Береги природу!
занимательные факты на тему
Беречь природу - это важно. И этому тоже надо учить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priroda_v_opasnosti.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
«Природа в опасности»
учителя начальных классов
МБОУ СОШ № 2 п.Добринка
Коротаевой Ирины Валентиновны
Цель: добиться понимания детьми взаимосвязи человека и природы и необходимости ответственного отношения к ней.
Задачи:
- Расширение представлений о связях человека и природы, формирование интереса к окружающему миру.
- Осознание ответственности человека перед природой.
- Формирование собственной позиции в отношении к природе.
Форма проведения: беседа с элементами диалога.
Этап подготовки:
- Подготовка плаката со словами М.М.Пришвина «Охранять природу – значит, охранять Родину».
- Подготовка из отдельных фрагментов, выполненных на листе ватмана, красочной схемы:
в центре – изображение человека (для лица 2 маски – грустная и весёлая);
на одинаковом расстоянии от центра – 5 больших кругов;
на первом круге – фигура человека;
второй круг – на светло-голубом фоне аппликации, изображающие микробы;
третий круг – неокрашенный, белый, на нём множество спиралей и стрелок различных цветов;
четвёртый круг – ярко-синего цвета. В нём - фигурки неопределённых форм тёмных цветов;
пятый круг зелёного цвета. На нём чёрные круги и квадраты. Под ними - изображения животных и растений, которые нуждаются в охране. Слева вверху изображено солнце и по всему полю – звёзды.
В начале классного часа лицо человека в центре схемы грустно, в конце занятия прикрепляется улыбающаяся маска.
Этап проведения
Учитель: Знаменитый французский писатель и лётчик Антуан де Сент Экзюпери, автор истории о Маленьком Принце и планете людей, говорил: « Мы обитатели одной планеты, пассажиры одного корабля». Этот корабль называется Землёй. Наша маленькая голубая планета несётся в мировом пространстве крошечной песчинкой, и именно на этой песчинке возникла жизнь в её разнообразных формах.
Но венцом творения по праву считается существо разумное – Человек.
… Он взмыл в облака и нырнул в глубину,
Силу ветра себе подчинил,
Сделано много, но нужно ещё
Чтобы он это всё сохранил.
Ребята! У нас сегодня интересный классный час. Посмотрите на доску. То, что вы видите – газета, хотя здесь ничего не написано. Она называется «Мир вокруг нас». Это необычная газета – живая. Каждый круг газеты – её страничка, а готовили её корреспонденты. Они-то и расскажут о том, что здесь изображено.
Но сначала посмотрим в центр круга. Что в нём представлено?
Дети: Грустный человек.
Учитель: А почему он грустит? Давайте послушаем рассказы корреспондентов, может быть, тогда нам станет ясна причина этой грусти.
Первая группа (корреспонденты):
Мы будем говорить о голубом поле (показывают). Но сначала вы должны догадаться, о чём пойдёт речь:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух).
Правильно, речь идёт о воздухе. Мы живём в воздушном океане, который называется атмосферой (прикрепляется на доске написанное на листе бумаги слово). Мы привыкли воздушный океан звать небом. Кто знает стихи и загадки о небе?
Выше леса, выше гор
Расстилается ковёр.
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий,
То он ярко-голубой.
Всё живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы – очень маленькие живые существа? Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, и микробы в ней накапливаются. Как вы думаете, что нужно делать, чтобы микробов было меньше? (Ответы детей).
Правильно: проветрили комнату, стёрли пыль влажной тряпкой – убрали микробов с голубого поля! (Убирают аппликацию микробов). Ещё хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов, фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам надо беречь растения.
Учитель: Вы видите, ребята, мы правильно сделали, объяснив, как нужно уничтожать микробов, а поле стало чистое, голубое! Если мы сумеем очистить все поля - наш человек в центре будет улыбаться!
Предоставляю слово учащимся второй группы.
Вторая группа:
Ребята, кто из вас любит слушать песни и другую музыку? Почти у всех вас есть любимые певцы и группы, их слушать особенно приятно. Вот в одной из песенок девушка поёт такие слова:
Непременно каждым утром
Я включаю телевизор.
И, конечно, репродуктор,
И ещё – магнитофон.
Весело? Да. А почему же ей соседи говорят:
Эй, гражданка у окна!
Вы же дома не одна.
Почему же целый дом
Должен слушать этот гром? (Ответы детей).
Учащиеся второй группы: Им не нравится, потому, что шумно и неприятно. Шум в наше время является загрязнителем окружающей среды, так как современные машины издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть. Поэтому очень вредно включать дома магнитофон надолго и на полную громкость.
Существует много звуковых загрязнителей (показывают поле со стрелками и спиральками) – звуки вокруг нас. Одни стрелки – резкие, громкие звуки. Другие – волны музыки, спокойной речи. Приятная, негромкая музыка, спокойный разговор создают звуковой комфорт.
- Что могут делать дети, чтобы дома и в школе у них был звуковой комфорт? (Ответы детей).
Правильно: не включать громко музыку, не кричать. А с белого поля мы убираем стрелки и ставим красивые волны.
Учитель:
Ну вот, уже два поля чистые, и мы идём дальше, на синюю страничку. Слово предоставляется учащимся третьей группы.
Третья группа:
Ни умыться, ни напиться
Без воды,
Листику не распуститься
Без воды,
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
Эта страничка о воде. Где больше всего воды на Земле? В океане. А ещё где находится вода? В морях, реках, озёрах, болотах, ручейках. Снег – это вода, и облака – это вода.
Для растений и животных не всякая вода годится. В океане вода солёная. А чтобы напиться и умыться, нужна пресная вода и она должна быть чистой.
Про какую воду говорится:
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтоб щёчки краснели,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок?
Конечно, о чистой воде. Пресной воды на нашей земле не так уж и много, её надо беречь. А как? (Ответы детей).
Правильно, не нужно оставлять краны открытыми, лить воду понапрасну. Надо беречь воду от загрязнения. Посмотрим на это синее поле (показывает), на нём пятна, это – загрязнители. Люди часто выбрасывают в реки, ручьи, озёра различный мусор, моют в них машины. Много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. Сможем ли мы очистить это поле, чтобы наш человечек улыбался? Что для этого надо делать? (Ответы детей).
Молодцы. Мы вырастем и научимся защищать воду. Уберём на нашей схеме все грязные пятна! (Убирают).
Учитель: Посмотрите, дети, какое красивое, чистое стало поле – чистая вода! А теперь зелёная страница нашей газеты. Слово – четвёртой группе ребят.
Четвёртая группа:
Зелёная страничка нашей газеты – страничка жизни. А почему она зелёная? (Ответы детей).
Вы правы, она зелёная потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам:
Жить в зелёном царстве этом
Хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
Шустрым бегает зверьком,
В облаках кружится птицей,
Скачет по ветвям куницей,
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг.
Человек природе друг!
Только всегда ли человек относится к природе как к другу? (Ответы детей).
Посмотрим на это поле, на нём чёрные круги и квадраты, над каждым из них растения или животные, которых осталось мало. Мы сможем убрать эти круги и квадраты, если научимся правильно вести себя в природе. Давайте подумаем, какие экологические правила нам надо знать, чтобы растений с красивыми цветами было вокруг много? (Ответы детей).
Главное правило – красивыми растениями нужно любоваться, а не губить, не рвать их. Мы запомним это правило и можем убрать чёрные круги (убирают). Но поле портят чёрные квадраты. Что будем делать, как их убрать? (Ответы детей).
Прозвучало много интересных мнений, давайте их объединим в экологические правила. Например, такие:
Главное правило – не ловить никаких животных, не пугать их, не кричать в лесу. Не обижать, не трогать никого из представителей животного мира. Запомним это правило и уберём чёрные квадраты. Хорошо без них на зелёном поле! Под ними рисунки красивого мотылька, ястреба, лягушки. Эти животные пострадали больше, чем другие : бабочки из-за своей красоты, хищные птицы из-за неправильного понимания роли хищников в природе.
В последние годы на Земле исчезает ежедневно от одного до десяти видов животных и еженедельно – по одному виду растений. Это больше, чем появляется новых. Координацию работ по животным и растениям, которые нуждаются в защите, взял на себя Международный союз охраны природы и природных ресурсов. В 1948 году была составлена первая Красная книга. В 1966 году была издана Международная красная книга. Её идея – спасти животный и растительный мир.
Всемирно известна организация «Гринпис» («Зелёный мир»). Она насчитывает 2 млн. членов и сторонников. Штаб-квартира находится в Амстердаме. «Гринпис» занимается серьёзными проблемами, а главное – объединяет усилия всех людей доброй воли в защиту нашей планеты.
Учитель: Какое красивое зелёное поле! Конечно, ребята, не о всех растениях и животных, которые нуждаются в охране, мы смогли сегодня поговорить. Но если мы будем знать правила поведения в природе, мы ей поможем. А сейчас, посмотрите, у нашего человечка совсем другой вид. Он улыбается – ему хорошо. Ему хорошо в чистом мире. Он здоров.
Здоровье человека – это тоже богатство природы, и его надо беречь.
На одной планете
Дружно жили дети.
Не разоряли гнёзда птиц
Ради нескольких яиц.
Не ловили по дубравам
Рыжих белок для забавы,
Травку не топтали,
Рек не загрязняли.
Все старательно, с умом
Берегли свой общий дом
Под названием Земля,
Где живём и ты, и я! (С. Крупина)
Учитель: А теперь, как всегда, «Открытый микрофон». Вопрос один: что самое главное в сегодняшнем разговоре для тебя лично?
(Цепочка ответов детей)
Всем спасибо за активность, за искренность, за понимание. Думаю, наша Природа может быть спокойна: у неё такие замечательные защитники!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КВН "Береги природу!"
Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов. Цель данного мероприятия: 1.Углубить знания учеников о природе; 2.Учить оценить свои поступки и поступки окружающих в природе; 3.Учить...
Берегите природу.Классный час . 4 класс Презентация
Классный час . 4 класс Берегите природу...
Экологический урок-игра в 4-м классе "Берегите природу"
Цели: через эмоциональное восприятие создать условия для воспитания бережного отношения к природе, необходимости охранять птиц и зверей. Оборудование: слайды картин художников-пейзажистов, ...
Викторина во 2 классе "Берегите природу"
Викторина во 2 классе "Берегите природу" ...
"Берегите природу"
Творческие работы учащихся на тему "Берегите природу"...
Открытый урок: "Природа в опасности! Берегите природу!"
На этом открытом уроке использованы компьютерные технологиии, работа в группах, групповая работа, проектная деятельность по программе Школа России, 3 класс, Плешакков. Отличный урок, который можно исп...
Берегите природу! Берегите!
Мероприятие полно раскрывает бережное отношение окружающих к природе. Рассказывает о том, почему необходимо беречь природу....