Внеклассное мероприятие "Космическое путешествие"
методическая разработка (4 класс) на тему

Цели:

  1. Образовательная: формирование представления об освоении космического пространства человеком;
  2. Развивающая: формирование элементарной эрудиции учащихся, их общей культуры;
  3. Воспитывающая: воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир,
  4. Формирование нравственных и этических чувств.

 

Возраст учащихся: 9-12 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kosmicheskoe_puteshestvie.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нижегородская область

р.п. Шатки

МОУ Шатковская СОШ №2

Название работы

        Выполнила: Романюк Ю.А.

        учитель начальных классов

607700, Нижегородская обл.,

р.п. Шатки, ул. Околица, д.18

2011 год

Цели:

  1. Образовательная: формирование представления об освоении космического пространства человеком;
  2. Развивающая: формирование элементарной эрудиции учащихся, их общей культуры;
  3. Воспитывающая: воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир,
  4. Формирование нравственных и этических чувств.

Возраст учащихся: 9-12 лет

Оборудование:

  1. Презентация в программе Microsoft  Power Point 2007, компьютер, проектор;
  2. Плакаты с изображением космоса;
  3. Портреты известных космонавтов-летчиков;
  4. Выставка книг на тему «Космос»;
  5. Таблички с номерами 1,2,3 (для ответов детей);
  6. Конверты с заданием для 4 тура «Космограмма».

Подготовительная работа детей:

  1. Стихотворение Твардовского;
  2. Стихотворения о космосе;
  3. Стихотворение Л. Вышеславского «108 минут»;
  4. Стихотворение С.Михалкова «Посланец Земли».

Подготовительная работа учителя:

  1. Музыка П.И. Чайковского «Времена года»;
  2. Музыка, фанфары;
  3. Аудиозапись переговоров Ю.Гагарина и С.П. Королева перед стартом;

  1. Аудиозапись выступления Ю.Гагарина на Красной площади;
  2. Видео Вселенной;
  3. Видео запуска первого искусственного спутника Земли;
  4. Видео запуска Ю.Гагарина со знаменитым словом «ПОЕХАЛИ»;
  5. Видео распорядка дня Ю.Гагарина 12 апреля 1961 года;
  6. Видеоролик о Ю.Гагарине на песню «Знаете, каким он парнем был».


Ход мероприятия:

(Ученик читает стихотворение)

Космонавт…

Такого слова не было

Среди многих тысяч слов.

Привезли его на землю с неба

Летчики Гагарин и Титов.                                                                (Слайд 1)

                  На экране показывается Вселенная. Голос за кадром.        (Слайд 2)

Звучит музыка ( Л.Бетховен «Лунная соната»)

Ученик: Издавна человечество стремилось к звездам. С незапамятных времен люди мечтали о полетах на Луну, на планеты солнечной системы, к далеким таинственным мирам. И это событие свершилось. Так 4 октября 1957 года впервые в мире на орбиту был возведен искусственный спутник Земли. Так началась космическая эра в истории человечества.

        Ведущий: Пройдут годы, десятилетия, века… Люди забудут даты войн и революций, но этот день будут помнить всегда, и я думаю, что именно этот день 12 апреля в недалеком будущем станет красивой праздничной датой на все грядущие века. Ведь именно с этого дня , 12 апреля 1961 года, Юрий Алексеевич Гагарин проложил людям дорогу в космическое пространство, совершив первый полет в истории человечества.                                                              (Слайд 3)                        Стихотворение С.Я. Михалкова «Посланец Земли». Читает ученик.

Живём мы на нашей планете                                                        (Слайд 4)

В такой замечательный век!

И первым из первых в ракете

Советский летит человек.

Не с целью разведки военной

На сверхскоростном корабле.

Летел он один во Вселенной

Чтоб снова вернуться к Земле!

Мы знаем, а стало быть, верим,

Что сказкам сбываться дано,

И нам побывать на Венере,

Быть может, ещё суждено.

Ведущий. Наше мероприятие «Космическое путешествие» мы посвящаем 50-летию первого полета человека в космос.

        В игре принимают участие 3 команды, 3 космических корабля, это «Восход», «Восток» и «Союз». Экипажам кораблей необходимо отвечать на вопросы, для этого необходимо поднимать карточки с правильными номерами.  За каждый правильный ответ экипаж получает жетон  в виде  звезды.

Звучит музыка. Фанфары.

Ведущий:  Внимание! К запуску ракеты приготовиться!                        (Слайд 5)

Дети: Есть приготовиться!

Ведущий: Завести моторы!

Дети: Есть завести моторы!

Ведущий: Пять! Четыре! Три! Два! Один!

Дети: Поехали!

В этот момент включается видео запуска Ю.Гагарина в космос со знаменитым                              

                                           словом «ПОЕХАЛИ!»                                     (Слайд 6)

                           1 тур «Счастье первых шагов».                            (Слайд 7)

  1. Сколько планет Солнечной системы?                                              (Слайд 8)
  1. 7
  2. 11
  3. 9 (правильный ответ)

Комментарий к ответу: 9 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.                                                        (Слайд 9)

  1. В каком году был запущен первый искусственный спутник Земли?

(Слайд 10)

  1. 4 октября 1957 года (правильный ответ)
  2. 12 апреля 1961 года
  3. 18 марта 1965 года

Включается видео запуска первого искусственного спутника земли          (Слайд 11)

  1. Спутник Земли, обращенный к ней одной и той же стороной?        (Слайд 12)
  1. Солнце
  2. Звезда
  3. Луна (правильный ответ)        

Комментарий к ответу. Луна – естественный спутник Земли. Она в четыре раза  меньше нашей планеты и вращается вокруг неё.                                  (Слайд 13)                                

  1. Звезда  - самая близкая к Земле?                                                (Слайд 14)
  1. Кометы
  2. Астероиды
  3. Солнце (правильный ответ)        

Комментарий к ответу. Солнце – самая  близкая к нам звезда.  Благодаря солнечному свету и теплу, на нашей планете существует жизнь. Вокруг Солнца вращаются планеты нашей Солнечной системы, включая Землю.         (Слайд 15)

  1. Одежда космонавта?                                                                (Слайд 16)
  1.         Скафандр (правильный ответ)
  2. Скифафандр
  3. Скафанодры        

Комментарий к ответу. Системы жизнеобеспечения космических кораблей создаются таким образом, чтобы в кабине поддерживались условия комфортные для длительного пребывания человека. В кабине сохраняются стабильное давление, температура и содержание кислорода. Однако в течение полёта космонавт постоянно находится в специальном защитном костюме, называемом скафандром. Скафандр должен не только защищать и поддерживать жизнь человека, но и быть удобным для работы. Он  оснащён многими карманами, каждый из которых имеет своё  назначение. В комплект снаряжения входят: оболочка, шлем, перчатки, ботинки. Российские скафандры самые надёжные в мире. Скафандр весит около 50 кг, а шлем 4 кг.                                (Слайд 17)

  1. На каком транспорте совершается полет в космос?                        (Слайд 18)
  1. Квадроцикл
  2. Ракета (правильный ответ)
  3.         Дирижабль

Комментарий к ответу. Ракета – это летательный аппарат, с помощью которого человек получил возможность побывать в космосе, на Луне и выводить на околоземную орбиту спутники и космические станции.                        (Слайд 19)

       7. Как называется место старта космического корабля?                        (Слайд 20)

  1. Космозал
  2. Космодом
  3. Космодром (правильный ответ)

Комментарий к ответу. Космодро́м — это территория, на которой размещается комплекс сооружений, предназначенный для запуска космических аппаратов в космос. Название дано по аналогии с аэродромом для самолётов. Обычно космодромы занимают большую площадь и находятся на удалении от густонаселенных мест, чтобы отделяющиеся в процессе полета ступени не навредили жилым территориям или соседним стартовым площадкам.
Наиболее выгодное положение космодрома — на экваторе, чтобы стартующий носитель мог наиболее полно использовать энергию вращения Земли. Ракета-носитель при запуске с экватора может сэкономить около 10% топлива, чем ракета, стартующая с космодрома севернее или южнее экватора.
 (Слайд 21)

                        

2 тур «  Инопланетные существа».        (Слайд 22-23)

Ведущий. В необъятной Вселенной пока известен только один крохотный уголок, где может жить человек. Это наша Земля – средняя по размерам и массе планета с воздушной оболочкой, кружащая не слишком далеко и не слишком близко от своей звезды Солнца. Здесь мы в безопасности – атмосфера защищает нас от грозного невидимого дыхания космоса и ударов метеорита, нам не грозят ни испепеляющий жар, ни смертельный мороз. Но представьте на мгновение, что вдруг на одной из космических трасс вы встретились с кораблем дружественных инопланетян. Во время переговоров они захотели узнать, кто вы, откуда, и что же это за планета Земля? Что же вы сможете рассказать о нашей родной прекрасной планете пришельцам из космоса?

(на подготовку отводится 3 минуты)

Уточнение к поставленному вопросу. Дети должны рассказать о том, что на земле есть живая оболочка биосфера, которая состоит из растений и животных, которые между собой взаимосвязаны. Т.е. мы можем увидеть порхающих бабочек, услышать пение жаворонка в вышине, услышать шелест листвы от дуновения ветра – красоту, которая нас окружает.

В это время на экране показ видеоролика на песню

          «Знаете, каким он парнем был»                (Слайд 24)

                         3 тур « Первый космонавт Земли».                   (Слайд 25)

  1. Кто был первым космонавтом земли, совершившим полет?        (Слайд 26)
  1. А.А. Леонов
  2. Ю.А. Гагарин (правильный ответ)
  3. К.Феоктистов

Комментарий к ответу. 

1 ученик:  Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в селе Клушино Гжатского района, неподалёку от города Гжатск, который ныне город Гагарин  Смоленской области.  Является выходцем из крестьян: отец — Алексей Иванович Гагарин (1902 — 1973) плотник, мать Анна Тимофеевна Матвеева (1903 — 1984) — свинарка. Детство он провел в деревне Клушино.

2  ученик:  1 сентября 1941 года, пошёл в школу, но 12 октября деревню заняли немцы, и учёба прервалась. 9 апреля 1943 года, деревню освободила Красная армия, и учёба в школе возобновилась.  24 мая 1945 года семья Гагариных переехала в Гжатск. В мае 1949 года Гагарин окончил шестой класс Гжатской средней школы.

3 ученик: 30 сентября поступил в Люберецкое ремесленное училище №10. Одновременно поступил в вечернюю школу рабочей молодежи, седьмой класс которой окончил в мае 1951 года. В июне окончил с отличием училище по специальности формовщик-литейщик.

4 ученик: В августе 1951 года Гагарин поступает в Саратовский индустриальный техникум, а 25 октября 1954 года он впервые приходит в Саратовский аэроклуб.
В 1955 году Юрий Гагарин добился значительных успехов, закончил с
отличием учёбу  и совершил первый самостоятельный полет на самолете Як-18.
27 октября 1955 года Гагарин был призван в армию и отправлен в Оренбург, в 1-е военно-авиационное училище летчиков имени К. Е.Ворошилова. 25 октября 1957года  Гагарин окончил училище с
отличием.

5 ученик: 9 декабря 1959 года Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Уже через неделю его вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале. В начале следующего года последовала еще одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полетов.

6  ученик: 3 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС Константина Андреевича Вершинина Гагарин зачислен в группу кандидатов в космонавты, а с 11 марта приступил к тренировкам.

Ведущий: Время всех подготовительных занятий показало, что у Юрия Гагарина самые лучшие медицинские и физические показатели, отличные успехи в научных занятиях. Скромный, обаятельный, трудолюбивый, настойчивый,

выносливый… Вывод комиссии однозначный: «ЛЕТИТ ГАГАРИН!»         (Слайд 27)

– Почему же Гагарин?
Нужно было родиться, быть и оставаться Гагариным, чтобы стать ПЕРВЫМ.
 

(Слайд 28)

  1. В каком году Ю.А. Гагарин совершил космический полет?                (Слайд 29)
  1. 12 апреля 1961 (правильный ответ)
  2. 12 апреля 1991
  3. 19 апреля 1961

Комментарий к ответу. Давайте вспомним события этого ВЕЛИКОГО дня. 

           Включается видео, показывающее событие этого дня.                 (Слайд 30)

1 ученик:  10.13.– Телетайпы закончили передачу сообщения ТАСС о полёте человека в космос. Сотни корреспондентов малых и больших стран штурмом брали здание Телеграфного агентства. «Новость века» должна была стать гвоздём всей сегодняшней прессы.

2  ученик: 10.25 – Включилась тормозная двигательная установка, корабль пошел на   спуск.

10.55 – Обгоревший железный шар стукнулся о вспаханную почву, неподалёку от деревни Смеловка. Рядом на парашюте опустился Юрий Гагарин. Через несколько минут Гагарина обнаружила группа поиска и на самолёте доставила в город Куйбышев.

3  ученик: 22.00.– Был организован земной ужин. Произносились тосты.
Гагарин: «День был такой длинный, и такой короткий – всё произошло так быстро, что было трудно поверить, уж не приснилось ли это».                 
(Слайд 31)

3. Как назывался корабль Ю.А. Гагарина, вошедший в историю человечества?                                                                                (Слайд 32)

  1. Союз
  2. Восток (правильный ответ)
  3. Аполлон

Слушается запись выступления Ю.Гагарина на Красной площади.       (Слайд 33)

  1. Какой был позывной у Ю.А. Гагарина?                                        (Слайд 34)
  1. «кедр» (правильный ответ)
  2. «клен»
  3. «земля»

Комментарий к ответу. В качестве позывного используют красивое, звучное, хорошо произносимое и короткое слово. Позывной Юрия Гагарина до сих пор остается уникальным. Позывной «Кедр» был придуман Гагарину связистами.

Детям предлагается послушать запись переговоров Ю.Гагарина и С.П. Королева перед стартом          (Слайд 35)

  1. Сколько времени длился первый полет Ю.Гагарина?                        (Слайд 36)
  1. 108 минут (правильный ответ)
  2. 120 минут
  3. 112 минут

Ученик читает стихотворение Л.Вышеславского «108 минут»

В скафандре, по рабочему, он был,

У Волги на виду, ему знакомой,

На вспаханную землю он ступил

И зашагал, растаптывая комья.

На перелеске, пашни посмотрел,

Земля! И вид ее не изменился.

Сегодня в космос он с нее взлетел,

Сегодня ж на нее и возвратился.

Все также низко облака бегут,

Все также небо сосны стерегут,

Все тот же день,

Часов все та же мера…

Прошло лишь сто,

Сто с небольшим минут.

А на Земле уже иная эра.

Которую космической зовут!

  1. С какого космодрома поднялся в небо первый пилотируемый корабль, на котором Гагарин поднялся в космос?                                        (Слайд 37)
  1. Чайка
  2. Сахалин
  3. Байконур (правильный ответ)

Комментарий к ответу: В 1955 году было принято решение о строительстве стартовой площадки для космических ракет. Это было в Казахстане, вдали от крупных населенных пунктов.                                                         (Слайд 38)

Ведущий. «Мы - дети Земли». Эти слова произнес Ю.А. Гагарин после того, как за 108 минут он облетел всю нашу планету. Она показалась ему прекрасной и … маленькой. Попав в безбрежный океан космоса, и наблюдая в иллюминаторах «алмазные россыпи ярких холодных звезд», Юрий Алексеевич Гагарин первым увидел со стороны колыбель человечества.                                        (Слайд 39)

Ученик читает стихотворение А. Твардовского

Ах, этот день двенадцатый апреля,

Как он пронесся по людским сердцам!

Казалось, мир невольно стал добрее,

Своей победой потрясенный сам.

Какой гремел он музыкой вселенской,

Тот праздник, в пестром пламене знамен,

Когда безвестный сын земли смоленской

Землей-планетой был усыновлен.

Жилец Земли, геройский этот малый

В космической посудине своей,

По круговой, вовеки небывалой,

В пучинах неба вымахнул над ней…

В тот день Земля как будто меньше стала,

Но стала людям, может быть родней.

Ах, этот день невольно или вольно,

Рождавший мысль, что за чертой такой -

На маленькой Земле – зачем же войны,

Зачем же все, что терпит род людской?

Ты знал ли сам, из той глухой вселенной

Земных своих, достигнув берегов,

Какую весть, какой залог бесценный

Доставил нам из будущих веков?

4 тур « Космограмма».                                (Слайд 40)

Ведущий. Внимание. Ваши корабли должны приземлиться на новой неизведанной планете.                                                                        (Слайд 41)

Музыка. Сигнал об опасности.

Ведущий. С земли пришла зашифрованная телеграмма «Совершенно секретно», расшифруйте послание.

Звезду получает корабль, который  правильнее и быстрее других справился с заданием.

(Чтобы расшифровать записку необходимо вспомнить порядковый номер каждой буквы в алфавите.)

3        15        10        14        1        15        10        6

17        16        19        1        5        12        1

15        6        3        16        9        14        16        8        15        1.                        (Слайд 42)

Ответ. В н и м а н и е  п о с а д к а  н е в о з м о ж н а.                        (Слайд 43)

Пока дети выполняют задание, для зрителей, сидевших в зале, ученики читают стихотворения.

Ведущий. Первые полеты в космос – это великие дерзания человеческого ума, таланта, мужества.

Ученик 1.

Земля в огнях, и небо слепо,
Но к звездам рвутся корабли.
Мы завоевываем небо,
Для общей радости Земли. 

Ученик 2

Сыны и дочери планеты голубой.

Взмывают ввысь, тревожа звезд покой.

Надежен путь в  межзвездные  пространства.

Для спутников, ракет, научных станций. 

Шагает эра космоса вперед!

Ракеты продолжают свой полет.

Стартуя с Байконура каждый год.

Привык к таким явлениям народ. 

Ученик 3.

Хранит в душе он первую любовь,

Пусть тысячи  взлетают к звездам вновь,

Но первым был Гагарин, он был свой,

Родной, с улыбкой детской, озорной.

 Когда день космонавтики справляют,

Любимца  своего все вспоминают.

Но в этот день поздравим мы и тех,

Кто славу создает стране, успех. 

Ученик 4.

Всех, кто с Земли за пультом наблюдает,

Как космонавты подвиг совершают,

И тех, кто отправляет корабли,

Стартующие с матушки – Земли,-

Всех, кто  с космической наукой в жизни связан,

Народ своей любовью им обязан.

Гордится космонавтикой  страна:

Она была и будет нам нужна!

5 тур « Покорители Вселенной».                (Слайд 44)

  1. Назовите главного конструктора того времени создавшего первые космические корабли?                                                                (Слайд 45)
  1. С.П. Королев (правильный ответ)
  2. К.Э. Циолковкий
  3. Н.И. Кибальчин

Комментарий к ответу. С.П. Королев - российский учёный и конструктор, академик, дважды Герой Социалистического труда. Под его руководством созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, космические корабли «Восток», «Восход», на которых впервые в истории совершены космический полёт человека и выход человека в космос.

Он воплотил в жизнь мечты всех предыдущих поколений. С его именем навсегда будет  связано одно из величайших завоеваний науки и техники всех времён – открытие эры освоения человечеством космического пространства. Королёв упорно и настойчиво шёл к главной своей цели – созданию корабля, пилотируемого человеком. 12 апреля 1961 года наступил самый счастливый день в его жизни. Значит, не зря он жил, не зря лишал себя многого во имя главной цели.                                                                                                (Слайд 46)

  1. Как звали собаку, которая первая полетела в космос вместе с искусственным спутником земли?                                                (Слайд 47)
  1. Лайка(правильный ответ)
  2. Рыжик
  3. Звездочка

Комментарий к ответу. К сожалению, Лайка погибла, не долетев до Земли, потому что искусственный спутник еще не имел системы спуска на Землю.

                                                                                                (Слайд 48)

3. 20 августа 1960 года запущен космический корабль, на борту которого были … Кто?                                                                                 (Слайд 49)

  1. Собаки Белка и Стрелка (правильный ответ)
  2. Собаки Чернушка и Рыжик
  3. Собаки Звездочка и Стрелка

Комментарий к ответу. Белка и Стрелка целые сутки находились в состоянии невесомости. Обе собаки после возвращения на землю имели потомство. Первой ощетинилась Стрелка. Одного из ее щенков по кличке Пушок Н.С. Хрущев подарил американскому президенту Кеннеди.                (Слайд 50)

4. Кто был дублером космонавта земли Ю.Гагарина?                        (Слайд 51)

  1. Андриян Николаев
  2. Валерий Быковский
  3. Герман Титов (правильный ответ)                (Слайд 52)

Комментарий к ответу. 12 апреля 1961 года Г.Титов был дублером Ю.Гагарина. С 6 по 7 августа 1961 года он был в качестве пилота КК «Восток-2», позывной «Орел». Титов выполнил первый в мире космический полет длительностью более суток, 1 сутки 01 час 18 минут.

Ученик 1. Родился 11 сентября 1935 года в селе Верхнее Жилино ныне Косихинского района Алтайского края. Русский. В 1953 году окончил среднюю школу в селе Налобиха.

Ученик 2. В 1953 году окончил Налобихинскую среднюю школу, а в 1955 году окончил и 9-ю Военную авиационную школу первоначального обучения летчиков ВВС в городе Кустанай (Казахская ССР). Серьёзная «небесно-космическая» биография Титова начинается сразу после окончания школы, когда он поступил в Сталинградское военное авиационное училище и успешно закончил его в 1957 году. Там он получил квалификацию военного летчика. После этого Титов был направлен на службу в авиационные части, в Ленинградский военный округ.

Ученик 3. Герман Степанович был включен в отряд космонавтов в 1960 году. Изначально он был дублером Юрия Гагарина. 6 по 7 августа 1961 года им был совершён первый в истории человечества продолжительный полёт в космосе. Он сделал за 25 часов и 11 минут вокруг Земли на корабле «Восток-2» порядка 17 витков. В общей сложности «маршрут» второго космонавта планеты составил 703 143 км! Его позывной был весьма гордый: «Орел».

Ученик 4. С 11 сентября 1961 года Титов был назначен на пост заместителя командира первого отряда и одновременно с этим его назначили инструктором-космонавтом отдела космонавтов ЦПК. 17 июня 1970 года Германа Титова отчислили из отряда космонавтов.

Ученик 5. В 1972 же году Титов занял должность заместителя начальника управления по опытно-конструкторской и научно-исследовательской работе, а впоследствии стал первым заместителем. Обязанности Титова были необычайно разнообразны: он строил на космодромах школы, детские сады и прочие социальные организации, а также непростые космические аппараты. Также он был занят проблемой создания космического корабля многоразового использования.

Ученик 6. 20 марта 1999 года Титова избрали президентом Федерации космонавтики РФ. С октября того же года Титов был членом редакционного совета российского научно-популярного журнала «Новости космонавтики».
В посёлке Красный Кут Саратовской области, в районе которого совершил посадку космонавт №2, открыта мемориальная доска, посвящённая этому событию. Также установлены бюсты в города Чернигов, Барнаул.
На протяжении всей истории пилотируемой космонавтики Герман Степанович Титов остаётся самым молодым человеком нашей планеты, побывавшем в космосе.

  1. Кто первым из космонавтов вышел в открытый космос?                     (Слайд 53)
  1. А.А. Леонов (правильный ответ)
  2. В.Н. Волков
  3. Б.Б. Егоров

Комментарий к ответу. 18 марта 1965 г. советский космонавт Алексей Архипович Леонов впервые вышел в открытый космос с космического корабля «Восход-2». Самый первый выход в открытый космос в истории человечества продолжался всего 12 минут 9 секунд. Во время первого выхода Леонова в открытый космос возникла нештатная ситуация: скафандр космонавта разбух и препятствовал возвращению в космический корабль через специальный шлюз. Леонов уменьшил давление в скафандре и смог втиснуться обратно в комический корабль. За этот полет, завершившийся нештатной посадкой в пермскую тайгу, Леонову было присвоено звание Героя Советского Союза и вручен орден Ленина и медаль «Золотая звезда».                                (Слайд 54)

Ученик 1. Алексей Архипович Леонов родился 30 мая 1934 года в деревне Листвянка ныне Тисульского района Кемеровской области. В 1953 году Алексей окончил среднюю школу и поступил в школу летчиков в городе Кременчуге. В 1960 году А.А. Леонов выдержал конкурс и был зачислен в отряд космонавтов.

После трехгодичной подготовки 18-19 марта 1965 года совместно с П.И. Беляевым совершил полет на космическом корабле "Восход-2" в качестве второго пилота. Во время полета, длившегося одни сутки 2 часа 2 минуты и 17 секунд, впервые в мире вышел в открытое космическое пространство, удалился от космического корабля на расстояние до пяти метров и провел вне шлюзовой камеры в открытом космосе 12 минут 9 секунд.

Ученик 2. В июле 1975 года А.А. Леонов и В.Н. Кубасов, а также американские астронавты Т. Стаффорд, В. Бранд, Д. Слейтон совершили полет в космос для космических экспериментов. Впервые в истории была осуществлена стыковка этих космических кораблей, опробованы в действии новые средства стыковки в целях обеспечения безопасности полетов человека в космическом пространстве, проведены астрофизические, медико-биологические, технологические и геофизические эксперименты. Полет продолжался более пяти суток, им открыта новая эра в освоении космоса.

  1. Кто из женщин-космонавтов впервые вышла в открытый космос?

(Слайд 55)

  1. В.В. Терешкова
  2. С.Е.Савицкая (правильный ответ)                        (Слайд 56)
  3. Е.Кандакова

Комментарий к ответу. 25 июля 1984 года женщина-космонавт Светлана Савицкая осуществила выход в открытый космос, пробыв вне космического корабля 3 часа 35 минут.

Ученик 1. Родилась 8 августа 1948 года в Москве в семье маршала авиации, дважды Героя Советского Союза Евгения Яковлевича Савицкого. В 1966 году окончила школу. После окончания средней школы поступила в институт и одновременно села за штурвал самолета. В 1971 году окончила Центральную объединенную летно-техническую школу.

Ученик 2. В 1972 году окончила Московский авиационный институт в Москве в должности летчика-инструктора. В 1974 году окончила специальный курс обучения пилотированию МиГ-21 и была прикомандирована к Школе летчиков-испытателей ЛИИ для выполнения рекордных работ.

Ученик 3. В 1976 году окончила самолетное отделение Школы летчиков-испытателей летно-исследовательского института. За время работы летчиком-испытателем освоила более 20 типов самолетов. 30 июля 1980 года на заседании Государственной межведомственной комиссии Светлана Савицкая была рекомендована к зачислению в кандидаты в космонавты.

Ученик 4. С 19 по 27 августа 1982 года Савицкая совершила свой первый полет в космос в качестве космонавта-исследователя корабля "Союз Т-7"». Работала на борту орбитальной станции "Салют-7". Продолжительность полета составила 7 суток 21 час 52 минуты 24 секунды.

Ученик 5. С 17 по 25 июля 1984 года совершила свой второй полет в космос. 25 июля 1984 г. первой из женщин совершила выход в открытый космос. Время пребывания в открытом космосе составило 3 часа 35 минут. Продолжительность космического полета составила 11 суток 19 часов 14 минут 36 секунд. За 2 рейса в космос налетала 19 суток 17 часов 7 минут.

Ученик 6. Светлана Савицкая награждена двумя медалями "Золотая Звезда" Героя Советского Союза и двумя орденами Ленина (1982, 1984), орденом "Знак Почета" (1976), удостоена специальной медали за установление женского мирового рекорда пребывания в открытом космосе, также имеет золотую медаль и 18 дипломов FAI, 16 золотых спортивных медалей СССР.

 7. У кого из космонавтов был позывной «Чайка»?                         (Слайд 57)

  1. В.В. Терешкова (правильный ответ)                (Слайд 58)
  2. С.Е. Савицкая
  3. Е. Кандакова

Комментарий к ответу.  Валентина Владимировна Терешкова 16 июня 1963 года стала первой женщиной-космонавтом. Существует несколько версий почему «Чайка»? По одной из версий, так назывался аэродром в Ярославле, где Валентина совершала свои первые прыжки. По другой позывной «Чайка» предложила одна из дублеров Терешковой – В.Пономарева (эти позывным пользовались летчицы на тушинских авиационных парадах).

Ученик 1. Когда набирали отряд космонавтов-женщин, отобрали пять из более чем  400 кандидаток. Все моложе 30 лет, ниже 170 сантиметров и не тяжелее 70 килограммов. Одной из таких была В.Терешкова.

Ученик 2. Она была дочерью советского сержанта, который погиб на Финской войне, когда ей было два года. В отряд космонавтов Валентина Терешкова была зачислена 12 марта 1962 года. Кандидатом №1 для полета в космос на то время была ученая и летчик Валентина Пономарева, но Королев хотел приберечь Пономареву для выхода в открытый космос. После заседания академии наук 10 мая 1963 года узнали, что вместо Пономаревой летит Терешкова.

Ученик 3. Старт корабля «Восток-6» с Терешковой на борту состоялся с недельным опозданием. Запуск ракеты состоялся 16 июня 1963 года. Несмотря на подготовку и пройденные испытания, Валентине в космосе было плохо. Периодически она, то рапортовала, что полет проходит нормально, то вскрикивала «Ой, мамочка!», то отключалась.

Ученик 4. Но все это мелочи. Провести 71 час в полусогнутом состоянии, почти не имея возможности пошевелиться и зная, что есть серьезный риск вообще не вернуться на землю – не всякий мужчина это выдержит. Но она выдержала до последнего – почти трое суток.

Ученик 5. Конечно, были огромные нагрузки особенно во время приземления. Женский организм оказался неприспособленным к условиям полета: кости стали хрупкими, возникали кровотечения. После приземления Терешкова восстанавливалась не 10 дней, как космонавты-мужчины, а месяц.

Ученик 6. Валентина Владимировна Терешкова была, есть и останется первой дамой, перед которой «небо сняло шляпу».

Ведущий. Помимо этих известных нам сегодня космонавтов. Просторы Вселенной бороздили не менее известные космонавты имеющие звание Героя Советского Союза. Давайте вспомним их.                         

(Слайд 59-72 работают в автоматическом режиме )

Просмотр  слайдов с фотографиями летчиков-космонавтов

 под песню «Трава у дома»

Летчики-космонавты СССР, 1960-е года:

  1. Николаев А.
  2. Попович П.Р.
  3. Быковский В.Ф.
  4. Феоктистов К.П.
  5. Комаров В.М.
  6. Беляев П.И.
  7. Елисеев А.С.
  8. Волынов Б.В.
  9. Егоров Б.Б.
  10. Волков В.Н.
  11. Горбатко В.В.
  12. Шонин Г.С.
  13. Кубасов В.Н.
  14. Филипченко А.В.
  15. Шаталов В.А.
  16. Хрунов Е.В.

1970-е года

  1. Севастьянов В.И.
  2. Рукавишников Н.Н.
  3. Климук П.И.
  4. Лазарев В.Г.
  5. Лебедев В.В.
  6. Макаров О.Г.
  7. Сарафанов Г.В.
  8. Артюхин Ю.П.
  9. Деми Л.С.
  10. Аксёнов В.В.
  11. Гречко Г.М.
  12. Губарев А.А.
  13. Жолобов В.М.
  14. Зудов В.Д.
  15. Рождественский В.И.
  16. Ковалёнок В.В.
  17. Глазков Ю.Н.
  18. Романенко Ю.В.
  19. Ляхов В.А.
  20. Джанибеков В.А.
  21. Иваченков А.С.
  22. Рюмин В.В.

1980-е года

  1. Кизин Л.Д.
  2. Савиных В.П.
  3. Малышев Ю.В.
  4. Стрекалов Г.М.
  5. Попов Л.И.
  6. Березовой А.Н.
  7. Серебров А.А.
  8. Александров А.П.
  9. Титов Г.С.
  10. Атьков О.Ю.
  11. Волк И.П.
  12. Соловьев А.Я.
  13. Викторенко А.С.
  14. Васютин В.В.
  15. Лавиткин А.И.
  16. Левченко А.С.
  17. Манаров М.Х.
  18. Крикалев С.К.
  19. Поляков В.В.
  20. Волков В.Н.

1990-е годы

  1. Арцебарский А.П.
  2. Аубакиров Т.О.
  3. Баландин А.Н.
  4. Афанасьев В.М.
  5. Манаков М.М.

Ведущий. А теперь ребята давайте подведем итоги нашего космического путешествия, подсчитаем, какой космический корабль собрал больше всех звезд.

Награждение победителей.

Ведущий. Закончить мероприятие я хочу словами Ю.А. Гагарина: «Поселения на луне, путешествия к Марсу. Научные станции на астероидах, связь с другими цивилизациями… Все это – будущее. Пусть не столь близкое, но реальное. Ведь оно опирается на уже достигнутое. И не будем огорчаться, что не мы с вами станем участниками дальних межпланетных экспедиций. Не будем завидовать людям будущего. Им, конечно, здорово повезет, для них станет привычным то, о чем мы можем только мечтать. Но и нам тоже выпало большое счастье. Счастье первых шагов в космос. И пусть потомки завидуют нашему счастью»  (Слайд 73)

                

Спасибо за внимание.


Список использованной литературы

  1. Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы / Авт.-сост. Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007. – 272 с.
  2. Внеклассное мероприятия. 2 класс / Авт.-сост.: Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. – М.: ВАКО, 2004 г. – 160 с.
  3. Внеклассное мероприятие: 3 класс./ Авт.-сост. О.Е. Жиренко, Л.Н. Яровая, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова, Л.И. Гайдина. – 3-е издание, перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2007. – 256 с.
  4. Внеклассное мероприятие: 4 класс. / Авт.-сост. О.Е. Жиренко, Л.Н. Яровая, Л.П. Барылкина, Т.И. Цыбина. – 3-е изд.перераб.и доп. – М.: ВАКО, 2007. – 272 с.
  5. Калейдоскоп увлекательных мероприятий: праздники, интеллектуальные игры, викторины, турниры/ авт. – сост. Е.М. Елизарова, Г.Н. Решетникова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 205 с.
  6. Система работы по воспитанию у учащихся./ Сост.Т.А. Мирошниченко. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Путешествие в Великобританию"

Познакомить детей с Великобританией,обобщить знания учащихся по теме «Animals», закрепить умение вести диалог- расспрос. ...

Внеклассное мероприятие "Путешествие по стране математика"

Материал предназначен для внеклассного мероприятия в рамках проведения математической недели....

презентация к внеклассному мероприятию " Путешествие в страну математика"

материал для использования на внеклассном мероприятии по математике...

Внеклассное мероприятие "Путешествие по Санкт- Петербургу"

Мероприятие посвещается блокаде Ленинграда....

Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну Здоровья"

Внеклассное мероприятие по ОМ в начальной школе....

Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну "Спортландия"" для учащихся начальных классов

материал поможет провести спортивный праздник ко дню Здоровья...

Внеклассное мероприятие "Путешествие по Санкт-Петербургу"

   Внеклассное мероприятие для учеников 3,4 классов    Тема: Путешествие по городу Санкт-Петербургу.  Цель: Расширить кругозор обучающихся о подвигах на...