Моя Россия
классный час на тему
Предварительный просмотр:
Сценарий внеклассного мероприятия
«Моя Россия»
Форма проведения: устный журнал
Цели:
1. Формировать познавательный интерес учащихся к своей Родине;
2. Способствовать усвоению понятий: «Родина», «государственные символы», «герб», «флаг»;
3. Развивать умения применять полученные знания и навыки в различных видах деятельности.
4. Содействовать становлению целостной и гармоничной личности.
Оборудование: презентация; ветка берёзы; фонограмма Гимна России, песни «Россия»; страницы журнала «Моя Родина»; раздаточный материал: текст Гимна; материалы для творческой работы, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Ход мероприятия:
1.Организация класса. Сообщение темы мероприятия.
1 слайд
- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем мероприятии. Это мероприятие будет необычным, потому что мы будем создавать устный журнал. А для того, чтобы узнать, о чём мы сегодня будем говорить, давайте разгадаем ребус.
2 слайд
Р 1 А (Р- ОДИН- А)
-А как называется наша общая, большая Родина? (Россия)
3 слайд
Сегодня мы будем создавать устный журнал «Моя Россия». Вы услышите стихи о родине, познакомитесь с символами РФ, узнаете много нового и интересного, создадите образ нашей родины в рисунках.
3.Работа над созданием устного журнала.
Чтение стихотворения «Наша Родина».
4-5 слайд
1 ученик:
Для нас сады весною зацветают,
И нашим нивам не видать конца,
И шумным говором наш слух ласкают
Кудрявые, зелёные леса.
6-7 слайд
2 ученик:
В колодцах наших, реках и озёрах
Прозрачна и живительна вода.
По сочным травам в луговых просторах
Пасутся наши тучные стада.
8, 9, 10, 11 слайд
3 ученик:
Поля бескрайние, как море,
И горы в шапках снеговых,
Разливы рек в степном просторе,
Листва берёзок молодых…
12-13 слайд
4 ученик:
Здесь людям радостно живётся,
Здесь славен мирный труд людей.
Всё это Родиной зовётся:
Великой Родиной моей.
- А что для вас, ребята, Родина?
С этими словами учитель передаёт веточку берёзы детям, как символ русского дерева, и они, передавая друг другу, произносят одно слово, которое для них созвучно со словом Родина: мама, семья, город, дом и т.д.
-Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки у дороги,
По которой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом…
- Ребята, что же такое Родина?
Выслушиваются разные высказывания детей:
Родина- это место, где родился человек.
Родина у людей одна.
Родина - это место, где человек родился, вырос, где живут его родные.
-Да, действительно, для человека Родина – это место, где он родился, вырос, где живут его близкие люди.
-Я думаю, что мы уже можем создать первую страницу нашего журнала. А как мы её назовём?
Дети высказывают свои предложения.
1 страница - «Наша Родина».
14 слайд
-Ребята, как называется наша Родина? (Россия).
-В источниках литературы дома с помощью родителей вы должны были узнать, откуда появилось такое название - «Россия».
- Послушаем ваши исследования.
1 ученик: Давным-давно, в далёкие времена жили-были добрые молодцы - могучие богатыри русские и девицы - красавицы. А у них были добрые матушки и мудрые батюшки. У мели они пахать да косить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать, а так же Родину свою защищать от врагов. В ту пору государство называлось Киевская Русь, т.к. столица была в Киеве, а не в Москве, как сейчас.
2 ученик: В конце XI века появилось новое имя у русского государства - Россия. Оно впервые встречается в летописях, составленных при царе Иване III.Тогда часто употреблялось название «Россия» наряду с прежними названиями «Русь», «Русская земля», но со временем оно стало употребляться без этих старых названий.
3 ученик: Некоторые исследователи считают, что слово «Русь» происходит от слова «русло» - углубление, по которому течёт река. Ведь на Руси множество больших и малых рек. И города, и сёла наши предки всегда строили на берегах водоёмов.
4 ученик: Слово «русский» появилось от названия древнего славянского племени «рось», поэтому русских называли россами, а страну, где они живут - Россией.
Стихотворение М. Сидорова «Россия».
1 ученик:
Россия - Родина моя,
Её мы любим ты и я.
Нам каждый уголок России - отчий дом,
Где дорог даже кустик под окном.
2 ученик:
А если за границей мы бываем,
То по России мы скучаем.
Свою страну Россию- мать
Не согласимся ни на что мы променять.
3 ученик:
Россией будем мы всегда гордиться,
Её возвысить, укрепить стремиться
В России важен каждый гражданин.
Я знаю много россиян, я - не один.
-Спасибо, ребята! Вы подготовили интересные сведения об истории слова «Россия».
-Мы создали материал для второй страницы нашего журнала. Давайте придумаем ей название.
Дети высказывают свои предложения.
15 слайд
2 страница «Тайна имени».
- Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы.
«Символ» в переводе означает знак, сигнал.
- Как вы думаете, какое из этих слов не относится к государственной символике?
16 слайд
ГЕРБ, ГИМН, БЕРЁЗА, ФЛАГ.
17 слайд
Имеет флаг, и гимн, и герб
Российская держава.
И, как все символы, они
Жизнь нашу отражают.
18 слайд
-Слово «герб» происходит от немецкого «эрбе»- наследство. Гербом называют изображение, которое в условной форме показывает исторические традиции государства или города. В старину гербы имели так же дворянские роды или отдельные лица.
- Рассмотрим герб России. Что вы на нём видите?
Учащиеся описывают и рассматривают герб России.
1 ученик:
На герб посмотрим: здесь орёл,
Да не простой - двуглавый,
Символизирует страну -
Могучий величавый.
2 ученик:
В Европе с Азией страна
Раскинулась широко-
Меж океанов и морей,
От запада к востоку.
Вот и взирает птица - царь
В две стороны внимательно:
В порядке ль всё, не шёл чтоб враг,
Следит он обязательно.
3 ученик:
В руках держава, скипетр есть,
Над главами – короны.
И всадник на коне верхом,
И змей, копьём сражённый.
- А кто из вас знает, что за всадник изображён на красном щите, который расположен на груди орла? (Святой Георгий Победоносец).
«Легенда о святом Георгии»
Рассказывают подготовленные ученики.
1 ученик: Георгий Победоносец почитался как герой и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. Образ его часто изображали на иконах. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю, очень похожую на сказку о Егории, царевне и змее.
2 ученик: В некотором царстве - государстве случилось великое несчастье, напал на него лютый змей - дракон. Поселился он в тёмной пещере на берегу моря. Огнём жёг землю, разрушал дома. Взмолились жители этого государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день его кормили досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз- всё съел змей.
3 ученик: Тогда велел змей приводить к нему каждый день на съедение человека. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели её на берег морской и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на коне. Не мог оставить царевну в беде. Сразился со змеем и победил его, став навеки Победоносцем.
- Ребята, теперь мы можем создать следующую страницу нашего журнала. Давайте дадим ей название.
Учащиеся предлагают название.
19 слайд
3 страница «История герба».
- Отгадайте загадку:
Гордо я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегут меня.
Я России часть и знак-
Бело – сине - красный… (флаг)
20 слайд
- А ребята подготовили для вас сообщения о флаге. Послушаем их.
Рассказывают подготовленные ученики.
1 ученик: Самые первые флаги были военные. Появились они тогда же, когда появились большие армии и возникла необходимость издали отличать, какой отряд движется – свой или вражеский. С этой целью воины стали привязывать к копьям ленточки и кисточки разных цветов. Размеры этих ленточек увеличивались, рисунок усложнялся, и появились настоящие флаги.
2 ученик: Современные флаги большинства стран составлены из цветных полос одинаковой или разной ширины. Синий, белый, красный – самые распространённые цвета государственных флагов. Из государств- членов ООН более 30 стран имеют флаги, составленные этими тремя цветами.
3 ученик: Трёхцветный флаг России учреждён первым российским императором – Петром I. Пётр очень уважал Голландию, самую передовую страну в тогдашней Европе, и многое заимствовал у неё, в том числе идею флага, изменив лишь порядок цветов. В ту эпоху цвета означали: белый – духовенство, синий – дворянство, красный – трудовой народ. Позднее эти цвета стали истолковываться по другому.
Учащиеся рассказывают стихи, посвящённые флагу.
1ученик:
А флаг России – триколор,
Полотнище в три цвета.
В нём яркой красной полосой
Страна наша воспета
2 ученик:
В России так заведено,
Что любят красный цвет давно.
Не зря ведь названы у нас
И площадь Красной, и изба.
3 ученик:
И даже девица красна.
Ведь красный – это красота,
Цвет крови, и цвет жизни,
И верности отчизне.
4 ученик:
Продолжим экскурс в старину,
Тогда узнаем почему
У флага есть ещё цвета,
Что значат ещё цвета два.
5 ученик:
Цвет белый – это чистота,
России белые снега.
А благородство – синий цвет,
Синее рек российских нет!
- Ребята, мне кажется, что у нас возникла ещё одна страница журнала. Как же мы её назовём?
Учащиеся предлагают название.
21 слайд
4 страница «Российский триколор».
-Часто на военных парадах, праздниках мы слышим торжественную песню, называемую гимном.
22 слайд
Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российском есть слова:
«Россия – любимая наша страна».
Россией гордимся, России верны,
И нету на свете лучшей страны.
Слова написал те Сергей Михалков,
Понятен и близок нам смысл этих слов.
А Александров ноты сложил.
Работу над гимном так завершил.
Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества.
Учащиеся под фонограмму исполняют гимн России.
-Пора нам назвать следующую страницу нашего журнала.
Учащиеся предлагают название.
23 слайд
5 страница журнала» Моя Россия» - «Главная песня страны». Коллективная творческая работа.
-Ребята, в любом журнале художники помещают иллюстрации, чтобы он получился красочным, ярким, нравился читателям. Давайте и мы выполним художественно – оформительскую работу на тему: «Я люблю тебя, Россия!». Это и будет завершение работы над нашим устным журналом.
24 слайд
Лучшие работы помещаются на доске.
25 слайд
6 страница журнала «Творческая страничка».
4.Подведение итогов мероприятия.
-Ребята, что сегодня нового вы для себя узнали?
-Для чего нужен вам журнал «Моя Россия»?
- Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека она есть. Каждый любит её, любит родной дом, родные леса, поля, людей, с которыми он живёт, любит великую страну, имя которой – РОССИЯ.
26 слайд
Песня «Моя Россия»
Литература:
1. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы.- М., 2006.
2. Яровая Л.Н. Внеклассные мероприятия. 4-й класс.- 2-е изд., доп.- М.: ВАКО, 2005.
3.Газета Педсовет, №10, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Леса России" в 4 классе, УМК "Школа России"
Красочная презентация по теме урока делает изучение темы "Леса России" из раздела "Природные зоны" интересным и занимательным. Материал может быть использован для проведения внеклассного м...
Урок гражданственности по теме: "Россия – родина моя. Я – гражданин России."
Классный час расширяющий знания о Государственной символике Российской федерации для 2 класса. Содержит познавательную информацию, конкурсы, творческое задание....
Окружающий мир 3 класс (1-4) по программе «Школа России» "Золотое кольцо России"
Тема урока: «Золотое кольцо России»Тип урока: Урок путешествиеЦели урока:Познакомить детей с древними городами России, показать красоту и изысканность русских городов.Прививать любовь к родному краю...
Россия в 18 веке. Петр Ι - царь преобразователь. Новая столица России- Петербург. Провозглашение России империей
Цели урока: 1.Познакомить учащихся со значением личности Петра 1 в истории...
«Россия – священная наша держава!» Сценарий игры-путешествия ко Дню России "«Я - Гражданин России!»
Предназначена для работы с учащимися 9-1...
Технологическая карта урока окружающего мира «Россия на карте. Проект «Города России» ( УМК " Школа России" ,2 класс)
Тема урока «Россия на карте. Проект «Города России» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование условий для ознакомления обучающихся с понятием «Геогр...
УМК «Школа России» Окружающий мир 4 класс Опрос по разделам: «Страницы истории России», «Современная Россия»
УМК «Школа России» Окружающий мир 4 классОпрос по разделам: «Страницы истории России», «Современная Россия»...