сценарий народного гуляния "Масленица" для учащихся МКШ
план-конспект занятия (3 класс) по теме

Лушкова Вера Александровна

Сценарий написан для проведения  праздника "Масленица" в малокомплектной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_maslenitsy.docx27.95 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАЗНИК МАСЛЕНИЦЫ

Цель мероприятия – познакомить детей с эпизодами народных масленичных гуляний, воспроизвести некоторые обрядовые моменты праздника.
Оборудование: проектор, ноутбук, музыкальные композиции, кегли, метла
 
Предварительно с детьми разучиваем  «призывы» Масленицы, репетируем песни-хороводы,  провожу индивидуальную работу с Масленицей, с детьми, изображающие зверей, - «свиту» Масленицы. Родители, привлеченные к подготовке праздника, организуют запись музыкального сопровождения и выпечку блинов. Зал, где проводится праздник, затемнён.


Ход мероприятия

  Мероприятие открывают дети, они одеты в зимнюю одежду, читают стихотворения о зиме.

Снежок

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня — посмотри! –

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,

Как мел, скрипуч и сух.

И ловит кошка рыжая

Весёлых белых мух.

Н.Некрасов

Зимняя радость

Белый снег-снежок

Жжётся, колется.

Выходи, дружок,

За околицу.

Там снежком гора

Припорошена,

Там лыжня вчера

Мной проложена.

Побежим с тобой

К лесу синему,

Принесём домой

Радость зимнюю.

Г. Ладонщиков

Зима-портниха

В лесную чащу тихо

Вошла зима-портниха.

Березки очень рады:

— Спасибо за наряды!

Пушистые и белые

Зима наряды сделала

И для лесов, и для полей -

Пускай им будет потеплей!

Деревьям всем в лесочке,

Зима дала платочки,

А в шубки их одела -

Сама повеселела!

А. Островский

Кому зимой жарко

Мерзнут ноги,

Мерзнут руки,

Мерзнут шубы,

Шапки,

Брюки.

На дворе

Такая стужа -

Даже лед,

И тот простужен.

Только вьюги и метели

От усердия вспотели:

Стелят вьюги и метели

Белоснежные постели -

Поваляться на дворе

Детворе!

В. Лунин

Одеяльце

— Для чего, родная,

Снег зимой идёт?

— Из него природа

Одеяльце ткёт!

— Одеяльце, мама?..

А зачем оно?..

— Без него в земле бы

Стало холоднó!..

— А кому, родная,

В ней тепла искать?!

Тем, кому придётся

Зиму зимовать:

Семенам-малюткам,

Зёрнышкам хлебов,

Корешкам былинок,

Злаков и цветов!..

М. Коринфский

Вы узнаёте зиму?

Кругом глубокие снега,

Куда я взгляд ни кину,

Метёт и кружится пурга.

Вы узнаёте зиму?

Заснули реки подо льдом,

Застыли недвижимы,

Горят сугробы серебром.

Вы узнаёте зиму?

На лыжах мчимся мы с горы,

Нам ветер дует в спину.

Нет веселее той поры!

Вы узнаёте зиму?

Мы принесём густую ель

На праздник наш любимый,

Повесим бусы мы на ней.

Вы узнаёте зиму?

Т. Шорыгина

Звучит песня в исполнении детей «Зимушка - зима».

«Зимушка- зима, ах как хороша!»

1. Мягкий беленький снежок тает на ладошке,

До чего же хорошо в новеньких сапожках.

Пробежаться с ветерком и в сугроб свалиться

И в пушистый снежный ком взять и превратиться.

ПРИПЕВ:

Зимушка, зимушка, ах как хороша!

Радуйся, радуйся, русская душа!

2. Снег как добрый чародей бродит в переулке.

Эй, ребята, поскорей выйдем на прогулку

Я спешу быстрее всех в шубку нарядиться

Прячу нос в пушистый мех, чем я не лисица?

ПРИПЕВ

3. Спят деревья крепким сном под напев метелей,

А на горке ледяной целый день веселье,

Рассыпая звонкий смех едут вниз ребята,

И бегут опять наверх словно медвежата.

ПРИПЕВ

Ведущий. Не пришла ли пора передать власть от зимы весне – красне. Она уже не за горами. Поможем же весне, поможем же солнцу в срок прийти на землю. Встанем в кружок, заведём хоровод.
Исполняется хоровод с инсценировкой русской народной песни «Как на тоненький ледок»

«Как на тоненький ледок»

Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок.

Эх! Зимушка, зима,

Зима снежная была.

Выпал беленький снежок,

Ехал Ванечка-дружок.

Эх! Зимушка, зима,

Зима снежная была.

Ехал Ваня, поспешал,

С своего коня упал.

Эх! Зимушка, зима,

Зима снежная была.

Он упал да лежит,

Никто к Ване не бежит.

Эх! Зимушка, зима,

Зима снежная была.

Две подружки увидали,

Скоро к Ване подбежали.

Эх! Зимушка, зима,

Зима снежная была.

Скоро к Ване подбежали,

На коня его сажали.

Эх! Зимушка, зима,

Зима снежная была.

На коня Ваню сажали,

Путь-дорогу показали.

Эх! Зимушка, зима,

Зима снежная была.

Ведущий. А поможет нам зиму проводить да весну встретить Масленица. Кто из вас готов позвать Масленицу?
1-й ученик.
Душа ль ты моя, Масленица,
Сахарные  твои уста,
Сладкая твоя речь!
Приезжай ко мне в гости
На широкий двор.
На горах покататься,
В блинах поваляться.

2-й ученик.
Уж ты, моя Масленица,
Красна краса, русая коса,
Тридцати братьев сестра,
Трёх  матушек дочка,
Приезжай ко мне во тесовый дом
Умом повеселиться,
Речью насладиться.

3-й ученик.
Приезжай, честная Масленица,
Широкая боярыня,
На семидесяти семи санях,
На широкой лодочке
В город пировать!

Ведущий. Нет, не идет что-то Масленица. Как же будем без неё весну встречать? Видно, придётся всем вместе её позвать. Давайте сделаем так: я начну звать Масленицу, а вы, ребята, повторяйте за мной каждую фразу. А в конце все вместе хором произнесём: «Приезжай, Масленица, в гости на широкий двор!» Ну-ка, попробуем.(Ведущий взмахивает руками, вместе с детьми репетирует повтор фразы). Теперь я буду Масленицу звать, буду её хвалить, а вы подхватывайте. (Читает призыв, дети хором повторяют за ведущим каждую сточку).

Дорогая гостья Масленица,
Авдотьюшка Изотьевна,
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, трехаршинная,
Лента алая, двухполтинная,
Платок беленький, новомодненький,
Шуба синяя, латки красные,
Лапти частые, головастые,
Приезжай, Масленица, в гости на широкий двор.

К концу призыва включается полное освещение зала. Входит Масленица – нарядно одетая девушка с соломенной куклой в руках. С нею свита: лесные звери, несущие символы солнца – украшенные лентами круги на палках.

Ведущий. Здравствуй, дорогая Масленица! Здравствуйте, гости любезные! С вами мы всегда рады повеселиться на празднике проводов зимы холодной, встречи весны ясной! Надолго ли ты, Масленица, к нам пришла?

Масленица. Всего на семь дней. Мой первый день – встреча, а седьмой – проводы. А знают ли ребята названия дней масленичной  недели?

Ребята. Знаем. ПН – встреча. ВТ- заигрыши. СР – лакомка. ЧТ – Широкий четверг. Разгул, перлом. ПТ - тещины вечерки - гостевой день. СБ - золовкины посиделки.

ВС -прощеное воскресенье - проводы, целовник.

4-й ученик.
Наша Масленица дорогая
Ненадолго к нам пришла.
Мы думали – на семь недель,
Оказалось – на семь дней.
А с чем пришла ты, Масленица?

Масленица. Встречают меня испокон века сытостью и довольством. Ведь я знаменую праздник хозяйственного изобилия. Чем богаче Масленицу отпразднуете – тем богаче год будет.

Ведущий. Мы встречаем тебя хороводом – поможем солнцу! (Презентация «Как на улице Метелица метёт»).

Несколько детей (хором)
Тинка, тинка, подай блинка,
Оладышка – подзабавышка,
Масленица, не скупися,
Масленым блином поделися.

Масленица.
Блины печь – дело сложное.
Растворю я квашенку на донышке,
Поставлю квашонушку на столбушке,
Будет моя квашенка полным – полна,
Полным – полна, с краями ровна!

Для выпечки блинов много секретов надо знать. Тесто ставят на снеговой воде, на дворе, когда всходит месяц, да ещё и приговаривают:
Месяц ты, месяц,
Выгляни в окошко,
Подуй на опару.

У меня в руках миска. Хороша опара уродилась, пора и блины из неё печь!
А ну-ка, угадайте, что я делаю?
(показывает на сковородку и демострирует все, о чем говорит.)
На плешивого маслом капну,
По плешивому тестом хлопну,
Плешь обдеру да опять наведу.

Дети. Печёшь блины!
Масленица. А кто таков Иван Громоков?
                     Сел на конь и поехал в огонь.
(Исполняется русская народная песня «Блины»)

Песня «Блины»

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели.

Припев.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

В квашне новой растворили,

Два часа блины ходили.

Припев.

Моя старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Припев.

Напекла она поесть,

Сотен пять, наверно, есть.

Припев.

На поднос блины кладет,

Их сама к столу несет.

Припев.

Гости, будьте все здоровы,

Вот блины мои готовы.

Припев.


Масленица. А хорошо ли вы, ребята, готовились меня встречать?
Ведущий. Ждали тебя, Масленица, готовились.
5-й ученик.
Масленица – кривошейка,
Встретим тебя хорошенько:
С блинами,  с каравайцами,
С вареничками,
С сыром, маслом, калачом
И с печеным яйцом.

Ведущий. Мы даже народные игры знаем. А давай поиграем с нами.
Ведущий проводит игры: « Жмурки», «Кто быстрее на метле», «Базарный разговор».

Ведущий. Масленицу провожаем – весну-красну встречаем.
Гостья погостилася, с зимушкой простилася,
С крыши капели, грачи прилетели,
Воробьи чирикают, они весну кликают.

Весна – начало земледельческих работ. Вспомним, как люди обрабатывают землю для посадки семян. Сначала её вскапывают лопатами – как покажите. (Ребята показывают).
А как  семена разбрасывают? Как из лейки поливают, как сорную траву вырывают?
Масленица. Ребята, а я с вами хочу поиграть в игру «Здравствуй, дедушка Мазай».
Посчитаемся, кто будет Мазаем:
Делом нужным занят грач,
Ходит полем, словно врач,
Лечит пашни и поля.
- Где болит, скажи, земля.

Дети толпой подходят к Мазаю. Идет диалог:
-Здравствуй, дедушка Мазай, на солнышко вылезай!
-Здрасьте, детки, где вы были, что вы видели?
-Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем!

Посовещавшись, ребята вместе с Масленицей пантомимически изображают один из весенних трудовых процессов. Мазай отгадывает. Игра проводится несколько раз.

Масленица. А знаете ли вы пословицы о труде? Проверим. Я начну говорить пословицу, а вы оканчивайте.
Ученье – свет…(а неученье - тьма).
Не красна изба углами…(а красна пирогами).
Готовь сани летом…(а телегу - зимой).
Маленькое дело …(лучше большого безделья).
Чем дальше в лес…(тем больше дров).
Не сиди сложа руки…(не будет дома скуки).
Труд человека кормит…(а лень портит).

Молодцы! Хорошую встречу и добрые проводы вы мне подготовили.
Я гуляла с вами, теперь села в сани
Пела и плясала, больно я устала.
Кончилось веселице – беритесь за делице,
Направляйте сошенку выехать на пашенку,
А со мной проститеся, блинами угоститеся.

Масленица уходит, прощаясь  с ребятами. Ведущий приглашает всех угоститься блинами. Праздник заканчивается весёлой плясовой музыкой.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности учащихся: «Художник - Грамотей». (разработана для учащихся начальных класса, срок реализации: 2 года)

     Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формиров...

Уровень воспитанности учащихся. Социальное благополучие учащихся.

Уровень воспитанности учащихся. Социальное благополучие учащихся. Готовые таблицы для отчета....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ ПО НОРМАМ объёма и оценки знаний умений и навыков учащихся при проверке письменных контрольных и самостоятельных работ учащихся первой ступени образования

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ ПО НОРМАМобъёма и оценки знаний умений и навыков учащихсяпри проверке письменных контрольных исамостоятельных работ учащихсяпервой ступени образования...

Формирование познавательной активности учащихся на уроках информатики как инструмент успешного комплексного обучения учащихся школы I ступени.

Проблема развития познавательной активности школьников - одна из важнейших проблем современной педагогики. Она выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях, овлад...

Открытый урок с учащимися 2 класса по теме: «Творчество преподавателя, учащихся и родителей на уроке специальности»

Тип урока:  комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний ...

Самостоятельная работа учащихся как средство повышения уровня знаний, умений, навыков учащихся

Самостоятельная работа  учащихся как средство повышения уровня знаний, умений, навыков учащихся...