Программа внеурочной деятельности «Волшебный войлок»
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
гимназия №1 г. Липецка
Принята на педагогическом совете «__»________2013 г. Протокол №___от_______г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор гимназии №1 ______Цопа В.М. Приказ №_______ От____________2013 |
Программа внеурочной деятельности
(кружок «Валяние»)
Срок реализации программы: 1год
Возраст учащихся: 7-10 лет
Автор: Кузнецова Ю.В.
Воспитатель группы продлённого дня
Липецк – 2014
Пояснительная записка
Данная авторская программа внеурочной деятельности реализует общекультурное направление.
Нормативно-правовая база:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 №373
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
- Письмо Минобрнауки №03-296 от 12 мая 2011 г. «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования»
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Вопрос о возможности обучения творчеству и его развития – один из
актуальных в педагогике вообще и в системе дополнительного образования в
частности . В условиях ценностного кризиса, новых социальных запросов
общества и государства для педагога дополнительного образования становится особенно актуальным поиск тех искорок, которые способны зажечь в детских сердцах желание творить.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что в процессе творческой деятельности формируются важные качества личности: выдержка, терпимость, усидчивость, аккуратность, а также вырабатываются универсальные учебные действия: умение планировать, представить результат, осуществлять контроль, доводить начатое дело до конца, вести совместную деятельность, диалог с педагогом и обучающимися разных возрастов. Программа имеет художественно – эстетическую направленность и предназначена для работы в условиях учреждений дополнительного образования.
Актуальность и особенность программы в том, что объемным валянием и
художественным войлоком могут заниматься все желающие. Валяние войлока модное и популярное занятие во многих странах мира. Валяние – техника доступная для начинающих, даже у новичков сразу же получится любое мягкое забавное изделие. Работа с художественным войлоком представляет безграничные возможности для создания разнообразных поделок. За короткое время можно свалять забавные войлочные игрушки и сувениры, изготовить удивительные картинки. Войлок можно кроить, окрашивать в разные цвета, дополнять вышивкой, бисером, кружевами, создавая уникальные авторские вещи. Современные дизайнеры одежды, аксессуаров, игрушек с большим интересом работают с этим материалом, создавая красивые и полезные предметы. Чтобы достичь хороших результатов в этом виде творчества, необходимо с первых шагов приучить себя к аккуратности, дисциплине, быть внимательным и запастись терпением.
Цель и задачи реализации данной Программы:
Цель программы – формирование художественно-эстетического вкуса, культуры и творческое развитие ребёнка в процессе изготовления изделий из войлока в разных техниках.
Задачи:
Обучающие:
- сформировать комплекс знаний в области валяния, включающие
законы и правила трехмерного изображения, декоративные композиции, основу цветовой грамоты, технологических основ валяния (материалы, инструменты, приспособления и т.д.);
- освоить техники и способы валяния;
Развивающие:
- развитие творческого мышления;
- развитие аналитических способностей (умение сопоставлять,
сравнивать, выявлять общее, особенности);
- формировать привычку к свободному творческому самовыражению.
- выработать навык работы с книгой, развить индивидуальную творческо-поисковую деятельность, умение оценивать свою работу, корректировать деятельность с целью исправления недочетов;
Воспитательные:
- воспитание интереса к народным традициям;
- формирование умения анализировать произведения декоративно-
- прикладного искусства.
- воспитать умение работать в коллективе.
- воспитать трудолюбие, усидчивость, терпение, настойчивость, аккуратность;
Сроки реализации Программы – 1 год
Режим, формы проведения занятий
Занятия проводятся в группе 1 раз в неделю, продолжительность занятия 1 час, программа рассчитана на 34 часа в год. Количество детей в группе 12 человек.
Программа предусматривает теоретическую часть (знакомство с материалами и инструментами для валяния, технологией и способами валяния) и практическую часть (работа над эскизом, выполнение изделий из шерсти,
обсуждение работ, экскурсии).
Принципы реализации Программы
- принцип детоцентризма выражается в приоритете интересов и потребностей ребенка в процессе обучения и воспитания;
- принцип увлекательности и творчества реализуется через определение и развитие творческих способностей;
- принцип гуманизации осуществляется через утверждение общечеловеческих ценностей, принципов морали, формирование позитивного поведения, интереса, уважения и любви к истории и культуре Отечества и других народов и государств;
- принцип сознательности и активности предполагает формирование и развитие в ходе обучения осознанного отношения к деятельности и ее результатам, активное участие в реализации проектов; 4
- принцип полезности реализуется через получение конкретных знаний, умений, навыков, позволяющих осуществить на практике идеи и замыслы;
- принцип системности выражается в преемственности тем и соответствующих знаний, умений и навыков;
- принцип прочности достигается путем многократного повторения умений и навыков, закрепления их в самостоятельных проектах;
- принцип природосообразности реализуется при определении индивидуальных заданий, степени их сложности и продолжительности с учетом возрастных и психоэмоциональных характеристик детей;
- принцип сотрудничества достигается путем формирования систем совместных действий в объединениях «Педагог + воспитанник», «Педагог + группа воспитанников», «Старший воспитанник + младший воспитанник».
Планируемые результаты освоения Программы
Учащиеся должны знать:
- виды и назначение изделий из непряденой шерсти;
- необходимые инструменты и материалы;
- основные этапы изготовления изделий;
- основные приемы валяния, технологию выполнения;
- композиционные основы построения изделия;
- законы сочетания цветов;
- требования к качеству и отделке изделий;
- правила безопасной работы во время изготовления изделий.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться иглой для фильцевания и ножницами;
- изготовить мыльный раствор и пользоваться им;
- различать виды шерсти и уметь подобрать нужную для работы;
- составлять из шерсти образцы различных цветовых гармоний;
- пользоваться готовым эскизом изделия и уметь разработать свой;
- пользоваться доступными материалами – скалкой, пупырчатой плёнкой, шаблонами, болванкой;
- умение воплощать свои идеи по памяти и воображению.
Способы определения результативности
Усвоение обучающимися программного материала отслеживается в ходе проведения следующих видов контроля:
- предварительного (проводится анкетирование обучающихся в начале обучения по программе);
- текущего (в конце каждой темы планируется итоговое творческое занятие, на котором дети показывают полученные знания, умения по заданной теме). Дети оценивают свои работы, работы товарищей, объясняют, чем понравилась та или иная работа. Результаты работы видят родители, получая сувениры и подарки от детей.
В конце темы, четверти, полугодия и года устраиваются мини-выставки в объединении. Главное – дети получают моральное удовлетворение оттого, что их творчество и профессиональные умения ценятся другими, повышается их самооценка, осознание своей значимости.
- итогового (представление творческой работы, участие в отчетной выставке, беседы с детьми, родителями и т. п. Показателями качества воспитательной работы в объединении являются следующие критерии:
- уровень воспитанности обучающихся;
- микроклимат в детском объединении;
- взаимодействие с родителями.
Также объективными показателями влияния организованного педагогического процесса на личность обучающихся будут качественные личностные изменения. Эти критерии исследуются методами анкетирования, опроса, педагогического наблюдения, беседы с родителями, самооценкой себя ребенком, педагогическими и психологическими тестами.
Динамику развития творческих способностей можно также проследить через педагогическую диагностику, адаптированную к условиям УДО изучающую уровень воспитанности обучающихся. В рамках этой методики можно проанализировать следующие показатели:
- Мотивацию к образовательной деятельности;
- Отношения в коллективе;
- Уровень творческой активности;
- Организаторские способности обучающихся;
- Сформированность культурно-гигиенических навыков и др.
Формы подведения итогов реализации Программы.
Программа предусматривает различные формы подведения итогов:
- Открытые и отчетные занятия;
- Собеседования;
- Наблюдения;
- Творческие конкурсы;
- Отчетная выставка.
Учебно-тематический план
№ | тема | кол-во часов | ||
всего | теория | практика | ||
I | Введение в образовательную программу. Знакомство с техникой валяния. | 1 | 1 | - |
II | Знакомство с основами цветовой грамоты и законами композиции | 2 | 1 | 1 |
III | Сухой способ валяния | 6 | 1 | 5 |
IV | Мокрый (горячий) способ валяния | 6 | 1 | 5 |
V | Техника и приемы изготовления плоских изделий (картин, панно) методами мокрого и сухого валяния. | 6 | 1 | 5 |
VI | Изготовление украшений из шерсти методами сухого и мокрого валяния. | 6 | 1 | 5 |
VII | Коллективная работа. | 2 | - | 2 |
VIII | Изготовление авторской работы. | 2 | - | 2 |
IX | Оформление работ, выставок | 2 | - | 2 |
X | Итоговое занятия | 1 | - | 1 |
Итого | 34 | 6 | 28 |
Содержание Программы
Раздел I. Введение в образовательную программу. Знакомство с техникой валяние.
Т е о р и я: цели и задачи учебного года, правила поведения во время занятия. Техника безопасности при валянии. Инструменты, материалы и приспособления для валяния. П р а к т и к а: приёмы работы с иглами для валяния.
Раздел II. Знакомство с основами цветовой грамоты и законами композиции.
Т е о р и я: цвет. Цветовой круг. Цветовая гармония, виды гармоний. Основы композиции: правила и закономерности, пропорция. П р а к т и к а: смешение основных цветов для получения составных цветов; составление цветового круга. Выполнение карандашных эскизов различных ландшафтов
Раздел III. Сухой способ валяния.
Т е о р и я: сухой способ валяния животных (зайчик, собачка, кошечка, мышка, птичка и др.). П р а к т и к а: выполнение эскиза для валяного изделия, валяние животного.
Раздел IV. Мокрый (горячий) способ валяния.
Т е о р и я: особенности изготовление войлока мокрым способом. . П р а к т и к а : укладывание волокон шерсти для мокрого валяния, изготовление художественного войлока. Валяние декоративных цветов: маки, розы, анютины глазки. Составление цветочных композиций.
Раздел V. Техника и приемы изготовления плоских изделий (картин, панно) методами мокрого и сухого валяния.
Т е о р и я: фильцевание, валяние и смешанная техника. Их различия. Жанры живописи. Плоские и рельефные мотивы в картинах, панно.
П р а к т и к а: валяние декоративного панно «Подсолнухи», «Букет», «Зимний пейзаж».
Раздел VI. Изготовление украшений из шерсти методами сухого и мокрого валяния.
Т е о р и я: приемы изготовления украшений (фильцевание, валяние, смешанная техника). Полуобъемные, объемные украшения. Виды украшений: брошь, колье, бусы. П р а к т и к а: выполнение эскизов. Подбор материала и инструментов. Изготовление деталей. Соединение деталей. Художественное оформление
Раздел VII. Коллективная работа.
Т е о р и я: обсуждение темы коллективной работы, знакомство с готовыми изображениями, планирование работы (эскизирование, распределение элементов композиции между воспитанниками, выбор дополнительных материалов и оформления) П р а к т и к а: выполнение эскиза изделия, укладывание волокон шерсти для мокрого валяния, изготовление отдельных элементов: жуков, бабочек, валяние декоративного панно «Летние мотивы».
Раздел VIII. Изготовление авторской работы
П р а к т и к а: изготовление авторской работы: «Объёмное изделие методами мокрого и сухого валяния»;
Раздел IX. Оформление выставок, работ.
П р а к т и к а: оформление работ для участия в выставках различного уровня.
Раздел X. Итоговое занятие.
Подведение итогов работы объединения. Награждение активных воспитанников объединения.
Условия реализации Программы
Инструменты и материалы:
- Ножницы
- Иглы для фильцевания (№32-№90)
- Непряденая шерсть(мохер, гребневая лента)
- Поролон толщиной 10см. ,
- Полиэтилен(с пузырьками воздуха)
- Сетка
- Мыльный раствор
- Скалка
- Махровое полотенце
- Пульверизатор
- Швейные иглы и нитки.
Наглядные средства обучения:
- Образцы изделий
- Репродукции
- Эскизы
- Книги
- Дидактический материал
Технические средства обучения:
- мультимедиапроектор
- экран
- компьютер
Управление Программой
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
1-й уровень - школьник знает и понимает общественную жизнь.
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Программа внеурочной деятельности «Тестопластика» ориентирована на достижение воспитательных результатов 3 уровня.
Содержание | Способ достижения | формы деятельности | Способы оценки |
Первый уровень результатов | |||
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни | Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта | Беседа, лекция, участие в работе объединения | Наблюдение, анкетирование |
Второй уровень результатов | |||
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом | Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать) | Дебаты, тематические вечера, диспуты, акции | Ролевые и организационно-деятельностные игры |
Третий уровень результатов | |||
Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой | Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде | Реализация социальных проектов
|
Литература для педагога.
- Кнаке Ж. Мягкие картинки своими руками. Практическое руководство.
[Текст] / Ж. Кнаке. — М.: Ниола - пресс, 2007. — 32 с.
- Мюллер А., Вильденрадт К. Войлочные игрушки. [Текст] / А. Мюллер,
К. Вильденрадт. — М.: АРТ – РОДНИК, 2007. — 32 с.
- Фельт. Фильцнадель. Валяние. Серия материалы и технологии [Текст] /
Русский кукольный дом, ред. Попова Ю. — М.: ООО Дизайн Кора, 2006. — 23 с.
- Художественная школа. Журнал. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://www.art-publish.ru – (дата обращения – 24.04.13)
- Художественный совет. Журнал [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://www.gammabook.ru – (дата обращения – 24.04.13)
- Эшер Ш., Бейтман Дж. Фелтинг. Стильные поделки и аксессуары из
непряденой шерсти. [Текст] / Ш. Эшер, Дж. Бейтман. — М.: Контэнт, 2007. — 80 с.
- Юный художник. Журнал. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://y-art.ru – (дата обращения – 24.04.13)
Литература для детей
- Коллекция журналов «Ручная работа». Издательство ООО «Бонниер Пабликейшенз».
- Люцкевич Л. Игрушки в технике фильц. М., Эксмо, 2008.
- Люцкевич Л. Модные украшения в технике фильц. М., Эксмо, 2009.
- Энциклопедия. Подарки. М., «Аст-Пресс», 1999 (техники-приёмы-изделия).
Календарно – тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Тестопластика»
№ п/п | Наименование темы | Кол – во часов | Календарные сроки | ||
По плану | Фактически | По плану | Фактически | ||
I | Введение в образовательную программу. Знакомство с техникой валяния. | 1 | 2.09.14 | ||
II | Знакомство с основами цветовой грамоты и законами композиции. 2 часа. | ||||
Цветовой круг. Цветовая гармония, виды гармоний | 1 | 9.09.14 | |||
Основы композиции: правила и закономерности, пропорция. | 1 | 16.09.14 | |||
III | Сухой способ валяния. 6 часов. | ||||
Игрушка «Зайчик»: выполнение эскиза для валяного изделия, валяние животного. | 2 | 23.09.14 30.09.14 | |||
Игрушка «Кошечка»: выполнение эскиза для валяного изделия, валяние животного. | 2 | 7.10.14 14.10.14 | |||
Игрушка «Птичка»: выполнение эскиза для валяного изделия, валяние животного | 2 | 21.10.14 28.10.14 | |||
IV | Мокрый (горячий) способ валяния. 6 часов. | ||||
Валяние декоративных цветов: маки | 2 | 11.11.14 18.11.14 | |||
Валяние декоративных цветов: розы | 2 | 25.11.14 2.12.14 | |||
Валяние декоративных цветов: анютины глазки | 2 | 9.12.14 16.12.14 | |||
V | Техника и приемы изготовления плоских изделий (картин, панно) методами мокрого и сухого валяния. 6 часов. | ||||
Валяние декоративного панно «Подсолнухи». | 2 | 23.12.14 30.12.14 | |||
Валяние декоративного панно «Букет». | 2 | 13.01.15 20.01.15 | |||
Валяние декоративного панно «Зимний пейзаж». | 2 | 27.01.15 3.02.15 | |||
VI | Изготовление украшений из шерсти методами сухого и мокрого валяния. 6 часов. | ||||
Валяние украшения: брошь. | 2 | 10.02.15 17.02.15 | |||
Валяние украшения: бусы. | 2 | 24.02.15 3.03.15 | |||
Валяние украшения: колье. | 2 | 10.03.15 17.03.15 | |||
VII | Коллективная работа. 2 часа. | ||||
Изготовление отдельных элементов: жуков, бабочек. | 1 | 7.04.15 | |||
Валяние декоративного панно «Летние мотивы». | 1 | 14.04.15 | |||
VIII | Изготовление авторской работы. 2 часа. | ||||
Изготовление авторской работы по теме: «Объёмное изделие методами мокрого и сухого валяния» | 2 | 21.04.15 28.04.15 | |||
IX | Итоговые занятия. 3 часа. | ||||
Оформление работ для участия в выставках различного уровня. | 2 | 12.05.15 19.05.15 | |||
Выставка – ярмарка. | 1 | 26.05.15 | |||
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности «Волшебный сундучок» 1и2 класс
Пояснительная запискаПервый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (...
Программа внеурочной деятельности «Волшебные пальчики»
Данный курс разработан для учащихся 2 классов с целью: предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярные занятия с ...
р Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная шкатулка" (общекультурное направление)
Формирование интереса к чтению , эстетическое развитие личности ребенка, осмысление им общекультурных традиционных ценностей русского народа . Приобщать школьников к актив...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир книг»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир книг»...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" 2 класс включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...
Программа внеурочной деятельности. "Волшебные краски палитры"
Программа внеурочной деятельности. " Волшебные краски палитры"....
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебные нитки» для детей младшего школьного возраста специальных (коррекционных) классов VIII вида
Дополнительная образовательная программа «Волшебные нитки» создана с целью развития мелкой моторики и реализации творческих способностей у детей с ОВЗ. Работа занятия планируется так, чтобы она не дуб...