Классный час "Проступок. Правонарушение. Преступление. " 8 класс
классный час на тему

Костючок Кристина Владимировна

 

Тема: Проступок. Правонарушение. Преступление.

(Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.)

Цель: Дать учащимся представление о проступке, правонарушении, преступлении.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с терминами проступок, правонарушение, преступление.
  • Способствовать анализировать и различать эти понятия.
  • Развивать представление о том, что проступок, правонарушение, преступление отрицательно влияют на окружающих людей и себя.
  • Способствовать воспитанию правового сознания учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_ppn.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект классного часа

"Проступок. Правонарушение. Преступление".

Время проведения:

30.01.2013г.

08.20-08.50;

Тема: Проступок. Правонарушение. Преступление.

(Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.)

Цель: Дать учащимся представление о проступке, правонарушении, преступлении.

Задачи: 

  • Познакомить учащихся с терминами проступок, правонарушение, преступление.
  • Способствовать анализировать и различать эти понятия.
  • Развивать представление о том, что проступок, правонарушение, преступление отрицательно влияют на окружающих людей и себя.
  • Способствовать воспитанию правового сознания учащихся.

Выполнила: Костючок Кристина Владимировна

воспитатель 9 класса

2013 год

Ход занятия

Этап занятия

Деятельность ведущего

содержание

Приемы организации и поддерж. внимания

Деятельность учащихся

1. Введение

Организационный момент. Сообщение темы занятия.

"Ребята, сегодня наше занятие будет посвящено теме:

 «Проступок. Правонарушение. Преступление»."

2. Основная часть

Что общего между проступком, правонарушением и преступлением?

Можем ли мы сказать, что эти понятия обозначают одно и то же? Да – нет? Почему?

Рассмотрим несколько ситуаций.

(Ситуации 1.1, 1.2, 1.3)

Мы рассмотрели несколько ситуаций, давайте попробуем дать определение, а что же такое проступок, правонарушение, преступление.

Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение. П. Обычно лишен общественно опасного характера.

 Приведите свой пример проступка.

(Ученик нарисовал ручкой в тетради соседа по парте, не поздоровался с директором школы или учителем, уч. опоздал на занятия, приходит в класс после звонка.).

Правонарушение - это виновное, противоправное деяние, причиняющее вред интересам общества, государства и личности.

Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

(нарушил пдд, кража, драка, взятка, бандитизм, пиратство и т. п.

прогул, халатность должностного лица, уклонение от уплаты налогов, проезд без билета в общественном транспорте, оставление человека в опасном для жизни или здоровья состоянии без помощи и т.п)

Ребята, за административное правонарушение ответственность наступает с 16 лет. Кто же несет ответственность за ваши действия, если вам еще нет 16-ти лет?

(Родители, опекуны, воспитатели, бабушки, дедушки и т.д.)

Какое наказание вы можетепонести за совершенное вами  правонарушение?

(Штраф; подростка могут поставить на учет в милицию.)

Амогут ли за административное правонарушение посадить в тюрьму?

(Нет. В тюрьму сажают за преступления.)

Дайте определение преступлению.

Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Демонстрирует издание «Уголовный Кодекс Российской Федерации».

Со скольки лет наступает уголовная ответственность?

(С 14-ти лет.)

 

За тяжкие преступления (грабеж, кража, разбой и другие) ответственность наступает с четырнадцати лет. Какое наказание ждет подростков, достигших четырнадцатилетнего возраста за перечисленные преступления?

(Их могут отправить в колонию, либо в какое-нибудь учреждение закрытого типа.)

Суд может лишить подростка свободы и направить его в места отбывания наказания (воспитательно-трудовые колонии для несовершеннолетних преступников). Суд может приговорить подростка к условной мере наказания и отпустить на свободу, установив ему ряд ограничений. Если подросток продолжает совершать правонарушения, то суд отменит условное наказание и направит его в места лишения свободы.

Давайте закрепим наши понятия и поиграем в игру «Верно-не верно»

Я предлагаю вам поиграть в игру «Верно – неверно». У каждого из вас на столах лежат красные и желтые карточки. Вы берете их в руки. Я зачитываю ситуации по порядку и в конце высказываю свое мнение. Например, говорю, что это проступок. Вы, если согласны со мной, поднимаете желтую карточку, если нет – красную. Всем понятны правила?

Ситуации 2.1-2.8

Разбираем, анализируем.

3. Заключение

Всем понятно, в чем отличие между понятиями проступок, правонарушение и преступление?

Что же такое проступок? Дайте определение своими словами.

(Проступок – это нарушение общепризнанных правил поведения; вызывающее поведение.)

Что такое правонарушение?

(Правонарушение – это нарушение закона, за него наступает административная ответственность.)

Дайте определение преступлению.

(Преступление – это грубое нарушение закона. Все возможные преступления собраны в Уголовном Кодексе Российской Федерации.)

Раздаточный материал.

Ситуация №1.1

Пятиклассник Дима приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории прилегающей к школе и по самой школе. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение, преступление?

 Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил.

Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

Устав школы.

А в нашей школе есть устав?

Вспомним его вместе.

Дети. Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы?

Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?

Ученик может получить за него выговор.

Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Ситуация №1.2

Девятиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из нач. классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится.

Проступком их действия назвать нельзя, так как они противозаконны. Скорее всего, эти ребята совершили преступление.

Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Представьте себе следующую ситуацию.

Ситуация № 1.3.

Десятиклассники Саша, Оля, Наташа и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры.

Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».

«верно-неверно»

Ситуация № 2.1.

Дима во время уроков пошел кататься на коньках. Я считаю, что это правонарушение. Вы со мной согласны?

Ситуация № 2.2.

Маша увидела, что у неё в секции старшеклассники вскрыли комнату воспитателей и выносят из нее вещи. Она подошла к ребятам «Что вы делаете? Так это вы воруете? Я всё об этом расскажу!» - сказала Маша. «Попробуй. Мы сделаем так, что тебе придётся уйти из этой школы», - ответили ей. Я считаю что это проступок так ли это?

Преступление.

Какое именно?

Кража – тайное хищение чужого имущества.

Должна ли Маша рассказать о случившемся? Кому?

Конечно, должна рассказать учителю, родителям. Родители могут заявить об этом в милицию.

как бы вы поступили в такой ситуации

Ситуация №2.3

Группа ребят вела себя вызывающе: они сквернословили, курили в школьном туалете, писали на стенах непристойные слова. Приходили на дискотеку выпивши, затевали драки. Я думаю это преступление.

Правонарушение

№2.4

1)Толя, учащийся школы, был замечен в спортивном зале курящим, с пачкой сигарет в кармане.

Правонар. Докажите. Курить в общ местах запещено.

№2.5

2)Лена, ученица 9 класса, убежала из дома, живёт у подруги, но продолжает ходить в школу.

Проступок. Не нарушила закона, ходит в школу. Поссорилась с родителями

№2.6

3)Мальчик во время уроков в магазине украл 12 телефонов

проступок, преступление.

№2.7

4)От Димы пахло алкоголем, это заметил учитель, когда Дима, шатаясь, шёл по улице.

Это правонарушение. Дима находился в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения.

это статья 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – Появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.

№2.8

5)девятиклассники Дима и Паша каждый день опаздывают на уроки.

6)На уроке физкультуры Женя оступился и нечаянно толкнул Влада. Влад разозлился и ударил Женю кулаком в плечо и в живот.

Что же на самом деле совершил Влад: правонарушение или преступление?

Если Владу уже исполнилось 16 лет, то его действия будут считаться преступлением, предусмотренным статьей 116 Уголовного Кодекса Российской Федерации: совершение насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших серьезных последствий для здоровья потерпевшего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час. Проступок. Правонарушение. Преступление.

Классный час по теме " Проступок. Правонарушение. Преступление" предназначен для учащихся 3 - 4 классов ,по профилактике правонарушений среди детей и подростков....

Классный час "Правонарушения и преступления"

Классный час рекомендован для учащихся 2 класса....

Классный час в 4 классе: Проступки, правонарушения, преступления

Дать учащимся представление о проступках, правонарушениях...

Классный час на тему "Правонарушение, преступление и подросток"

Классный час  в 4 классе   «Правонарушение, преступление и подросток»...

Программа профилактики преступлений и правонарушений 4 класс

Система семейного воспитания в последние десятилетия претерпела значительные изменения, что обусловлено рядом негативных факторов: социальными, экономическими трудностями, неблагоприятным психологичес...