Не забывайте птиц зимой.
методическая разработка (2 класс) на тему
В игровой форме учащиеся знакомятся с тем как заботиться о птицах зимой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimuyushchie_ptitsy.docx | 37.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №76 Выборгского района Санкт-Петербурга
Занятие по теме: «Не забывайте о птицах зимой»,
проведённое в группе продлённого дня, воспитателем
Сараевой Екатериной Михайловной
«Не забывайте о птицах зимой!»
Цели: вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам. научить проявлять заботу к ним; расширить знания детей о птицах.
Задачи: познакомить учащихся с особенностями жизни птиц зимой (где ночуют, чем питаются), с трудностями добывания корма, с некоторыми мероприятиями по охране птиц зимой; содействовать развитию умений у детей находить отдельные взаимосвязи в природе, обеспечить развитие у школьников потребности общения с природой и окружающим миром, ответственности за «братьев наших меньших»; прививать бережное отношение к природе, милосердие ко всему живому; помочь осознать главные этические законы жизни человека - любви, добра, красоты, справедливости к окружающему миру; вызвать желание помочь пернатым в трудное зимнее время.
Оборудование: картина зимнего пейзажа; рисунки с изображениями птиц; _ фонозапись «Голоса птиц»; телеграмма; стихотворения о зимующих птицах.
1. Организационный момент.
2. Вводная беседа.
- О каком времени года эта загадка?
Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
(Зима)
(на доску вывешивается картина с зимним пейзажем)
- Что зима принесла с собой?
- Всем ли нравится то, чем гордится Зимушка-зима?
У зимы, ребята, бывает разное настроение: то она радостная, то сварливая и даже злая.
- Как вы думаете, какими природными явлениями выражает зима свою радость?
- Какими природными явлениями выражает зима свою злость?
- Расскажите, как изменилась природа с наступлением зимы.
- Какие изменения произошли с растениями?
- Можно ли встретить зимой насекомых? Почему?
3. Введение в тему.
Тихо пришла зима. Как в сказке, за одну ночь построила свой серебряный дворец, покрыв снегом дома и деревья, замостив лужи, озера и реки. На первый взгляд скромны зимние краски: белый - цвет снега, голубой - неба, черный - деревьев. Все белым-бело. Вся живая природа готовится к встрече с ней.
- О ком следующая загадка?
Кто два раза родился:
В первый раз гладкий,
Во второй раз мягкий?
(Птица)
4. Работа по теме.
а) (на магнитной доске появляются высказывания)
Птицы – это песнь и полёт!
(их голоса звучат на земле круглый год, голоса их звучат и днём и ночью)
Птицы – дети воздуха.
(они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню или море)
Птицы – дети радуги.
(их перья переливаются разными цветами)
Птицы – наши верные помощники.
(защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредителей)
Птицы – это тайна и красота.
(без них нам не обойтись!)
- Закройте глаза и послушайте голоса птиц.
(включается запись голосов птиц)
- Что вы, ребята, представили сейчас?
- В какое время года можно услышать голоса птиц?
- А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение?
- Почему?
- Когда поют птицы?
- Да, ребята, птицы поют, когда им тепло и они сыты.
- Но не все обитатели природы знают, что такое зима? А разрешить наш спор помогут скворец и цапля.
б) Сценка.
Цапля: - Здравствуй, скворушка!
Скворец: - Что ты такая печальная, цапля?
Цапля: - Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик, важно вышагивая, чирикал: что после теплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть это, правда?
Скворец: - Пустая болтовня! Я сколько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето!
- Ребята, а почему скворец и цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?
в) Давайте сделаем вывод, так как же называются птицы, которые улетают на зиму в тёплые края?
(перелетные)
- А как называют тех птиц, которым не страшны морозы?
(зимующие)
- А птицы, которые передвигаются с места на место в поисках корма?
(кочующие)
- Давайте подумаем, почему одни птицы улетают, а другие остаются?
- Скажите, все ли птицы с наступлением холодов могут найти для себя необходимый корм?
(нет, и поэтому многие птицы улетают в тёплые края)
Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие - те народ иной:
В мороз над лесом кружат.
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
Но если долго снег идёт
И долго длимся вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
- Ребята, а может вы догадались, о чём пойдет сейчас речь?
г) Правильно, сегодня мы с вами будем говорить о зимующих птицах и о том, как птицам тяжело в это время года.
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь.
Не покинуть эту землю,
Много птиц осталось здесь.
Давайте мысленно перенесемся в зимний лес. Погода чудесная. Мороз и солнце, в лесу тихо.
- Какие же птицы могут нарушить тишину леса зимой?
- А еще какие, вы услышите в стихотворениях.
(после каждого прочтения стихотворения появляется иллюстрация птиц на кормушке)
Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный
Перед стайкою синиц.
У опушки в старых елках
От зари и до зари
Разговор ведут чечетки,
Громко вторят снегири.
Пестрый дятел крикнет громко,
Разогнав лесную тишь,
А на вырубках, на липках,
Отзовется бойкий чиж.
Я б могла еще так много
Про лесных сказать певцов:
Как средь стужи и морозов
Вывел клест своих птенцов.
Как с утра и до заката
На репьях гостят щеглы,
И торопятся куда-то
Ярко красные щуры!
Как рассвет встречая новый,
Будит лес своих гостей.
Не опишешь даже словом
Красоту земли моей.
- О каких ещё зимующих птицах вы услышали?
- Кроме этих птиц у нас остаются зимовать и хорошо вам известные.
- А какие это птицы, послушайте загадки:
Мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи собирает,
По полям кочует, коноплю ворует.
(воробей)
Верещунья-белобока,
А зовут ее ……
(сорока)
Окраской серовата,
Повадкой воровата,
Крикунья хрипловатая
Известная персона, это ….
(ворона)
д) Игра «Веточка».
Многие птицы улетают от нас за тридевять земель. Когда у нас зима, там цветут сады. Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму, потому что находят корм.
- У меня есть веточка, на которой есть зимующие и перелетные птицы. Давайте отправим к солнышку тех, которые не остаются у нас зимовать.
- Вам телеграмма!
- Ребята, давайте ее прочитаем!
SOS! SOS! SOS! Спасите от смерти! На помощь!
- А кто же ее послал?
- О чем просят птицы?
- Как же мы им можем помочь?
Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями. Хороший обед изнутри греет, тепло по всему телу идет. Трудно приходится тем птицам, которые летом питались насекомыми, они переходят на шишки, орехи и зерна. А этот корм поискать надо. Трудное время легче сообща пережить. И вот зимой собираются разные птицы в стайки. Ведь в стайке как? Нашел один корм, сразу всех оповестил: все сыты будут. И все же многие птицы нередко голодают, особенно трудно им во время метелей. Из 10 синиц выживают две. Вот тут должны приходить на помощь люди, чтобы помочь птицам.
е) Сценка.
Сорока: Тра-та-та-та! Что я видела, что я слышала! Ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они неблагодарные, на соседнем сугробе жалобы пишут, привередничают и капризничают
Щегол: Семечки и конопля в столовой недавленые, клюв сломаешь. Пока раскусишь. У нас от такой пищи – мозоль на языках.
Воробей: Ой-ой-ой! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало. До вечера коноплю разгребал. Хорошо бы ребята навес сделали!
Синица: Сало-салу рознь! Для нас синиц, правильно вывесить несоленое, от соленого у птиц животы болят.
Клест: Остался голодный, обед ветром сдуло. Плохо, когда кормушка без бортиков!
Снегирь: А где семена сорняков? Где рябина, калина, дынные, арбузные семечки?
- Так как же правильно кормить птиц?
(ответы детей о том, какой корм нужен для различных зимующих птиц и о том, что корм нужно насыпать обязательно в кормушки, кормушки по форме должны быть удобными для кормления зимующих птиц)
ж) Обсуждение психологической ситуации.
- Если бы вы были зимующей птичкой, о чём бы попросили детей?
(ответы детей)
5. Рефлексия.
Продолжение фразы:
Теперь я знаю, что …,
Я понял, что..,
Я буду ….
- Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, желанием помочь птицам, добрым отношением к ним.
6. Итог урока.
- Чем запомнился вам, ребята, наше занятие?
- Что вы узнали нового?
- Что вас взволновало?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Не забывайте о птицах зимой!
Не забывайте о птицах зимой! Клубный час, занятие в ГПД 1х классов по окружающему миру...
Внеклассное занятие "Не забывай птиц зимой"
Внеклассное занятие в игровой форме кратко сообщает о зимующих птицах, которые нуждаютя в нашей поддержке зимой....
Как зимой помочь птицам? Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой.
Урок окружающего мира в 1 классе (январь). Практическая работа №13: Изготовление кормушки из бумажного пакета....
Час общения «Не забывайте о птицах зимой»
Цель: создать условия для воспитания активной жизненной позиции учащихсяЗадачи: расширить знаний учащихся о зимующих птицах...
Открытый урок "Где зимуют птицы. Зимующие птицы Тувы"
Технологическая карта и презентация урока...
Проектно-исследовательская деятельность по охране птиц зимой "Покормите птиц зимой"
Мы стали победителями в областной операции "Покормите птиц зимой" в номинации" Птичье кафе" и призерами в номинации "Прилетайте в гости к нам". Грамоты и дипломы мы получ...
Тема урока : «Птицы. Зимующие и перелетные птицы. Хищные и певчие птицы»
Открытый урок на тема : «Птицы. Зимующие и перелетные птицы. Хищные и певчие птицы»...