Адаптация воспитанников к новым социальным условиям
учебно-методический материал на тему
Брошюра из опыта работы Нейского реабилитационного цетра по адаптации воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное казенное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
г.Неи и Нейского района»
Адаптация ребенка к новым
социальным условиям
2014 год
АВТОРЫ:
Директор ОГКУ «СРЦН г.Неи и Нейского района» Елена Леонидовна Жигалова
Заместитель директора ОГКУ «СРЦН г.Неи и Нейского района» Ирина Александровна Комарова
Брошюра рекомендована к использованию в работе специалистов социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних
Областное государственное казенное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Неи и Нейского района» существует более 19 лет. С марта 2013 г. на базе учреждения действует опорная площадка по теме «Адаптация воспитанников в условиях адаптивного СРЦ». В учреждении разработан одноименный проект, оформлен стенд «Особенности и трудности адаптации несовершеннолетних» в помощь педагогам.
Под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям (adaptatio в переводе с латинского – приспособление, приглаживание организма к новым условиям). Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или к негативным (стресс) при этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования) это то, к чему стремятся все специалисты реабилитационного центра. (“Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях” / Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой.— М., 1980),
Каждому, кто работает в нашем реабилитационном центре, известно, что первые дни, недели, а порой и месяцы, трудная пора для вновь поступивших детей, т.к. это период адаптации к новым для них условиям. Процесс этот всегда сложен. Дети, поступающие к нам в СРЦ, не в состоянии выполнять необходимые им социальные роли и функции, не имеют устойчивой связи с окружающими. В социально-реабилитационном центре им предлагаются иные условия жизни, иная система взаимоотношений с людьми, другие ценностные ориентиры. Ребенок с неустойчивой психикой, не владеющий социально-бытовыми навыками, с деформированной системой ценностей и опытом общения с людьми, не может в одночасье адаптироваться к нормальной жизни, не в состоянии сразу освоить систему норм и требований, на основе которых строиться жизнь в Центре. Характер и длительность адаптационного периода зависит от многих обстоятельств и причин. Такие ученые как Р. В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасова-Букова выделяют 3 фазы адаптационного процесса:
I. Острая фаза или период дезадаптации. В первые дни попадания в реабилитационный центр у ребенка начинается паника, ведь он попал из семьи, где все понятно, знакомо (хоть и не благополучно), в казенное учреждение, где все «не так». На этом этапе важно хоть немного заинтересовать ребенка, дать ему новую среду обитания, новые впечатления, то, что в большей степени удовлетворяет его интересам. Педагоги должны обеспечить ему максимальную поддержку в процессе освоения новой жизни.
Именно в первые дни, в период дезадаптации, мы знакомим несовершеннолетних с жизнью нашего центра, с Положением о правах и обязанностях воспитанников, с правилами поведения в Центре, для них проводится экскурсия по зданию. Проводя экскурсию, воспитатель или социальный педагог обращают внимание на то, какие возможности открываются для ребенка: это и занятия спортом, ведь есть современный тренажерный зал, спортивный комплекс, хороший современный инвентарь, и возможность отдохнуть и расслабиться в сенсорной комнате, игровой с мягким диваном и новым телевизором, уютных спальных комнатах. На экскурсии же ребенок видит результат кружковой работы воспитанников – выставку детских поделок. Интерес несовершеннолетних вызывает просмотр газеты «Вести Нейского СРЦ», откуда они узнают, как интересна и насыщенна жизнь детей в Центре, чем они занимаются, какие важные события здесь происходят. Ребенку показывают настенные календари, которые выпускаются в учреждении, дарят их на память. В этот период, для сглаживания фазы дезадаптации, можно пойти на определенные уступки и послабления для вновь поступивших детей. В нашем центре есть три самых важных правила: нельзя брать чужое, нельзя обижать слабого, нельзя уходить из центра не поставив в известность воспитателя, в остальном же можно быть с детьми не такими строгими. Например, в нашем Центре подросткам в период адаптации разрешается смотреть по телевизору передачу, к которой он привык дома, даже если это несколько нарушает режим дня, он может позже других ложиться спать или раньше вставать, если ему так хочется. Фаза дезадаптации, да и весь адаптационный период, проходит более успешно, если у ребенка есть свой личный уголок, где можно побыть одному и устроить все по - своему. Детям разрешается обустроить свою тумбочку, кровать, повесить любимые плакаты и фотографии. Главное, чтобы ребенок пережил чувство своего собственного дома, тогда у несовершеннолетнего появляется доверие к окружающим, а у воспитателя появляется возможность корректировать его поведение.
Никогда воспитатели не стараются сразу включить ребенка в бурную деятельность, вовлечь в кружки и мероприятия. Сначала они просто предлагают ему присутствовать на занятии в роли зрителя, потом просят помочь в ответе на вопрос или оказать помощь в чем-то. Главное не давить на ребенка. А постепенно, осторожно включать его в деятельность реабилитационного центра.
II. Подострая фаза или собственно адаптация. Ребенок осознает, где он находится, понимает причины этого, происходит привыкание к новой жизни. В реабилитационном центре необходимо преобладание спокойной, ровной, доброжелательной атмосферы. Ее создает тон воспитателя, наличие у ребенка своих вещей, одежды, обуви и своего личного места в центре. Учитывая то, что дети – существа деятельные, их привлекают к переоборудованию помещений, поручают им небольшой ремонт, перестановку мебели, чтобы они почувствовали, что сами создают СВОЙ дом.
На стадии адаптации ребенка уже можно включать в повседневную жизнь центра, деятельность детского коллектива и начинать воздействовать на его взаимоотношения с другими людьми, ценностные ориентиры, включать в режим дня и мероприятия.
Вся деятельность реабилитационного центра направлена на профилактику правонарушений несовершеннолетних и социального сиротства и реализуется через:
-Организацию межведомственного взаимодействия
-Инновационную деятельность
-Формирование стремления к ЗОЖ
-Гражданско-патриотическое воспитание
-Духовно-нравственное развитие
-Работу с родителями
Проанализировав свою деятельность и трудности, с которыми сталкиваются наши воспитанники в адаптационный период, мы выбрали для работы по адаптации следующие направления:
1. Нравственное направление
Задачи:
- Учить вести себя правильно в различных ситуациях
- Формировать представления о семье, как о людях, которые живут вместе и заботятся друг о друге
- Познакомить с правилами этикета
- Развивать культуру поведения и общения
- Воспитывать уважение к взрослым и друг к другу
- Развивать детей духовно
Реализуются задачи через тренинги, тестирование, анкетирование, этические беседы, игры, занятия, решение ситуативных задач и связь с русской православной церковью. Если удается воспитателю завоевать доверие и уважение ребенка, тогда у него появляется возможность корректировать его привычки, менять их к лучшему. Нравственные ориентиры у ребенка начинают меняться, если он доверяет педагогу. Работа в этом направлении, проводимая в адаптационный период, не только помогает ребенку вписаться в новые условия жизни, но и социализироваться вне стен учреждения.
2.Познавательное направление
Задачи:
- Создать условия для осознанного включения несовершеннолетних в учебную деятельность, позитивного отношения к школе
- Обучить несовершеннолетних рациональным приемам усвоения знаний
- Ликвидировать педагогическую запущенность
- Развивать познавательные способности несовершеннолетних
- Воспитывать ответственность по отношению к своему главному труду-учебе
Чтобы расположить детей к обучению, воспитателями очень осторожно используются оценки их знаний и способностей. В первое время, главным образом, поощряется прилежание, отношение к знаниям, а затем уже и сами знания. Активно используется педагогами нашего центра создание ситуации успеха, чтобы преодолеть страз перед неудачей, боязнь ошибиться и быть осмеянным. Одновременно на дополнительных занятиях, занятиях по направлениям работы центра происходит коррекция логического мышления, памяти, внимания, активного словаря. Это помогает детям чувствовать себя уверенно не только в стенах учреждения, но и в школе. Проводимая работа не проходит бесследно. Все наши воспитанники регулярно, без пропусков посещают учебные заведения, неуспевающие дети практически отсутствуют.
3.Творческое направление
Задачи:
- Увлечь детей занятиями творческой деятельностью
- Научить приемам работы с бумагой, тестом, кистью, лентами и тканью
- Приобщать несовершеннолетних к сценическому искусству, литературе, театру
- Развивать и совершенствовать движения, мимику, эмоциональную выразительность речи
- Воспитывать творческое воображение, повышать у детей уверенность в себе
Работая по творческому направлению важно найти то, что ребенку по-настоящему интересно. В нашем реабилитационном центре у детей большой выбор для занятий творческой деятельностью: реализуется Технология творческой деятельности, действуют 5 кружков по интересам, ежемесячно организуются праздничные мероприятия. Начинаются занятия с самого простого, ведь не у всех есть способности и уровень развития детей разный. Если у ребенка не получится, он замкнется и совсем откажется работать. Детей ни в коем случае ни к чему не принуждают, не заставляют. Воспитатели не превращают кружковую работу в «обязаловку», а стараются заинтересовать несовершеннолетних, показать перспективы такой деятельности. Ребенок должен видеть конечный результат, для этого ему еще раз показываются поделки других детей. Очень часто кружки участвуют в творческих районных, областных и межрегиональных конкурсах и получают заслуженные награды, что тоже является стимулом к занятиям.
Участие в праздничных мероприятиях помогает ребенку сблизиться с коллективом, преодолеть стеснительность, замкнутость. В первое время новичков не выставляют на первый план (если они сами не пожелают), иначе в самый ответственный момент они могут не справиться с эмоциями и адаптация существенно замедлится. Очень активно в данном случае воспитатели используют театрализацию, особенно кукольный театр. Ширма дает ребенку определенную защиту, помогает не волноваться и, в то же время, участвовать в действии наравне с другими детьми.
4.Коммуникативное направление
Задачи:
- Создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и уважения в коллективе
- Обучать умению слушать и слышать других людей
- Развивать речь детей, учить правильно излагать свои мысли
- Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим
Общение со взрослыми, а особенно со сверстниками, в период адаптации очень сложно для ребенка. Нередко для нашей категории детей характерен срыв коммуникативной деятельности. Хорошо, когда в учреждении есть приемное отделение, где ребенок может остаться совершенно один в первое время. А если его нет? Уединение необходимо для ребенка, особенно в первые дни, он таким образом сбрасывает психологическую нагрузку, осмысливает новое течение своей жизни. Особенно важно это для детей с аутичным типом поведения. В нашем центре практикуется «уголок одиночества» или «время одиночества» Детям в период адаптации разрешается побыть одним в спальной комнате, остаться одним в здании (под негласным наблюдением), когда остальные уйдут на прогулку, они по одному посещают сенсорную комнату или просто сидят в одиночестве в комнате самоподготовки. Но увлекаться этим нельзя, иначе ребенок предпочтет такой тип поведения, который удалит, отстранит его от остальных детей.
Важно с самого начала расположить ребенка и к учреждению, и к людям здесь работающим, и к остальным воспитанникам. Для этого в первые дни пребывания ребенка в центре проводятся игры на знакомство, экскурсия по зданию, с представлением персонала, ребенок просматривает выпуски газеты «Вести Нейского СРЦ». Все это происходит в спокойной, ровной, доброжелательной атмосфере и создает у ребенка положительное отношение к новому месту жительства и новому коллективу.
5. Физическое направление
Задачи:
- Выяснить уровень знаний детей о ЗОЖ и отношение к занятиям физкультурой и вредным привычкам
- Укрепить и сохранить здоровье несовершеннолетних в адаптационный период
- Формировать двигательные умения и навыки, способствовать профилактике гиподинамии
- Познакомить с возможностями базы центра для занятий физкультурой и спортом
- Учить соблюдать правила личной гигиены, режим дня
В первые дни воспитатель, через анкетирование, узнает о пристрастиях ребенка, его отношению к физическим нагрузкам, имеющихся вредных привычках. Ребенка сразу же знакомят с возможностями базы центра для занятий спортом: современным тренажерным залом, спортивной площадкой, имеющимся спортивным инвентарем. Но знакомство ведется очень осторожно, ребенку ничего не навязывается, только предлагается.
Самое трудное в этом направлении научить детей подчиняться единому режиму дня. В первый же день ребенку вручается красочно оформленный режим дня, соответствующий его возрасту. Как уже говорилось ранее, во время адаптационного процесса воспитателями нашего центра допускается послабление режима дня. Ребенку разрешается раньше или позже лечь спать, пропустить зарядку, даже самоподготовкой он, если очень хочет, может заняться в одиночестве, раньше или позже других детей. Постепенно, со временем, «привилегии» сводятся к минимуму. Чем правильней поставлена работа с ребенком, тем комфортней для него переход к новым условиям, тем быстрей и легче он привыкнет к новому режиму.
Не все дети сразу привыкают к питанию в центре. Для многих, питавшихся лапшой быстрого приготовления, «всухомятку», непонятен суп, гуляш и др.блюда, уже привычные другим детям. В период адаптации и повар, и воспитатель к этому относятся снисходительно, и ненавязчиво, во время приема пищи рассказывают о пользе тех или иных продуктов питания и блюд, сбалансированном питании, воспитатели даже планируют специальные занятия и беседы о правильном питании. Немаловажен здесь пример других детей и оформленный в обеденном зале стенд «Рациональное питание»
6.Трудовое направление
Задачи:
- Создать условия для трудовой деятельности несовершеннолетних
- Развивать навыки самообслуживающего, ручного труда и самоконтроля
- Сформировать навыки ведения домашнего хозяйства
- Воспитывать самостоятельность и ответственность
- Формировать у ребенка чувство уважения к своему и чужому труду
Привлечение детей к труду в период адаптации идет через стимулирование их на участие в трудовых делах. В нашем учреждении среди детей постоянно организуются конкурсы «Супердежурный», «Самая лучшая комната», «Самый аккуратный». Дети, вновь поступившие в учреждение, не сразу включаются в соревнования. Ребенок может поступить и в середине месяца, и в конце, когда Экран соревнований уже висит. У него есть возможность понаблюдать со стороны и даже включиться в соревнование, но избежать оценки своей деятельности. Важно, чтобы для формирования трудовых навыков были созданы условия. В первый же день ребенок знакомится с местом, где будут лежать его вещи и видит, что на других полках порядок, в прачечной он видит, как удобно, и совсем не трудно можно привести в порядок одежду. В трудовой деятельности воспитатель выступает не в роли строгого учителя, а в роли доброго помощника. Ненавязчиво, как бы между прочим, воспитатель помогает красиво заправить кровать, сложить вещи в шкафу, пришить пуговицу и т.д., а ребенок уверен, что у него все получается не хуже, чем у других.
7.Правовое направление
Задачи:
- Познакомить с правами и обязанностями воспитанников, правилами поведения, существующими в центре
- Учить самостоятельно получать информацию на правовых стендах учреждения
- Учить детей применять знание прав и обязанностей в жизни
- Формировать у ребенка чувство уважения к самому себе, чувство собственного достоинства, уверенности в своих возможностях
- Воспитывать правовую культуру несовершеннолетних
В первый же день ребенок, поступивший в реабилитационный центр, знакомится с Положением о правах и обязанностях воспитанников, Правилами поведения в центре, правовыми стендами учреждения, на которых он может найти всю необходимую информацию об организациях, занимающихся защитой прав детей, Детском телефоне доверия и др. Через анкетирование воспитатель выясняет уровень знаний несовершеннолетних о своих правах и обязанностях, детям вручаются памятки «Мои права», «Правила поведения в Центре» Важно, чтобы информация доводилась до детей постепенно, в доступной форме, иначе, она просто не будет усваиваться. Нельзя сразу же требовать беспрекословного выполнения всех требований, т.к. в одночасье ребенок не способен освоить всю систему требований и норм, на основе которых строится жизнь в реабилитационном центре, и адаптироваться к новой жизни. Как уже говорилось ранее, некоторые правила можно упростить, или временно исключить, если это не навредит ребенку.
Нередко сам ребенок демонстрирует полное пренебрежение ко всем правилам и нормам, игнорирует любую просьбу, даже высказанную в дружелюбной форме. Агрессию, чаще всего демонстрируют подростки, т.к. на трудный переходный возраст, накладывается адаптационный период. Адаптация таких детей происходит очень сложно, иногда каких-то результатов удается достичь только к концу срока пребывания. В последнее время в нашем центре проживал 1 несовершеннолетний, склонный к агрессии, пренебрегающий всеми нормами и правилами. Ребенку приходилось уделять гораздо больше времени, чем другим, часто изолировать его от других детей, проводить индивидуальные занятия. В результате мальчик стал несколько спокойней, даже усвоил некоторые правила поведения, но окончательно адаптироваться так и не сумел.
III. Фаза компенсации или период адаптированности. Этот период наступает у всех в разное время. Кто-то из детей адаптируется очень быстро, а для кого-то фаза компенсации не наступает вообще. Характер и длительность адаптационного периода зависят от ряда причин и обстоятельств. Главная из них, на наш взгляд, наличие у ребенка способностей к адаптации и готовность специалистов и учреждения помочь детям во время адаптационного периода.
Специалисты нашего реабилитационного центра, чтобы адаптация для детей проходила как можно безболезненней, приняли Алгоритм работы с детьми в период адаптации, рекомендованный Теплюк Светланой Николаевной, кандидатом педагогических наук, старшим научным сотрудником лаборатории содержания и методов ранней помощи детям с выявленными отклонениями в развитии Института коррекционной педагогики Российской академии образования. Алгоритм адаптирован для нашего учреждения, с учетом потребностей и психологических особенностей воспитанников, и исходя из собственного опыта работы. Весь алгоритм представляет из себя несколько ступеней:
1 ступень «Ребенок + родители». Нельзя грубо и резко разрывать связь ребенка с родственниками в первые дни. Как только ребенок поступает к нам в центр? ему очень корректно, никого не обвиняя и не оскорбляя, объясняют причины этого. Если есть возможность, это происходит в присутствии родителей. Если нет прямой угрозы для жизни и здоровья ребенка, родители приходят к нему, общаются практически без ограничений, но под негласным присмотром специалиста. Не запрещается общение и с другими родственниками. Исключение составляют лица в нетрезвом виде или имеющие психические заболевания.
2 ступень «Ребенок + другие взрослые» Знакомство ребенка с персоналом учреждения проводится всегда в спокойной доброжелательной атмосфере. Вначале несовершеннолетний видит 2-3 человек. Затем, постепенно, знакомится и с остальными. Каждый сотрудник объясняет, по каким вопросам можно к нему обращаться, чем он может помочь. Ни в коем случае нельзя противопоставлять себя родителям, или хотя бы дать понять, что теперь вы их заменяете. Если появится конфликт «сотрудник СРЦ» и «родители», ребенок адаптироваться не сможет, он не примет новых взрослых, не будет им доверять, будет всеми силами стараться защитить и оградить родителей, вплоть до проявлений агрессии и самовольного ухода. И наоборот, если несовершеннолетний увидит, что у сотрудников учреждения хорошие отношения с его родителями, он скорее примет новых людей и успешней адаптируется.
3 ступень «Ребенок + окружение» (помещение, мебель, игрушки и др.) В первую очередь, при знакомстве с учреждением, специалисты нашего центра знакомят ребенка с окружением, а не со сверстниками. Как уже говорилось ранее, проводятся экскурсии, рассказывается история Центра, показывается место в спальне, раздевалке и т.д. Все это делает один сотрудник, чаще всего социальный педагог, без привлечения других детей. Новый коллектив сверстников больше настораживает ребенка, особенно малыша, чем интересует.
4 ступень «Ребенок + дети» Эта ступень самая последняя и к ней нельзя переходить, минуя предыдущие. Даже, когда новичок уже в группе, с детьми, воспитатель старается всегда быть с ним рядом, оградить его от излишнего внимания сверстников. Только когда ребенок уже познакомился со взрослыми и окружением, он начинает осваиваться в среде сверстников. Трудность нашего учреждения на этой ступени – отсутствие приемного отделения. Мы не можем дать ребенку возможность пожить первое время вне детского коллектива, мы можем только оградить его от тесного взаимодействия со сверстниками, но и это уже облегчает процесс адаптации.
Нарушая принятый Алгоритм, мы рискуем совершить ряд грубейших ошибок:
- насильственный отрыв ребенка от семьи - глубокое потрясение, формирующее недоверие к новому месту пребывания;
- неправильная линия поведения взрослых (равнодушие, раздражение) приводит к тяжелой, затяжной адаптации;
- оставление один на один с детским коллективом в первый день – приводит к стрессу у несовершеннолетнего, ведь самый большой страх у ребенка вызывает именно знакомство со сверстниками, страх быть непринятым новым коллективом.
Каждая из таких ошибок может привести к самовольным уходам воспитанников из учреждения в первые дни пребывания.
Об успешности деятельности опорной площадки в ОГКУ «СРЦН г.Неи и Нейского района» говорит то, что практически все дети без особых проблем проходят адаптационный период. В течение трех последних лет стабильно низким остается процент самовольных уходов воспитанников, отсутствуют неуспевающие дети и дети, пропускающие школу.
Адаптивные способности детей ограничены и неодинаковы, поэтому переход в новую социальную среду всегда длительный стресс, приводящий к эмоциональным нарушениям. Главная задача нас, как педагогов, помочь детям преодолеть стресс поступления в реабилитационный центр. Период адаптации не проходит бесследно даже при его благополучном окончании, он всегда оставляет след в нервно-психическом развитии ребенка. Поэтому специалисты центра постоянно повышают свой профессиональный уровень, принимая участие в выездных семинарах, организуемых ресурсным центром ГКУ «ОСРЦН «Добрый дом», занимаются внедрением новых технологий работы с детьми, таких как «Технология творческой деятельности», «Портфолио», «Проектная деятельность», делятся наработанным опытом друг с другом на семинарах и совещаниях, через издание печатного материала. Проект «Адаптация воспитанников в условиях адаптивного СРЦ» и анализ работы опорной площадки размещены в сети Интернет в Социальной сети работников образования.
Источники:
“Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях” / Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой.— М., 1980 г.
http://www.coolreferat.com
Теплюк С. Н. «Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет» — Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 г.
«Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированном учреждении: пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних»/ под редакцией Г.М.Иващенко, Н.С.Кантонистова, М.М.Плоткин и др., М. 1996 г.
«Восстановление социального статуса безнадзорных детей: методическое пособие для сотрудников специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» - М: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002 г.
«Профилактическая и реабилитационная работа специализированных учреждений для несовершеннолетних: научно-методическое пособие»/под редакцией Г.М.Иващенко, М, Государственный НИИ семьи и воспитания, 2001 г.
Контактная информация:
Областное государственное казенное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Неи и Нейского района»
Тел.факс 8(49444) 3-17-31
E-mail: neya-src@mail.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа социальной адаптации воспитанников подготовительного класса
данная программа написана с учётом современных требований....
Проблемы социальной адаптации ВОСПИТАННИКОВ
Человек с момента своего рождения попадает в определенную жизненную среду и находится с ней в постоянном взаимодействии; здесь он развивается, обучается и воспитывается, здесь формируется его неповтор...
Проблемы социальной адаптации ВОСПИТАННИКОВ
Человек с момента своего рождения попадает в определенную жизненную среду и находится с ней в постоянном взаимодействии; здесь он развивается, обучается и воспитывается, здесь формируется его неповтор...
Проблемы социальной адаптации ВОСПИТАННИКОВ
Человек с момента своего рождения попадает в определенную жизненную среду и находится с ней в постоянном взаимодействии; здесь он развивается, обучается и воспитывается, здесь формируется его неповтор...
Проблемы социальной адаптации ВОСПИТАННИКОВ
Человек с момента своего рождения попадает в определенную жизненную среду и находится с ней в постоянном взаимодействии; здесь он развивается, обучается и воспитывается, здесь формируется его неповтор...
Проблемы социальной адаптации ВОСПИТАННИКОВ
Человек с момента своего рождения попадает в определенную жизненную среду и находится с ней в постоянном взаимодействии; здесь он развивается, обучается и воспитывается, здесь формируется его неповтор...
Основные направления работы социального педагога по адаптации воспитанников социального приюта
В статье рассказывается о том, как решаются стоящие перед социальным педагогом задачи по адаптации воспитанников, а также в статье говорится об основных этапах деятельности социального педагога в прию...
- Мне нравится (1)