Викторина "Мои права и обязанности"
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Русанова Лариса Александровна

Представлен план конспект внеклассного мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvn_nedelya_pravyvykh_znaniy_dekabr_2014.doc335.5 КБ

Предварительный просмотр:

Неделя правовых знаний

ВИКТОРИНА (для учащихся 4 классов) 

«Мои права. Мои обязанности»

Цель: обобщить знания учащихся о личных правах человека, довести до осознания детей мысль о том, что каждый человек от рождения наделён личными неотъемлемыми правами, что надо уважать права других людей.

Оборудование:  Презентация. Викторина  проводится между 4 командами. Каждая команда находится в своей зоне. Командам было дано задание: вспомнить права и обязанности детей, Конвенцию прав ребенка, повторить сказки «Золушка», Гадкий утенок», «Снежная королева», «Буратино», название команды, приветствие.

Введение в тему

Гражданин! В этом слове – весомость, размах, высота.
Тот достоин его, чья душа пред Отчизной чиста.
Гражданин! Нет не титул наследный, а гордое званье:
В нём и совесть, и честь,
И родного народа признанье.
Т. Абдрахманова

- А что значит быть гражданином? (дети отвечают) подводим итоги.

Быть гражданином это:                              

1. Ощущать свою связь, с каким то определенным государством, признать его своим.

2. Пользоваться защитой государства.

3.Использовать свои гражданские права и выполнять свои гражданские обязанности.

- Ребята, мы являемся гражданами какой страны? Российской Федерации

- Вы как граждане России имеете права и обязанности.

Сегодня мы проверим, как вы их знаете и понимаете.

Для проведения викторины разделимся на команды, и каждая команда будет зарабатывать жетоны за каждый правильный ответ. Выиграет та команда, игроки которой наберут наибольшее количество жетонов.

Давайте же познакомимся с командами. (Команды называются, приветствуют друг друга)

1. Блиц опрос

1) Как называется государство, в котором мы живем? (Российская Федерация, Россия)

2) Как называется субъект Российской Федерации, в котором мы живем? (Город Санкт - Петербург)

3) Как называется самый главный закон РФ (Конституция)

4) Как называется международный документ, содержащий целую систему правил, направленных на защиту детей («Конвенция о правах ребенка» (1989г.).)

5) Как называется документ, который выдается каждому ребенку при рождении? (свидетельство о рождении)

6) Как называется документ, который выдается каждому гражданину при достижении 14 лет? (паспорт)

7) Во сколько лет наступает совершеннолетие гражданина? (18 лет)

8) Во сколько лет наступает уголовная //административная ответственность гражданина? (уголовная – с 14 лет// административная – с 12 лет)

Беседа

- Что означают слова «права» и «обязанности»? (Выслушиваются высказывания детей. Из словаря Ожегова:

«Право - охраняемая государством, узаконенная возможность что- нибудь делать, осуществлять». Дети имеют право на получение образования, отдых, медицинское обслуживание и т. д. «Обязанность - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения». Дети обязаны хорошо учиться, уважать и слушаться своих родителей и т. д.)

- Какие обязанности и права есть у ученика в школе? (Ответы детей записываются на доску.)

II . Закончи предложение

Учащиеся дополняют окончание предложений:

- В школе я должен...

- В школе я имею право...

- Дома я должен...

- Дома я имею право...

- На улице я должен...

- На улице я имею право...

- В гостях я должен...

- В гостях я имею право...

III.

 - Продолжим нашу викторину. Следующее задание.

- Давайте, вспомним сейчас с вами художественные произведения, героев этих произведений и проговорим, какие права детей нарушались в этих сказках.  

 ЖЕРЕБЬЕВКА (Кто первый, второй…)

1) А. Н. Толстой «Приключения Буратино»

- Кто главный герой этой сказки?

- Что купил папа Карло для Буратино? Зачем?

- Где можно учиться?

- Каким правом воспользовался Буратино, когда пошел в школу?

(Игрок, ответивший правильно, получает жетон)

- Какие обязанности нарушил?

2) Г. Х. Андерсен «Снежная королева»

- С кем жили Кай и Герда?

- Как жилось им у бабушки?

- Что случилось с Каем?

- Какое право Кая нарушила Снежная королева?

Чтобы дети были счастливыми, они должны воспитываться в семье или с теми, кто будет о них хорошо заботиться. И никто не имеет права разлучить ребенка с семьей.

3)  Перро «Золушка»

- Как относилась к Золушке мачеха?

- Что по дому делала золушка?

- Какое право Золушки нарушила Мачеха?

В Конвенции о правах ребенка записано право на отдых, и на защиту от злоупотребления детским трудом. Дети должны помогать своим родителям или тем, кто о них заботится, но по мере своих сил и возможностей.

4) К. И. Чуковский «Айболит»

- Кто такой Айболит?

-Чем он занимался?

- Какую обязанность по отношению к детям, выполняют врачи?

Да, ребята вы имеете право на медицинский уход, но вы и сами должны заботиться о своем здоровье. Что же вы обязаны делать? Заботиться о чистоте своего тела, одежды, закаляться, соблюдать режим, хорошо питаться и заниматься спортом.

Физминутка (вместе с учителем выполняют дыхательную гимнастику)

IV. Конкурс «Права ребенка»  

Поделки из бумаги: открытки "Ромашки" - поделки из бумаги - Поделки руками детей - Каталог статей - Академия поделокПоделки из бумаги: открытки "Ромашки" - поделки из бумаги - Поделки руками детей - Каталог статей - Академия поделок

Объявляется «мозговой штурм». Каждая команда получает «Ромашку» –  «ПРАВА» // «ОБЯЗАННОСТИ» ( 1 команда – в классе, 2 команда – в столовой, 3 команда – в библиотеке, 4 команда – на улице).

Команды в течение 3 – х минут должны написать на лепестках ромашки как можно больше  «прав» и «обязанностей»

V. Конкурс капитанов «Пантомима».  

Капитанам выдаются билеты – задание: с помощью пантомимы изобразить право, написанное на билете, а ребята своей группы должны угадать это право.

VI. Итог. Подсчет жетонов. Награждение

Ознакомление детей дошкольного возраста с основами правовой культуры

Источники

http://doc4web.ru/nachalnaya-shkola/konspekt-vneklassnogo-zanyatiya-v-nachalnoy-shkole-kvn-moi-prava.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание:"Права и обязанности родителей(законных представителей)"

Родительское собрание:"Права и обязанности родителей(законных представителей)"...

Утренник: “Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав”.

Воспитание правового самосознания учащихся....

« Права и обязанности пассажиров. Правила поведения в общественном транспорте»

Цели: Отрабатывать навыки основных правил поведения в общественном транспорте; Развивать логическое мышление, память, внимание;Оборудование: Памятка прав и обязанностей пассажиров; кружки трёх цветов ...

Права и обязанности ребёнка. Права и обязанности родителей.

В статье подробно перечислены основные права и обязанности ребёнка-школьника, а также их родителей....

Ролевое моделирование «Права и обязанности» ( посвященное Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка»)

Ролевое моделирование правовой тематики, посвященное Всемирному дню  прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».Права детей представлены в презентации, в ходе мероприятия ...