Статья "Использование элементов театрализации на уроках в школе"
статья по теме
Предлагаю Вашему вниманию статью (зачетная работа на курсах повышения квалификации) на тему
"Использование элементов театрализации на уроках в школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_scenicheskoy_kultury_pedagoga_referat.docx | 51.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Процесс приобретения знаний может стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности, если учитель постоянно культивирует интерес к предмету, уроку. Чтобы возникал и развился интерес к учению, необходимы определенные условия:
- организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решения задач проблемного характера;
- разнообразие учебного труда;
- формирование у учащихся понимания важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов;
- связь с усвоенными ранее знаниями;
• посильность обучения;
- проверка и оценивание не только итоговых результатов, но и промежуточных;
- эмоциональная реакция и заинтересованность самого учителя в результатах ученика, в его интересе к предмету.
Приведенному комплексу условий могут отвечать только нетрадиционные формы организации учебного процесса. Именно к таковым относятся уроки с применением основ театральной педагогики.
Что значит театрализация в рамках учебного процесса в общеобразовательной школе?
Мы всегда так или иначе используем театрализацию, правда несколько ограниченно и в самых простых формах. Нетрадиционные формы уроков – есть не что иное, как введение в образовательный процесс элементов театрализации, затем – привычное для каждого учителя начальной школы или гуманитарных дисциплин использование на уроке музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства, т.е. всего того, что воздействует на эмоциональную сферу ученика, активизирует его внимание, воображение, фантазию. Вот, например, учитель начальных классов на уроке москвоведения по теме “Одежда славянского народа” наряду с образцами праздничных народных костюмов различных губерний России, взятых из школьного музея истории и быта, использует и такой приём: девушка-старшеклассница в подвенечном деревенском наряде начала ХХ века, таком, какие надевали наши прапрабабушки на свадьбу, проходит по классу “в образе”, проходит не просто так, а под “живую” музыку в исполнении школьного аккомпаниатора, а потом звучит в записи церковный хор. Это производит на третьеклассников огромное впечатление, создаёт необходимый эмоциональный настрой и запоминается надолго, если не на всю жизнь. Традиционно используем мы на уроках и чтение по ролям, особенно в младших классах, обучение выразительному чтению. Но я назову и поставлю на первое место такие элементы театрализации, как: актёрская, режиссёрская, оформительская деятельность, инсценирование.
Театрализация – использование средств театра в педагогическом процессе. Театрализованная игра, элементы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства (условность атрибутов, особенности произношения речей) с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения (коллективность, распределение ролей, необходимость педагогического руководства). Однако, словосочетание «театр на уроке» часто пугает учителей, так как ассоциируется с массой декораций, костюмов, репетиций. Именно поэтому я использую и говорю «элементы театрализации». Урок ни в коем случае нельзя подменять развлекательной постановкой, а в полной мере использовать средства театра можно на факультативе, в кружке, школьном театре.
Приемы использования элементов театрализации на уроке
Персонификация – реально живший исторический персонаж или писатель участвует в уроке как помощник учителя (консультант, экскурсовод и др.)
“Кто я?” - Ученик в костюме персонажа рассказывает о нем. Учащиеся угадывают, кто он.
Выступление исторического лица (речь, программа, законы и др.).
Историческая сценка – небольшое представление – способ передачи учащимся исторической информации посредством ролевого исполнения по заранее составленному сценарию с применением театральных атрибутов.
Подготовка: написание сценария, распределение ролей, подготовка костюмов и реквизита, репетиции.
Актёрская и режиссёрская деятельность
Учащиеся в этом случае выступают как актёры или как режиссёры. Работа в качестве актёров позволяет школьникам прочувствовать состояние того или иного персонажа в предлагаемой ситуации, а значит понять мотивы и цели его поступков, разгадать в тексте произведения то, о чём автор порой прямо не заявляет. Режиссёрская работа заставляет анализировать все детали, все взаимосвязи и взаимодействия в эпизоде, определять его место в целом произведении, объяснять поведение всех действующих лиц и разгадывать авторскую позицию.
Естественно, что такие уроки не проводятся каждый день: во-первых, это невозможно по причине огромных затрат сил и времени, а во-вторых, потерялся бы весь смысл проведения подобных уроков, если бы они стали привычным делом.
Оформительская работа
Остановимся ещё на одном виде “театральных” заданий: оформительская работа: создание эскизов костюмов, декораций, гербов, портретов героев; музыкальное оформление произведений; афиши к спектаклям или фильмам.
Выполненные учениками работы не должны оставаться незамеченными. В классе обязательно надо проводить защиту творческих работ учащихся. Только тогда эти задания будут эффективны. Смысл их в том, что, придумывая оформление, афиши, обложки, ученик обязательно анализирует произведение, причём анализирует для чего-то, но не ради анализа. А анализ, целью которого является выполнение конкретной работы, результативнее и глубже.
Правила инсценирования текста
И, наконец, на мой взгляд, одно из самых эффективных заданий – инсценирование текста. Определяемся с учениками, что такое инсценирование. Это перевод текста в сценический вариант (для постановки на сцене). Мы выводим для дальнейшей работы 4 правила инсценирования текста:
1-е правило: мы должны точно представить и описать (на основе текста) время и место действия;
2-е правило: авторский текст не должен потеряться, мы имеем право отдать его персонажам, только надо точно определить, кому;
3-е правило: мы имеем право видоизменить текст, не искажая его смысла;
4-е правило: мы имеем право вводить новых персонажей или убирать кого-то из имеющихся.
Инсценирование на уроках литературного чтения
В рамках урока литературного чтения есть возможность наиболее целесообразно использовать элементы театрализации, так как литература и театр - два вида искусства, общим для которых является слово.
Урок литературы - всегда маленький спектакль, в котором «играют все», даже самые «тихие» актеры, втянутые в действие как будто поневоле, но мимика и выражение глаз выдадут их внимание и интерес к происходящему. Но это особый театр, где импровизация - душа всего. Театрализация способствует активизации познавательной деятельности, а также повышает интерес к предмету. Именно в театрализации возможна апробация накопленных литературоведческих знаний, а также выражение эмоционального восприятия. Непосредственно на самом уроке преподаватель лишается авторитарной роли, потому что он выполняет лишь функции организатора «представления». Само «представление» после информативной части может быть продолжено постановкой проблемных заданий, которые непосредственно подключают в активную работу на уроке остальных учащихся.
Изучение литературы предусматривает широкие межпредметные связи. Привлечение театрализованных сцен на уроки литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей, которые способствуют формированию мировоззрения учеников, их эстетическому развитию. Основная задача этих уроков - развитие таких качеств, как память, образное мышление, речь.
Использование приема театрализации способствует эмоционально-образной форме урока. Подготовка и проведение такого урока многосторонне приобщает детей к творчеству.
Прием театрализации – один из эффективных способов зримо увидеть содержание литературного произведения, развить воображение, без которого невозможно восприятие художественной литературы.
Общение с высокой литературой учит бережному отношению к наследию культуры. Нельзя недооценивать приём театрализации в социализации, воспитании патриотизма, гражданственности и формировании толерантности учащихся.
Уроки литературы призваны научить человека думать, творить, отстаивать свои убеждения, но при этом не забыть, что все самое замечательное в мире написано людьми и для людей. Являясь ненавязчивой формой работы, театрализация помогает учителю достигать поставленных целей.
Инсценирование на уроках истории, москвоведения,
Основ религиозных культур и светской этики
В содержательной структуре урока фрагменты театрализации могут выступать в качестве:
- эмоционального введения в урок; | |
- стать предметом художественно-исторического анализа; | |
- являться основой изучаемого события; | |
- представлять художественно-историческое общение, в котором есть ответ на поставленные на уроке проблемные вопросы; | |
- фрагмент спектакля на уроке может выступать в качестве нравственной проповеди, связывающей материал урока с актуальными проблемами сегодняшнего дня. |
При составлении сценария учащиеся должны следовать следующим правилам:
- Обязательно определить тему;
- Выделить идею (главную мысль);
- Четко определить конфликт;
- Определить действующих лиц (персонажей);
- Развязка (решение конфликта);
- Жанр.
При составлении сценария учащиеся должны стараться использовать сюжеты, знакомые им из учебника, из рассказа учителя, из исторических источников, из художественной литературы
На уроках с элементами театрализации важную роль играет импровизация - свободный, индивидуальный выбор деятельности. Если бы эти уроки сводились к репетиции, к формальному заучиванию роли, а конечная цель к показу спектакля, то дидактическая задача была бы равна нулю. С этой точки зрения важны не только творческий продукт или техника исполнения, сколько возможность использовать сценическое занятие для более глубокого вживания в историческую эпоху. Для успеха ролевой игры очень важна продуманная учителем специально организованная ситуация поединков между участниками, олицетворяющими исторические персонажи, стоящие по разные стороны игрового конфликта. Особое значение имеет подготовка к ролевой игре, в процессе которой ученикам разъясняется характер исторического деятеля, в образе которого они будут участвовать в ролевой игре, его идеалы, возможны даже элементы риторической манеры. Для ролевой игры также имеет значение обстановка в классе, детали-предметы, символизирующие особенности исторической эпохи.
В последнее время все большую популярность получают среди учителей-практиков ролевые игры в форме суда над исторической личностью. Для проведения такого урока учитель создает две группы: три судьи, прокурор (государственный обвинитель), адвокат и свидетель.
Группы накапливают материал (используют сборники документов, мемуары, публикации периодической печати) и составляют показания свидетелей, речи обвинителей и защиты.
Для проведения урока необходима специальная расстановка мебели: в центре, у доски - стол судей, слева - обвинители, справа - адвокат и судьи подсудимых.
Урок начинается вводным словом учителя. После этого объявляется: «Суд идет!» .Суд, обвинитель, адвокат занимает свои места. Урок ведет председатель. Слушается обвинительное заключение, показания свидетелей, с сообщениями выступают государственный обвинитель и адвокат. Суд удаляется на совещание: выноситься приговор.
Пауза, связанная с удалением суда на совещание, может быть заполнена мини пресс-конференцией, комментарием учителя. Чтобы урок прошел интересней, используются фонограммы. Можно создать корреспондентский пункт (4-5 учеников), который будет освещать ход судебного процесса.
Ролевая игра, подчиняясь законом сценического искусства, должна иметь завязку, кульминацию и развязку сюжета. Историческая ролевая игра - это еще не театральное действие. Эффект же драматизации состоит в действенной активной приобщенности ученика к возникновению, развитию, разрешению нравственного конфликта в исторической пьесе. Здесь же реализуется удивительная метаморфоза школьной драматизации и театрализации.
Суть ее заключена в том, что, как учитель, изучающий речь и создающий образ исторической личности, так и ученик не способны к перевоплощению, у них для этого нет ни опыта, ни профессиональных навыков. Зато у каждого, кто взял в руки драматизированный исторический текст и начал играть, возникает лишь потребность - выразить посредством игры себя.
Человек, выражающий себя - это прежде всего тот, кто рискнул заглянуть в глубины мотивации собственных поступков, ища там ответ на вопрос: «Во имя каких идеалов я живу?». Ему, этому человеку, часто не хватает опыта самоанализа и слов для выражения своего миропонимания. Именно поэтому он ищет средства для действенной реализации возникающих состояний.
Такими средствами являются тексты исторических пьес, герои которых от античности до наших дней облекают аналогичные переживания в слова, входящие в последствии в мировой багаж человеческого самовыражения.
Решив играть, то есть создавая образ исторической личности с помощью текста пьесы, учитель или ученик получают возможность совершать вместе с героями поступки, соответствующие самым высоким идеалам нравственности.
Итак, инсценирование заставляет ученика объяснять каждое слово, зачем и почему оно здесь. Инсценирование текста особенно необходимо в начальный период обучения анализу текста. Часто на уроках литературы применяется такой приём, как создание фильма. Это очень интересный и результативный приём (его эффективность в другом), но, я считаю, что только трансформирование текста для сцены заставляет учеников так внимательно подходить к каждому слову, вдумываться в каждое слово, в каждый жест, в каждую деталь, искать возможные варианты.
Примеры инсценирования на уроках (из опыта работы)
Урок литературного чтения в 4-ом классе.
Тема урока: Г.Х.Андерсен «Снежная королева»
В первый раз я даю задание инсценировать маленький законченный эпизод почти без объяснения. Дети обычно говорят, что они понимают, что нужно делать. Вот фрагмент текста:
“На дворе перепархивал снежок.
– Это роятся белые пчёлки! – сказала старушка-бабушка.
– А у них тоже есть королева? – спросил мальчик; он знал, что у настоящих пчёл есть такая.
– Есть! – ответила бабушка. – Снежинки окружают её густым роем, но она больше их всех и никогда не остаётся на земле – вечно носится на чёрном облаке. Часто по ночам пролетает она по городским улицам и заглядывает в окошки; вот оттого-то они и покрываются ледяными узорами, словно цветами!
– Видели, видели! – сказали дети и поверили, что всё это сущая правда.
– А Снежная королева не может войти сюда? – спросила девочка.
– Пусть-ка попробует! – сказал мальчик. – Я посажу её на тёплую печку, вот она и растает!
Но бабушка погладила его по головке и завела разговор о другом.”
На следующий урок ученики приносят эпизоды примерно в таком виде:
“На дворе идёт снег.
– Это роятся белые пчёлки! – говорит бабушка.
– А у них тоже есть королева? – спросил Кай.
– Есть! – говорит бабушка. – Снежинки окружают её густым роем, но она больше их всех и никогда не остаётся на земле – вечно носится на чёрном облаке. Часто по ночам пролетает она по городским улицам, заглядывает в окошки; вот оттого-то они и покрываются ледяными узорами, словно цветами!
– Видели, видели! – сказали дети.
– А Снежная королева не может войти сюда? – спросила Герда.
– Пусть-ка попробует! – говорит Кай. – Я посажу её на тёплую печку, вот она и растает!
Но бабушка погладила его по головке и завела разговор о другом.”
Обсуждая ученические работы, необходимо дать понять, что этот текст хуже исходного и чем он хуже. Первое, с чем мы начинаем разбираться, что происходит на сцене, где находятся бабушка и дети, как в комнате, что они делают, ведь не могут же они просто стоять и говорить слова по очереди. Как герои произносят свой текст? В результате обсуждения приходим приблизительно к такому варианту:
“Комната, где живут бабушка и Герда. После полудня. В комнате топится печь. За окном падает снег. Бабушка сидит на скамеечке и вяжет шарф. Дети стоят у окна и смотрят, как падают снежинки.
Бабушка: Это роятся белые пчёлки!
Кай: А у них тоже есть королева, как у настоящих?
Бабушка: Есть! Снежинки окружают её густым роем, но она больше их всех и никогда не остаётся на земле – вечно носится на чёрном облаке. По ночам она часто (здесь обязательно объясняю, почему лучше изменить порядок слов) пролетает по городским улицам и заглядывает в окошки. Вот почему они и покрыты ледяными узорами, словно цветами!
Дети (вместе): Правда, правда! Видели, видели!
Герда (подсаживаясь к бабушке): А Снежная королева не может войти сюда?
Кай (громко, со смехом): Не бойся! Пусть-ка попробует! Я посажу её на тёплую печку, вот она и растает! (Смеётся и тоже подсаживается к бабушке).
Бабушка (гладит его по головке, прижимает детей к себе): Посмотрите, какой новый узор я придумала для этого шарфика”.
Потом все вместе на этом же уроке инсценируем ещё один эпизод. В сказке он выглядит так:
“Розы цвели всё лето восхитительно. Девочка выучила псалом, в котором тоже говорилось о розах; девочка пела его мальчику, думая при этом о своих розах, и он подпевал ей:
Розы цветут! Красота, красота...
Скоро увидим Младенца-Христа!
Дети пели, взявшись за руки, целовали розы, смотрели на ясное солнышко и разговаривали с ним – им чудилось, что с него глядел на них сам Младенец-Христос. Что за чудное было лето и как хорошо было под кустами благоухающих роз, которые, казалось, должны были цвести вечно!
Кай и Герда сидели и рассматривали книжку с картинками – зверями и птицами; на больших башенных часах пробило пять.
– Ай! – вскрикнул вдруг мальчик. – Мне кольнуло прямо в сердце, и что-то попало в глаз!
Девочка обвила ручонкой его шею, он мигал глазами, но ни в одном ничего не было видно.
– Должно быть, выскочило! – сказал он.
Но в том-то и дело, что нет. В сердце и в глаз ему попали два осколка дьявольского зеркала, в котором, как мы, конечно, помним, всё великое и доброе казалось ничтожным и гадким, а злое и дурное отражалось ещё ярче, дурные стороны каждой вещи выступали ещё резче. Бедняжка Кай! Теперь сердце его должно было превратиться в кусок льда! Боль в глазу и в сердце уже прошла, но самые осколки в них остались”.
Мы видим, что здесь мало диалога. Как же донести авторский текст до зрителя. Ведь важно или нет то, что сказано в начале эпизода: про розы, про выученный Гердой псалом, про тёплое лето? Если важно, то почему? Конечно, важно, ведь именно на эти прекрасные розы Кай потом скажет, что они гадкие, ведь именно этот псалом поможет потом Герде выручить Кая, в этом фрагменте звучит тревога, предчувствие надвигающихся испытаний. Мы решаем, что текст этот необходимо сохранить и отдать его персонажам в зависимости от их характера (анализируем и личностные качества героев). Почему важно, что часы бьют пять? Вероятно, потому, что это поворотный, знаковый момент, это время должно запечатлеться в сознании героев и зрителей. Но самый сложный вопрос возникает, когда мы доходим до авторского пояснения об осколках дьявольского зеркала. И ведь здесь не просто пояснение, с ним бы мы, кажется, ещё могли справиться, но... авторская оценка, причём очень странная: “Бедняжка Кай!” Почему бедняжка? И когда мы, как нам кажется, находим ответ на этот вопрос, мы понимаем, что без этого текста нам тем более не обойтись. Что же делать? Эти слова нельзя отдать никому из персонажей сказки, потому что в них выражено отношение самого автора. И тут кто-то несмело предлагает ввести в нашу пьесу самого Андерсена. Так появляется Сказочник. В итоге инсценированный эпизод становится таким:
“Летний солнечный день. На скамеечке под розами сидят Кай и Герда. У Кая в руках большая книга. Слева, у портала, стоит, прислонившись к стене, человек с пером и бумагой в руках. Это Сказочник. Он наблюдает за детьми, но они его не видят.
Герда: Кай, я сегодня выучила псалом. Послушай: (поёт)
Розы цветут! Красота, красота...
Скоро увидим Младенца-Христа!
Кай (подпевает): Скоро увидим Младенца-Христа!
Взявшись за руки, дети поют вместе:
Розы цветут! Красота, красота...
Скоро увидим Младенца-Христа!
Герда: Солнышко! Спасибо тебе за тепло! Спасибо тебе, что так восхитительно цветут розы! (Герда целует розы). Кай, посмотри на солнце! Кажется, с него глядит сам Младенец-Христос!
Кай (радостно): Да, да, да!
Герда (тихо): Как хорошо! Мне кажется, так хорошо будет вечно! Давай посидим тихонечко.
Кай: Давай. (Сидят мгновение тихо). Я принёс интересную книжку. Давай её посмотрим.
Рассматривают книжку с картинками.
Бьют часы пять раз.
Кай (неожиданно вскрикивает): Ай! Мне кольнуло прямо в сердце, и что-то попало в глаз!
Герда (пытаясь рассмотреть): Ничего не видно.
Кай: Должно быть, выскочило!
Сказочник (тихонько, обращаясь к зрителям): Но в том-то и дело, что нет. В сердце и в глаз ему попали два осколка дьявольского зеркала, в котором, как мы, конечно, помним, всё великое и доброе казалось ничтожным и гадким, а злое и дурное отражалось ещё ярче, дурные стороны каждой вещи выступали ещё резче. Бедняжка Кай! Теперь сердце его должно было превратиться в кусок льда! Боль в глазу и в сердце уже прошла, но самые осколки в них остались”.
Итак, инсценирование заставляет ученика объяснять каждое слово, зачем и почему оно здесь. Инсценирование текста особенно необходимо в начальный период обучения анализу текста. Часто на уроках литературы применяется такой приём, как создание фильма. Это очень интересный и результативный приём (его эффективность в другом), но, я считаю, что только трансформирование текста для сцены заставляет учеников так внимательно подходить к каждому слову, вдумываться в каждое слово, в каждый жест, в каждую деталь, искать возможные варианты.
Урок математики в 1-ом классе.
Тема урока: «Число и цифра 4»
Оборудование:
Демонстрационный материал: магнитная доска или фланелеграф; наборное полотно с цифрами, набор геометрических фигур (овал, квадрат, по 4 треугольника и прямоугольника), по 4 «монетки» достоинством в 1, 2 рубля, 4 репки, для огорода и репки на подарки, с написанным словом «Молодец» (по количеству учащихся), перчаточные куклы по сказке «Репка».
Раздаточный материал: листы картона или плотной бумаги размером 30Х20 см, наборы геометрических фигур (аналогично с демонстрационным набором), набор по 4 репки, набор «монет», 4 «монетки» достоинством в 1, 2 рубля, (по количеству групп детей), индивидуальный счетный материал, счетные палочки (на каждого ученика).
За 4 дня до урока учитель разучивает роли с некоторыми из детей.
Задачи:
-познакомить детей с образованием числа 4 и соответствующей цифрой;
-развивать навыки устного счета;
-развивать пространственные представления.
(До начала урока учитель распределяет детей по группам.)
Ход урока:
Учитель:
-Урок математики начинается.
Слушать, думать и решать,
На нем полагается.
(Учитель предлагает детям отгадать загадку)
«Посадил ее дедка.
Сидит в земле крепко.
Что же это?» (Репка)
Учитель показывает кукол и спрашивает: «Герои, какой сказки пришли к нам в гости? Правильно, это персонажи из русской народной сказки «Репка» и сегодня они будут помогать нам на уроке».
Дед:
-Вот весна красна пришла,
В огород идти пора.
Где ты есть, моя лопата?
Подевал тебя куда-то.
Учитель:
-Ребята, давайте дедушке поможем,
И лопату из палочек сложим.
(Дети выкладывают лопату из счетных палочек).
Учитель:
-Кто может сосчитать, сколько палочек ушло на изготовление лопаты?
(Дети отвечают. Количество палочек может быть разным.)
Дед:
-Вот спасибо вам, ребята,
Хороша моя лопата.
А теперь помогите мне составить план огорода такой, чтобы хватило места и для овощей, и для цветов.
Учитель: Ребята, у каждой группы есть лист картона и наборы геометрических фигур. Условно лист картона будет огородом, а геометрические фигуры- грядки и клумбы. Найдите геометрическую фигуру, похожую на грядку.
-Как называется эта фигура? (Прямоугольник)
-Кто знает, почему она так называется? (Все углы прямые).
Дед:
-Мне нужны грядки для капусты, свеклы, моркови и репы.
Расположите грядки на макете своего огорода так, как вы считаете нужным.
(Дед располагает грядки для овощей на своем «огороде». Учитель смотрит за работой детей).
Учитель: Как вы думаете, почему обычно грядки делают прямоугольной формы? (Учитель помогает детям сделать вывод, что прямоугольные грядки удобнее пропалывать и поливать.)
Затем учитель показывает детям квадрат и спрашивает, как называется эта фигура.
При затруднении загадывает детям загадку:
Я давно знакомый твой
Каждый угол мой прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его? (Квадрат)
Учитель предлагает сравнить квадрат с прямоугольником, найти сходство и различие. При затруднении помогает детям сделать вывод о том, что квадратные грядки не очень удобны. Дед проходит по рядам и оценивает работу детей. После этого обращается к детям.
Дед:
-Чтобы в огороде было красиво, нам нужно сделать цветочные клумбы. С помощью геометрических фигур овала и треугольников, которые у вас есть в наборе, обозначьте место для каждой клумбы, по вашему желанию. (Учитель наблюдает за тем, как дети работают и, наводящими вопросами, помогает красиво и рационально разместить клумбы. Дед работает на макете у доски. Затем проверяет работу детей).
Дед:
-Вот спасибо вам ребята!
Где ты есть, моя лопата?
Буду репку я сажать,
И рыхлить, и поливать.
(Ребенок, исполняющий роль деда, присоединяется к своей группе и продолжает работу вместе с детьми. Выходит бабка. На макете огорода, который сделал дед, она прикрепляет большую репку).
Бабка:
-Ребята, выросла репка большая-большая!
Вот одна, а вот другая. ( Крепит еще одну репку.)
Как же мне их сосчитать?
Может, внучку нам позвать?
Учитель:
-Подожди, бабушка, ребята сами посчитают. Они умеют хорошо считать.
-Ребята, сколько было репок? Сколько стало? ( Была одна репка. Стало две.)
-Как стало две репки? Что мы сделали? (Прибавили)
-Значит, один да один сколько будет? (Два)
-Посадите на свои грядки, две репки. Посчитайте. (Один, два)
(Входит внучка. Она обращается к детям.)
Внучка:
-Здравствуйте, ребятки!
Вы меня на помощь звали?
Я пришла вам помогать,
Репку буду я считать. (Считает на грядке: один, два. Сбивается, еще раз считает.
Обращается с просьбой к детям.)
Помогите сосчитать.
Было две репки.
Выросла еще одна. (Ставит еще одну репку).
Сколько репок стало? (Считает вместе с детьми: одна, две, три).
Учитель:
-Покажите, какой цифрой обозначается число три? (Дети показывают цифру 3)
-Как у нас стало три репки? (К двум репкам прибавили одну. Два да один будет три.)
-Проверьте, ребята, у всех на грядке по три репки? (Выходит Жучка)
Жучка:
-Почему меня долго не звали?
Ведь в сказке деду все помогали!
Гав-гав-гав! Бегу, бегу, бегу!
Я вам быстро помогу.
Репок было три на грядке?
Не ошиблись вы, ребятки?
Сколько было репок? (Дети отвечают: три. Жучка ставит на грядку еще одну репку).
Сколько стало их? (Дети: четыре)
Учитель:
-Как мы получили четыре репки? (К трем репкам прибавили еще одну, стало четыре.)
-Кто может показать цифру, которой обозначают число четыре?
(Дети, знающие цифру, показывают ее. Учитель выставляет цифру 4 на доску).
Учитель:
-С помощью цифр, которые есть у вас в наборе, покажите, как стало 4 репки.
(Используя цифры счетного материала дети, записывают математическое выражение 3+1=4 и читают вместе с учителем: к трем прибавить один получится четыре).
Физминутка:
Руки вытянуть пошире -
Раз, два, три, четыре.
Наклониться - три, четыре
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.
Мурка:
-Мяу- мяу, я пришла,
И монетки принесла.
Репку буду покупать,
Помогите мне считать. (Выставляет на наборное полотно две монетки по 1 рублю, а ниже - три монетки по 2 рубля).
Учитель:
- Сколько монет достоинством в 1 рубль? (Две)
- Сколько монет достоинством в 2 рубля? (Три)
- Каких монет больше? (По два рубля)
- Покажите, как можно заплатить за репку 4 рубля, монетками разного достоинства?
(Дети работают в группах. Возможные варианты ответов: 1 + 1 + 1 + 1; 2 + 2; 1 + 1 + 2.
Учитель помогает детям сделать вывод, что варианты ответов могут быть разными).
Учитель:
-Ребята, пока мы деду помогали,
В своей работе мы отстали!
-Нам еще нужно написать цифру 4.
(Учитель предлагает детям внимательно посмотреть на цифру 4. Показывает образец написания и дает задание самостоятельно написать строчку цифр 4 в тетрадях. После 4
выполнения задания учитель приглашает мышку и просит ее проверить работы ребят.)
Мышка:
Пи-пи-пи, я не ленюсь.
Я работы не боюсь.
Всем вам буду помогать,
Работу вашу проверять.
( Обходит класс и проверяет выполнение задания, поощряет ребят).
Учитель:
-Ребята, с каким числом и цифрой мы сегодня познакомились?
(Мы познакомились с числом и цифрой четыре)
Мышка:
«За тремя идет четыре,
Острый локоть оттопыря». (Дети повторяют, заучивают).
Дед:
-Вот какие молодцы!
Вы считали, вы писали,
Вы науку постигали,
Мне сегодня помогли,
Я вас всех благодарю,
Вам подарочки дарю. (Раздает всем по репке, на ней написано «Молодец!)
Учитель:
-Кто прочитает слово, написанное на репке?
-Кто вспомнит, сколько грядок для овощей мы сделали на огороде?
-Сколько репок выросло у деда?
-Кто помогал нам выращивать репку?
-Что понравилось на уроке?
-Какое задание было самым трудным?
-Всем спасибо за работу на уроке! Урок окончен!
Урок истории в 5-ом классе.
Тема урока: «Религия древних греков».
Миф о суде Париса.
Действующие лица: Гера, Афина, Афродита, Зевс, Парис.
Гера. Смотрите, яблоко!
Афина. Чье оно?
Афродита. Здесь написано: «Прекраснейшей».
Гера. Оно должно принадлежать мне, ведь я–самая старшая из богинь, я–богиня домашнего тепла и очага, я–красивая и величавая женщина.
Афина. Нет, мне. Я – богиня мудрости, дарую воинам победу, я – смелая, решительная и красивая.
Афродита. Я – самая прекрасная, потому что я – Афродита – вечно юная богиня любви и красоты.
Гера. Что же нам делать?
Афина. Пойдемте к Зевсу, пусть он нас рассудит.
Афродита. О, великий Зевс! Помоги нам. Мы нашли яблоко с надписью: «Прекраснейшей». Кому оно должно принадлежать?
Зевс. Гера–моя жена, Афина и Афродита – дочери. Если я отдам яблоко одной из них, две другие на меня обидятся. Не буду я вмешиваться в их спор. Богини, пусть вас рассудит троянский царевич Парис.
Гера. Присуди яблоко мне, и я сделаю тебя властителем всей Азии.
Афина. Если ты отдашь яблоко мне, я помогу тебе совершить великие подвиги и прославиться.
Афродита. Отдай мне яблоко, я найду тебе в жены самую красивую женщину в мире.
Парис. Я отдаю яблоко Афродите.
Афродита. Парис, обещаю, тебя полюбит самая красивая женщина в мире – Елена Прекрасная из Спарты.
После просмотра исторической сценки учащиеся отвечают на вопросы учителя или артистов.
Таким образом, ролевая игра, элементы театрализации способствуют развитию у учащихся интереса к истории, дают им возможность провести время на уроке интересно, полезно, плодотворно и творчески.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы использования элементов театрализации на уроках в начальной школе
В данной работе представлена итоговая таблица по методу использования элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальных классах с примерами упражнений....
Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения и окружающего мира как средство коррекции коммуникативных навыков обучающихся начальной школы
Рассматривается вопрос о использовании элементов театрализации на уроках. И как элементы этой технологии влияют на развитие коммуникативных навыков обучающихся начальных классов....
«Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения во 2 классе (на примере басен И.А. Крылова)»
Итоговая работа "Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения во 2 классе"...
Использование элементов театрализации на уроках французского языка в начальной школе в рамках реализации ФГОС
Материал данной статьи был представлен на городской научно-практической конференции "Актуальные проблемы иноязычного образования: преемственность в реализации задач ФГОС в обучении иностранному языку"...
Образовательный проект «Элементы театрализации на уроках и внеурочных занятиях в начальной школе»
Образовательный проект...
Использование элементов театрализации на уроках и внеурочных занятиях в начальной школе
Использование элементов театрализации на уроках и внеурочных занятиях ,как условие для формирования интереса к смысловому чтению...
Элементы театрализации на уроках в начальной школе
Об использовании метода инсценирования (театральной методики) на уроках в начальных классах....