Подготовка детей к школе.
материал на тему

Опыт работы по подготовке детей к школе на примере группы "Солнышко". Воспитатель - Пономарева Л. А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_detey_k_shkole._iz_opyta_raboty.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка детей к школе. Их опыта работы МКДОУ № 222

 

 Как подготовить ребенка к школе? Это один из самых часто задаваемых вопросов родителей воспитателям подготовительных групп…

Действительно, в связи с происходящими в системе образования переменами  (введены ФГОС начального образования, готовятся к выходу ФГОС дошкольного образования) этот вопрос является своевременным и актуальным.

На протяжении многих лет в д/садах сложилась система подготовки воспитанников к школьному обучению, которая имеет свои особенности и традиции в каждом ДОУ.

Основной целью подготовки к школе в нашем детском саду является достижение воспитанником достаточного уровня физического, личностного и интеллектуального развития необходимого для овладения им учебной деятельностью. При этом, первостепенное значение, имеет не столько  объем  знаний, умений и навыков  детей, сколько психологическая готовность воспитанника к школьному обучению (развитие мотивационной сферы и произвольности психологических процессов), уровень физиологического и биологического развития, состояние здоровья воспитанника.

Готовность к школьному обучению формируется постепенно, в течении всего периода пребывания ребенка в детском саду.

Условно можно выделить 3 этапа подготовки ребенка к школе

  1. На подготовительном этапе в младших и средних группах в процессе освоения сенсорных эталонов, дети активно развивают свои сенсорные способности, осваивают наглядное моделирование в сюжетно-ролевых играх и конструктивной деятельности, рисовании. Малыши учатся общаться со взрослыми и сверстниками, овладевают словарным запасом русского языка, его простейшими грамматическими конструкциями, звуковой культурой речи. Осваивают основные движения, совершенствуют двигательные навыки. Учатся взаимодействовать с обществом и предметным миром.
  2. Целенаправленная «Предшкольная подготовка» начинается в старшем дошкольном возрасте. Она направлена на:
  • формирование положительной  учебной мотивации;
  • развитие основных психических функций, необходимых  для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);
  • развитие элементарных математических представлений;
  • развитие речи, фонематического слуха, ознакомление с основами грамоты;
  • развитие мелкой моторики;
  • формирование навыков ручного труда и изобразительной деятельности;
  • развитие творчески активной личности.

На этом этапе изменяется содержание образовательной деятельности: Со старшей группы вводится Подготовка к обучению грамоте,  увеличивается количество времени, отведенного на формирование элементарных математических представлений (в подготовительной группе  НОД по математике организуется 2 раза в неделю). Занятия не копируют школьный урок, а проводятся в игровой форме. Это могут быть игра-путешествие по морским островам, по страницам Азбуки, «космическое путешествие» и т.п. Если школьный урок начинается со звонка, то занятия в д/с мы начинаем с предложения детям поиграть, например,  в игру с мячом. В ходе такой  игры закрепляется ранее пройденный материал, например, последовательность месяцев в году или  дней недели, состав числа. Такая игра может служить умственной разминкой перед подачей основного материала, например «придумайте слова с заданным звуком». Часто для «вхождения» в занятие мы пользуемся сюрпризным моментом: «пришло письмо или в гости пришел какой- либо игровой персонаж. Для создания психологического настроя на занятии мы используем художественное слово: стихи, загадки по теме занятия.

Новый материал предлагается детям в виде игровых заданий со словом и предложением, например, такие «»Поймай звук», «Назови лишний слог», «Кто внимательный» и т. п.  Для развития умственных способностей воспитанников, используем проблемные ситуации, например, «чем можно измерить длину, если нет условной мерки?», или задания на воображение , например, «на что похожа буква О».  В ходе заданий много используется наглядности: «составление слова, предложения по схеме», «решение задач с опорой на наглядность» и др. Причем задания подобраны таким образом, чтобы дети не сидели за столами, а  имели возможность передвигаться по группе. Для этого им предлагаются задания в парах, например, «сложи слово», в подгруппах, индивидуально .

 В старшем дошкольном возрасте в занятия включается работа  с тетрадями. Дети выполнят развивающие задания:  это может быть печатание букв и цифр, обведение их по контуру, дописывание недостающих элементов, зарисовывание звуковой схемы слов, схемы предложений, графические диктанты и др. Поскольку дети дошкольного возраста не могут долго удерживать правильную позу во время письменных заданий, работа в тетрадях занимает не более 1/3 занятия. При этом мы внимательно следим, правильно ли сидят воспитанники, как держат карандаш. 

В каждое занятие стараемся включать задания на развитие мышления, памяти, внимания. Это может быть «решение ребусов», задания на развитие логического мышления «соедини линиями….»

В старшем дошкольном возрасте приучаем детей отвечать полными предложениями, аргументировать свой выбор, приучаем к самостоятельности и умению договариваться друг с другом. В познавательной деятельности  у детей развиваются умения умение обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения, увеличивается объём внимания и памяти, формируются мыслительные операции, развивается фантазия, воображение, творческие способности, развивается речь и умение строить простейшие умозаключения. Значительно увеличивается объем знаний об окружающем мире.

В своей работе по подготовке к обучению детей грамоте мы используем методическое пособие «По дороге к Азбуке», «Развитие речи» серии «Дошкольник», по математике – «Раз ступенька, два ступенька», «Математика для детей 6-7 лет» Е. В. Колесниковой, рабочие тетради «Азбука для дошкольников», «Я считаю до двадцати».

Большая работа проводится совместно с педагогом-психологом по формированию мотивационной готовности к школе. С этой целью ежегодно  проводятся опрос детей «Для чего нужно учиться в школе?», по результатам этого опроса оформляется информация для родителей в родительском уголке группы «Говорят будущие первоклассники». Детям предлагается нарисовать себя «Как я представляю себя в школе», аналогичное задание предлагается родителям будущих первоклассников «Как я представляю своего ребенка в школе». Все рисунки анализируются, после чего родителям и педагогам даются индивидуальные рекомендации по подготовке ребенка к школе. С родителями воспитанников проводятся групповые родительские собрания, беседы, письменные консультации на тему «Как подготовить ребенка к школе».

Не все дети одинаковые. Несмотря на то, что наш детский сад общеразвивающего вида,  есть воспитанники, которые  нуждаются в специальных подгрупповых занятиях со специалистами: психологом и логопедом. Для таких детей организованы индивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции звукопроизношения, по развитию интеллектуального компонента психического развития.

 Ни для кого не секрет, что современные родители хотят, чтобы их ребенок научился читать еще в детском саду, чтобы ребенок был умственно и психологически  готов к обучению в школе. Поэтому, для удовлетворения потребностей родителей и углубленной работы по подготовке к школе для старших дошкольников организуются платные дополнительные образовательные услуги. Это:

- цикл  профилактических развивающих занятий с педагогом-психологом «Школа кота Леопольда». Целью таких занятий является профилактика школьной дезадаптации, развития внимания, мышления, мелкой моторики детей 6-7 лет.  

- обучение чтению и письму, счетным математическим операциям в пределах 20 и 100, решению арифметических задач учителем начальных классов в рамках кружка «Скоро в школу».

  1. Для оценки работы «по подготовке детей к школе» проводиться мониторинг всеми специалистами на предмет оценки ребенка готовности к дальнейшему физическому, социальному, личностному и интеллектуальному развитию, определение готовности его к школе, уровень биологического развития.

-  мы, воспитатели анализируем уровень интегративных качеств выпускника - педагог – психолог оценивает психологическую готовность  детей к обучению в школе»;

- медицинский персонал – уровень биологического развития воспитанников.

Все данные обобщаются, анализируются и дается предварительный прогноз по адаптации воспитанников в школе.

Это  является заключительным этапом предшкольной подготовки.   

Поступление в школу – важное событие в жизни ребёнка. Поэтому объединёнными усилиями педагогов д/с и школы, мы стараемся сделать процесс перехода наших воспитанников на новую ступень образования менее болезненным, формируем у детей  интерес к школе, учёбе, делаем для них поступление в школу радостным и памятным событием.

Практика преемственности между семьей, дошкольным учреждением и школой еще не достигла уровня, когда ребенок незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживается из-за столика детского сада за школьную парту. Это значит, у нас еще есть над чем работать и к чему стремиться.

Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы МОУ «Школа № 27» по подготовке детей к школе

Представление опыта работы школы в направлении предшкольной подготовки с презентацией...

комплексная программа взаимодействия школы по подготовке детей к школе.

Пояснительная записка.Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом разви...

комплексная программа взаимодействия школы по подготовке детей к школе.

Пояснительная записка.Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом разви...

Программа подготовки детей к школе. «Школа для дошколят»

Квалифицированная подготовка детей 5-6 лет к школе...

ПРОГРАММА подготовки детей к школе «Школа будущего первоклассника – знакомимся с математикой»

Эта программа позволяет подготовить детей к школе. Познакомить их с начальными понятиями математики. Программа была разработана для плавного перехода детей со ступени дошкольного образования на ступен...

Программа по подготовке детей к школе "Год до школы"

Рабочая учебная программа "Год до школы" составлена на основе авторской прграммы Н.А.Завьяловой "Интегрированный курс подготовки дошкольников". Программа расчитана на один учебный год (октябрь-май). З...

Программа платных дополнительных образовательных услуг по подготовке детей к школе «Раз ступенька, два ступенька…» (общеразвивающей направленности) для детей дошкольного возраста 6 лет.

Рабочая программа по  подготовке детей к школе  составлена в соответствии и на основании  следующих нормативно - правовых документов:  Ффедерального государственного образоват...