конспекты занятий по проектной деятельности "Моя первая клумба"
план-конспект занятия на тему

Морозова Татьяна Викторовна

В разработках занятий по проектной деятельности "Моя первая клумба"предложены варианты работы над проектом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_1.docx53.61 КБ
Файл konspekt_zanyatiya_2.docx23.87 КБ

Предварительный просмотр:

«КАКИЕ БЫВАЮТ ЦВЕТЫ»

(внеурочная проектная деятельность по программе «Моя первая клумба»)

Вид проекта: исследовательский, познавательно-творческий, коллективный.

Учебный предмет: внеурочная проектная деятельность «Моя первая клумба».

Участники: учащиеся 1 «в» класса (2011 – 2012 учебный год).

Срок реализации проекта: краткосрочный (2 недели).

Проблема «Какие бывают цветы».

Игровая мотивация «Путешествие в страну цветов».

Цель. Знакомство с разнообразием цветущих растений, их связью со средой обитания, формирование осознанно-правильного отношения к представителям растительного мира, развитие творческих способностей детей.

Задачи.

1. Углублять знания детей о цветах и их разнообразии.

2. Учить сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения.

3. Упражнять в классификации цветов, закреплять понятия: комнатные растения, садовые, луговые, лесные цветы.

4. Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.

5. Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами.

6. Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.

Ожидаемые результаты.

1. Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека. 

2. Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту. 

3. Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе). 

Этапы проекта.

1 этап. Целеполагание (выявление проблемы).

2 этап. Разработка проекта.

3 этап. Выполнение проекта (Организация совместной работы детей, родителей и педагогов над проектом).

4 этап. Подведение итогов (презентация).

Содержание.

1. Комнатные растения.

2. Садовые цветы.

3. Луговые цветы.

4. Лесные цветы.

5. Лекарственные растения.

6. Бал цветов.

7. Выставка плакатов «Сохраним окружающий мир».

Реализация проекта

Специально-организованная деятельность - Путешествие царство комнатных растений.

Цели: закрепить знания названий комнатных растений; продолжать обучать детей описывать растения, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки; развивать речь, мышление; поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

Уголок природы. Уход за растениями.

Цели: обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями; закрепить знания об основных потребностях комнатных растений, дать сведения о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностях; обобщить знания о способах ухода за растениями (полив, удаление пыли, рыхление); развивать связную монологическую речь через умение рассказывать об особенностях строения растений, о выполнении своих действий с учетом структуры трудового процесса; развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний; познакомить с новым видом ухода за цветами – подкормкой; воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой как живым организмом.

Весенние первоцветы (интегрированное занятие). 

Цели: вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы. Беречь и охранять ее; расширить представления и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни; развивать речь детей, активизировать внимание и память.

Растения лечат.

Цели: познакомить детей с лекарственными растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения, о правилах их сбора:

- развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности; прививать к ней интерес детей;

- развивать творческое воображение и обогащать коммуникативные навыки, основываясь на свободном объеме мнениями;

- вызывать положительный экономический настрой.

Одуванчик и растения луга.

Цели: воспитывать бережное отношение к одуванчику и полевым цветам. Закреплять знания о строении цветов, их названия. Развивать наблюдательность, речь детей. Уточнить представления о последовательности роста и развития растения.

Красная книга – сигнал опасности.

Цель 1: развивать у детей представления о назначении Красной книги; развивать у детей бережное отношение к исчезающим видам растений.

Цель 2: составить Красную книгу своего округа, выяснить, какие растения и животные являются редкими в нашем округе, какие растения произрастают в нашем округе, официально включенные в Красную книгу.

Совместная деятельность детей и педагогов.

Утренняя гимнастика «Волшебные цветы».

Фея говорит детям, что из семени они выросли и стали прекрасными цветами. Вокруг которых летают бабочки. Стрекозы. Дети – необычные цветы. Которые умеют двигаться. Предлагает встать в круг, сплести их цветов венок.

Составление модели условной жизни комнатных растений, первоцветов с помощью знаков-символов (свет, вода, тепло, почва).

Дидактические игры: «Найди растение», «Найди, что опишу», «Отгадай, что за растение», «К названному растению беги», «Собери цветок», «Найди такое же растение», «Какого цветка не стало?», «Отгадай по загадке», «Собери букет», «Четвертый лишний», «Украсим комнату», «Найди такой же», «Что изменилось?», «Где спряталась матрешка?», «Найди растение по названию», «Продайте то, что назову», «Где спрятано растение?», «Узнай растение», Магазин «Цветы», «Найди о чем расскажу».

Словесные игры.

Цель. Развивать умение описывать растения и находить их по описанию: «Я садовником родился», «Опиши цветок», «Загадай, мы отгадаем».

Загадывание загадок.

Цель. Развивать образное и ассоциативное мышление, воображение, память; повышать наблюдательность и интерес к родному языку, обогащать речь детей образами.

Продуктивные виды деятельности.

Коллаж «Цветочное царство».

Цель. Продолжать вызывать у детей интерес к коллективной художественно-декоративной деятельности, упражнять в умении создавать коллаж.

Аппликация «Астра из ниток».

Цель. Познакомить детей с новым видом изображения – с помощью ниток. Формировать уверенность в себе и в своих возможностях при создании аппликации.

Аппликация «Волшебные цветы».

Цель. Научить заниматься коллективной деятельностью; закрепить навыки вырезывания и наклеивания; развивать эстетический вкус. Умение составлять композицию, ориентироваться на листе бумаги; развивать воображение, творческое мышление.

Лепка «А мы по лугу гуляли…»

Цель. Побуждать детей доступными им приемами лепки превращать особенности сказочных образов цветов, добиваясь выразительности с помощью внесения других материалов (мелких предметов). Развивать фантазию, воображение детей.

Рисование «Мой любимый цветок (методом «тычка»).

Цель. Закрепить способ рисования «тычком» в изображении цветов. Развивать воображение, чувство цвета, умение передавать колорит цветов. Закреплять умение правильно держать кисть.

Рисование «Мой любимый луговой цветок».

Цель. Развивать изобразительные навыки, воображение, точность движения руки, восприятие цвета.

Рисование пластилином: «Я цветочек посажу, нашу группу наряжу».

Цель. Формировать у детей представление о том, что при изображении цветов они сами могут выбирать изобразительные материалы, а также приемы и способы работы с ними. Побуждать детей к активному экспериментированию с пластилином. Помогать добиваться наиболее выразительного решения и получать удовлетворение от полученного результата.

Рисование «Мой любимый цветок».

Цель. Продолжать побуждать детей передавать в рисовании красоту весенних цветов доступными средствами выразительности. Поощрять инициативу и самостоятельность детей при выборе изобразительных материалов, комбинировании их между собой для создания выразительного образа.

Оригами «Тюльпан».

Цель. Закреплять знания и умения детей изготовлять поделку из бумаги. Развивать глазомер, аналитическое мышление, память; воспитывать чувство заботы о близких, желание доставить им радость.

Пальчиковые игры.

Цель. Развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма.

Педагог говорит о том, что кисти рук детей превратились в цветы-одуванчики. Лепестки закрыты, плотно сомкнуты. «Наши алые цветы», «Цветы», «Мак», «Растения».

Подвижные игры.

Цель. Развивать умение действовать по сигналу, сдерживать себя, выразительно выполнять движения; развивать воображение. «Солнышко и дождик», «Цветы и ветер», «Растения».

Хороводные игры.

Цель. Развивать музыкальный слух, чувство ритма, умение сочетать движения со словами, выразительность, певческие навыки.

«Мы на луг ходили», «Галя по садочку гуляла».

Игра-беседа «Если бы ты был лекарственным (садовым, луговым, полевым, комнатным) цветком.

Цель. Уточнить знания детей о цветах, их особенностях; развивать воображение, умение вести диалог от лица цветка; развивать эмпатию.

Беседа «Что мне больше всего запомнилось и понравилось»

Цель. Ежедневно, вечером систематизировать знания детей, полученные за день; активизировать память.

Мини-развлечение.

Цель. Позабавить, повеселить детей, доставить радость от совместной деятельности; закрепить знания детей о цветах.

Содержание:

  • Конкурс «Кто быстрее соберет и красивее составит букет из искусственных цветов»;
  • Конкурс «Кто интереснее и необычнее составит композицию из цветов на полу»;
  • Чтение стихов о цветах;
  • Складывание цветов из элементов;
  • Импровизация под «Вальс цветов» П. Чайковского из балета «Щелкунчик»;
  • Исполнение песен о цветах.

Соревнование «Кто быстрее посадит цветы луговые и садовые».

Цель. Закреплять знания о внешнем виде луговых и садовых цветов; развивать быстроту. Ловкость. Умение из общего количества искусственных цветов или карточек-цветов выбрать те, которые соответствуют названию команды.

Трудовая деятельность.

Поливка комнатных растений.

Цель. Воспитание экологической культуры. Бережного отношения к окружающей природе, желания заботиться о ней, воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы. Расширение кругозора детей, их знаний о комнатных растениях и по уходу за ними, обогащение словарного запаса, ознакомление с правилами поливки комнатных растений.

Мытье комнатных растений.

Цель. Закреплять умение удалять пыль с растений при помощи влажной кисточки, опрыскивать из пульверизатора; определять необходимость ухода, ориентируясь на состояние листьев растения, устанавливать связь между особенностями листьев и способами ухода за ними. Обогащать словарь путем введения слов: опрыскивать, пульверизатор. Воспитывать умение работать тщательно, ответственно относиться к оказанию помощи живому существу.

Поливка клумб с многолетниками.

Цель. Закреплять умение поливать растения на участке, помогать взрослым; сформировать желание ухаживать за растениями, эстетическое наслаждение от любования свежими цветами.

Посадка рассады цветов.

Цель. Дать представления о жизни растения, научить некоторым способам выращивания рассады.

Черенкование комнатных растений.

Цель. Уточнить знания детей о том, чего можно вырастить растение; дать понятие о новом способе выращивания растения – черенковании; учить приемам правильной посадки черенков; воспитывать желание самостоятельно выращивать растения.

Пересадка комнатных растений.

Цель. Закрепить представления о жизни растения и показать некоторые способы пересадки цветов. 

Наблюдения.

Наблюдение за одуванчиком.

Цель. Воспитывать бережное отношение к одуванчику и другим лекарственным растениям. Закреплять знания о строении и назначении одуванчика. Развивать наблюдательность. Речь детей. Уточнить представления о последовательности роста и развития растения.

Наблюдение за цветами на клумбе (оттенками цветов в зелени).

Цель. Закреплять названия цветов, их цвет; сформировать эстетический вкус. Наблюдательность; воспитывать бережное отношение к растениям; закрепить знания о цветах, краске их лепестков; развивать чувство прекрасного, речь.

Наблюдение и уход за комнатными растениями в группе.

Цель. Закрепить навыки ухода за растениями; сформировать желание выращивать растения своими руками. Умножать красоту окружающего мира; развивать глагольный словарь.

Чтение.

Цель. Развивать интерес к литературе, сказкам, рассказам; развивать речь, внимание.

Стихи о цветах: Шорыгина Т. «Колокольчики и гном», Пришвин М. «Золотой луг», Сказка «Как поссорились растения» из учебного пособия А. Плешкова, Ж. Санд. «О чем рассказали цветы», Дмитриев Ю. «Хоровод лепестков», Онегов А. «Первый цветок»; «На лугу»; «На лесной поляне»; «Тропинка полевая», Смирнов А. «Цветок солнца»; «Кто на яблоньку похож?», Соколов-Микитов И. «Цвета леса»; «Легенды о цветах». Габе Д. «Желтый, белый, лиловый».

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, открыток с комнатными растениями, цветами.

Раскрашивание цветов в раскрасках.

Продуктивные виды деятельности.

Настольные, дидактические, пальчиковые, подвижные игры.

Составление рассказов о цветах, сочинение стихов, загадок.

Настольные игры: «Выложи цветы» (мозаика)», «Собери комнатное растение», «Собери букет», «Цветочное лото», Домино – «Наш сад».

Задание на дом (совместно с родителями).

Какие комнатные растения живут у вас дома?

Рассаду, каких цветов выращиваете дома?

Придумать загадку или сказку о цветах.

Участие в выставке работ «Цветочная фантазия».

Нарисуйте с родителями плакат на тему «Сохраним окружающий мир»

Системная паутинка по проекту «Цветы»

системная паутинка проекта



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по проектной деятельности                ( 4 класс)

«Моя первая клумба»                             

                                                           

                                   

Тип занятия: творческо-исследовательский проект.

Цель занятия: сформировать ценностное отношение к совместной     исследовательской деятельности по изучению  цветочно-декоративных растений и способов их выращивания.

Задачи занятия:  

  1. Сформировать  знания учащихся о многообразии декоративных растений.
  2.  Познакомить с правилами посадки, ухода и содержания цветочно-декоративных  растений  в зимнее время.
  3.  Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной и исследовательской деятельности, навыки работы в команде.
  4. Развивать интерес к изучению окружающего мира.

Материально-техническое обеспечение:

  1. компьютер, мультимедийная установка;
  2. справочная литература;
  3. семена цветковых декоративных культур, ёмкости с землёй;
  4. опытный материал;
  5. дневники ведения проекта;
  6. выставки книг о растениях (цветах).           

                               Планируемые результаты.

Предметные: 

  • знать и правильно употреблять термины и понятия темы;
  • познакомить с особенностями устройства цветника;
  • ставить опыты по изучению условий прорастания семян;
  • развитие навыков устанавливать причинно- следственные связи в окружающем мире.

Личностные:

  • проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, самостоятельность, активность, развитие навыков сотрудничества;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • ставить учебную задачу и следовать ей в коллективной самостоятельной деятельности;
  • учитывать совместно выделенные ориентиры действия в новом учебном материале;
  •  учитывать установленные правила в процессе деятельности.

Познавательные: 

  • находить и извлекать информацию в процессе коллективного и самостоятельного поиска из Интернет- источника, справочной литературы, печатных изданий;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построение суждений.

Коммуникативные: 

  • самостоятельно распределять роли в коллективной деятельности;
  • признавать роль лидера в группе и значимость роли каждого члена группы;
  • принимать и учитывать иную точку зрения и способ действия, предложенный другим;
  • умение выстраивать отношения в группе.

                                         

                                                 

     

                                                Ход занятия

1.Самоопределение  к деятельности.

Цель: сформировать самооценку готовности к занятию.

Организация детей к занятию.

Учитель:   С добрым утром,  начат день,

          Первым делом гоним лень.

          На уроке не зевать,

                    Думать, спорить, отвечать!

Покажите с помощью сигнальных карточек какое у вас настроение.

Я рада, что у вас хорошее настроение. Вперёд к открытиям!

 Ребята, нам предложили принять участие в фотоконкурсе,  а  для  этого

  нужны  фотографии нашей школы.   Давайте  выберем вместе.

 Слайд 1.

Учитель: Почему вы решили выбрать именно эту фотографию?

Ученик:   На этой фотографии около школы много цветов.  Они придают

 ей  более красивый вид.

2. Постановка проблемы.

Цель:  сформировать представление о результате.

Учитель:  Я хочу прочитать вам стихотворение. Догадайтесь о чём оно?

                   Мы из них составляем букеты,

                   И кладём стебелёк с стебельком,

                   И душистое, свежее лето

                   Вместе с ними приходит в наш дом.

                  Сколько их пышно- жёлтых, весёлых

                  Распустилось у всех на виду

                 Под широкими окнами школы,

                  В нашем залитом солнцем саду!

                  В сентябре их по улицам в школы

                  Первоклассники чинно несут,

                  Ставят в вазы на стол новосёла,

                  Как подарок, друзьям их несут.

                  Мы давно вас  считаем  друзьями,

                  Дети наших садов и полей.

                 Мы ухаживать будем за вами,

                 Чтоб на клумбах росли вы быстрей.

Ученик:  Это стихотворение о цветах.

Учитель:  Почему автор считает цветы  своими друзьями.

Ученик:    Цветы окружают нас везде: дома, в школе, на улице, в парках,             в садах, в лесу, в поле, на лугу.  Как человек не может жить без друзей, так и не может жить без цветов.

Учитель: Какова тема нашего урока?

Ученик:  Мы будем говорить о цветах.

3.Актуализация опорных знаний.

 Цель: Актуализировать знания о  растениях.

Учитель: Мы много знаем уже растений цветов, проверим свои знания.

Презентация – кроссворд о цветах.

4. Сборка проекта «Моя первая клумба».

Цель: формировать умение проводить исследование объектов.

Учитель:   Ребята, мы продолжаем работу над проектом «Моя первая клумба». Сегодня нам предстоит провести очередное  исследование. Посмотрите на экран. Знакомы ли вам эти цветы?

Слайд 2

Ученик:  Василёк, водная лилия, ромашка.

Учитель: Где растут эти растения?

Ученик:   Эти растения растут  в дикой природе и  называются дикорастущими.

Слайд 3.

Учитель:   Где выросли эти растения?

Слайд 4.

Учитель:  Эти растения выросли на клумбе около школы.

Учитель:  Кто их вырастил?

Ученик:  Их вырастили мы, люди,  и они называются декоративными.

 Слайд 5.

 На доске слова:

                       дикорастущие

               декоративные        

Слайд 6.

Учитель: Сделайте соответствующие записи в дневник ведения проекта. Приведите по 2 примера растений. Дома вы можете сделать рисунки этих растений или приклеить картинку с их изображением.

Учитель: Какие растения будем использовать для озеленения школьного

двора:  дикорастущие или декоративные?

Ученик:  Мы будем сажать декоративные растения.

Учитель:  Готовы ли вы сейчас к посадке? Нет. Но что уже в наших силах? Мы можем потренироваться в посадке комнатных растений. К сегоднешнему занятию мы провели в школе опрос.

  1. Для чего человеку разводить комнатные растения?
  2. Много ли комнатных растений в классах нашей школы?
  3. Знают ли ребята названия комнатных растений, которые находятся в их кабинетах?
  4. Все ли комнатные растения можно разводить в классных комнатах? 

В нашем опросе участвовали учителя и учащиеся 2в, 3б, 4б классов. Опрос показал, комнатных растений в классах немного,  что все ребята знают, для чего необходимы комнатные растения, но вот все затрудняются назвать эти комнатные растения.

Перед нами встаёт ряд задач:

  1. С помощью дополнительных источников по внешнему виду комнатного растения определить его название и условия развития.
  2. Подготовить сообщения о комнатных растениях, которые чаще всего встречаются в классах нашей школы.
  3. Самостоятельно разводить комнатные растения в своём классе.
  4. Поделиться опытом работы с учащимися своей школы.

Учитель:  К этому уроку вы подготовили сообщения о растениях комнатных, которые вы отметили в стенах нашей школы, послушаем эти сообщения.

                                              Физминутка. (Команда мальчиков и девочек за минуту должна назвать как можно больше названий цветов, не повторяя их названий. Кто не нарушит условие, тот и побеждает)

После физминутки выступление детей с сообщениями о цветах.

5.Контроль и оценка.

Цель:  сформировать  чувство  самоконтроля и самооценки собственной деятельности.

-Подведем итог нашего занятия.

-Какова была его цель?

- Какие знания мы открыли?

     7. Рефлексия
 Цель: развивать рефлексивные умения, создавать ситуации для осмысления всей работы на занятии. 

Что на ваш взгляд было самым интересным?  Было ли что-то, что вам не понравилось?  Покажите , какое у вас сейчас настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Конспект занятия по проектной деятельности.

Презентация поможет организовать занятие по проектной деятельности.....

Классный проект "Моя первая клумба"

Интегрированный урок- проект "Моя первая клумба" разработан с целью ознакомления со способами выращивания декоративных растений и оформления пришкольного цветника....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя первая Клумба"

Программа внеурочной деятельности для детей 7-10 лет, на четыре года обучения...

Конспект занятия педагога-психолога в первом классе «Давайте жить дружно»

Занятия способствует психическому и личностному росту детей, их самопознанию и пониманию чувств других детей....

План – конспект занятия по внеурочной деятельности « Моя первая клумба» на тему: « Декоративное панно из разных материалов». 3 класс.

Знакомство учащихся с творческим проектом, формирование навыков  по содержанию, оформлению, выполнению проекта, определение   выбора  изделия, подбора  материалов....

Конспект занятия по робототехнике «Проект «Первые шаги», часть Б: Датчик перемещения Майло».

В начальной школе дети проходят по желанию курс занятий с лего- конструктором в модуле "Робототехника". В ВУЗах и СПО - среднем профессональном образовании студенты на 1-3 курсах в качестве ...

Конспект занятия по конструированию в первой младшей группе «Наш город»

Цель: Создание положительного, эмоционального настроения у детей от совместной деятельности. Побуждать детей включаться совместно со взрослыми в игру. Продолжать развивать умение сооружать элементарны...