес печали | 1 | комбинированный | 11 |
12 | Когда мне грустно… | 1 | комбинированный | 12 |
13 | Девчонки + мальчишки = ... ? | 1 | комбинированный | 13 |
14 | Непростые вопросы | 1 | комбинированный | 14 |
Раздел 3. Сокровища и тайны дружбы | 8 | |||
15 | Дружба-это ... ? | 1 | комбинированный | 15 |
16 | Мы -дружная команда! | 1 | комбинированный | 16 |
17 | Дружная страна. Правила доброго общения | 1 | комбинированный | 17 |
18 | Как мы все похожи! | 1 | комбинированный | 18 |
19 | Какие мы все разные! | 1 | комбинированный | 19 |
20 | Сказка о Другой Точке Зрения | 1 | комбинированный | 20 |
21 | Скажи мне, кто твой друг | 1 | комбинированный | 21 |
22 | Скажи мне, кто твой друг... (продолжение) | 1 | комбинированный | 22 |
Раздел 4. Поддержка в общении | 2 | |||
23 | Комплимент - это ... | 1 | комбинированный | 23 |
24 | Давайте говорить друг другу комплименты! Что другие ценят во мне, и что я ценю в себе? | 1 | урок самопознания | 24 |
Раздел 5. Сочувствие и сопереживание | 4 | |||
25 | Как мы переживаем эмоции? Мы умеем выражать свои эмоции! Как мы понимаем эмоции других? | 1 | комбинированный | 25 |
26 | Мы умеем сопереживать! | 1 | комбинированный | 26 |
27 | Гнев – это нормально! | 1 | комбинированный | 27 |
28 | Страшно-не страшно! | 1 | комбинированный | 28 |
Раздел 6 Диагностический | 4 | |||
29 | Диагностика школьной тревожности. Самопознание. | 1 | урок самопознания | 29 |
30 | Диагностика мотивации учения. Самопознание. | 1 | урок самопознания | 30 |
31-32 | Диагностика внимания, памяти, мышления. Самопознание. | 2 | урок самопознания | 31-32 |
33-34 | Королевство Внутреннего Мира. Как я изменился в течение года | 2 | Урок - обобщение пройденного материала | 33-34 |
Всего | 34 | 34 |
Ожидаемые результаты и формы контроля.
Основные результаты
- Низкий уровень тревожности
- Высокая и нормальная самооценка
- Позитивное отношение к себе и своей личности
- Хорошо сформированные умения общения со сверстниками и взрослыми, в том числе педагогами
- Сплоченный классный коллектив обучающихся с положительной мотивацией к обучению.
Основные умения и навыки, которыми должен овладеть школьник за время занятий по программе:
- Умение осознавать требования учителя и соответствовать им
- Умение устанавливать межличностные отношения с педагогами
- Умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы
- Умение общения и достойного поведения с одноклассниками
- Навыки коллективной деятельности.
Формы контроля:
- Тестирование (групповое или индивидуальное) (тест тревожности Спилберга, социометрия, анкетирование «Личностный рост обучающихся»)
- Применение проективных методик диагностики (н-р, «Школа зверей»)
- Наблюдение и ведение индивидуальных карт.
Основные требования к знаниям и умениям
учащегося к концу 4-го класса
Личностные УУД
- Понимать цель обучения, планировать результат своей деятельности способен работать на результат с отсрочкой его достижения
- Уметь адаптироваться к динамично меняющемуся миру, способен сделать личностный выбор на основе норм морали
- Ориентироваться в социальных ролях уметь выстраивать межличностные взаимоотношения.
- Уметь находить выход из конфликтной ситуации, договариваться о взаимовыгодном сотрудничестве, обмене коллекций и т.п.
- Строить свои отношения со сверстниками и взрослыми на основе взаимопонимания и поддержки
Регулятивные УУД
- Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно
- Самостоятельно определять ориентиры в новом материале, прогнозировать результат учебной деятельности
- Уметь планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, вносить изменения в план с учетом результата предыдущего действия
Коммуникативные УУД
- Владеть способами разрешения конфликта, уметь стать посредником в разрешении конфликта
- Способность поставить задачи для инициативного сотрудничества при поиске и сборе информации
- Планирует учебное сотрудничество со сверстниками: участвует в распределении ролей, составлении плана деятельности, обсуждении результатов рефлексии
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
- Персональный компьютер
- Мультимедийный проектор
- Магнитная доска
- Рабочие тетради
- Канцелярские принадлежности
- Видео ряд
- Музыкальный ряд
- Текст сказок
- Колонки для компьютера
Литература.
- Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения). — М, 2003.
- Вачков И.В. Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке. М.: Педагогика-пресс, 1996.
- Жизненные навыки. Уроки психологии в 4 классе/ Под ред. С.В. Кривцовой – М.: Генезис, 2005
- Жизненные навыки. Уроки психологии во 2 классе/ Под ред. С.В. Кривцовой – М.: Генезис, 2002
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе (1-4). – М.: Генезис, 2006
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№ урока | Наименование разделов и тем, содержание уроков | Кол. | ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ | |||||||||
По плану | По факту | |||||||||||
Час. | А | Б | В | Г | Д | А | Б | В | Г | Д | ||
Раздел 1.Введение в психологию общения | ||||||||||||
1 | Новая встреча с психологией | 1 | ||||||||||
2 | Начало путешествия в Страну Общения. Что взять с собой в путешествие? Качества, важные для общения. | 1 | ||||||||||
3 | Мое-чужое-общее | 1 | ||||||||||
4 | Я в ответе за свой выбор | 1 | ||||||||||
Раздел 2. Психология отношений: ТЫ-Я-ОН/ОНА=МЫ | ||||||||||||
5 | Какие мы в общении? Я - общительный или замкнутый? | 1 | ||||||||||
6 | Как и почему начинаются ссоры? | 1 | ||||||||||
7 | Сказка о конфликте и контакте | 1 | ||||||||||
8 | Королевство Разорванных Связей | 1 | ||||||||||
9 | Свои и чужие | 1 | ||||||||||
10 | Как расстаются люди | 1 | ||||||||||
11 | Лес печали | 1 | ||||||||||
12 | Когда мне грустно… | 1 | ||||||||||
13 | Девчонки + мальчишки = ... ? | 1 | ||||||||||
14 | Непростые вопросы | 1 | ||||||||||
Раздел 3. Сокровища и тайны дружбы | ||||||||||||
15 | Дружба-это ... ? | 1 | ||||||||||
16 | Мы -дружная команда! | 1 | ||||||||||
17 | Дружная страна. Правила доброго общения | 1 | ||||||||||
18 | Как мы все похожи! | 1 | ||||||||||
19 | Какие мы все разные! | 1 | ||||||||||
20 | Сказка о Другой Точке Зрения | 1 | ||||||||||
21 | Скажи мне, кто твой друг | 1 | ||||||||||
22 | Скажи мне, кто твой друг... (продолжение) | 1 | ||||||||||
Раздел 4. Поддержка в общении | ||||||||||||
23 | Комплимент - это ... | 1 | ||||||||||
24 | Давайте говорить друг другу комплименты! Что другие ценят во мне, и что я ценю в себе? | 1 | ||||||||||
Раздел 5. Сочувствие и сопереживание | ||||||||||||
25 | Как мы переживаем эмоции? Мы умеем выражать свои эмоции! Как мы понимаем эмоции других? | 1 | ||||||||||
26 | Мы умеем сопереживать! | 1 | ||||||||||
27 | Гнев – это нормально! | 1 | ||||||||||
28 | Страшно-не страшно! | 1 | ||||||||||
Раздел 6 Диагностический | ||||||||||||
29 | Диагностика школьной тревожности. Самопознание. | 1 | ||||||||||
30 | Диагностика мотивации учения. Самопознание. | 1 | ||||||||||
31-32 | Диагностика внимания, памяти, мышления. Самопознание. | 2 | ||||||||||
33-34 | Королевство Внутреннего Мира. Как я изменился в течение года | 2 | ||||||||||
Всего | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...