Классный час "В краю родном"
план-конспект занятия на тему

Подоляко Любовь Григорьевна

Материал можно использовать и для праздника, и для классного часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«В краю родном»

Цель: познакомить с традициями ненцев, формировать экологическое грамотное отношение детей к

            природе.

Оборудование: 1. Презентация «эпиграф», «правила охраны окружающей среды», «птицы морей,

                                   побережий и рек», «животный мир Севера России», «птицы тундры»,

                      2. голоса птиц

                      3. хомус эвенков (грамзапись)

                      4. памятные открытки с аппликацией тундровых ягод

ХОД  ЗАНЯТИЯ

                                                                                                                                «Будь же бережливей год от года

                                                                                                                               И к земле, и к небу, человек!»

                                                                                                                                                                       А. С. Тарханов

Учитель

- Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся в тундру. Познакомимся с её обитателями. Услышим их голоса. А помогут в этом все присутствующие. Вы будете активными участниками нашего путешествия.

        Исполняется песня на мотив «Мы едем, едем, едем в далёкие края».

                Мы очень любим тундру

                И летом и зимой

                Всегда мы рады в тундру

                Отправиться с тобой.

                Морошку и бруснику

                Там будем собирать.

                И в игры развесёлые

                Мы будем там играть.

                        Тра-та-та, тра-та-та

                        В нашей тундре красота

                        Птицы и зверята

                        Дружные ребята

                        Всюду ягода густая

                        Вот компания какая! – 2 раза

- Закройте глаза и представьте себе, что мы в тундре на поляне.

        Звучит грамзапись (хомус)

- Откройте глаза, что вы увидели, услышали на поляне?

Дети читают стихи:   1. Приезжай к нам без опаски

                             Слушать шорох зимней сказки,

                             Слушать звон копыт по насту…

                             Приезжай. Мы встретим лаской.

                             Здравствуй!

                         2. Нет родней земли, чем тундра,

                              Тундре – края нет!

                              На оленьих тропах утро

                                             Оставляет след.

                          3. Солнцем путь немалый пройден

                               Тундре края нет!

                                На оленьих тропах полдень

                                Оставляет след.

                           4.  Бег оленя бесконечен:

                                Тундре края нет!

                                На оленьих тропах вечер

                                Свой теряет след…

                            5. Тундра,

                                 Я к тебе любви не прячу,

                                 Да и разве

                                 Может быть иначе?..

                             6. Будь же бережливей год от года

                                 И к земле, и к небу, человек!

- Как вы понимаете слова «Будь же бережливей год от года и к земле, и к небу»?

- У народа, который живёт здесь много сотен лет, а может даже и тысяч лет, есть законы, которые нигде не записаны, но их знают все, кто живёт в тундре. Послушайте их: (дети читают с презентации)

        ПРАВИЛА   1. Стрелять птиц просто так нельзя.

                         2. В воду ничего нельзя кидать – проколешь глаз у хозяина воды

                         3. В землю втыкать острые предметы нельзя – поранишь хозяина земли.

                         4.  Рвать цветы, брать грибы нельзя – они являются главным кормом для оленей летом.

                         5. В тундре шуметь нельзя – заболит голова у хозяина земли.

- Вот такие важные правила необходимо знать для живущих в тундре. В тундре тишина, покой. Давайте послушаем эту тишину.

        Звучит голос тундры (голоса птиц, шум ветра)

- Что вы услышали?

- Кто узнал голоса птиц?

- Вы сейчас будете смотреть фотографии птиц, которые водятся на севере и, кто знает, называть их по-ненецки и по-русски. А я буду показывать как она кричит.

        Презентация птиц

  1. Нябы – утка  ( а-а-авлык )
  2. Нюня – гагара  ( кукуй, товар-лык)
  3. Ябто – гусь  ( лылык-лык )
  4. Хохорэй – лебедь  ( уу,-уу,-уу, )
  5. Хоркы – куропатка  ( кабэв )
  6. Ну, сармик мална – птичий базар

- Давайте поиграем в птичий базар. Вы будете кричать голосом той птицы, картинку которой получите.

        Сначала учат голос птицы, а потом кричат все вместе.

Появляется куропатка, машет руками, как крыльями

        -Кабэв! Кабэв!

        Пусть птицы нам поют без нот,

        Пускай поют без слов, -

        Я знаю всё, о чём поют

        Сто птичьих голосов.

        Поёт на ветке соловей,

        Гагара, крачка, дрозд:

        «Ты гнёзда разорять не смей,

        Не трогай птичьих гнёзд!

        Ты в наши гнёзда не смотри,

        Не становись на пни,

        Яичек тёплых не бери –

        Зачем тебе они?»

-О чём просит куропатка?

-А знаете ли вы, чем питаются птицы?

- Сейчас я с вами поиграю в игру «Кто больше?». Разделитесь на две команды. Правила такие. Надо

поочерёдно называть ягоды, какие растут у нас в тундре. Побеждает та команда, которая последняя назовёт.

- На нашей поляне тоже растут ягоды (презентация). Сейчас ребята будут рассказывать стихи, а остальные должны найти эту ягоду и показать.

        1. Клюква   Кто же не знает, что ягода клюква кислая?

                         На то она и есть клюква!

        2. Черника  Кто много ест черники – лучше видит.

                          Живёт черника чуть ли не целое столетие.

        3. Брусника Кустики брусники живут до ста лет и даже до трёхсот лет.

                           Брусничное варенье – это великолепное лакомство.

        4. Морошка Морошка, морошка, тоненькая ножка

                           Ягода – фонарик

                                     Сладостью одарит.

        5. Голубика Нежная ягодка

                          Цвета небес.

- Молодцы! Вы хорошо знаете ягоды тундры! Но только ли ягоды растут здесь? Отгадайте загадки:

        ЗАГАДКИ    1. Синенький звонок висит

                        Никогда он не звенит.     (Колокольчик)

                         2. На лугу у той дорожки,

                        Что бежит нам прямо в дом,

                        Рос цветок на длинной ножке –

                        Белый с жёлтеньким глазком.    (Ромашка)

                          3. Лежат на кочках кусочки янтаря

                        В рот положишь – тут же растают.   (Морошка)

                          4. Десять чёрных бусинок

                        На одной веточке висят.   (Черника)

                          5. Я под шапкою цветной

                         На ноге стою одной.

                         У меня свои повадки,        

                         Я всегда играю в прятки.    (Гриб)

                           6.Ну-ка, кто из вас ответит:

                         Не огонь, а больно жжёт,

                         Не фонарь, а ярко светит,

                         И не пекарь, а печёт?

                         Светит и сверкает,

                        Всех нас согревает.    (Солнце)

- Вы, ребята, любите солнышко? У ненцев тоже есть песенка о солнце «Хаерако». Кто знает эту песенку подпевайте. (звучит песня с диска)

- Вы счастливые дети. Вы видите птиц, знаете голоса птиц, ели ягоды тундры, знаете запах цветов, трав. Но природа тундры очень ранима. Грубое обращение с ней сохраняет раны много десятков лет. И чтобы наша тундра оставалась живой, красивой и чистой, чего нам, людям, живущим здесь, нельзя делать?

        Презентация  ПРАВИЛА 1. Стрелять птиц

                                         2. Бросать мусор в воду

                                         3. Рвать цветы, грибы

                                         4. Разрушать гнёзда

                                         5. Брать яйца птиц

                                         6. Ездить летом по тундре на тракторах и машинах

- Трудно найти лучшее обращение к людям третьего тысячелетия, чем стихотворение Михаила Дудина

                «Заклинание с полюса»

        Берегите Землю

        Берегите.

        Жаворонка в голубом зените

        Бабочку на листьях повилики,

        На тропинке солнечные блики,

        На камнях играющего краба,

        Над пустыней тень от баобаба,

        Ястреба, парящего над полем,

        Ясный месяц над речным покоем,

        Ласточку, мелькающую в жите.

        Берегите Землю!

        Берегите

        Чудо песен, городов и весей,

        Мрак глубин и волю поднебесий,

        Стариков последнюю отраду –

        Женщину, бегущую к детсаду,

        Нежности беспомощное пенье

        И любви железное терпенье;

        Берегите молодые всходы

        На зелёном празднике Природы,

        Небо в звёздах, Океан и Сушу

        И в бессмертье верящую душу,

        Всех судеб связующие нити.

        Берегите Землю!

        Берегите

        Времени крутые повороты,

        Радость Вдохновенья и Работы,

        Древнего родства живые свойства,

        Дерево Надежд и Беспокойства,

        Откровения Земли и Неба,

        Сладость Жизни, Молока и Хлеба,

        Берегите Доброту и Жалость,

        Чтоб она за слабого сражалась,

        Берегите будущего ради

        Это слово из моей тетради.

        Всё дарю!

        И всё от вас приемлю!

        Только

        Берегите

        Эту

        Землю!

Исполняется песня на мотив песни П.Д.Деде «Фонари качаются»

  1. Птицы в небе высоко

Всем кричат:

- Помогите выжить нам!

Просят у ребят.

Мы спасём природу,

Тундру и леса,                 2 р.

Родника журчанье,          

Птичьи голоса.

Припев: Дорожите светом,

                  Дорожите сном,          2 р.

                  Дорожите летом,      

                  Ливнем и теплом.

  1. Головой кивает нам

Я – год – ка:

- Сберегите землю вы

Будущим векам!

Мы спасём природу,

Всё, что есть вокруг:      2 р.

И ромашку в поле,

И сады, и луг.

Припев

Итог занятия. Всем детям на память открытки с аппликацией тундровых ягод со словами эпиграфа занятия.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Л.В.Фёдорова «Северные родники»
  2. Т.Я.Шипунова «Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста»
  3. И.Т.Суравешна, В.М.Сенкевич «Экология и мир»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Люблю тебя, мой край родной!"

Классный час посвящён дню образования села. Целью является приобщение учащихся к истории родного края, к событиям, людям, явлениям своей малой Родины....

Классный час "Край родной - земля Белгородская"

Разработка внеклассного занятия содержит материал о родном крае Белгородчине и его истории....

Классный час "Люблю тебя, мой край родной!"

Разработка классного часа по гражданско-патриотическому направлению...

Классный час "Край мой родной, Забайкалье!"

Знакомит с удивительными уголками Забайкальского края....

презентация к классному часу "Край мой родной, Забайкалье!"

Знакомит с удивительными уголками Забайкальского края....

Классный час "Край родной навек любимый"

Тема:        Край родной навек любимый1.Орг. момент. Приветствие.2.Беседа.-Мы все из разных сёл и деревень, но нас объединила школа. Встали в круг и познакомились.(д...

Классный час «Край родной, навек любимый!»

Классный час "Край родной, навек любимый!" подготовлен для обучающихся начальной школы....