Цветы мне нежно улыбались
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Попова Лариса Александровна

Внеурочное занятие о цветах с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon zveti_mne_negno_ulibalis.zip2.3 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Цветы мне нежно улыбались».

Цель: формирование чувства сопричастности и личной ответственности за все живое на Земле.

Задачи: 1. Познакомить учащихся с некоторыми легендами цветов, выяснить, что главное в цветах и как это уберечь.

          2. Расширять кругозор детей. Развивать память, внимательность, мышление.

          3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, цветам.

Форма: беседа.

Метод: рассказ с элементами беседы, игр (возможно дать детям задание о подготовке сообщений о некоторых цветах)

Литература: «Внеклассная работа по биологии. 3-8 класс» сост. Н.А.Касаткина

                   Журнал «Читаем, учимся, играем» 4 выпуск 2005г

                   «Нравственно-экологическое воспитание школьников» Л.С.Литвинова, О.Е.Жиренко

                    журналы «Муравейник»

                    журналы «Юный натуралист»

                    «Из жизни зеленого мира» В.В.Петров

                «Разноцветный хоровод» Юний Горбунов  

                «Мир растений» А.Смирнов

                «В мире растений» Ф.Вент

Материалы: иллюстрации цветов.

 «Я шел вперед, но всюду замедлялись

мои шаги при взгляде на цветы»

ит. поэт Алигьери Данте

Ход занятия:

  1. Вступление

В небе радуга-дуга опустилась на луга,

В поле солнышко играет, оживилось все кругом!

И цветы в росе сияют

Тихим ласковым огнем.

Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет ничего на Земле поэтичнее и живописнее цветов – этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий красоты. Легенды и сказки о цветах вдохновили многих поэтов и композиторов.

        Сегодня мы заканчиваем цикл занятий о природе. На прошедших занятиях вы познакомились с миром насекомых и животных, а также познакомились с художниками, которые воспевают красоту нашей русской природы. Из ваших рисунков о природе была оформлена выставка «Мой край родной». На этом занятии вы узнаете много нового и интересного о цветах, посмотрите, какие они бывают красивые, и услышите, как воспевают поэты красоту цветов.

  1. Итальянский поэт Алигьери Данте писал о них: «Я шел вперед, но всюду замедлялись мои шаги при взгляде на цветы». Главное в цветах – их удивительная красота, которая радует и поднимает настроение. Цветы помогают выразить свои чувства и отношение к человеку.

«У меня на окне всегда цветы…» - писал своей соседке по имению Прасковье  Александровне Осиповой в Тригорское А.С.Пушкин. Он подарил ей стихотворение «Цветы последние…».

                Цветы последние милей

Роскошных первенцев полей.

Они унылые мечтанья

Живее пробуждают в нас.

Так иногда разлуки час

Живее сладкого свиданья.

        А разве может не волновать история любви Вл. Маяковского  к Татьяне Яковлевой. Она жила в Париже. Когда поэт возвращался из заграничной поездки в Москву, на квартиру Татьяны каждое воскресенье приносили заказанные им цветы. Однажды к цветам была приложена записка со стихами:

                Мы посылаем эти розы Вам,

                Чтоб жизнь казалась в цвете розовом.

                Увянут розы.… А затем мы  

                К стопам повергнем хризантемы.

  1. Нет на Земле языка сокровеннее и понятнее, чем язык цветов. Даже один – единственный цветок может сказать человеку больше, чем самое красноречивое писание, выражение уважения и любви. Язык цветов возник в средневековье на Востоке. Он был принят для общения влюбленных и выручал, когда нельзя было встретиться наедине и поговорить.

Букет, который девушка обвязывала нитью своих волос, звал влюбленного на смелый поступок – похитить ее. Если средневековый рыцарь просил руки своей возлюбленной, он посылал ей розы вместе с миртами – символ супружества. Маргаритки, посланные в ответ, означали согласие, а венок из них говорил об отсрочке брака, желание обдумать предложение. Интересно, что в средние века символом любви и преклонения считалась не роза, а гвоздика. В Испании этот цветок, вплоть до начала XX века, помогал молчаливому диалогу влюбленных. В 1830 году в России вышла уникальная книга русского поэта Д.П.Ознобишина, современника Пушкина и Лермонтова, «Селам, или Язык цветов». Поэт перевернул горы книг и летописей, чтобы составить словарь цветочных символов.

Например:

  • Астра – умеешь ли ты любить постоянно?
  • Василек – будь прост, как я.
  • Герань – мне надо тайком поговорить с тобой.
  • Гиацинт – назначал свидание, намекая числом бутонов на день встречи.
  • Гвоздика полевая – ты прекрасна, не много тебе равных.
  • Гвоздика белая – доверие.
  • Гвоздика красная – горячие чувства.
  • Календула (ноготки) – поцелуй меня, девица.
  • Картофеля цветок – ты затмеваешь всех!
  • Колокольчик – числом бутонов указывал час свидания.
  • Ландыш – долго и тайно любил тебя (отказ от букета ландышей отказ от дружбы).
  • Мак – ты наводишь сон.
  • Маргаритка – я желаю тебе самого лучшего.
  • Незабудка – помни меня.
  • Пион – как ты недогадлив!
  • Ветка розы – означала «да», а лист розы – «нет».
  • Желтая роза – сомневалась в искренности любви.
  • Черемуха – как ты меня обрадовал!
  • Шиповник – можно ли тебе верить?

Язык цветов в наши дни почти забыт, мода на него прошла, но цветочная символика живет во многих странах до сих пор.

  1. Разгадывание кроссворда.

1

2

3

4

6

5

1(по горизонтали)

Шел я лугом по тропинке,

Видел солнце на травинке.

Но совсем не горячи

Солнца белого лучи.  (ромашка)

Стоят в лугах сестрички –

Золотой глазок,

Белые реснички.

  1. Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.  (василек)

В траве густой, зеленой он выглядит нарядно,

Но с пашен, как сорняк, он изгнан беспощадно.

Головка голубая и длинный стебелек,

Но кто его не знает? Это… василек.

  1. Белые горошки

На зеленой ножке.  (ландыш)

На зеленом шнурочке

Белые звоночки.

  1. Синенький звонок висит,

Никогда он не звенит.  (колокольчик)

Эх, звоночки, синий цвет,

С языком, а звону нет.

                2   (по вертикали)

В летний солнечный денек

Золотой расцвел цветок.

На высокой ножке

Все дремал он у дорожки,

А проснулся –

Улыбнулся:

«Вот пушистый я какой!

Ах, боюсь, что разлечусь.

Тише ветер луговой!» (одуванчик)

              6   Солнце жжет мою макушку,

Хочет сделать погремушку.  (мак)

Вот шершавый стебелек,

В середине уголек.

Лепестки блестят, как лак,-

Распустился красный… мак.

V. Цветы дарят нам не только красоту. Они еще помогают человеку исцеляться от болезней, предсказывают погоду. Мир цветов удивителен. У каждого цветка свой характер, свое назначение, своя тайна красоты. О многих цветах сложены легенды и предания.

  1. Еще  лежат снежные сугроб, а на проталинках появляются голубые, как небо, цветочки – маленькие, нежно пахнущие. И начинает казаться, что именно их, крохотных, но смелых испугалась зима, сдалась.

- Какой первый цветок, встречающий весну? (подснежник)

Подснежник, подснежник

                        Проснулся в лесу.

                        Подснежник, подснежник

                        Встречает весну.

                        Бедненький подснежник, спят еще цветы.

                        Смотри – в такой одежке

                        Подхватишь насморк ты!

                        - А вот мне не спится,

                        Разве тут до сна?

                        Ведь может заблудиться

Без меня весна.

Древняя легенда гласит: «Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве стало холодно. Тогда, пожалев ее, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев это, Ева повеселела, в ней ожила надежда. С тех пор подснежник стал вестником весны, приближения теплых дней».

  1. Послушайте стихотворение Афанасия Фета «Первый ландыш».

Полна чудес могучая природа!

Дары свои, обильно рассыпая,

Причудливо она играет, бросит

В болотинке, в забытом уголке

Под кустиком, цветок весны жемчужной,

Задумчиво склоненный ландыш.

О, первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей.

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок!

Какие в нем нисходят сны!

Как ты пленителен, подарок

Воспламеняющей весны!

Так дева первый раз вздыхает –

О чем, не ясно ей самой, -

И робкий вздох благоухает

Избытком жизни молодой!

Когда распускаются ландыши, кажется, сам воздух в лесу настоян на их аромате. Стебелек ландыша унизан белыми кувшинчиками, перевернутыми горлышками вниз, и из каждого кувшинчика льется тончайший, ни с чем не сравнимый аромат. Отцветает ландыш, и на месте осыпавшихся лепестков появляются красные ягоды.

Одна из легенд уверяет, что это вовсе не ягодки, а горючие слезы, которыми ландыш оплакивает свое расставание с весной. Весна хоть и полюбила ландыш, но не надолго. Весна молодая, непоседливая, она ни с кем долго не бывает. Мимоходом приласкала весна и ландыш, но скоро ушла, оставив весенний цветок жаркому лету. И ландыш поник от горя, его лепестки опали, а на месте появились кровинки-слезинки.

А по древнерусской легенде морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал свое сердце Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где упали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистой безответной любви.

  1. Еще в древности была сложена сказка о цветке, который известен всем и растет в каждом огороде.

        Давным-давно, еще при царе Горохе, родился в бедной семье мальчик. Назвали его Заморышем, потому что был он слабым. Вырос он и прославился тем, что лечил людей целебными напитками. Из ревности злая ворожея Абракадабра, пригласив к себе, в гости лекаря, поднесла ему кубок с отравленным вином. Когда почувствовал заморыш, что умирает, позвал людей и завещал им закопать после смерти ноготок с левой руки под окном бабки Абракадабры. Люди выполнили его просьбу. И вырос на том месте золотистый цветок, который лечит от многих болезней, и за это люди всегда помнят доброго Заморыша.

        Сказка-сказкой, но слава о целебном цветке действительно идет по всему миру.

- Как называется этот цветок? (календула, или ноготок).

  1. А этому цветку дали такое нежное имя, как он сам. По легенде, которая  дошла до нас из глубины древности, случилось так: «Когда богиня цветов Флора появилась на земле, она стала одаривать цветы именами. Всем цветам дала имена и хотела удалиться, но вдруг услышала слабый голосок:

- Не забудь меня, Флора! Дай и мне какое-нибудь имя, - оглянулась богиня – никого не видно. Снова хотела удалиться, вдруг опять слышит:

- Не забудь меня, Флора! – пригляделась внимательно и увидела, наконец, голубенький цветок – совсем крохотный.

- Хорошо! – сказала она, - Ты будешь называться … (незабудкой)! Я наделяю тебя чудесной силой: станешь ты возвращать память тем людям, которые забудут близких, друзей, Родину. С тех пор незабудка считается символом памяти, любви и верности!

  1. Расскажу еще про один цветок. Сейчас его считают цветков любви.

Раз любовь сама себе

Свой цветок выбирает,

Что ей путь на земле озаряет,

То должна тогда,

С тем все согласятся,

Одна роза царицей цветов

Называться.

        Поэтесса Древней Греции Сафо за шесть веков до нашей эры назвала розу царицей цветов. Гомер – богиней утренней зари. Разве есть на свете цветок пленительнее и благоуханнее розы? Ее упругие стебли гордо держат цветы разных оттенков – от снежно-белых, розовых, желтых, голубых до темно-красных. И каждый цветок, словно волшебная божественная мелодия. Поэты всех времен и народов не устают воспевать розу. Как красиво написал  о ней А.А.Фет.

                        Полно спать: тебе две розы

                        Я принес с рассветом дня.

                        Сквозь серебряные слезы

Ярче нега их огня.

        Внешних дней минутны грозы,

Воздух чист, свежей листвы…

И роняют тихо слезы

Ароматные цветы.

        Роза по преданью греков, родилась вместе с Афродитой – богиней красоты и любви – из морской пены, и поначалу была белой, но от капельки крови богини, уколовшейся о шипы стала алой. Любовь римлян к розам была столь велика, что под плантации для них стали использовать те земли, что прежде занимали злаки. Римский император Нерон заплатил однажды бочку золота за розы, привезенные зимой из Александрии.

        Розы ставили на пиршествах; желая поразить гостей, их осыпали розами. Венком из роз украшали невесту, лепестками осыпали брачное ложе. Розы бросали к ногам воинов победителей.

        Родиной розы считают Персию. В древности эту страну называли Гюлистан – страна роз. Самые благоуханные розы выращивали в Болгарии. Из них получали розовое масло. В наших садах стали разводить розы при Петре I.

                        Как хороши, как свежи были розы

В моем саду! Как взор прельщали мой!

Как я молил весенние морозы

Не трогать их холодною рукой.

Как я берег, как я лелеял младость

Моих цветов заветных, дорогих,

Казалось мне, любовь дышала в них.

Но в мире мне явилась дева рая,

Прелестная, как ангел красоты.

Венка из роз искала молодая –

И я сорвал заветные цветы.

Остаться можно в памяти людской

Не циклами стихов и не томами прозы,

А лишь одной-единственной строкой:

«Как хороши, как свежи были розы!»

Еще есть очень много легенд и сказаний о цветах, мы познакомились только с малой долей этого. Если они вас заинтересовали, и вы хотите узнать легенды других цветов, то можно почитать следующую литературу: журналы «Юный натуралист», «Муравейник», книга Татьяны Шорыгиной «Цветы. Какие они?»

VΙ. Игра «Чем гордятся цветы?».

Рассмотрение цветов на картинках. Выделение у каждого цветка того, чем он больше всего гордится.

Например: роза – благоухание; гладиолус – высотой; ландыш – тем, что из него делают сердечные капли; ромашка – похожа на солнышко.

- С каким из цветков вы хотели бы дружить? Почему?

- Нарисуйте портрет друга-цветка.

- Как вы общаетесь со своими друзьями?

- Какие чувства к ним испытываете?

- А какие чувства вы испытываете к цветам?

- Как нужно с ними обращаться?

VΙΙ. Охрана природы.

                        На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровение цветов луговых

Нами понятно было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И бездумно, безжалостно рвали.

В нас молчало безумное «СТОЙ!».

Нам казалось все мало, все мало.

А потом в толчее городской

Мы охапки тащили устало.

И не видели, как из-под ног

Молчаливо, дыша еле-еле,

Обреченно глядел василек,

Безнадежно гвоздики глядели…

Люди, посещая леса, парки и водоемы, уносят с собой целые охапки поникших цветов. А ведь как они были хороши, когда росли! Срывая цветущее растение, человек не думает о том, что лишает его возможности оставить потомство. Ведь он срывает растение, которое не дало семена. На следующий год на месте сорванного цветка, уже не вырастет новый, такой же.

- Как можно сохранить, сберечь исчезающие растения, цветы?

Растения занесены в Красную книгу – список видов, предупреждающий, что перечисленные виды растений требуют постоянной охраны. Ученые включили в красную книгу около 600 видов дикорастущих растений нашей страны, которые нуждаются в защите человека.

        - Какие растения вы знаете? Перечислите.

Чтоб сохранить красу родной Земли,

Чтобы сберечь растенья и цветы, все исчезающие виды

В книгу Красную сейчас занесены.

Там сон-трава и медуница,

Прекрасная кувшинка, горицвет,

Венерин башмачок и ландыш,

Весны чудесной вестник-первоцвет.

Красная книга – книга тревоги.

Знай, все растения в ней – недотроги.

Рвать не нужно их, друзья!

Охраняйте их всегда.

Человек должен бережливо и внимательно относиться не только к тем растениям, которые занесены в Красную книгу, но и к тем, которые окружают нас повсюду – и в природе, и в саду, и дома. Красота растений не в букетах, а там, где они растут.

        - Как можно запечатлеть красоту цветов?

Если вы увидите, что кто-то хочет сорвать редкое растение или просто красивый цветок, остановите его!

ПОМНИТЕ! Минута любования красотой срезанного цветка быстро проходит, а растение погибнет навсегда.

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник ко Дню матери "Солнце улыбается, как мамочка"

Сценарий праздника ко Дню матери в начальной школе "Солнце улыбается, как мамочка"...

Урок литературного чтения в 3 классе. Тема : «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь! Обобщение по теме: «Басни И. А. Крылова».

Урок литературного чтения по теме: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь! Обобщение по теме: «Басни И. А. Крылова» содержит интересный дополнительный материал об истории создания памятник...

Пусть солнце светит Вам повсюду, и улыбаются цветы

Сценарий праздничного концерта, посвященный празднику 8 марта, для учеников начальной школы....

"Когда солнце тебе улыбается"

Конспект классного часа в 3 классе о защите природы....

Воспитательское занятие "Учимся улыбаться"

Воспитательское занятие направлено на формирование нравственного отношения к жизни, на умение находить в окружающем мире хорошее и на желание совершать добрые поступки....

Праздник:"Солнце улыбается, как мамочка!"

Этот праздник - славный праздник! Праздник бабушек и мам. Это самый добрый праздник, осенью приходит к нам!...

Классный час "Умей улыбаться"

Классный час  «Умей улыбаться» Цель: раскрытие понятия «улыбка» и определение её значения в жизни человека.Задачи:1) развивать положительные эмоции;2) способствовать воспитанию доброжелатель...