Не красна изба углами, а красна пирогами
план-конспект занятия на тему
Конспект внеклвссного занятия, посвященного году культуры. Занятие проводится в классах и ГПД "Особый ребенок".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 613 Московского района г.Санкт – Петербурга
Методическая разработка
Занятия «Не красна изба углами, а красна пирогами» для классов и групп продленного дня «Особый ребенок»
Авторы: Калнина Анна Алексеевна,
Кузьмина Светлана Александровна
воспитатели класса «Особый ребенок»
Санкт – Петербург
2014г
Внеклассное занятие «Не красна изба углами, а красна пирогами»
(посвящено году культуры в России)
ГПД классов «Особый ребенок»
Цели:
ознакомить с истоками национальной культуры, народным бытом, дать представление о русской избе, домашней утвари, устном народном творчестве.
Задачи:
закрепление навыков чтения, расширение кругозора, развитие речи, логического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, общей и мелкой моторики, формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, воспитание положительного отношения к труду.
Формы и методы:
Словесные, наглядные, практические, игровые.
Технологии:
- ИКТ
- Здоровьесберегающие
- Игровые
- Объяснительно-иллюстрационные
- Арт-терапия
- Личностно-ориентированные
- Гуманно-ориентированные
Оборудование:
Мультимедийная установка, картинки, соленое тесто, «печь, коромысло с ведрами, чугунок, ухват», презентация, музыкальное сопровождение
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте! Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Ребята, наше занятие сегодня посвящено году культуры, который проходит в нашей стране России. Мы с вами живем в одном из прекраснейших городов мира. В Санкт-Петербурге много музеев, театров, дворцов, красивых памятников и мостов. Здесь жили и создавали свои произведения многие знаменитые писатели, художники, музыканты. Поэтому наш город по праву называют культурной столицей России. Но культура - это не только книги, картины, музыка. Начинается культура с народного творчества, традиций, обычаев, народного быта. И мы сегодня прикоснемся к частичке народной культуры.
Слайд 2
Мы с вами живем в больших, светлых, красивых домах. А когда-то давным-давно люди на Руси жили в небольших деревянных домах, которые назывались избами.
Слайд 3
Вы уже слышали это слово. Ведь во многих русских народных сказках герои живут в избушках. В избе жил Емеля из сказки «По щучьему велению», три медведя и еще много сказок можно вспомнить.
Слайд 4,5
И внутри изба не похожа на наши квартиры. Там не было холодильников, телевизоров, диванов и много другого, к чему мы привыкли.
Слайд 6
Посмотрите, как выглядела изба. Здесь обязательно должна быть печь, а
так - же лавки, на которых сидели и большой стол за которым собиралась вся многочисленная семья. Но самое главное, что должно быть в избе – печь. Она давала тепло, в ней готовили еду, на ней спали, когда было холодно.
Слайд 7,8
А еще в избе было много разных предметов не знакомых нам, но очень нужных людям, которые там жили. Посмотрите, вкусную кашу и щи варили в чугуне, а не в кастрюле. Чугунок ставили в печь ухватом, чтобы не обжечься.
Слайд 9
В те времена не было водопровода и воду носили из реки или из колодца в ведрах с помощью коромысла.
Слайд 10
Давайте поиграем. Представьте, что мы живем в старинной избе. Нам нужно растопить печь, принести воду и приготовить «кашу». Что бы растопить печь надо наколоть дров или собрать в лесу хворост. Хворост - это сухие ветки. Игра: Дети «собирают хворост», приносят «воду коромыслом» и ставят «чугунок ухватом в печь».
Воспитатель:
Но вот все дела сделаны и вечером, после ужина, когда на улице уже темно и пора ложиться спать, взрослые придумывали и рассказывали детям сказки.
Такие сказки называются народными. Вы знаете и любите много таких сказок: «Курочка ряба», «Репка», «Колобок» и много-много других. В народе так же сложилось много пословиц и поговорок, связанных с бытом.
Слайд 11
Дети читают пословицы.
- не красна изба углами, а красна пирогами
- добрая то речь, что в избе есть печь
- печь нам мать родная
Воспитатель:
Многие пословицы говорят о том, что не так важно, как выглядит изба внешне, насколько она красива. Гораздо важнее чтобы в избе было чисто, тепло, уютно, было что кушать. А для этого надо много трудиться. Это можно сказать и о человеке. Мало быто хорошо и чисто одетым. Важнее быть добрым, честным, помогать другим.
А сейчас, ребята, мы сделаем гимнастику для глаз.
Слайд 12
электронная гимнастика для глаз
А теперь давайте мы с вами вместе вспомним и расскажем сказку «Колобок»
Хотите?
В одной избе жили-были дед и баба.
Слайд 13
Посмотрите внимательно на экран и найдите тени деда и бабки.
Дети показывают.
Скажите, а чьи тени еще остались?
Дети называют и показывают тени медведя, мышки, собаки.
Молодцы!
Слайд 14
И вот как-то дед попросил бабку испечь колобок.
- Из чего же мне его испечь? У нас и муки нет.
- Эх, бабка! Ты по коробу поскреби, по амбару помети, муки и наберешь.
Бабка так и сделала.
Слайды 15, 16,17
Ребята, пока сказочный колобок остывает на окошке, давайте мы тоже сделаем свой колобок.
Динамическая пауза:
Дети делают движения за воспитателем
- по коробу поскребем
-по амбару пометем
- 2 пригоршни наберем
- тесто замесим
- колобок слепим
- в печь посадим
- получится колобок вот такой ширины, вот такой вышины
Вот мы с вами замесили тесто и теперь давайте сделаем из него колобки. Какой формы колобок?
Дети: Круглый.
(из заготовленного соленого теста дети формуют колобки, из изюма делают глаза, из цукатов - рты)
Воспитатель:
А наш Колобок полежал-полежал, да вдруг спрыгнул на пол, выкатился за порог, покатился по дорожке
Слайд: 18
Катился колобок по дорожке и пел свою веселую песенку
Звучит песня колобка.
И тут навстречу ему бежит… угадайте кто
Слайд 19 Загадка (ученик читает)
Этот зверь живет в лесу,
У деревьев ест кору.
Летом в шубке серенькой,
А зимою в беленькой.
Дети: заяц
Слайд: 20
И говорит заяц колобку:
- колобок, колобок! Я тебя съем!
-не ешь меня, зайчик! Я тебе песенку спою.
И колобок запел свою песенку.
Слайд 21
Посмотрите на картинку. Какой зайка здесь лишний? Почему?
Дети: белый, потому, что белая шубка у него бывает зимой.
И покатился колобок дальше по дорожке.
Катился, катился, а на встречу ему…
Слайд 22 Загадка (читает ученик)
Серый и зубастый который воет в день ненастный.
Дети: волк
Слайд: 23
Волк и говорит:
-колобок, колобок! Я тебя съем!
- не ешь меня, волк! Я тебе песенку спою!
И колобок покатился дальше только волк его и видел.
Катится колобок, а навстречу ему … кто?
Слайд 24 Загадка
Хозяин лесной,
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
Дети: медведь
Слайд: 25
И говорит медведь колобку:
-колобок, колобок! Я тебя съем!
-Где тебе, косолапому, съесть меня!
Покатился колобок дальше по дорожке и пел свою любимую песенку. Выкатился он на поляну , а там за елками кто - то спрятался. Смотрит, а за одной елкой сидит…
Слайд 26 Загадка
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет
Дети: лиса
Слайд: 27
Найди, за какой елкой сидит лиса.
А кто спрятался за другими елками? Чьи это уши? Чья голова?
Дети: заяц и медведь
Слайд 28
И говорит лиса колобку:
- здравствуй колобок! Какой ты хорошенький! Какую славную песенку ты поешь, но я стара стала, плохо слышу. Сядь мне на мордочку, спой еще раз, да
погромче.
Слайд 29
Вскочил колобок на мордочку лисе и запел ту же песенку.
- спасибо, колобок! Сядь мне не язычок и спой мне еще в последний разок,
Колобок понял, что лиса хочет его съесть, спрыгнул на дорожку и быстро-быстро покатился домой к бабушке и дедушке.
Песня колобка
Слайд 30
Бабушка с дедушкой очень обрадовались, что колобок вернулся домой здоровый и невредимый и устроили праздник.
Танец колобков
Воспитатель:
Вот и сказке конец. Сказка ложь, да в ней намек, вам, ребята. всем урок. Надо слушаться взрослых, маму, папу, дедушку, бабушку, учителей, воспитателей. Нельзя баловаться, а то можно попасть в плохую сказку или даже может случиться беда.
А колобок прислал нам своего друга каравайчика и просил угостить всех, кто хорошо работал сегодня.
Воспитатель вносит каравай и угощает всех присутствовавших.
Литература
1.Жукова О.С., Борисенко М.Г., Лукина Н.А., Сизова О.Б. Игры со сказками. СПб: Издательский дом «Нева» 2004.
2.Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий с детьми среднего дошкольного возраста СПб, Паритет 2008
Интернет ресурсы
1. 1.http://www.detiam.com/библиотечка/
3.umm4.com›stories_tales_poems/skazka-zayushkina
4. http://tagoc.foreverhost.us/29/multfilm-izbushka-na-kurix-nozh
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Красна изба пирогами, а семья - традициями"
Цели данного родительского собрания:- актуализация значимости поддержания старых и создания новых семейных традиций;- обменяться опытом семейного воспитания, поделиться умением готовить семейные торже...
Методическая разработка занятия "Не красна изба углами, а красна пирогами"
Задачи: 1. Расширить кругозор детей об истории и народных традициях, познакомить с предметами быта старины, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа...
"Не красна изба углами,а красна пирогами"
Внеурочкая деятельность по программе " Разговор о провильном питании"...
"Не красна изба углами,а красна пирогами"
Внеурочная деятельность по программе " Разговор о правильном питании". Конкурсная работа ученика 3 класса" Не красна изба углами, а красна пирогами"...
Логопедическая станция: «Не красна изба углами, а красна пирогами», в рамках общешкольного Дня культуры.
Логопедическая станция: «Не красна изба углами, а красна пирогами»,в рамках общешкольного Дня культуры расчитанна на 20 минут для учащихся класоов Особый ребёнок II варианта обучения.Цель: расшир...
Проект «Красна изба не углами, а пирогами» 1 класс
Проект «Красна изба не углами, а пирогами» знакомит учащихся с излюбленным блюдом на Руси и традициями его приготовления....
Красна изба углами
Знакомство с русскими традициями архитектуры и зодчества...