Культура быть родителем
материал на тему

 Иванова Любовь Александровна

Лекция для родительского собрания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_byt_roditelem.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

КУЛЬТУРА БЫТЬ РОДИТЕЛЕМ

(РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ)

Роль семьи исключительна. Как в воспроизведении национальной культуры, так и в формировании культурного облика каждого отдельного человека. Феномен родительской культуры — это не только зеркало самобытности народа, его ценностей и традиций, но также и отражение будущего этого народа.

Содержание культуры сложно и многообразно. Это может быть и «художественная культура», и «культура общения», и «политическая культура», и «культура национальных отношений», и «педагогическая культура». Гораздо реже встречаются представления о таком древнейшем и мощном культурном пласте как родительство. Культура родительства относится к тем явлениям жизни, которые влияют на самые различные и широкие ее пласты и затрагивают буквально каждого человека. Родительская культура — одна из ведущих предпосылок полноценного воспитания детей, имеющая значение не только для отдельной семьи, но и для страны в целом.

Падение престижа материнства и отцовства, угасание родительской инициативы, кардинальное изменение демографического поведения не могут не вызывать серьезной обеспокоенности.

Для думающих и ищущих родителей попробуем дать краткую характеристику особенностям представлений о культуре родительства в программах разных объединений. Мы сосредоточим внимание на всем им общих положениях и на принципиальных мировоззренческих различиях.

Общими, объединяющими элементами для всех родительских коллективов являются признание важности и необходимости супружества, рождения и воспитания детей, уважение многодетности, творческая самореализация в родительской деятельности, высокий престиж материнства и отцовства. Во всех родительских объединениях занимаются проблемами оздоровления, досуга, домашнего воспитания и обучения, осваивают материнский фольклор и народные традиции, рассматривают проблемные ситуации и способы их преодоления.

Традиционно в культурной практике различных народов женщина, вступающая на путь материнства, нуждалась в том, чтобы другая женщина, старшая и более опытная, ввела бы ее в новую роль, посвящая в тайны материнского поведения. И сегодня, когда женщина не может получить такого сопровождения от собственной матери в силу утраты традиций и практики семейного воспитания, она по-прежнему нуждается в обучении и наставничестве.

Рассмотрим разные идеологические ориентиры в семье с мировоззренческих позиций: мир Запада с запросами постиндустриального общества, мистический мир Востока и мир самобытной российской культуры, ее традиции.

На западе  делается ставка на интеллектуализм. Разум, насыщенный знаниями, выступает здесь своеобразным культурным образцом, необходимым для выживания и социальной устроенности в информационном обществе высоких технологий.

Идеологами и вдохновителями культурно-педагогической среды здесь выступают популярные в США и Европе врачи, психологи, педагоги и их инициативные последователи. Их темы — «Как дать ребенку энциклопедические знания», «Как обучить ребенка математике», «Как научить ребенка читать» (названия бестселлеров американского врача Глена Домана). Их лозунги — «Л е г ч е научить читать годовалого младенца, чем шестилетнего, л е г ч е научить его математике, а также дать энциклопедические сведения, чем шестилетнему ребенку». Адресатами этой стратегии являются дети периода младшего дошкольного возраста, т.е. до 3-х лет.

Вера в особые возможности мозга и необходимость их развития с младенчества определяет доминирующий способ общения между матерью и малышом. Основные усилия родителей сосредотачиваются на интеллектуальном штурме. Домашнюю среду отличает обилие всевозможных таблиц, схем, развивающих игрушек, в которые, к слову сказать, сами взрослые играют едва ли не с большим увлечением. Различные карточки «...разбросаны в доме то тут, то там и связаны с теми вещами, которые они обозначают: слово «кресло» оказывается на кресле, слово «шкаф» прикреплено к шкафу, когда Галя пьёт, я держу перед её глазами карточку со словом «чашка...» — так пишет об этом автор популярного среди родителей практического руководства по раннему развитию француженка Сесиль Лупан.

Для родительских ожиданий характерна высокая ставка на личный успех, понимаемый как достижение материального благополучия и определенного общественного положения.

На востоке основным направлением является философия ряда эзотерических учений. Формально эзотерические учения строятся на принципе приоритета духовного начала в становлении человека, что во многом объясняет тяготение к ним родителей, неравнодушных к поиску истины, испытывающих духовный голод. Эти учения привлекают тех из них, кто ищет не схем и методик, но возможностей «духовного совершенствования» самих себя и своих детей.

Культурный образец для них — это человек с развитой интуицией, паранормальными способностями, способный к неуклонному духовному самосовершенствованию, гармонично вписывающийся в окружающую среду: человек Нового века, человек «шестой расы», человек-дельфин. «Новый» человек должен стать сверхчеловеком во всем могуществе оккультно-магических способностей.

Вера в нереализованные, резервные или утраченные возможности человеческого мозга и естества обусловила привитие этих идей в пространстве родительской культуры. Это вылилось в популяризацию всевозможных нетрадиционных оздоровительных практик, водных родов и систем специальных занятий с младенцами (усиленные аква-тренировки, сопряженные с дыхательными практиками, «бэби-йога» и пр.) Беременные обливаются ледяной водой, папы с младенцами ныряют в проруби, бродят босиком по снегу, голодают, очищая организм.

Примечательно, что адресатами сугубых родительских усилий в этой парадигме стали именно младенцы, причем начиная с внутриутробного состояния, которому придается особое значение. «Воспитание до рождения», «мягкое рождение», «снижение психологической травмы рождения», «воссоединение с матерью после родов» — эти темы отражают соединение понятий психологии перинатального периода с мистическими настроениями. Между тем, они становятся ключевыми в ходе радикального поворота от пассивной роли родителей в вопросах вынашивания и рождения малыша — к ответственной и активной. Опьянение эзотерикой иногда со временем проходит, а дети, перерастая младенческое состояние, ставят перед родителями новые задачи.

В культурную жизнь страны возвращаются традиционные представления о духовности и религиозности, движение «сознательного родительства» освобождается от оккультных влияний, оставаясь для множества людей начальной школой материнства и отцовства. Впрочем, в новоем тысячелетии эзотерические взгляды на рождение и воспитание человека, на будущее цивилизации, как кажется, останутся еще в целом ряде родительских сообществ по всей стране.

Россия. Определяющими в понимании традиционности здесь выступают не внешний уклад жизни и механическое копирование старых форм, но передача ценностей русской культуры миру детства.

Традиция как система передачи и наследования духовных приоритетов, нравственных идеалов, норм поведения организует пространство родительской культуры с позиций этого подхода. Понимание человека может быть выражено формулой Ивана Ильина: «Человек определяется тем, что он любит и как он любит...». Культурным образцом здесь выступает совестливая, цельная духовная личность; духовный идеал — подвижничество, святость.

В культурно-педагогической практике семьи образование идет рука об руку с воспитанием. Колыбельная песня и другие жанры материнского фольклора, народная игра и сказка, элементы художественных промыслов и рукоделия, годовой строй календарных праздников оказываются востребованными как проверенные временем средства, с которых начинается открытие перед ребенком культуры своей Родины — поэтики ее языка, высоты идеалов. В русле данного направления отсутствует ограничение возрастной адресности: родительское попечение равно сопровождает все периоды  взросления ребенка.

Ведущий принцип формирования культурной среды дома — избирательность, фильтрация влияний внешней среды. Причем, этот принцип может распространяться не только на массовую культуру, но и на фольклорные тексты. Совместное чтение, семейный просмотр и обсуждение кинофильмов, собирание библиотек и видеотек, музеи, концерты, театры, экскурсии, путешествия и паломнические поездки — могут быть названы, как приметы семейного досуга и общения. В видеотеках, кстати, непременно обнаружатся мультфильмы советского периода, шедевры советского (реже — постсоветского) и мирового кино.

В качестве влиятельных авторитетов и вдохновителей преимущественно могут выступать святоотеческие образы, опыт народной педагогики, русские философы и деятели культуры XX века, отечественные педагоги. Обратившись к отечественной философской мысли нетрудно заметить, что тенденция к интеллектуализации детства наметилась ещё в опытах начала XX века, что сразу же вызвало обеспокоенность и горячий отклик выдающихся философов, психологов, педагогов. Достаточно вспомнить Василия Зеньковского, который, поднимая проблему «педагогического интеллектуализма», назвал основной задачей воспитания «охрану и развитие творческих сил в нас, творческой основы души». Но при этом не связывал источник этой силы с интеллектом, с приобретением знаний: «Творческие недра души...связаны именно с эмоциональной сферой, откуда и излучается творческая энергия, согревающая и одушевляющая работу ума и нашу активность».

Иван Ильин выводит проблему стратегии образования из педагогической в культурную плоскость и характеризует состояние общества как «бессердечная культура»: «Человечество творит свою культуру неверным внутренним актом, из состава которого исключены: сердце, совесть и вера, а сила созерцания сведена к подчиненному, почти подавленному состоянию...» Он видит ведущую задачу воспитания «...не в наполнении памяти и не в образовании „интеллекта“, а в зажигании сердца. Обогащенная память и подвижная мысль — при мертвом и слепом сердце — создает ловкого, но черствого человека. Вот почему образование без воспитания есть дело ложное и опасное...»

Я хочу привести результаты анкетирования, которое было проведено в преддверии нашего собрания (к сожалению, почти 35%  родителей, приглашенных к участию в анкетировании, по каким-то причинам не сдала анкеты)

В анкетировании приняло участие 59 человек (родители уч-ся 1-4 классов)

  1. Как много свободного времени вы проводите с детьми в неделю?

16 часов – 4

Все время- 14

Вечера – 31

Мало –   3

Нет времени – 5

  1. Активный или пассивный отдых вы предпочитаете? Активный - 45, пассивный – 14
  2. Есть ли традиции в вашей семье?

Нет – 11

Спорт, поездки, путешествия – 11

Праздники – 25

Прогулки – 4

Встречи с родными, друзьями - 1

Ходим за родниковой водой – 1

  1. Какие жизненные ценности вы хотели бы воспитать в своем ребёнке?

Материальные – 2

Культурные и ЗОЖ – 15

Любовь к Родине – 2

Доброта, честность – 1

Хороший человек - 6

Все (матер., культ., духовные, стремление к активному образу жизни) – 36

ВЫВОДЫ: В 13 семьях родители достаточно уделяют внимания воспитанию своих детей, в 41 семье родители хотели бы больше уделять времени детям, а в 5 семьях нет времени на воспитание детей.

В конце хочется процитировать русскую народную пословицу:

«Что в детстве воспитаешь, на то и в старости обопрешься»

А. А. Крячко, культуролог, педагог

Быть родителями - это великое искусство.

Сначала обретите в себе это качество,

 а потом приглашайте ребенка к рождению.

И тогда у вас будет возможность передать ему свое счастье.

Что в детстве воспитаешь,

на то и в старости обопрёшься.

русская пословица


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наука быть родителями

Этот материал для работы с родителями я нашла на диске классный руководитель. Он мне очень понравился и я его успешно использую в своей работе. Хочу поделиться своей находкой с коллегами....

Искусство быть родителями

Памятка для родителей. Содержит рекомендации В. Леви о наказании детей....

Работа - быть родителем

Материалы, которые, на мой взгляд, могут быть полезны людям, считающим себя РОДИТЕЛЯМИ. ...

Методическая разработка. Внеурочная деятельность. Культура России и родного края по теме:"Национальные костюмы и традиции культуры быта народов России."

В разработке помещён материал о национальных костюмах и традициях культуры быта народов среднего Поволжья....

Беседа с родителями "Наука быть родителями"

Все мы знаем цитату из произведения Л. Н. Толстого «Анна Каренина»: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Фраза, сказанная великим писателем бол...

РАСШИРЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О КУЛЬТУРЕ БЫТА РУССКОГО НАРОДА

Статья о внеурочной проектной деятельности учащихся начальной школы. Участие в проекте  «Литературный багаж», как условие расширения представлений детей младшего школьного в...

РАСШИРЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О КУЛЬТУРЕ БЫТА РУССКОГО НАРОДА

Статья о внеурочной проектной деятельности учащихся начальной школы. Участие в проекте  «Литературный багаж», как условие расширения представлений детей младшего школьного в...