I.Организационный.
II. Постановка целей и задач.
III. Основной этап.
1. Вступление
2. Игра в анаграммы.
3. Беседа о лесе и его достоинствах.
4.Интересные факты.
5. Физкультминутка.
6. Отгадай кроссворд.
4. Метаграммы.
7. Рассказ «Шмель и цветок»
8. Правила поведения в лесу.
6. Логогриф.
9. Беседа о теме занятия.
10. Народные приметы.
IV. Заключительный этап.
| -Здравствуйте, ребята!
-Здравствуйте!
-Я очень рада вас видеть. Садитесь, пожалуйста.
- Ребята, на предыдущем уроке мы беседовали о животных. Сегодня я хочу продолжить эту тему и поговорить с вами о природе, о том, как мы должны ее защищать.
-Стоит только задуматься, сколько на Земле различных промышленных заводов, которые в день выбрасывают несколько тонн отходов. Представьте, насколько загрязняется воздух, сколько растений и животных гибнет из-за нарушенной экологии!
Да что там заводы! Дело прежде всего в нас самих, в нашем отношении к природе. Не все из нас, к сожалению, по-настоящему любят и берегут природные сокровища – леса, поля, реки, дары природы и ее обитателей.
Послушайте, как поэт Глеб Горбовской в своем стихотворении «Мертвый лес» выразил свои чувства:
Пожар отклокотал и умер.
И умер лес, отзеленел...
Трагедию исчислил в сумме
один хозяйственный отдел...
Медведь ушел, удрали зайцы,
хватили горя комары,
в жилищах птиц сварились яйца
от неестественной жары.
... Стоял, как братская могила,
безрукий, безволосый лес:
что ни пихта — иссякла сила,
и что ни лиственница — крест.
Я уходил из этой жути
с большой тревогой за людей...
Не люди лес сожгли, не люди! —
Не человек. Злодей. Злодей.
- Понравилось вам стихотворение? Ребят, о чем оно нам говорит?
- О жестокости.
- Лесу человек обязан многим! Чем же именно нам дорог лес? Лес – наше богатство! Лес – воздух для наших легких. Лес – дом для зверей и птиц. Лес – кладовая, бесплатно отдающая нам свои дары: орехи, грибы, ягоды.… И самое главное, лес – зеленый наряд нашей планеты.
Все в мире взаимосвязано: жизнь человека и жизнь леса с его обитателями. Знаете ли вы, что…
… Каждая сова уничтожает за один только год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год килограмм зерна, то значит, одна сова спасает в год тонну хлеба!
… У кукушки необыкновенный аппетит. За час она может съесть 100 гусениц. Если в лесу, где живет кукушка, появляется большое количество насекомых – вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней.
… Летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых. В некоторых местах они очищают местность от малярийных комаров. Летучая мышь, весящая 7-8 грамм, за час ночной охоты поправляется на грамм. За это время она может поймать и съесть 160-170 комаров!
- А теперь, ребята, давайте немного разомнемся.
Молодцы, садитесь. Теперь давайте разгадаем кроссворд. А называется он «Дары леса».
По горизонтали:
2. Кого ни встречает – шляпу не снимает. А ты увидишь – сам поклонишься.
4. Растут на ветках группками, покрытые скорлупками.
5. Не балует дуб детей,
Одевает без затей.
Все в его семейке
Носят тюбетейки.
6. Каждою весною
Лапы еловые,
Старые лапы
Меняют на новые.
По вертикали:
1. Много рук, а нога одна.
2. Стоит Егорка в красной ермолке, кто не пройдет, всяк поклон отдает.
| 1д
|
|
|
|
|
|
| е
|
|
|
|
|
| 2г
| р
| и
| б
|
|
|
|
| е
|
|
|
|
|
|
| в
|
| 3з
|
|
|
|
| 4о
| р
| е
| х
| и
|
|
|
|
| м
|
|
|
|
| 5ж
| е
| л
| у
| д
| и
|
|
|
| я
|
|
|
|
|
|
| н
|
|
|
|
|
| 6ш
| и
| ш
| к
| и
|
|
|
| к
|
|
|
|
|
|
| а
|
|
|
|
- Молодцы! Вы, как всегда, с легкостью справились с этим заданием. А теперь послушайте небольшую историю: «Жил-был маленький шмель, радовался солнышку, теплу, а больше всего любил цветы. Но, однажды, когда шмель отдыхал на своем любимом цветке, на полянку прибежали дети, стали кричать, бегать, рвать цветы. Шмель едва успел улететь, а его любимый цветок был сорван. Полетел шмель искать свой цветок и нашел среди букета в одном дворе. Цветок был не похож на себя. Он склонил свою желтую головку, не было прежнего запаха. Цветок просто умирал».
- Ребята, какой поступок совершили дети? Что они сделали?
- Нельзя губить цветы, рвать их.
- Верно. Все знают, и вы, конечно, тоже, что в гостях надо вести себя вежливо. Правила вежливости – для того, чтобы не обидеть хозяев, чтобы им было приятно, когда ты к ним приходишь в гости. Представьте, что вы отправились на загородную прогулку или в поход. Помните, что в поле, на лугу, в лесу вы – гости. Вы в гостях у природы, у тех, кто здесь живет. Здесь тоже нельзя вести себя как попало. Есть свои правила вежливости, которые надо соблюдать в гостях у природы.
- Ребята, может кто-нибудь из вас знает правила и может рассказать нам?
- ответы детей
- Запомним самые простые из них, но самые важные.
Первое: Звери всякие важны, звери всякие нужны. Не трогайте, не обижайте, не убивайте зверей, которые вам встретятся. Помните: они здесь хозяева, а вы – гости. Каждый из них делает в природе свое полезное дело.
Второе: Не старайтесь спасать птенцов. Иногда вам кажется: птичка в беде. Вот она убегает от вас. Летать не умеет, зато умеет спрятаться, чтобы ее не нашел хищник. А родители обязательно найдут своего птенца.
Третье: Не оставляйте мусор после себя на лужайке или у речки. Не оставляйте непогашенных костров. Все это грозит большой бедой для природы.
- Ребята, посмотрите пожалуйста на доску, на тему нашего занятия. Как она звучит? Правильно. Но в ходе урока мы не сказали ни слова о солнце. Как название темы связано с тем, о чем мы с вами говорим?
- Когда все вокруг серое, угрюмое, грязное даже солнце улыбается не совсем радостно. А когда человек живет в гармонии с природой, т.е. если он не мусорит, относится к природе с уважением, ухаживает за ней, ведь кажется, что не только солнце, но и все вокруг улыбается. И, какая бы ни была погода, все будет хорошо. Кстати, раз уж разговор зашел о погоде, то мне хотелось бы сказать. Знаете ли вы, что в народе существует множество признаков определения погоды по явлениям в природе. Кто-нибудь из вас знает какие-либо признаки?
- Все цветы на лугу сильно пахнут, благоухают цветы сирени.
- Ласточки летают над самой землей.
- Куры купаются в пыли.
Все это признаки ухудшения погоды.
- Рано просыпаются мухи.
- Птицы весело поют.
- Поздно вечером сильно трещат кузнечики или квакают лягушки.
Все это признаки сухой, жаркой погоды.
- Итак, ребята, в заключении мне бы хотелось сказать. Помните: Земля – наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Все на этой Земле должно быть нам родное: и маленький ручеек, и кулрявая березка. А вокруг столько жестокости, равнодушия к природе. Леса, реки, луга оказываются на краю гибели. И наша задача – предотвратить это. Больших проблем вам пока не решить, но кое-что вы можете сделать: посадить деревья, ухаживать за растениями, подкармливать птиц и зверей зимой.
Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем нашем уроке?
Я надеюсь, что наша встерча сегодня не прошла даром, вы станете настоящими защитниками природы.
Всем спасибо, до свидания. |