Роль методического объединения классных руководителей в современной школе
учебно-методический материал по теме
Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным делом лёгким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически... Почти все признают, что воспитание требует терпения..., но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания.
К.Д.Ушинский
Именно специальные знания педагога влияют на формирование личности учащегося. В связи с этим, естественно, что в современной школе необходимо создать все условия для роста профессионального мастерства классного руководителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_metodicheskogo_obedineniya_klassnykh_rukovoditeley_v_sovremennoy_shkole.rar | 315.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль методического объединения
классных руководителей в современной школе
Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным делом лёгким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически... Почти все признают, что воспитание требует терпения..., но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания.
К.Д.Ушинский
Именно специальные знания педагога влияют на формирование личности учащегося. В связи с этим, естественно, что в современной школе необходимо создать все условия для роста профессионального мастерства классного руководителя.
В условиях модернизации системы образования предъявляются требования к профессиональной компетенции педагогических работников. Сегодня востребован не просто классный руководитель, а педагог-психолог, педагог-технолог, способный на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи. Для этого необходима действенная и эффективная структура методической помощи в образовательном учреждении, роль которой значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.
Методическая работа - важнейшее звено системы непрерывного образования, составная часть профессионально-педагогической (управленческой) деятельности, в рамках которой создаются теоретические продукты, обеспечивающие педагогические или управленческие действия.
Методическая работа дает возможность классным руководителям не только участвовать в реализации школьных программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, в апробации экспериментов и инноваций, постоянно стимулируя развитие творческого их потенциала, направленного на формирование и развитие личности учащегося.
В целях создания необходимых условий для совершенствования педагогического мастерства классных руководителей, повышения научности руководства воспитательным процессом в классных коллективах организация методического объединения классных руководителей в современной школе признается неоспоримым фактом.
Специфика деятельности методического объединения классных руководителей в современной школе определяется Концепцией воспитательной системы школы и должна соответствовать следующим принципам:
- научности (поиск и разработки классных руководителей должны иметь методологическую основу);
- гуманитаризации (основой содержания воспитания является человек, педагог, развитие его умений, способностей, ценностных отношений гармонии и культуры мира);
- системности (предполагает необходимость планирования и реализации всех ступеней научной и практической разработки проблемы);
- актуальности и востребованности (направленности на профессионально значимые проблемы, касающиеся содержания и организации воспитательной работы);
- культуросообразности (разработке содержания, соответствующего достижениям и требованиям научной, профессиональной, общечеловеческой культуры).
Содержание работы методического объединения классных руководителей в современной школе регламентируется Законами РФ, нормативными документами, инструкциями, приказами Министерства образования и науки РФ; Уставом учреждения, локальными актами к Уставу ("Положением о методическом объединении классных руководителей»), Программой развития, ежегодным планом работы; новыми психолого-педагогическими, методическими исследованиями, повышающими уровень методической работы; результатами диагностики и мониторинга состояния воспитательного процесса, уровня воспитанности учащихся, помогающих определить основные проблемы и задачи методической работы; использованием информации о передовом опыте методической службы в школах города.
!!! ПРЕДЛАГАЮ СОВМЕСТНО ОПРЕДЕЛИТЬ СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ М.О. КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
В содержание деятельности методического объединения классных руководителей в современной школе необходимо включить:
- повышение профессионального уровня педагогов по вопросам воспитания и методики воспитания (овладение новыми воспитательными технологиями; повышение творческого потенциала педагогов с учетом их индивидуальных способностей; оказание практической помощи в организации воспитательной работы с учащимися и т.п.);
- разработку методических рекомендаций по эффективной организации воспитательного процесса;
- обобщение воспитательных результатов школы;
- координацию воспитательной деятельности классных руководителей и организацию их взаимодействия в педагогическом процессе;
- обмен положительным педагогическим опытом в достижении воспитательных результатов;
- экспертизу воспитательных программ педагогов;
- совершенствование и повышение эффективности воспитательной работы в школе;
- выстраивание перспектив воспитательных структур школы;
- развитие творческих связей и контактов с аналогичными подразделениями в других школах, с подразделениями высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов, исследователями в интересах совершенствования работы классных руководителей;
- оценку работы членов объединения, ходатайство перед администрацией о поощрении лучших классных руководителей.
На методическом объединении классных руководителей рассматриваются решения важнейших вопросов жизнедеятельности школы, вопросы освоения современных методик, форм, видов, средств, новых педагогических технологий в воспитании детей. Методические объединения классных руководителей способствуют сплочению коллектива, сохранению и развитию традиций школы, стимулируют инициативу и творчество педагогов, активизируют их деятельность в научно-исследовательской и поисковой работе, выявляют и предупреждают недостатки, затруднения и перегрузки в работе.
Главная цель методического объединения – совершенствование воспитательного процесса в школе, его постоянное саморазвитие, рост уровня воспитанности школьников.
Основная задача работы методического объединения классных руководителей в современной школе заключается в методической поддержке классного руководителя в проектировании и реализации системы профессиональной деятельности в условиях модернизации образования по следующим направлениям:
- повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки классных руководителей по вопросам психологии и педагогики воспитательной работы;
- повышение духовной культуры и научно-практической подготовки классных руководителей в области воспитания учащихся;
- освоение современных концепций воспитания и педагогических технологий;
- выработка единых требований и мер по решению наиболее принципиальных вопросов практики воспитания коллектива и личности;
- углубление знаний классных руководителей о методах воспитательной работы, вооружение их методикой воспитательной работы и оказание помощи в совершенствовании индивидуального педагогического мастерства;
- изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта по воспитанию учащихся и созданию нового опыта на основе рекомендаций педагогической науки;
- организация программно-методического сопровождения организации воспитательной работы в классе, школе, способствующей совершенствованию и повышению эффективности воспитательной работы в школе;
- обеспечение выполнения единых, принципиальных подходов к воспитанию учащихся.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
В целях создания необходимых условий для совершенствования педагогического мастерства классных руководителей, повышения научности руководства воспитательным процессом в классных коллективах Министерство образования Российской Федерации рекомендует, используя накопленный опыт, организовать в школе (районе) методическую работу по вопросам воспитания учащихся.
Возможно создание методическое объединение классных руководителей 1-4 кл, 5-8 кл, 9-11 кл. или 1-11 кл., что встречается у нас.
Возможно и то, что вопросы воспитания, могут рассматриваются в системе деятельности предметных методических объединений.
При планировании работы методического объединения необходимо учитывать:
- нормативные документы Министерства образования Российской Федерации, определяющие главные направления воспитательной работы; проблемы воспитания, стоящие в центре внимания областных, городских и районных отделов образования;
- разрабатываемую в регионе модель воспитания;
- основные направления воспитательной работы, сложившиеся в школе, в том числе проблемы, над которыми работает школа, район, опыт решения этих проблем в отдельных коллективах, в научно-методической литературе;
- реальное состояние воспитательной работы в школе и уровень воспитанности учащихся;
- возрастные особенности учащихся и специфические проблемы воспитания школьников, возникающие на каждом этапе формирования личности;
- уровень педагогического мастерства, квалификацию и опыт классных руководителей, являющихся членами методического объединения, их готовность к решению предстоящих воспитательных задач (на основе диагностики), определившиеся интересы в области теории и методики воспитания, а также реальные возможности для внедрения в практику рекомендаций педагогической теории и передового опыта.
Анализ состояния дел в школе и классах, учет типичных затруднений в воспитательной работе, недостатков и проблем воспитания школьников помогут правильно поставить задачи и направить работу на их решения.
Особое внимание следует уделить научно-практической проблеме, над решением которой работает коллектив школы в целом. Если школа, к примеру, работает над проблемой личностно ориентированного воспитания учащихся, то и в задачах работы методического объединения также должны найти отражение вопросы теоретической и методической подготовки классных руководителей по проблемам личностно ориентированного воспитания, выработки единых требований к работе по данному направлению, изучение передового опыта и т. д.
Методическое объединение классных руководителей может сосредоточить внимание и на какой-то одной стороне общешкольной проблемы. Так, одним из вопросов, требующих совершенствования теоретической и методической подготовки учителей, является организация работы по формированию гражданской позиции учащихся. Являясь частью проблемы личностью ориентированного воспитания, этот вопрос имеет в то же время самостоятельное теоретическое и практическое значение. Внимание классных руководителей в этом случае будет сосредоточено на воспитании гражданственности личности школьников, на психологии мотивов и методике организации деятельности учащихся и т. д.
Методическое объединение не должно забывать о необходимости постоянного внимания классных руководителей к воспитанию ответственного отношения к учению, формированию у школьников потребности в знаниях, предупреждению и преодолению неуспеваемости. В связи с этим в задачах работы методического объединения это должно найти отражение. Опыт показывает, что наибольшего воспитательного эффекта в своей работе достигают те классные руководители, которые опираются в своей деятельности на детские организации и юношеские объединения. Методические объединения классных руководителей должны помочь учителю овладеть методикой работы с детскими организациями.
Сосредоточение внимания классных руководителей прежде всего на необходимости теоретической подготовки поможет в поиске новых путей и методик успешного практического решения проблем воспитания.
Учет опыта классных руководителей и реальных возможностей его дальнейшего совершенствования на научной основе сделает задачи деятельности методического объединения реальными, позволит наметить последовательные этапы роста отдельных классных руководителей, организовать помощь, обмен опытом работы и т. и.
Предлагаются следующие примерные структуры плана работы методического объединения:
- Анализ работы методического объединения за учебный год.
- Задачи методического объединения.
- Заседания методического объединения.
- Межсекционная работа.
Возможно:
- краткий анализ социально-педагогической ситуации развития учащихся;
- педагогические задачи объединения;
- календарный план методического объединения;
- график проведения классных мероприятий;
- повышение профессионального мастерства классного руководителя (темы самообразования классных руководителей, участие в курсах повышения квалификации);
- подготовка творческих работ, выступлений;
- работа по аттестации педагогов;
- изучение и обобщение педагогического опыта работы классных руководителей.
Организация работы МО классных руководителей предполагает наличие документации:
1. План работы МО утверждается сроком на один учебный год на заседании объединения (в случае необходимости в него могут быть внесены коррективы).
2. План МО классных руководителей является частью годового плана работы школы.
3. Заседание МО проводится 4-5 раз в учебном году.
4. Заседания МО протоколируются (указываются вопросы, обсуждаемые МО, решения и рекомендации).
5. Доклады, сообщения, сделанные на заседаниях МО, конспекты разработок воспитательных мероприятий сдаются в его методическую "копилку".
6. В конце учебного года анализ деятельности МО представляется администрации школы, у нас в районе в УО.
!!! А СЕЙЧАС ПРЕДЛГАЮ ОПРЕДЕЛИТЬ структуру проведения методического объединения
Структура проведения методического объединения:
1. Вступительное слово председателя методического объединения о проблеме и цели заседания;
2. Выступление по теме заседания;
3. Обмен опытом работы классных руководителей;
4. Обзор методической литературы;
5. Рекомендации;
6. Текущие вопросы.
!!! СКАЖИТЕ, КАКИЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ВЫ ПРАКТИКУЕТЕ?
Формы методической работы:
- методические сессии;
- дидактические трибуны;
- методические студии;'
- тренинги;
- обзор идей личностного развития ребенка;
- деловые игры;
- практикумы, семинары;
- методические конференции;
- мастер-класс;
- "мозговой штурм";
- экспресс-анкеты.
ОБРАЩАЮ ВАШЕ ВНИМНИЕ НА примерной схеме анализа работы МО
Примерная схема анализа работы МО
- Реализация основных задач работы методического объединения, влияние работы методического объединения на повышение качества воспитательной работы, уровня воспитанности учащихся в школе.
- Профессиональное мастерство воспитателей, динамика, критерии.
- Итоги работы методического объединения но повышению общетеоретического, методического уровня классных руководителей, их деловой квалификации.
- Итоги внедрения рекомендаций, данных классным руководителям в течение учебного года, оценка их новаторских поисков.
- Связь работы методического объединения с самообразованием учителя, с молодыми классными руководителями.
- Что стало положительным в работе классных руководителей; какой опыт одобрен, обобщен, какие трудности в работе классных руководителей отмечает методическое объединение.
- Как изучается уровень состояния воспитательной работы в классах, уровень воспитанности учащихся.
- Участие методического объединения в реализации идей по выбранной проблеме воспитания школьников.
В школе может быть создан методический центр «В помощь классному руководителю». Это стенд или уголок, материалы которого меняются один раз в месяц (можно чаще).
Рекомендуются следующие рубрики:
- План КТД.
- Рекомендации классному руководителю по его организации.
- Опыт лучших — всем.
- Вести с классных часов.
- Литература в помощь классным руководителям.
- Тема очередного занятия классных руководителей, межсекционная работа.
Руководителями школьных методических объединений классных руководителей назначаются наиболее опытные классные руководители, учителя, работающие творчески, склонные к исследовательской деятельности. У нас часто руководят МО заместители директора по ВР. Не забывайте, что в положении о МО должно быть написано кто у вас руководит (заместитель или кл.рук.).
Заместитель директора по воспитательной работе инструктирует классных руководителей и других лиц, привлеченных к руководству внеклассными занятиями школьников, оказывает им педагогическую помощь, направляет совместные усилия учителей и воспитателей на совершенствование всех звеньев воспитательной работы.
!!! Запишите ФИО руководителя МО кл.рук. вашей школы
Обязанности руководителя методического объединения
- Планирование работы методического объединения. Распределение обязанностей между классными руководителями по их участию в работе методического объединения.
- Подготовка и проведение заседаний методического объединения (не менее четырех в течение учебного года). Ведение и оформление протоколов заседаний методического объединения, проверка выполнения принятых решений.
- Организация открытых внеклассных занятий и мероприятий.
- Обобщение и распространение передового педагогического опыта классных руководителей.
- Подведение итогов работы и выработка на их основе рекомендаций.
- Анализ работы методического объединения.
- Оформление и хранение методических материалов.
- Создание благоприятных условий для организации методической работы, повышение профессионального мастерства классных руководителей.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что МО классных руководителей играет большую роль во внедрении в практику обучения и воспитания современных технологий. Хотелось бы ещё раз остановиться на шести характерных моментах в организации воспитательной деятельности.
- Во-первых, проектирование и организация процесса воспитания учащихся важную роль играет стратегическое планирование. Классные руководители при проектировании не ограничивают свои воззрения на воспитательный процесс рамками годового плана работы, а с помощью инновационных форм пытаются создать программы и модели развития воспитательной деятельности.
- Во-вторых, применяется, системный способ организации воспитательного процесса. Для того, чтобы осуществляемая деятельность и ее влияние носили целенаправленный и системный характер, классные руководители объединяют отдельные воспитательные дела и мероприятия в более "крупные дозы воспитания" (термин В.А. Краковского) - так называемые системоинтегрирующие формы организации воспитательного процесса, к которых можно отнести ключевые дела, тематические программы.
- В-третьих, "крупные дозы воспитания" сочетаются с малыми формами воспитательной работы, направленными на развитие и проявление индивидуальности каждого ребенка. Они стремятся к тому, чтобы каждый их воспитанник имел реальные возможности и условия стать самим собой. Поэтому в планы воспитательной работы они включают циклы тематических классных часов "Познай себя", "Сотвори себя сам", тренинги саморазвития и личностного роста.
- В - четвёртых, существенную роль в процессе воспитания играют традиции классного коллектива. Классные руководители убеждены в необходимости использования воспитания детей традиционных форм и способов построения деятельности и отношений, которые влияют на личность, как правило, более эффективно, а затрат требует меньше, потому что действовать традиционным способом легче, чем работать в новом режиме или непривычной обстановке.
- В-пятых, наряду с деятельностью важным средством воспитания является общение. В объективе внимания классных руководителей находятся проблемы делового и неформального общения в детском коллективе, развития коммуникативной культуры школьников. В педагогическом арсенале появились тренинги общения, коммуникативные игры, часы общения и развития, кружки и клубы коммуникативной культуры. Это не только значительно обогатило воспитательный процесс, но и способствовало повышению его эффективности.
В-шестых, для анализа и оценки эффективности процесса воспитания учащихся специально разрабатывается и используется диагностический инструментарий, состоящий из совокупности критериев, показателей и методик для изучения результативности воспитательной деятельности.
И в заключение этой темы хочется сказать. Да, перед человечком, которому еще только предстоит стать личностью, вопросов много. И мы обязаны помочь ребенку найти кредо жизненного пути. Методическое объединение помогает классным руководителям подобрать формы, методы работы с учащимися, способствующее этому.
- ВОПРОСЫ
_________________________________________________________________________
- о том, как организована работа методического объединения классных руководителей в основной общеобразовательной школе нам расскажет Шипицина Татьяна Ивановна
- ВОПРОСЫ
- я предоставляю слово Классиной В.С. она нам расскажет об организации работы методического объединения классных руководителей в средней общеобразовательной школе
- ВОПРОСЫ
- ОБЗОР МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (сайты, журналы)
- МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗНАКОМСТВА (папка)
- сейчас я предлагаю вам подумать о том, в каких вопросах воспитательной деятельности вам требуется методическая помощь. ЗАПИШИТЕ. Передайте.
_________________________________________________________________________
- следующий вопрос семинара классный час
- анализ классного часа учителем.
Вопросы, предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы "Классный руководитель в современной школе. ФГОС"
Современные образовательные стандарты, безусловно, базируются на классике педагогики. Виктор Федорович Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен срабо...
Классный руководитель в современной школе, задачи и решения.
Статья о работе классного руководителя и использовании в воспитательной работе активных методов обучения....
Роль классного руководителя в современной школе
Классный руководитель - ближайший и непосредственный воспитатель и наставник учащихся. Он организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия учителя, родителей и...
Роль классного руководителя в современной школе.
Перечислены основные принципы работы классного руководителя в современной школе....
Деятельность классного руководителя в современной школе
Статья о работе классного руководителя из опыта работы....
Профессиональная компетенция классного руководителя в современной школе
Профессиональная компетенция классного руководителя в современной школе...
Профессиональная компетенция классного руководителя в современной школе
Презентация по теме...