Внеклассное мероприятие "Путешествие по Санкт-Петербургу"
методическая разработка (3 класс) по теме
Внеклассное мероприятие для учеников 3,4 классов
Тема: Путешествие по городу Санкт-Петербургу.
Цель: Расширить кругозор обучающихся о подвигах народа в Великую Отечественную войну,
воспитать у детей чувство патриотизма, гордости за своё Отечество.
Заочное путешествие по городу-герою Санкт-Петербургу и познакомимся с его историей. По-разному рождались и росли, старели, и приходили в упадок, гибли и вновь возрождались города.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_sankt-peterburgu.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
для учеников 3,4 классов
Тема: Путешествие по городу Санкт-Петербургу.
Составила: Хлыновская Н.Н.( учитель начальных классов), МОУ ООШ №164 п.Амзас Кемеровская область Таштагольского района.
Цель: Расширить кругозор обучающихся о подвигах народа в Великую Отечественную войну, воспитать у детей чувство патриотизма, гордости за своё Отечество.
Оборудование: набор открыток, слайдов с изображением достопримечательностей Петербурга, Петродворца, портрет А.С.Пушкина , Петра Первого; фотографии блокадного Ленинграда портреты детей-героев: Зины Портновой, Тани Савичевой;
фонограммы «Священная война»(сл.В.Лебедева - Кумача, муз А.Александрова), «Баллада о Тане Савичевой» (сл. В. Гина, муз. Е. Доги финал «Седьмая симфония» Д.Шостаковича, посвященной Ленинграду) .
Учитель: Преславный град, что Пётр основал
И на красе построил толь полезно,
Уж древним всем он нынче равен стал,
И обитель в нём всякому любезно.
(Василий Тредиаковский)
Какому городу посвящаются эти стихи?
Сегодня мы с вами проведём заочное путешествие по городу герою-Ленинграду (Санкт-Петербургу) и познакомимся с его историей. По-разному рождались и росли, старели, и приходили в упадок, гибли и вновь возрождались города. Своя судьба и у города заложенного Петром Первым. Город Ленинград основан в 1703 году, но раньше он носил имя не Ленинград, а Петербург, в честь Петра Первого, который решил построить его на берегах Невы. 16 мая (27 мая по новому) была заложена Петропавловская крепость. Вместо земляных стен крепости позднее построили кирпичные. Город расположился в низине, сплошь покрытой болотами и топями. Строить его было неимоверно тяжело. По колено в воде, в вечной сырости работали строители. Многие погибли от голода, болезней, непосильного труда.
Вначале дома сооружали на особых деревянных помостах. В болотистую землю вбивали дубовые сваи. На них плотными рядами укладывали тяжёлые брусья помоста. Спустя несколько лет началось строительство каменных зданий на прочном фундаменте. Строительные работы велись с размахом. В лесу прокладывались улицы, расчищались протоки, сооружались каналы.
Через Неву, её притоки и каналы перекинулись красивые мосты. Для возведения дворцов были приглашены лучшие русские и иностранные архитекторы. Там, где были болота и безлюдные берега реки, постепенно вырос прекрасный город. Город, который в дальнейшем стал одним из главных морских портов России, главным промышленным центром.
Здесь на берегах Невы Петр задумал и осуществил многие свои реформы.
То академик, то герой.
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
(А.С. Пушкин)
(рассказ учителя сопровождается демонстрацией открыток, слайдов)
205 лет Петербург был столицей Российской империи. Здесь на берегах Невы прозвучал залп легендарного крейсера « Авроры», воспевший начало новой эпохи. В этом городе жил и работал В.И. Ленин. Он очень любил этот город, и считал его колыбелью революции, в результате которой хозяевами фабрик и заводов стали рабочие. В память о вожде революции 26 января 1924г. город стал носить имя Ленина-Ленинград. Здесь впервые с завода «Красный Путиловец» (Ленинградский Кировский завод) вышел первый трактор, в цехах была изготовлена первая турбина. Начинателями всех этих славных дел были простые люди, труженики Ленинграда. Много славных дел могли они сделать ещё, преувеличить славу своего Ленинграда, но помешала война. Утром 22 июля 1941г. гитлеровская армия внезапно напала на нашу страну и на время прервала мирное строительство.
(фонограмма«Священная война» сл.В.Лебедева - Кумача, муз. А.Александрова )
Враг шёл на Москву. Но на пути стоял Ленинград. Нужно было в короткий срок взять
Ленинград. Но этот срок затянулся надолго. Чтобы сломить волю советских людей гитлеровская армия плотным кольцом захватила город. Началась блокада. Город пытали холодом, голодом, артиллерийским огнём и бомбардировками. Но, не смотря на это город, продолжал жить и не просто жить, а бороться.
Жители города всячески помогали фронту. Всё что надо было, для фронта давали заводы, работавшие днём и ночью. У станков работали женщины, дети, старики. Борьба велась везде на земле, воде и воздухе.
Город переносил чудовищные испытания, но сумел накопить силы и разгромить врага.
-Ребята, а вы знаете, сколько продолжалась блокада города?
Ученик: Весь Ленинград, как на ладони.
С горы Вороньей виден был.
И немцев бил
С горы Вороньей.
Из дальнобойной «Берты» бил.
Прислуга в землю «Берту» врыла
Между корней,
Между камней.
И поворачивая рыло,
Отсюда «Берта» била, била
Все девятьсот блокадных дней.
Без перерыва
В голод, в горе,
В ребячий выкрик,
В хлеб и соль,
В последний свет
В последнем взоре,
В его отчаянье и боль,
В его последнее решенье,
В его «Умрём, но не сдадим!»
И над открытою мишенью
Ревел огонь,
Клубился дым.
(М.Дудин)
Учитель: Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Предложено блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй.
Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы – более 40 отборных дивизий, свыше 1000 танков и 1500 самолётов. Немцев поддерживали 200 - тысячная финская армия, «Голубая дивизия» из фашистской Испании, легионеры Нидерландов, Голландии, Бельгии, Норвегии.
Вражеские войска значительно превосходили наши силы.
900 дней и ночей продолжалась блокада Ленинграда. Четверть миллионов снарядов и бомб, обрушенных на город гитлеровцами, не запугали жителей города. Вместе со взрослыми сражались с врагом и дети.
Ученик:
Горнили: « К бою!» трубы полковые,
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые,
На левый флаг в солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в боях они умели,
Не отступать и побеждать.
Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до Рейхстага,
Сыны полков своей страны.
(В.Суслов)
СООБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ
ВОЛОДЯ БОБРИЩЕВ – ПУШКИН
Ученик ленинградской школы Володя Бобрищев-Пушкин, которому было 13 лет, сражался с врагом в 43-й гвардейской дивизии. Однажды, во время наступления нашей пехоты, путь ей перекрыл вражеский пулемёт, находящийся в здании бани. Под сильным огнём Володя подполз к дверям бани, рванул их и швырнул вглубь гранату. Пулемёт умолк.
За свой подвиг сын полка Володя Бобрищев-Пушкин получил орден Отечественной Войны 2 степени.
ОЛЕГ ОЛЬХОВСКИЙ
Ленинградца Олега Ольховского взял на свой бронекатер отец, и он стал юнгой-пулемётчиком. Однажды флотилия катера обеспечивала высадку морского десанта в расположение врага. Моряки отбивали атаки одну за одной. На помощь десантникам устремился катер. Немецкие танки ударили по нему. Один за другим погибали члены экипажа. В живых остались только двое - отец и сын Ольховские. Вскоре был ранен отец. Катер потерял управление, объятый пламенем медленно скользил по течению вдоль берега. А с его палубы длинными очередями по врагам всё бил и бил пулемёт.
Когда моряки-десантники под огнём добрались до катера, Олег лежал на пулемёте. В кармане они нашли листок, на котором детским почерком было написано: «Клянусь Родине сражаться с её врагами до последней капли крови…»
Чтобы помочь городу на Неве создавались партизанские отряды. В них воевали сотни подростков. Они вместе с взрослыми ходили в разведку, подрывали вражеские эшелоны, устраивали засады. Многие патриоты погибли в боях за Родину.
СООБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ
НИНА КУКОВЕРОВА
Ленинградскую школьницу Нину Куковерову война застала в деревне у бабушки. Когда фашисты заняли деревню, Нина установила связь с партизанами. Она стала собирать разведывательные данные, разносить листовки по деревням. Однажды, проникнув в расположение крупного карательного отряда, она установила, где размещены вражеские орудия, пулемёты, танки. Получив от неё сведения, партизаны разгромили карателей. Гитлеровцам удалось схватить юную ленинградку и казнить.
ЗИНЕ ПОРТНОВОЙ.
Среди четырёх юных патриотов, удостоенных за героизм при защите Родины звания Героя Советского Союза, - ленинградка Зина Портнова. Летом 1941 года она с младшей сестрой гостила у бабушки в деревне недалеко от Витебска. Когда туда пришла фашисты, Зина вступила в подпольную организацию «Юные мстители». По заданию партизан ребята расклеивали листовки, учились метко стрелять, узнавали, где сколько солдат. Поступив на работу в офицерскую столовую, Зина передавала партизанам через сестру важные сведения. Мстя за расстрелянных и замученных товарищей, она отравила большую группу фашистов.
Однажды фашисты схватили юную разведчицу. Во время допроса в гестапо она сумела застрелить следователя и дежурного офицера. Но убежать ей не удалось. Зину пытали, но она ничего не сказала врагам.
Учитель: Днём фашисты обстреливали город из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали бомбы. Рушились жилые дома, школы, детские сады, больницы, заводы, театры, музей. Гибли женщины, старики и дети.
На защиту родного города поднялись все жители. В короткий срок он был превращён в крепость. С каждым днём в Ленинграде таяли запасы продовольствия. Были сокращены его нормы. Рабочие получали в день всего по 250г. хлеба, а служащие, иждивенцы и дети – по 125г. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, мякины, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием.
Зимой 1941-1942г. в городе не было топлива. Люди жили в неотапливаемых домах.
Замёрзли водопроводы и канализации. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, спускаться на лёд и делать проруби, потом под обстрелом доставлять воду домой.
Смерть входила в дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибли от голода.
Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой.
Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой.
(Портрет Тани Савичевой)
В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей.
«Женя умерла 28 дек. В 12.00ч. утра 1941г.»
«Бабушка умерла 25 янв. В 3ч дня 1942г.»
«Лека умер 17марта в 5 ч. Утра в 1942г.»
« Дядя Вася умер в 2ч. ночи 14 апр. 1942г.»
«Дядя Лёша умер 10 мая в 4ч. дня 1942г.»
«Мама умерла 13 мая в 7.30 ч. утра 1942г.»
«Савичевы умерли»
«Умерли все».
«Осталась одна Таня».
При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но девочка умерла. 19 мая 1972г. на могиле Тани был поставлен памятник.
Ученик
«Баллада о Тане Савичевой» (сл. В. Гина, муз. Е. Доги)
Моя землячка Савичева Таня,
Прости, что не пришла к тебе с цветами.
Не знала, что тебя я встречу здесь,
Где слева лес и справа лес.
И эти строчки на твоей могиле
Меня огнём блокады опалили.
В глуби России, от Невы не близко,
Теперь здесь навсегда твоя прописка.
Но память, как дорога без конца,
Сквозь времена и сквозь сердца,
И неизменно вечно будут рядом
Судьба твоя и подвиг Ленинграда.
Моя землячка Савичева Таня,
Прости, что не пришла к тебе с цветами.
Но песню я хочу оставить здесь,
Где слева лес и справа лес.
Где на твоей могиле детский почерк
Назло смертям сказать о жизни хочет.
Крымские астрономы Николай и Людмила Черных назвали именем Тани Савичевой открытую ими малую планету №2 127.
Учитель: Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. В осаждённый город с невероятными трудностями доставляли продукты, по Ладожскому озеру. Но осенью Ладога замёрзла и эта единственная ниточка оборвалась.
И тогда по Ладожскому льду проложили автомобильную трассу.
«Дорогой жизни» шёл к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Ещё не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
Народ очень точно назвал её «Дорогой жизни». Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами. Город на Неве выжил, победил и обессмертил себя на века. Час окончательного освобождения пробил через год 14 января 19444 года. За две недели кровопролитных боёв город был полностью освобождён от вражеской блокады.
В честь выигранного сражения 27 января 1944года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.
Ученик:
Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало …
Казалось, что всё небо грохотало,
Приветствуя великое начало. Весны,
Уже не знающий преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди …
27 января 2009 года ленинградцы отмечали 65-годовщину снятия блокады.
900- дневная оборона Ленинграда навсегда останется в памяти грядущих поколений, как величайший подвиг, проявления несгибаемого мужества. «Никто не забыт и ничто не забыто»- эти слова, звучащие священной клятвой, высечены на камне Пискаревского мемориального кладбища. В братских могилах которого захоронено 470 тысяч воинов, ополченцев, ставших жертвами фашистской блокады. Ежегодно в день Победы
«Пискаревское кладбище становится местом проведения траурной церемонии. Тысячи ленинградцев и гостей этого города приходят сюда почтить память павших героев.
За боевые и трудовые подвиги город герой Ленинград награжден 2 орденами Ленина, орденом Красного знамени и медалью «Золотая звезда».
(Звучит финал «Седьмая симфония» Д.Шостаковича, посвященной Ленинграду)
Учитель: Сегодня в Кузбассе 650 человек носят значок «Житель Блокадного Ленинграда» Гордое звание «ленинградец» эти люди пронесли через всю свою трудовую жизнь. Шестеро жителей блокадного Ленинграда сегодня являются жителями Таштагола, это Надежда Николаевна Юркова, Анатолий Петрович Дорошкин, Анатолий Дмитриевич Губарев (Темиртау), Зоя Алексеевна Жуланова (Шерегеш), Людмила Сергеевна Плотникова, Наталья Николаевна Кретинина.
(статьи из газеты «Красная Шория» «Чёрные дни Ленинграда», «Дневники юных блокадников невозможно читать без слёз»…)
Ученица:
Люди,
Покуда сердца
стучатся,-
Помните!
Какой ценой
завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
О тех,
кто уже никогда не споёт,
Помните!
Детям своим расскажите о них,
чтобы запомнили!
Детям
детей
расскажите о них,
Чтобы тоже
запомнили!
Во все времена
бессмертной Земли
Помните!
Люди Земли!
Мечту пронесите
через года
И жизнью наполните!...
Но тех,
кто уже не придёт
никогда,
Заклинаю:
Помните!
(Р. Рождественский)
На этом, ребята наше заочное путешествие по городу Ленинграду закончено.
Учитель : Ребята, в каком году был основан Ленинград ? Кем? (1703г. Петром Первым)
Сколько дней длилась блокада Ленинграда?
Что ёще вы запомнили из нашего путешествия?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Острова Санкт-Петербурга".
Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Острова Санкт-Петербурга". (Заячий, Васильевски, Петроградский)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга и малой родины «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» (общекультурное направление)
Разработка курса занятий «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на по...
Урок по истории и культуре Санкт-Петербурга на тему "Пожары в Санкт-Петербурге".
презентация к уроку....
Учебно-методическое пособие "Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга в рамках внеурочной деятельности учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Елены Викторовны «Прогулки по Санкт-Петербургу»
Рабочая программа рассчитана на 68 часов, или 2 часа в неделю...
История и культура Санкт-Петербурга.Памятники и площади Санкт-Петербурга .Проверочная работа, 3 класс.
Данную работу можно использовать на этапах закрепления по теме....
" Виртуальные экскурсии по Санкт-Петербургу. Блистательный Санкт-Петербург".
занятие является продолжением виртуальных экскурсий по городу на Неве. Занятие посвящено знакомству с Санкт-Петербургом. разработку можно использовать как на уроках окружающего мира, ИЗО в начал...
Технологическая карта внеклассного занятия по истории и культуре Санкт-Петербурга. Петровский Петербург.
Внеклассне занятие по истории и культуре Санкт-Петербурга расчитано на работу в начальных классах. Тема: "Петровский Петербург". Занятие предполагает групповую форму работы....