Не забывайте птиц зимой.
методическая разработка (2 класс) на тему

В игровой форме учащиеся знакомятся с тем как заботиться о птицах зимой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx37.62 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №76 Выборгского района Санкт-Петербурга

                  Занятие по теме: «Не забывайте о птицах зимой»,

        проведённое в группе продлённого дня, воспитателем

               Сараевой Екатериной Михайловной

«Не забывайте о птицах зимой!»

Цели:  вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам. научить         проявлять заботу к ним;  расширить знания детей о птицах.

Задачи: познакомить учащихся с особенностями жизни птиц зимой (где ночуют, чем         питаются), с трудностями добывания корма, с некоторыми мероприятиями по         охране птиц зимой;  содействовать развитию умений у детей находить         отдельные взаимосвязи в природе, обеспечить развитие у школьников         потребности общения  с природой и окружающим миром, ответственности за         «братьев наших меньших»; прививать бережное отношение к природе,         милосердие ко всему живому; помочь осознать главные этические законы         жизни человека - любви, добра, красоты, справедливости к окружающему         миру; вызвать желание помочь пернатым в трудное зимнее время.

Оборудование:  картина зимнего пейзажа;  рисунки с изображениями птиц; _        фонозапись «Голоса птиц»;  телеграмма; стихотворения о         зимующих птицах.

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

- О каком времени года эта загадка?

Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины? 

(Зима)

(на доску вывешивается картина с зимним пейзажем)

- Что зима принесла с собой?

- Всем ли нравится то, чем гордится Зимушка-зима?

У зимы, ребята, бывает разное настроение: то она радостная, то сварливая и даже злая.

- Как вы думаете, какими природными явлениями выражает зима свою радость?

- Какими природными явлениями выражает зима свою злость?

- Расскажите, как изменилась природа с наступлением зимы.

- Какие изменения произошли с растениями?

- Можно ли встретить зимой насекомых? Почему?

3. Введение в тему.

Тихо пришла зима. Как в сказке, за одну ночь построила свой серебряный дворец, покрыв снегом дома и деревья, замостив лужи, озера и реки. На первый взгляд скромны зимние краски: белый - цвет снега, голубой - неба, черный - деревьев. Все белым-бело. Вся живая природа готовится к встрече с ней.

- О ком следующая загадка?

Кто два раза родился:

В первый раз гладкий,

Во второй раз мягкий? 

(Птица)

4. Работа по теме.

а) (на магнитной доске появляются высказывания)

                        Птицы – это песнь и полёт!

(их голоса звучат на земле круглый год, голоса их звучат и днём и ночью)

                        Птицы – дети воздуха.

(они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню или море)

                        Птицы – дети радуги.

(их перья переливаются разными цветами)

                        Птицы – наши верные помощники.

(защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредителей)

                        Птицы – это тайна и красота.

(без них нам не обойтись!)

- Закройте глаза и послушайте голоса птиц. 

                                                (включается запись голосов птиц)

- Что вы, ребята, представили сейчас?

- В какое время года можно услышать голоса птиц?

- А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение?

- Почему?

- Когда поют птицы?

- Да, ребята, птицы поют, когда им тепло и они сыты.

- Но не все обитатели природы знают, что такое зима? А разрешить наш спор помогут скворец и цапля.

б) Сценка.

Цапля: - Здравствуй, скворушка!

Скворец: - Что ты такая печальная, цапля?

Цапля: - Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на         каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик, важно вышагивая, чирикал: что         после         теплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко         серенький         болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может         быть это, правда?

Скворец: - Пустая болтовня! Я сколько лет живу на свете, бывал на севере и на         юге,         но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой         осени, ни         холодной зимы. Везде одно лето!

- Ребята, а почему скворец и цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?

в) Давайте сделаем вывод, так как же называются птицы, которые улетают на зиму в тёплые края?

                         (перелетные)

- А как называют тех птиц, которым не страшны морозы?

                                                                         (зимующие)

- А птицы, которые передвигаются с места на место в поисках корма? 

                                                                        (кочующие)

- Давайте подумаем, почему одни птицы улетают, а другие остаются?

- Скажите, все ли птицы с наступлением холодов могут найти для себя необходимый корм?

                                (нет, и поэтому многие птицы улетают в тёплые края)

                        Бывают птицы разными:

                        Одни боятся вьюг

                        И улетают на зиму

                        На добрый, тёплый юг.

                        Другие - те народ иной:

                        В мороз над лесом кружат.

                        Для них разлука с родиной

                        Страшнее лютой стужи.

                        К их перышкам взъерошенным

                        Не пристают снежинки,

                        Они и под порошами

                        Резвятся для разминки.

                        Но если долго снег идёт

                        И долго длимся вьюга,

                        Тогда, друзья, приходится

                        Пичугам нашим туго.

- Ребята, а может вы догадались, о чём пойдет сейчас речь?

г)  Правильно, сегодня мы с вами будем говорить о зимующих птицах и о том, как птицам тяжело в это время года.

                        Улетели птичьи стаи,
                        Лес в сугробах до ветвей.
                        Вот тогда мы и дождались
                        Наших северных гостей.
                        Зимний лес не спит, а дремлет,
                        Серебром унизан весь.
                        Не покинуть эту землю,
                        Много птиц осталось здесь.

        Давайте мысленно перенесемся в зимний лес. Погода чудесная. Мороз и солнце, в лесу тихо.

- Какие же птицы могут нарушить тишину леса зимой?

- А еще какие, вы услышите в стихотворениях.

(после каждого прочтения стихотворения появляется         иллюстрация птиц на кормушке)

Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный
Перед стайкою синиц.

                                        У опушки в старых елках
                                        От зари и до зари
                                        Разговор ведут чечетки,
                                        Громко вторят снегири.

Пестрый дятел крикнет громко, 
Разогнав лесную тишь,
А на вырубках, на липках,
Отзовется бойкий чиж.

                                        Я б могла еще так много
                                        Про лесных сказать певцов:
                                        Как средь стужи и морозов
                                        Вывел клест своих птенцов.

Как с утра и до заката
На репьях гостят щеглы,
И торопятся куда-то
Ярко красные щуры!

                                        Как рассвет встречая новый,
                                        Будит лес своих гостей. 
                                        Не опишешь даже словом 
                                        Красоту земли моей.

- О каких ещё зимующих птицах вы услышали?

- Кроме этих птиц у нас остаются зимовать и хорошо вам известные.

- А какие это птицы, послушайте загадки:

Мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи собирает,
По полям кочует, коноплю ворует.

                                        (воробей)

                                                        Верещунья-белобока,
                                                        А зовут ее …… 

                                                                                        (сорока)

Окраской серовата,
Повадкой воровата,
Крикунья хрипловатая
Известная персона, это …. 

                                (ворона)

д) Игра «Веточка».

        Многие птицы улетают от нас за тридевять земель. Когда у нас зима, там цветут сады. Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму, потому что находят корм.

- У меня есть веточка, на которой есть зимующие и перелетные птицы. Давайте отправим к солнышку тех, которые не остаются у нас зимовать.

- Вам телеграмма!

- Ребята, давайте ее прочитаем!

                SOS! SOS! SOS! Спасите от смерти! На помощь!

- А кто же ее послал?

- О чем просят птицы?

- Как же мы им можем помочь? 

        Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями. Хороший обед изнутри греет, тепло по всему телу идет. Трудно приходится тем птицам, которые летом питались насекомыми, они переходят на шишки, орехи и зерна. А этот корм поискать надо. Трудное время легче сообща пережить. И вот зимой собираются разные птицы в стайки. Ведь в стайке как? Нашел один корм, сразу всех оповестил: все сыты будут. И все же многие птицы нередко голодают, особенно трудно им во время метелей. Из 10 синиц выживают две. Вот тут должны приходить на помощь люди, чтобы помочь птицам.

е) Сценка.

Сорока: Тра-та-та-та! Что я видела, что я слышала! Ребята птицам сделали         прекрасные столовые, а они неблагодарные, на соседнем сугробе жалобы         пишут, привередничают и капризничают

Щегол: Семечки и конопля в столовой недавленые, клюв сломаешь. Пока         раскусишь. У нас от такой пищи – мозоль на языках.

Воробей: Ой-ой-ой! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало. До вечера         коноплю разгребал. Хорошо бы ребята навес сделали!

Синица: Сало-салу рознь! Для нас синиц, правильно вывесить несоленое, от         соленого у птиц животы болят.

Клест: Остался голодный, обед ветром сдуло. Плохо, когда кормушка без         бортиков!

Снегирь: А где семена сорняков? Где рябина, калина, дынные, арбузные семечки?

- Так как же правильно кормить птиц?

         (ответы детей о том, какой корм нужен для различных зимующих птиц и о         том, что корм нужно насыпать обязательно в кормушки, кормушки по         форме должны быть удобными для кормления зимующих птиц)

ж) Обсуждение психологической ситуации.

- Если бы вы были зимующей птичкой, о чём бы попросили детей?

                                                                        (ответы детей)

5. Рефлексия.

Продолжение фразы:

        Теперь я знаю, что …,

        Я понял, что..,

        Я буду ….

- Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, желанием помочь птицам, добрым отношением к ним.

6. Итог урока.

- Чем запомнился вам, ребята, наше занятие?

- Что вы узнали нового?

- Что вас взволновало?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Не забывайте о птицах зимой!

Не забывайте о птицах зимой! Клубный час, занятие в ГПД  1х классов по окружающему миру...

Внеклассное занятие "Не забывай птиц зимой"

Внеклассное занятие в игровой форме кратко сообщает о зимующих птицах, которые нуждаютя в нашей поддержке зимой....

Как зимой помочь птицам? Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой.

Урок окружающего мира в 1 классе (январь). Практическая работа №13:  Изготовление кормушки из бумажного пакета....

Час общения «Не забывайте о птицах зимой»

Цель:      создать условия для воспитания активной жизненной позиции учащихсяЗадачи:       расширить знаний учащихся о зимующих птицах...

Открытый урок "Где зимуют птицы. Зимующие птицы Тувы"

Технологическая карта и презентация урока...

Проектно-исследовательская деятельность по охране птиц зимой "Покормите птиц зимой"

Мы стали победителями в областной операции "Покормите птиц зимой" в номинации" Птичье кафе" и призерами в номинации "Прилетайте в гости к нам". Грамоты и дипломы мы получ...

Тема урока : «Птицы. Зимующие и перелетные птицы. Хищные и певчие птицы»

Открытый урок на тема :  «Птицы. Зимующие и перелетные птицы. Хищные и певчие птицы»...