Доклад "Обучение исследовательской деятельности на занятиях кружка"
статья (1 класс) на тему

Крепашова Ольга Викторовна

Доклад посвящён описанию методики, разработанной для самых маленьких школьников - первоклассников. Эта методика призвана помочь детям освоить первые навыки исследовательского поиска.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение исследовательской деятельности на занятиях кружка.

Реализация идей исследовательской деятельности возможна лишь в том случае, если учащиеся подготовлены к такого рода деятельности. Поэтому, когда в начале учебного года встал вопрос о создании кружка на базе моего, 1 класса во втором блоке обучения, нами была выбрана программа «Юный исследователь», направленная на подготовку учащихся к исследовательской деятельности, без которой бессмысленно говорить о деятельности проектной. Данная программа интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной программы «Школа России», составлена на основе методических рекомендаций Александра Ильича Савенкова (доктора педагогических и психологических наук, профессора кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета) и по материалам, публикуемым в методической и педагогической литературе, с использованием опыта работы отдельных учителей начальных классов.

Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

На наш взгляд особая значимость программы состоит в том, что она позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса: учеников, учителей, других работников школы, создаёт условия для работы с семьёй, общения детей и взрослых.

Программа кружка рассчитана на четыре года обучения, занятия проводятся 1 раз в неделю.

В своём выступлении я кратко познакомлю вас с отдельными методическими приёмами, призванными помочь первоклассникам освоить первые навыки исследовательского поиска.

Цикл исследовательской деятельности начинается с ВЫБОРА ТЕМЫ исследования. Для того чтобы дети смогли это сделать,  на занятиях им предлагались заготовленные карточки с различными изображениями – темами будущих исследований.  После обсуждения дети останавливали свой выбор на какой – либо теме – выбирали ту или иную карточку. В этот момент важно обратить внимание детей, что если есть возможность выбора темы, то лучше выбрать тот предмет, который не только интересен тебе, но и позволит применить как можно больше методов исследования. Например, мы можем взять тему «Тигры», но она не позволит нам использовать метод наблюдения или провести эксперимент. Поэтому на первых тренировочных занятиях лучше ориентировать детей на такие темы, которые можно было бы исследовать максимально широко.

Знакомство с МЕТОДАМИ ИССЛЕДОВАНИЯ. После выбора темы следует объяснить детям, что их задача – получить как можно больше новых сведений о том, что (кто) является предметом их исследования и подготовить о нём сообщение – небольшой доклад. Для того чтобы выполнить эту работу, надо собрать доступную информацию и обработать её. Как это можно сделать? Начинали с обычных проблемных вопросов: «Что мы должны сделать вначале?», «Как вы думаете, с чего начинает исследование учёный?» В ходе коллективного обсуждения дети  называли основные методы: «Прочитать в книге», «Понаблюдать». После того, как метод исследования был назван, вывешивалась карточка, обозначающая этот метод. Постепенно выстраивалась цепочка методов исследования. Те методы, которые окажутся неназванными детьми, на первых порах следует подсказать. В данный момент занятия карточки – методы были разложены бессистемно, по мере поступления предложений от детей, а должна быть строгая последовательность методов. В ходе дальнейшей коллективной беседы о том, что будем делать сначала, а что потом, дети были подведены к мысли, что сначала надо подумать самостоятельно, далее по – порядку: «Спросить у другого человека» (проводились специальные занятия по обучению детей правильно задавать вопросы), «Посмотреть в книгах» ( для первоклассников – это просмотр иллюстраций и чтение с помощью взрослого, так как навык чтения находится в стадии становления), «Посмотреть по телевизору», «Понаблюдать», «Получить информацию у компьютера». Можно дополнить арсенал методов, например: «Позвонить по телефону специалисту» или «Отправить ему сообщение по электронной почте». Главное – понять, что набор методов зависит от наших реальных возможностей и только ими может быть ограничен. Чем больше методов, тем лучше и интереснее пойдёт работа.

СБОР МАТЕРИАЛА. Далее встаёт вопрос о том, как зафиксировать получаемые сведения (первоклассники не владеют навыком письма). Методика А.И. Савенкова предлагает следующие варианты: просто запоминать (мы использовали этот вариант) и использовать пиктографическое письмо, когда идея фиксируется на листочке в виде рисунка, значка, символа. Считается, что если ребёнок отразил свои впечатления в пиктографическом письме, то этот факт является показателем того, данное сенсорное ощущение стало предметом осознания, размышления и приобрело для ребёнка значимость, стало ценностью. (ПОПУГАИ БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ)

СХЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ – это изображение, описание чего – либо в главных чертах с помощью чертежа, рисунка. Схема нужна, чтобы научиться отбирать самое главное из собранного материала. Мы на занятиях попробовали воспользоваться схемой в виде паучка. Допустим, что главный объект нашего исследования – кролик. Каждая ножка паучка – это направление исследования: 1. Внешний вид. 2. Образ жизни. 3. Друзья – враги. 4. Характер объекта. Ножек у паучка может быть больше или меньше, в зависимости от содержания материала. Выступая с докладом по итогам исследования, дети опирались на такую схему.

ГИПОТЕЗА – это предположение, требующее подтверждения; решение поставленной в исследовании проблемы. На занятиях кружка мы учились строить гипотезу – предположение следующим образом. Детям предлагался отрывок из текста Л. Н. Толстого «Котёнок»:

Были брат и сестра. Их звали Вася и Катя. У них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти.      

В ходе коллективного обсуждения формулировалась проблема, с которой столкнулись герои произведения (Что случилось с кошкой?). Работая в парах  дети выдвигали различные гипотезы – предположения с использованием слов «допустим», «предположим», «если»: допустим, что кошка увидела мышь, побежала за ней, упала в подвал и ей не выбраться оттуда, она повредила лапку; предположим, что собаки загнали кошку на дерево и ей не спуститься; было предположение и о рождении котят, именно по этой причине пропала кошка в тексте Толстого. Обучая детей строить гипотезу – предположение можно использовать другие вопросы и задания проблемного характера: «Как птицы узнают дорогу на юг?», «Представьте, что вы волшебники и можете исполнить  три желания любого человека. Что бы произошло?»

После того, как дети познакомились с ключевыми понятиями, на которых базируется исследовательская деятельность, мы приступили к СОЗДАНИЮ ДОКЛАДОВ. На первых порах, естественно, детям оказывалась активная помощь со стороны учителя и родителей. На занятиях кружка, работая в парах, мы раскрыли «секреты успешного выступления докладчика», касающиеся внешнего вида и речи. Для составления текста выступления учителем была разработана специальная схема (продемонстрировать). Длились первые доклады недолго (примерно 3-4 минуты). Выступления детей сопровождались фото – материалами, рисунками, компьютерными презентациями – по выбору авторов исследования  (продемонстрировать фотографии). Надо сказать, что после первых выступлений у кружковцев резко возросла мотивация к публичному выступлению, каждому не терпелось выступить в роли докладчика.

Исследования, проведённые первоклассниками, в классификации автора методики исследовательского обучения названы ЭМПИРИЧЕСКИМИ. Они предполагают проведение собственных наблюдений и экспериментов. В качестве предметов детских наблюдений могут выступать практически все объекты: люди, домашние животные (самая популярная тема исследований моих учеников), явления природы и самые разные неодушевлённые предметы. Такие исследования наиболее привлекательны для детей, важны с точки зрения их творческого развития, а также не менее полезны в плане информационном.

Уважаемые коллеги, данная методика проведения исследований с первоклассниками апробирована мною на занятиях кружка достаточно успешно. Мы провели открытое занятие в рамках работы школьного педагогического совета «Внеурочная деятельность как основное требование ФГОС 2 поколения». Конспект открытого занятия прошёл отбор на всероссийском педагогическом портале МЕТОДКАБИНЕТ. РФ. Мне был выслан сертификат (продемонстрировать), подтверждающий участие во всероссийском интернет – проекте «Педагогический опыт. Инновации, технологии, разработки». Он подтверждает наличие авторской публикации на данном педагогическом портале. Буду рада, если представленные в выступлении приёмы работы окажутся полезными для организации исследовательской деятельности в ваших классах, тем более что диапазон методики не ограничивается первым классом. В заключение позвольте продемонстрировать презентацию, которой сопровождалось выступление одной из учениц. Спасибо за внимание.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия кружка "Цикл исследовательской деятельности"

В конспекте представлены тренировочные упражнения, направленные на знакомство детей с методикой поиска, сбора и представления информации....

Конспекты занятий в кружках по организации исследовательской деятельности младших школьников

Представленные конспекты помогут учителю начальных классов довести до детей поятия "задача", "проблема", 2актуальность"...

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка исследовательской деятельности «Мои первые исследования»

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка исследовательской деятельности«Мои первые исследования»Пояснительная записка Новые стандарты образования предполагают внесение значительных измене...

Статья " Исследовательский метод обучения младших школьников на занятиях кружка « Разговор о правильном питании»

В статье раскрыта работа с детьми на кружке. Ученики активно добывают знания,ищут ответы на вопросы: откуда берут муку,что содержит картофель,что полезнее чипсы или картофель,какие фрукты и овощи раст...

Рабочая программа кружка "Проектно исследовательская деятельность" 4 класс

Рабочая программа кружка "Проектно исследовательская деятельность" 4 класс составлена в соответствии с ФГОС второго поколения. Россчитана на 34 часа (1час в неделю)...

Методическое описание. Исследовательская деятельность на занятиях, направленная на развитие критического мышления учащихся.

Исследовательская деятельность младших школьников способствует развитию критического мышления у ребёнка. В методическом описании представлен опыт работы по исследовании детьми второго года обучения (8...