Мастер класс « Жестокость и милосердие» (по произведению Г.Н Троепольского «Белый Бим Черное ухо»»).
план-конспект занятия (4 класс) по теме

 

Мастер класс в 4 классе

учитель: Бармина Оксана Анатольевна

 

« Жестокость и милосердие»

(по произведению Г.Н  Троепольского «Белый Бим Черное ухо»»).

 

 

Цель: подвести учащихся к пониманию важности милосердия между людьми и животными в нашей жизни, сознательного, обдуманного совершения поступков через обсуждение  темы жестокости и милосердия в произведении 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon barmina_o_a_ped_studiya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс

« Жестокость и милосердие»

(по произведению Г.Н  Троепольского «Белый Бим Черное ухо»»).

Цель: подвести учащихся к пониманию важности милосердия между людьми и животными в нашей жизни, сознательного, обдуманного совершения поступков через обсуждение  темы жестокости и милосердия в произведении

                                               Ход  занятия

1.Пролог.

Учитель:   Сегодня  у нас необычный   урок.  Если  после  нашего  урока  в  ваших сердцах  доброты и милосердия  будет  больше, это  буде  большая  радость  и большой  подарок.  Нам  предстоит,  как всегда  много  размышлять, не  стесняйтесь, каждый  человек  имеет  своё  мнение, может  и  должен  его  высказывать. При  этом  он не  должен  забывать  об  уважении: выслушать  другое  мнение, даже если  оно не  совпадает  с его.  Скажите  добрые  слова  друг  другу.  Продолжаем  создавать  нашу  «Азбуку  хороших  слов».  Сегодня  вспомним  хорошие, добрые  слова  на  букву  «Д».
Ученики:  добрый, дорогой, добросердечный, дружный, душевный, доброжелательный, добродетельный, добродушный, добронравный, добропорядочный, достойный.

Доброта  и милосердие проявляется  в  поступках.

Итак, друзья, внимание-
Ведь  прозвенел  звонок.
Садитесь  поудобнее-
Начнем  сейчас  урок.

2.Этюд.

 Данный этап направлен на быстрое включение учащихся в работу.

Задача: формировать умение одухотворять предметы с точки зрения духовных ценностей, находить человеческое присутствие в вещах, предметах, представить цель педагогической студии.

Учитель: Какие высказывания, поговорки  вы приготовили  по теме «Собака- друг человека»?

Учащиеся: читают

Учитель: Из всех домашних животных, которых одомашнил человек, лишь одно стало ему настоящим другом - собака. Эта дружба человека и собаки уходит своими корнями в далёкое прошлое. Собака умеет преданно  любить, хорошо приспосабливается к различным условиям и усваивает уроки.

Человек принял собаку в круг своей семьи, а она воспринимает эту семью как свою стаю, где хозяин - вожак. Собака и поныне служит человеку: помощником на охоте, сторожем, пастухом, ищейкой и поводырем слепых, но главное - она стала ему спутником и другом.

Предлагаю вам посмотреть изобразительный материал( картина Ф. Решетникова « Опять двойка»,Э.Лансира «Спаситель»,Пикассо « Мальчик с собакой» рисунки детей, и ответить на вопрос: «Может ли быть дружба между человеком и собакой?»

Демонстрируются слайды репродукций картин художников, фотографий с изображением людей и животных.

Ответы учащихся.

Учитель: Как вы думаете, чем отличается дружба с животными от дружбы с мальчиками или девочками.

Ответы учащихся.

Учитель: Что самое хорошее в дружбе с животными?

Ответы учащихся.

Вывод: преданность, верность животных. Забота о них согревает сердце.

Ученик читает стихотворение Т. Агибаловой « У меня есть друг»
У меня теперь есть Друг, 
Преданный и верный. 
Без него я как без рук, 
Если откровенно. 
Мы гуляем во дворе, 
Весело играем, 
Скоро в школу в сентябре 
Вместе зашагаем. 
Другу я любой секрет 
Расскажу без страха. 
Я несу ему котлет, 
Спрятав под рубахой. 
Ешь, мой маленький Дружок, 
Что еще затеешь? 
Ты пока еще щенок, 
А дружить умеешь 

Учитель: К сожалению ,некоторые люди не любят животных, жестко относятся к ним. Это серьезная проблема, ведь дети сталкивается иногда   с жестоким обращением взрослых   с животными, люди  проявляют жестокость, забывая  или не зная, что есть на свете такое прекрасное слово- милосердие.

Тема нашего разговора - жестокость и милосердие. Сегодня мы обратимся к произведению Г Н Троепольского « Белый Бим и Черное ухо» и выясним смысл этих слов, их место в жизни героев и в нашей жизни, а также сформулируем нравственное отношение людей к животным. ( просмотр начала кинофильма

3.Экспликация.

Задача: показать образец духовной ориентации, непосредственную причастность милосердия и жестокости человека по отношению к животным.

Учитель: О чём рассказывается в рассказе Г.Н.Троепольского « Белый Бим и Черное ухо»

Группа учеников  кратко рассказывают содержание произведения.( заранее к этому подготовились)

Учитель: Почему это произведение так называется?

Ответы учащихся.

Учитель: Как относился Иван Иванович к Биму? Почему

Ответы учащихся.

Учитель: Почему счастливая жизнь закончилась для Бима?

               За что невзлюбила Бима соседка?

( просмотр эпизода из кинофильма, где Бим убегает из квартиры соседки и встречается с проблемами.)

  _ Что предприняла соседка, когда увидела Бима вновь у дома?

      Пес – главный герой, впервые сталкивается с жестокостью  со стороны людей .Что же означают эти два слова.

Учитель: Что можно сделать для тех, кого предали люди?  (Ответы детей).

 Учитель:         - Частично изменить ситуацию помогают собачьи приюты, в которых собаки получают, пусть и в минимальных размерах, необходимую помощь, еду и крышу над головой. Собаки, живущие в приюте – это больше, чем просто собаки. Разные судьбы, разные пути попадания в приют, но есть и общее: почти каждая из них в прошлом пострадала от предательства, жестокости или равнодушия людей. И каждая – простила. И снова поверила в человека. Собаки в приютах — как детдомовцы. Они понимают, что люди приезжают сюда выбирать, и очень стараются понравиться.       

- А могут ли дети, самостоятельно принять участие в судьбах брошенных собак? (Школьники предлагают свои варианты).Что в вашем понимании  « Милосердие» « Быть милосердным?»

Учитель: Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова и прочитаем значение этих слов.

Жестокость - крайне суровый; безжалостный, беспощадный поступок, обращение.

Милосердие- готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Учитель: Что предпринял Иван Иванович , когда вернулся из Москвы?

Ответы детей: Он узнает , что узнает, что случилось с Бимом , выясняет адрес приюта и тут же едет за свое собакой. Но приехав в приют, он узнает, что Бима уже нет в живых.( просмотр эпизода из кинофильма)

4. Практикум.

Задача: организовать действия участников студии для приобретения первичного опыта по теме разговора.

Учитель: Обратимся к  страницам повести, обратим внимание на поведение героев, на их взаимоотношения и дадим оценку. Итогом наших размышлений будут нравственные правила поведения и отношения между людьми и животными, которые мы сформулируем.

Организуется работа в двух группах. Первая группа учащихся обсуждает тему жестокости в повести, используя вопросы:

- Почему слово жестокость просится в разговор о собаке?

-Какие страницы повести «жестоки»? Как написал их автор?

- Приведите примеры из жизни . Как отнеслись вы к поступку соседки?

Можно изменить отношение людей к собакам? Как?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, а затем формулируют нравственные правила поведения и отношения людей и животных.

Вторая группа обсуждает тему милосердия в рассказе, используя вопросы:

-Когда на страницах повести звучит слово милосердие? Как мы можем помочь нашим друзьям, попавшим в беду?

-В каких ситуациях, на ваш взгляд, милосердие могло решить возникшие проблемы?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, а затем формулируют нравственные правила поведения с людьми.

Учитель: Вернёмся к теме нашего занятия« Жестокость и милосердие»

Нарисуйте слева на листах бумаги тот образ, который выражает значение слова «жестокость». Объясните, почему вы выбрали именно его (дети рисуют). Напишите те слова, которые ассоциируются у вас с этим словом.

Назовите те духовные ценности, которые противостоят жестокости, запишите их на другой половине листа. Объедините эти слова одним словом: МИЛОСЕРДИЕ(любовь к ближнему, сострадание).

 Сейчас на земном шаре нет такого места, где бы рядом с человеком не жила собака.

Мы выявили три основные причины, когда нашим друзьям нужна помощь:

 1). Это жестокость, бездушие, безответственность людей, которые выгнали, выбросили, оставили на улице беззащитное животное.

 2). Животное остается на улице, так как его хозяин умирает, а родственники не берут это животное в свой дом.

 3)    Животные теряются или убегают от нерадивых хозяев.

Учитель:  Человеческая душа – это ваш лист, в ней сочетается и зло (то, что мы называем жестокостью) и милосердие. Но я хочу пожелать вам, чтобы жестокости в вашей жизни как с вашей стороны, так и по отношению к окружающим людям не было.

5. Коррекция.

Задача: выявить важность поднятого вопроса в повседневной жизни и  наметить пути коррекции в поведении учащихся.

Учитель: У вас, наверно, тоже возникали проблемы, жизненные неурядицы, которые заставляли вас переживать, относиться к вашим друзьям меньшим « немилосердно» Давайте попробуем оценить собственные поступки, собственное поведение.

Используется методика «Анализ жизненных ситуаций».

- Довольны ли вы собой и тем, как вам живётся?

- Знакомо ли вам чувство неловкости и стыда?

- Бывает ли вам страшно за себя и окружающих?

- Чем вы особенно дорожите в себе и близких?

-Приходилось ли тебе заново оценивать собственный поступок? Расскажи об этом.

Учитель: Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра, милосердия. Но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра, милосердия всхожими или же сорняки зла, жестокости погубили их. Мы верим в то, что каждый из нас станет добрым, отзывчивым, милосердным человеком, а задача каждого из нас - помочь взойти семенам добра.

6.Рефлексия.

Задача: оценить процесс самопознания и эмоционального состояния школьников.

Всем участникам студии раздаются карточки с недописанными тезисами. Которые необходимо закончить.

- Я хочу сказать, что раньше я…

-Я  думаю, что …

-Я могу добавить к сказанному следующее…

-Очень хотелось бы изменить в первую очередь…

-В чём я абсолютно уверен (- а), так это в том…

-Я чувствую, что в решении  этой проблемы я мог (- ла) бы…

-Может это покажется незначительным, но я хочу обратить внимание на…

-Для меня важным в разговоре было…

Наше занятие  хотелось бы закончить словами  французского писателя, поэта и профессионального лётчика  Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приучили».Спасибо за работу.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

‘’Произведения С.Маршака и С.Черного’’

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе ‘’Произведения С.Маршака и С.Черного’’ Цели и задачи урока: Образовательные-познакомить детей со стихотворениями С. Маршака и С.Черного, повторить...

Урок. Изобразительное искусство: Гуашь. Добавление белой и черной краски. Природная стихия.

Гуашь. Добавление белой и черной краски.  Природная стихия.Изобразительное искусство Цели:  ознакомить со средствами худ  выраженности,...

Урок милосердия в рамках благотворительной акции "Белый цветок"

Урок милосердия в рамках благотворительной акции "Белый цветок"...

Мастер-класс «Приёмы работы над лирическим произведением». (обмен опытом)

Как работать над лирическим произведением в начальной школе?  Действительно это сложный вид работы, особенно с малышами, где мы должны учить детей чувствовать и понимать образный язык художествен...

Конспект урока по изобразительному искусству "Загадки белого и черного. Графика: линия, штрих, силуэт, симметрия" УМК "Перспектива"

Цель: формирование понятия «симметрия», «графика», умения выражать в творческой работе свое отношение к выразительности белого и черного цветов в искусстве графики; развит...

Технологическая карта для урока изобразительного искусства по теме "Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности"

Технологическая карта урока ИЗО по теме "Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности"...