Развитие творческих способностей.
статья (1 класс) на тему
Что такое творчество.Креативность.Основы творческого мышления.Способы стимулирования творческой активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей.
Что же такое творчество? Творчество – это процесс, присущий деятельности человека. В той или иной степени творчество доступно каждому. Ребенок, строящий дом из песка, и архитектор, создающий проект ультрасовременного здания, могут быть названы творцами.
Результатом творчества является некий новый продукт: идея, материальный объект, способ действия или поведения. Процесс творчества связан с особым видом мыслительной деятельности. Творческое мышление – один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективного нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Способность человека к творческому мышлению, а значит, к творчеству, называют креативностью.
Креативность – характеристика полноценно функционирующего человека, способность продуцировать уникальные идеи, результаты, способы решения проблем. Креативность - способность человека к конструктивному нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта. Креативность может рассматриваться как внутренний ресурс человека, проявляющийся в любом виде деятельности и позволяющий человеку выходить за рамки общепринятых представлений о сути вещей, создавая новое.
Креативность – это те же самые творческие способности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах общении, характеризовать или личность в целом, или продукт ее деятельности.
Основа основ творческого мышления – это:
- Беглость – способность генерировать максимальное количество идей;
- гибкость – способность к созданию широкого многообразия разноплановых идей;
- оригинальность – способность генерировать нестандартные идеи;
- точность – способность придавать завершенный вид продуктам мышления.
Зачем развивать способность к творчеству? Это вопрос не праздный. Можно смело утверждать, что креативность – качество, необходимое каждому современному человеку. Причем поле применения этого качества практически неограниченно. Креативность – весьма существенное качество, фактор в современном понимании профессионализма.
Творчески мыслящий человек, как правило, более успешен во всем – от простого общения до профессиональной деятельности. Он терпим к окружающим, всегда готов признать, что привычный для него способ поведения может быть не самым лучшим, что он принят им только в силу привычки, что каждый человек живет в своем мире и видит этот мир по-своему, самостоятельно, а не так, как ему диктуют окружающие. Таким образом, креативный человек более привлекателен в общении.
Креативность помогает человеку находить оригинальные решения сложных проблем, помогает создавать яркие художественные произведения. Также креативность является серьезным фактором – движущей силой развития личности, она обеспечивает такие качества человека, как уверенность в себе, открытость новому опыту, критичность и самостоятельность восприятия и мышления.
Развитие творческих способностей можно представить в виде схемы: восприятие проблемы => поиск решения => возникновение и формулировка гипотез = > проверка гипотез => модификация => нахождение результата.
Каковы же задачи педагога в вопросе формирования у подрастающего поколения способности к творчеству?
Во-первых, нужно создать для учащихся условия для самостоятельной работы.
Во-вторых, нужно вооружить их методами и приемами творческой работы.
В-третьих – обеспечить условия для творческой деятельности.
В-четвертых – предоставить им время для осуществления всех четырех фаз творчества.
Какие же существуют способы стимулирования творческой активности?
- Создание благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствует свободному проявлению многоаспектного мышления;
- обогащение окружающей среды новыми предметами и стимулами;
-поощрение высказывания оригинальных идей;
-обеспечение возможности для упражнений и практики, широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа применительно к самым разнообразным областям;
-использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
- предоставление детям возможности активно задавать вопросы
Творческое начало может проявляться в детях уже с 1 класса в своеобразии ответов (а не только в их правильности ), в стремлении самому задавать вопросы педагогу.
Большую роль в развитии фантазии детей имеют занятия импровизацией, так как способствуют формированию творческих навыков. Поиск нестандартных методов и выбор своеобразных форм развивает творческое мышление учащихся.
На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией, оригами дети учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы.
Занятия направлены на развитие у школьников творчества. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела.
Обобщение педагогического опыта по теме: "Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела."Автор опыта: Киргизова Татьяна Ивановна воспитат...
Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики
Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...

Особенности развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе
Зачем нужно развивать творческие способности у младших школьников? Счего начать? Творческие задания для младших школьников в учебном процессе....

Творческий отчет по самообразрванию на тему: "Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения"
Творческий отчет...

исследовательский педагогический проект "Разработка системы творческих заданий, ориентированных на повышение уровня развития творческих способностей младших школьников"
Цель исследования: развитие творческих способностей младших школьников в учебном процессе средствами творческих заданий.Объект исследования: процесс развития творческих способностей учащихся начальной...

Развитие творческого воображения как способ развития творческих способностей и одарённости младшего школьника.
В концепции представлены возрастные особенности воображения младших школьников, диагностика воображения по П. Торрансу, методы, средства и способы стимулирования творческой активности, а также техноло...

Сохраним в ребенке творческое начало. Развитие творческих способностей ребенка.
Данная статья о развитии творческих способностей школьника...