«Эстетическое воспитание как средство развития творческой личности »
статья по теме

Коробкова Елена Александровна

Материал содержит воспитательную систему класса, напраленную на развитие творческой личночти.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15»

Г.ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНЫЙ

«Эстетическое воспитание как средство развития творческой личности »

УЧИТЕЛЬ: КОРОБКОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА


Тема исследования: «Эстетическое воспитание как средство развития творческой  личности »

Актуальность темы:  

 Мы живём в быстро меняющемся обществе, и наша школа должна успевать за его развитием, а в идеале и опережать его, потому что будущее рождается сегодня. Это давно уже стало аксиомой.

        Сегодняшняя школа должна ответить на три важнейших вопроса: чему учить? как учить? и ради чего учить? И последний – самый трудный.

Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться работать на благо её и встать на защиту.

Таким образом,  стратегическая цель современного образования – функционально грамотная личность – личность, умеющая действовать – решать возникающие в жизни задачи, оставаясь при этом человеком.  

Такая цель обусловлена социальным заказом родителей. Ведь сегодня они хотят, чтобы их дети, выпускники современной школы:

  • хорошо представляли себе, чем хотят и могут заниматься в жизни;
  • имели здоровые амбиции, то есть ставили перед собой высокие, но реальные цели;
  • были готовыми к достижению этих целей, то есть развили в себе необходимые способности, умения, воспитали личностные качества.

Но современному развивающемуся обществу нужны не только образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, но и духовно- нравственные, гармоничные, творческие, готовые к межкультурному взаимодействию личности.

В условиях резкого расслоения нашего общества социально значимые ценности отошли на второй план, стали преобладать ценности, связанные с выживанием, личным успехом и благополучием. Разброс в ценностных ориентирах людей сегодня очень велик.

Цель исследования: показать влияние эстетического воспитания на развитие личности ребёнка

Задачи исследования:

1.Изучение психолого-педагогической  литературы по данной проблеме;

2. Анкетирование родителей с целью выяснения проблем, касающихся организации обучения и воспитательного процесса;

3. Моделирование воспитательной системы класса, направленной на развитие творческой  личности;

4. Создание поля проявления художественно-творческих способностей учащихся;

5. Поиск путей стимулирования и оценки уровня развития творческих способностей учащихся.

Предмет исследования: система работы, направленная на развитие творческой  личности.

Объект исследования: процесс формирования личностных качеств учащихся.

Гипотеза: моделирование воспитательной системы класса будет способствовать развитию творческих способностей учащихся

 «Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребёнке»

Ш.М.Амонашвили

Стратегически приоритетным в сфере образования является воспитание человека, способного жить и трудиться в условиях открытости общества, демократии и свободы. Воспитать такого человека нелегко.

По определению А.Г.Асмолова «воспитание и есть управляемая система процессов взаимодействия общества и личности, обеспечивающая, с одной стороны, саморазвитие и самореализацию этой личности, а с другой – соответствие этого саморазвития ценностям и интересам общества»

В качестве концептуальных  выбраны следующие идеи:

  • Мир детства – таинственная и чудесная планета, жители которой много знают, много понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта;

  • Ребёнок есть субъект своего развития. Он воспитывает, строит себя САМ;

  • Даже самый «трудный» ребёнок хочет быть хорошим, только он нуждается в помощи: признании, уважении, любви окружающих;

  • Воспитывает и обучает  ребёнка совместная и индивидуальная ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, богатство коллективных и индивидуальных переживаний, отношений, чувств;

  • «Педагог есть организатор детской жизни» (Я.С. Выготский). Это помощник, защитник своих воспитанников в коллизиях школьной жизни;

  • Воспитывает и учит только тот педагог, которого дети уважают, любят, образу которого тайно или явно подражают.

Разработка концепции воспитательной системы класса является одной из частей моей педагогической концепции.

 

В основе концепции воспитательной системы класса лежит методика Е.Н.Степанова.

По мнению Е.Н.Степанова «воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания классного коллектива, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива».

Создание воспитательной системы  - одно из важнейших направлений жизнедеятельности класса.

Основные компоненты и связи ВС класса

1. ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВОЙ КОМПОНЕНТ представляет собой общность детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы класса. Он состоит из нескольких элементов, таких как:

  • классный руководитель
  • учащиеся класса
  • родители учащихся
  • педагоги и другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива

2. ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ представляет собой совокупность следующих элементов:

  • цели и задачи воспитания
  • перспективы жизнедеятельности классного коллектива
  • принципы построения ВС класса

3. ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ КОМПОНЕНТ показывает связи и отношения классного коллектива с другими коллективами детей и взрослых, место и роль класса в воспитательном пространстве ОУ.

4. ФУНКЦИОНАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ представляет собой формы и методы организации совместной деятельности и общения.

5. ДИАГНОСТИКО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ включает в себя следующие элементы:

  • критерии эффективности ВС;
  • методы и приёмы изучения результативности ВС;
  • формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.

На протяжении 9 лет я работаю в гимназических классах гуманитарно-эстетической направленности, созданных на базе городской Детской школы искусств.

 В 2002 году ДШИ г.Гусь-Хрустальный и  МОУ «СОШ №15» представили на Всероссийский конкурс проектов и новых технологий в художественном образовании «Балакиревский проект» в номинации «Интеллектуальный и творческий продукт» проект «Хрустальный ключ», где новая социально-педагогическая модель «класса комплексного интегрированного образования является ключом к раскрытию творческого потенциала личности каждого ребёнка».

      Проект «Хрустальный ключ» стал лауреатом 1 степени и обладателем специального приза НАУЗАВИ за создание новой перспективной действующей модели.

         До поступления в школу все учащиеся класса занимаются на подготовительном отделении ДШИ в классе эмоционально-образного развития личности. Все учащиеся проживают в разных микрорайонах города.  На подготовительном этапе показали высокий уровень интеллектуального развития. Среди учащихся были выражены две группы: одна – дети, пришедшие из детского сада, знающие правила коллектива. Вторая группа – «домашние», у которых был выражен дискомфорт, неуверенность в себе, страх быть не принятым.

Учебно-воспитательный процесс в гимназическом классе гуманитарно-эстетической направленности организован в рамках Образовательной системы «Школа 2100» (научный руководитель – Д.И.Фельдштейн, академик РАО).

Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встаёт на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества. Большую часть времени школьник проводит в образовательном учреждении, поэтому школа должна стать важнейшим фактором его воспитания.

Основными идеями, которые легли в основу моей воспитательной системы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного пространства.

Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы моего класса, является личность и её качества, которые одновременно выполняют роль принципов строящейся системы жизнедеятельности классного коллектива.

                                            ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

                                                     ОТЗЫВЧИВОСТЬ

                                                          ЧЕСТНОСТЬ

                                                      АКТИВНОСТЬ

                                                        ДОБРОТА

                                                      САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

                                                ТВОРЧЕСТВО

                                НРАВСТВЕННОСТЬ

Цель воспитательной системы: создание условий для интеллектуального, нравственного, эмоционального и творческого самовыражения младшего школьника, воспитание его как личности, способной добиться успеха.        

Задачи:

  1. Изучение личности ребёнка, принятие его и оказание ему поддержки;
  2. Изучение и воспитание ценностных отношений, культуры поведения, общения и дисциплинированности;
  3. Приобщение ребёнка к здоровому образу жизни;
  4. Воспитание у детей гражданской позиции: патриотических чувств, нравственно-правовой позиции, толерантности, трудовой активности;
  5. Приобщение детей к различным видам деятельности в области искусства, формирование эстетического вкуса;
  6. Обучение самоуправлению, введение коллективных форм жизнедеятельности в классе;
  7. Взаимодействие с семьёй;
  8. Поиск путей стимулирования и оценки уровня развития творческих способностей учащихся.

Поскольку в центре воспитательной системы  находится ученик, и все действия направлены на создание оптимальных условий для формирования полноценной личности, основное внимание следует уделить тем характеристикам личности, которые будут показателями эффективности педагогической деятельности учителя.

МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Ценностный потенциал:

  1. восприятие ценности семьи в своей жизни;
  2. понимание ценности дружбы со сверстниками;
  3. авторитет педагога;
  4. ценность природы родного края, её исторических памятников;
  5. доброта;
  6. честность;
  7. оптимизм;

8. доброжелательность

Познавательный потенциал:

  1. Знания, умения и навыки, соответствующие психолого-физиологической характеристике каждого ученика.
  2. Внимание.
  3. Воображение.
  4. Навыки этикета.

      5. Логическое мышление.

Творческий потенциал:

  1. Умение объективно оценивать свой труд и труд товарищей, элементарные умения анализировать свою деятельность.
  2. Элементарные навыки поискового мышления.

      3.  Художественная           активность в различных сферах творчества.

Коммуникативный потенциал:

  1. Умение слушать и слышать других.
  2. Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми.

     3. Умение критически осмысливать свои поступки.

Связь и сотрудничество классного коллектива с другими учреждениями, организациями и объединениями

Реализация модели воспитательной системы класса

  1. Формирование личности ученика.

Поскольку в центр воспитательной системы поставлен ученик, то программа по его воспитанию должна быть направлена на формирование таких личностных характеристик ребёнка:

  • интеллект
  • коммуникативность
  • здоровье
  • нравственность
  • креативность

Основные виды деятельности.

  • познавательная
  • игровая
  • творческая
  • спортивная
  • коммуникативная (общение)
  • досуг

Основные формы деятельности

  • классные часы
  • конкурсы
  • экскурсии
  • поисковая деятельность
  • дискуссии
  • беседы
  • праздники
  • ролевые игры

Основные направления воспитательной работы

«Я, моя семья, мои друзья»

воспитывать в детях чувство самоуважения, уважения к членам своей семьи, своим друзьям, учить взаимопониманию с одноклассниками

1 класс

  • Давайте познакомимся. Мир моих увлечений (рассказ)
  • Что означают наши имена (викторина)
  • Наш класс на перемене (беседа)
  • Как надо вести себя в столовой (беседа)
  • Как надо вести себя в библиотеке (ролевая игра)
  • Самая лучшая бабушка в мире(праздник)
  • Мамины руки не знают скуки (викторина)

2 класс

  • О чём я мечтаю (конкурс рисунков)
  • День рождения нашей семьи (рассказ)
  • Как выросли мои бабушка и дедушка(фотоальбом)
  • О невежах и вежливости (беседа)
  • О лени и лентяях (беседа)
  • Права и обязанности школьников(диспут)
  • У меня зазвонил телефон(ролевая игра)

3 класс

  • Я умею, я могу, я хочу…(диспут)
  • Мир вокруг меня. Какой он?(конкурс рисунков)
  • Лучшее слово о дружбе (викторина)
  • От улыбки хмурый день светлей (беседа)
  • Мамы всякие нужны, мамы всякие важны (праздник)
  • Герб нашей семьи (творческий проект)
  • «Поздравляем с днём рождения» (праздник)

4 класс

  • Я – будущая надежда семьи (рассказ)
  • Что умеют бабушкины руки (беседа)
  • «Моя мама – самая, самая…» (обсуждение сочинений)
  • Старость – это всегда слабость (диспут)
  • История моей дружбы (рассказ)
  • «Что я люблю» (сочинение)
  • Если вы вежливы (ролевая игра)

«Я, мы и природа»

воспитывать эстетическое, нравственное и практическое отношение к окружающей среде; умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами

1 класс

  • Не ломай те веточку (беседа)
  • «Домик для птиц» (изготовление кормушек)
  • В царстве Снежной королевы (выставка детского творчества)
  • «Что за чудо этот лес!» (конкурс рисунков)
  • «Данила-мастер» (конкурс поделок из природного материала)

2 класс

  • Операция «Росток» (выращивание комнатных растений)
  • «О воде живой и мёртвой» (викторина)
  • Экологическая сказка (творческий проект)
  • Мы водим хоровод (народные традиции)
  • Чудеса из лесных материалов (конкурс поделок)

3 класс

  • Не нарушайте тишину (беседа)
  • Вода – эликсир жизни (викторина)
  • Экскурсия в музей
  • Сказка под ногами (путешествие в парк)
  • Мои друзья – животные (олимпиада)
  • «Природа и я» (дискуссия)

4 класс

  • Костёр – лесу враг (беседа)
  • «Красная книга» (конкурс тематических кроссвордов)
  • «Планета заболела» (конкурс плакатов)
  • Поберегите тишину (диспут)
  • Экскурсия в музей.

«С любовью к родному краю»

воспитывать уважительное отношение к символам своего государства, потребность заботиться о чистоте, уюте города, улицы, класса;

познакомить с профессиями людей, обеспечивающих функционирование городских систем.

1 класс

  • Кто двор убирает – тот чистоту соблюдает (беседа)
  • Как называется улица, на которой я живу (рассказ)
  • Где сидит Айболит? (беседа о скорой помощи)
  • Три чудесных цвета (ролевая игра по ПДД)
  • Операция «Чистюлька» (уборка класса)

2 класс

  • Знакомимся с рекой Гусь
  • Какая улица в нашем городе самая главная?  (диспут)
  • «Мой любимый город» (конкурс рисунков)
  • Волшебный жезл (ролевая игра по ПДД)
  • Операция «Чистюлька» (уборка класса)

3 класс

  • Экскурсия на почту
  • Экскурсия в типографию
  • О героях былых времён (беседа)
  • «День победы» (конкурс поздравительной открытки)
  • Операция «Чистюлька» (уборка класса)

4 класс

  • Символы нашего государства
  • День рождения моего города (творческий проект)
  • Кто ночью не спит (дискуссия)
  • В честь кого названы улицы нашего города?
  • Операция «Чистюлька» (уборка класса)

«Мы и здоровье»

воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни; в активном отдыхе; соблюдении гигиенических норм и культуры быта

1 класс

  • Твой режим дня (беседа)
  • В гостях у Мойдодыра (викторина)
  • Весёлые старты (соревнование)
  • Ошибки Федоры Егоровны (ролевая игра)
  • Праздник Масленицы

2 класс

  • Сто одёжек – все без застёжек (беседа)
  • Весёлые приключения зубной щётки (беседа)
  • Шустрики и мямлики (спортивные соревнования)
  • Как Егорка ехал с горки (соревнования)
  • Почему мы часто болеем? (диспут)

3 класс

  • Делу – время, потехе – час (дискуссия)
  • Конкурс «Мы - русские богатыри»
  • Великие спортсмены нашей страны (рассказ)
  • Тяни – толкай (соревнования)
  • Скатерть – самобранка (беседа о здоровом питании)

4 класс

  • Великие и знаменитые (викторина)
  • Как отдыхать на природе (беседа)
  • Вредные привычки (рассказ)
  • Рыцарский турнир
  • Мама, папа, я – спортивная семья (соревнования)

«Мы и знания»

развивать эрудицию, формировать потребность в самообразовании

1 класс

  • Газеты и журналы нашего дома (диспут)
  • Самая интересная загадка (конкурс)
  • Клуб «Почемучка» (знакомимся с энциклопедиями)
  • Интеллектуальный брейн-ринг

2 класс

  • Предметные олимпиады
  • Все профессии нужны, все профессии важны  (викторина)
  • Математика – царица наук (интеллектуальный марафон)
  • «Угадай мелодию»

3 класс

  • Предметные олимпиады
  • Что? Где? Когда? (игра)
  • Легко ли быть умным? (диспут)
  • Будь человеком (викторина по произведениям С.Михалкова)

4 класс

  • «Великий композитор – В.А.Моцарт» (творческий проект)
  • Сказка с ладошку (викторина по любимым сказкам)
  • Игра «Умники и умницы»
  • Предметные олимпиады

2. Поддержание, укрепление традиций школы (участие в общешкольных мероприятиях, проводимых на базе МОУ СОШ №15 и ДШИ)

Данное направление воспитательной работы призвано осуществлять культурно-ориентированные принципы воспитания. Гордость за свою школу, как и за свою семью, воспитывает дух патриотизма, стимулирует учеников к формированию новых традиций, к совместному творчеству.

Ежегодно класс принимает участие в общешкольных мероприятиях:

  • Конкурс «Ученик года»
  • День музыки
  • День здоровья
  • «Интеллектуальный марафон»
  • Предметные олимпиады
  • День краеведения «С любовью к отечеству»

Участие в таких мероприятиях играет положительную роль в деле сплочения детей и взрослых, формировании коммуникативных навыков, способствует налаживанию дружеских отношений со сверстниками, приобретению опыта общения, таким образом, качеств субъекта досуговой деятельности.

3. Традиции класса  (работа с учителями-предметниками) 

 «Детство – важнейший период человеческой жизни… Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества…»

В.А.Сухомлинский

 

В связи с тем, что все учащиеся класса обучаются в ДШИ на музыкальном отделении, традиционными стали:

  • ежегодные  академические концерты
  •  встречи с профессиональными музыкальными коллективами
  • художественные выставки
  • туристические поездки на музыкальные концерты, спектакли.

Академические концерты.

   Этих слов дети в нашем классе не боятся, так как академические концерты (как одна из форм итоговой аттестации учащихся) проходят в виде музыкальных конкурсов или классных концертов. Здесь не важно, какое по сложности музыкальное произведение  играет ученик, и на каком уровне он находится. Главное – пробудить на лице других улыбку и научиться сопереживать другому человеку и в горе, и в радости. Здесь не ставят двоек и пятёрок, и каждый получает эстетическую оценку своего выступления.

Такая система  оценивания предложена ректором Академии психологии и педагогики искусства Ражниковым В.Г.

Эстетическая оценка.

Интересно

5

4

3

2

1

0

Выразительно

5

4

3

2

1

0

Искренне

5

4

3

2

1

0

Целостно

5

4

3

2

1

0

Самобытно

5

4

3

2

1

0

Осмысленно

5

4

3

2

1

0

Чувствуя форму

5

4

3

2

1

0

Свободно

5

4

3

2

1

0

Итог:

40 баллов – максимальный результат, идеальное исполнение, вершина, к которой следует стремиться.         И пусть ребёнок справился с задачей с большими или с меньшими успехами, но это работа, за которую его следует уважать.

В школе частые гости – профессиональные концертные коллективы и солисты Владимирской областной филармонии, учащиеся музыкальных школ городов Коврова, Мурома, Вязники. Слушание серьёзной музыки воспитывает музыкальную культуру в ребёнке.

Музыка делает человека коммуникабельнее, приучает ребёнка к ежедневному труду, воспитывает в нём терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, даёт особое видение мира.

                                   

Так же, как и музыка, изобразительное искусство служит основой межпредметных связей и индикатором развития личности ребёнка. В классе есть выставка «Рисуют будущие музыканты». Там можно проследить, как выражаются различные состояния детей под воздействием синтеза музыки, живописи и литературы.

 

Туристическая деятельность – одна из наиболее интересных форм организации жизнедеятельности класса. Традиционными слали поездки в город Владимире (спектакль в Драматическом театре, концерт юных исполнителей «Новые имена»), в город Рязань (музыкальный спектакль «Конёк-горбунок»), в городе Москву (Музыкальный театр Н.Сац, опера «Золотой ключик»), в Звёздный городок  (музей космонавтики), в музей-усадьбу Жуковского.

4. Работа по развитию ученического самоуправления.

В классе осуществляется коллективное творческое: целеполагание; планирование и проектирование деятельности; сама деятельность; анализ и корректировка целей.

Смысл ученического самоуправления в классе я вижу в обучении учеников основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью, коллективом.

Для реализации данного направления воспитательной работы мы определяем 

принципы жизнедеятельности классного коллектива:

  1. Познай себя – это интересно!
  2. Сотвори себя – это необходимо!
  3. Утверди себя – это возможно!
  4. Прояви себя – это реально!

Работа по развитию ученического самоуправления проходит в несколько этапов:

1 этап (1 класс) – изучение интересов, потребностей, склонностей учащихся, распределение поручений.

2 этап (2 класс) – деятельность по сплочению классного коллектива, организация деятельности в группах сменного состава.

3 этап (3класс) – воспитание самостоятельности, организация классных ученических экипажей: ЗНАНИЯ, ЗДОРОВЬЕ, ТРУД И ПОРЯДОК, ТВОРЧЕСТВО.

4 этап (4 класс) – развитие умения организовывать коллективное творчество, образование классной организации САТУРН,  выбор капитана.

С  – СОЗИДАТЕЛИ

А - АКТИВИСТЫ

Т – ТВОРЦЫ

У – УМЕЛЬЦЫ

Р – РОМАНТИКИ

Н – НЕПОСЕДЫ

Экипажи осуществляют:

  • дежурство по классу
  • трудовые дела (генеральные и текущие уборки, ремонт книг, благоустройство территории школы, посадку комнатных растений)
  • проверку состояния дневников и тетрадей
  • поисковую и исследовательскую работу по изучаемым предметам
  • подготовку к КТД

Организация КТД является эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, ответственность, инициатива, творчество. Совместный характер мероприятий побуждает действия, помогает осознать свои собственные победы и ошибки, заслужить одобрение взрослых, признание и уважение личностных качеств своими сверстниками.

5.  Взаимодействие с семьёй.

«Семья – один из шедевров природы»

Д.Сантаяна

В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль: это первая ступенька социализации и самосознания ребёнка. Какую сторону развития ребёнка мы бы не взяли, всегда решающую роль играет семья:

  • семья отвечает за физическое и эмоциональное развитие ребёнка;
  • семья играет ведущую роль в умственном развитии ребёнка, влияет на отношение детей к учёбе и во многом определяет её успешность;
  • семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами;
  • в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, определяющие стиль его жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения;
  • семья играет большую роль в развитии человека в связи с тем, что её одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях.

Поэтому особую роль в формировании  личности ребёнка я отвожу семье. Без союза «учитель – ученик – родитель» создать в педагогическом процессе обстановку психологически бережного отношения к личности ребёнка, уважения маленького человека, имеющего право на личное развитие, невозможно.

Эффективность сотрудничества классного руководителя с родителями достигается путем сочетания массовой, групповой, индивидуальной форм работы при их преемственности.

Основные направления работы с семьёй:

  • изучение воспитательного потенциала семьи
  • психолого-педагогический всеобуч родителей
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
  • индивидуальная работа с родителями

Для меня очень важно интерес школы превратить в интерес семейный и наполнить его общими делами. Для этого используются такие формы работы с родителями как родительские собрания и коллективные творческие мероприятия.

Родительские собрания - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей, формирующая их общественное мнение, родительский коллектив. Родительские собрания надо проводить так, чтобы родители были уверены в том, что вместе мы можем достичь многого.

 Главное назначение родительских собраний – обогатить родителей новыми знаниями и опытом, помочь в организации семейного воспитания.

Ориентировочные темы, которые запланированы для обсуждения с родителями:

1 класс

  1. «Трудности адаптации первоклассников к школе.  Режим дня первоклассника»
  2. « Мотивы учения младших школьников»
  3. «Эмоциональное состояние взрослого и ребёнка. Что стоит за ними?»
  4. « Перелистывая страницы учебного года…»

2 класс

  1. «Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения»
  2. « Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младших школьников»
  3. «Роль чтения в развитии младших школьников»
  4. « Секретный мир наших детей»

3 класс

  1. «Семейные праздники и их значение для ребёнка»
  2. «Если ваш ребёнок часто болеет»
  3. «Как развивать память ребёнка»
  4. «Домашние задания и их назначение»

4 класс

  1. «Использование информационных технологий в процессе обучения»
  2. «Ваш ребёнок учится в  музыкальной школе»
  3. «Поселите музыку в доме»
  4. «Родители – первые учителя детей. Памятка родителям от ребёнка»

Эффективность воспитания определяется не временем, затраченным на воспитание, а всем укладом жизни семьи. Для достижения поставленной цели я привлекаю родителей к конкретным делам класса, к выполнению с детьми творческих поручений, к организации экскурсий, поездок. Благодаря этому, каждый родитель понимает, что он человек не посторонний, а свой, нужный и знающий. И для ребёнка повышается статус образования – поскольку он видит, что папа и мама на самом деле заинтересованы в его результатах и успехах.  Повышение статуса влечёт за собой более серьёзное отношение к учёбе, повышение интереса к ней, большую ответственность.

Я считаю, что дети и родители находятся в постоянном поиске, современная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал, а задача учителя – привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами.

6. Поиск путей стимулирования и оценки уровня развития творческих способностей учащихся.

В качестве формы для оценки уровня развития творческих способностей учащихся в своей работе я использую образовательную технологию «Портфолио» 

Создание портфолио  решает следующие педагогические задачи:

  • поддержка высокой мотивации школьников во всех областях их деятельности;
  • поощрение их активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и самообучения;
  • развитие навыков самоанализа и самооценки;
  • индивидуализация процесса оценивания достижений ученика

Портфолио позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях ученика.

Творческий портфель (портфолио) – это накопитель  творческих достижений учащегося, показатель его творческого роста.

Этот портфель формируется ребёнком в 1–4-х классах под руководством учителя с участием родителей, а по мере взросления ребёнка и роста его самостоятельности им самим.

Задача учителя: направлять, координировать эту работу, поощрять самостоятельность и творчество детей.

Но это  сочетается с принципом добровольности при сборе информации. Данный принцип позволяет более серьезно и вдумчиво относиться к своим занятиям, увлечениям, даже к своему свободному времени, которое можно использовать с большим эффектом для собственного развития.

Помимо индивидуальных портфолио, учащиеся с родителями принимают участие в создании коллективного портфолио. Его задача: показать успехи коллектива, его рейтинг на фоне школы.

Формой коллективного портфолио являются фотоальбомы: «Наша дружная семья», «Наши достижения». И как результат деятельности  коллектива – фильм о классе «В одном счастливом детстве», созданный на школьной видеостудии.

Диагностические методы изучения эффективности учебно-воспитательного процесса.

«Диагностика – не панацея, а средство, которое может помочь сделать проблему беспроблемной»

Д.Добсон

Огромную роль в работе учителя играет диагностика. Её я использую как в работе с учащимися, так и с коллективом родителей.  

По результатам диагностических исследований можно делать выводы о результативности учебно-воспитательного процесса.

№ п/п

Критерии эффективности

Показатели

Диагностические средства

1.

Удовлетворённость учащихся, родителей жизнедеятельностью в классном коллективе

Комфортность  

Удовлетворённость

Сформированность классного коллектива

Методика изучения удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения (Е.Н.Степанов)

Анкетирование «Микроклимат в классе»

Методика «Определение психологического климата группы»

 

2.

Познавательная активность учащихся

Уровень мотивации

Освоенность образовательных программ

Методика оценки уровня школьной мотивации (Лусканова  Н.Г.)

Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости

3.

Нравственная развитость учащихся

Сформированность основных нравственных качеств личности

Методика оценки уровня воспитанности учащихся во внешнеповеденческом аспекте (Нетопина С.А.)

Методики дл изучения направленности личности младших школьников «Веер», «Выбор волшебного предмета»,

«Камень на перекрёстке дорог», «Ромашка»

Анкета «Я и ценности моей жизни»

«Психолого-педагогическая карта учащегося»

4.

Физическая развитость

Состояние здоровья

Статистический медицинский анализ состояния здоровья

5.

Развитость коммуникативности

коммуникативность

Методика «Социометрия»

6.

Эстетическое развитие учащихся

Развитость чувства прекрасного

Педагогическое наблюдение

7.

Самоактуализация личности

Стремление к самопознанию

Наличие положительной самооценки

Личностный рост ребёнка

Методика определения уровня самооценки (Корчуганова Е.Г)

8.

Репутация класса

Проявление индивидуальности классного коллектива

Участие в мероприятиях различного уровня


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности как средство эффективного развития творческой личности

В материале рассказывается об опыте организации проектной деятельности в начальной школе...

Фольклор как средство развития творческого потенциала личности младшего школьника

В данной статье рассмотрены условия развития творческого потенциала личности младшего школьника. Применяемые в педагогике средства и методы, основывающиеся на фольклоре, в полной мере учитывают присущ...

Выступление на МО по теме "1. Использование нестандартных форм обучения в начальном звене как средство развития творческого потенциала личности учителя и ученика"

Введение  в  школьную  программу  начальных  классов   нетрадиционных методов преподавания имеет целью расширить учебный процесс и,  не  отрываясь от пробл...

Эстетическое воспитание как средство формирования личности младшего школьника на примере специализированного хореографического класса МОБУ СОШ № 27 города Якутска

Одной из особенностей нового  стандарта является то, что  образовательный  стандарт второго поколения выступает не только как стандарт обучения, но и как стандарт воспитания."Будущее че...

Развитие творческой личности средствами театральной деятельности. Сценарий сказки «Куйгорож».Пьеса по мотивам мордовской народной сказки.

Театральная деятельность, помогает решить многие педагогические вопросы. Поэтому, перед выбором репертуара на год я обращаю внимание на  сложившуюся обстановку, актуальну...

Нравственно – эстетическое воспитание – важнейшая сторона развития личности школьника

Учитель в школе располагает большими возможностями для разностороннего развития детей в процессе их эстетического и нравственного воспитания.      Нравственное воспитание явля...