Классный час в 4 классе: Проступки, правонарушения, преступления
методическая разработка (4 класс)

Щемелинина Галина Ивановна

Дать учащимся представление о проступках, правонарушениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_v_4_klasse_pravonarusheniya.docx27.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема классного часа в 4 классе:

 Проступки, правонарушения, преступления

Подготовила и провела Щемелинина Галина Ивановна

Цели: 1) Дать учащимся представление о проступке, правонарушении, преступлении, наказании за них, научить различать эти понятия. 
2) Развивать представление о том, что проступок, правонарушение, преступление отрицательно влияют на окружающих людей, совершение подобных действий может караться законом. 
3) Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру. 

Оборудование: красные и зеленые карточки у каждого учащегося; «Кодекс РФ об административных правонарушениях», «Уголовный Кодекс РФ», толковый словарь, задание на листах для групп. 

Учитель: Давайте улыбнёмся друг другу и подумаем о чём-нибудь хорошем, ведь для того, чтобы наше занятие прошло хорошо, нужно, чтобы у каждого из нас было хорошее настроение.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Но приятны ли хмурые лица?

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И в ответ улыбку зажечь.

Послушайте одну легенду и определите тему нашего классного часа

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?

Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.

В государстве «Нельзя» жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства «Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!

В городах и сёлах бывшего государства «Нельзя» стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства «Можно» под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство «Законию». В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.

Как вы думаете, почему страна стала процветающей, а все жители стали довольны и счастливы?

Дети: Жители стали жить по законам.

Учитель: Правильно, если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!

Учитель: Ребята, как вы думаете, есть ли у нас в государстве ЗАКОН?

Учитель: Правильно, конечно есть, чтобы не было нарушений, люди создали законы. В нашем государстве, как и в любом другом, существуют законы, по которым мы живем. Ребята, а как вы понимаете слово закон?

Ответы детей

Толкование слов из энциклопедии

ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

Учитель: Где прописаны законы? Законы записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».

Учитель. А как называют человека, который не соблюдает законы, нарушает их?

Дети. Нарушитель

Учитель. Как называют противоправное деяние, совершённое человеком?

Дети. Правонарушение

ПРАВОНАРУШЕНИЕ, виновное противоправное деяние, совершенное вменяемым человеком, достигшим установленного законом возраста. Правонарушения делятся на преступления и проступки (гражданские, административные, дисциплинарные).

НАРУШИТЕЛЬ – лицо, не выполняющее, не соблюдающее что-либо условленное, установленное. Мешающий, нормальному состоянию, развитию.

Учитель. Догадались, какая же тема нашего классного часа?

Дети. Правонарушения

Учитель. Правонарушения, проступки и преступления (на отдельных листах)

Учитель. Что общего между проступком, правонарушением и преступлением? 
Дети. Все они обозначают нарушение каких-либо правил или законов. 
Учитель. Можем ли мы сказать, что эти понятия обозначают одно и то же? 
Да - нет? Почему? 
Ученики. Наверное, нет. Проступок и преступление не одно и то же. 
За проступок вряд ли могут посадить в тюрьму или оштрафовать, как за правонарушение или преступление. 
Учитель. Рассмотрим несколько ситуаций и дадим определение этим понятиям
Ситуация № 1. Четвероклассник Петя приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близлежащей к школе, катается на велосипеде. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление? 
Дети. Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил. 
Учитель. Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе? 
Учащиеся. Устав школы. 
Учитель. А в нашей школе есть Устав? 
Дети. Да. 
Учитель. Вспомним его вместе. 
Дети. Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы. 
Учитель. Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта Устава школы? 
Учащиеся. Проступком. 
Учитель. Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое? 
Дети. Ученик может получить за него замечание, директор может вызвать в школу родителей. 

Ситуация № 2.Одиннадцатиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление? 
Ученики. Проступком их действия назвать нельзя, так как они противозаконны. Скорее всего, эти ребята совершили преступление. 
Учитель. Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство за которые предусмотрена уголовная ответственность. 
Ситуация № 3. Десятиклассники Саша, Оля, Наташа и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение? 
Дети. Это не преступление. По всей видимости, это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры. 
Учитель. Верно, это административное правонарушение. 
Итак, мы рассмотрели несколько различных ситуаций. Попробуем теперь дать определение проступку, правонарушению, преступлению. Проступок - это ... 
Учащиеся. Проступок - это нарушение правил поведения; вызывающее поведение. 
Учитель. Проступок- это такое нарушение, которое не может рассматриваться как преступление или правонарушение (нарушение правил поведения, вызывающее поведение). Приведите свой пример проступка. 
Дети. Ученик нарисовал ручкой в тетради соседа по парте, не поздоровался с учителем. 
Учитель. Сформулируем определение правонарушения. 
Ученики. Правонарушение - это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков. 
Учитель: Кто же несет ответственность за ваши действия, если вам еще нет 14-ти лет? 
Дети. Родители. 
Дети. Штраф; подростка могут поставить на учет в милицию. 
Учитель. Правильно: предупреждение, штраф, могут поставить на учет в милицию, а могут ли за административное правонарушение посадить в тюрьму? 
Ученики. Нет. В тюрьму сажают за преступления. 
Дети. Преступление - это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности. 
Учитель. Со скольких лет наступает уголовная ответственность? 
Дети. С 14-ти лет. 
Учитель. За тяжкие преступления (грабеж, кража, разбой и другие) ответственность наступает с четырнадцати лет. Какое наказание ждет подростков, достигших четырнадцатилетнего возраста за перечисленные преступления? 
Учащиеся. Их могут отправить в колонию, либо в какое-нибудь учреждение закрытого типа. 
Учитель. Суд может лишить подростка свободы и направить его в места отбывания наказания (воспитательно-трудовые колонии для несовершеннолетних преступников). Суд может приговорить подростка к условной мере наказания и отпустить на свободу, установив ему ряд ограничений. Если подросток продолжает совершать правонарушения, то суд отменит условное наказание и направит его в места лишения свободы. 

- Что такое проступок? Проступок– нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Что такое правонарушение? Правонарушение- нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с 14 лет.

Что такое преступление? Преступление- серьёзное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

. 2. Игра «Верно - неверно».

Учитель. Я предлагаю вам поиграть в игру «Верно - неверно». У каждого из вас на столах лежат красные и зеленые карточки. Вы берете их в руки.

Я зачитываю ситуации по порядку и в конце высказываю свое мнение. Например, говорю, что это проступок. Вы, если согласны со мной, поднимаете зеленую карточку, если нет - красную. Всем понятны правила?

Учитель. Итак, ситуация № 1 . Лиза и Ирина решили после школы отправиться в парк. Когда они туда пришли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, что здесь гулять им нельзя, и если Лиза и Ирина не уйдут, то им придется плохо. Я считаю, что это проступок.

Дети поднимают карточки.

Учитель. Объясните, почему это проступок?

Учащиеся. Названные мальчики не нарушили закон, то есть не совершили ни правонарушение, ни преступление, следовательно, их действия можно расценить как проступок.

Учитель. Есть ли у девочек выбор?

Дети. Они должны или уйти или попробовать поговорить с ребятами.

Учитель. Что они могут им сказать?

Ученики. Они могут сказать, например, что не будут им мешать, просто погуляют в парке и уйдут.

Учитель. А если ребята начнут вести себя агрессивно, будут все равно их выгонять и угрожать?

Дети. Тогда лучше уйти, не идти с ними на конфликт.

Учитель. Должны ли Лиза и Ирина рассказать кому-нибудь о случившемся?

И если должны, то, кому?

Учащиеся. Да, родителям, старшим братьям, милиционеру.

Учитель. Ситуация № 2. Татьяна одна поздно вечером возвращалась домой. К ней подошла группа подростков, ее окружили. Один из парней вырвал из рук Татьяны сумочку, другой сорвал с нее золотую цепочку. Подростки пригрозили ей, что если она кому-нибудь расскажет о случившемся, то они ее найдут и разберутся с ней. Я считаю, что это правонарушение. Вы со мной согласны?

Дети поднимают карточки.

Учитель. Почему вы не согласны со мной? Что же это по-вашему?

Дети. Это преступление.

Учитель. Назовите, какое именно преступление.

Ученики. Кража. \ Грабеж.

Учитель. Так что же это кража или грабеж? В чем их различие?

Дети. Это грабеж - открытое хищение чужого имущества, а кража - это тайное хищение чужого имущества.

Учитель. Вы абсолютно правы. Должна ли Татьяна рассказать кому-нибудь о случившемся? Кому?

Учащиеся. Конечно, должна рассказать родителям и заявить в милицию.

Учитель. Татьяна должна незамедлительно сообщить обо всем в милицию. По «горячим следам» найти преступников легче, чем спустя день-два. Был ли шанс у Татьяны избежать данной ситуации?

Дети. Да, ей не нужно было идти одной в позднее время.

Учитель. Татьяне нужно было кого-нибудь попросить, чтобы ее проводил домой с дискотеки, либо идти вместе с подружками, либо попросить, чтобы ее кто-нибудь из родственников встретил.

Следующая ситуация № 3. Маша стала замечать, что у нее в школе пропадают деньги из кошелька. Однажды она увидела, как несколько девочек роются в ее сумке. «Что вы делаете? Так это вы воруете? Я всем об этом расскажу?», - сказала Маша. «Попробуй», пригрозили ей девочки. Я считаю, что это проступок. Вы согласны? Дети поднимают карточки.

Учитель. Я вижу, что большинство из вас со мной не согласны. Тогда что же это по вашему мнению?

Дети. Преступление.

Учитель. Какое именно?

Ученики. Кража - тайное хищение чужого имущества.

Учитель. Должна ли Маша рассказать о случившемся? Кому?

Учащиеся. Конечно, должна рассказать учителю, родителям. Родители могут заявить об этом в милицию.

Учитель. Как бы вы поступили в такой ситуации?

Дети. Рассказал бы отцу. \ Рассказал бы учителю. \ Сказала бы, чтобы они вернули украденные деньги.

Учитель. Ситуация № 4. Группа ребят из 7 класса вела себя вызывающе: они сквернословили, награждали своих одноклассников и учителей обидными кличками, курили, несмотря на запрет. Писали на стенах непристойные слова. Потом выяснилось, что они отбирают деньги у младших школьников. Когда их одноклассники Алексей и Дима предупредили их, чтобы они прекратили отбирать деньги у малышей, ребята их жестоко избили. По-моему это преступление. Согласны?

Дети поднимают карточки.

Учитель. Какое преступление совершила группа семиклассников?

Дети. Они избили Алексея и Диму. Это - нанесение побоев.

Учитель. Верно. А когда они забирали деньги у малышей, это было преступлением?

Учащиеся. Да, это грабеж.

Учитель. Таким образом, ребята совершили два разных преступления. Как бы вы поступили на месте Алексея и Димы?

Дети. Тоже попытались бы заступиться за малышей. \ Рассказали бы об этом директору школы или учителю.

Поработаем с уголовным кодексом и рассмотри какие наказания предусмотрены законом.

Игра «Судья» (прослушать ситуацию, найти статью УК и огласить приговор)

Выберите, какое противозаконное действие совершают дети. Инсценировка ситуаций:

Нанесение побоев

Ситуация 1: К однокласснику подходит ученик и бьет его учебником по голове, тот падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.

Судья – ученик зачитывает: Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда или арестом до трех месяцев.

- Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК - побои.

– Это нас-то, маленьких?!! Какой с нас штраф?  - может ответить ученик

- В этом случае действует Гражданский кодекс, ст. 1074 п. 2 гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях которые в полной мере расплачиваются за действия своего чада.

Порча чужого имущества

Ситуация 2: На перемене:

– Дай телефон, музыку послушать, а то скучища!

– Не дам, он новый, только вчера купили.

– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон.

Судья – ученик зачитывает: Статья 167 УК - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо лишением свободы сроком до пяти лет.А ст. 1064 ГК предписывает еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред

Оскорбление

Ситуация 3:  Две девочки  в классе   ссорятся:

– А ты дылда!!!

– А ты сама Гадина!!!

Судья – ученик  зачитывает:  Статья. 130 УК РФ - оскорбление - штраф в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо исправительные работы на 6 – 12 месяцев.

Осквернение зданий и транспорта

Ситуация 4: В класс вбегают мальчишки:

– А «Спартак» выиграл, а никто не знает!

– Давай на стене этого дома напишем, чтоб завтра утром все увидели!

– Клево, вот люди порадуются!

– Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!

Судья – ученик зачитывает: Статья 214 УК – вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - штраф от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда и возмещение ущерба.

Учитель: Ребята, какой вывод вы можете сделать после рассмотрения этих ситуаций?

Дети делают вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, что является причиной всех этих правонарушений. Сейчас мы попробуем разобраться в этих причинах.

Работа в парах

 Выявление причин правонарушений (на карточках негативные и позитивные причины, дети выбирают те, которые приводят к правонарушениям) пренебрежительное отношение к учебе, знаниям, стремление к примитивному времяпровождению, зависть, желание быть не хуже других, жадность, лёгкая нажива, незнание законов, гнев, раздражение, алкоголизм и наркомания. Ответственное отношение к учебе, знаниям, обладание богатым внутренним миром, общение с искусством, природой,  доброта, ответственность за свои поступки.  Делается вывод: Что приводит к правонарушениям? Все ли делают так? Что вы можете поставить этому в противовес.


Учитель: Все правильно. Причин может быть много. Но самая важная - человека некому было остановить, некому было помочь решить проблемы, он нравственно не смог противостоять преступлению.

Кто же вам поможет не переступить черту, за которой можно стать преступником.



1. Всегда должен быть верный друг, который все поймет.

  1. Попробовать поговорить с родителями.
  2. Обратиться за помощью к учителю.
  3. Обратиться к одноклассникам.
    5. Позвонить по телефону доверия.

6.Обратиться к психологу.
7. Поговорить даже с кем-то незнакомым.

А вот вы, к примеру, узнав, что ваш друг совершил какой-то проступок, что сможете предпринять?
Ученик: Поговорить прежде всего откровенно и доброжелательно.

Ученица: Если можно исправить ситуацию, предложить выход, желательно без вмешательства полиции или кого-то еще.

Ученик Стараться не оставлять одного, чтобы кто-то был рядом.

Ученица: Помочь раскрыться в другом - спорте, творчестве и т.д.

Ученик: Дать человеку веру в то, что мы ему поможем исправиться и не бросим.

Учитель: Молодцы. Очень хорошо. Надеюсь, что это не просто слова, а руководство к действию, если оно понадобится. Я думаю, что так могут поступать люди, имеющие большое доброе сердце

 Сейчас я предлагаю собрать сердце доброты. У вас на партах лежат пазлы, попробуйте собрать сердце доброты в парах.

(Дети складывают «пазлы», получается большое сердце.)

Посмотрите, у нас теперь есть сердце доброты. Оно будет посылать нам свое тепло, желать добра, помогать в учёбе, никогда не совершать плохие поступки, ведь совершая правонарушения вы не только нарушаете Закон, но и причиняете боль своим родным и другим людям

Каждый человек должен учиться различать плохое и хорошее, делать осознанный выбор в пользу того или другого, и ваши поступки являются доказательством выбора. Выбор должен быть в пользу хорошего. Никто не станет отрицать, что это так должно быть, и что если бы каждый из нас делал выбор в пользу хорошего, правильного, наша сегодняшняя жизнь могла бы быть совершенно иной.

Ответственным быть

Очень нужно любому.

Важно оно очень

В школе и дома.

И в жизни тебе

Без него - никуда.

Забыл, что ответственен -

Будет беда.

Ты помни, дружочек,

Все время об этом.

С другим поделись

Этим важным секретом.

Прежде, чем совершать какой-либо поступок, надо хорошенько подумать о его последствиях. Вспомните пословицу, которая напоминает о том, что надо всё  как следует обдумывать.

Задание: собрать пословицы и объяснить, как вы её понимаете.

Пословица: «7 раз отмерь, 1раз отрежь». (слова разрезаны)

Ребята, мне очень хочется верить, что вы всегда  будете соблюдать закон, будете законопослушными гражданами. Удачи вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час. Проступок. Правонарушение. Преступление.

Классный час по теме " Проступок. Правонарушение. Преступление" предназначен для учащихся 3 - 4 классов ,по профилактике правонарушений среди детей и подростков....

Проступок. Правонарушение. Преступление.

Учиться правильно себя вести в школе и на улице....

Тема занятия: «Проступок, правонарушение, преступление»

Знакомство воспитанников с такими понятиями, как "проступок", "правонарушение", "преступление", выяснение на примерах, в чем  их сходство и различие, знакомство с понятием "ответственность" и её ...

Классный час "Проступок. Правонарушение. Преступление. " 8 класс

Тема: Проступок. Правонарушение. Преступление.(Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.)Цель: Дать учащимся представление о проступке, правонарушении, преступлении.За...

Классный час на тему "Правонарушение, преступление и подросток"

Классный час  в 4 классе   «Правонарушение, преступление и подросток»...