Воспитательная работа с младшими школьниками в условиях новых образовательных стандартов
статья на тему
В статье особое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию младших школьников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мухина Н.П., учитель начальных
классов, педагог дополнительного
образования, воспитатель ГПД,
ГБОУ школа 536
Воспитательная работа с младшими школьниками в условиях новых образовательных стандартов
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Недаром современные ФГОС огромное внимание уделяют именно духовно-нравственному воспитанию. Для школы 536 имени Народного учителя СССР Т.И.Гончаровой, в которой я работаю, вопрос всегда был и остается актуальным. Ведь у нас традиции воспитания нравственности, духовности учеников заложены еще самой Татьяной Ивановной Гончаровой. Программа «Светочи России. Русский национальный пантеон», автором которой является Т.И.Гончарова, была создана именно для того, чтобы ученики имели перед глазами примеры высокой нравственности и духовности.
В начальной школе необходимо уделять огромное внимание духовно-нравственному направлению в воспитательной работе. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все необходимые нравственные качества человека, но главное, что эти качества должны закладываться как можно раньше. «Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей!»
Используемые в школе учебные авторские программы и разработки уроков, внеклассных мероприятий представляют особую ценность, так как содержат крупицы опыта работы учителей по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной страны.
К сожалению, в современном мире в представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными, и соответственно, среди желаний детей преобладают узколичные.
В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.
В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, работает исторический клуб «Автобус», где дети могут узнать о тех людях, которые прославили наше Отечество. Уже второй год в нашей школе преподается курс «Основы религиозных культур и светской этики», это тоже открывает широкие возможности для духовно-нравственного воспитания младших школьников. Как известно, родители учащихся сами выбирают один из блоков этого курса для своего ребенка. Несмотря на многонациональный состав учеников нашей школы, многие родители выбирают блок «Основы Православной культуры». И православным наше воспитание получается только тогда, когда мы начинаем совершать его в любви. Здесь речь идет не только о православии, но и о других религиях, ведь все они несут и дают людям человеческие ценностные ориентиры. Конечно, воспитание духовности немыслимо без восстановления исторической памяти, возрождения русской национальной традиции.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка.
Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники посвященные “Дню Победы”, литературные вечера, встречи с интересными людьми.
Традиционно проводятся посиделки с родителями, учащимися, конкурсы “Папа, мама и я - дружная семья”.
Веселые старты, соревнования, игры и просто прогулки на свежем воздухе оказывают неоценимую помощь в оздоровлении не только тела, но и души.
В начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать и т.д.
Краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Широкое поле деятельности представляет изучение предмета “окружающий мир”. Здесь, необходимо систематизировать и расширять представления учащихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы. Основными направлениями являются геологическое строение, климатические условия, растительный и животный мир... Понимая, что только на основе знаний можно убедить учащихся в необходимости заботливо относиться к природе, выбираются разнообразные формы и методы ознакомления: экскурсии, беседы, творческие работы, встречи с людьми разные профессий и т.п.
Все это постепенно приводит к тому, что у ребят складываются товарищеские отношения, они умеют быстро договориться, редко ссорятся, хотя и спорят по деловым вопросам. Общее поручение выполняют дружно, видят, кому нужна помощь, активно помогают друг другу. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.
Качественное образование - это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека - значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация учебных проектов младших школьников в условиях информатизации образовательного процесса
Цель проектов – формирование системы интеллектуальных, специальных знаний, умений и навыков учащихся, воплощенных в конечный продукт, воспитание у учащихся инициативности, самостоятельно...
Учебная деятельность младших школьников в свете новых образовательных стандартов.
Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею, а где есть тезис ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь - и делаю. На первый ...
Организации исследовательской деятельности в условиях новых образовательных стандартов
В статье даны рекомендации по организации исследовательской деятельности в условиях новых образовательных стандартов...
Спортивно-семейные соревнования в условиях новых образовательных стандартов
Школьный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие ...
«Проектная деятельность младших школьников в ходе внедрения образовательных стандартов»
В данной статье описан опыт работы, посвященный рассмотрению одной из актуальных педагогических проблем – проблеме организации проектной деятельности младшего школьника....
Проблемы адаптации первоклассников в условиях новых образовательных стандартов
Проблемы адаптации первоклассников в условиях новых образовательных стандартов - выступление на педсовете. Содержит презентацию....
Выступление на заседании педагогического совета Тема: « Трудный» ребёнок. Самореализация и социализация личности школьника в условиях новой образовательной среды».
Выступление содержит рекомендации по работе с "трудными " детьми с целью их самореализации и социализации....