Роль народных игр в воспитании детей
статья (1 класс) на тему

Исаева Валентина Викторовна

В последние годы этнографами собран большой фактический материал о педагогической теории и практике разных этносов, традиционных методах воспитания детей и об обрядах детского жизненного цикла. Изучение накопленного народом воспитательного опыта, отраженного в фольклоре, обычаях и обрядах, детских играх, игрушках, принятых в традиционном обществе, выделено в особую отрасль знаний – этнопедагогику. Некоторые моменты этнопедагогики в воспитании современных учащихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_narodnykh_igr_v_vospitanii_detey.docx150.87 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №585 Кировского района

Роль народных игры в воспитании детей.

Сценарий праздника Красная горка

http://f10.ifotki.info/org/4e5effbda80934ee4152984a72ac9aceb2d848120772046.jpg

Выполнила:

Исаева Валентина Викторовна,

учитель начальных классов

Санкт-Петербург

2014 год

Роль народной игры в воспитании ребёнка

В последние годы этнографами собран большой фактический материал о педагогической теории и практике разных этносов, традиционных методах воспитания детей и об обрядах детского жизненного цикла. Изучение накопленного народом воспитательного опыта, отраженного в фольклоре, обычаях и обрядах, детских играх, игрушках, принятых в традиционном обществе, выделено в особую отрасль знаний – этнопедагогику.

У всех без исключения этносов существовала целостная система народной педагогики, которая складывалась под воздействием определенной хозяйственно-культурной деятельности, природной среды, социальных отношений и бытового уклада. Все приемы народной педагогики были направлены на формирование совершенной, по представлениям членов традиционного общества,  личности – трудолюбивого земледельца, скотовода или охотника, но главное честного человека, любящего свой народ, свою Родину.

Рассмотрим взросление ребенка при традиционном воспитании и роль игр в нем. Итак, родился ребенок. Преимущественное нахождение ребенка в колыбели являлось одним из критериев выделения младенческого возраста. Маленьких детей до 5 – 7 лет в старину называли: «ребятня», «ребятежь», «мелочь», «орда», «блазнота», что свидетельствует о взгляде на этот возраст как на дикий, стихийный. Вырастая, ребенок постепенно высвобождался из-под опеки матери. Мир, освоенный им, все более расширяясь, перерастал пределы дома и включал в себя уже всю деревню; поле за деревней, где он пасет скот, помогая родителям, или играет с друзьями; лес, куда они вместе бегают за грибами и ягодами; речку, в которую так приятно нырнуть с головой в летний знойный день ... Крестьянский ребенок после исполнения ему трех лет уже практически постоянно находился в компании сверстников: братьев, сестер, друзей. Общаясь со сверстниками, дети заполняли свой досуг всевозможными играми и забавами. Игра – естественная и увлекательная форма жизнедеятельности ребенка, посредством которой он познает мир, усваивает предназначенные ему половые и социальные роли. Вряд ли сегодня кто-либо всерьез начнет утверждать, что ребенку вредно играть, хотя в истории педагогики такие мнения высказывались. Крестьяне с пониманием относились к детским забавам, особенно поощрялась игра девочек в куклы. Покупные игрушки не были в ходу в крестьянской среде, преобладали так называемые игрушки-самоделки из тряпок, соломы, дерева и других подручных материалов. Взрослые делали игрушки и дарили их только самым маленьким детям. Если ребенок уже способен что-то смастерить сам, так зачем же потакать его прихотям, дарить готовое, - считали крестьяне. Бытовало в народе и такое мнение, что игрушка нужна, полезна ребенку, однако много их иметь ни к чему – «у кого много всего, тот балуется, ничего не хочет, хоть в учении, хоть в игре ... да хоть где».

Вместе со взрослыми дети принимали участие в трудовой жизни семьи, а во время праздников - в различных обрядах, где им порой отводилась значимая роль. Например, на Рождество дети ходили со звездой славить Христа и поздравлять хозяев с великим событием Его рождения. В награду славильщики получали выпечные фигурки в виде домашних животных («коровок», «козулек»). В Тульской губернии этот известный во всей России обряд дополнялся обычаем славить попутно также и маленьких детей (лет до трех). Если в семье было несколько малышей, то песня «за здравие» исполнялась для каждого отдельно. В роли славильщиков, то есть исполнителей песен, выступали дети же, но постарше. Их называли «баусниками» (от слова «баусень», часто повторяющегося в припевах).

В целом отношение взрослых к детям в русской традиционной культуре отличалось любовью, заботой и терпеливостью, так как детский возраст считался «глупым», «неразумным», а потому безвинным. Это отношение не исключало, конечно, различных форм наказания за проступки, ибо, как говорили в народе, «ненаказанный ребенок накажет своих родителей». Серьезным проступком, с точки зрения народной педагогики, было проявление неуважения к старшим. В присутствии взрослых младшим не полагалось сидеть, нельзя было перебивать речь старших, вмешиваться в их беседу, затевать при них шумные игры и так далее.

Уже на четвертом году жизни детей учили читать молитвы, креститься, регулярно посещать церковь и соблюдать посты. Причащение ребенка без исповеди допускалось только до семи лет. Достижение этого возраста, таким образом, означало конец «невинного детства» и предполагало начало личной ответственности человека за свои дела и поступки. Подросший ребенок вступал в новую пору своей жизни отрочество. Где наряду с увеличивающимся количеством обязанностей, всегда имели место праздники с веселыми играми. И можно было посостязаться со сверстниками в ловкости и силе. Отроков допускали  участию в играх, имеющих гендерную дифференциацию («Бояре», «Бочка», «Мак»). В этих играх подростки учились общаться с представителями противоположного пола, присматривались друг к другу.

Обобщим роль народных игр в воспитании ребенка:

  • способствуют эмоциональному общению с родителями на первых годах жизни,
  • обеспечивают разностороннее общение со сверстниками, сплачивают коллектив,
  • позволяют усваивать традиции, обычаи этноса,
  • формируют нравственные ценности,
  • большинство игр представляет собой организованную физическую деятельность (можно бегать, прыгать – физическая активность ребенка),
  • проведение игр и праздников на свежем воздухе улучшает здоровье,
  • громкое пение позволяет осуществить психическую разрядку,
  • способствуют расширению представлений о мире,
  • организуют правильное влияние на становление психологического пола ребенка, овладение полоролевым поведением,
  • способствуют освоению поведения, соответствующего социальным, нравственным, культурным предпочтениям членов группы,
  • игра – организация и переживание своей автономии от мира взрослых,
  • создают условия для формирования «Я-концепции» членов группы,
  • обеспечивают возможность выбора позиции «большинства» или «меньшинства», опыта отстаивания своей позиции.

Современным детям народная культура все так же близка и интересна. Современные дети и подростки скучают по «живому» общению, целомудренным играм. И неважно детский сад, начальная или воскресная школа, детский дом – ребята с радостью откликаются и включаются в игры. Конечно, педагог сам должен быть активным и эмоциональным, музыкально подготовленным (горловому пению научиться очень легко), ведь большинство игр сопровождаются пением. Первые разы педагог является инициатором и организатором, но очень быстро дети сами начинают организовывать  игры, распределяя обязанности, пропевая слова.

В Санкт-Петербурге в последнее время значительное внимание уделяют традиционным праздникам. Поэтому и классному руководителю уместно включить в план внеклассной работы такие мероприятия как «Проводы осени», «Рождество и Святки», «Масленица», «Красная горка», «Русальная неделя».  Если из года в год педагог будет грамотно организовывать работу с народными играми, то он обязательно добьется успехов!

Предлагаю сценарий праздника «Красная горка».

Историческая справка: С IX века с принятием христианства начинается история праздника Красная горка. Красная горка – это христианский праздник, который отмечают в первое воскресенье после Пасхи, а так же последний день пасхальной недели, называемый в церковном словаре Антипасха. За Антипасхой следует Фомина неделя, которую, собственно, и называют Красной горкой.

На этой неделе в церкви чтят память апостола Фомы, который захотел лично удостовериться в воскресении Спасителя, не поверив ученикам, поведавшим ему чудесную весть. По евангельскому сюжету, воскресший Христос явился перед Фомой, чтобы тот мог вложить персты в его раны и своими глазами увидеть, что совершилось чудо.

По народному календарю в этот день все незамужние девушки, запасшись вкусностями, собирались на каком-нибудь излюбленном месте деревенской улицы и пели песни-веснянки, водили хороводы и устраивали разнообразные игры и пляски.

Красная горка по народной традиции это девичий праздник. И так как в этот день играли свадьбы и шло активное сватовство, то на игры приходили все девушки до одной. В этот день не принято было сидеть дома.

Сценарий праздника «Красная горка»

(для учащихся 1 класса)

Цель: познакомить детей с народными традициями; расширить кругозор детей; привить любовь к культуре родного края.

Праздник начинается с волочебной песни (подготовленной учениками одного класса):

Раным-рано солнце вставало.

Христос Воскрёс на весь свет.

Раньше того пава летала.

Христос Воскрёс на весь свет.

Пава летала, перьё роняла.

Христос Воскрёс на весь свет.

Перьё роняла златистое.

Христос Воскрёс на весь свет.        

Красная девушка перьё сбирала.

Христос Воскрёс на весь свет.

Перьё сбирала, в рукав клала.

Христос Воскрёс на весь свет.

С рукава брала – венок вила.

Христос Воскрёс на весь свет.

Венок свивши, на головку клала.

Христос Воскрёс на весь свет.

На головку клала, к обеденке шла.

Христос Воскрёс на весь свет.

К обеденке шла Богу молиться.

Христос Воскрёс на весь свет.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Вот и начался праздник, к которому мы долго готовились И начался он с волочебной песни Смоленской области. Как на Святки были приняты колядки, так и для пасхальной седмицы народ сочинял особые песни – волочебные.

Как же называется наш праздник? (Красная горка. Он празднуется через неделю после Пасхи)

Кто знает, почему он так назван? (ответы детей)

«Красная» значит, «красивая». Пасха празднуется весной, как вы знаете, она бывает ранняя или поздняя. На полях еще может лежать снег, а на пригорках под тёплыми лучиками солнышка, снег уже растаял. Именно такие горки выбирали для народного гуляния. Поиграем и мы с вами.

Праздник весенний особый и игры были особые.

Игра «Утушка-ключница»

Играющие встают в круг и берутся за руки. Внутрь круга встает девочка, а снаружи мальчик. Девочка будет ходить по часовой стрелке, а мальчик – против часовой стрелки. Так будет продолжаться пока поется песня. Как только песня закончилась, мальчик старается поймать девочку. Участники, стоящие в круге, могут как помогать, так и мешать. Традиционно девочки помогают девочке, а мальчики мальчику.

Утушка-ключница, - 2 раза

Вылети за моря!

Вылети за моря, - 2 раза

Вынеси 2 ключа!

Вынеси 2 ключа, - 2 раза

2 ключа золотых!

Зиму замыкать,

Весну отмыкать,

Теплое летечко!

Ведущий: Молодцы! Всем спасибо за активное участие! Учащиеся другого класса подготовили для нашего праздника театрализацию.

Красная горка была временем свадеб. Ведь до Пасхи на протяжении 7 недель длился великий пост, когда не венчают. Считалось, что кто женился на Красную горку – будет счастлив в семейной жизни, его брак будет крепким!

Ребята инсценировали свадебную песню «Вьюн над водой».

Вьюн над водой,

Ой, вьюн, да над водой,

Ой, вьюн, да над водой расстилается. – 2 раза

Парень у ворот,

Ой, парень у ворот,

Ой, парень у ворот дожидается. – 2 раза

Вынесли ему,

Ой, вынесли ему,

Ой, вынесли ему сундуки полны добра. – 2 раза

- Это не моё,

Ой, это не моё.

Ой, это не моё. Это деверя маво. – 2 раза

Вывели ему,

Ой, вывели ему,

Ой, вывели ему вороного коня. – 2 раза

- Это не моё.

Ой, это не моё,

Ой, это не моё. Это кума моего. – 2 раза

Вывели ему,

Ой, вывели ему,

Ой, вывели ему свет-Настасьюшку. – 2 раза

- Это вот моя.

Ой, это вот моя,

Ой, это вот моя, моя суженая. – 2 раза

Ведущий: Спасибо, ребятам. А я предлагаю вам снова поиграть! Встаем в 2 шеренги: мальчики и девочки друг напротив друга.

Игра «Бояре»

Строчки поются по очереди мальчиками и девочками. При этом шеренга, которая поет, делает 6 шагов вперед, притопывает, после спиной делает 6 шагов назад. По окончании песни все разбегаются. Мальчики догоняют девочек.

- А, бояре, а мы к вам пришли. Молодые, а мы к вам пришли.

- А, бояре, а зачем вы к нам? Молодые, а зачем вы к нам?

- А, бояре, за невестою к вам! Молодые, за невестою к вам!

-А, бояре, она дурочка у нас. Олодые, она дурочка у нас.

- А, бояре, а мы выучим ее. Молодые, а мы выучим ее.

- А, бояре, а чем будете учить? Молодые, а чем будете учить?

- А, бояре, а мы пряничка дадим. Молодые, а мы пряничка дадим.

- А, бояре, у ней зубки болят. Молодые, у ней зубки болят.

- А, бояре, а мы плёточкой ее. Молодые, а мы плёточкой ее.

- А, бояре, она плёточки боится. Молодые, она плеточки боится.

- А, бояре, открывайте ворота! Отдавайте нам невесту навсегда!

Конкурс «Коса – девичья краса» - выберем девочку с самой длинной косой.

Ведущий: А наш праздник приближается к концу. Каждый класс сегодня проявил свои таланты. Были и озорные игры, и лирические песни. Мы все получили самые разнообразные эмоции, а главное хорошо провели время в компании друг друга.

До свиданья, до свиданья!

До свиданья, через год!

Через год на это место

Приходи честной народ!

Будут снова чудеса,

Будут развлечения!

А теперь прощаемся

Все без исключения!

Литература:

  1. Российский этнографический музей – детям: пособие для педагогов / Ботякова О.А., Зязева Л.К., Прокофьева С.А. и др. – СПб: «Детство-пресс», 2001. – 192 с., ил.
  2. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом. – СПб: «Детство-пресс», 2004. – 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль народного творчества в воспитании младших школьников»

Обобщение опыта  работы творческой группы учителей (2008-2012 г.г.)...

Родительское собрание – практикум Тема: «Роль родителей в нравственном воспитании детей»

Цель:    1. Убедить родителей, что нравственность – это залог успешного существования человека в обществе2. Содействовать укреплению взаимопонимания между взрослыми и детьми посредством...

Роль ДПИ в эстетическом воспитании детей

Декоративно-прикладное искусство  играет большую роль в эстетическом  воспитании младших школьников....

Роль семьи в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста

Статья о значении семьи в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста...

Роль народной сказки в воспитании детей

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искаже...

Роль народных традиций в воспитании детей младшего школьного возраста

Велика роль народных традиций в воспитании подрастающего поколения. Наиболее значительным периодом в нравственном становлении личности является младший школьный возраст. Этот возраст характеризуется п...