Программа профилактики преступлений и правонарушений 4 класс
рабочая программа
Система семейного воспитания в последние десятилетия претерпела значительные изменения, что обусловлено рядом негативных факторов: социальными, экономическими трудностями, неблагоприятным психологическим климатом, недостаточным уровнем психолого-педагогической культуры родителей, а также правовых знаний у детей. В результате даже в вполне благополучных семьях часто отсутствуют взаимопонимание между детьми и родителями. Следствием этого является отсутствие превентивной психологической защиты, ценностного барьера у ребенка, препятствующего негативным проявлением в его поведении. Падение авторитета семьи, трудное материальное положение, препятствуют развитию личностных, волевых качеств ребенка, а отсутствие должного внимания со стороны родителей приводит к асоциальному поведению детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_profilaktiki_pravonarusheniy_4_klass.docx | 51.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
«Профилактика безнадзорности и правонарушений среди
обучающихся 4 классов».
Паспорт программы
Наименование программы | Профилактика безнадзорности и правонарушений среди обучающихся 4 классов |
Основание для разработки |
|
Правовая основа |
|
Цель |
|
Задачи |
|
Сроки реализации | 2022-2023 учебный год |
Ожидаемые результаты | Осуществление программных мероприятий должно обеспечить создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов безнадзорности, правонарушений, преступлений, совершенных учащимися школы. |
Разработчик программы | Социальные педагоги МАОУ «СОШ №23 им.Г.А.Кадзова»: Асташенко Т.В., Филимоненко Т.А. |
Пояснительная записка
Система семейного воспитания в последние десятилетия претерпела значительные изменения, что обусловлено рядом негативных факторов: социальными, экономическими трудностями, неблагоприятным психологическим климатом, недостаточным уровнем психолого-педагогической культуры родителей, а также правовых знаний у детей. В результате даже в вполне благополучных семьях часто отсутствуют взаимопонимание между детьми и родителями. Следствием этого является отсутствие превентивной психологической защиты, ценностного барьера у ребенка, препятствующего негативным проявлением в его поведении. Падение авторитета семьи, трудное материальное положение, препятствуют развитию личностных, волевых качеств ребенка, а отсутствие должного внимания со стороны родителей приводит к асоциальному поведению детей.
Из года в год увеличивается число родителей, не исполняющих должным образом обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей.
В большинстве случаев, возникновение социальных отклонений в поведение детей, рождают беспризорность и преступность среди несовершеннолетних и требуют к себе повышенного внимания всех субъектов профилактики. Остается высоким количество детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, совершающих преступления и правонарушения, нуждающихся в социальной реабилитации. Все это обуславливает необходимость создания условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Выход из создавшейся ситуации возможен в выработке механизмов эффективного взаимодействия образовательного учреждения, семьи, ведомственных организаций, занимающихся профилактикой девиантного поведения детей, совершенствовании воспитательного процесса, направленного на формирование в обучающихся активной гражданской позиции, правовой культуры и культуры здорового образа жизни.
Образовательное учреждение является важнейшим после семьи институтом, способным существенно влиять на сознание ребенка, обеспечить защиту его прав и законных интересов, выявить причины и условия развития преступных наклонностей, существенно повлиять на обстановку в семьях, относящихся к группе «социального риска», и корректировать процесс развития личности ребенка. Необходимо, чтобы не только специалисты школы, но и другие органы системы профилактики принимали активное участие в воспитательном процессе и были задействованы в профилактической работе.
Программа также способствует укреплению взаимосвязи и взаимодействия администрации образовательного учреждения, педагогов, родителей и других субъектов системы профилактики.
Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
- Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста 18 лет.
- Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.
- Беспризорный-безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
- Несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении - лицо, которое вследствие безнадзорности и беспризорности находится в обстановке, представляющий опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающий требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
- Антиобщественные действия- действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.
- Семья, находящаяся в социально-опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально-опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
- Индивидуальная профилактическая работа-деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
- Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних-система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении.
- Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации- дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно- воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
- Правонарушение - понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет сбой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно, либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.
Наиболее важные аспекты программы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних:
- Борьба с пропусками учебных занятий без уважительной причины.
Является наиболее важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений. Необходимо учитывать, что у обучающегося, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не применить к нему своевременных мер, появляется чувство безответственности, безнаказанности, которое может подтолкнуть его и на повторные прогулы, и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика. Он станет проводить время в местах, где нет контроля за ним, в погоне за развлечениями и легким заработком, вследствие чего, может приобщиться к бродяжничеству, попрошайничеству. Такой подросток может начать курить, употреблять алкоголь, его легко вовлечь в наркоманию, токсикоманию и преступную деятельность. По этой причине борьба с прогулами включена в общешкольную профилактическую программу. Педагогами (все школьные службы) установлен ежедневный контроль за посещаемостью обучающимися занятий. В случае пропуска обучающимся уроков, необходимо выяснить у родителей причину отсутствия, принять соответствующие меры как школе, так и родителям. Социальная служба оказывает помощь в решении данной проблемы родителям, самому обучающемуся (выяснение объективных причин, поиск путей решения проблемы). Также, следует установить совместный, всесторонний контроль педагогов и родителей за «прогульщиком», проводить работу, направленную на устранение проблем у обучающихся. Когда прогулы носят систематический характер, и мер, применяемых школой недостаточно, необходимо подключение других органов системы профилактики: ПДН, КДН и ЗП, специалистов опеки и попечительства.
- Ликвидация пробелов в знаниях обучающихся.
Является важным компонентом в системе ранней профилактики безнадзорности и правонарушений. Систематический контроль за успеваемостью со стороны педагогов и родителей позволяет своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения дополнительных занятий и индивидуальной работы с такими обучающимися, организовать помощь отстающим как педагогами- предметниками, так и успешными обучающимися. Если обучающийся по каким-либо причинам не освоил учебный материал, у него появляется психологический дискомфорт, пропадает интерес, он ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, он «восполняет» все на улице: находит понимание, принятие его таким, какой он есть. В конечном итоге, он может стать легкой добычей преступной среды.
- Пропаганда здорового образа жизни.
Пропаганда ЗОЖ должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала. Исследования ученых показали, что современные дети испытывают:
- потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни;
-озабоченность перспективой, как своего здоровья, здоровья своих близких, так и своих будущих детей, а также всех россиян;
- потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья;
-готовность к этим действиям и желание реализовать свои идеи по сохранению здоровья и продлению человеческой жизни.
Поэтому, к программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек нужно привлекать не только специалистов (медицинских работников, наркологов, психологов, спортсменов), но и широко использовать юношеский потенциал, озабоченность перспективой своего будущего здоровья и организовать самих обучающихся на реализацию этой программы. Так членами школьного поста по формированию здорового образа жизни, являются обучающиеся нашей школы. Необходимо планировать и проводить работу по ранней профилактике вредных привычек. Следует консолидировать усилия школы в этом направлении, привлекая других специалистов: полицию, здравоохранение, общественность. В беседы с подростками по данным темам включены интересные жизненные примеры, раскрывающие пагубные последствия для здоровья. Следует оформлять специальные информационные стенды, размещать на сайте материалы, проводить мероприятия по профилактике вредных привычек, посвященных здоровому образу жизни. Необходимо привлекать родителей для совместной работы с педагогами в этом направлении.
- Половое воспитание.
Одной из составных частей общей системы воспитания является половое воспитание. Половое воспитание - трудная и чрезвычайно деликатная, тонкая проблема, требующая сугубо индивидуального подхода. И решать эту проблему нельзя наскоком, кампаниями; она требует кропотливой систематической работы, постоянного участия всех участников образовательного процесса, совместно с другими органами системы профилактики. В школе должны обсуждаться лишь самые общие, самые широкие проблемы любви и брака. Причём обсуждаться на примерах литературы, на уровне «платоническом», не преступая грани, за которой начинается физиология и анатомия. Участие медицинских работников решении очень важно, так как именно они владеют знаниями о сущности анатома - физиологических особенностей возрастного развития ребёнка, обусловливающих правила гигиены.
Необходимо создавать условия для привития обучающимся определенных гигиенических знаний и навыков, связанных с полом, воспитать не только сознание высокого предназначения человека, но и его ответственности за здоровье, жизнь и будущее грядущего поколения.
- Правовое воспитание.
Широкая пропаганда среди обучающихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед, лекций, практических занятий, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей дают мотивацию на ответственность за свои действия. Целесообразно акцентировать внимание обучающихся не только на карательных, наказуемых, но и защитных функциях правовых норм, широко используя примеры из практики правоохранительных органов, средств СМИ, художественной, правовой литературы, фильмов, роликов, проигрывая с обучающимися различных ситуаций. Следует информировать об административной и уголовной ответственности взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия, пьянство, наркоманию, особенно родителей (лиц их заменяющих), материальной ответственности за ущерб, причиненный их детьми. К такой работе целесообразно также привлекать другие органы системы профилактики, специалистов, имеющих опыт работы с преступностью. Размещение информации на школьном сайте, оформление правовых стендов в школе также необходимая форма профилактической, просветительской работы.
- Работа по выявлению обучающихся и семей, находящихся в социально-опасном положении.
Данная работа строится планово, в ней должен участвовать весь педагогический коллектив школы. Очень важно своевременно выявить данную категорию семьи, это первостепенная задача социальных педагогов и классных руководителей. При выявлении негативных факторов педагоги информируют социальную службу школы. Социальные педагоги проводят работу с обучающимися и родителями, используя различные формы: индивидуальные беседы, наблюдения, опросы, посещения семей по месту жительства, в ходе которых проводят обследование жилищно- бытовых условий, выяснение обстоятельств в семье. Данную работу социальная служба школы проводит совместно с другими органами профилактики: ПДН, КДН и ЗП, социальным отделом при администрации, здравоохранением, специалистом опеки и попечительства.
Социальные педагоги собирают, оформляют и систематически корректируют базу данных по различным категориям семей: семьи, находящиеся в социально-опасном положении, малообеспеченные семьи, неполные семьи, опекаемые, сироты, многодетные семьи, обучающиеся, состоящие на профилактических учетах и др. категории.
При выявлении конфликтов в семье, проблем в семейном воспитании, асоциального поведения родителей, работу рекомендуется проводить одновременно с обучающимся и родителем. Полезно использовать опыт работы психолого-педагогических центров для нормализации обстановки в семьях с проблемами. Наиболее трудной задачей является обучение родителей правильному способу общения с «трудными детьми», учету разных особенностей детей и анализу причины их поведения. Не менее сложной задачей является и «перевоспитание» родителей с асоциальным поведением.
Важными направлениями в этой работе являются:
- установление доверительных отношений между родителем и педагогом (классным руководителем);
- разъяснение родителям основ межчеловеческих отношений, основ конфликтологии, с целью понимания ими причин негативных появлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная причина может лежать глубже внешних проявлений. Поэтому, за каждым негативным действием или случаями активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность.
- формирование у родителей правильного отношения к самооценке или чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь, как ребенку, так и семье в целом. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании. Только в этих условиях формируется устойчивая личностная установка и ее активность;
- установка, направленная на формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании, а также знакомство родителей со специалистами, решающими проблемы.
- необходимо проводить правовой всеобуч среди родителей, используя СМИ, школьный сайт, оформляя правовые стенды, проводить индивидуальные и групповые тематические беседы с родителями (законными представителями).
Целесообразно начинать работу с родителями с обсуждения опыта и практики здоровой семьи, а не с отрицательных примеров асоциальной семьи, строить примерный психологический портрет «Хорошего родителя». Стараться вовлекать родителей к участию в общественной жизни класса и школы, особенно данные категории семей (спортивные мероприятия, проектно-исследовательскую деятельность, различные мероприятия, совместно с детьми).
- Проведение индивидуальной воспитательной работы.
Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на внутришкольный учет и индивидуальная коррекционная работа с обучающимися с девиантным поведением по разработанным для них индивидуально-воспитательным программам. Данная работа ведется со следующей категорией обучающихся:
- безнадзорные или беспризорные дети;
- дети, занимающиеся попрошайничеством и бродяжничеством;
- обучающиеся, употребляющие наркотические вещества, психотропные или одурманивающие вещества, алкоголь, обучающиеся, которые курят;
- совершившие правонарушение, преступление, повлекшее применение административного взыскания, уголовной ответственности, либо совершившие его до достижения возраста, с которого наступает такая ответственность;
- освобожденных от уголовной ответственности, вследствие акта амнистии или в связи с изменением обстановки, либо в случаях, когда установлено, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем принудительных мер воспитательного воздействия;
- не подлежащих уголовной ответственности, в связи с не достижением возраста, с которого она наступает, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством.
Индивидуальная профилактическая работа также проводится с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию, или отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними. Конечно, эта работа строится совместно с компетентными органами: полиция, КДН и ЗП, орган опеки и попечительства, прокуратура и т.д.
Социально-педагогическая реабилитация заключается в преодолении школьных и семейных репрессий в отношении запущенных детей, разрешением конкретных ситуаций, преодолении обструкций по отношению к ним со стороны сверстников, коррекции их отношения и поведения, а также восстановления их в статусе субъекта учебной деятельности, формирующей отношения ученика с социумом.
Исходя из этого, индивидуальная воспитательно- педагогическая программа должна быть представлена как система управления обучением, воспитанием, развитием обучающегося в целях коррекции отклоняющегося поведения, социализации и развития личности.
Основные направления деятельности.
- Диагностическое: комплекс мероприятий, направленных на изучение личности ребенка, родителей.
- Консультативное: консультирование всех участников учебно-воспитательного процесса.
- Профилактическое и просветительское: информирование, повышение правовой грамотности, предупреждение, своевременное выявление, коррекция отклонений в поведении, состоянии ребенка.
- Коррекционно-развивающее: коррекционные программы, развивающие занятия с использованием различных форм и методов.
Направление | Содержание | ||
Сентябрь | |||
Диагностическая деятельность | 1.Выявление обучающихся, семей, требующих особого внимания и усиленного контроля. 2.Выявление, уточнение социального статуса обучающихся, семей (совместная работа с классными руководителями) 3.Знакомство, диагностика вновь прибывших семей. (наблюдение, посещение по месту жительства, беседы, запросы по старому месту учебы и т.д.) | ||
Организационно-профилактическая деятельность | 1. Планирование, составление программ, планов. 2.Корректировка и составление соц. паспорта школы (классов), картотек 3. Оформление информационных стендов, размещение информации на официальных сайтах школы. 4. Подготовка, организация и проведение Совета профилактики, заседания поста ЗОЖ. 5.Организация и проведение рейдов поста ЗОЖ. | ||
Профилактическая работа с обучающимися | 1. Проведение инструктажей: «Тактика действий при возникновении террористических и экстремистских угроз». 2. Групповые беседы «Правила поведения в школе и на улице». 3.Групповые беседы «Полезные и вредные привычки» 4. Индивидуальные беседы с обучающимися, состоящими на профилактических учетах. 5. Осуществление ежедневного контроля за посещаемостью учебных занятий обучающимися. 6.Участие в конкурсах различного уровня с обучающимися, состоящими на профилактических учетах., с привлечением родителей. 7. Работа совместно с классным руководителем по дополнительной занятости в кружках и секциях. | ||
Профилактическая работа с родителями | 1. Выступление на общешкольном родительском собрании: «Предупреждение безнадзорности и правонарушений среди обучающимися» Выступление на классном родительском собрании «Бесконтрольность свободного времени – основная причина совершения правонарушений и преступлений» 2.Посещение вновь прибывших семей по месту жительства, проведение индивидуальных бесед. 3. Посещение семей СОП, обучающихся, состоящих на проф. учетах, неполных семей а также семей проживающих с отчимами и сожителями (в целях раннего выявления семейного неблагополучия) 4. Проведение индивидуальных консультации с родителями. 5. Размещение полезной информации на стендах и официальных сайтах школы «Памятка для родителей по антитеррористической безопасности» | ||
Работа с педагогами | 1.Совместная работа с классными руководителями по выявлению обучающихся, не приступивших к учебным занятиям. 2.Консультации по текущим вопросам и оформлению документации: базы данных класса, социальных паспортов, внеурочной занятости, льготного питания и т.д. 3. Совместная работа с классными руководителями по вопросам адаптации вновь прибывших обучающихся. | ||
Методическая работа | 1.Утверждение планов работы, программ. 2.Утвердение состава школьного Совета профилактики безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних, общественного поста по формированию ЗОЖ. 3.Подготовка методических рекомендаций для проведения родительских собраний. 4. Подготовка, организация и проведение заседаний: Совета профилактики, общественного поста формирования ЗОЖ. | ||
Работа с другими органами системы профилактики (по согласованному совместному плану) | 1.Консультации у специалистов: опеки и попечительства, социальной защиты населения, КДН и ЗП, ПДН, ВУС. 2.Сверка данных по состоящим на профилактических учетах с КДН и ЗП, ПДН. 3.Совместная работа со специалистом ОПП. 4. Участие на заседании КДН и ЗП, рабочей группы 5. Совместное планирование профилактических мероприятий на 2022-2023 учебный год. 6. Организация участия инспектора ГИБДД в просветительской деятельности по профилактики детского травматизма на дорогах, в рамках совместного плана профилактической работы. (в рамках профилактической операции «Внимание-дети!» 2-ой этап. «Безопасный маршрут» (разработка маршрутов движения обучающихся «Дом-школа-дом»). 7.Проведение мероприятий для обучающихся совместно с органами системы профилактики (по плану совместных мероприятий) 8. Проведение бесед по антитеррористической защищенности. «Экстремизм и терроризм в молодежной среде». | ||
Октябрь | |||
Диагностическая деятельность | 1.Анализ социального статуса обучающихся школы. 2.Анализ внеурочной занятости обучающихся, состоящих на профилактических учетах в кружках и секциях. 3.Знакомство, диагностика вновь прибывших семей. (наблюдение, посещение по месту жительства, беседы, запросы по старому месту учебы и т.д.) | ||
Организационно-профилактическая деятельность | 1.Корректировка и составления социального паспорта школы. 2.Подготовка, организация и проведение Совета профилактики. Заседания поста ЗОЖ. 3. Организация и проведение рейдов поста ЗОЖ. 4.Работа социальной службы в рамках «Месячника психологического здоровья». 5. Оформление (обновление) информационных стендов, размещение информации на официальных сайтах школы. | ||
Профилактическая работа с обучающимися | 1. Проведение индивидуальной профилактической работы с учащимися, состоящих на проф. учетах. 2. Групповые интерактивные занятия совместно с врачом-педиатром АГБ «Здоровье- как главная ценность», в рамках Месячника психологического здоровья и Декады Здоровья 3.Индивидуальная работа с учащимися, пропускающими уроки без уважительной причины, неуспевающими по учебным предметам в рамках МПЗ. 4.Участие в мероприятиях в рамках празднования Международного дня девочек (конкурсы, индивидуальные и групповые беседы, классные часы). 5. Ежедневный контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися. 6.Участие в конкурсах различного уровня с обучающимися, состоящими на профилактических учетах., из социально-незащищенных категорий с привлечением родителей. | ||
Профилактическая работа с родителями | 1. Посещение вновь прибывших семей, семей СОП по месту жительства, проведение индивидуальных бесед, консультаций, в рамках МПЗ. 2.Проведение индивидуальных консультации, профилактических и разъяснительных бесед с родителями, в рамках МПЗ. 3. Посещение семей СОП, обучающихся, состоящих на проф. учетах, неполных семей а также семей проживающих с отчимами и сожителями (в целях раннего выявления семейного неблагополучия) | ||
Работа с педагогами | 1.Совместная работа с классными руководителями по выявлению обучающихся, состоящих или требующих постановки на внутришкольный учет. 2.Совместная работа по выявлению внеурочной занятости обучающихся, состоящих на профилактических учетах. 3.Консультации по текущим вопросам и оформлению документации: базы данных класса, соц. паспортов, внеурочной занятости, льготного питания и т.д. 4.Консультация классных руководителей на МО (согласно плану ШМО). | ||
Методическая работа | 1.Подготовка методических рекомендаций для проведения родительских собраний, размещения на официальном сайте школы. 2. Подготовка к Совету профилактики. 3.Подготовка различной отчетной документации. 4.Подготовка материала для консультации на МО. | ||
Работа с другими органами системы профилактики(по согласованному совместному плану) | 1.Совместная работа со специалистом ОПП. (организация и проведение рейда по семьям). 2.Участие на заседании КДН и ЗП. 3.Работа с учреждениями дополнительного образования по выявлению занятости во внеурочное время обучающихся, состоящих на профилактических учетах. 5. Профилактика терроризма и экстремизма в молодежной среде (беседы с привлечением представителей органов системы профилактики) 7.Организация и проведение совместной беседы и консультаций с АГБ в рамках празднования Международного дня девочек по теме «Половое воспитание». | ||
Ноябрь | |||
Диагностическая деятельность | 1.Анализ успеваемости обучающихся «группы риска» по итогам 1 четверти. 2.Анкетирование обучающихся, состоящих на профилактических учетах «Знаешь ли ты закон?». 3.Знакомство, диагностика вновь прибывших семей. (наблюдение, посещение по месту жительства, беседы, запросы по старому месту учебы и т.д.) | ||
Организационно-профилактическая деятельность | 1.Подготовка, организация и проведение Совета профилактики. Заседания поста ЗОЖ. 2.Усиленный контроль за посещаемостью и успеваемостью обучающихся, состоящих на профилактических учетах. 3.Оформление информационных стендов «Правовая декада», размещение информации на сайте школы. 4. Организация и проведение рейдов поста ЗОЖ. | ||
Профилактическая работа с обучающимися | 1. Совместная работа с классными руководителями 4-х классов по организации и проведению бесед- занятий: «Права, обязанности и ответственность человека и гражданина». 2.Раннее выявление и проведение индивидуальная работы с обучающимися, пропускающими уроки без уважительной причины, в рамках МПЗ 3.Мероприятия, приуроченные ко Дню правовой помощи детям (подготовка, организация и проведение). 4. Участие во Всероссийской антинаркотической акции «Сообщи, где торгуют смертью». 5. Ежедневный контроль посещаемости учебных занятий обучающимися. 6.Участие в конкурсах различного уровня с обучающимися, состоящими на профилактических учета, с обучающимися из социально-незащищенных категорий семей, с привлечением родителей. 7.Индивидуальная работа с учащимися, пропускающими уроки без уважительной причины, неуспевающими по учебным предметам. | ||
Профилактическая работа с родителями | 1.Посещение по месту жительства опекаемых семей, семей СОП, обучающихся, состоящих на проф. учетах, неполных семей, а также семей, проживающих с отчимами и сожителями (в целях раннего выявления семейного неблагополучия) в рамках МПЗ. 2.Проведение индивидуальных бесед, консультаций в рамках «Правовой декады» с семьями СОП, обучающимися, состоящими на профилактических учетах и других категорий. 3. Посещение вновь прибывших семей по месту жительства, проведение индивидуальных бесед. 4.Обновление правовой информации на информационных стендах и официальном сайте школы. 5. Выступление на классных родительских собраниях «Взаимоотношения в семье – отражение в ребенке» | ||
Работа с педагогами | 1. Совместная работа с классными руководителями с обучающимися, пропускающими занятие без уважительной причины. 2.Беседы с учителями–предметниками, с целью оказания помощи слабо успевающим обучающимся. 3.Консультации по текущим вопросам и оформлению документации. 4. Составление графиков занятий с обучающимися, имеющими неудовлетворительные оценки по итогам 1 четверти. | ||
Методическая работа | 1.Подготовка методических рекомендаций для выступления на общешкольном собрании и информации на школьный сайт и информационный стенд. 2. Подготовка к Совету профилактики. 3.Изучение методической литературы по оптимизации работы специалистов школы по пропаганде здорового образа жизни. 4.Участие на педагогическом совете, МС и МО. | ||
Работа с другими органами системы профилактики (по согласованному совместному плану) | 1.Совместная работа со специалистом ОПП по организации и проведению мероприятий в рамках «Правовой декады». 2. Участие на заседании КДН и ЗП 3.Проведение мероприятий для обучающимися на правовую тематику совместно со специалистом КДН и ЗП. 4. Организация и проведение совместной групповой беседы с АОП на тему «Алгоритм действий при чрезвычайных ситуациях» и « С ненавистью и ксенофобией нам не пути». | ||
Декабрь | |||
Диагностическая деятельность | 1.Изучение вновь прибывших семей. (посещение, беседы, консультации) 2. Выявление возможных проблем с успеваемостью у обучающихся, состоящих на профилактических учетах (мониторинг успеваемости, консультация классных руководителей). | ||
Организационно-профилактическая деятельность | 1.Подготовка, организация и проведение Совета профилактики. Заседания поста ЗОЖ. 2. Оформление стенда «ЗОЖ». 3.Организация и проведение «Недели правовых знаний». (все участники образовательного процесса) 4.Работа по обеспечению новогодними подарками и участию в новогодних мероприятиях, обучающихся из социально-незащищенных категорий семей. 5. Организация и проведение рейдов поста ЗОЖ. | ||
Профилактическая работа с обучающимися | 1.Организация и проведение разъяснительных бесед «Права и обязанности ребенка», совместно со специалистом КДНиЗП 2.Профилактическая разъяснительная беседа- занятие (инструктажи): «Осторожно, опасно петарды». 3. Проведение индивидуальной профилактической работы с обучающимися, состоящими на профилактических учетах, имеющих проблемы с успеваемостью. 4. Индивидуальная работа с учащимися, пропускающими уроки без уважительной причины, неуспевающими по учебным предметам. 5. Участие в мероприятиях, приуроченных к Международному дню борьбы с коррупцией. 6. Осуществление контроля за посещаемостью уроков обучающимися. | ||
Профилактическая работа с родителями | 1.Индивидуальная работа с родителями по устранению проблем с успеваемостью у обучающихся, состоящих на профилактических учетах. 2. Посещение семей СОП, обучающихся, состоящих на проф. учетах, неполных семей, а также семей, проживающих с отчимами и сожителями (в целях раннего выявления семейного неблагополучия) 3.Посещение вновь прибывших семей по месту жительства, проведение индивидуальных бесед, консультаций. 4.Проведение индивидуальных консультации (по обращениям). 5. Обновление, размещение информации на официальном сайте школы. | ||
Работа с педагогами | 1.Индивидуальная работа с классными руководителями и учителями-предметниками по устранению проблем с успеваемостью у обучающихся, состоящих на профилактических учетах. 2.Консультации по текущим вопросам и оформлению документации: корректировке базы данных класса, социальных паспортов, внеурочной занятости, льготного питания. | ||
Методическая работа | 1.Подготовка различной отчетной документации. 2. Подбор материалов для стенда и сайта. | ||
Работа с другими органами системы профилактики(по согласованному совместному плану) | 1.Совместная работа со специалистом ОПП по организации и проведению мероприятий в рамках «Правовой декады». 2.Совместная работа с социальным отделом при Администрации поселка, со специалистом КДН и ЗП по обеспечению детей особых категорий новогодними подарками. 3. Участие на заседании КДН и ЗП. | ||
Январь | |||
Диагностическая деятельность | 1.Анализ успеваемости обучающихся по итогам 2 четверти. 2. Знакомство, диагностика вновь прибывших семей. (наблюдение, посещение по месту жительства, беседы, запросы по старому месту учебы и т.д.). 3.Мониторигн внеурочной занятости обучающихся социально-незащищенных категорий семей. | ||
Организационно-профилактическая деятельность | 1.Подготовка, организация и проведение Совета профилактики. Заседания поста ЗОЖ. 2.Подготовка, организация и проведение «Дней открытых дверей в социальной службе» (проведение консультаций по социально-правовым вопросам для всех участников образовательного процесса). 3. Организация и проведение рейдов поста ЗОЖ. | ||
Профилактическая работа с обучающимися | 1.Проведение индивидуальной профилактической работы с обучающимися, состоящими на профилактических учетах. 2.. Индивидуальная работа с учащимися, пропускающими уроки без уважительной причины, неуспевающими по учебным предметам. 3. Работа по профилактике предупреждения детского транспортного травматизма с участием представителей ОГИБДД МВД России. 4. Ежедневный контроль посещаемости учебных занятий обучающимися. 5.Участие в конкурсах различного уровня с обучающимися и семьями 6.Просмотр и обсуждение фильма в рамках Всероссийской программы «Киноуроки в школе» фильм «Не трус и не предатель». 7. Контроль внеурочной занятости обучающихся | ||
Профилактическая работа с родителями | 1. Посещение семей СОП, обучающихся, состоящих на проф. учетах. Посещение неполных семей, а также семей, проживающих с отчимами и сожителями (в целях раннего выявления семейного неблагополучия) Посещение по месту жительства семей СОП, обучающихся, состоящих на профилактических учетах. 2.Консультации родителям по интересующим их вопросам в рамках «Дней открытых дверей». 3.Посещение вновь прибывших семей по месту жительства, проведение индивидуальных бесед, консультаций. 4.Обновление, размещение полезной информации для родителей на сайте, стендах. | ||
Работа с педагогами | 1.Консультации по текущим вопросам и оформлению документации. 2. Сбор информации о наличии изменениях в классах (статус семей, категория и т.д.) 3 Составление графиков занятий с обучающимися, имеющими неудовлетворительные оценки по итогам 2 четверти. | ||
Методическая работа | 1.Участие в педагогических советах, консилиумах, МС и МО 2. Подготовка к Совету профилактики. 3.Изучение методической литературы по оптимизации работы специалистов школы с обучающимися, состоящими на профилактических учетах. 4. Поиск и подготовка материалов для стендов и сайта. | ||
Работа с другими органами системы профилактики(по согласованному совместному плану) | 1.Сверка данных по обучающимся и семьям, состоящим на профилактических учетах с КДН и ЗП, ПДН. 2. Участие на заседании КДН и ЗП. 3. Подготовка и проведение мероприятия: «Мы в ответе за тех, кого приручили...» для обучающихся совместно с общественной организацией ПБЖ «Верный друг». | ||
Февраль | |||
Диагностическая деятельность | 1.Выявление неорганизованных обучающихся в летний период с целью оказания помощи в организации. 2. Знакомство, диагностика вновь прибывших семей. (наблюдение, посещение по месту жительства, беседы, запросы по старому месту учебы и т.д.). | ||
Организационно-профилактическая деятельность | 1.Подготовка, организация и проведение Совета профилактики. Заседания поста ЗОЖ. 2. Организация и проведение рейдов поста ЗОЖ 3. Усиленный контроль за посещаемостью и успеваемостью обучающихся, состоящих на профилактических учетах. 4.Проведение индивидуальной профилактической работы с обучающимися, состоящими на профилактических учетах по выявлению летней занятости 5.Оформление стенда, обновление и размещение полезной информации на официальном сайте школы. | ||
Профилактическая работа с обучающимися | 1. Занятие, совместно с ГКУ МСРЦН «Харысхал» «Профилактика безнадзорности и правонарушений». 2. Индивидуальная работа с обучающимися, пропускающими уроки без уважительной причины. 3. Участие в мероприятиях в рамках военно-патриотического месячника. 4. «Мы – многонациональный народ» (классные часы, направленные на профилактику межнациональной розни) 4. Проведение бесед по антитеррористической защищенности. 5. Ежедневный контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися. 6. Участие в конкурсах различного уровня с обучающимися. | ||
Профилактическая работа с родителями | 1.Рейд по месту жительства, совместно другими органами системы профилактики (обучающиеся, состоящие на учетах, СОП) Посещение неполных семей, а также семей, проживающих с отчимами и сожителями (в целях раннего выявления семейного неблагополучия) 2.Посещение вновь прибывших семей по месту жительства, проведение индивидуальных бесед, консультаций. 3.Проведение индивидуальных консультации. Выступления на родительских собраниях «Как нельзя поступать с ребёнком». | ||
Работа с педагогами | 1.Консультации по текущим вопросам и оформлению документации, по организации родительских собраний. | ||
Методическая работа | 1.Подготовка к Совету профилактики. 2.Подготовка материала к профилактическим беседам. 3.Подготовка информации для сайта и стендов, родительских собраний. | ||
Работа с другими органами системы профилактики(по согласованному совместному плану) | 1.Совместная работа с главным специалистом по ОПП 2.Организация участия органов системы профилактики в просветительской деятельности по административной, уголовной ответственности несовершеннолетних. 3.Участие на заседании КДН и ЗП 4. Организация участия социального педагога ГКУ МСРЦН «Харысхал» в профилактической работе, направленной на предупреждение безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. | ||
Март | |||
Диагностическая деятельность | 1.Анкетирование родителей, совместно с классными руководителями» «Летняя занятость детей». 2. Знакомство, диагностика вновь прибывших семей. (наблюдение, посещение по месту жительства, беседы, запросы по предыдущему месту учебы и т.д.). 3. Выявление обучающихся, находящихся в социально-опасном положении, требующих помощь в организации летней занятости. | ||
Организационно-профилактическая деятельность | 1.Работа социальной службы в рамках «Месячника психологического здоровья» 2.Подготовка, организация и проведение Совета профилактики. Заседания поста ЗОЖ. 3. Организация и проведение рейдов поста ЗОЖ 4. Оформление информационных стендов, размещение информации на сайт школы. 5. Организация участия органов системы профилактики в просветительской деятельности (взаимодействие с АГБ). | ||
Профилактическая работа с обучающимися | 1.Проведение индивидуальной профилактической работы с учащимися, состоящих на профилактических учетах в рамках МПЗ. 2. Индивидуальная работа с обучающимися, пропускающими уроки без уважительной причины. 3. Ежедневный контроль посещаемости учебных занятий обучающимися. 4. Профориентационная беседа «Увлечение –будущая профессия», в рамках МПЗ. 5. Участие в конкурсах различного уровня с обучающимися и родителями. | ||
Профилактическая работа с родителями | 1.Посещение семей СОП, обучающихся состоящих на профилактических учетах по месту жительства. Посещение неполных семей, а также семей, проживающих с отчимами и сожителями (в целях раннего выявления семейного неблагополучия) 2.Выступление на общешкольном родительском собрании. 3.Посещение вновь прибывших семей по месту жительства, проведение индивидуальных бесед, консультаций. 4.Проведение индивидуальных консультации. 5. Размещение полезной информации на сайте школы. | ||
Работа с педагогами | 1.Совместная работа с классными руководителями по выявлению занятости детей в летний период. 2. Консультации по текущим вопросам и оформлению документации. | ||
Методическая работа | 1.Участие в педагогических советах, консилиумах, МС и МО 2. Подготовка к Совету профилактики. 3.Подготовка различной отчетной документации 4.Подготовка материала к консультации для классных руководителей. 5. Подготовка материала для сайта. | ||
Работа с другими органами системы профилактики(по совместному плану) | 1.Совместная работа с главным специалистом по ОПП по организации и проведению мероприятий. 2. Групповые беседы с девочками, совместно со специалистами АГБ: «Поговорим о гигиене». 3. Участие на заседании КДН и ЗП. | ||
Апрель | |||
Диагностическая деятельность | 1.Анализ успеваемости обучающихся «группы риска» по итогам 3 четверти. 2. Знакомство, диагностика вновь прибывших семей. (наблюдение, посещение по месту жительства, беседы, запросы по старому месту учебы и т.д.). | ||
Организационно-профилактическая деятельность | 1.Подготовка, организация и проведение Совета профилактики. Заседания поста ЗОЖ. 2. Организация и проведение рейдов поста ЗОЖ. 3. Размещение и обновление информации на стендах и официальном сайте школы. | ||
Профилактическая работа с обучающимися | 1.Групповые профилактические беседы, с элементами ролевой игры «Ответственность несовершеннолетнего за кражи и мелкие хищения. Правила поведения с незнакомыми людьми», в рамках МПЗ 2.Проведение индивидуальной профилактической работы с обучающимися, состоящими на профилактических учетах. 3. Индивидуальная работа с учащимися, пропускающими уроки без уважительной причины, неуспевающими по учебным предметам. 4.Участие в мероприятиях (конкурсах), приуроченных ко Всемирному Дню здоровья и Дню без табака. 5.Подготовка и проведение уроков-здоровья, совместная работа со старшеклассниками, в рамках МПЗ. 6. Ежедневный контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися. 7.Контроль досуговой занятости обучающихся. | ||
Профилактическая работа с родителями | 1.Посещение по месту жительства семей СОП, обучающихся, состоящих на профилактических учетах. Посещение неполных семей, а также семей, проживающих с отчимами и сожителями (в целях раннего выявления семейного неблагополучия) 2.Индивидуальные беседы, консультации с семьями, находящимися в ТЖС по поводу летней занятости. 3.Посещение вновь прибывших семей по месту жительства, проведение индивидуальных бесед, консультаций. 4.Проведение индивидуальных консультации. 5. Размещение полезной информации, рекомендации на официальном школьном сайте и информационных стендах в школе. | ||
Работа с педагогами | 1.Совместная работа с классными руководителями по организации и определению летней занятости обучающихся, сбор документов для трудового лагеря. 2.Консультации по текущим вопросам и оформлению документации. 3. Совместная работа с учителями по организации уроков-здоровья. 4. Составление графиков занятий с обучающимися, имеющими неудовлетворительные оценки по итогам 3 четверти. | ||
Методическая работа | 1.Подготовка материала для проведения консультаций для классных руководителей «Летняя занятость обучающихся». 2. Подготовка материалов к урокам-здоровья. 3.Подготовка материалов для сайта и информационного стенда. | ||
Работа с другими органами системы профилактики(по согласованному совместному плану) | 1.Совместная работа с главным специалистом ОПП по организации и проведению профилактических мероприятий. 2.Сверка данных по обучающимся и семьям, состоящим на профилактических учетах с КДН и ЗП, ПДН. 3. Участие на заседании КДН и ЗП. 4. Организация участия врача-нарколога в профилактической работе школы, направленной на предупреждение опасных для жизни привычек, тема беседы «Будь внимателен, жизнь одна»». | ||
Май | |||
Диагностическая деятельность | Опрос классных руководителей, родителей, с целью выявления обучающихся из семей «группы риска» не организованных в летний период. | ||
Организационно-профилактическая деятельность | 1. Подготовка и организация летнего отдыха и трудоустройство детей. 2. Проведение заседания Совета профилактики, посвященного организации летнего отдыха обучающихся, состоящих на учетах (ПДН, ВШК, КДН и ЗП), из семей» группы риска», подведение итогов, анализ работы Совета профилактики безнадзорности и правонарушений, поста ЗОЖ. 3.Организация и проведение рейдов общественного поста по формированию ЗОЖ. 4.Размещение полезной информации, рекомендаций на сайте школы | ||
Профилактическая работа с обучающимися | 1.Проведение индивидуальной профилактической работы с обучающимися, состоящими на профилактических учетах. 2. Проведение инструктажей по безопасному поведению в период летних каникул. 3.Ежедневный контроль посещаемости учебных занятий обучающимися. 4 Групповая беседа по формированию правовой культуры, толерантного поведения «Закон и правопорядок!» | ||
Профилактическая работа с родителями | 1.Посещение по месту жительства семей СОП, опекаемых, обучающихся, состоящих нам профилактических учетах. Посещение неполных семей, а также семей, проживающих с отчимами и сожителями (в целях раннего выявления семейного неблагополучия) 2.Индивидуальная работа с семьями, находящимися в ТЖС, чьи дети нуждаются в организации летнего периода, в том числе за счет средств государства. 3.Посещение вновь прибывших семей по месту жительства, проведение индивидуальных бесед, консультаций 4. Размещение информации и рекомендаций для родителей на стендах и сайте школы. 5. | ||
Работа с педагогами | 1.Индивидуальная работа с классными руководителями по ведению документации, личных дел обучающихся, состоящих на профилактических учетах. 2.Совместная работа с классными руководителями по вопросу организации летней занятости обучающихся, находящихся в ТЖС. 3.Участие в консилиуме «Преемственность начальной школы и среднего звена» | ||
Методическая работа | 1.Участие в педагогических советах, консилиумах, МС и МО 2. Подготовка к Совету профилактики. 3.Подготовка различной отчетной документации. 4.Анализ социально-педагогической деятельности за учебный год. 5.Подбор информации и рекомендаций для информационного стенда и школьного сайта. | ||
Работа с другими органами системы профилактики(по совместному плану) | 1.Совместная работа с главным специалистом по ОПП по организации и проведения инструктажей по безопасному поведению во время летних каникул. 2. Участие на заседании КДН и ЗП. 3.Организация участия инспектора ГИБДД в просветительской деятельности по профилактики детского травматизма на дорогах, в рамках совместного плана профилактической работы. (в рамках профилактической операции «Внимание-дети!» 1-ый этап. 4. Совместная работа с органами системы профилактики по организации летней занятости обучающихся, находящихся в ТЖС. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Осуществление программных мероприятий должно обеспечить создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов безнадзорности, правонарушений, преступлений, совершенных учащимися образовательного учреждения.
Оценкой эффективности реализации Программы служат следующие индикаторы:
-Снижение числа правонарушений и преступлений, совершенных обучающимися образовательного учреждения;
-уменьшение количества детей, не посещающих или систематически пропускающих учебные занятия;
-сокращение числа семей и детей, находящихся в социально-опасном положении, состоящих на различных видах учета в школе и других учреждениях системы профилактики.
Заключение
Проблемы организации профилактики правонарушений среди обучающихся в общеобразовательном учреждении обусловлена ростом негативных тенденций в детской и подростковой среде. На ребенка в современной ситуации оказывает влияние большое количество негативных факторов внешнего и внутреннего характера, действие которых усиливается в связи с тем, что они накладываются на кризис подросткового периода. Результатом данного процесса часто является неадекватное поведение подростка, которое проявляется в разных формах, в том числе в виде правонарушений.
Профилактика правонарушений несовершеннолетних является, прежде всего, проблемой педагогической, ибо она связанна с решением определенного круга воспитательных задач. Педагогический коллектив стремиться, чтобы воспитательная система в школе, включала в себя учебный процесс, внеурочную деятельность обучающихся, их деятельность и общение за пределами общеобразовательного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие в помощь учителям-логопедам. Программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса»
Данная программа адресована учителям-логопедам школьных логопедических пунктов, работающих с учащимися первых классов, испытывающих затруднения при овладении письменной речью....
Программа Профилактика правонарушений обучающихся на 2012-2016 учебные годы
Программа "Профилактика правонарушений обучающихся" рассчитана на 4 года. Здесь вы найдёте тематику классных часов и бесед по трём разделам:1.Профилактика правонарушений и безнадзорности.2. Профилакти...
"Совершенствование социально-психолого-педагогической работы по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних"
Профилактика безнадзорности и правонарушений – это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзо...
«Коррекционно-развивающая программа для обучающихся первых классов по профилактике нарушений письменной речи»
Актуальность данного курса обусловлена необходимостью предупреждения неуспеваемости младших школьников, имеющих различные нарушения устной речи. I этап коррекционной работы является самым продолжитель...
Программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних"
Программа написана в соавторстве с педагогом - психологом к.псих. н. Ревиной И.А. и социальным педагогом школы Комиссаровой А.Ю....
Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи» (коррекционные блоки для составления индивидуальной логопедической программы обучающихся с НОДА 1-4 классов)
Коррекционно – логопедическая программа «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи» направлена на реализацию системы логопедической помощи обучающихся с нарушением ...
Комплексный план совместных мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности, правонарушений, жесткого обращения среди несовершеннолетних на 2024/2025 учебный год
Комплексный план совместных мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности, правонарушений, жесткого обращения среди несовершеннолетних на 2024/2025 учебный год...