разработка мероприятия "Моё село - Руси частица"
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Терехова Людмила Васильевна

Мероприятие реализует задачи нравственного и патриотического направления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moyo_selo_-_rusi_chastitsa.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

                    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

              «Киселёвская основная общеобразовательная школа

                     Новооскольского района Белгородской области»

                   

Разработка внеклассного мероприятия

           «Моё село – Руси частица»

                                     

                                    Учитель начальных классов

                                                                Терехова Людмила Васильевна

                                      2014

Цели:

Создавать условия для активного вовлечения учащихся в речевую деятельность, способствовать раскрытию творческого потенциала каждого ребёнка;

обобщить и расширить знания учащихся о своём  родном селе,  основных этапах его истории;

способствовать формированию интереса к сохранению и изучению народной культуры на примере традиций, занятий,  языка своего села

познакомить с именами интересных людей – жителей нашего села, расширить представления о сферах деятельности;

Создавать условия для развития речи путём  активного вовлечения учащихся в различные виды речевой деятельности; активизировать словарный запас, знакомить с  новыми словами, связанными с народным бытом;

Побуждать желание учащихся отмечать события жизни села, оформлять свои наблюдения

Создавать условия для воспитания чувства любви к родному краю как части большой страны, воспитывать чувство гордости за  героическое прошлое своей страны и своего села, за его трудовые достижения;

Оборудование:

Фотографии;

модель страниц для устного журнала;

аудиозапись с образцом местного говора;

выставка « Люди нашего села»;

выставка детских рисунков;

сочинения учащихся

предметы народного быта: скало, рубель, коромысло, рогач, кувшин, лапти, корзина (кошолка), серп, прялка, решето, народные костюмы;

образцы местных промыслов: тканые дорожки, холст, костюм, вышивка, вязание;

аудиозапись песни «С чего начинается Родина»;

аудиозапись песни «Я на камушке сижу»

атрибуты к костюмам детей;

На фоне мелодии песни «С чего начинается Родина» идёт демонстрация слайдов с видами села. Мелодия затихает.

1 ученик

Если скажешь слово «Родина»,

Сразу в памяти встаёт,

2 ученик:

Старый сад, в саду смородина,

3 ученик:

Толстый тополь у ворот.

4 ученик:

У реки берёзка – скромница

5 ученик:

И ромашковый бугор,

6 ученик:

А другим, наверно вспомнится

Свой родной московский двор.

7 ученик:

В лужах первые кораблики,

8 ученик:

Над скакалкой – топот ног,

9 ученик:

И большой соседней фабрики

Звонкий радостный гудок.

10 ученик:

Или степь, от маков красная…

11 ученик:

Золотая целина…

12 ученик:

Родина бывает разная,

Все:

Но у всех она одна.

                                        Что мы Родиной зовём

                                                         Песня

Что мы Родиной зовём?

Дом , где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

 Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим – синим

Флаг России над Кремлём.                             ( В. Степанов)

Дети садятся на места.

Учитель: Родина – слово, священное для каждого человека. И каждый понимает его по своему.

 Но  неспроста пришли к нам из глубины веков мудрые слова пословиц, в которых выражается  отношение человека к родине.

На уроках мы знакомились с разными пословицами о Родине. Какие вы можете назвать? (В Приложении)

         Дети по очереди называют пословицы.

Учитель: Молодцы! Я вижу, как много вы знаете пословиц.

Учитель: И сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о своей маленькой родине – нашем селе Киселёвка,  вспомнить  историю, людей, их занятия и вклад в историю нашей Родины, увидеть  настоящее нашего села, уточнить свои знания и почерпнуть что-то новое. А ещё показать нашим гостям, в каком прекрасном месте мы живём и рассказать об этом так, чтобы им захотелось приехать сюда снова.

.

Итак, начнём. А поможет в нашем разговоре вот этот журнал - навигатор.

  Страница первая – «Откуда есть – пошло … наше село»

Учитель: «Откуда есть – пошла русская земля…» - так начинается летопись нашей страны. Примерно так мы хотели бы и хотели начать и наш рассказ о своём селе.

1 ученик : Наше село появилось в  конце 18 – начале 19 веков.

На том месте, где сейчас расположено село, был лиственный лес. Первым здесь обосновался на западной стороне села крестьянин, сбежавший от своего хозяина. Фамилия его была Киселёв. Он вырубил небольшой участок леса и построил себе дом. К нему стали приходить и другие крепостные, которые убегали от своих помещиков. Так образовалось село, которое в честь первого поселенца Киселёва и получило своё назва-

ние – Киселёвка.

2 ученик:  В первой половине 19 века в документах уже упоминается село Киселёвка  Новооскольского уезда – в пятнадцати верстах от уездного города, в семидесяти – от железнодорожной станции, в семи от школы

 Десятая перепись (ревизия)   записала  в селе «472  души мужеского пола»

3 ученик: По документам переписи 1885 года в Киселёвке – 176 дворов (169 изб), 1092 жителя, грамотных – 25 мужчин. 57 киселёвских крестьян занимались местными промыслами, 56 – отхожими. В селе было в ту пору 3 десятка пасечников, четыре «промышленных заведения» и кабак…

Позднее появились сведения о церкви, построенной на общинные деньги.

4 ученик: В 1928  году Киселёвка вошла во вновь образованный Велико – Михайловский район, стало центром собственного сельсовета с одним единственным населённым пунктом.

В 1932 году в Киселёвке было 2304 жителя. В 1979 году -  667 жителей, в 1989 году - 440 жителей, в 1999 году – 336, в данное время здесь проживает порядка  436 человек.

Учитель: Спасибо ребятам за интересные сведения. Переходим ко второй странице журнала.

Страница вторая: « Быт нашего села»

Учитель: Сейчас в наш быт уверенно вошел водопровод, свет, газ, а значит и новые предметы, облегчающие быт. Они вошли в каждый дом. Сейчас я посмотрю, права ли я . я буду называть предметы быта, а вы ,у кого такие есть, поднимать руки.: утюги, телевизоры, магнитофоны, пылесосы и холодильники, стиральные машины – автоматы, телефоны и  компьютеры. Я права. Даже автомобили есть чуть ли не в каждом доме. Мы можем приобрести любую одежду,  купить любой продукт в магазине. И трудно представить что совсем немного времени назад всё было по – иному.

Посмотрите, как  жили люди, в начале 19 века. Что вы можете объяснить?

 

Просмотр слайдов (мелют муку,  боронят на лошади, едут на лошади, доят коров)

Учитель: Потом появились первые машины.

Просмотр слайдов с пояснениями учителя.

Учитель: В домашнем быту  использовались долгое время старинные предметы быта. А теперь проверим, как вы знаете слова, обозначающие эти предметы быта. Здесь собраны предметы старины. Давайте вспомним названия некоторых, причём так, как называли их у нас в деревне. Демонстрация таблицы с названиями

коромысло

лапти

рубель

скало

рогач

пряха

кувшин

серп

На карточках я написала их названия так, как называли их жители нашего села. Я приглашу по очереди желающих, они возьмут карточку – название и попробуют найти то, о чём идёт речь и объяснить назначение предмета

Вызываются всего 3 человека. Берут карточки, показывают предметы

Страница третья « Как трудились наши предки»

Учитель: Ранее о человеке судили не по его виду, а по тому, как он трудится. Лень, неумение порицалась и высмеивалась.

Дети инсценируют потешки.

-Тит, иди молотить?

- Не могу.

- Чего это?

- Живот болит.

- Ну отдохни.

- Тит, иди кашу есть.

- Бегу, бегу. Где моя большая ложка?

 - Акуля, что ж ты шьёшь неоттуля?

- А я, матушка, всё равно пороть буду.

Учитель: А чем же занимались в нашем селе?

Ответы детей.

Учитель: Послушайте народную песню и скажите, о каком занятии здесь говорится?

        Исполнение народной песни «Я на камушке сижу»

Я на камушке сижу,

Я топор в руках держу.

    Ай ли, ай люли,

    Я топор в руках держу.

Я топор в руках держу,

Вот я колышки тешу.

     Ай ли, ай люли

     Вот я колышки тешу.

Вот я колышки тешу

Изгород я горожу.

Изгород я горожу

Я капусту сажу.

Я капусту сажу

Да всё беленькую

Два всё беленькую

Да кочаненькую

У кого нету капусты

Прошу к нам в огород.

Прошу к нам в огород

На девичий хоровод.

Учитель: О каком же роде занятий говорилось? (Ответы детей)

Учитель: Первыми культурными   растениями были хлебные злаки, репа.

А что ещё выращивают у нас в деревне? Проверим, как вы знаете  названия растений, выращиваемых у нас?

Дети по очереди называют растения.

Учитель: А теперь проверим, как вы умеете их записывать. На карточках уже даны названия некоторых растений. Ваша задача правильно вставить пропущенные буквы. Вызываем 2 желающих.

Пш…ница

Г…рох

…чмень

К…ртоф…ль

…гурцы

К…пуста

П…мидоры

Учитель: Пока ребята работают, предлагаю вам тоже отгадать загадки об овощах.

Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

Сидит дед

В сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает

Вы молодцы. А теперь посмотрим, что получилось у ребят.

И ребята справились с работой хорошо.

Учитель: Но помимо выращивания растений в нашем селе занимались многими ремёслами, ведь земля русская всегда славилась своими мастерами.

Демонстрация выставки  предметов народных промыслов: вышивка, вязание, тканые дорожки,холсты,  лозоплетение.

Учитель: У нас собраны предметы народных промыслов: вышивка, ткачество разных видов, лозоплетение, плетение лаптей.

Учитель: А о каком ремесле сейчас пойдёт речь, вы узнаете, отгадав загадку:

Две весёлые сестрицы-

На все руки мастерицы:

Сделают из ниточки

Носки и рукавичечки. (Спицы)

Да, в нашем селе много вязали. Посиделки на Руси, которые начинались с Покрова, немыслимы без этого ремесла. Вязали те, кто помоложе, обеспечивая всю семью носками, чулками, рукавицами, шарфами.  Главное орудие труда вязальщиц – спицы.

А откуда брали нить для вязания – пряжу мы вспомним, посмотрев сказку «Клубок»

    Сказка «Клубок»

Ведущий: Неведомо в какой стране, в каком году жили – были старик со старухой. Жили они хорошо, весело. И всё бы добро, да выдалась в тот год зима холодная.

Дед: Слышь, старая, холодно в избе – то. Хоть бы носки связала, что ли.

Баба: Да с чего ж свяжу, старый, пряжи нету.

Дед: А ты в хлев сходи,да поищи. Может на какой овце шерсти – то осталось.

Ведущий:Пошла баба в хлев, настригла немного шерсти, намыла, счесала, спряла, да ссучила, клубок положила на окно , а сама пошла за спицами.(Голос из – за кулис)

Баба: Дед помоги мне спицы найти! (Дед уходит)

Ведущий:

Клубок лежал – лежал на окне, скучно ему стало, открыл он окно, да и скатился на улицу.Катится и поёт:

Клубок:

Я клубок,клубок

С овцы стрижен,

На ческе чёсан,

На прялке пряден,

Потом ссучен

Я от бабушки ушёл,

Я от дедушки ушёл . . .

Ведущий: А навстречу ему заяц. Лапки потирает, уши от мороза прячет.

Заяц: Клубок , клубок, я из тебя носки свяжу!

Клубок: Не трогай меня , заяц, я тебе песенку спою!

Я клубок, клубок,

С овцы стрижен,

На ческе чёсан,

На прялке пряден,

Потом ссучен

Я от бабушки ушёл,

Я от дедушки ушёл . . .

И от тебя, косой, уйду.

Ведущий: И не успел заяц ухом повести, а клубок дальше покатился. Навстречу волк. Дрожит весь. Даже хвост от мороза поджал.

Волк: Клубок, клубок, я из тебя носки свяжу.

Клубок: Не трогай меня , волк, я тебе песенку спою!

Я клубок, клубок,

С овцы стрижен,

На ческе чёсан,

На прялке пряден,

Потом ссучен

Я от бабушки ушёл,

Я от дедушки ушёл . .

Я от зайца ушёл,

И от тебя, волк, уйду.

Ведущий: И покатился клубок дальше. Катится клубок, а навстречу ему медведь. Холодно косолапому в берлоге, вот он и вылез ноги размять

Медведь: Клубок, клубок, я из тебя носки свяжу.

Клубок: Не трогай меня , медведь, я тебе песенку спою!

Я клубок, клубок,

С овцы стрижен,

На ческе чёсан,

На прялке пряден,

Потом ссучен

Я от бабушки ушёл,

Я от дедушки ушёл . .

Я от зайца ушёл,

И от волка ушёл,

И от тебя, медведь, уйду.

Ведущий: Покатился клубок дальше, а медведь поковылял к себе в берлогу. Катится клубок, а навстречу ему лиса. Вся закоченела, только глаза хитро светятся.

Лиса:

Ой, клубочек, миленький, хорошенький, пушистенький. Подожди, я из тебя носочки свяжу.

Клубок: Не трогай меня , лиса, я тебе песенку спою!

Я клубок, клубок,

С овцы стрижен,

На ческе чёсан,

На прялке пряден,

Потом ссучен

Я от бабушки ушёл,

Я от дедушки ушёл . .

Я от зайца ушёл,

И от волка ушёл,

И от  медведя ушёл,

И от тебя, лиса, уйду.

Лиса: Глуховата я стала, милый, видно от мороза уши заложило. Сядь ко мне на лапу и спой свою песенку ещё раз. Уж больно твоя песенка хороша

Ведущий: клубок – то сел на лапу, а лиса его – цап и в нору унесла. А что дальше было – никто не знает. Может носки связала, а может и не смогла. Дело – то мудрёное, науки требует. С первого разу может и не получиться.

 Учитель: Вы услышали, как получается клубок.

А сейчас мы увидим, как рождается ниточка из настриженной и  расчёсанной шерсти – волны. Продемонстрирует это нам жительница нашего села…Голубина Раиса Антоновна, бабушка нашей Маши Солдатенко.………………..

 

Демонстрация работы прялки

Учитель: Поблагодарим ……..        и перейдём к новой странице.

Страница  четвёртая «В избах жили, в хатах жили, но нисколько не тужили»

Учитель: Прослушайте аудиозапись. О чём рассказывает жительница нашего села?

 (Жили бедно. Вода была далеко. Носили её из колодезя на коромыслях. Пока донесёшь, плечи заломит. А в хатах холодно. Топили чаще соломой, а то осокой – негорюкой. Но жили весело. Как праздник, понарядимся да на выгон. А там и песни, и танцы : кто под гармошку, а кто и так. А сейчас телевизор и поёт и пляшет…)

Как же отдыхали наши односельчане?

Учитель: В праздник надевали лучшие наряды, которые заботливо украшались и хранились как самое дорогое, передаваясь по наследству от матери к дочери. Так они дошли до наших дней. Многим из представленных сегодня уже не одна сотня лет.

А теперь послушайте весёлую плясовую народную песню «Я на горку шла»

Исполнение песни «Я на горку шла»

Страница пятая «Люди нашего села»

Учитель: Село наше может славиться не только своей историей, ремёслами, но и людьми. Они всегда были там, где вершилась история. Они жили, трудились, а когда приходила беда, защищали свою Родину.

360 человек ушли на фронт в Великую Отечественную  войну. 180 навсегда остались на поле битвы.

Но и те, кто остался дома, хлебнули военного лиха полной мерой.

Здесь мы представили некоторые материалы, собранные нами о том времени.

                        Выставка  сочинений.

Славно трудились наши люди и в мирное время.

                        Представление материалов выставки

( Шубина Мария Захаровна

Всю жизнь она посвятила она  тому, чтобы кормить людей вкусным и целебным молоком. Она работала и после пенсии. За время работы неоднократно была в числе лучших доярок.

 Прохоров А. М.  – знатный комбайнёр нашего села, имеющий высокие правительственные награды.

Наши земляки работают в самых разных сферах .Это  учителя, врачи, медсёстры, агрономы, ветврачи, бухгалтеры, продавцы, специалисты строительных профессий, и. конечно,  сельского хозяйства. О некоторых мы рассказали, подготовив   небольшую выставку.

Змеёва Н. Ф.  – 25 лет работает на фабрике «Приосколье»

Милацкая Н. И. –  начальник операционного отдела Новооскольского отделения Сбербанка России.

Подорванов В. Я. –  окончив Белгородский технологический институт стройматериалов, работал главным инженером областного управления местной строительной промышленности. С 1991 – генеральный директор российско – итальянского предприятия «Интерарм». Руководил региональным отделением  Партии самоуправления трудящихся.)

В Киселёвке жил и учился Игин Валерий Михайлович – журналист, поэт, член Союза писателей, автор пяти поэтических сборников.

В своих стихах он с теплотой вспоминает своё село.

Дети читают стихи поэта   

                  ***  

Хрусталём дождя вернулось счастье,

Вспомнились: дорога под горой,

И речушка, где купался часто

Я под ивой с шумной детворой.

И пускай та речка обмелела,

Обвалились круто берега,

Я хочу, чтоб в памяти звенела

Хрусталём дождя о ней строка.

                 

                 ***

  Утро рвёт завесу дыма.

В окнах плещется заря.

Рыжий месяц – ломтик дыни –

Тонет в небе сентября.

На окошке кот сонливый

Смотрит, щурясь, сквозь стекло.

Треугольник журавлиный

Ветром к югу унесло.

Во дворе своём хлопочет

Мама с раннего ранья.

От кормушки гонит кочет

Озорного  воробья.

Где? Когда всё это было?

Память, вновь мне подари

Заревые те рассветы,

Золотые сентябри…

Страница шестая «Тебе, село моё родное»

Учитель: И мы любим своё село и постарались это показать в своих рисунках.

Дети дают пояснения к своим рисункам.

Мы пишем о нём в своих сочинениях, которые представили на выставке.

И даже воспеваем в своих первых стихах (Читает Ибрагимова Диана)

А закончить наше путешествие по нашему селу мы хотим частушками, посвящёнными нашему селу, ведь какой русский праздник без частушки.

Частушки

Мы весёлые подружки

В Киселёвке мы живём.

Вы послушайте, сейчас мы

Вам частушки пропоём.

Хорошо мы здесь живём

Песни петь не устаём.

Здесь мы учимся, растём,

Замечательно живём.

Каждый скажет вам,

Что школа

Здесь построена не зря.

Учат нас всему на свете

Школьные учителя.

Вы спросите хоть кого,

Каждый вам ответит

На селе ведь даже солнце

И то ярче светит.

Очень любим праздники

Любим веселиться.

После праздников таких

Хочется учиться

Пусть живёт деревня наша

Много, много сотен лет

Лучше нашей Киселёвки

Места в целом мире нет.

Учитель: Мы закончили свой рассказ. Наш журнал закрывает свою последнюю страницу. Но мы будем стараться продолжить наш рассказ, собрав для него новый материал.

А подготовили наш журнал ученики 3 и 1 классов Киселёвской школы.

Дети называют свои имена. Под мелодию уходят со сцены


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Тела, вещества, частицы"

Сценарий урока занял первое место на окружном конкурсе "Сделай свой урок интересным"...

Методическая разработка урока-игры по русскому языку в 4 классе "Правописание глаголов с частицей не"

Тема урока: «Правописание глаголов с частицей не» Цели урока:Развивать умение правильно употреблять и писать частицу не с глаголами. Ход урока:...

Разработка урока русского языка «Правописание частицы НЕ с глаголами», 3 класс

Комбинированный урок в 3 классе в УМК "2100" ознакомление учащихся, с помощью средств мультимедиа,  с правилом правописания частицы не с глаголами; ознакомление с глаголами-исключениями. На занят...

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»  Пояснительная запискаДанный урок относит...

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме урока «Употребление и правописание частицы не с глаголами».

На уроке дети знакомятся с новой частью речи - частицей и учатся правильно (раздельно) её писать с глаголами....

Разработка урока по окружающему миру "Тела, вещества, частицы".

Разработка урока по окружающему миру "Тела, вещества, частицы"....