Путешествие по творчеству И.А Бунина: «Осенней свежестью, листвою и плодами благоухает сад…»
план-конспект занятия на тему
занятие - путешествие по курсу внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_puteshestvie_po_tvorchestvu_bunina.docx | 38.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации г. Липецка
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия №1
Путешествие по творчеству И.А Бунина: «Осенней свежестью, листвою и плодами благоухает сад…»
Занятие – путешествие
(по курсу внеурочной деятельности «Валяние»)
Автор: педагог
Кузнецова Юлия Викторовна
Цель: формирование представления об осенней тематике в творчестве И.А. Бунина, через средства декоративно - прикладного и художественного творчества.
Обучающие:
- знакомство с творчеством Бунина.
- приобщить детей к чтению русской художественной прозы.
- продолжить формирование навыков работы с войлоком.
- закрепление навыков работы с материалами и инструментами.
Воспитательные:
- привить навык самостоятельного чтения.
- воспитать навыки работы в коллективе, оказание помощи товарищу.
- создать благоприятную психологическую среду для взаимодействия воспитанников.
Развивающие:
- создать условия для воспитания чувства любви к природе, интереса к поэзии, духовности; совершенствовать умение выражать свои мысли и слушать других.
- развитие творческой деятельности воспитанников в процессе занятия.
- развитие интереса к овладению более сложным декоративно-прикладным работам.
Материально-техническое обеспечение.
Образец поделки, войлок, мыло, шаблоны листьев: дуба, клёна, тополя, осины. Пузырчатая плёнка, мультимедийная установка. Музыкальное сопровождение: музыка из цикла: «Вдохновение»: «Изумительная благодать» (панфлейта, в сопровождении оркестра), «Осенняя песнь» П. И. Чайковского, романс на стихи Бунина «Осень листья тёмной краской метит» в исп. Кане Михаил Азриельевич. Звуки шелеста листвы. Видеоряд осенних картин известных художников: «Дорога. Осень» С. Ю Жуковский, «Золотая осень» И.И Левитан, «Осенний вечер» Н.П. Крымов, «Осень. Девушка у ручья» А.К. Саврасов, «Осень. Рябина и берёзы» И.Э Грабарь, «Осенью. Девушка в лесу» К.А. Коровин, «Сад осенью» С.А. Виноградов. Карта путешествия, рисунок дерева А3, мешочек с картинками с изображением овощей и фруктов, осенние листочки из бумаги.
План открытого занятия.
- Организационный момент 1 мин.
- Тема занятия, цель и задачи 2 мин.
- Основная часть 35 мин.
- Контрольный этап 3 мин
- Рефлексия 4 мин.
Ход занятия
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность воспитанника | Оборудование, реквизит. |
Организационный момент Объявление темы занятия, определение для детей цели и задач. Основной этап. Контрольный этап. Рефлексия. | - Здравствуй - не просто слово, Ребята, я знаю, что все вы, конечно, любите путешествовать. Ведь это так увлекательно приезжать в другие города, знакомиться с новыми людьми, узнавать, как прекрасна наша природа. И сегодня наше путешествие по осеннему саду мы совершим с великим писателем и поэтом, лауреатом нобелевской премии И.А. Буниным, немного соприкоснувшись с его творчеством, и сделаем осеннюю поделку. Для нашего путешествия мы можем использовать особенную карту (педагог показывает детям карту). Остановки: 1. Поэтическая скамья. 2. Художественная аллея. 3. Беседка писателя. 4. Творческая мастерская - Ребята, карту мы рассмотрели, дорогу запомнили, пора и путешествие начинать. Прислушайтесь, как шелестит листва у вас под ногами, идём тихо, чтобы не было лишних звуков. - Ребята первая наша остановка у «Поэтической скамьи». Здесь мы послушаем замечательные стихи об осени, написанные И.А. Буниным. «Ветер осенний в лесах подымается…» Ветер осенний в лесах подымается, Шумно по чащам идет, Мертвые листья срывает и весело В бешеной пляске несет. Только замрет, припадет и послушает,— Снова взмахнет, а за ним Лес загудит, затрепещет,— и сыплются Листья дождем золотым… «Осыпаются астры в садах…» Осыпаются астры в садах, Стройный клен под окошком желтеет, И холодный туман на полях Целый день неподвижно белеет. Ближний лес затихает, и в нем Показалися всюду просветы, И красив он в уборе своем, Золотистой листвою одетый. Но под этой сквозною листвой В этих чащах не слышно ни звука... Осень веет тоской, Осень веет разлукой!.. «Осень. Чащи леса» Осень. Чащи леса. - Вот какие замечательные стихи писал этот поэт, и это лишь некоторые из них. Мы узнали, какой бывает осень по настроению, а сколько удивительных оттенков цвета она имеет. -Ребята, а мы продолжаем наше путешествие. - И попадём с вами в «Художественную аллею». Осень любимое время года не только известных писателей и поэтов, но великих художников. Ребята, сейчас вы увидите осенние картины художников , включите своё воображения, давайте вместе придумаем название для каждой картины. Итак, первая картина…. Молодцы! Сколько же красивых картин мы увидели. Ну а нам пора в путь. Ребята, а кто же это мешок у дерева оставил (педагог обращает внимание на дерево на доске и мешок). Посмотрим, что там… (педагог заглядывает внутрь мешка). Осенний сад дарит нам не только красоту природы, но и вкусные фрукты и овощи. Я предлагаю вам поиграть. Подвижная игра «Овощи и фрукты». Педагог достаёт из мешочка поочередно картинки с овощами и фруктами дети называют его и показывают движениями, где он произрастает, если на дереве — тянут руки вверх, если на земле - кладут руки на пояс, если под землёй — приседают. - Молодцы ребята, а нам пора двигаться дальше. Мы заворачиваем в «Беседку писателя». И. А Бунин в своих рассказах очень красиво описывал природу, особенно осень. Вы наверно устали. Давайте закроем глазки, послушаем и представим себе удивительную картину описанную писателем в рассказе «Антоновские яблоки» (Учитель читает отрывок из произведения). Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, с дождиками в самую пору, в середине месяца…. Помню раннее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег. И прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сада, голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок. В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой, и самый шалаш, около которого мещане обзавелись за лето целым хозяйством. Всюду сильно пахнет яблоками, тут - особенно. - Ребята, вы почувствовали запах яблок в нашем саду? - А наше путешествие продолжается. Последняя наша остановка – «Творческая мастерская». - Я передаю слово Лисовой Екатерине. Лес, точно терем расписной,
Явление листопада очень часто воспевается в стихах и в прозе, и Иван Алексеевич Бунин не смог обойти стороной всю прелесть осени и не написать о нём стихотворение.
- Ребята, посмотрите, какие в какие цвета раскрашивает автор лес: Багряный – темно красный цвет. Лиловый – фиолетовый цвет, цвет фиалки и сирени. Золотой – ярко – жёлтый. И сегодня, при помощи войлока, мы создадим свой листопад, сейчас каждый из вас создаст свой неповторимый осенний листок. - Итак, берём красный, жёлтый, зелёный войлок разных оттенков, смешиваем его, (педагог показывает), затем, аккуратно отрывая её от пасмы, накладываем на пузырчатую плёнку в виде квадрата. Первый слой - вертикальный, второй – горизонтальный, третий - вертикальный (педагог показывает ). Далее смачиваем мыльным раствором, накрываем сверху пузырчатой плёнкой и мыльными руками, начинаем тереть, сначала аккуратно, потом надавливая посильнее ( педагог показывает, контролирует, помогает). - пока вы работаете на стихи Иван Алексеевич Бунина написано немало романсов, и пока вы работаете, я предлагаю вам один из них послушать, он про осень. - Проверим наше изделие на готовность – волокна не должны отделяться друг от друга (педагог показывает). Затем полощем наши заготовки, берём шаблоны листьев и аккуратно обрезаем по ним наши заготовки. Всё наши осенние листочки готовы. -Наше путешествие подходит к концу, надеюсь, оно вам понравилось вы узнали много нового и интересного. Давайте ответим на контрольные вопросы: - Что воспевал И.А. Бунин в осенней природе? - Какие картины вы запомнили? - Какие цвета шерсти мы использовали для изготовления листьев?
-Я считаю, что путешествие прошло с пользой, но мне бы хотелось знать, как именно вы оцениваете нашу совместную работу. Перед вами осенние листья, вырезанные из бумаги, на доске нарисовано дерево. Если вам понравилось наше занятие, вы научились чему-то новому, интересному –то, выбрав листочек, вы приклеиваете его на крону дерева. Если занятие было для вас не интересным – то вашему листочку место у подножия дерева. Посмотрите, какое пышное и густое дерево у нас получилось! Спасибо всем участникам путешествия, до новых встреч | Слушаю педагога. Рассматривают портрет писателя. Дети рассматривают остановки. Заранее подготовленные дети читают наизусть отрывки из стихов И.А. Бунина: «Ветер осенний в лесах подымается…», «Осыпаются астры в садах…», «Осень. Чащи леса». Дети придумывают названия, затем учитель говорит правильное. Дети играют в игру «Овощи и фрукты». Дети слушают, закрыв глаза. Ответы детей Ребёнок читает наизусть стихотворение «Листопад» Дети выполняют задание, если ребёнок затрудняется, педагог помогает ему. Дети слушают и работают. . Ответы детей. Дети приклеивают листочки. Дети любуются красивым деревом. | На экране портрет И. А. Бунина. На доске висит карта путешествия. Звуки шелеста листвы. Видеоряд анимированная картина листопада. Звуки шелеста листвы. Видеоряд анимированная картина листопада На экране демонстрируются слайды картин: «Дорога. Осень» - С. Ю Жуковский «Золотая осень» - И.И Левитан «Осенний вечер» - Н.П. Крымов «Осень. Девушка у ручья» - А.К. Саврасов. «Осень. Рябина и берёзы» - И.Э Грабарь «Осенью. Девушка в лесу» - К.А. Коровин. «Сад осенью» - С.А. Виноградов. Звуки шелеста листвы. Видеоряд анимированная картина листопада На доске рисунок дерева, к нему прикреплён мешочек. Музыкальное сопровождение: П.И. Чайковский «Осенняя песнь» Звуки шелеста листвы. Видеоряд анимированная картина листопада
Звучит музыка из цикла: «Вдохновение», «Изумительная благодать» (флейта Пана, в сопровождении оркестра). Звуки шелеста листвы. Видеоряд анимированная картина листопада Звучит романс на стихи Бунина «Осень листья тёмной краской метит» исп. Кане Михаил Азриельевич.
|
Литература.
1.Бердникова О. А. Концепция творческой личности в прозе И. А. Бунина. Автореф. дис. на соиск. канд. филол. наук. Специальность 10.01.01. «Русск. лит. » Воронеж, 2000. - 24 с.
2. Бунин И.А. Рассказы. – М., Правда, 1983.
3. Бонами Т. М. Творчество И. А. Бунина в контексте русской культуры. — . М. , 2003.-129 с.
4. Люцкевич Л. Игрушки в технике фильц. – М., Эксмо, 2008.
5. Люцкевич Л. Модные украшения в технике фильц – М., Эксмо, 2009.
6. Мамонова М., Бублик В., Красникова Г. Всё о войлоке и фильцевании.
Интернет - источники
1.https://ru.wikipedia.org/wiki - википедия. И.А. Бунин.
2. http://allforchildren.ru/poetry/author43-bunin.php - всё для детей. И.А. Бунин.
3. http://festival.1september.ru/articles/419203/ - фестиваль педагогических идей.
4. http://4stupeni.ru/stady/konspekt_3_lit/504-bunin-listopad.html - сайт учителей начальной школы «4 ступени».
5. http://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2013/11/08 - социальная сеть работников образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок творчества на тему: "Дары осени".
Конспект урока творчества на тему:"Дары осени". Тема урока: Выполняем композицию на тему: «Дары осени». Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков. Вид урока: групповая работа на...
Игра - путешествие по творчеству Г. Х. Андерсена
Данная игра - путешествие способствует воспитанию устойчивого интереса к книге; развитию интереса к чтению; знакомству читателей с биографией и творчеством Андерсена и привитию интереса к чтению ...
Виртуальное путешествие по творчеству писателя: Чаплина Вера Васильевна.
Эту презентацию я использовала на уроках внеклассного чтения в з классе по программе "Планеиа знаний"....
Тест по литературному чтению 2 класс.Устное народное творчество. Люблю природу русскую. Осень.
Данный тест включает две темы. Может быть использован на этапе обощения изученного материала в качестве проверочной работы....
Конспект урока по литературному чтению Бунин "Осень"
Конспект урока по литературному чтению по произведению Бунина "Осень"...
Литературное чтение 2 класс Тема: Повторение по разделу устно-народное творчество. Люблю природу русскую. Осенние загадки, образ осени в загадках.
Тема: Повторение по разделу устно-народное творчество. Люблю природу русскую. Осенние загадки, образ осени в загадках....
Осенью падает листва.
Песня написанная к 1 сентября.Все песни уважаемые читатели вы можете прослушать на моей странице в ВК https://vk.com/mikhailtroshin778014811С уважением к вам, Михаил Трошин....