Игры, используемые для развития группового взаимодействия
тест (2 класс) на тему

..

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СПОСОБОВ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Название игры

Краткое описание

Цель игры

Число детей

Примечания

1. «Снежный ком»

По кругу каждый называет свое имя и имена всех уже назвавших перед ним.

Знакомство и сплочение группы

до 20

2. «Путаница»

Каждые берет за руки двух разных людей стоящих, желательно, не рядом. Задача - не разнимая рук распутаться в новый круг.

Сплочение и бережное отношение друг к другу, снятие возбуждения.

5-10

Перед началом распутывания рекомендуется отметить необходимость бережного отношения друг к другу, уникальность и ценность каждого. Можно использовать для завершения занятия.

3. «Белые медведи»

Два-три человека берутся за руки цепочкой «белые медведи» .Задача - замкнуть цепочку вокруг остальных участников «пингвинов». Пойманный пингвин» становится «медведем».

Разрядка

5-25

Безопасное помещение

4. «Черные шнурки»

Все сидят на стульях в кругу, ведущий в центре круга предлагает поменяться местами тех, у кого, например, черные шнурки. Задача всем найти себе место, в том числе и ведущему. Тот, кто место не нашел, становится ведущим

Разрядка, возможность для проявления фантазии, возможность увидеть общее

6-25

По мере овладения игрой взрослые ведущие могут подавать пример называния более интересных признаков, как-то определенный отношений, осознания чувств и т.д.

5. «Вася-Вася»

Вся группа задает определенный ритм с помощью хлопков по коленям и щелчков пальцами. Во время первого щелчка называют свое имя, во время второго имя другого человека, на которого смотрит, не сбиваясь с ритма.

Знакомство, внимание, наблюдательность и координация

5-10

Желательно во время называния чужого имени смотреть на адресата. Довольно сложно, участники с медленным типом мышления могут выпадать из процесса.

6. «Имена-качества»

Каждый придумывает какое-либо качество личности, свойство характера и т.д., начинающееся на ту же букву что и имя, которое он мог бы привнести в эту группу сегодня (например: Лариса - любовь, Сергей - скромность).

Знакомство, создание доброжелательной атмосферы, работа по осознанию себя как личности

любое

Подходит для начала 3-4 занятия, когда участники уже чувствуют себя достаточно безопасно

7. «Вопросы на бумажках»

Каждый пишет на маленькой бумажке вопрос, на который хотел бы получить ответ (вариант - на который сам бы хотел ответить). Бумажки с вопросами складываются в шляпу, перемешиваются и раздаются участникам в произвольном порядке. Каждый отвечает на тот вопрос, который ему достался.

Знакомство, выход на серьезный разговор, возможность увидеть товарищей по группе с новой стороны.

любое

Возможный уход от серьезной работы - написание вопросов типа «Какого цвета у меня волосы?». Ведущий может заранее сказать, каково было бы ему получить такой вопрос не по теме.

8. «Мозговой штурм»

Все участники обсуждают проблему, выносят свои предложения по определенным правилам. Важно очень четкое соблюдение принципов обсуждения заданной темы.

Возможность демократического и ненавязчивого решения или обсуждения любых вопросов и проблем.

Любое

Техническое обеспечение - ватман, маркеры разных цветов.

9. «Я никогда не..»

Участники по очереди говорят фразу, начинающуюся со слов «Я никогда не..». Например - «Я никогда не прыгал с парашютом»). Остальные участники загибают по одному пальцу на руке, если ля них утверждение не верно (т.е. они, например, прыгали с парашютом). Выигрывает тот, у кого останется последний е загнутый палец на руках. Ведущий заранее говорит, что фразы должны соответствовать реальности, и пальцы загибать надо по честному.

Знакомство в игровой форме, разрядка

5-15

Нужно оговорить, что не считаются вещи, связанные с половыми различиями. Выигрывает человек с самым неразнообразным жизненным опытом, а проигрывает с самым богатым, т.е. это может благотворно влиять на самооценку человека.

10. «Знакомство по парам»

Участники разбиваются по парам, желательно по принципу наименьшей «значимости». В течение 10 минут рассказывают друг другу о себе, потом представляют партнера остальным участникам, говоря о нем от первого лица, стоя за спиной и положа руки на плеч сидящего впереди партнера. Затем упражнение обсуждается.

Знакомство, опыт общения, опыт восприятия информации о другом и о себе со стороны. Внимание к личности другого. Способствует созданию безопасной атмосферы.

Четное 8-16

Упражнение может вызвать сильные переживания, во время обсуждения надо это учитывать.

11. «Поиск общего»

Группа делится на двойки, и два человека находят определенное количество общих признаков, затем двойки объединяются в четверки с той же целью и т.д.

Знакомство, внимание к личности другого и осознание проявлений своей личности.

8-30

Ведущий по своему усмотрению может остановить процесс на четверках, восьмерках и т.д.

12. Хлопки

Участники стоят по кругу и передают друг другу хлопки. Каждый может изменить направление движения хлопков.

Разрядка, концентрация внимания.

5-20

13. «Времена года»

Участники молча разбиваются на группы по временам года, соответственно дате рождения. Затем каждая группа пантомимически изображает свое время года, задача остальных - угадать какое.

Разрядка, знакомство, сплочение группы

10-25

14. «Дни рождения»

Участники молча строятся в линейку по дням рождения

Разрядка, знакомство, сплочение

5-30

15. «Построится по...»

Участники строятся в шеренгу по любому признаку (рост, вес, цвет волос, величина ладони, веселость, активность и т.д.)

разрядка, сплочение. Осознание относительности любой системы оценки.

любое

Важен комментарий ведущего по поводу разных систем оценки. Это может помочь осознать подростку первый он или последний зависит не от него, а от оцениваемого критерия.

16. «Разгоняем паровоз»

По кругу по два хлопка в ладоши. Задача - постепенно уменьшать интервал между хлопками до команды ведущего, затем - обратный процесс

Сплочение, ощущение общности группы

любое

17. «Колпак»

«Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Все поют песню несколько раз, каждый раз прибавляют обозначение слова жестом. Последнее исполнение песни состоит практически из жестов.

разрядка, смех, ощущение цельности группы

любое, чем больше, тем лучше

Хорошо проводить во время заключительных занятий

18. «Дракон»

Все участники встают в цепочку. Первый - «голова дракона», последний - «хвост». Голова должна поймать «хвост дракона».

Разрядка, сплочение

5- 15

Безопасное помещение

19. «Зоопарк»

По предложению ведущего все изображают каких-либо животных, используя только характерные движения для выбранного животного.

Разрядка, проявление фантазии, выход энергии

5-25

Подросткам сложно, возможно только при достаточном уровне «продвинутости» группового процесса

20. «Эхо»

Один человек что-то говорит всем остальным, которые стоят напротив и повторяют как эхо.

Взаимодействие «личность - группа», обратная связь

5-25

При желании можно добавлять жесты

21. «Переманивания»

Половина групп сидит на стульях лицом в круг, половина стоит за стульями сзади. На одном стуле никто не сидит и задача того, кто стоит сзади переманить кого-то на свой стул так. Чтобы это не заметил тот, кто стоит за стулом. Задача того, кто стоит за стулом, не пустить (поймать) «своего» сидящего.

Разрядка, сплочение, проявление личных взаимоотношений

11-25 нечетное кол-во

22. «Шишки, желуди, орехи»

Группа разбивается на тройки, участники встают в колонки по трое, лицом в круг. Первые в колонке - «шишки», за ним - «желуди», за ними - «орехи». Ведущий, стоя в центре, называет один и предметов, и все названные должны себе найти место впереди любой другой тройки (ведущий в том числе). Все участники получают новые названия соответственно положению в тройках. Тот, кому не хватило места, становится ведущим.

Разрядка, концентрация внимания.

13-25

23. «Птицы, блохи, пауки»

Группа делится на две команды. Каждая команда в тайне от другой решает, кем будет: «птицами», «пауками» или «блохами». Две команды встают в линейки в центре зала лицом друг к другу. По команде показывают друг другу жест, обозначающий выбранное животное, «пауки» убегают от «птиц», «блохи» от «пауков», «птицы» от «блох». Тот, кто не успел добежать до противоположной стены, переходит в другую команду.

Разрядка, концентрация внимания

10-30

Просторное, безопасное помещение

24. «Салки-обнималки»

Водящий может осалить того, у кого нет пары (за пару надо крепко держаться). Если образовалась тройка, салить можно того, кто присоединился последним.

Разрядка, взаимовыручка, «спасающий физический контакт»

6-30

Просторное, безопасное помещение

25. «Зеркало»

В парах один человек повторяет движения другого. Вариант: вся группа повторяет движения одного.

Межличностное взаимодействие, опыт ведения и ведомости. Обратная связь.

любое

26. «Бурундуки»

Ведущий на ухо называет каждого участника каким-либо животным. Все встают в круг берутся за согнутые в локтях руки. Ведущий называет животное и соответствующий человек должен выпрыгнуть на середину, а группа не должна его пустить. Кульминация игры достигается, когда ведущий называет животное, которым названо большинство членов группы.

Разрядка, смех, противодействие с группой.

10-30

27. «Салки по трое»

Три человека берутся за руки, образуя треугольник. Четвертый должен осалить одного из тройки, а двое других должны его защитить. Ведущему нельзя протягивать руку через центр.

Взаимовыручка, разрядка, опыт защищать и быть защищенным.

Кратно 4.

28. «Кузнечик»

Участники садится в круг на коленки. У всех в руках по однотипному предмету. Все поют песню «В траве сидел кузнечик» и на каждый такт передают свой предмет соседу справа. Во время припева предмет не передается. А в такт мелодии передвигается с место на место перед участником.

Разрядка, смех.

6-15

Желательно избегать соревновательных компонентов во время игр на занятиях. Но при желании можно его добавить, В этом случае тот, кто путается, выбывает из группы,

29. «Поджигатель»

Все берутся за руки цепочкой и закручиваются вокруг одного человека в плотный клубок. Один из участников «поджигатель» предлагает группе «огонек». Сначала все отказываются, затем соглашаются и когда «поджигатель» дотрагивается до крайнего участника, цепочка искручивается с целью поймать в круг «поджигателя». Когда поймают - издают громкий вопль.

Разрядка, сплочение группы

6-12

У некоторых участников игры тесный физический контакт внутри «клубка» может вызывать напряжение

30. «Телетайп»

Участники встают в круг, держась за руки. Один из участников посылает телеграмму, называя имя адресата. Телеграмма передается по кругу незаметным нажатием рук. Задача ведущего, который стоит в центре, заметить пожатие. Тот кого заметили, становится ведущим.

Групповое сплочение, снятие возбуждения

6-20

Можно использовать для завершения занятия

31. «Рисунок с поводырем»

Группа разбивается на пары, одному из пары завязывают глаза. «Поводырь» подводит партнера к рисунку на стене и используя только вербальные инструкции помогает ему дорисовать элементы рисунка

Снятие возбуждения межличностный контакт. Опыт беспомощности и ответственности, доверия партнеру.

Любое четное

Рисунки надо подготовить заранее. Во время игры обращать внимание на то, что происходит со «слепым».

32. «Койот и кролик»

Участники сидят в кругу и передают друг другу два мяча, один «кролик», другой – «койот». Задача «койота» - поймать «кролика». «Кролик» может прыгать из рук в руки, а «койот» только передаваться из рук в руки сидящих рядом. Если два мяча оказались в одних руках, «койот» поймал «кролика».

Разрядка, снятие возбуждения, тренировка реакции, сплочение группы

6-15

Довольно сложно, дети с медленным типом мышления могут не справляться и выпадать из процесса.

33. «Два паровозика»

Участники разбиваются на команды, по 5-6 человек и встают «паровозиком». Голова паровозика зрячая, все остальные слепые. Паровозики двигаются, не задевая друг друга. Ведущий дотрагиваясь до последнего «вагона» и он переходит на место паровоза.

Сплочение, опыт ответственности и беспомощности, доверия к другим участникам.

5 - 30 всего

Просторное, безопасное помещение, ведущий следит за безопасностью

34. «Фруктовая корзина»

Участники сидят в кругу, ведущий в центре. Каждый придумывает себе название1 фрукта. Ведущий говорит, какие фрукты он купил на базаре, и они должны поменяться местами. Задача ведущего успеть занять место. Тот, кто остался без места становится ведущим.

Разрядка

6-15

35. «Стул сгорел»

Стулья (на один меньше чем участников) ставятся в круг сиденьями наружу. Все бегают по кругу, не касаясь стульев, и, по команде ведущего, садятся. Тот, кому не хватило стульев, выбывает, после чего, один стул убирается.

Разрядка

6-30

Неизбежен соревновательный характер игры. При большом количестве участников можно убирать сразу несколько стульев.

36. «Поросята утята и котята»

Участники делятся на «поросят», «котят» и «утят», как на «первый-второй-третий». Все закрывают глаза и, издавая соответствующие звуки, должны найти своих собратьев.

Разрядка

6-30

Ведущий заранее говорит, что он играть не будет, так как должен следить за безопасностью. Для игры необходимо безопасное помещение. Для подростков возможно при хорошем уровне развития отношений в группе.

37. «Бабочка-ледышка»

По кругу из рук в руки передается мячик, который в зависимости от инструкции то ледышка, то горячая картошка, то бабочка.

Развитие воображения, внимание к тактильным ощущениям

6- 10

Возможен всплеск агрессивности во время передачи «бабочки»

38. «Ассоциации»

Мяч перекидывается в кругу (произвольно) и каждый, у кого в руках мяч, называет слово. Тот, кому перекинули мяч, называет слово-ассоциацию к сказанному предыдущим частником.

Ассоциативное мышление, знакомство

6-20

Может быть задана тема для ассоциации -чувства, части тела, проблемы, приятные вещи. Игра может быть неплохим переходом от одной темы к другой.

39. «Третий лишний»

Участники разбиваются на пары и встают лицом в круг так, чтобы один был перед другим. Вокруг круга бегают ведущий и беглец. Беглец может стать впереди любой пары, тогда тот, кто стоит сзади становится беглецом. Если ведущий салит беглеца, они меняются ролями.

Разрядка

14-30

40. «Скульптор»

Один из участников изображает из себя скульптуру и говорит ее название ведущему. Все участники по очереди входят комнату, называют увиденную скульптуру и достраивают ее с помощью своего тела.

Внимание к телесным проявлениям и овладение телом, развитие фантазии

6-12

Тем, кому может быть скучно ждать своей очереди.

41. «Выход-вход в круг»

Задача одного из участников любым способом выйти или войти из круга, задача группы не дать ему это сделать. Применимы любые методы - от физических до убеждения.

Противостояние группе, умение убедить, умение сказать «нет»

6-12

Может стимулировать групповой процесс

42. «Семеро козлят и волк»

Участникам раздаются бумажки, треть из которых с надписью «волк», треть - «коза», треть - «козленок». «Козлята» идут в вой «дом», а «волки и «козы»не показывая своих бумажек по очереди пытаются их убедить что они «козы» и что им надо открыть дверь. «Козлята» решают пускать или нет. Если пустили «волка», то он забирает от 1 одного до двух «козлят», если «козу» не пустили, то один-два «козленка» «умирают от голода».

Умение сказать «нет», умение убеждать, умение распознать обман и внимание к невербальным проявлениями

12-25

Подростки обычно действуют по принципу «нравится - не нравится», а не делают выводы из формы и содержания убеждения

43. «Слепец и поводырь»

«Поводырь» ведет участника с завязанными глазами на другой конец комнаты, преодолевая препятствия с помощью устных рекомендаций. Остальные наблюдают.

Опыт ответственности и беспомощности, доверия партнеру.

Работа в паре

Участники могут по-разному доверять разным членам группы. Можно узнать заранее, кто с кем хочет идти, но может выявиться человек, которому никто не доверяет, это опасно. В то же время кому-то было бы полезно узнать, что ему доверяют.

44. «Мои особенности и преимущества»

Рисунок на чистом листе на данную тему или рисунок или надписи на бланках (например, на листе нарисованы пустые шарики, звездочки и т.д., которые надо заполнить информацией о себе на заданную тему). По желанию можно показать рисунок группе и рассказать о нем.

Формирование позитивной самооценки, внимание к собственной личности и к особенностям другого.

7-15

Рисунки желательно оставить участникам и предложить им обращаться к нему в дальнейшем, что-то дополнять.

45. «Собака»

Один из участников начинает описание животного (например, своей собаки) одним предложением и показывая жестом какую-то черту. Следующий участник, повторяя высказывание и жест предыдущего, прибавляет свою черту (слово и жест) и так далее.

Разрядка, снижение возбуждения, сплочение

6-20

Подростки могут смущаться изображать что-то при всех. Желателен высокий уровень творческой активности группы.

46. «Слепой паровозик»

Участники сцепляются в маленькие паровозики по двое или по трое. Тот, кто спереди закрывает глаза и слушается движений последнего. Тот, кто в середине - нейтрален. Игра происходит молча. Интересно когда одновременно двигается не меньше пяти паровозиков.

Разрядка, сплочение. Опыт ответственности и доверия или недоверия партнеру. Внимание к телесным ощущениям.

Чем больше, тем лучше

Активно включен телесный компонент, что может вызывать у подростков самые разные Эмоции. На материале этой игры можно говорить о телесных проявлений доверия и недоверия.

47. «Ритм»

Участники по очереди задают ритм хлопками так, чтобы он вписывался в уже звучащий.

Сплочение и ощущение общности группы снятие возбуждения, разрядка

любое

Затрагивает глубинные слои психики, может вызвать самые неожиданные чувства.

48. «Горячий стул»

Один из участников по желанию садится в центр круга, остальные говорят ему, с чем или с кем он у них ассоциируется, какие чувства вызывает. Затем обсуждаются переживания всех участников во время упражнения.

Навык восприятия мнения окружающих о себе. Провоцирует возникновение сильных переживаний, развитие группового процесса.

10-20

При работе с подростками возможно при достаточно высоком уровне безопасности на группе и способности участников говорить о своих переживаниях и не оценивать друг друга.

49. «Карта моей души»

Рисунок на чистом листе либо на бланке с контурами территорий. По желанию участников можно показать рисунок группе и рассказать, где что нарисовано.

Формирование «Я-концепции», возможность побыть с самим собой, формирование более глубокого отношения друг к другу.

10-20

Если всем захочется делится рисунками, процесс может затянуться и стать скучным для участников. Рисунки участникам хорошо взять себе и возвращаться к ним в дальнейшем, например, повесить над столом дома.

50. «Выражение чувств»

Участники вытягивают по очереди бумажки с названиями чувств и молча мимически выражают это чувство. Затем, произвольно передвигаясь, находят себе партнеров. Выражающих аналогичные чувства, собираются в группы. По знаку ведущего выясняют насколько однородные группы образовались.

Понимание важности языка тела, налаживание связи между чувством и его телесным выражением

не меньше 10

Может быть, скучно для подростков, если группа недостаточно «разогрета».

51. «Закрашивание контура человека»

Участникам раздаются листы бумаги с контурами человека. Под медитативную музыку группе предлагается вспомнить, когда испытывалось о или иное чувство, свои ощущения в теле в это время и затем изобразить на контуре человека это чувство (желательно используя разные цвета).

Внимание к собственным чувствам и переживаниям, установление связи между чувством и его проявлением в теле.

Любое

Такие упражнения помогают ощутить свои чувства как свою собственность. Нужны контуры человечков и цветные фломастеры в достаточном количестве.

52. «Ужасно-прекрасный рисунок»

Участникам раздается по листу бумаги и о одному фломастеру. Предлагается нарисовать «прекрасный рисунок». После этого рисунок передается соседу права и тот делает из полученного рисунка в течение 30 секунд «ужасный рисунок» и передает следующему. Следующий участник делает «прекрасный рисунок». Так проходится весь круг, рисунок возвращается хозяину и упражнение обсуждается.

Стимулирование группового процесса, разрядка, выражение агрессии

Не больше 12.

53. «Кораблекрушение»

Участникам раздается список необходимых предметов (см. приложение) и диктуется инструкция. Сначала каждый выполняет задание самостоятельно, затем объединяются в пары или группы по 3-4 человека, приходят к общему мнению, затем делают то же самое всей группой, обсуждение.

Упражнение на формирование навыка противостояния групповому давлению и отстаивания собственного мнения, ознакомление с ролевой структурой группы - выявление лидеров, пассивной части, негативных лидеров, группировок.

5-20

Упражнение занимает много времени (минимум 40 минут), возможно проявление агрессии и резкое разделение на непримиримые друг с другом подгруппы.

54. «Ценности»

Участникам раздаются по шесть листочков, и предлагается на каждом из них написать то, что им ценно в этой жизни. Затем листочки ранжируются таким образом, чтобы самое ценное оказалось на самом последнем листочке. Ведущий предлагает представить себе, что случилось что-то страшное, и из жизни исчезла та ценность, которая написана на первой бумажке. Ведущий предлагает смять, отложить бумажку и осознать, как им теперь без этого живется. Затем так происходит с каждой ценностью по порядку. Каждый раз предлагается обратить внимание на внутреннее состояние после потери ценности. Затем ведущий объявляет, что произошло чудо, и появилась возможность вернуть любую из ценностей, можно выбрать одну из смятых бумажек, так шесть раз. Затем предлагается осознать, что произошло, может добавить какие-то ценности, посмотреть, остался ли прежний порядок ранжирования. Обсуждение.

Возможность осознать и почувствовать важность построения собственной иерархии - ценностей

Любое

Упражнение выполняется под медитативную музыку, большое значение имеют интонации и голос ведущего, произносимый текст должен быть простым и гладким. Упражнение провоцирует возникновение очень глубоких переживаний. Обстановка во время проведения упражнения должна быть предельно безопасной - не должно быть лишних звуков, никто не должен входить в помещение, участники не должны мешать друг другу (их можно рассадить на комфортное расстояние друг от друга). Ведущему обязательно предварительно надо попробовать проделать это упражнение, оценить его глубину и сложность.

55. «Да-нет»

Ведущий произносит утверждение (например - «Я люблю смотреть футбол»). Все вытягивают руку и если согласны, поднимают большой палец вверх, если не согласны - вниз. Характер утверждений становится более серьезным (например, «Мне иногда бывает одиноко»). Утверждения может произносить любой участник группы.

Помогает увидеть общность и уникальность каждого.

Любое

Можно использовать для перехода к работе над серьезными темами.

56. «Ладошка»

Каждый обводит на листе бумаги контур ладони. В центре пишет свое имя, в каждом пальце что-то, что нравится в себе самом. Затем лист передают соседу справа, он в течение 30 секунд пишет - на листе (снаружи ладони) что-то, что нравится в человеке, хозяине ладони. Так через весь круг, хозяину лист возвращается в перевернутом виде.

Позитивная обратная связь, возможность выражения позитивных эмоций

57. «Границы», «Скажи: «СТОП!»

Участники по очереди подходят друг к другу, можно разными способами. Тот, к кому подходят должен сказать «Стоп», когда, на его взгляд, партнер подойдет слишком близко.

Осознание собственных физических и психологических границ.

четное, любое

58. «Немой зоопарк»

Каждый участник придумывает животное и. обозначает его каким-либо жестом. Затем по произвольной цепочке передают друг другу приветы - показывая свое животное и животное того, кому привет передается.

Разрядка, память и внимание, спонтанное мышление

любое

59. Семейная скульптура

Разыгрывается ролевая игра с участием различных членов семьи. В зависимости от задачи, в этой семье могут быть определенные проблемы. В конце игры участники создают скульптуру - каждый занимает подходящую для себя позицию по отношению к другим членам семьи. Обсуждение с привлечением зрителей.

Осознание и чувствование в теле ролевой позиции, возможность ее соотношения с реальной жизненной ситуацией, с реальной семьей.

5-7

После того, как скульптура построена, участникам необходимо помочь выйти из роли.

60. «Преодолей препятствие»

Участники выстраиваются в линейку. Инструкция: «Представьте, что вы стоите на краю пропасти и Вам надо преодолеть сложные препятствия. Препятствия представляют собой участники команды. Преодолевающий должен мобилизовать всю свою фантазию, чтобы каждое из «препятствий» было преодолено. Варианты препятствий могут быть совершенно различными: моральные, физические, эмоциональные, интеллектуальные, и т.д. и требующие различных и нестандартных подходов к решению проблемы преодоления препятствия. Одно условие - не наносить друг другу физического или морального ущерба. Каждый из участников команды обязательно должен быть и «препятствием» и «преодолевающим».

Необходимо мобилизовать всю свою волю к - победе и обязательно постараться быстро и нестандартно мыслить, чтобы понять «что хочет препятствие», как и каким образом его следует преодолевать.

7-10

Очень эмоциональная игра. В её процессе поощряется открытое проявление эмоций. Ведущий внимательно следит за соблюдением правил. В конце игры проводится тщательное обсуждение.

61. «Клубок»

Каждый из участников держа в руках клубок говорит о том, как его лично коснулась обсуждаемая проблема. Затем наматывает на палец нитку и отдает клубок следующему, кто хочет говорить. Готовую «паутинку» можно распутать, а можно скомкать.

Осознание общности проблем и возможности взаимоподдержки.

любое

Ведущему следует задать тон серьезного раз- говора. Упражнения эмоциональное, могут возникнуть глубокие переживания

62. Деловая игра «Грани творчества»

Участникам предлагается представить себя руководителями учебных учреждений. Задача – развитие творческих возможностей детей и взрослых. Как - это сделать, решается с помощью техники мозгового штурма.

Осознание степени своего участия в решении проблемы -

любое

Все участники должны знать правила проведения мозгового штурма.

63. «Кочки»

На листочках пишется по одному слову из пословицы, листочки раздаются участникам (в произвольном порядке). Участники встают в линейку на листы бумаги формата А4. Задача - не становясь на пол, построится в правильном порядке.

Сплочение, разрядка, выработка групповой стратегии решения проблемы.

7-10

64. «1,2,3,4,5,»

Участники произносят счет «1,2,3,4,5» делая движения руками (как бы стуча в дверь сначала правой, потом левой рукой, сначала на уровне головы, на уровне пояса), наклоняются вперед и говорят 5 раз «ХИ», затем назад и 5 раз «ХА». Убыстряя темп, делают это 5 раз, затем 4, 3, 2, и 1.

Разрядка, позитивные эмоции

Любое

65. «Доверяющее падение»

Один из участников падает на сцепленные руки остальных с более высокой позиции, спиной. Задача группы - его не уронить.

Опыт преодоления недоверия и страха. опыт доверительного отношения и поддержки.

7-15

Важно обеспечить «поимку» падающего

66. «Остановись - подумай»

Записать ситуации принятия решений. Проиграть их в процессе ролевой игры, где участники делают реальные шаги в пространстве в соответствии с шагами модели, произнося рассуждения вслух.

Осознание привычных способов и проработка новых навыков принятия решения.

Любое

Во время обсуждения назвать примеры повседневных и важных решений. Например, касающиеся взаимоотношений с людьми. Участники высказываются, как ведёт себя человек, принимая повседневные и жизненно важные решения, есть ли разница в поведении в зависимости от выбора интересного дела.

67. «Надписи на спине»

Участникам прикрепляется к спине листок, все хаотично ходят по комнате и пишут на спинах то, что им нравится в этом человеке.

Опыт получения позитивной обратной связи и доверительного отношения к группе.

Чем больше, тем лучше

Задачу можно усложнить - например, писать то, что бы хотелось изменить в этом человеке. Возможно при достаточном уровне безопасности в группе.

68. «Оценка ситуации»

Участники называют по 1-2 стрессовых или проблемных события, когда- либо перенесенных ими. Получившийся перечень записывается. Далее проводится первичная, вторичная оценки и переоценка этих событий каждым из участников, используя элементы ролевой игры, гротеска, наглядности, визуализации процесса мышления и т.д.

Осознание собственных установок и резервов возможностей оценки ситуации. Отработка навыков оценки ситуации.

Любое

Можно найти тех, кто хочет развить мастерство в вопросах преодоления проблем и помогать другим. Предложите им расширить свои задачи и разработать подходы к консультированию по вопросам, оценки проблемы и выбора эффективного варианта поведения.

69. «Табу»

Ведущий ставит в центре небольшую коробку, в которой что-то лежит, и поясняет: «Там лежит то, чего нельзя». Каждому предлагается проявить себя в отношении предмета. Участники могут вставать, оставаться на месте, выражать отношение мимикой или жестами, подходить к коробке, брать в руки, заглядывать - каждый как считает нужным. Если кто-то ничего не предпримет - это тоже будет его способом реагирования на ситуацию.

Это упражнение позволяет участникам понять, как они относятся к запретам и ограничениям, руководят подростками в его поступках. Хорошо, когда он знает, какие чувства им управляют, это позволяет сделать осознанный выбор.

Любое

При выполнении этого упражнения важно помнить, что это упражнение действия, а не объяснений. Нередко любопытство или желание изведать запретный плод или стремление продемонстрировать свою смелость.

70. Невербальное знакомство

Участникам предлагается молча и хаотично знакомиться друг с другом: руками с закрытыми глазами, глазами, спинами и т.д.

Опыт преодоления барьеров в общении, осознание собственных сложностей.

Чем больше, тем лучше

Возможно при достаточной «разогретости» группы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития группового сотрудничества

Игры, направленные на развитие группового сотрудничества....

Основы использования групповых взаимодействий как метода обучения младших школьников

Вся система образования в России в настоящее время находится под влиянием идей, которые были сформулированы в работах теоретиков общей и педагогической психологии (Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготский, В...

Групповая форма организации работы над проектом, формирование умений групповых взаимодействий.

Групповая форма организации работы над проектом, формирование уменийгрупповых взаимодействий....

Выступление на педагогическом марафоне по теме :" Технология группового взаимодействия на уроках литературного чтения в начальной школе"

Материал посвящен методам и приемам  групповой работы учащихся на уроках литературного чтения с целью достижения лучших результатов в усвоениии учебного материала и развития коммуникативных навык...

Статья. " Особенности развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Основные методы и приёмы, используемые для развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста".

Эта статя о связи между развитием речи и мышлением ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста. В ней я показываю необходимось своевременного начала обучения речи. Рассказываю об основных задачах,...

Игра на развитие межполушарного взаимодействия

Предлагаемая игра на развитие межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызы...