"Мой дом, моя семья"- разработка занятия по духовно - нравственному воспитанию
методическая разработка (2 класс) по теме
Данный материал можно использовать на классном часе, внеурочке, а так же на празднике, посвященном Дню семьи и семейных ценностей, который отмечается 15 мая. Использование музыкального материала, игр, пословиц, элементов соревнования и групповой работы повышает познавательную активность учащихся, способствует решению задач духовно - нравственного воспитания. Мероприятие соответствует ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_semya.rar | 2.85 МБ |
moya_semya_lebedeva_-_kopiya.pptx | 1.79 МБ |
Предварительный просмотр:
ДЕНЬ СЕМЬИ И СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДЛЯ 2 КЛАССА
15 мая 2013 года
Автор:Лебедева С.А.– учитель начальных классов
МБОУ Марфинскойсош
ТЕМА: «Моя дом, моя семья»
ЦЕЛЬ: Формирование представлений о семье и семейных ценностях.
ЗАДАЧИ:
1) Закрепить у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье.
2) Развивать диалогическую и связную речь.
3) Воспитывать у детей чувство гордости и любви, уважение, заботы о членах семьи.
4) Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.
ОБОРУДОВАНИЕ: солнышко с 7 лучиками-словами, разрезные картинки домика, предметные картинки членов семьи, чемодан с семейными вещами, мяч, музыка, дерево с фотографиями детей.
Содержание занятия
1. Организационный момент.
- Вы сегодня такие красивые. Я вижу ваши заинтересованные взгляды и мне очень приятно.
Слайд №1
- Что вы видите на доске? (солнышко)
- Что вы чувствуете от солнышка? (тепло, свет, добро, радость)
- Я тоже испытываю эти прекрасные чувства, когда мы рядом.
Дети встают в круг. Учитель читает стихотворение и делает упражнения,
дети повторяют за ним:
Из глубокого колодца (впереди руки сомкнуть буквой “О”)
Солнце медленно встает (руки поднимаются над головой)
Свет его на нас прольется (руки параллельно вниз)
Луч его нам улыбнется (руки вытянуты перед собой ладошками вверх)
Новый день оно начнет (руки вниз широко).
- С началом занятия. Пусть оно будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки. Улыбнитесь друг другу.
ТАНЕЦ «Барбарики»
2. Введение в тему.
Слайд №2
(Фон для сказки)
- Ребята, послушайте сказку и догадайтесь, о чём мы сегодня будем говорить.
-Давным – давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами. Но было этому мальчику очень грустно.
Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.
- Куда ты идешь?- спросил старик.
- Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
-Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной,- предложил старик.
Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки.
-Посмотри! – сказал старик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу.
Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
Мальчик остался и через некоторое время он понял, что теперь научился радоваться и стал по – настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась
-Что?
Слайд №3 (СЕМЬЯ)
- Сегодня 15 мая мы отмечаем Международный день семьи,
Слайд №4 (Международный день семьи)
а значит, и говорить будем только о ней. Вместе мы будем искать ответ на один вопрос, что нужно, чтобы у каждого из нас была самая дружная, самая крепкая семья.
- Перечислите, кто есть в вашей семье?(Это мама, папа, брат, сёстра, бабушки,дедушки.) Найдите членов семьи в этой волшебной шкатулке и приклейте к лучикам
По мере называния членов семьи слова появляются на лучиках солнышка: МАМА, ПАПА…
- Какой лучик забыли? (Себя.) А где же вы?
- Что у нас получилось? (солнышко - семья)
- Сосчитайте, сколько в нём лучиков? (семь)
- Семья – это семь Я. Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Но лучиков может быть и больше, и меньше.
3. Работа по теме.
(слайд №5)
-А когда строят дом? (Когда надо где - то жить; когда создаётся семья).
Закройте глаза, мысленно представьте дом, в котором вы живете.
Предлагаю поиграть в строителей.
В строительстве есть такая традиция, перед началом работы скрепить бригаду общим рукопожатием.
Вам выдается пакет, в котором находится наш строительный материал. По окончанию должны будете рассказать о своём доме.
И так начали (приложение с заданиями).
Музыка «Всем нужен дом»
-А теперь давайте посмотрим, что у вас получилось. (Показывают дома в группах)
_Что вы поселили в свои дома?
(Дети рассказывают стихи).
Слайд №6
1уч.Киншова
Дом, как известно всем давно,
Это не стены, не окно,
Это не стулья со столом;
Это не дом.
2уч. Горобцова
Дом — это то, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь,
Яростным, добрым, нежным, злым,
Еле живым.
3уч. Тимофеев Дом — это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом,
Это твой дом.
4уч. Свистунова На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
И можно на бурые ливни
Спокойно смотреть сквозь стекло.
5уч.Анисимов Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное -
Домой так и тянет меня.
Песня «Отчий дом» (Поют Горобцова Р., Киншова Э., Тимофеев С.)
Отчий дом
1к.
Отчий дом всегда такой милый,
Детям он своим даёт силы
Жить, любить, творить.
Светом и добром наш дом полон,
И найдётся там всегда повод
Петь, счастливым быть.
Припев:
Берегите отчий дом,
И в нём всегда
Пусть солнце светит.
Греет ласковым лучом,
И вновь, и вновь смеются дети.
Дом, где вырос ты.
2к.
Отчий дом всегда такой светлый,
Не задуют дом вражды ветры,
Греет дом тепло мамы.
Отчий дом всегда такой тёплый,
Днём и ночью в нём горят окна,
Ждёт звонка отец.
И под стук сердец
Вы ждёте, ждёте нас...
3к.
Простите вы нас, родители,
Быть может, мы вас обидели,
Мы многое в вас не видели,
Простите за это нас.
И под стук сердец
Вы ждёте, ждёте нас.
- Дом - это вера, надежда, любовь; понимание, забота, уважение, доброта, тепло.
Я желаю каждому из вас построить такой-же дом счастья для своей семьи. Дом, состоящий из мудрых мыслей, добрых слов, хорошего настроения.
Слайд №7
- Давайте представим, что у нас «новоселье»! Что значит новоселье? (Мы переехали в новую квартиру)
- Сейчас для вас такое задание.
Нужно помочь разобрать чемодан с вещами, принадлежащими разным членам семьи. Я буду загадывать загадки о членах семьи, а тот, кто отгадает, берёт из чемодана вещь, которая принадлежит этому члену семьи.
1) Кто всегда со всеми ладит,
Шьёт, пирог готовит, гладит,
Никогда не отдыхает,
ни о чём не забывает,
поцелует, приласкает,
За плохое поругает.
А потом сто раз простит.
Когда болеешь, то не спит? (Мама)
Ребёнок выбирает из чемодана – кастрюлю.
- Зачем маме кастрюля?
2) Он за меня готов сразится
С драконом огнедышащем, большим.
И если надо будет биться
С морским чудовищем самим.
Я так ценю его заботу,
Я с ним как будто в ярком сне.
Жаль, в понедельник -на работу
Пора ему, и в школу мне.(Папа)
Ребёнок выбирает из чемодана –молоток.
- Зачем папе молоток?
3) У нее уже с утра очень сложная пора
Внуков в садик разбудить
Завтрак приготовить!
И прибраться не забудь
И не хмурить брови! (Бабушка)
Ребёнок выбирает из чемодана –очки.
- Зачем бабушке очки?
4) Он такой заводной
И совсем не старый!
Он гуляет со мной
Утром по бульвару!
Он играет со мной
Дома вечерами.
Он такой озорной
С белыми усами (Дедушка)
Ребёнок выбирает из чемодана –газету
- Зачем дедушке газета?
5) Это что за девочка?
С нею я играю
Перед сном ей сказочку
Я всегда читаю
Я ее на улице
Зорко охраняю!
Я ее братишка – всем я объясняю (Сестрёнка)
Ребёнок выбирает из чемодана –куклу
- Зачем сестрёнке кукла?
- Молодцы ребята! Все загадки отгадали!
У меня в руках макеты ваших домиков, здесь вы писали, что такое семья для вас.
- Не зря в народе говорят «Семья вместе и душа на месте»
(слайд №8)
-А сейчас поиграем в игру
Игра на развитие памяти «Что изменилось?»
На доске 5 картинок членов семьи.
(уходят папа, бабушка, приходлит дочь, , все на месте)
- Перечислите, кого вы видите на картинках? (мама, папа, бабушка, дедушка, сын)
1. Пока дети закрывают глаза, одна картинка убирается (папа, мама, бабушка, дедушка)
- Что изменилось? (нет …)
- Как вы думаете, куда ушёл папа (….)? Зачем?
- Пока папы (…) нет дома, поделитесь, за что вы его любите? И т.д.
2. Пока дети закрывают глаза, появилась новая картинка (девочки или мальчика)
- Что изменилось? (появился братик (сестрёнка)
- Поднимите руку, у кого есть старший брат или сестра?
- Как они вам помогают?
- Поднимите руку, у кого есть младший брат или сестра?
- Как вы им помогаете?
3. Пока дети закрывают глаза, всё остаётся на местах.
- Что изменилось? (ничего)
- Какую пословицу я вам говорила «Когда семья вместе ….(и душа на месте).
- Повторим её хором.
Слайд №10
Психогимнастика Слайд №11
- Ребята, а кто у вас в семье добрый? Изобразите его мимикой.
- А строгий?
- Капризный?
- Весёлый?
- Покажите ребята, какое выражение лица у папы и мамы, когда они ругаются, а когда у них хорошее настроение (дети показывают)
- Ребята! А что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение?(не обижаться, не сориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие оценки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать)
- Как, по-вашему, ребята, ваши мама и бабушки, папы и дедушки любят ли, когда вы их радуете?
- Вспомните, кого и как вы порадовали недавно. Расскажите.
Рассказы детей
- Молодцы! Нужно беречь всех членов семьи, тогда все будут счастливы!
- Как мы можем показать в семье, что мы относимся ко всем с нежностью, заботой?
Игра «Скажи ласково» Слайд №12
- В семье все друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят.
Учитель бросает мяч, а дети изменяют слова в ласковой форме.
Дочка – доченька, дочурка
Сын – сынок, сыночек
Папа – папочка, папенька
Дед – дедушка, дедуля
Бабушка – бабулечка
Сестра – сестрёнка
Внук – внучок
Внучка – внученька
Брат – братишка
- Замечательно, как много вы знаете ласковых слов. Вы порадовали меня.Оказывается, вы очень ласковые и добрые по отношению к своей семье.
- А сейчас давайте поиграем еще в одну игру «Какая ваша семья»
Слайд №13
(дети стоят в кругу и передают друг другу цветочек, называя слова – например: большая, дружная, спортивная, веселая, заботливая, добрая, хорошая, строгая, здоровая, крепкая, счастливая и т.д.)
5. Выставка работ учащихся «Моя семья»
- Вы нарисовали на листочках всю вашу семью, такой, какой вы её себе представляете.
- Посмотрите, какие получились замечательные рисунки. Видно, что вы рисовали их с любовью. Ваши глаза светятся счастьем, когда вы говорите о самых близких, самых родных, самых верных, самых любимых людях для вас.Дорожите своей семьей, любите маму, папу, дедушку и бабушку, сестру и брата! Они самые близкие и родные вам люди!
Перед вами карточки. Там написано начало предложения, а вам надо его закончить такими словами, какие бы вы хотели сказать своим родным.
Я хочу, чтобы мои мама и папа были…(Сергеев)
Я люблю, когда бабушка…(Свистунова)
Мои мама и папа для меня самые…(Тимофеев)
Я люблю своего дедушку за то, что…(Горобцова)
Я хочу своим родителям пожелать…(Анисимов)
Свою семью я считаю…(Лакоткин)
Моя мамочка для меня самая…(Киншова)
Мой папочка для меня самый…(Молчанова)
Я мечтаю о том, чтобы моя семья была… (Гусев)
6. Рефлексия «Наш класс – семья»
- Семьи бывают разные: большие и маленькие. Наш класс – это большая семья. Вы каждый день приходите в школу, в наш класс. Мы друг друга любим и уважаем.
- Посмотрите, у нас выросло красивое дерево – это дерево наш класс, его веточки – это мы с вами. У меня в шкатулке лежат листочки с вашими фотографиями. Найдите свою фотографию и разместите листочки на любой веточке дерева.
- Вот и получилась у нас красивое, нарядное дерево – наша с вами классная семья. Мы похожи на дружную семью?
7. Итог занятия
- Как хорошо, что у вас есть семья! Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе!
(Выходят все дети и читают стихи)
Музыка (музыкальный фон)
1уч. Киншова
Семья – это счастье, любовь и удача,
2уч.Горобцова
Семья – это летом поездки на дачу.
3уч.Тимофеев
Семья – это праздник, семейные даты,
4уч. Свистунова
Подарки, покупки, приятные траты.
5уч. Гусев
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
6уч. Молчанова
Мечты о хорошем,
Анисимов
волнение и трепет.
7уч.Сергеев
Семья – это труд, друг о друге забота,
8уч. Лакоткин
Семья – это много домашней работы.
Учитель
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Слайд №14 Музыка «Моя семья» (плюс)
- Пусть и в нашем классе сияет солнышко мира и доброты.
- Наше занятие подходит к концу! Можете отдыхать.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Семья вместе и душа на месте
Поиграем?!
МОЯ СЕМЬЯ…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника
Без устойчивой системы нравственно-духовных ценностейНе устоят ни село, ни город, ни Земля наша…А. И. Солженицын Как известно, воспитание духовно-нравственных...
Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению.
О взаимодействии семьи и школы в приобщении к чтению младшего школьника....
Системно-целевой проект " Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению"
Цель работы:Духовно-нравственное формирование личности ребёнка и воспитание зрелого читателя, который будет читать всю жизнь....
Методическая разработка в области духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся Занятие кружка «Светлый образ» Тема занятия "Семь+я"
Методическая разработка в области духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся. Занятие кружка «Светлый образ». Тема занятия "Семь+я"....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности средствами литературного чтения - одно из важнейших направлений гуманитарного образования современных школьников в семье и школе....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Статья о взаимодействии семьи и школы...