Беседа « Мы разные, но мы вместе»
классный час (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Беседа « Мы разные, но каждый – человек»
Цель:
познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;
Задачи:
• дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
• воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения друг к другу.
Я знаю, что вы любите сказки, поэтому у нас в гостях сказка. « Сказка ложь, а в ней намёк…»
Инсценировка сказки «Кошкин дом»
1 ребёнок. 1 -Мы – звонче слова в мире нет! 1 -Добры люди, поспешите, 2 - Мадам, мы рады видеть Вас! | Кот. Кошка. 1 котёнок. 2 котёнок. 1 котёнок. 1 ребёнок. 2 ребёнок. 1котёнок. 2 котёнок. Приглашаем всех в круг. |
Игра «Продолжи фразу»:
- Когда ко мне обращаются с насмешкой, то я ……
-Когда ко мне обращаются с угрозой, то мне хочется…..
-Когда ко мне обращаются со страхом, то я чувствую ….
-Когда ко мне обращаются с уважением, то ….
Упражнение «Волшебное озеро»
Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее положено небольшое зеркало круглой формы.
Все участники в кругу, закрывают глаза.
Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в «маленьком волшебном озере», вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.
После того как в шкатулку заглянет каждый:
— Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?
— Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?
— Как вы понимаете значение слова «уникальный»?
— Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?
Спасибо за ответы, присаживайтесь на свои места. (слайд 1)
Сегодня наш разговор посвящён толерантности. А что это такое? Давайте вслушаемся в это слово: «То-о-ле-е-ра-а-нт-ность». Как, по-вашему, звучит это слово? Что, по вашему, обозначает слово «толерантность»?
Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вам поработать в группах. Сейчас вы посмотрите клип(слайд 2) прочитаете те высказывания, которые подбирали к классному часу и подумаете над тем, о чём мы говорили. В результате вашей работы вы попробуете ответить, а что же такое толерантность? Ваш ответ может быть в словесной форме, а может быть в виде рисунка, образа.
Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному: прочитайте на слайде.(слайд 3)
в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
А что же объединяет эти определения? (слайд 4)
Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим, уважительно относиться друг к другу.
Интересно, что символом толерантности является радуга. (слайд 5)Как вы думаете, а с чего начинается толерантность? Конечно же, с улыбки. (слайд 6)
Слово толерантность я изобразила в виде солнца. Но у него нет лучиков. Какие слова, на ваш взгляд, должны быть на лучах? Выберите и прикрепите. (сострадание, прощение, сотрудничество, уважение прав других, милосердие, принятие другого человека таким, каков он есть).
Почему так актуальна тема толерантности в настоящее время?
16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия.
В этот день проводятся массовые мероприятия, посвященные воспитанию терпимости у жителей стран-участниц ООН и других народов мира. На слайде вы видите выдержку из декларации принципов толерантности. (слайд 7)
«…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека,.. демократии и правопорядка…»
(Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года)
Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.
Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать. (слайд 8)
Какими же чертами должен обладать толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым? (слайд 9)А теперь вам нужно распределить слова в II колонки, где в I – колонке – черты, присущие толерантной личности, во II – черты, присущие интолерантной личности:
Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, понимание и принятие, чуткость, любознательность и др
Упражнение «Черты толерантной личности»
Цели:
ознакомить участников с основными чертами толерантной личности;
дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности.
Материалы: бланки опросника для каждого участника
Черты толерантной личности
1. Расположенность к другим
2. Снисходительность
3. Терпение
4. Чувство юмора
5. Чуткость
6. Доверие
7. Альтруизм
8. Терпимость к различиям
9. Умение владеть собой
10. Доброжелательность
11. Умение не осуждать других
12. Гуманизм
13. Умение слушать
14. Любознательность
15. Способность к сопереживанию
Процедура проведения. Участники получают бланки опросника. Ведущий объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности.
Инструкция: поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены; «-» напротив тех трех черт, которые у Вас наименее выражены. Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь.
На заполнение опросника дается 3—5 минут.
Упражнение “Волшебная лавка” (слайд 10)
Ведущий даёт участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.
Ведущий просит участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные “вещи”: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию.
Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на другие. Принимают участие все желающие. Вызывается участник. Он может выбрать одну или несколько “вещей”, которых у него нет. (Это те качества, которые, слабо выражены у данного участника). Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит что-то взамен, например, тот может расплатиться чувством юмора, которого у него в избытке.
Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независим от каких-либо отличий.
Ребята! Обратите внимание! На каждой парте лежит текст со стихотворением, цифрами обозначены номера парт. Сейчас у нас будет импровизированный монтаж. Вы должны по очереди читать строки стихотворения, учитывая номер парты.
1.
Что ж такое толерантность?
Может к бабушке любовь?
2.
А быть может это то, что маме
Я на день рождения принес?
3.
Понял я, что это – уважение
К мнению не только своему.
4.
Видеть боль чужую
Я, по-моему, уже могу.
5.
Дам монетку нищему,
Пожилому помогу.
6.
Товарища в беде не брошу,
Злобу в класс я не пущу.
7.
Если ты к друзьям терпим,
Выслушать любого можешь.
8.
Если нужно, то готов
Ты всегда прийти на помощь.
9.
Веришь в чудо, доброту.
Взрослых уважаешь,
10.
Маме с папой не грубишь,
Младших ты не обижаешь.
11.
Значит, не зря все говорят,
Что ты толерантен.
12.
Оставайся им всегда и
Будь еще галантен.
13.
Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.
14.
Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.
15.
Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир
Слово толерантность есть практически во всех языках мира и понимают его в разных странах
одинаково. Вот такие вертушки мира создают школьники США в День Толерантности ежегодно 16 ноября. На каждой вертушке дети пишут свои пожелания.
У нас в стране чаще всего «выращивают» дерево толерантности, на листьях которых дети также оставляют свои пожелания и рисунки. Давайте попробуем и мы вырастить своё дерево толерантности. Пусть наше дерево распустит листочки и зазеленеет. Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что,
по-вашему, надо сделать, чтобы наш класс, наша школа стала пространством толерантности,
т.е. чтобы отношения в них были толерантными.
Затем листочки приклейте на дерево.
Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?
Китайская притча «Ладная семья» (слайд 11)
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал, что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь;
прощение;
терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.
Пусть солнце толерантности передаст свое тепло вам, всем окружающим и всему миру. (слайд 12)
И в завершении вам пожелать
Будьте добрыми и человечными
И относитесь друг к другу так, как хотелось, чтобы другие относились к вам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный уголок "Мы разные, но мы вместе"
Для учителей, оформляющих классный уголок. Взято с разных сайтов в помощь заинтересованным классным руководителям....
Мероприятие "Мы разные, но мы вместе"
Толерантность...
Социальный проект для учащихся 4 класса: "Мы разные, но мы вместе"
Поэтапная разработка работы над проектом. Разнообразные творческие задания для учащихся. Отчет по проектной деятельности....
Занятие-игра о толерантности "Мы такие разные, но мы вместе" 2 класс
Занятие в доступной игровой форме расширяет знания второклассников о толерантности. Ситуации из жизни, любимые герои мультфильмов помогут ребятам вывести главное правило толерантности. Учащиеся учатся...
КЛАССНЫЙ ЧАС «МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ»
Цели:Формирование толерантного и уважительного отношения к личности.Создание доброжелательной атмосферы, направленной на повышение внутригруппового доверия и сплоченности классного коллектива.Стимулир...
Презентация "Мы разные ,но мы вместе"
Количество слайдов:17.Программа: Microsoft Office PowerPoint 2007.Цель использования презентации: предоставить информацию ученикам в полном объеме (картинки, фото) и максимально комфортно – наглядно и...
Беседа «Мы все разные, но мы вместе!»
Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого, знакомство с понятием «толерантность», значением и актуальностью его формирования,...