Родительское собрание
материал (4 класс) на тему
Взаимосотрудничество как основа формирования взаимоотношений в семье
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 20.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимосотрудничество -
как основа формирования
взаимоотношений в семье.
4 класс
Цель:
Провести совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воспитания ребенка в процессе становления и развития его как социально адаптированной личности, гражданина, Человека.
Оборудование:
Памятки, карточки с ситуациями, листочки, ручки.
Конспект проведения родительского собрания:
Когда в вашей семье появляется первая «детская» неурядица, когда глазами
Вашего ребенка глянет на Вас еще маленькая и слабенькая, но уже враждебная, зверушка, почему Вы не оглянетесь назад, почему Вы не приступаете к ревизии
Вашего собственного поведения?
А.С.Макаренко.
Учитель:
- Все ли родители, которые пришли на сегодня на встречу могут похвастаться отсутствием проблем в семейных взаимоотношениях?
Родители:
- Нет.
Учитель:
- Я прошу поднять руки тех родителей, кто хотя бы один раз пытался найти выход из сложных ситуаций, возникающих при построении взаимоотношений в семье.
( Руки поднимают все родители.)
- Все родители занимают активную позицию и, конечно, стараются найти выход из различных ситуаций. А как Вы думаете, почему в одной семье бывает меньше конфликтов, а в другой – больше?
Родители:
- Многое зависит от характера взаимоотношений в семье.
- В семье, где все стараются понять друг друга и поддержать, меньше конфликтов, чем в семье, где каждый сам по себе.
Учитель:
- Согласна. К родительскому собранию было проведено анкетирование, анализ которого показал, что 46 % детей считают, что родители не всегда уважают и выслушивают их мнение по разным вопросам. 37 % учащихся страдают от отсутствия реализации совместной деятельности и совместного времяпровождения, аргументируя ответы отсутствием свободного времени у родителей, 16 % детей указали на часто возникающие конфликты в отношениях . Результаты показывают, что существует необходимость обращения нашего внимания на построение взаимоотношений в семье, поиск конструктивного решения назревшей проблемы. Подумайте и назовите основные законы, по которым строятся отношения в семье.
Родители:
Любовь. Дружба. Уважение. Поддержка. Сочувствие. Совместное времяпровождение. Сопереживание.
Учитель:
Вы назвали много слов с приставкой со-. Я бы объединила их одним словом – «сотрудничество». И применимо к семье, мы поговорим о взаимосотрудничестве. Слово родителям.
Выступают подготовленные родители:
- Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами, чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребенка – все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. Скудность, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю жизнь.
- Учитель: как много сердечного тепла бывает загублено из-за неспособности понять другого и самого себя! Сколько больших и малых драм не происходило бы, обладай их участники и окружающие умением сочувствовать, сопереживать, прощать, любить. Любить тоже надо уметь, и это умение не дается матушкой-природой.
- Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, - это дефицит времени, проведенного в со-общении с родителями. Родители не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так. Боязнь избаловать детей, особенно мальчиков, заставляет отца и мать быть чрезмерно суровыми с детьми. В последнее время получило распространение такое понятие как синдром опасного обращения с детьми. Синдром опасного обращения с детьми – это поведение родителей по отношению к ребенку, сопровождающееся нанесением физической, психической и нравственной травм. Семьи, где регистрируется СООСД, обычно относят к категории неблагополучных. Пьющие люди, матери-одиночки, лица с низким образовательным и воспитательным цензом. К категории неблагополучных относятся и семьи вполне материально обеспеченные, если родители не уделяют внимания ребенку, предпочитая откупиться от него подарками, чрезмерно разнообразной пищей, одеждой, просто отмахнуться. Им некогда. Родители часто вымещают на детях накопившееся раздражение и утомление.
- Учитель: дети – первые, кто глубоко и трагически пострадал от дефицита времени у взрослых. Возникла проблема детей как обузы, «лишних» детей.
- Атмосфера семьи определяется ее прочностью, ее нравственными идеалами, дальними и близкими целями, эмоциональным складом. Только преобладание со-переживания, со-чувствия, со-трудничества, взаимной нежности и дружбы над раздорами, унынием, скукой создает то, что можно назвать семейным очагом. Он со-бирает и сплачивает вокруг себя людей, связанных родственными чувствами, со-гревает, дает пищу чувствам и отдых душе. Семья при всех свойственных ей заботах должна приносить человеку радость.
Учитель:
- Дети по своей природе чрезвычайно жадны до впечатлений. Им все мало, им хочется быть участниками каких-то событий, радостных волнений. Семья должна давать добрую пищу воображению и чувствам. Дети, как губка, впитывают все, что происходит вокруг них. Они не умеют хитрить и приспосабливаться. Этому учим их мы, взрослые. Для того, чтобы определиться, какие мы родители, Вашему вниманию предлагается тест:
Давайте выберем те фразы, которые наиболее часто употребляются нами в общении с детьми и определимся с баллами:
Сколько раз тебе повторять! 2
Посоветуй мне, пожалуйста. 1
Не знаю, что бы я без тебя делала! 1
И в кого ты такой уродился! 1
Какие у тебя замечательные друзья! 1
Ну, на кого ты похожа! 2
Я в твое время! 2
Ты моя опора и помощница! 1
Ну, что за друзья у тебя! 2
О чем ты только думаешь! 2
Какая ты у меня умница! 2
А ты как считаешь, сын? (дочь) 1
У всех дети как дети, а ты? 2
Какой ты у меня сообразительный! 1
7-8 баллов: вы живете с ребенком душа в душу, он искренне любит и уважает вас, ваши отношения способствуют становлению его личности.
9-10 баллов: вы непоследовательны в общении с ребенком, он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен, его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
11-12 баллов: вам необходимо быть к ребенку повнимательнее, вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви, развитие вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от вас.
13-14 баллов: вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути, между вами и ребенком существует недоверие, пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушивайтесь к его словам.
Учитель:
Для того, чтобы определиться с решением родительского собрания по поводу обсуждаемой темы, давайте поработаем в группах. Анализируя предлагаемую ситуацию, я предлагаю каждой группе сформулировать и правило построения взаимоотношений с ребенком:
Ситуация № 1:
Что делать, если…
Ребенок из-за своего поведения на улице или в гостях ставит вас в сложную ситуацию, когда на вас устремлены взоры многих других людей? Что можно делать в таком случае и чего нельзя?
Ситуация № 2:
Что делать, если к вам пришли гости? Отправить его погулять? Уложить ребенка спать пораньше? Постараться, чтобы дети были видны, но не слышны?
Ситуация № 3:
Что делать, если…
Вы заняты несколькими делами сразу: готовите обед, стираете и разбираете со старшим ребенком задачу, а младший в это время пытается рассказать вам о школьных делах?
Ситуация № 4:
Что делать , если…
У ребенка нет желания делиться с вами своими бедами и мыслями и слушать то, что ему говорите вы?
Ситуация № 5:
Что делать, если…
Вы дали ребенку поручение, он пообещал выполнить, а не делает. Тянет время, а там глядишь, уже поздно. Или вы в ответ услышали: «Я потом, можно…», «А почему всегда я?».
Выводы родителей как решение родительского собрания:
- Необходимо строить отношения с ребенком на основе сотрудничества и взаимопонимания.
- Не скупиться на ласку, внимание, сочувствие.
Учитель:
- Для того, чтобы вы не забывали обо всем, о чем мы сейчас говорили , для вас приготовлены памятки-советы:
Памятка:
Советы родителям.
- Не увеличивайте обычную дозу замечаний в гостях или на улице, даже рискуя выглядеть плохим воспитателем.
- Вы всегда уверены, что ваши суждения – истина. Но иногда и вы ошибаетесь. Не бойтесь детских сомнений в вашей правоте.
- Бесконечно уступая ребенку, вы можете избаловать его, но никогда не уступая, вы выглядите жестокосердечным в его глазах.
- Вспомните, давно ли вы слышали детский смех в вашем доме. Чем чаще смеются дети, тем лучше воспитание.
- Не бойтесь ласковых слов и прикосновений. Ласка смягчает душу ребенка, снимает напряжение.
- Никогда не упрекайте ребенка ни возрастом, ни полом, ни куском хлеба.
- Хотя бы иногда спрашивайте: «Как дела?»
- Старайтесь никого не критиковать при детях, и они никогда не скажут плохого про вас.
- Уступайте иногда в спорах, этим вы научите детей уступать, признавать поражения и ошибки.
- Умеете ли вы просить или только приказываете? Подумайте об этом.
- Внушайте ребенку : «Ты хорош, но не лучше других».
- Принимайте ребенка таким, каков он есть.
Учитель:
- И на прощание давайте обратимся к словам великого педагога А.С.Макаренко. В них вы найдете начало перестройки взаимоотношений в семье. Как же наладить взаимоотношения в семье на основе взаимосотрудничества?
Родители:
- Начиная с себя.
Учитель:
- Удачи вам, умного сердца и доброй души.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"
Родительское собрагние-разработка. Презентация создана к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер (графическая организа...
Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"
На собраниях рассматриваются вопросы: ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...
Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"
Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......
Родительское собрание в 4 классе на тему "Найти свой путь" ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
В собрании раскрываются практические рекомендации по определению способностей и склонностей ребенка....
Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....
Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....
Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»
Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...