ВЛИЯНИЕ ГРУППОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
статья на тему
На начальном этапе одна из главных задач, стоящих перед учителем: научить детей общению, сотрудничеству, умению слышать и слушать другого и мыслить вместе с ним, то есть содействовать развитию коммуникативной компетенции. Очевидно, что в реализации этой задачи необходимо использование групповых форм творческой деятельности детей на уроках и во внеурочной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ВЛИЯНИЕ ГРУППОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
«Когда благородный муж учит и наставляет,
он ведёт, но не тянет за собой,
побуждает, но не заставляет,
открывает путь, но не доводит до конца,
ученик думает»
Конфуций
Перед педагогом постоянно стоит труднейшая задача: как помочь научиться каждому, если эта помощь необходима многим?
На практике мы уже убедились в необходимости перехода от преподавания как основного вида деятельности учителя к управлению образовательным процессом. Здесь важно глубокое понимание каждым учителем того, что образовательная (воспитательная) среда должна способствовать тому, чтобы каждый ученик мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности и общения. Мы хотим видеть ученика начальной школы самостоятельным и инициативным, стремимся к формированию у него полезных привычек, разносторонних познавательных потребностей, наклонностей. Но не всегда наши намерения реализуются в желаемом объеме, ибо мы забываем, что «главный признак – это управление этой деятельностью со стороны ученика». Доведение ученика до самостоятельного управления учебной деятельностью возможно только при правильной оценке факторов, от которых зависят интересы сегодняшнего школьника.
В школьном детстве ребёнок больше всего хочет общаться, говорить о себе, творить, подражать. Насколько удаётся нам в рамках классно-урочной системы реализовать потребность ребёнка в общении? Оставляет ли наша гонка за выполнением программы ребёнку шанс поговорить в школе на волнующие его темы, не связанные с учебным материалом? Чего больше предлагаем мы ученикам: алгоритмизации действий либо идущего от души, не навязанного извне творчества? Важно дать возможность ребёнку научиться понимать речь собеседника, слушать и слышать его, мыслить в диалоге с ним.
Но известно, что 6-7-летнему ребёнку ещё очень сложно принять чужую точку зрения, обнаружить разницу между своей и чужой логикой. Первичный «диалог» на уроке представляет собой картину, когда один ученик что-то утверждает, другой пытается продолжить его мысль, высказывает нечто прямо противоположное, а третий, утверждая, что оба правы, предлагает своё собственное решение, и все трое друг с другом «согласны». Или картина абсолютно противоположна. Многие дети, приходя в начальную школу, не умеют общаться, сотрудничать. Они не могут знакомиться, не знают, как вежливо обратиться к другому ребёнку, как вежливо отказать. Плохо ориентируясь в понятиях «моё», «твоё», «общее», способны брать без разрешения чужие вещи. Не умеют отличить искреннее непонимание или шутку от агрессии. Зачастую ребята совершенно не приучены чувствовать границы необходимой самообороны: в ответ на грубое слово могут затеять жестокую драку, на лёгкий толчок рукой – ударить палкой по лицу. Школа становится для многих ребят местом, где они могут (и вынуждены) быть членами относительно стабильного коллектива. Отсутствие у детей необходимых навыков взаимодействия ведёт к тому, что их общение делается конфликтным, причём конфликты эти они разрешать не способны. Это создаёт много проблем в управлении учебной деятельностью, как для самих ребят, так и для педагогов. Следовательно, коммуникативная компетентность детей является важным условием развития у них учебно-познавательной компетенции. Если взрослые не помогут детям наладить общение, у них может сформироваться стойкое отрицательное отношение к сверстникам как к помехе, препятствию, источнику отрицательных эмоций. В дальнейшем это осложнит их формирование как членов общества и граждан.
Таким образом, задача развития у младших школьников навыков общения, взаимодействия и сотрудничества с ровесниками чрезвычайно важна. Решать её необходимо с максимальной интенсивностью, сразу после поступления детей в школу, чтобы избежать формирования и закрепления отрицательных стереотипов. В центре внимания должно стоять воспитание у детей доброжелательного отношения к людям, эмоционального принятия их, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения.
В связи с этим на начальном этапе одна из главных задач, стоящих перед учителем: научить детей общению, сотрудничеству, умению слышать и слушать другого и мыслить вместе с ним, то есть содействовать развитию коммуникативной компетенции. Очевидно, что в реализации этой задачи необходимо использование групповых форм творческой деятельности детей на уроках и во внеурочной деятельности.
Почему именно творческой деятельности? Творческая деятельность – это процесс, у которого нет единственно верного (эталонного) результата и (или) существует несколько путей достижения цели и поэтому при её выполнении нет условий провоцирующих развитие соперничества (конкуренцию) внутри групп и между ними (основной критерий творческой работы состоит в том, что её продукт оценивается прежде всего со стороны своей уникальности), такая работа содержит необходимые предпосылки для формирования между участниками отношений сотрудничества (наличие общей цели, возможность коллективно выполнить гораздо более сложную и объёмную работу), это именно тот вид деятельности, который наиболее востребован в реальной жизни (по сути, наша жизнь в обществе – это и есть большая коллективная творческая работа), подобная деятельность интересна детям и мотивирует их выполнение заданий, требующих взаимодействия (одна из важнейших человеческих потребностей – потребность самовыражения, проявления индивидуальности, познавания себя в сравнении с другими, а всякая деятельность, удовлетворяющая её, очень интересна детям.)
Обучать детей взаимодействию и сотрудничеству можно параллельно с выполнением других воспитательных и образовательных задач. Хотя такая работа не исключает организации специальных занятий.
При организации такой деятельности учителю необходимо придерживаться некоторых важных условий. В начале обучения стоит предлагать детям задания, которые позволят быстрее познакомиться. Постепенно в соответствии с изменением опыта и возраста детей акценты смещаются с формирования мотивации сотрудничества на развитие привычки согласовывать личные интересы с интересами других, обучение правилам эффективной организации совместной работы и становление эмоциональной сферы. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности. Переход от простых заданий к сложным возможен по мере накопления детьми опыта выполнения групповых творческих работ.
Такую работу можно начинать с любого начального класса, но обязательно нужно придерживаться логики её построения: от простых заданий, направленных на формирование мотивации совместной деятельности, к сложным. И эта работа должна быть систематической: хотя бы одно групповое занятие в неделю и один раз в четверть – внеклассное мероприятие, включающее большую творческую работу.
Групповое взаимодействие – не только средство активизации познавательной активности учащихся, но и важный ценностный элемент обучения, не только процесс, но и содержание, источник личностного опыты, фактор актуализации смыслообразующей, рефлексивной, критической и других функций личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевые разминки - путь развития коммуникативной компетенции младших школьников.
В данном материале раскрывается актуальность проведения речевых разминок на уроках в начальной школе. Представлена структура,наиболее приемлемое время проведения разминки на уроке, разнообразие ...
«Развитие коммуникативных компетенций младших школьников в условиях совместной деятельности»
«Развитие коммуникативных компетенций младших школьников в условиях совместной деятельности»...
Развитие коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка средствами игровой деятельности
Игра – это незаменимый инструмент в развитии личности младшего школьника, с помощью которого можно повысить интерес к русскому языку и сделать этот предмет более «живым» и увлекательным. путем чередов...
Развитие коммуникативных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности.
Выступление на педагогическом совете направлено на раскрытие сути коммуникативных компетенций младших школьников. Дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятны для овладения коммуника...
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В настоящее главной целью начального образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, планировать пути их реализации, справедливо оценивать свои результаты, то ...
«Развитие коммуникативных компетенций младших школьников через групповую работу"
Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательн...
Коммуникативно-речевые игры на логопедических занятиях как средство развития коммуникативных компетенций младших школьников.
Коммуникативные игры, которые можно использовать на логопедических занятиях с младшими школьниками для развития коммуникативной компетенции....