Мастер класс « Жестокость и милосердие» (по произведению Г.Н Троепольского «Белый Бим Черное ухо»»).
план-конспект занятия (4 класс) по теме
Мастер класс в 4 классе
учитель: Бармина Оксана Анатольевна
« Жестокость и милосердие»
(по произведению Г.Н Троепольского «Белый Бим Черное ухо»»).
Цель: подвести учащихся к пониманию важности милосердия между людьми и животными в нашей жизни, сознательного, обдуманного совершения поступков через обсуждение темы жестокости и милосердия в произведении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
barmina_o_a_ped_studiya.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс
« Жестокость и милосердие»
(по произведению Г.Н Троепольского «Белый Бим Черное ухо»»).
Цель: подвести учащихся к пониманию важности милосердия между людьми и животными в нашей жизни, сознательного, обдуманного совершения поступков через обсуждение темы жестокости и милосердия в произведении
Ход занятия
1.Пролог.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Если после нашего урока в ваших сердцах доброты и милосердия будет больше, это буде большая радость и большой подарок. Нам предстоит, как всегда много размышлять, не стесняйтесь, каждый человек имеет своё мнение, может и должен его высказывать. При этом он не должен забывать об уважении: выслушать другое мнение, даже если оно не совпадает с его. Скажите добрые слова друг другу. Продолжаем создавать нашу «Азбуку хороших слов». Сегодня вспомним хорошие, добрые слова на букву «Д».
Ученики: добрый, дорогой, добросердечный, дружный, душевный, доброжелательный, добродетельный, добродушный, добронравный, добропорядочный, достойный.
Доброта и милосердие проявляется в поступках.
Итак, друзья, внимание-
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее-
Начнем сейчас урок.
2.Этюд.
Данный этап направлен на быстрое включение учащихся в работу.
Задача: формировать умение одухотворять предметы с точки зрения духовных ценностей, находить человеческое присутствие в вещах, предметах, представить цель педагогической студии.
Учитель: Какие высказывания, поговорки вы приготовили по теме «Собака- друг человека»?
Учащиеся: читают
Учитель: Из всех домашних животных, которых одомашнил человек, лишь одно стало ему настоящим другом - собака. Эта дружба человека и собаки уходит своими корнями в далёкое прошлое. Собака умеет преданно любить, хорошо приспосабливается к различным условиям и усваивает уроки.
Человек принял собаку в круг своей семьи, а она воспринимает эту семью как свою стаю, где хозяин - вожак. Собака и поныне служит человеку: помощником на охоте, сторожем, пастухом, ищейкой и поводырем слепых, но главное - она стала ему спутником и другом.
Предлагаю вам посмотреть изобразительный материал( картина Ф. Решетникова « Опять двойка»,Э.Лансира «Спаситель»,Пикассо « Мальчик с собакой» рисунки детей, и ответить на вопрос: «Может ли быть дружба между человеком и собакой?»
Демонстрируются слайды репродукций картин художников, фотографий с изображением людей и животных.
Ответы учащихся.
Учитель: Как вы думаете, чем отличается дружба с животными от дружбы с мальчиками или девочками.
Ответы учащихся.
Учитель: Что самое хорошее в дружбе с животными?
Ответы учащихся.
Вывод: преданность, верность животных. Забота о них согревает сердце.
Ученик читает стихотворение Т. Агибаловой « У меня есть друг»
У меня теперь есть Друг,
Преданный и верный.
Без него я как без рук,
Если откровенно.
Мы гуляем во дворе,
Весело играем,
Скоро в школу в сентябре
Вместе зашагаем.
Другу я любой секрет
Расскажу без страха.
Я несу ему котлет,
Спрятав под рубахой.
Ешь, мой маленький Дружок,
Что еще затеешь?
Ты пока еще щенок,
А дружить умеешь
Учитель: К сожалению ,некоторые люди не любят животных, жестко относятся к ним. Это серьезная проблема, ведь дети сталкивается иногда с жестоким обращением взрослых с животными, люди проявляют жестокость, забывая или не зная, что есть на свете такое прекрасное слово- милосердие.
Тема нашего разговора - жестокость и милосердие. Сегодня мы обратимся к произведению Г Н Троепольского « Белый Бим и Черное ухо» и выясним смысл этих слов, их место в жизни героев и в нашей жизни, а также сформулируем нравственное отношение людей к животным. ( просмотр начала кинофильма
3.Экспликация.
Задача: показать образец духовной ориентации, непосредственную причастность милосердия и жестокости человека по отношению к животным.
Учитель: О чём рассказывается в рассказе Г.Н.Троепольского « Белый Бим и Черное ухо»
Группа учеников кратко рассказывают содержание произведения.( заранее к этому подготовились)
Учитель: Почему это произведение так называется?
Ответы учащихся.
Учитель: Как относился Иван Иванович к Биму? Почему
Ответы учащихся.
Учитель: Почему счастливая жизнь закончилась для Бима?
За что невзлюбила Бима соседка?
( просмотр эпизода из кинофильма, где Бим убегает из квартиры соседки и встречается с проблемами.)
_ Что предприняла соседка, когда увидела Бима вновь у дома?
Пес – главный герой, впервые сталкивается с жестокостью со стороны людей .Что же означают эти два слова.
Учитель: Что можно сделать для тех, кого предали люди? (Ответы детей).
Учитель: - Частично изменить ситуацию помогают собачьи приюты, в которых собаки получают, пусть и в минимальных размерах, необходимую помощь, еду и крышу над головой. Собаки, живущие в приюте – это больше, чем просто собаки. Разные судьбы, разные пути попадания в приют, но есть и общее: почти каждая из них в прошлом пострадала от предательства, жестокости или равнодушия людей. И каждая – простила. И снова поверила в человека. Собаки в приютах — как детдомовцы. Они понимают, что люди приезжают сюда выбирать, и очень стараются понравиться.
- А могут ли дети, самостоятельно принять участие в судьбах брошенных собак? (Школьники предлагают свои варианты).Что в вашем понимании « Милосердие» « Быть милосердным?»
Учитель: Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова и прочитаем значение этих слов.
Жестокость - крайне суровый; безжалостный, беспощадный поступок, обращение.
Милосердие- готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Учитель: Что предпринял Иван Иванович , когда вернулся из Москвы?
Ответы детей: Он узнает , что узнает, что случилось с Бимом , выясняет адрес приюта и тут же едет за свое собакой. Но приехав в приют, он узнает, что Бима уже нет в живых.( просмотр эпизода из кинофильма)
4. Практикум.
Задача: организовать действия участников студии для приобретения первичного опыта по теме разговора.
Учитель: Обратимся к страницам повести, обратим внимание на поведение героев, на их взаимоотношения и дадим оценку. Итогом наших размышлений будут нравственные правила поведения и отношения между людьми и животными, которые мы сформулируем.
Организуется работа в двух группах. Первая группа учащихся обсуждает тему жестокости в повести, используя вопросы:
- Почему слово жестокость просится в разговор о собаке?
-Какие страницы повести «жестоки»? Как написал их автор?
- Приведите примеры из жизни . Как отнеслись вы к поступку соседки?
Можно изменить отношение людей к собакам? Как?
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, а затем формулируют нравственные правила поведения и отношения людей и животных.
Вторая группа обсуждает тему милосердия в рассказе, используя вопросы:
-Когда на страницах повести звучит слово милосердие? Как мы можем помочь нашим друзьям, попавшим в беду?
-В каких ситуациях, на ваш взгляд, милосердие могло решить возникшие проблемы?
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, а затем формулируют нравственные правила поведения с людьми.
Учитель: Вернёмся к теме нашего занятия« Жестокость и милосердие»
Нарисуйте слева на листах бумаги тот образ, который выражает значение слова «жестокость». Объясните, почему вы выбрали именно его (дети рисуют). Напишите те слова, которые ассоциируются у вас с этим словом.
Назовите те духовные ценности, которые противостоят жестокости, запишите их на другой половине листа. Объедините эти слова одним словом: МИЛОСЕРДИЕ(любовь к ближнему, сострадание).
Сейчас на земном шаре нет такого места, где бы рядом с человеком не жила собака.
Мы выявили три основные причины, когда нашим друзьям нужна помощь:
1). Это жестокость, бездушие, безответственность людей, которые выгнали, выбросили, оставили на улице беззащитное животное.
2). Животное остается на улице, так как его хозяин умирает, а родственники не берут это животное в свой дом.
3) Животные теряются или убегают от нерадивых хозяев.
Учитель: Человеческая душа – это ваш лист, в ней сочетается и зло (то, что мы называем жестокостью) и милосердие. Но я хочу пожелать вам, чтобы жестокости в вашей жизни как с вашей стороны, так и по отношению к окружающим людям не было.
5. Коррекция.
Задача: выявить важность поднятого вопроса в повседневной жизни и наметить пути коррекции в поведении учащихся.
Учитель: У вас, наверно, тоже возникали проблемы, жизненные неурядицы, которые заставляли вас переживать, относиться к вашим друзьям меньшим « немилосердно» Давайте попробуем оценить собственные поступки, собственное поведение.
Используется методика «Анализ жизненных ситуаций».
- Довольны ли вы собой и тем, как вам живётся?
- Знакомо ли вам чувство неловкости и стыда?
- Бывает ли вам страшно за себя и окружающих?
- Чем вы особенно дорожите в себе и близких?
-Приходилось ли тебе заново оценивать собственный поступок? Расскажи об этом.
Учитель: Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра, милосердия. Но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра, милосердия всхожими или же сорняки зла, жестокости погубили их. Мы верим в то, что каждый из нас станет добрым, отзывчивым, милосердным человеком, а задача каждого из нас - помочь взойти семенам добра.
6.Рефлексия.
Задача: оценить процесс самопознания и эмоционального состояния школьников.
Всем участникам студии раздаются карточки с недописанными тезисами. Которые необходимо закончить.
- Я хочу сказать, что раньше я…
-Я думаю, что …
-Я могу добавить к сказанному следующее…
-Очень хотелось бы изменить в первую очередь…
-В чём я абсолютно уверен (- а), так это в том…
-Я чувствую, что в решении этой проблемы я мог (- ла) бы…
-Может это покажется незначительным, но я хочу обратить внимание на…
-Для меня важным в разговоре было…
Наше занятие хотелось бы закончить словами французского писателя, поэта и профессионального лётчика Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приучили».Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
‘’Произведения С.Маршака и С.Черного’’
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе ‘’Произведения С.Маршака и С.Черного’’ Цели и задачи урока: Образовательные-познакомить детей со стихотворениями С. Маршака и С.Черного, повторить...
Итоговая работа по прочтении произведения Джека Лондона "Белый клык"
Опросник по прочитанному....
Урок. Изобразительное искусство: Гуашь. Добавление белой и черной краски. Природная стихия.
Гуашь. Добавление белой и черной краски. Природная стихия.Изобразительное искусство Цели: ознакомить со средствами худ выраженности,...
Урок милосердия в рамках благотворительной акции "Белый цветок"
Урок милосердия в рамках благотворительной акции "Белый цветок"...
Мастер-класс «Приёмы работы над лирическим произведением». (обмен опытом)
Как работать над лирическим произведением в начальной школе? Действительно это сложный вид работы, особенно с малышами, где мы должны учить детей чувствовать и понимать образный язык художествен...
Конспект урока по изобразительному искусству "Загадки белого и черного. Графика: линия, штрих, силуэт, симметрия" УМК "Перспектива"
Цель: формирование понятия «симметрия», «графика», умения выражать в творческой работе свое отношение к выразительности белого и черного цветов в искусстве графики; развит...
Технологическая карта для урока изобразительного искусства по теме "Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности"
Технологическая карта урока ИЗО по теме "Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности"...