Самоуправление в начальной школе.
статья (1 класс) на тему
С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление. Поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе всегда является делом трудным, особенно в начальной школе. Это может, связано и с возрастными психологическими особенностями младших школьников, и с отсутствием опыта у родителей по взаимодействию со школой.
Всякий раз, мы учителя, испытываем затруднения, когда вновь берём 1 класс и пытаемся вместе со своими воспитанниками и их родителями найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoupravlenie_v_nachalnoy_shkole.docx | 25.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоуправление в начальной школе.
С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление. Поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе всегда является делом трудным, особенно в начальной школе. Это может, связано и с возрастными психологическими особенностями младших школьников, и с отсутствием опыта у родителей по взаимодействию со школой.
Всякий раз, мы учителя, испытываем затруднения, когда вновь берём 1 класс и пытаемся вместе со своими воспитанниками и их родителями найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества. И тут возникают вопросы:
- Какой вариант структуры самоуправления целесообразно избрать в данном классе?
- Как лучше распределить поручения в этом коллективе учащихся?
- Каким образом необходимо взаимодействовать с лидерами класса в сложившейся ситуации?
«Младшим ребятам не подходят серьезные формы – совещания, заседания и комитеты. Им нужна именно игра. Самоуправление в начальных классах может существовать в форме сказочного королевства, или внеземной цивилизации, или путешествия в далёкую страну. Это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть активными. Если, благодаря игровым моделям, дети освоят азы самоуправления уже в младших классах, то налаживать в школе настоящее самоуправление будет гораздо проще».
Игра – это не простое развлечение. Игра выполняет в человеческой жизни огромную роль. Она может обучать, развивать и даже воспитывать. Не случайно игровые методики занимают в педагогике одно из самых достойных мест. А игра – совершенно наоборот: веселое, интересное занятие, от которого почти никогда не отказываются. Активность – это одно из главных правил любой игры.
Игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно. Нужно не только написать правила и распределить роли. Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное – сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.
Младшие школьники очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, каждый чувствовал необходимость и нужность другого. Для того чтобы распределить поручения в классе, можно обыграть это в следующих ситуациях. Ребята придумывают название стране – классу, герб,флаг, песня, девиз. Органы управления в стране определяют поручения, которые они могут выполнять в своём классе. Выбирают президента, премьер министра,(можно тайным голосованием) министерства. Игровую ситуацию можно назвать так: «Если бы министром был я, то, какое бы министерство я возглавил». Для того, чтобы ребятам было проще выбирать « Министерский портфель», все названия министерств можно вывесить на доске:
- Министерство здравоохранения.
- Министерство культуры.
- Министерство образования.
- Министерство физкультуры и спорта.
- Министерство финансов.
- Министерство печати.
- Министерство охраны природы.
- Министерство труда.
- Министерство здравоохранения – ребята фиксируют пропуски занятий учащихся класса, информируют о заболеваемости учащихся, организуют посещение ребят, собирают интересную информацию под рубрикой «Это важно знать», готовят сообщения для ребят во время эпидемий болезней.
- Министерство культуры – учащиеся, которые любят писать стихи и имеют литературные способности, желающие участвовать в разработке всех мероприятий класса. Они подбирают материал для сценариев, ведут концерты, праздники, организует и проводит коллективно-творческие дела, конкурсы; организует посещения выставок, театров, музеев; организует и проводит конкурсы рисунков, газет, плакатов.
- Министерство образования – помощь в учебной работе с отстающими одноклассниками, помощь классному руководителю в организации учебной деятельности учащихся.
- Министерство физкультуры и спорта – организует спортивные праздники, соревнования, дни здоровья; определяет лучших спортсменов.
- Министерство труда – сохранность и ремонт мебели класса, проведение генеральных уборок, дежурство по классу и школе, оформляет классный уголок, портфолио класса; помогает в художественном оформлении праздников, следит за порядком и чистотой.
- Министерство охраны природы – забота о зелёных насаждениях классе и школе, разведение зелёных насаждений, проведение экскурсий в природу.
- Министерство печати – выпуск тематических газет, организует и проводит конкурсы рисунков, газет, плакатов.
- Министерство финансов – ведение копилки класса, финансовой помощи в ремонте класса, школы.
Для более старшего возраста (4-5 классов) можно провести выборы самоуправления в форме корпорации.“Корпорация” - это объединение, общество. Коллективно составить рабочую структуру “корпорации”. Тут детям предлагается игровая ситуация : “кем ты хочешь быть в корпорации?” (профориентация) . Для того чтобы ребятам было проще сделать этот выбор, список работников корпорации было наглядно представлено.
Рабочая структура работников корпорации:
Генеральный директор корпорации |
Фирма Альфа | Фирма Бэта | Фирма Гамма |
Директор | Директор | Директор |
Каждая фирма имеет своих специалистов:
Менеджер |
Банкир |
Юрист |
Журналист |
Библиотекарь |
Специалист по спорту |
Специалист по культуре |
Хозяйственный персонал |
Медицинский персонал |
Функциональные обязанности:
- Генеральный директор – координирует и контролирует работы фирм.
- Директор фирмы – организует и контролирует работу фирмы, создаёт условие для эффективной работы подчиненных.
- Менеджер – несет ответственность за качество выполнения учебной деятельности и проверяет дневники.
- Банкир – несёт ответственность за финансовое состояние фирмы.
- Журналист – отвечает за своевременное издание и выпуск газеты.
- Библиотекарь – собирает и хранит книги, журналы, газеты и выдает их читателям.
- Специалист по спорту – проводит утреннюю зарядку, руководит и организует спортивные мероприятия.
- Специалист по культуре – организует культурно-массовые игры, праздники.
- Хозяйственный персонал – несет ответственность за чистоту и порядок в классе, ухаживают за цветами.
- Медицинский персонал – отвечает за здоровье работников, уход за ними.
- Система самоуправления нашего класса – максимально открытая система.
- Дети, родители, классный руководитель – сотоварищи.
- Позиция классного руководителя: близкий друг, который всегда помогает и дает необходимые советы.
- Позиция ученика: свобода выбора самопознания, понимание других, умение общаться.
Собрания “Корпорации” (классный час) по планированию проводятся на первой неделе каждого месяца. Они включают в себя:
- Информацию о событиях в классе за неделю (3-5 мин.)
- Планирование деятельности (5-7 мин.), (работа в группах 4-5 чел.)
- Обсуждение (5 мин.)
- Выбор ответственных (3-5 мин.)
- Распределение времени и места для подготовки (3-5 мин.)
Сегодня особой популярностью пользуются книги и фильмы про Гарри Поттера. Главный герой встречается с трудностями, которые он решает вместе со своими друзьями и с помощью своих способностей. Дети ярко представляют себе и школу волшебников, где учится герой. В школе ученики разделены в соответствии своих способностей.
В классе мы выделяем группы (службы) не по способностям, а по интересам. Причем детям предоставляется возможность в течение года попробовать себя в разных службах.
Исходя из того, что в основе организации ученического самоуправления в начальных классах, должна лежать игровая деятельность, я предлагаю организовать самоуправление в форме «Класса волшебников». (На основе произведения Гарри Поттер)
Главный магистр волшебников(староста)
Выделить службы по видам деятельности и назвать следующим образом:
- Повелители знаний (познавательная деятельность);
- Повелители силы (спортивная деятельность);
- Повелители четырех стихий: воздуха, воды, земли, огня (трудовая деятельность, важной функцией которой является и энергосбережение);
- Повелители радости и веселья (культурно-массовая деятельность);
- Повелители доброты и милосердия (социальная деятельность).
Актив класса – это помощники Главного магистра.
Классное собрание – Совет волшебников.
Младшие школьники должны научиться выполнять порученное дело ответственно, вырабатывать в себе привычку активно участвовать в выполнении общественного поручения. Классный руководитель должен постоянно контролировать участие ребят в выполнении общественных поручений и поощрять инициативу, самостоятельность, желание выполнять общественное поручение.
Поощрять успехи учащихся можно по – разному. Вручение грамот, дипломов,
сюрпризов. Интересной формой поощрения может стать вручение памятных медалей, которые изготавливают сами дети. Очень доброй формой поощрения учащихся может стать письмо родителям учащихся с благодарностью. Записи с благодарностью учащихся за активную работу в классе должны регулярно появляться в школьном дневнике. Это тоже является хорошим стимулом для учащихся.
Не менее важным событием может стать объявление приказа по школе за активное участие в жизни класса и школы. Это очень нравиться детям и является важным событием в жизни школы.
Работая с коллективом, что без самоуправления коллектива, невозможно подлинное развитие личности в нем. Детей объединяет их отношения, которые возникают именно в деятельности, в общении, во взаимодействии и которым необходимы три стороны, три силы, три полюса (дети, родители, учителя), которые образуют поле воспитания. Дети становятся более ответственными, организованными, самостоятельными.
Итак, самоуправление в классе возможно, более того оно необходимо, ведь по большому счёту мы сможем воспитать детей своей собственной жизни только в том случае, если в самом начале жизни наши воспитанники почувствуют, поймут, убедятся, что они что-то могут, на что-то способны, что они свободны в организации своего бытия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель ученического самоуправления в начальной школе.
О важности организации школьного самоуправления было много сказано. Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные спо...
Модель ученического самоуправления в начальной школе
О важности организации школьного самоуправления было много сказано. Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные способности, н...
Самоуправление в начальной школе.
Один из способов организации самоуправления в начальной школе....
САМОУПРАВЛЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (из опыта работы)
Эта статья рассказывает об организации основ самоуправления в начальных классах....
Организация самоуправления в начальной школе
Дети учатся управлять своей жизнью...
Самоуправление в начальной школе
Самоуправление во втором классе....
Особенности самоуправления в начальной школе
Современная педагогическая практика требует поиска эффективных путей формирования у школьников знаний и умений управлять собой, своей жизнью. При наличии определенных организационн...