Внеклассное занятие " Моя семья"
классный час на тему

Емельянова Анна Александровна

Внеклассное занятие содержит конспект и презентацию. Занятие посвящено теме" Моя семья". Я подготовила и провела его на открытом областном мероприятии, которое проходило в нашей школе на тему" Духовно - нравственное развитие". В конспекте материал для начальных классов. Все о ценности семьи:православные  обычаи, традиции, устои. Затронута тема о роли отца в, как главы семьи. Уделила внимание групповой работе, работе в парах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

Направление внеурочной деятельности:

Духовно-нравственное

Тема:

Моя семья

Класс:

2 и 4 классы

Цель:

Цель: углублять представления учащихся   о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких.

Задачи:

- раскрывать значение понятия «семейные традиции» на примере трудолюбия, гостеприимства, заботы к близким, проведения праздников и организации совместного отдыха;

- развивать навыки ответственного поведения в семье; интерес к истории своей семьи, семейным традициям и традициям класса.

- показать необходимость уважительного отношения к родным и близким;

- создавать благоприятную среду для осознания учащимися уникальности, неповторимости каждой семьи; нашего класса.

- воспитывать чувство сплочённости учащихся и их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к истории семьи; класса.

Планируемые результаты:

Предметные

Знать:

-  степень родства в семье.

 Уметь:

- рассказывать о важнейших событиях истории семьи;

- работать с литературой и различными источниками, находить и анализировать информацию.

Личностные  УУД:

Формирование:

- личностной мотивации и познавательной деятельности учащихся;

- позитивного отношения к себе, к членам своей семьи.

Метапредметные  

Регулятивные:

- уметь определять и формулировать цель на занятии с помощью учителя;

- следовать режиму организации учебной деятельности;

- уметь контролировать и оценивать свою деятельность;

- развивать  способности к осуществлению волевой саморегуляции.

Коммуникативные:

- планировать учебное сотрудничество с партнером;

- взаимодействовать в  паре;

- оформлять свои мысли в устной речи; делать выводы;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные:

-  выделять и формулировать  познавательную цель;

- осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной  форме;

- находить и выделять необходимую информацию;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию,   полученную от учителя;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

- анализировать объекты с целью выделения признаков.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска, словарь С.И.Ожегова, лучики солнышка,

 I.Организационный момент.

- Если вы научитесь улыбаться красоте,  добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир - это большое волшебное зеркало. А сейчас посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.

II. Определение темы занятия.   Постановка цели.

Тему  нашего классного часа вы угадаете, расшифровав ребус.

Ребус

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» —

Что получится?    (Семья)

- Ребята, кто может объяснить значение  слова «семья».

- Кто затрудняется?

- Поставьте себе цель на это занятие.

Как узнать лексическое значение слова « СЕМЬЯ»?

(Определение из словаря Ушинского)

Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и  ближних родственников,  живущих вместе.

Да, сегодня мы поговорим о самом дорогом, что есть у человека — о семье.

III. Изучение нового материала.

Попробуйте произнести слово «семья» вот так: «Семь — я».

-  Как вы думаете, что это значит?

На самом деле, приглядитесь повнимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает мамину, походка — папину, цвет глаз такой же, как и у бабушки, овал лица и родинка — как у дедушки. Конечно вы похожи на своих братьев и сестер. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.

-  Кто у вас самые родные и близкие люди?

- Отгадайте  кроссворд «Моя семья»

. http://festival.1september.ru/articles/518815/img1.gif

По вертикали:

1)

Кто вас, детки, сильно любит? 
Кто вас нежно так голубит,
Не смыкая ночью глаз
Все заботится о вас?

2)

Улыбаюсь я как мама,
Так же хмурюсь я упрямо,
У меня такой же нос
И такой же цвет волос. 
(Дочь)

По горизонтали:

3, 4)

В семье мы – мастера.
Всяких дел у нас гора!
Взяли в руки молотки
Ремонтируем замки.

- О ком идет речь? (Папа, сын)

5) Самый старший мужчина в большой семье. (Дедушка)

Недавно вы нарисовали рисунки с родителями на тему  « Моя семья».  Расскажите о своей семье. Кто чем занимается?.

( Рассказ о своей семье по рисунку)

Семья это главное в жизни человека. Это самые близкие и родные люди, без которых не может быть нас. Это те, кто нас любит и о нас заботится. Какая самая главная забота у ваших родителей?

 Теперь у родителей  главная забота, чтобы дети выросли хорошими людьми. Они не жалеют для этого ни сил, ни времени. У каждого  в семье  есть  свои   обязанности. Их  выполняют без  напоминания. Самые сложные обязанности лежат  на родителях.  

Работа в группах( по 4 чел.)

- Вам предстоит распределить обязанности среди членов семьи и ознакомить нас.

Обязанности детей

Обязанности родителей

Словосочетания (заранее заготовлены): мыть посуду,  мыть полы,  мыть обувь,  вытирать пыль,  стирать, готовить завтрак, готовить обед, готовить ужин, готовить в выходные дни, ухаживать за домашними животными, пылесосить в доме, поливать комнатные растения, заниматься с младшими детьми, выносить мусор, ходить в магазин, прибить что-нибудь, чинить одежду.

I V. Физкультминутка

Как у бабушки Наташи»

- Как у бабушки Наташи (держать за концы воображаемый платочек, надетый на голову).

- Ели вкусную мы кашу! (соединить ладони перед собой – сделать тарелку, показывать ее всем стоящим слева и справа)

- Каша пшенная, с дымком (над раскрытой ладонью левой руки – «тарелки» указательным пальцем правой руки рисовать дымок).

- С хлебом (правая рука перед грудью, локоть в сторону, внутренняя сторона ладони вниз – «ломоть хлеба»).

- С маслом! (левую ладонь положить на правую сверху – «слой масла»).

- С молоком! (соединить запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы – «кружка»).

- Взяли мы большие ложки. (сжать кулаки, большие пальцы подняты вверх).

- Съели все до самой крошки! (попеременно то правой, то левой «ложкой» есть «кашу», поднося «ложки» ко рту).

- Вот какая каша! (большой палец вверх и показать во все стороны)).

- У бабушки Наташи!

Пословицы

- Издавна о семье сложено множество пословиц. Доскажите  пословицу. Объясните как их понимайте.

- Дерево держится корнями, а (человек семьей!)

- У кого есть бабушка и дед, тот( не знает бед.)

- В дружной семье и в( холод тепло.)

- Когда семья вместе, так (и душа на месте)

- Семья в куче – (не страшна туча)

- Не нужен клад, когда (в семье лад)

- В гостях хорошо, … (а дома лучше).

Игра «Дом моей мечты»( работа в группах)

- С чего начинается семья? С понимания, доброты, прощения, но главное с заботы друг о друге. В хорошей семье – теплый, гостеприимный, уютный дом. Он дает человеку не только кров и крышу, но и   хранит душевное тепло, является источником радости. А это зависит   и от того, чем и как живет семья. Сегодня каждый может построить дом своей мечты. Пусть вы превратитесь в строительную бригаду. Предлагаю каждой команде набор кирпичей. (Раздаю конверты с “кирпичиками”). Сумейте договориться, из каких кирпичей вы построите дом. На кирпичах у вас уже написаны слова ЗДОРОВЬЕ, ЛЮБОВЬ, ПОНИМАНИЕ, УЛЫБКА, ДОБРОТА,  УЮТ, ЗАБОТА, УВАЖЕНИЕ, КАПРИЗЫ,ЗЛО,  . Вы должны только выбрать. Придумайте, какие кирпичи возьмете для строительства своего чудесного дома...

III. Заключительная часть

Обратите внимание, ребята, какое получились у нас дома. Я надеюсь, что  ваш дом построен из таких же кирпичиков.

Если ваш дом построен из ЗДОРОВЬЕ, ЛЮБОВЬ, ПОНИМАНИЕ, УЛЫБКА, ДОБРОТА,  УЮТ, ЗАБОТА, УВАЖЕНИЕ, то что живет в вашем доме? Назовите это одним словом? (СЧАСТЬЕ)

- Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на занятии.

- Какой была тема занятия?

Доскажи предложение:

Семья для меня – это…

Мама и папа для меня самые …

Родным я хочу пожелать…

Используется рефлексивный прием «Солнышко»: на доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов, которые нужно прикрепить к солнышку (желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации).

Семья – это то, что мы делим на всех.
Всем понемножку: и радость, и смех.
Взлет и падение. Радость, печаль,
Дружбу и ссоры. Молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года.
Но стены родные. Отчий твой дом,
Сердце навеки останется в нем.

Дорогие гости, мы надеемся, что ваш дом построен из таких же кирпичиков счастья!



РЕЗЕРВ :

А) «Устами младенца»

– В семье это самое дорогое, ее берегут, передают из поколения в поколение. (Семейная реликвия)
– Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей на Земле.
(Мама)
– Место, где мы бываем все вместе.
(Дом)
– Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его все равно любят.
(Ребенок)
– Она вяжет всем носки и печет самые замечательные пирожки и булочки.
(Бабушка)
– В них играют все дети.
(Игрушки)
– Это не человек, но его любят все члены семьи.
(Домашнее животное)


ПАМЯТКА «Помоги сберечь семью!»

• Настоящий сын бережет покой родителей. 
• Настоящая дочь заботится о благе своей семьи.
• Нельзя бездельничать, когда родители трудятся.
• Не вступай в пререкания с взрослыми.
• Не выражай недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи.
• Не допускай, чтобы родители отдавали тебе все то, в чем они сами нуждаются.
• Старайся не делать того, что осуждают старшие, - ни на глазах у них, ни где-то в стороне.
• Не собирайся в дорогу, не предупредив старших.
• Нельзя оставлять родного человека в одиночестве, особенно если у него нет никого, кроме тебя.

Сценка о бабушке и внуке – отрывок из рассказа Осеевой «Бабка»

Входят Борька с товарищем. Их в прихожей встречает бабушка.

Борька. Идём, идём! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.

Бабка (одёргивает кофту и поправив платок, тихо). Обидеть, что ударить, приласкать – надо слово искать…

Уходит.

Товарищ. А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная.

Борька. Как это – главная?

Товарищ. Она старенькая, всех вырастила. Её нельзя обижать. А что же ты со своей так? Смотри, отец взгреет!

Борька. Не взгреет. Он сам с ней не здоровается!

Товарищ (покачивая головой). Чудно! Теперь старых все уважают.

Борька (покраснев). Да мы свою бабку не обижаем. Она у нас сыта и здорова.

Борька прощается с товарищем, но задерживает его у дверей.

Борька. Бабка, иди сюда!

Бабка. Иду – иду!

Борька (товарищу). Вот попрощайся с моей бабушкой

Два брата дома одни, рисуют.

Старший. Дай – ка сюда красный карандаш1

Младший. Отдай, я же им рисую!

Старший. Тебе всё равно, чем калякать, а я картину рисую!

Младший. Ну ладно, возьми! А покажешь картину?

Старший. Отстань, мелюзга, не мешай.

Обсуждение увиденного.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие "Моя семья" по рассказу современного писателя Сергея Махотина "Про Мишу и словарь Ожегова"

Внеклассное занятие представлено в форме деловой игры для учащихся 8-10 лет....

Внеклассное занятие "Новые семь чудес света"

Мы уже привыкли к  списку Семи чудес света, узаконенному энциклопедиями. А вот 7 июля 2007 года на стадоне “ Да Луш” в Лиссабоне финишировал грандиозный проект швейцарского бизнесмена Бернарда Ве...

Внеклассное занятие "Моя семья". 2 класс.

Внеклассное занятие для 2 класса на тему "Моя семья"....

Презентация внеклассного занятия «Вся семья вместе, так и душа на месте»

Целью внеклассного занятия•         Расширить представления о семье,  семейных  традициях,  о важности и роли семьи в жизни человека;•...

Внеклассное занятие "Моя семья - мое богатство"

Цели:Расширить представления о семье,  семейных  традициях,  о      важности и роли семьи в жизни человека;Воздействовать на эмоциональные чувства .Способствова...

Внеклассное занятие "Моя семья - моя радость"

Цели: - воспитывать бережное отношение друг к другу, к членам семьи;           - формировать у детей понимание сущности основных социальных...

Внеклассное занятие «Бюджет семьи»

Цель: показать ценность семейных отношений; повысить культуры бытаЗадачи:1.Познакомить с понятием «бюджет». 2.Формирование здорового образа жизни у учащихся.3.Воспитывать уважительное...