Классный час "В краю родном"
план-конспект занятия на тему
Материал можно использовать и для праздника, и для классного часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.docx | 25.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
«В краю родном»
Цель: познакомить с традициями ненцев, формировать экологическое грамотное отношение детей к
природе.
Оборудование: 1. Презентация «эпиграф», «правила охраны окружающей среды», «птицы морей,
побережий и рек», «животный мир Севера России», «птицы тундры»,
2. голоса птиц
3. хомус эвенков (грамзапись)
4. памятные открытки с аппликацией тундровых ягод
ХОД ЗАНЯТИЯ
«Будь же бережливей год от года
И к земле, и к небу, человек!»
А. С. Тарханов
Учитель
- Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся в тундру. Познакомимся с её обитателями. Услышим их голоса. А помогут в этом все присутствующие. Вы будете активными участниками нашего путешествия.
Исполняется песня на мотив «Мы едем, едем, едем в далёкие края».
Мы очень любим тундру
И летом и зимой
Всегда мы рады в тундру
Отправиться с тобой.
Морошку и бруснику
Там будем собирать.
И в игры развесёлые
Мы будем там играть.
Тра-та-та, тра-та-та
В нашей тундре красота
Птицы и зверята
Дружные ребята
Всюду ягода густая
Вот компания какая! – 2 раза
- Закройте глаза и представьте себе, что мы в тундре на поляне.
Звучит грамзапись (хомус)
- Откройте глаза, что вы увидели, услышали на поляне?
Дети читают стихи: 1. Приезжай к нам без опаски
Слушать шорох зимней сказки,
Слушать звон копыт по насту…
Приезжай. Мы встретим лаской.
Здравствуй!
2. Нет родней земли, чем тундра,
Тундре – края нет!
На оленьих тропах утро
Оставляет след.
3. Солнцем путь немалый пройден
Тундре края нет!
На оленьих тропах полдень
Оставляет след.
4. Бег оленя бесконечен:
Тундре края нет!
На оленьих тропах вечер
Свой теряет след…
5. Тундра,
Я к тебе любви не прячу,
Да и разве
Может быть иначе?..
6. Будь же бережливей год от года
И к земле, и к небу, человек!
- Как вы понимаете слова «Будь же бережливей год от года и к земле, и к небу»?
- У народа, который живёт здесь много сотен лет, а может даже и тысяч лет, есть законы, которые нигде не записаны, но их знают все, кто живёт в тундре. Послушайте их: (дети читают с презентации)
ПРАВИЛА 1. Стрелять птиц просто так нельзя.
2. В воду ничего нельзя кидать – проколешь глаз у хозяина воды
3. В землю втыкать острые предметы нельзя – поранишь хозяина земли.
4. Рвать цветы, брать грибы нельзя – они являются главным кормом для оленей летом.
5. В тундре шуметь нельзя – заболит голова у хозяина земли.
- Вот такие важные правила необходимо знать для живущих в тундре. В тундре тишина, покой. Давайте послушаем эту тишину.
Звучит голос тундры (голоса птиц, шум ветра)
- Что вы услышали?
- Кто узнал голоса птиц?
- Вы сейчас будете смотреть фотографии птиц, которые водятся на севере и, кто знает, называть их по-ненецки и по-русски. А я буду показывать как она кричит.
Презентация птиц
- Нябы – утка ( а-а-авлык )
- Нюня – гагара ( кукуй, товар-лык)
- Ябто – гусь ( лылык-лык )
- Хохорэй – лебедь ( уу,-уу,-уу, )
- Хоркы – куропатка ( кабэв )
- Ну, сармик мална – птичий базар
- Давайте поиграем в птичий базар. Вы будете кричать голосом той птицы, картинку которой получите.
Сначала учат голос птицы, а потом кричат все вместе.
Появляется куропатка, машет руками, как крыльями
-Кабэв! Кабэв!
Пусть птицы нам поют без нот,
Пускай поют без слов, -
Я знаю всё, о чём поют
Сто птичьих голосов.
Поёт на ветке соловей,
Гагара, крачка, дрозд:
«Ты гнёзда разорять не смей,
Не трогай птичьих гнёзд!
Ты в наши гнёзда не смотри,
Не становись на пни,
Яичек тёплых не бери –
Зачем тебе они?»
-О чём просит куропатка?
-А знаете ли вы, чем питаются птицы?
- Сейчас я с вами поиграю в игру «Кто больше?». Разделитесь на две команды. Правила такие. Надо
поочерёдно называть ягоды, какие растут у нас в тундре. Побеждает та команда, которая последняя назовёт.
- На нашей поляне тоже растут ягоды (презентация). Сейчас ребята будут рассказывать стихи, а остальные должны найти эту ягоду и показать.
1. Клюква Кто же не знает, что ягода клюква кислая?
На то она и есть клюква!
2. Черника Кто много ест черники – лучше видит.
Живёт черника чуть ли не целое столетие.
3. Брусника Кустики брусники живут до ста лет и даже до трёхсот лет.
Брусничное варенье – это великолепное лакомство.
4. Морошка Морошка, морошка, тоненькая ножка
Ягода – фонарик
Сладостью одарит.
5. Голубика Нежная ягодка
Цвета небес.
- Молодцы! Вы хорошо знаете ягоды тундры! Но только ли ягоды растут здесь? Отгадайте загадки:
ЗАГАДКИ 1. Синенький звонок висит
Никогда он не звенит. (Колокольчик)
2. На лугу у той дорожки,
Что бежит нам прямо в дом,
Рос цветок на длинной ножке –
Белый с жёлтеньким глазком. (Ромашка)
3. Лежат на кочках кусочки янтаря
В рот положишь – тут же растают. (Морошка)
4. Десять чёрных бусинок
На одной веточке висят. (Черника)
5. Я под шапкою цветной
На ноге стою одной.
У меня свои повадки,
Я всегда играю в прятки. (Гриб)
6.Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт?
Светит и сверкает,
Всех нас согревает. (Солнце)
- Вы, ребята, любите солнышко? У ненцев тоже есть песенка о солнце «Хаерако». Кто знает эту песенку подпевайте. (звучит песня с диска)
- Вы счастливые дети. Вы видите птиц, знаете голоса птиц, ели ягоды тундры, знаете запах цветов, трав. Но природа тундры очень ранима. Грубое обращение с ней сохраняет раны много десятков лет. И чтобы наша тундра оставалась живой, красивой и чистой, чего нам, людям, живущим здесь, нельзя делать?
Презентация ПРАВИЛА 1. Стрелять птиц
2. Бросать мусор в воду
3. Рвать цветы, грибы
4. Разрушать гнёзда
5. Брать яйца птиц
6. Ездить летом по тундре на тракторах и машинах
- Трудно найти лучшее обращение к людям третьего тысячелетия, чем стихотворение Михаила Дудина
«Заклинание с полюса»
Берегите Землю
Берегите.
Жаворонка в голубом зените
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю!
Берегите
Чудо песен, городов и весей,
Мрак глубин и волю поднебесий,
Стариков последнюю отраду –
Женщину, бегущую к детсаду,
Нежности беспомощное пенье
И любви железное терпенье;
Берегите молодые всходы
На зелёном празднике Природы,
Небо в звёздах, Океан и Сушу
И в бессмертье верящую душу,
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю!
Берегите
Времени крутые повороты,
Радость Вдохновенья и Работы,
Древнего родства живые свойства,
Дерево Надежд и Беспокойства,
Откровения Земли и Неба,
Сладость Жизни, Молока и Хлеба,
Берегите Доброту и Жалость,
Чтоб она за слабого сражалась,
Берегите будущего ради
Это слово из моей тетради.
Всё дарю!
И всё от вас приемлю!
Только
Берегите
Эту
Землю!
Исполняется песня на мотив песни П.Д.Деде «Фонари качаются»
- Птицы в небе высоко
Всем кричат:
- Помогите выжить нам!
Просят у ребят.
Мы спасём природу,
Тундру и леса, 2 р.
Родника журчанье,
Птичьи голоса.
Припев: Дорожите светом,
Дорожите сном, 2 р.
Дорожите летом,
Ливнем и теплом.
- Головой кивает нам
Я – год – ка:
- Сберегите землю вы
Будущим векам!
Мы спасём природу,
Всё, что есть вокруг: 2 р.
И ромашку в поле,
И сады, и луг.
Припев
Итог занятия. Всем детям на память открытки с аппликацией тундровых ягод со словами эпиграфа занятия.
ЛИТЕРАТУРА
- Л.В.Фёдорова «Северные родники»
- Т.Я.Шипунова «Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста»
- И.Т.Суравешна, В.М.Сенкевич «Экология и мир»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Люблю тебя, мой край родной!"
Классный час посвящён дню образования села. Целью является приобщение учащихся к истории родного края, к событиям, людям, явлениям своей малой Родины....
Классный час "Край родной - земля Белгородская"
Разработка внеклассного занятия содержит материал о родном крае Белгородчине и его истории....
Классный час "Люблю тебя, мой край родной!"
Разработка классного часа по гражданско-патриотическому направлению...
Классный час "Край мой родной, Забайкалье!"
Знакомит с удивительными уголками Забайкальского края....
презентация к классному часу "Край мой родной, Забайкалье!"
Знакомит с удивительными уголками Забайкальского края....
Классный час "Край родной навек любимый"
Тема: Край родной навек любимый1.Орг. момент. Приветствие.2.Беседа.-Мы все из разных сёл и деревень, но нас объединила школа. Встали в круг и познакомились.(д...
Классный час «Край родной, навек любимый!»
Классный час "Край родной, навек любимый!" подготовлен для обучающихся начальной школы....