По истокам славянской письменности
методическая разработка (4 класс) на тему

Методическая разработка внекласного занятия, посвящённого дню славянской писменности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoki_sl._pis.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБС (К) ОУ «Новооскольская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»

«ПО ИСТОКАМ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ»

 (В ПАМЯТЬ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ)

Методическая разработка занятия

                                                                                 Подготовила:

                                                                                        Водопьянова Е.А.

                                                                                            воспитатель

Цель:

  1. Формировать у детей чувство патриотизма, гражданского самосознания.
  2. Способствовать усвоению понятия «культура».
  3. Расширять общественно значимые представления о своей стране.

Оборудование:

  1. Национальные костюмы или картинки с их изображением (белорусский, русский, украинский, болгарский, сербский).
  2. Плакат с названием занятия (на доске).
  3. Рисуночные пиктограммы.
  4. «Повесть временных лет» (книга).
  5. Портреты Кирилла и Мефодия.
  6. Кириллица, глаголица (на доске).
  7. Слово на глаголице, предложение на глаголице.
  8. Колокольный звон (аудиозапись).
  9. Сравнительная таблица греческих и славянских букв.
  10. Расшифровка букв кириллицы.
  11. Пословицы (на доске).
  12. Для игр – слова пословиц, народные частушки.

Ведущий. Мы живём в стране, которая называется (Россия). Россияне, русские, русичи… Каждый человек должен знать и помнить, откуда родом, кто его предки. Род, родился, Родина, родословная – все эти слова родственные, однокоренные.

Ребёнок. Своею статью все пригожие,

               Все разные и все похожие,

               Зовётесь ныне – россияне,

               Издревле, кто вы?

               (хором) Мы славяне!

Ведущий. Да, мы – славяне! И русские, и украинцы, и болгары, белорусы, чехи, поляки, сербы, хорваты, словаки – все славяне. Близкие у нас и культура, и обычаи, и письменность. Всё это вы увидите на нашем занятии.

Слово “культура” часто встречается в нашей речи. Мы говорим “культура поведения”,  “сельскохозяйственная культура”, “массовая культура”.

Дело в том, что слово “культура”, пришедшее к нам из латинского языка, имеет множество значений. Древние римляне обозначали этим словом возделывание злаков, воспитание и развитие.

В современном понимании “культура” – совокупность достижений человечества в производственном, общественном отношении. Это всё то, что создано людьми за свою многовековую историю: письменность, научные знания, искусство, орудия труда, одежда.

Ученик. Из родной Белоруссии

               Я встречаю зарю,

               Всем мальчишкам, девчонкам

               “Добрый день!” говорю.

Ребёнок. Утром нива росистая,

               Даль прозрачная ясная

               Отзовётся Россия

               - Здравствуй! – скажет она.

Ребёнок. Слово дружба взовьётся

               Над болгарской землёй:

               - Добро живота!

               Мы услышим с тобой.

Ребёнок. И куда ни поеду

               В те ли, эти края –

               Всюду словом привета

               Встретят братья, друзья.

Ведущий. Потому что, русоволосые, сероглазые.

                  Лицом все светлые и сердцем славные,

                  Древляне, русичи, поляне,

                  Скажите, кто вы?

                  (хором) Мы – славяне!

Сегодня наше занятие посвящено славянской письменности в память Кирилла и Мефодия.

Ребёнок. В классе уютном, просторном

               Утром стоит тишина,

               Заняты школьники делом –

               Пишут по чёрному белым

               Ручками пишут и мелом:

               “Нам не нужна война!”

Ведущий. В это трудно поверить, но когда-то у нас не было печатных книг. Было и такое время, когда наши предки – славяне – не имели письменности. Не знали букв. Они прекрасно понимали друг друга, но у них не было книг, школ. Письма они писали, но не буквами, а рисунками. Такие письма назывались рисуночными. Каждый предмет у наших предков что-нибудь символизировал, обозначал. Древнейшую письменность называли “пиктографией”. Такие рисунки учёные обнаружили в одной из пещер.

- А пользуются ли люди пиктографией сегодня? Представьте себе, пользуются. Самые внимательные пешеходы наверняка уже догадались. Самые распространенные пиктограммы – дорожные знаки. Они помогают нам ориентироваться.

- Ребята, а что же мы знаем о древнейшей письменности? Послушаем выступления ребят, которые расскажут нам, что такое письменность и иероглифы.

Ребёнок. Оглянись на предков наших,

               На героев прошлых дней,

               Вспоминай их добрым словом:

               Слава им борцам суровым!

               Слава русской старине!

               И про эту старину

               Я рассказывать начну,

               Чтобы люди знать могли

               О делах родной земли…

Ребёнок. В монастырской келье узкой,

               В четырёх глухих стенах

               О земле о древнерусской

               Быль записывал монах.

               Он писал зимой и летом,

               Озарённый тусклым светом.

               Он писал из года в год

               Про великий наш народ.

Ведущий. Ребята, а как называется запись событий по годам? (Летопись). Как называется одна из первых летописей на Руси? (“Повесть временных лет”). Как звали летописца, написавшего её? (Нестор). Писал Нестор уже буквами. Когда же появились буквы? Предполагают, что уже в IX веке были книги, написанные русскими буквами. Но до нас они не дошли. А книги более позднего периода написаны уже буквами старославянской азбуки “кириллицы”. (на доске изображение кириллицы)

Звучит запись – Колокольный звон

Ребёнок. По широкой Руси - нашей матушке

               Колокольный звон разливается

               Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

               За труды прославляются.

Ребёнок. Вспоминают Кирилла, Мефодия

               Братьев славных равноапостольских

               В Белоруссии и Македонии,

               В Польше, Чехии и Словакии

               Хвалят братьев премудрых в Болгарии

               В Украине, Хорватии, Сербии

Ребёнок. Все народы, что пишут Кириллицей,

               Что зовутся издревле славянскими,

               Славят подвиг первоучителей,

               Христианских своих просветителей.

Сообщение ученика о Кирилле и Мефодии. С детства Константин полюбил науку. Он обладал поразительными способностями, необъятной памятью, быстро овладевал языками. Детским играм он предпочитал книгу, поражая тягой к знаниям. За начитанность, образованность, ум и остроумие, блестящее ораторское искусство его стали называть Константином Философом. Дни и ночи он проводил в книгохранилищах, в поисках интересных рукописей. К своей деятельности Константин привлёк своего старшего брата Мефодия, который, бросив блестящую карьеру, ушёл в монастырь. Мефодий горячо поддерживал Константина стремлением создать азбуку для славян. Константин Философ скончался  14 февраля 869 года. Он принял монашество под именем Кирилла. Святой Мефодий пережил брата на 16 лет. Он выполнял последнюю волю брата – продолжил перевод церковных книг на славянский язык.

Ведущий. (показать изображение Кирилла и Мефодия). Жили братья на границе Византии и славянских земель. Младший брат Кирилл мечтал писать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы. Прошли годы. Братья выросли, выучились, но мечта создать азбуку не покидала младшего брата. Он много работал и наконец азбука была готова. Но придумать – это полдела. Надо её перевести с греческого языка на славянский. Это оказалось не просто, Кирилл один не мог справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий.

Рассказ у доски о кириллице

Каждая буква кириллицы имеет своё название и своё цифровое значение. Образцом послужило греческое уставное письмо. Уставное письмо – письмо, где буквы пишутся прямо, отдельно одна от другой. Между двумя словами нет промежутков. После этой работы Кирилла и Мефодия, какая первая книга была переведена на славянский язык? (Евангелие) – показ картинки. Это событие произошло в 863 году. Но на Руси письменность пришла после крещения её в 988 году. Как звали князя, который крестил Русь? (Владимир). С тех пор алфавит несколько раз менялся, но до сих пор мы используем для письма азбуку, сочинённую в древности братьями – просветителями Кириллом и Мефодием. Из славянский алфавит был создан на основе греческой письменности. Строго говоря, кириллица – это не единственная раннеславянская письменность. Многие учёные считают, что глаголица существовала ещё до Кирилла.

Перед вами на доске изображена самая ранняя письменность – глаголица. Послушаем сообщение о ней ребят.

Сообщение учащегося

Обратите внимание, какими значками обозначались буквы.

    с           т             о              л                в                  н                  б                з

    к           р              е              н                п                  д                  а               ф

Этими значками можно записать простые слова. Попробуйте расшифровать это слово (на доске)

    в          е         р          а

А теперь попробуйте расшифровать предложение.

«Солнце всех солнце - есть сердце»

Итак, 24 мая 863 года в Болгарии Кирилл и Мефодий объявили о создании алфавита. Они постарались, чтобы каждая буква славянской азбуки было простой и чёткой. Братья помнили о том, чтобы человек, едва увидев азбуку, сразу захотел овладеть письмом. Часть букв они взяли из греческого алфавита, а часть специально создали для передачи тех звуков, которых не было в греческом языке. Это буквы Б, Ж, Ц, Ш, У, Ю, Я.

Сравним греческие и славянские буквы (на доске):

А – Аз

Б – буки

В – веди

Г – глаголь

Д – добро

Е - есть

А - альфа

В - бета

Г - гамма

Δ - дельта

Е - ежилон

Если прочесть название букв греческого алфавита, возникает вопрос: А почему он так назван? Альфа + бета (вета) = АЛФАВИТ

Теперь прочитаем название букв славянского алфавита. Так почему названная книга, по которой вы учились читать, называется азбукой?  Посмотрим на первый славянский алфавит – кириллицу.

АЗ – я

БУКИ – буквы, книги

ВЕДИ – ведать, знать

ГЛАГОЛЬ– говорю, слово

ДОБРО - добро

ЕСТЬ – есть

ЖИВЕТЕ– жизнь

ЗЕМЛЯ – земля

И – и

КАКО - как

ЛЮДИ– люди

МЫСЛИТЕ - мыслить

Что хотели сказать потомкам создатели азбуки? Какое важное значение хотели зашифровать Кирилл и Мефодий?

Давайте попытаемся найти след тайных слов азбуки.

Я, книга, знающая слово добро, есть жизнь земли, и как люди мыслю

То есть, азбука учит добру, она рассказывает о жизни земли. Какая первая буква? (Аз). Не зря создана пословица: «Сперва АЗ да БУКИ, потом и науки».

Вспомните пословице об учении. А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру “Какие пословицы”. Вам нужно составить более точно пословицы по словам.

(игра)

Оказалось, что очень трудно выучить такую азбуку. В 1708 году Пётр I упростил написание некоторых букв, ввёл так называемый «гражданский шрифт». Причём 11 букв были из алфавита исключены. В 1918 году, после очередной реформы, алфавит потерял ещё 4 буквы (ять, й, ижицу и фиту). Число букв алфавита сократилось до 33. Несмотря на проведённые реформы, основоположниками азбуки являются Кирилл и Мефодий.

К сожалению до нашего времени не дошли те книги, переведённые самими братьями. Поэтому мы считаем прародителем современного русского языка старославянский язык.  Именно от него зародился церковнославянский язык, который и стал считаться первым истинно русским литературным языком.

А теперь я предлагаю вам сыграть ещё в одну игру. Задание: составь целую пословицу из частей.

(Игра «Собери пословицу»)

КНИГА ДЛЯ УМА, ЧТО ТЁПЛЫЙ ДОЖДЬ ДЛЯ ВСХОДОВ

КНИГА В СЧАСТЬЕ УКРАШАЕТ, А В НЕСЧАСТЬЕ УТЕШАЕТ

ХЛЕБ ПИТАЕТ ТЕПЛО, А КНИГА ПИТАЕТ РАЗУМ

Ведущий. Народные пословицы сохранили воспоминания о трудности изучения азбуки: Аз, буки, веди – страшны, как медведи. Азбуку учат, на всю избу кричат.

Ученик. Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости.

               Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они

               подарили нам славянскую азбуку. Солунские братья – гордость

               всего славянского народа. Ведь благодаря им мы узнали жемчужины

               народной мудрости.

Ведущий. Ну-ка попробуйте отгадать старинные народные загадки славянских народов.

Русская.

Был я копан,

Был я топан,

Был я на пожаре,

Был я на кружале,

Сто голов кормил.

Сделался стар,

Пеленаться стал.

Выбросили в окно-

И собакам не нужен! (Горшок)

Семя плоско, поле гладко,

Кто умеет, тот и сеет.

Семя не всходит,

А плод приносит. (буквы, бумага, пишущий)

Украинская.

Нас семь братьев.

Летали мы равны,

А именами разные. (Дни недели)

Сербская.

Когда видишь, то её не видишь,

А когда не видишь, то её видишь. (Темнота, ночь)

Чешская.

Белые пчёлы на землю сели,

Пришёл огонь, их не стало. (Снежинки)

Словацкая.

Кого бьют по голове, чтобы ровно шёл. (Гвоздь)

Белорусская.

Маленький, лёгонький, а тяжко поднимать. (Горячий уголёк)

Польская.

В нарядной одежде, а ходит босяком. (Павлин)

Болгарская.

От одного очага весь свет греется. (Солнце)

Ведущий. Благодаря книгам до нас дошли такие жемчужины устного народного творчества. А сейчас конкурс народных частушек.

(Игра – конкурс «Букв мало – слов много»)

По первому кругу написано 5 букв, составляющих девять слов, а по второму – 8, составляющих 11 слов. Читать как по часовой стрелке, так и против. Какие это слова?

Ответы: 1) оклад, клад, доклад, док, код, лад, ад, ода, до;

               2) около, кол, лот, ток, кот, лото, лоток, околоток, кок, око.

Ученик. Буква к букве – будет слово,

               Слово к слову – речь готова.

               И напевна и стройна,

               Музыкой звучит она.

Ведущий. Так восславим эти буквы!

                  Пусть они приходят к детям,

                  И пусть будет знаменит

                  Наш славянский алфавит!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Откуда пошла славянская письменность

Материал приурочен к Дню славянской письменности и культуры, который отмечается 24 мая...

Праздник "День славянской письменности" и олимпиада по русскому языку

Занятие познавательно,т.к. знакомит с историей славянской письменности.Была проведена подготовительная работа:каждую букву дети рисовали,готовилось музыкальное сопровождение,подбиралисьвысказывания о ...

Презентация проекта "День славянской письменности и культуры"

Презентация проекта по теме "День славянской письменности и культуры" представлено в форме интегрированного праздника - концерта, в программу которого включены презентации групповых мини - проектов....

День славянской письменности.

Классный час в начальной школе, посвящённый дате - 24 мая. Это День славянской письменности или память о великих святых - Кирилле и Мефодии....

Сценарий праздника "Славянская письменность"

В сценарий праздника входят стихи, рассказы о славянской письменности, о святых Кирилле и Мефодии, о церковнославянском языке, который связывает нас с нашими предками - древними славянами, с их культу...

Конспект внеклассного занятия для обучающихся с ОВЗ из цикла занятий «Славянская письменность, правда и вымысел» Занятие №1 «Как возникла письменность»

Тема происхождения русского народа продолжает оставаться малоизученной. Отсутствие ясных ответов делает проблему происхождения русского народа чрезмерно запутанной. Достижения современной этнологии и ...

Конспект внеклассного занятия для обучающихся с ОВЗ из цикла занятий «Славянская письменность, правда и вымысел» Занятие № 2 «Значение письменности»

Занятие "Значение письменности" помогает привить у учащихся  с ОВЗ, любовь к Отечеству, гордость за его культуру. Показать значение письменности в развитии цивилизации народов мира и...